Российские законы

Постановление Главы города Тулы от 16.08.2000 N 868 “О концепции обеспечения безопасных условий и охраны труда на предприятиях малого и среднего бизнеса на 2000 - 2003 гг.“

Вступил в силу с 16 августа 2000 года (п. 6 данного документа).

ГЛАВА ГОРОДА ТУЛЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 августа 2000 г. N 868

О КОНЦЕПЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ

И ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО

И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА НА 2000 - 2003 ГГ.

В соответствии с Федеральным законом “Об основах охраны труда в Российской Федерации“ от 17.07.1999 N 181-ФЗ, в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением в каждой организации малого и среднего бизнеса постановляю:

1. Утвердить “Концепцию обеспечения безопасных условий и охраны труда на предприятиях малого и среднего бизнеса на 2000 - 2003 гг.“.

2. С целью создания эффективного механизма управления охраной труда на предприятиях малого
и среднего бизнеса рекомендовать главам администраций районов города (В.П. Бабин, В.И. Васин, В.С. Могильников, Г.А. Морозова, Е.И. Перерушев) оформить реестр предприятий малого и среднего бизнеса с указанием месторасположения, сферы деятельности, Ф.И.О. руководителя и руководителя службы охраны труда или специалиста по охране труда.

3. Отделу по труду (О.Б. Аникина) оказывать необходимую помощь организациям малого и среднего бизнеса по вопросам обеспечения безопасных условий и охраны труда.

4. Концепцию обеспечения безопасных условий и охраны труда опубликовать в городской газете “Тула вечерняя“.

5. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главы города по развитию народно-хозяйственного комплекса В.В. Арсентьева.

6. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Глава города Тулы

С.И.КАЗАКОВ

Утверждена

Постановлением Главы

города Тулы

от 16.08.2000 N 868

КОНЦЕПЦИЯ

ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА НА

ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г. ТУЛЫ НА

2000 - 2003 ГГ.

Концепция обеспечения безопасных условий и охраны труда (далее - Концепция) на предприятиях малого бизнеса разработана отделом по труду Управы города с участием:

- Государственной инспекции труда по Тульской области;

- Тульского обкома Российского профсоюза работников среднего и малого бизнеса;

- отдела развития предпринимательства и малого бизнеса Управы города Тулы;

- ООО “Центр условий и охраны труда малого и среднего предпринимательства“;

- Тульского муниципального Фонда поддержки малого предпринимательства.

1. Общие положения

Комплекс мер по обеспечению безопасных условий и охраны труда на предприятиях малого и среднего бизнеса г.
Тулы формируется на основе Конституции Российской Федерации, Кодекса законов о труде Российской Федерации, Федерального закона N 181-ФЗ “Об основах охраны труда в Российской Федерации“, конвенций и рекомендаций Международной организации труда, Постановлений Правительства РФ, Министерства труда и социального развития РФ, Закона РФ N 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности“, Закона Тульской области N 114-ЗТО “Об охране труда в Тульской области“, Устава г. Тулы, а также постановлений администрации Тульской области и других нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда.

Закон Тульской области от 01.03.1999 N 114-ЗТО утратил силу в связи с принятием Закона Тульской области от 29.10.2003 N 401-ЗТО.

Целью настоящей Концепции является:

- определение основных направлений Управы города и организаций, составляющих инфраструктуру сферы малого и среднего предпринимательства, для разработки программ, обеспечивающих гарантии прав трудящихся на охрану и безопасные условия труда;

- единый порядок регулирования в области отношений по вопросам охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях малого бизнеса;

- создание благоприятных условий для развития предпринимательства в городе.

Уровень обеспечения безопасности и охраны здоровья работающего населения, социально-экономическое развитие города, качество жизни и благополучие трудящихся тесно взаимосвязаны друг с другом. Охрана труда и здоровье работающих являются важнейшим фактором устойчивого социально-экономического развития города, которое должно дать возможность работающему населению, занятому в малом бизнесе, вести здоровую продуктивную жизнь
как на протяжении активной трудовой деятельности, так и после нее.

Должны быть предприняты все возможные меры для защиты каждого работающего от чрезмерного риска.

Деятельность, при которой работающий подвергается чрезмерному риску, не может быть оправдана, даже если эта деятельность выгодна для общества в целом.

Каждый работающий, осознавая тот факт, что любая производственная деятельность связана с определенным риском для здоровья, добровольно соглашается на наличие в его работе риска, не превышающего чрезмерного уровня.

Система регулирования степени риска должна обеспечивать устойчивое развитие и эксплуатацию производственных объектов с точки зрения обеспечения безопасности труда и сохранения здоровья работника.

Социальный эффект реализации Концепции будет проявляться, прежде всего, в сохранении здоровья и повышении работоспособности работников, сокращении профессиональной заболеваемости, повышении социальной защищенности работников.

Создание благоприятных условий для развития предпринимательства позволит вовлечь широкие слои населения в активную экономическую деятельность, создать новые рабочие места, снизить социальную напряженность в городе.

2. Основные направления в области охраны труда

на предприятиях малого бизнеса

Провозглашая и признавая приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности, главной задачей в области охраны труда является предупреждение несчастных случаев и сохранение здоровья в процессе работы, сведение к минимуму причин опасностей, имеющих место в производственной среде.

Основные направления решения задач по улучшению условий и охраны труда на малых предприятиях базируются на следующих основных принципах:

- адаптация производства и
производственной среды к физическим и психологическим возможностям работающих;

- защита здоровья работника от воздействия вредных и опасных производственных факторов;

- улучшение умственного, физического здоровья и социального благополучия работников;

- обеспечение профилактическим медицинским обслуживанием работающих и общим лечением;

- снижение последствий от несчастных случаев, травм, связанных с трудовой деятельностью и влиянием профвредностей;

- ответственность работодателя за обеспечение проведения в жизнь законодательства об охране труда и соблюдение норм и правил по безопасности и гигиене труда, а также за проведение мероприятий по сохранению здоровья трудящихся;

- обязанность работника соблюдать установленные правила безопасности и надлежащим образом использовать все оснащение, предоставляемое работодателем для их защиты от неблагоприятного воздействия производственного фактора.

3. Основные направления городской политики в

области охраны труда

Реализуя основные направления государственной политики в области охраны труда, настоящая Концепция предусматривает на 2000 - 2003 гг. следующие направления:

- формирование системы управления охраной труда на территории города;

- создание доступной информационно-справочной системы охраны труда малого и среднего предпринимательства;

- создание многоуровневой системы обучения по охране труда руководителей, специалистов и работников предприятий малого и среднего бизнеса;

- организация материально-технического обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства товарами и продукцией для организации безопасных условий труда;

- создание системы оказания сервисных услуг по охране труда субъектам малого и среднего предпринимательства;

- создание благоприятных условий субъектам малого и среднего предпринимательства для подготовки и проведения аттестации
рабочих мест по условиям труда;

- создание механизма реализации данной Концепции обеспечения безопасных условий и охраны труда на предприятиях малого и среднего бизнеса.

4. Полномочия органов местного самоуправления

в области охраны труда

Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.

Координация вопросов по охране труда на городском уровне осуществляется заместителем Главы города, районном - заместителем главы администрации.

5. Система управления охраной труда на

территории города

Система управления охраной труда на территории города в сфере малого и среднего предпринимательства включает в себя реализацию основных направлений государственной и региональной политики на основе настоящей Концепции.

Государственное управление охраной труда в городе Туле возлагается на Управу города в лице отдела по труду во взаимодействии с органами исполнительной власти и профсоюзами.

В систему управления охраной труда в сфере малого и среднего предпринимательства на территории города входят:

- Прокуратура г. Тулы;

- Гострудинспекция по Тульской области;

- Центр Госсанэпиднадзора г. Тулы;

- Тульский областной комитет Российского профсоюза работников среднего и малого бизнеса;

- Департамент труда администрации Тульской области;

- Приокский округ Федерального горного промышленного надзора;

- Территориальное управление Госэнергонадзора;

- Управление Государственного противопожарного надзора УВД.

В целом координация вопросов по охране труда на городском уровне осуществляется заместителем Главы города по развитию народно-хозяйственного
комплекса и отделом по труду Управы г. Тулы, в штатное расписание которого вводится единица инженера по охране труда и технике безопасности.

На уровне района города управление охраной труда возлагается на отделы по труду, в штатное расписание которых вводится единица инженера по охране труда и технике безопасности.

На уровне предприятия управление охраной труда осуществляется руководителем предприятия.

В целях соблюдения требований охраны труда, обеспечения контроля за их выполнением в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью работников более 100 человек создается служба охраны труда или вводится должность инженера по охране труда и технике безопасности, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

В организациях с численностью 100 и менее работников создается служба охраны труда или вводится должность инженера по охране труда и технике безопасности, или функции службы охраны труда возлагаются на специалиста (с его согласия), который наряду с основной работой выполняет должностные обязанности по охране труда.

Управление охраной труда в городе представляет собой следующую схему:----------¬

¦ --------------------------------------------------¬ ¦

¦ ¦ Заместитель Главы города по развитию ¦
¦

¦ ¦ народно-хозяйственного комплекса ¦ ¦

¦ L-----------------------T-------------------------- ¦

¦ ------------------------+-------------------------¬ ¦

¦ ¦ Отдел по труду Управы города ¦ ¦

¦ L-----------------------T-------------------------- ¦

¦ -------------T--------------+-------------T--------------¬ ¦

¦------+-----¬------+-------¬------+-------¬-----+---------¬----+---------¬ ¦

¦¦Отдел по ¦¦ Отдел по ¦¦ Отдел по ¦¦ Отдел по ¦¦ Отдел по ¦ ¦

¦¦труду адми-¦¦ труду ¦¦ труду ¦¦ труду ¦¦ труду ¦ ¦

¦¦нистрации ¦¦администраци覦администраци覦администрации ¦¦администрации¦ ¦

¦¦Центрально-¦¦ПролетарскогЗареченского ¦¦Привокзальног Советского ¦ ¦

¦¦го района ¦¦ района ¦¦ района ¦¦ района ¦¦ района ¦ ¦

¦L-----T------L-------T------L-------T------L------T--------L-----T-------- ¦

¦ ----+-------¬ ----+-------¬ ----+-------¬ ----+--------¬ ---+--------¬¦

¦--+---+------¬¦--+---+------¬¦--+---+------¬¦-+---+--------+¬-+--+-------¬¦¦

¦¦Предприятия ¦¦¦Предприятия ¦¦¦Предприятия ¦¦¦Предприятия ¦¦Предприятия¦¦¦

¦¦ МСБ ¦¦¦ МСБ ¦¦¦ МСБ ¦¦¦ МСБ ¦¦ МСБ ¦¦¦

¦¦Центрального+-¦Пролетарско-+-¦Зареченского+-¦ПривокзальногСоветского +-¦

¦¦ района ¦ ¦го района ¦ ¦ района ¦ ¦ района ¦¦ района ¦ ¦

¦L------------- L------------- L-------------
L---------------L------------ ¦

L----------С целью создания эффективного механизма управления охраной труда предусматривается следующая схема управления:

-------------------------------------------------¬

¦ Заместитель Главы города ¦

L----------------------T--------------------------

-----------------------+-------------------------¬

¦ Начальник отдела по труду Управы г. Тулы ¦

L----------------------T--------------------------

-----------------------+-------------------------¬

¦Начальник отдела по труду администрации района ¦

L----------------------T--------------------------

-----------------------+-------------------------¬

¦ Руководитель предприятия ¦

L----------------------T--------------------------

-----------------------+-------------------------¬

¦ Служба охраны труда предприятия ¦

L-------------------------------------------------

Для реализации схемы управления в каждом районе оформляется реестр предприятий малого и среднего бизнеса с указанием месторасположения, сферы деятельности, Ф.И.О. руководителя и руководителя службы охраны труда или специалиста по охране труда.

Система управления охраной труда в городе предусматривает в соответствии с требованиями Федерального закона N 181-ФЗ “Об основах охраны труда в Российской Федерации“ обязательность создания на всех предприятиях служб охраны труда или возложения функций службы охраны труда на инженеров по охране труда или специалистов, которые наряду с основной работой будут выполнять обязанности по охране труда.

Система управления охраной труда в городе предусматривает создание информационно-справочной системы охраны труда малого и среднего предпринимательства - ИССОТ МСП.

6. Информационно - справочная система охраны

труда малого и среднего предпринимательства -

ИССОТ МСП

ИССОТ МСП предусматривает:

- Организацию постоянно действующей выставки “Охрана труда“ с консультационным обслуживанием субъектов малого и среднего предпринимательства. На выставке предусматривается экспонирование специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, специальной литературы по охране труда, журнально-бланочной продукции, знаков и плакатов безопасности, средств защиты, лечебно-профилактического питания, приборов, оборудования и другой продукции для организации безопасных условий труда.

- Адаптацию в Туле Российской информационной системы охраны труда (РИСОТ) и обеспечение доступа к ее информационным ресурсам отделов по труду Управы города, районных администраций, уполномоченных организаций и предприятий, оказывающих информационные услуги в области охраны труда субъектам малого и среднего предпринимательства.

- Организацию издательского центра с мини-типографией для оперативного выпуска информационных, справочных и методических материалов по охране труда для субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций и учреждений, входящих в структуру управления охраной труда в городе.

- Создание системы информирования субъектов малого и среднего предпринимательства о законодательных и нормативных правовых требованиях в области охраны труда с привлечением органов управления, лицензирования, регистрации, надзора и контроля.

7. Система обучения по охране труда

Система обучения предусматривает многоуровневый подход к организации обучения по охране труда руководителей, специалистов и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзного комитета или трудового коллектива.

Уровни обучения:

1. Руководители предприятий Сокращенная программа обучения

и их заместители. с обеспечением полного комплекта

методических материалов

для подготовки к проверке знаний

и использования в процессе

управления предприятием.

2. Специалисты предприятий. 44-часовая программа обучения,

рекомендованная Минтрудом России.

3. Уполномоченные (доверенные) Специальная программа обучения.

лица по охране труда.

4. Инженеры по охране труда и Углубленная программа обучения

специалисты, выполняющие их с учетом специфики конкретных

обязанности. производств.

5. Специалисты предприятий и Разработка пакета методических

доверенные лица по охране материалов для организации обучения

труда, проходящие обучение на предприятии и проверки знаний

на предприятии. комиссией предприятия.

6. Рабочие предприятия. Специальные программы обучения

по профессиям.

8. Материально-техническое обеспечение

Система материально-технического обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства товарами и продукцией для организации безопасных условий труда предусматривает создание на базе постоянно действующей выставки “Охрана труда“ и информационно-справочной системы ИССОТ МСП торгово-выставочного комплекса с оказанием маркетинговых услуг предприятиям-производителям г. Тулы.

Организация оптовой и розничной торговли специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, а также специальной литературой, журнально-бланочной продукцией, знаками и плакатами безопасности, средствами защиты, измерительными приборами и оборудованием для организации безопасного труда позволит в полном объеме обеспечить потребности субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере охраны труда.

К организации материально-механического обеспечения привлекаются ведущие зарубежные, российские фирмы-производители, а также предприятия г. Тулы.

9. Сервисные услуги по охране труда

Система оказания сервисных услуг по охране труда субъектам малого и среднего предпринимательства предусматривает стимулирование создания предприятий, выполняющих функции централизованных служб охраны труда.

Для эффективной реализации данной задачи определяется головная городская организация с филиалами в районах города.

Сервисные услуги включают в себя:

- информационно-справочное обеспечение;

- консультирование предприятий и предпринимателей по вопросам охраны труда;

- разработку организационно-распорядительных, технических, методических и нормативных документов предприятий (приказы, положения, инструкции, правила и т.п.);

- организацию проведения мероприятий по созданию безопасных условий труда;

- организацию проведения обучения по охране труда;

- и т.п.

10. Аттестация рабочих мест по условиям труда

Организация проведения подготовительных работ по аттестации рабочих мест по условиям труда предусматривает:

- обеспечение предприятий специальной литературой и нормативными документами;

- создание базы проката измерительных приборов с оказанием услуг квалифицированными консультантами;

- создание испытательной (измерительной) лаборатории с аккредитацией ее в установленном порядке;

- стимулирование сети предприятий, оказывающих услуги в оформлении результатов аттестации.

Реализация данного направления осуществляется в совокупности с вышеизложенными направлениями Концепции.

Разработали:

Начальник отдела по труду

Управы г. Тулы

О.Б.АНИКИНА

Председатель Тульского обкома

Российского профсоюза

работников среднего

и малого бизнеса

И.Ю.СТРЕКАЛОВ

Генеральный директор

ООО “Центр УОТМСП“

В.И.ЩЕРБАКОВ