Российские законы

Решение Хабаровского УФАС РФ от 28.04.2006 N 9 <О нарушении антимонопольного законодательства органом исполнительной власти в части установления обязательного процента закупа ликеро-водочных изделий у производителей края> (вместе с предписанием Хабаровского УФАС РФ от 28.04.2006 N 7)

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ

РЕШЕНИЕ

от 28 апреля 2006 г. N 9

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель - Бодров В.А. - руководитель управления;

Комиссии:

Члены Комиссии: - Костромеев Н.Б. - начальник отдела

антимонопольного контроля;

- Смородинова Л.В. - ведущий специалист отдела

антимонопольного контроля,

в присутствии представителей:

от министерства пищевой промышленности и потребительского рынка Хабаровского края:

К.А. - гл. специалист отдела юридической и кадровой работы;

Б.М. - начальник сводного отдела экономического анализа и информации;

от ООО “Н“:

К.В. - ген. директор;

И.А. - зам. ген. директора;

от ООО “С“:

Г.Р. - коммерческий директор;

от ООО “Ф“:

М.Г. - ген. директор,

рассмотрев дело N 3-3/9 о нарушении министерством пищевой промышленности и потребительского рынка Хабаровского края (680002, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 19), ООО “Н“ (г. Хабаровск, <...>), ООО “С“ (680006, г. Хабаровск, <...>), ООО “Ф“ (г. Хабаровск, <...>) статьи 8 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“,

УСТАНОВИЛА:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в ходе осуществления контроля за соблюдением органами исполнительной власти Хабаровского края антимонопольного законодательства проанализировано представленное министерством пищевой промышленности и потребительского рынка Хабаровского края (далее - Министерство) типовое соглашение о взаимодействии в сфере оптовой торговли алкогольной продукцией (далее - соглашение) с организациями, осуществляющими закупку, хранение и поставку в край винно-водочных изделий.

Также в антимонопольный орган по предварительному запросу поступили соглашения, заключенные Министерством со следующими хозяйствующими субъектами:

- ООО “Ф“ в лице директора М.Г. (соглашение N 4 от 10.02.2006);

- ООО “Н“ в лице генерального директора К.В. (соглашение
N 2 от 10.02.2006);

- ООО “С“ в лице генерального директора Л.О. (соглашение N 11 от 15.03.2006).

Данные соглашения носят типовой характер.

Согласно пункту 2.3.4 соглашения организация обязуется обеспечить закуп ликеро-водочных изделий у производителей Хабаровского края в размере:

- ООО “Ф“ - по договоренности;

- ООО “Н“ - 5 процентов;

- ООО “С“ - не менее 10 процентов

от общего объема закупа аналогичной продукции в натуральном выражении.

На рассмотрение дела Министерством представлены аналогичные соглашения, заключенные, помимо вышеуказанных организаций, со следующими хозяйствующими субъектами:

- ООО “А“ - соглашение N 1 от 26.01.2006 (% закупа продукции местного производства не определен);

- ООО “М“ - соглашение N 3 от 10.02.2006 (% определяется по договоренности);

- ООО ТД “А“ - соглашение N 5 от 10.02.2006 (% определяется по договоренности);

- ООО “М“ - соглашение N 6 от 01.03.2006 (20%);

- ОАО “Л“ - соглашение N 7 от 02.03.2006 (10%);

- ООО ТД “Л“ - соглашение N 8 от 13.03.2006 (75%);

- ООО “В“ - соглашение N 9 от 13.03.2006 (40%);

- ООО “П“ - соглашение N 10 от 13.03.2006 (процент не определен);

- ООО “П“ - соглашение N 12 от 17.03.2006 (25%);

- ООО “К“ - соглашение N 13 от 17.03.2006 (15%);

- ООО “Ю“ - соглашение N 14 от 17.03.2006 (15%);

- ООО “Б“ - соглашение N 15 от 27.03.2006 (% не определен);

- ООО “А“ - соглашение N 16 от 01.03.2006 (15%);

- ООО “Ю“ - соглашение N 17 от 17.03.2006 (15%);

- ООО “Ф“ - соглашение N 18 от 17.03.2006 (% не определен);

- ООО “З“ - соглашение N 19 от 17.03.2006 (15%);

- ООО “Н“ - соглашение N 20 от 01.04.2006 (10%).

На заседание Комиссии Министерством
представлены пояснения о том, что размер процента закупа ликеро-водочных изделий у производителей Хабаровского края определяется организациями - участниками соглашений самостоятельно исходя из фактического размера закупа алкогольной продукции местных производителей, в связи с чем пункт 2.3.4 соглашения является правомерным.

В свою очередь представители ООО “Ф“, ООО “С“, ООО “Н“ также выразили мнение о правомерности включения в соглашения спорного пункта, пояснив, что стороны, согласно гражданскому законодательству, свободны в заключении гражданско-правовых договоров, а ограничение конкуренции при реализации пункта 2.3.4 соглашения не доказано, поскольку в соглашении не указано соотношение общего объема закупаемой алкогольной продукции и объема алкогольной продукции производителей Хабаровского края.

Данные доводы признаны Комиссией несостоятельными исходя из следующего.

В соответствии со статьей 421 ГК РФ стороны свободны в заключении договора. В то же время статьей 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актом, действующим в момент его заключения. В данном случае, таким нормативным правовым актом является Закон РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, статья 8 которого запрещает заключение в любой форме соглашений между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами, в результате которых имеют либо могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе соглашений, которые могут привести к разделу рынка по территориальному принципу.

Что касается недоказанности факта ограничения конкуренции, то антимонопольный орган при осуществлении своих контрольных полномочий имеет право применять как пресекательные меры, направленные на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, так и меры превентивного характера, направленные на недопущение ограничения конкуренции на определенном товарном рынке.

Так, квалификацией
статьи 8 запрещается заключение соглашений, которые ограничивают конкуренцию на соответствующем товарном рынке и которые могут привести к ограничению конкуренции.

Таким образом, соглашения Министерства с вышеуказанными организациями, в части обязанности хозяйствующего субъекта обеспечить закуп ликеро-водочных изделий у производителей Хабаровского края в определенном размере, противоречат статье 8 Закона о конкуренции, поскольку направлены на раздел рынка оборота алкогольной продукции по территориальному принципу, что может привести к ограничению конкуренции на рынке оборота алкогольной продукции на территории Хабаровского края и ущемить интересы хозяйствующих субъектов - иных производителей.

Приказом ФАС РФ от 02.02.2005 N 12 утверждены новые Правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ и пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

Выдать предписание министерству пищевой промышленности и потребительского рынка Хабаровского края и организациям: ООО “Ф“, ООО “С“, ООО “Н“ об изменении заключенных соглашений путем исключения пункта 2.3.4 как противоречащего статье 8 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

Председатель Комиссии:

В.А.Бодров

Члены Комиссии:

Н.Б.Костромеев

Л.В.Смородинова

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ

ПРЕДПИСАНИЕ

от 28 апреля 2006 г. N 7

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель - Бодров В.А. - руководитель управления;

Комиссии:

Члены Комиссии: - Костромеев Н.Б. - начальник отдела

антимонопольного контроля;

- Смородинова Л.В. - ведущий специалист отдела

антимонопольного контроля,

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Хабаровского УФАС РФ от 28.04.2006 имеет номер 9, а не 8.

на основании своего решения от 28.04.2006 N 8 по делу N 3-3/9 о нарушении министерством пищевой промышленности и потребительского рынка Хабаровского края (680002, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 19), ООО “Н“ (г. Хабаровск, <...>), ООО “С“ (680006, г. Хабаровск, <...>), ООО “Ф“ (г. Хабаровск, <...>) статьи 8 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Министерству пищевой промышленности и потребительского рынка Хабаровского края и ООО “Ф“, ООО “Н“, ООО “С“ в срок до 29 мая 2006 года изменить заключенные соглашения о взаимодействии в сфере оптовой торговли алкогольной продукцией путем исключения пункта 2.3.4 как противоречащего статье 8 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

Министерству пищевой промышленности и потребительского рынка Хабаровского края привести в соответствие все аналогичные заключенные соглашения с иными хозяйствующими субъектами путем исключения положений, обязывающих организации обеспечивать закуп алкогольной продукции у производителей Хабаровского края.

Об исполнении настоящего предписания сообщить в срок до 31 мая 2006 года.

Предписание может быть
обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня вынесения.

Примечание:

В соответствии со статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невыполнение в установленный срок предписания антимонопольного органа влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа.

Председатель Комиссии:

В.А.Бодров

Члены Комиссии:

Н.Б.Костромеев

Л.В.Смородинова