Российские законы

Решение Тюменской городской Думы от 27.03.2008 N 9 (ред. от 26.03.2009) “О Генеральном плане городского округа город Тюмень“

Начало действия редакции - 28.03.2009.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Изменения, внесенные решением Тюменской городской Думы от 26.03.2009 N 257, вступили в силу со дня официального опубликования (опубликовано в “Тюменском курьере“ - 28.03.2009).

Решением Тюменской городской Думы от 26.03.2009 N 257 данный документ дополнен приложением 4 “Схема Генерального плана городского округа город Тюмень“ и приложением 5 “Схема историко-культурных ограничений“.

ТЮМЕНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 27 марта 2008 г. N 9

О ГЕНЕРАЛЬНОМ ПЛАНЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ТЮМЕНЬ

(в ред. решений Тюменской городской Думы

от 26.06.2008 N 86, от 25.09.2008
N 127,

от 26.03.2009 N 257)

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Законом Тюменской области от 03.06.2005 N 385 “О регулировании градостроительной деятельности в Тюменской области“, постановлением Правительства Тюменской области от 08.08.2006 N 183-п “Об утверждении Положения о подготовке документов территориального планирования муниципальных образований“, учитывая протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний по проекту Генерального плана городского округа город Тюмень от 28.10.2007, на основании статей 27, 58 Устава города Тюмени Тюменская городская Дума решила:

1. Утвердить Генеральный план городского округа город Тюмень на период до 2040 года в составе следующих материалов:

----T----------------T--------T----------------T-------T-------T----------¬

¦ N ¦ Наименование ¦Масштаб ¦ Материалы ¦Степень¦ Коли- ¦ Номер ¦

¦п/п¦ ¦ ¦ ¦секрет-¦чество ¦приложения¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ности ¦страниц¦ ¦

+---+----------------+--------+----------------+-------+-------+----------+

¦1. ¦Положения о ¦ ¦текстовые ¦ ¦ 14 ¦ 1 ¦

¦ ¦территориальном ¦ ¦материалы ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦планировании ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦городского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦округа город ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦Тюмень ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+----------------+--------+----------------+-------+-------+----------+

¦2. ¦Пояснительная ¦ ¦текстовые и ¦ДСП ¦ 199 ¦ 2 ¦

¦ ¦записка ¦ ¦графические ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦материалы по ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦обоснованию ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦Генерального ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦плана ¦ ¦ ¦ ¦

¦(в ред. решения Тюменской городской Думы от 26.03.2009 N 257) ¦ ¦

+---+----------------+--------+----------------+-------+-------+----------+

¦3. ¦Современное ¦1:20000 ¦топокарта ¦ДСП ¦ 2 ¦ 3.1 ¦

¦ ¦использование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦территории ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦

+---+----------------+--------+----------------+-------+-------+----------+

¦4. ¦Схема инженерно-¦1:20000 ¦топокарта ¦ДСП ¦ 2 ¦ 3.2 ¦

¦ ¦геологической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦оценки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦территории ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+----------------+--------+----------------+-------+-------+----------+

¦5. ¦Схема ¦1:20000 ¦картографическая¦ДСП ¦ 2 ¦ 3.3 ¦

¦ ¦техногенных ¦ ¦схема ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦планировочных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ограничений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+----------------+--------+----------------+-------+-------+----------+

¦6. ¦Схема историко- ¦1:5000 ¦картографическая¦ДСП ¦ 2 ¦ 3.4 ¦

¦ ¦культурных ¦ ¦схема ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦планировочных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ограничений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+----------------+--------+----------------+-------+-------+----------+

¦7. ¦Основной чертеж.¦1:20000 ¦топокарта ¦ДСП ¦ 2 ¦ 3.5 ¦

¦ ¦Проектный план. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦Схема ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦функционального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦зонирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦(расчетный срок)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+----------------+--------+----------------+-------+-------+----------+

¦8. ¦Схема ¦1:20000 ¦картографическая¦ДСП ¦ 2 ¦ 3.6 ¦

¦ ¦первоочередного ¦ ¦схема ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦строительства ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦

+---+----------------+--------+----------------+-------+-------+----------+

¦9. ¦Схема транспорта¦1:20000 ¦картографическая¦ДСП ¦ 2 ¦ 3.7 ¦

¦ ¦ ¦ ¦схема ¦ ¦ ¦ ¦

+---+----------------+--------+----------------+-------+-------+----------+

¦10.¦Схема ¦1:20000 ¦картографическая¦ДСП ¦ 2 ¦ 3.8 ¦

¦ ¦канализации ¦ ¦схема ¦ ¦ ¦ ¦

+---+----------------+--------+----------------+-------+-------+----------+

¦11.¦Схема ¦1:20000 ¦картографическая¦ДСП ¦ 2 ¦ 3.9 ¦

¦ ¦энергоснабжения ¦ ¦схема ¦ ¦ ¦ ¦

+---+----------------+--------+----------------+-------+-------+----------+

¦12.¦Схема инженерной¦1:20000 ¦картографическая¦ДСП ¦ 2 ¦ 3.10 ¦

¦ ¦подготовки ¦ ¦схема ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦территории ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+----------------+--------+----------------+-------+-------+----------+

¦13.¦Схема ¦1:20000 ¦картографическая¦ДСП ¦ 2 ¦ 3.11 ¦

¦ ¦мероприятий по ¦ ¦схема ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦охране ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦окружающей среды¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+----------------+--------+----------------+-------+-------+----------+

¦14.¦Схема границ ¦1:20000 ¦картографическая¦ДСП ¦ 2 ¦ 3.12 ¦

¦ ¦земель основных ¦ ¦схема ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦категорий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+----------------+--------+----------------+-------+-------+----------+

¦15.¦Схема размещения¦1:20000 ¦картографическая¦ДСП ¦ 2 ¦ 3.13 ¦

¦ ¦земельных ¦ ¦схема ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦участков под ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦объекты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦капитального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦строительства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+----------------+--------+----------------+-------+-------+----------+

¦16.¦Положение ¦1:100000¦картографическая¦ДСП ¦ 2 ¦ 3.14 ¦

¦ ¦городского ¦ ¦схема ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦округа город ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦Тюмень в системе¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦Тюменской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦агломерации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+----------------+--------+----------------+-------+-------+----------+

¦17.¦Раздел “ИТМ ГО ¦ ¦ ¦С ¦ не приводится ¦

¦ ¦ЧС“ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+----------------+--------+----------------+-------+------------------+

¦18.¦Раздел ¦ ¦ ¦СС ¦ не приводится ¦

¦ ¦“Водоснабжение“ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L---+----------------+--------+----------------+-------+-------------------

1.1. Для целей настоящего решения используются следующие сокращения:

ДСП - сведения, имеющие гриф “Для служебного пользования“ и не подлежащие опубликованию;

С - сведения, имеющие гриф “Секретно“ и не подлежащие опубликованию;

СС - сведения, имеющие гриф “Совершенно секретно“ и не подлежащие опубликованию.

(п. 1.1 введен решением Тюменской городской Думы от 26.03.2009 N 257)

1.2. Утвердить Схему Генерального плана городского округа город Тюмень (приложение 4 - не приводится) и Схему историко-культурных ограничений (приложение 5 - не приводится), отображающие сведения, предусмотренные частью 6 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и подлежащие опубликованию в соответствии с частью 14 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

(п. 1.2 введен решением Тюменской городской Думы от 26.03.2009 N 257)

2. Администрации города Тюмени:

2.1. Направить Генеральный план городского округа город Тюмень в Правительство Тюменской области в срок до 30.03.2008.

2.2. В течение трех месяцев со дня утверждения Генерального плана городского округа город Тюмень разработать и утвердить план его реализации в соответствии со статьей 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

2.3. Ежегодно представлять в Тюменскую городскую Думу информацию о ходе реализации Генерального плана городского округа город Тюмень.

2.4. Опубликовать Генеральный план городского округа город Тюмень в газете “Тюменский курьер“ и разместить на официальном сайте Администрации города Тюмени в сети “Интернет“ (www.tyumen-city.ru) в соответствии с требованиями статей 23, 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

3. Отменен. - Решение Тюменской городской Думы от 26.06.2008 N 86.

4. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по градостроительству и земельным отношениям.

(в ред. решения Тюменской городской Думы от 25.09.2008 N 127)

Председатель

С.М.МЕДВЕДЕВ

Приложение 1

к решению

Тюменской городской Думы

от 27.03.2008 N 9

РОССИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И

ИНСТИТУТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ (РОССТРОЙ)

УРБАНИСТИКИ ФГУП РОССИЙСКИЙ

1929 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

Санкт-Петербург И ПРОЕКТНЫЙ

ИНСТИТУТ УРБАНИСТИКИ

--------------------¬ _______________________/ФГУП РосНИПИУрбАНИСТИКИ/__________________________

¦ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ¦ 196191, Санкт-Петербург, ул. Бассейная, д. 21 E-mail: mail@urbanistika.ru

¦ ЛИЦЕНЗИЯ ¦ vasch@peterstar.ru

¦ ГС-2-781-02-26-0- ¦ http://www.urbanistika.ru

¦7810234218-003871-1¦ тел./факс: (812) 370-1176; тел.: 370-1023, 370-34-71

L-------------------- --------г. Тюмень

Тюменская область

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН

ГОРОДСКОГО ОКРУГА

ПОЛОЖЕНИЯ

О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ПЛАНИРОВАНИИ

Директор института Щитинский В.А.

член-корреспондент Немецкой Академии градостроительства

и земельного планирования, советник РААСН

профессор Международной академии архитектуры

Руководитель мастерской Бельский А.Ю.

Главный архитектор проекта Казакевич О.Е.

В соответствии с Законодательством Российской Федерации “Об авторском праве“ и “О праве на интеллектуальную собственность“ повторное использование проектных разработок, их публикация и распространение в различных средствах массовой информации, участие в архитектурных и градостроительных выставках, форумах, конкурсах и фестивалях допускается только с согласия ФГУП РосНИПИ Урбанистики и с обязательным указанием разработчика, авторского коллектива и участников разработки проекта.

Санкт-Петербург

2007 г.

Введение

Генеральный план городского округа г. Тюмень разработан по заданию Администрации города.

Разделы “Водоснабжение“ и “ИТМ ГОЧС“ ввиду грифа секретности выпускаются отдельными томами.

Генеральный план разработан на три проектных периода: первая очередь строительства - 2015 г., расчетный срок - 2025 г., перспектива - 2040 г. Проработка экономического и инженерного разделов выполняется на первую очередь и расчетный срок, на перспективу определяется масштаб территориального развития города, функциональная и планировочная структура.

В соответствии с градостроительным заданием объектом настоящего генплана является муниципальное образование Городской округ г. Тюмень. В рассматриваемые границы включено пятно компактного градостроительного развития:

1) функционального развития собственно населенного пункта г. Тюмень;

2) территориального развития города, предусматривающего поглощение и в дальнейшем административное упразднение сельских населенных пунктов, находящихся в составе городского округа: Антипино, Березняковский, Быкова, Верхний Бор, Воронина, Гилева, Дорожный, Зайкова, Казарово, Княжева, Комарово, Копытова, Матмасы, Метелева, Плеханова, Рощино, Тараскуль, Тарманы, Утешево;

3) за пределами границ городского округа в юго-западном направлении, имеющем общую коммуникационную инфраструктуру с городом.

Цели и задачи территориального планирования

Основной целью разработки генплана является формирование долгосрочной стратегии градостроительного развития, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое, пространственное и инфраструктурное развитие городской среды.

В связи с этим в составе Генерального плана решаются следующие задачи:

1. Формирование комплекта графических и текстовых материалов, характеризующих современное использование территории, ресурсов и ограничений их функционального развития.

2. Определение базовых технико-экономических показателей развития города, определяющих масштаб и параметры его территориального развития.

3. Формирование рациональной транспортно-планировочной структуры, обеспечивающей разгрузку сложившейся транспортной сети за счет формирования обходных трасс, магистралей скоростного и непрерывного движения, дублеров перегруженных участков и развития улично-дорожной сети в районах новой застройки.

4. Разработка функционального зонирования с учетом необходимости устранения мозаичности взаиморасположения селитебных и производственных зон, развития каркаса озелененных и рекреационных территорий, масштабного резервирования территорий под инвестиции в производственную и непроизводственную деятельность.

5. Развитие селитебных зон с учетом роста темпов строительства и дифференцированного спроса на жилье различных типов.

6. Развитие инженерной инфраструктуры на основе перехода на экологически безопасные и ресурсосберегающие системы водоснабжения, канализования, энергоснабжения и инженерной защиты территории.

7. Приоритетный учет природоохранных требований при разработке проектной функциональной и инфраструктурной организации городской территории.

Перечень мероприятий по территориальному планированию

и указание на последовательность их выполнения

Хозяйственная деятельность. В основу решений Генерального плана положен многофункциональный экономический профиль города. Хозяйственно-экономическое развитие города намечено по следующим направлениям:

- интенсификации промышленного производства за счет внедрения новых технологических линий;

- развития транспортной инфраструктуры, транспортно-распределительных и логистических функций;

- развития города в качестве научного, образовательного, культурного центра федерального значения;

- более полного использования природного потенциала прилегающего к Тюмени района (бальнеология, рекреация, пригородное сельское хозяйство);

- усиления внешних экономических связей (соседние регионы, ближнее Зарубежье);

- развития функций опорного центра Тюменской области.

Состав градообразующей группы Тюменского городского округа

(тыс. чел.):

--------------------------------------------------T-------T-------T-------¬

¦ Отрасли ¦2005 г.¦2015 г.¦2025 г.¦

+-------------------------------------------------+-------+-------+-------+

¦Промышленность, включая объекты малого ¦ 40,4 ¦ 47,0 ¦ 55,0 ¦

¦предпринимательства ¦ ¦ ¦ ¦

¦Внешний транспорт и связь ¦ 27,0 ¦ 28,5 ¦ 30,5 ¦

¦Строительные организации ¦ 22,6 ¦ 24,0 ¦ 26,0 ¦

¦Научно-исследовательские и проектные организации ¦ 5,1 ¦ 6,0 ¦ 8,0 ¦

¦Преподавательский и обслуживающий персонал ВУЗов ¦ 11,6 ¦ 12,0 ¦ 12,6 ¦

¦и средних учебных заведений ¦ ¦ ¦ ¦

¦Базы, склады внегородского значения ¦ 15,0 ¦ 16,0 ¦ 18,0 ¦

¦Административно-хозяйственные организации ¦ 10,0 ¦ 10,0 ¦ 10,0 ¦

¦Прочие организации ¦ 30,0 ¦ 33,0 ¦ 35,0 ¦

+-------------------------------------------------+-------+-------+-------+

¦Всего ¦ 161,7 ¦ 176,5 ¦ 195,1 ¦

L-------------------------------------------------+-------+-------+--------

Численность населения города по данным на IV квартал 2007 г. составляла 566,7 тыс. чел. В последние годы наметилась устойчивая тенденция к росту рождаемости, значительную долю населения составляют граждане репродуктивного возраста, миграционное сальдо также сохраняется положительным. Основной прирост населения происходит за счет внутрирегиональной миграции.

В процессе разработки генплана Координационным Советом при Губернаторе Тюменской области была определена необходимость принятия проектных параметров развития города с учетом многочисленной категории временного населения, неучтенной как переписью населения 2002 г., так и текущей статистикой, а также резервирование территорий под более крупный масштаб развития Тюмени.

Генеральным планом численность населения г. Тюмени принята в следующих параметрах:

Современное состояние - 600 тыс. человек

I очередь строительства (2015 г.) - 650 тыс. человек

Расчетный срок (2025 г.) - 750 тыс. человек

Перспектива (40 лет) - 1 миллион человек

Жилой фонд г. Тюмени по состоянию на IV квартал 2007 г. составил 12981,9 тыс. м2. Средняя жилищная обеспеченность населения 22,9 м2 общей площади на одного жителя.

Жилищное строительство в г. Тюмени характеризуется крайне высокими темпами роста. За 2007 год (январь - сентябрь) организациями всех форм собственности и населением построено 450 тыс. м2 общей площади жилых домов (в том числе индивидуальными застройщиками построено жилых домов общей площадью 87 тыс. м2), то есть годовой объем строительства составляет около 600 тыс. м2. В соответствии с анализом фактически намеченных под застройку территорий ориентировочное соотношение проектной многоквартирной и индивидуальной застройки составляет 70/30.

По данным за I - III кварталы 2007 г. выбытие жилого фонда составило 31,8 тыс. кв. м (преимущественно выборочная реконструкция), в том числе ветхого и аварийного - 22,5 тыс. кв. м, перевод жилого фонда в нежилой - 9,1 тыс. кв. м, т.е. среднегодовая убыль составляет около 40 тыс. кв. м. На период до расчетного срока темпы убыли возрастут ориентировочно в 2 раза, что во многом связано с развитием сплошной реконструкции ряда массивов индивидуальной застройки.

Исходя из вышеприведенного анализа, в основу расчета территорий, потребных под жилую застройку, положены следующие показатели:

- увеличение темпов жилищного строительства с 600 до 800 тыс. м2/год в течение расчетного срока Генерального плана. Соответственно принимается рост жилищной обеспеченности до 30 м2/чел. на первую очередь и 36 м2/чел. на расчетный срок;

- структура нового жилищного строительства - соотношение общей площади многоквартирного и индивидуального строительства принимается в пределах расчетного срока 70/30;

- плотность проектной жилой застройки - многоквартирной 6000 м2/га, индивидуальной 2000 м2/га.

В следующей таблице приведен расчет объемов нового строительства на I очередь и расчетный срок.

Расчет объемов нового строительства (тыс. кв. м)

--T----------------------------------------T---------T----------T---------¬

¦N¦ Показатели ¦ Всего ¦ много- ¦малоэтаж-¦

¦ ¦ ¦ ¦квартирное¦ ное ¦

+-+----------------------------------------+---------+----------+---------+

¦I очередь ¦

+-T----------------------------------------T---------T----------T---------+

¦1¦Существующий жилой фонд ¦ ~13000 ¦ ~10400 ¦ ~2600 ¦

+-+----------------------------------------+---------+----------+---------+

¦2¦Убыль жилого фонда за период I очереди ¦ 600 ¦ 200 ¦ 400 ¦

¦ ¦строительства ¦ ¦ ¦ ¦

+-+----------------------------------------+---------+----------+---------+

¦3¦Существующий сохраняемый жилой фонд на ¦ 12400 ¦ 10200 ¦ 2200 ¦

¦ ¦конец I очереди ¦ ¦ ¦ ¦

+-+----------------------------------------+---------+----------+---------+

¦4¦Всего жилой фонд на конец I очереди ¦ 19500 ¦ 15170 ¦ 4330 ¦

+-+----------------------------------------+---------+----------+---------+

¦5¦Новое строительство ¦ 7100 ¦ 4970 ¦ 2130 ¦

+-+----------------------------------------+---------+----------+---------+

¦6¦Территория под новое строительство, га ¦ 1900 ¦ 830 ¦ 1070 ¦

+-+----------------------------------------+---------+----------+---------+

¦Расчетный срок ¦

+-T----------------------------------------T---------T----------T---------+

¦1¦Существующий жилой фонд ¦ ~13000 ¦ ~10400 ¦ ~2600 ¦

+-+----------------------------------------+---------+----------+---------+

¦2¦Убыль жилого фонда за период расчетного ¦ 1400 ¦ 500 ¦ 900 ¦

¦ ¦срока ¦ ¦ ¦ ¦

+-+----------------------------------------+---------+----------+---------+

¦3¦Существующий сохраняемый жилой фонд на ¦ 11600 ¦ 9900 ¦ 1700 ¦

¦ ¦конец расчетного срока ¦ ¦ ¦ ¦

+-+----------------------------------------+---------+----------+---------+

¦4¦Всего жилой фонд на конец расчетного ¦ 27000 ¦ 20680 ¦ 6320 ¦

¦ ¦срока ¦ ¦ ¦ ¦

+-+----------------------------------------+---------+----------+---------+

¦5¦Новое строительство ¦ 15400 ¦ 10780 ¦ 4620 ¦

+-+----------------------------------------+---------+----------+---------+

¦6¦Территории под новое строительство, га ¦ 4100 ¦ 1800 ¦ 2300 ¦

L-+----------------------------------------+---------+----------+----------

Современный уровень обеспеченности населения городского округа учреждениями культурно-бытового обслуживания достиг или приближается к нормативному.

Развитие некоммерческих организаций (детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, учреждения социального обеспечения и здравоохранения, библиотеки, ряд спортивных сооружений), финансируемых из бюджетных средств, является приоритетным при решении задач обеспечения населения объектами культурно-бытового обслуживания.

Объекты повседневного обслуживания (школы, детские сады, продовольственные магазины, предприятия общепита микрорайонного значения и др.) размещаются в жилых кварталах и микрорайонах. Объекты областного, городского и районного значения размещаются на обособленных участках, выделенных на основных чертежах.

В соответствии с нормативными рекомендациями и демографическими расчетами генплана на расчетный срок емкость больниц должна возрасти с 5,3 до 10,8 тыс. коек, поликлиник с 18 до 23,3 тыс. посещений в смену, детских дошкольных учреждений с 18,2 до 27 тыс. мест, общеобразовательных школ с 70,5 до 75 тыс. мест.

В настоящее время осуществляется размещение в Тюмени высших учебных заведений национального уровня. Генеральным планом в качестве приоритетного размещения общественных узлов особой значимости (в том числе образовательных) предлагается площадка на намывных территориях в Заречной части города.

Направления территориального развития города. Предусматривается концентрическое территориальное развитие города с формированием кольцевой транспортно-планировочной структуры, обеспечивающее оптимальную коммуникационную доступность районов новой застройки. С учетом градостроительной ценности территории и планировочных особенностей сложившейся городской среды основные направления территориального развития принимаются:

На расчетный срок -

а) северо-западное направление - преимущественно малоэтажная жилая застройка;

б) северо-восточное направление - развитие производственной зоны вдоль Велижанского тракта и сочетание многоквартирной и коттеджной жилой застройки вдоль Тобольского тракта;

в) освоение левобережной поймы р. Туры от Бухарской Слободы до Совмещенного моста под общественный центр областного значения с сопутствующей многоквартирной жилой застройкой;

г) западное направление - отдельные участки малоэтажной жилой застройки, а также развитие промзоны в районе Утешево;

д) южное направление - сочетание общественной, многоквартирной и коттеджной жилой застройки. Многоквартирная застройка формируется в пределах существующей обходной автодороги, коттеджная - в основном за ее пределами, формируя полосу освоения Московский - Патрушево;

е) восточное направление - развитие производственных территорий Восточной промзоны, развитие жилой застройки в районе Лесобазы (жилой район Тура);

ж) выборочная реконструкция малоценного усадебного фонда в Центральной и Зажелезнодорожной частях города.

На перспективу жилая застройка размещается преимущественно на территориях между контуром застройки на расчетный срок и дальним автодорожным обходом, а также на намывных территориях в районе оз. Турбеково.

Планировочная структура. В основу транспортно-планировочной структуры города положено:

1. Сохранение элементов регулярной и веерной планировочной структуры сложившихся районов с развитием их в районах новой застройки.

2. Транспортно-планировочная структура города в целом заложена радиально-кольцевая. На 1 очередь освоения Генерального плана это достигается за счет завершения формирования ближнего автодорожного обхода города, в пределах которого будет осуществляться основной объем нового строительства. На перспективу намечено строительство дальнего автодорожного обхода, ограничивающего все площадки сложившегося и перспективного освоения.

Граница муниципального образования городской округ город Тюмень. Граница населенного пункта г. Тюмень. На материалы Генерального плана нанесена граница муниципального образования “Городской округ город Тюмень“ согласно Закону Тюменской области от 05.11.2004 N 263, в редакции Закона от 10.11.2006 N 512.

Кроме того, на материалы нанесена граница населенного пункта г. Тюмень (существующая и проектируемая).

Функциональное зонирование графически отражено на “Основном чертеже“ Генерального плана. Организация функционального зонирования территории одна из задач Генерального плана, а для г. Тюмени оно в особенности важно, т.к. существующее функциональное использование территории достаточно хаотично (мозаично) и не сбалансировано (например: территории, занятые жилой застройкой, достаточно обширны, а территории зеленых насаждений общего пользования значительно ниже нормативных и т.д.). Кроме того, в городе ведется достаточно масштабное освоение новых территорий (в основном под жилую и общественную застройку).

Генеральным планом предлагается выделение следующих функциональных зон:

1. Жилая зона, включающая зону (подзону) застройки многоэтажными жилыми домами, зону застройки индивидуальными жилыми домами, зону выборочной реконструкции жилой застройки, зону запрещения нового жилищного строительства.

2. Общественно-деловая зона, включающая элементы общегородского центра, районных подцентров, зону объектов социального назначения общегородского значения.

3. Производственная зона.

4. Зоны инженерной и транспортной инфраструктуры.

5. Зоны сельскохозяйственного использования, в том числе зона сельскохозяйственных угодий и зона коллективных садоводств.

6. Зоны рекреационного назначения, в том числе зона зеленых насаждений и зона спортивных и рекреационных объектов.

7. Зона особо охраняемых природных объектов.

8. Зоны специального назначения.

Историко-культурный потенциал территории. Тюмень, первый город, основанный в Сибири, входит в список исторических городов на основании Постановления коллегии Министерства Культуры РСФСР N 12 от 19.02.90, Госстроя РСФСР N 3 от 28.02.1990 и Центрального совета ВООПИК N 12/162 от 16.02.1990.

На территории города выделены зоны с особым режимом использования: регламентации функционального использования, высоты и плотности застройки и пр.

Генеральным планом предлагается:

- на дальнейших стадиях разработки “Проекта историко-культурной заповедной зоны“ в вышеуказанных границах уточнить рамки допустимого функционального использования и инженерного оборудования охраняемых объектов и территории квартала в целом;

- в соответствии с предложениями “Комитета по охране и использованию историко-культурного наследия“ организовать Ландшафтный парк “Причал Императора“ у Ильинского взвоза;

- организовать заповедник местного (муниципального) значения “Ямская слобода“ в границах ул. Полевая - Садовая - Нагорная - берег р. Туры. В соответствии со ст. 57 - 58 Федерального закона N 73-ФЗ эта территория, осваиваемая застройкой еще с 1605 г., может быть охарактеризована как достопримечательное место. В пределах этой территории предлагается также организовать музей ямской гоньбы;

- произвести археологические исследования в районе Царева городища и примыкающих территорий в границах, определенных специалистами Комитета;

- безотлагательно произвести берегоукрепление в районе Троицкого монастыря;

- разработать программу комплексного благоустройства ул. Республики.

Объемно-пространственная композиция города представляет собой систему пространственных взаимосвязей, закрепленных, как правило, силуэтообразующими доминантами или крупномасштабными объектами. Часть доминант закрепляет наиболее значимые элементы природного ландшафта (изгиб реки, мыс, возвышенность, бровка крут“го берега и т.д.).

Генеральным планом предлагается:

- Сохранение всего комплекса Исторического ядра города с реконструкцией ветхого фонда, реставрацией памятников архитектуры и градостроительства.

- Сохранение всех элементов исторической правобережной панорамы.

- Развитие принципа панорамности за счет организации более масштабного выхода города к реке Туре, устройства зеленых прогулочных набережных вдоль правого и левого берегов реки, формирования нового речного фасада города от Исторического ядра до ул. Мельникайте.

- Формирование нового современного полифункционального центра в районе оз. Алебашево, с постановкой в этой зоне архитектурных доминант - жилых и общественных зданий с разнообразной пластикой и разновысоким силуэтом.

- Развитие принципа организации общественного пространства в теле жилой застройки в новых районах города.

Сооружения и коммуникации внешнего транспорта. Основная особенность Тюменского транспортного узла состоит в том, что он является единственной точкой подключения к общероссийской транспортной сети основных транспортных коммуникаций ХМАО и ЯНАО. Значение узла особенно велико, если учитывать высокую интенсивность хозяйственных и социальных связей Тюмени с северными округами. Данная ситуация определяет необходимость проведения комплекса мероприятий по разгрузке города от транзитных транспортных потоков и модернизации грузовых и пассажирских устройств внешнего транспорта.

Основная роль в обеспечении транспортно-экономических связей города в сообщении с другими районами страны принадлежит железнодорожному транспорту. Генеральным планом предлагается: строительство южного железнодорожного обхода направления станция Подъем - станция Винзили, в 5 км к юго-западу от п. Московский и д. Патрушева, обеспечивая разрыв с перспективной городской застройкой; вынос грузового двора со станции Тюмень; вынос со станции Войновка за пределы города процессов обработки взрывоопасных и токсичных грузов; ликвидация подъездных путей к выносимым предприятиям; развитие пригородного движения и пассажирского обслуживания.

Авиационные перевозки города преимущественно осуществляет аэропорт “Рощино“, на территории аэропорта “Плеханово“ осуществляется производственная деятельность предприятия ОАО “Авиакомпания “ЮТэйр“. Близкое расположение аэропорта “Плеханово“ по отношению к городу является существенным планировочным недостатком и нарушением санитарных норм. В Генеральном плане подтверждается необходимость ликвидации аэропорта и выноса завода 26 в район аэропорта “Рощино“.

Водно-транспортный узел г. Тюмени представлен речным портом, причалами необщего пользования, предприятиями судостроительно-судоремонтной промышленности. Генпланом предлагается вынести основной грузооборот из центра города за пределы городской черты, в район деревни Паренкина, создав в этом районе крупную перевалочную базу на стыке путей сообщения водного, железнодорожного и автомобильного транспорта посредством привлечения целевых инвестиций на формирование единой благоустроенной прибрежной зоны города.

Тюмень является узлом автодорог федерального и территориального значения, обеспечивающих автотранспортные связи города со всеми требуемыми направлениями. Основная проблема внешней автодорожной сети - неразвитость обходных трасс и, как следствие, перегрузка города транзитными транспортными потоками. Существующий обход связывает выходы на Салаирку, Каменку, Екатеринбург, Курган и Омск, при этом потоки с северных направлений развязываются с южными через Заречную и Центральную селитебные зоны города. Генпланом намечено первоочередное замыкание первого автотранспортного кольца с мостовым переходом в районе Лесобазы и путепроводом в районе ТЭЦ-2.

Учитывая неизбежность на перспективу дальнейшего концентрического развития Тюменской застройки, генпланом предложена трассировка второго обходного кольца, предлагаемого к строительству за пределами расчетного срока.

Городская улично-дорожная сеть. Транспортная инфраструктура города крайне перегружена во многом по причинам градостроительного характера. Генпланом предусматривается комплекс мер по деконцентрации населения и общественной функции в центре города, по развитию системы обходных автодорог, но кроме того, необходимым является максимально возможное развитие системы внутригородских транспортных коммуникаций.

Главной задачей Генерального плана по развитию улично-дорожной сети города является создание системы магистралей общегородского значения с непрерывным движением транспорта (МНД). Эти магистрали позволят двигаться городскому транспорту с высокими скоростями в обход наиболее загруженных улиц центра, существенно сократив при этом выбросы выхлопных газов от автомобилей.

Сеть МНД будет образована следующими улицами и дорогами:

1. Салаирский тракт - ул. Магистральная - ул. Дружбы - Тобольский тракт.

2. Со Старотобольского тракта по ул. Республики до автовокзала, на юг по ул. Пермякова, далее по ул. 50 лет ВЛКСМ, Товарному шоссе, Ямской ул. с выходом на аэропорт Рощино.

3. С Велижанского тракта, далее через Северный промузел по реконструируемому Совмещенному мосту, мимо ТЭЦ-1, по ул. Пермякова с выходом на Червишевский тракт в районе д. Патрушева.

Сеть магистралей общегородского значения с регулируемым движением транспорта будет дополнена рядом улиц и дорог, основные из которых:

- Магистраль от ул. Щербакова с мостом в районе бывшей переправы через район ДОКа и Бабарынки с путепроводом на продолжении ул. Аккумуляторной и далее через проектируемый район Плеханово, далее по ул. Ставропольская с выходом на ул. Широтная. Эта магистраль свяжет все в настоящее время несвязанные районы западной части Тюмени и обеспечит кратчайший выход из западной в южную часть города.

- От узла МНД в районе пос. Мелиораторов в проектируемый район п. Березняковский - д. Казарово.

- Продолжение ул. Дамбовской через площадку речного порта с выходом на ул. Свердлова - создание частичного дублера ул. Республики.

- Развитие магистралей общегородского значения в проектируемом районе Нового (Заречного) центра города.

- Соединение ул. 50 лет ВЛКСМ с ул. Полевой.

- Связь п. Московский и д. Патрушева (въезды с Московского и Червишевского трактов) по периферии проектируемой застройки.

- Продление ул. Мельникайте до Червишевского тракта.

- Продление ул. Монтажников до южного обхода.

Ряд транспортных осей общегородского значения резервируется на перспективу. Одной из основных является дополнительный мостовой переход через р. Туру, предполагаемый к строительству при освоении намывных территорий в районе оз. Турбеково.

Генпланом запроектирована система транспортных развязок в разных уровнях из 27 ед. на I очередь, 44 ед. на расчетный срок, 58 ед. на перспективу, преимущественно на пересечениях МНД с магистралями общегородского значения.

Городской транспорт. Генеральным планом намечено развитие троллейбусных линий в Зажелезнодорожной (на 1 очередь проектирования) и Заречной (на расчетный срок) частях города. Предлагается перекладка троллейбусной линии с перегруженного подхода к путепроводу ул. М.Тореза к железнодорожному вокзалу (с южной стороны от железнодорожной линии), что позволит организовать доставку пассажиров из южной части города к вокзалу без пересечения железной дороги. Троллейбусные линии в Заречный район трассируются в продолжении ул. Челюскинцев и ул. Профсоюзной.

Организация внеуличного транспорта является приоритетной по ул. Республики, по всем остальным направлениям пассажиропоток общественным транспортом будет многократно меньше. В этой ситуации генпланом рекомендованы 2 варианта:

1) строительство линии метрополитена Дом обороны - Музей - ул. Республики - автовокзал;

2) строительство тоннеля для обособленного движения общественного транспорта по ул. Республики на участке от ул. Профсоюзной до ул. Пермякова.

Генеральным планом в качестве приоритетного рассматривается 2-й вариант, имеющий по сравнению с 1-м следующее основное преимущество - увеличение социальной комфортности посредством сохранения беспересадочного сообщения с центром.

Водоснабжение. В настоящий момент водоснабжение г. Тюмени осуществляется из поверхностных и подземных источников. Общая производительность водозаборов около 240,0 тыс. м3/сут. Расчетные расходы воды питьевого качества по всей городской сети составляют (тыс. м3/сут.): на I очередь среднесуточные - 275,2; в сутки максимального потребления - 323,8; на расчетный срок среднесуточные - 270,2; в сутки максимального потребления - 315,3.

На первую очередь в связи с невозможностью организации зоны санитарной охраны предлагается перевод одного из поверхностных водозаборов (расположенного в центральной части города) на противопожарные и промышленные нужды. Суммарная производительность сохраняемых водозаборов на I очередь и расчетный срок - 216 тыс. м3/сут. Прогнозируемый дефицит воды составит на I очередь ~ 30 тыс. м3/сут., на расчетный срок ~ 150 тыс. м3/сут.

Покрытие дефицита ресурсов подземных вод для водоснабжения г. Тюмени возможно при освоении перспективных участков в Нижнетавдинском районе. Для реализации решений Генерального плана г. Тюмени по водоснабжению необходимо осуществить детальную разведку подземных вод и утвердить эксплуатационные запасы по промышленным категориям А + В + С1. Соответственно, потребуется строительство водозаборных сооружений, станции водоподготовки и водоводов от рассматриваемых участков до г. Тюмень.

Таким образом, запланировано уменьшение доли использования поверхностных вод в балансе хозяйственно-питьевого водопотребления города на 30% (с 78% в настоящее время до 40% на расчетный срок).

Канализация. В г. Тюмени действует единая система канализации городской территории, обслуживающей большую часть селитебной и производственной застройки. Очистные сооружения биологической очистки производительностью 220 тыс. м3/сут. расположены в Восточном промрайоне.

Генеральным планом намечена реконструкция городских КОС с увеличением производительности до 350 тыс. м3/сут. на существующей площадке. Среднесуточные расходы сточных вод, поступающих в сети городской канализации с территории жилой застройки и промышленных территорий, приняты в размере 0,9 от норм водоснабжения, то есть ~ 335 тыс. м3/сут. на первую очередь и ~ 325 тыс. м3/сут. на расчетный срок.

Санитарная очистка. По данным инвентаризации в городе ежегодно образуется порядка 410 тыс. тонн твердых бытовых отходов. Сбор ТБО в индивидуальной застройке практически не организован. На территории города постоянно возникают несанкционированные свалки, происходит захламление территории. В г. Тюмени имеются два полигона для складирования твердых бытовых отходов - “Московский“ и “Велижанский“.

Генпланом предлагается:

1. После заполнения свалки в районе Московского тракта на проектную величину свалка подлежит закрытию и рекультивации, т.к. она расположена в курортной зоне III пояса ЗСО оз. Тараскуль, а также не благоприятна по розе ветров к застройке г. Тюмени.

2. Основной объем ТБО рекомендуется направлять на мусоросортировку, переработку и захоронение на мусороперерабатывающий комплекс (МПК), размещаемый на 9 км Велижанского тракта.

Электроснабжение. Потребность г. Тюмени в электрической энергии обеспечивается за счет кольцевой и радиальной сети на напряжении 110 кВ от трех независимых источников питания: ТЭЦ-1 установленной мощностью 686 МВт; ТЭЦ-2 мощностью 755 МВт; ПС-500 кВ “Тюмень“. При общей потребности города в электрической мощности 395,2 МВт указанные источники полностью обеспечивают потребность города в электроэнергии и позволяют выдать избыток ее в энергосистему.

Согласно проработкам “Инвестиционной программы строительства энергогенераций и систем теплоснабжения г. Тюмени“ предусматривается сооружение двух электростанций ПГУ ТЭЦ-3 и ПГУ ТЭЦ-4. Установленная мощность на I очередь ТЭЦ-3 определена 324 МВт, ТЭЦ-4 - 78 МВт. Генеральным планом на расчетный срок электрическая мощность ТЭЦ-3 принимается 350 МВт, ТЭЦ-4 - 350 МВт.

Суммарная электрическая нагрузка города составит на I очередь - 470 МВт, на расчетный срок - 550 МВт. Установленная мощность собственных источников энергоснабжения составит: ТЭЦ-1 - 680 МВт; ТЭЦ-2 - 755 МВт. Избыток электроэнергии, образующейся при сооружении новых источников, позволит передавать избытки электроэнергии потребителям Тюменской энергосистемы.

В части электросетевого строительства предусматривается реконструкция и строительство новых подстанций, перевод ВЛ-35 кВ в Центральной части города на напряжение 110 кВ с перекладкой в кабель.

Теплоснабжение. Централизованное теплоснабжение города Тюмени обеспечивается от ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 и муниципальными котельными, находящимися на обслуживании Тюменьэнерго.

Согласно работе “Инвестиционная программа строительства энергогенераций и систем теплоснабжения г. Тюмени“ тепловая мощность предложенных к строительству новых ПГУ ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4 намечена соответственно 440 Гкал/ч и ТЭЦ-4 - 100 Гкал/ч. Генеральным планом на расчетный срок предусматривается увеличение проектной тепловой мощности ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4 до 600 Гкал/ч каждая.

ТЭЦ-3 размещается на расчетный срок в Затюменском районе к югу от района ДОКа. Генеральным планом отмечается, что эффективная схема теплоснабжения реализуема только при условии приближенного размещения энергоисточника к Центральной части города. Объект экологически безопасен, так как представляет собой газотурбинную станцию, не предполагающую использование резервного вида топлива. ТЭЦ-4 размещается на 1 очередь в Северном промрайоне, к северу от района Матмасы.

Намечено строительство сетей теплоснабжения, основными из которых являются строительство новых тепловыводов с ТЭЦ, дополнительные переходы через железную дорогу, закольцовка теплотрасс ТЭЦ-4 и котельной “Автотеплотехник“ с сетями центра, строительство теплотрасс в районы новой застройки.

Газоснабжение города осуществляется от двух газораспределительных станций ГРС-1 и ГРС-2, расположенных в юго-восточной части города. Прогнозируемый расход природного газа на жилищно-коммунальные нужды составит на I очередь - 120 млн. куб. м, на расчетный срок - 140 млн. куб. м.

В соответствии с предложениями ОАО “Тюменьмежрайгаз“ Генеральным планом намечена прокладка нового городского кольца газопроводов высокого давления вне существующей и проектной жилой застройки города.

Связь. Емкость городской телефонной сети составляет 130000 номеров. АТС - различной и типа: от декадно-шаговых до цифровых.

Существующий генплан развития телефонной связи, разработанный институтом “Гипросвязь-4“, разделен на три этапа развития. Все этапы не выполнены. Емкость ГТС к 2000 году должна быть 256000 номеров, к 2005 году - 306000 номеров. По расчетам Генерального плана потребность в телефонах по городу составит: на I очередь - 234000 номеров; на расчетный срок 300000 номеров.

Инженерная подготовка территории. Намечаются следующие мероприятия:

1. Инженерная защита территории от паводков р. Туры посредством строительства дамб обвалования; подсыпки ряда территорий до незатапливаемых отметок; строительства водопропускного канала в Заречной части города с организацией общегородской зоны отдыха, включающей озера Алебашево и Круглое.

2. Берегоукрепление правого берега р. Туры в районе от моста по ул. Профсоюзной.

3. Защита территории от подтопления посредством строительства линейных и кольцевых дренажей совместно с локальной защитой отдельных подвальных помещений зданий и сооружений; устройства сопутствующих дренажей на реконструируемых и вновь строящихся водонесущих сетях; снижения утечек из водонесущих коммуникаций; повышения водопроводящей и дренирующей роли гидрографической сети; проведение на внутримикрорайонных территориях вертикальной планировки; устройства водопропускных сооружений в теле дамб и насосных станций для перекачки поверхностного и дренажного стока.

4. Организация и очистка поверхностного стока посредством развития сети открытых и закрытых водостоков и строительства очистных сооружений.

5. Благоустройство оврагов, водотоков и водоемов; организация пляжей.

Система зеленых насаждений. Площадь насаждений общего пользования составляет в городе 135,7 га, обеспеченность насаждениями общего пользования составляет всего 2,3 м2 на жителя. Кроме того, в городе имеются три лесопарка площадью 424 га.

Генеральным планом предусматривается на расчетный срок благоустройство и реконструкция существующих зеленых насаждений общего пользования и организация новых зеленых устройств различного назначения. Намечено создание единой системы зеленых насаждений, в которой отдельные узлы связываются между собой с помощью бульваров и уличного озеленения.

В связи с ростом города существующие лесопарки Затюменский, им. Ю.Гагарина, Гилевская роща оказались в окружении застройки и подлежат преобразованию в парки. Намечается комплексное благоустройство - развитие сети дорожек с улучшенным покрытием, проведение ландшафтных рубок, посадка красивоцветущих кустарников, в том числе посадка интродуцентов.

Лесопарк “Гилевская роща“ предлагается расширить за счет включения в его состав территорий вдоль ручья Ключи и оз. Песьяное. Парк им. Ю.Гагарина предлагается расширить его за счет включения в его площадь территорий в районе оз. Круглое (на подсыпке). Также организуется новая парковая зона в районе ТЭЦ-1 на базе лесных массивов и водоемов, парковая зона в районе оз. Цимлянское, гидропарк и парковая зона на месте бывшего ДОКа.

Планируется устройство озелененных прогулочных набережных вдоль обоих берегов р. Туры и спрямляющего канала, устройство зеленых зон вдоль оврагов (логов) в районе р. Тюменки.

Лугопарк организуется в пойме р. Туры на территории между Салаирским трактом и р. Турой на заливных лугах. Для улучшения ландшафтных качеств рекомендуется подсев семян цветущих трав и посадка куртин красивоцветущих кустарников, выдерживающих периодическое подтопление.

Организуются насаждения ограниченного пользования - озеленение спортивных комплексов (озеленение спортивных комплексов учтено в площади спортивных комплексов) и насаждения специального назначения: озеленение санитарно-защитных зон от промышленно-складских территорий, питомник декоративных пород и цветочно-оранжерейное хозяйство, уличное озеленение (уличное озеленение учтено в профилях улиц).

Обеспеченность насаждениями общего пользования (без лесопарков и лугопарков) планируется довести на расчетный срок (2025 г.) до 23,0 м2 на жителя, обеспеченность лесопарками - 6,3 м2 на жителя.

По учету на 01.01.2005 площадь зеленой зоны г. Тюмени (леса лесного фонда составляла 38209 га, в том числе лесопарковая часть (ближайшая к городу) - 5828 га, лесохозяйственная часть (периферия) - 32381 га. Леса зеленой зоны являются рекреационными, они выполняют также санитарно-гигиенические функции.

К рекреационным также относятся курортные леса вокруг курорта Тараскуль, площадь которых составляет 9320 га, в том числе леса 1 и 2 зон санохраны курортов 7965 га, леса 3 зоны санохраны курортов - 1355 га.

Генеральным планом предлагается сохранение курортных лесов в пределах существующих зон охраны курорта и значительное увеличение лесов зеленой зоны и ее лесопарковой части - в южном направлении от курортных лесов до р. Пышмы, в западном - от д. Гусево до с. Перевалово, на восточном берегу оз. Андреевское.