Российские законы

Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 04.03.2008 по делу N А73-489/2008-90АП <Заявление о признании незаконным и отмене постановления органа Роспотребнадзора о привлечении к административной ответственности за непредоставление потребителю необходимой и достоверной информации об оказываемой услуге>

Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 29.07.2008 N Ф03-А73/08-2/2736 данное решение и постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2008 по данному делу оставлены без изменения.

Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2008 N 06АП-А73/2008-2/1130 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 4 марта 2008 г. по делу N А73-489/2008-90АП

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А.Г.Калашникова,

при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Л.Наседкиной,

рассмотрел в судебном заседании заявление Открытого акционерного общества “Дальневосточная генерирующая компания“ в лице филиала “Хабаровская теплосетевая компания“ ОАО “ДГК“

о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому
краю от 14.01.2008 N 4205 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ

третьи лица: Общество с ограниченной ответственностью “Программы учета“, Муниципальное унитарное предприятие г. Хабаровска “Расчетно-кассовый центр по обработке коммунальных платежей“

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя - К., начальник юридического отдела, по доверенности от 13.02.2008 N 7/145.

от административного органа - С., ведущий специалист-эксперт, по доверенности от 23.01.2007 N 04.0-371.

от ООО “Программы учета“: Л., по доверенности от 29.02.2008 N 309/4.

от МУП г. Хабаровска “Расчетно-кассовый центр по обработке коммунальных платежей“: Н.

Сущность дела: Открытое акционерное общество “Дальневосточная генерирующая компания“ в лице филиала “Хабаровская теплосетевая компания“ ОАО “ДГК“ (далее - заявитель, ОАО “ДГК“, Общество) обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю (далее - административный орган, Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю) от 14.01.2008 N 4205, которым Общество было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5 000 рублей.

В судебном заседании представитель заявителя настаивал на требованиях по основаниям, изложенным в заявлении. Полагает, что привлечение к административной ответственности и назначение административного наказания является неправомерным, поскольку, по мнению заявителя, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.

Представитель административного органа с доводами заявителя не согласился, считает, что оснований для удовлетворения его требований не имеется. Факт вменяемого административного правонарушения и вина юридического лица подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами. Дело об
административном правонарушении рассмотрено полно, объективно и всесторонне.

Представители третьих лиц поддержали доводы заявителя. Однако подтвердили, что взаимоотношения Общества и потребителей по теплоснабжению и горячему водоснабжению строятся на самостоятельной основе. Кроме того, ОАО “ДГК“ самостоятельно разрабатывает для потребителей образцы квитанций на оплату услуг.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

На основании письменного обращения гражданина Н. от 20.11.2007 и распоряжения от 14.12.2007 N 4585 ведущим специалистом - экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю С. были проведены мероприятия по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей Открытым акционерным обществом “Дальневосточная генерирующая компания“, расположенным по адресу: г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 49 (почтовый адрес согласно пункту 1.4 Устава Общества).

В ходе проверки было установлено, что в январе - октябре 2007 года ОАО “ДГК“ ежемесячно при предоставлении платежных документов, на основании которых осуществляется оплата потребленной услуги горячего водоснабжения и теплоснабжения, нарушает право потребителя Н., проживающего по адресу: (не приводится), на своевременное получение необходимой и достоверной информации об оказываемой услуге.

В результате проведенного анализа представленных Н. квитанций установлено, что ежемесячно ОАО “ДГК“ предъявляет к оплате платежные документы за текущий месяц, а не за истекший, тем самым вводит потребителя в заблуждение, предоставляя недостоверную информацию о фактически потребленных им услугах теплоснабжения и горячего водоснабжения. Кроме того, в платежных документах отсутствует информация о значениях тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальных нормах потребления, единицах измерения объемов (количества) коммунальных услуг.

25.12.2007 по факту нарушения ОАО “ДГК“ требований статей 10, 37 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей“ ведущим специалистом - экспертом отдела защиты прав потребителей С.
в отношении Общества был составлен протокол по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.

14.01.2008 по результатам рассмотрения материалов проверки заместителем руководителя Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю З. вынесено постановление N 4205 о привлечении ОАО “Дальневосточная генерирующая компания“ к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 рублей.

Несогласие заявителя с вышеуказанным актом явилось основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности.

Заслушав пояснения представителей сторон и третьих лиц, исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя в связи со следующим.

Отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании услуг, и требования, устанавливающие права потребителей на получение информации об услугах и об их исполнителях, а также определяющие механизм реализации этих прав регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 “О защите прав потребителей“ (далее - Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1).

В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.1994 N 7 “О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей“ отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договоров розничной купли-продажи; аренды, включая прокат; найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (пункт 2 статьи 676 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 2 Постановления Пленума
Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.1994 N 7 в тех случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений с участием потребителей, помимо норм Гражданского кодекса Российской Федерации, регулируются и специальными законами Российской Федерации (например, договоры перевозки, энергоснабжения), то к отношениям, вытекающим из таких договоров, Закон Российской Федерации “О защите прав потребителей“ может применяться в части, не противоречащей Гражданскому кодексу РФ и специальному закону.

В силу пункта 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Российской Федерации N 2300-1 принят 07.02.1992, а не 07.02.2002.

Статьей 37 Закона Российской Федерации от 07.02.2002 N 2300-1 предусмотрено, что потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме работу после ее принятия потребителем. С согласия потребителя работа может быть оплачена им при заключении договора в полном размере или путем выдачи аванса.

Кроме того, согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Из пункта 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 следует, что Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров
(договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).

Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).

Так, в пункте 37 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

Согласно пункту 38 Правил предоставления коммунальных услуг в платежном документе указываются:

а) почтовый адрес помещения, для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);

б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования;

в) указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод;

г) объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, который при отсутствии коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем исходя из норматива потребления коммунальных услуг, общей площади помещения (для отопления) или числа граждан, зарегистрированных в жилом помещении (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения);

д) сведения об изменениях размера платы за коммунальные
услуги с указанием оснований, в том числе в связи:

с проживанием временных жильцов;

со снижением качества коммунальных услуг;

с уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором;

е) сведения о размере задолженности перед исполнителем за предыдущие периоды;

ж) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме);

з) другие сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором.

Помимо этого, в соответствии с пунктом 39 Правил предоставления коммунальных услуг размер неустоек (штрафов, пеней) за нарушение потребителем условий договора, рассчитанных в соответствии с федеральными законами и договором, указывается исполнителем в отдельном документе, направляемом потребителю в течение 5 рабочих дней.

Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы является в соответствии с частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ административным правонарушением и влечет административное наказание для юридических лиц в виде наложения административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Из положений статьи 23.49 КоАП РФ следует, что органы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.8 КоАП РФ.

Анализ вышеуказанных норм права в совокупности с установленными по делу обстоятельствами позволяет сделать вывод об установлении административным органом факта административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.

Довод заявителя о том, что платежные документы предъявлялись им к оплате в соответствии с требованиями пункта 37 Правил предоставления коммунальных услуг, подлежит отклонению в связи со
следующим.

Из смысла статьи 544 Гражданского кодекса РФ и пункта 37 Правил предоставления коммунальных услуг, рассматриваемых в совокупности, следует, что в данной ситуации платежные документы должны представляться Обществом потребителю не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за фактически потребленные в течение расчетного периода коммунальные услуги, поскольку соглашением сторон не установлено иное.

Однако как усматривается из материалов дела, квитанции (л.д. 27 - 28) предъявлены Обществом к оплате в первой половине текущего месяца, содержат расчетные данные и сумму к оплате за отопление и горячее водоснабжение текущего месяца, несмотря на то, что на момент их предъявления потребителю фактическое оказание услуг в полном объеме еще не произведено.

Кроме того, из наименования данных платежных документов следует, что они относятся к услугам, оказываемым в текущем месяце.

Таким образом, заявителем в качестве расчетного периода в нарушение пункта 37 Правил предоставления коммунальных услуг избран текущий месяц, а не истекший, за который должна производиться оплата потребленных услуг.

Несостоятельны утверждения заявителя о том, что в силу Правил предоставления коммунальных услуг ОАО “ДГК“ не является исполнителем, не имеет каких-либо обязательств по отношению к гражданам-потребителям, в связи с чем, деятельность Общества не регулируется Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1.

В соответствии с пунктом 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или
оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратиться.

Вместе с тем, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует оценивать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса РФ как акцепт гражданином-потребителем оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги.

В связи с этим, спорные отношения по предоставлению услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения рассматриваются судом как договорные.

Данное обстоятельство подтверждается материалами дела, в частности, платежными документами, находящимися в материалах дела, в которых указаны реквизиты ОАО “ДГК“, в результате чего до сведения потребителей доводится информация о том, что именно заявитель является исполнителем по договорам теплоснабжения и горячего водоснабжения. Так, в квитанции за март 2007 года говорится, что “в связи с реформированием ОАО “Хабаровскэнерго“ теплоснабжение с 01.01.2007 осуществляет ОАО “Дальневосточная генерирующая компания“ (ОАО “ДГК“)“.

Более того, Общество взимает с потребителей денежные средства за принятые услуги в полном объеме на свои расчетные счета, указанные в платежных документах.

Таким образом, в связи с отсутствием договорных отношений между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией либо иным исполнителем, указанным в Правилах предоставления коммунальных услуг, ОАО “ДГК“ приняло на себя функции исполнителя в области оказания услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения, в том числе функции по предъявлению к оплате платежных документов.

Так, в соответствии с пунктом 1.1 договора об оказании услуг от 28.12.2006 N 01-2007- Хабаровскэнерго (л.д. 50 - 53) МУП г. Хабаровска “Расчетно-кассовый центр по обработке коммунальных платежей“ предоставляет ОАО “ДГК“ базу данных по муниципальному жилищному фонду г. Хабаровска для использования ее Обществом во взаимоотношениях с бытовыми потребителями по теплоснабжению и горячему водоснабжению.

Согласно пункту 2.2.5 договора на
оказание услуг по расчетам населения за тепловую энергию от 12.01.2007 N ДГК - 176/ХТСК (л.д. 54 - 58) ООО “Программы учета“ обеспечивают формирование именных адресных счетов-квитанций и других установленных сторонами документов населению, находящемуся на расчетах с ОАО “ДГК“, по форме и в порядке определенном Обществом.

Однако в квитанциях ОАО “ДГК“ на оплату за потребленную тепловую энергию отсутствует информация о значениях тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальных нормах потребления, единицах измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов, что противоречит требованиям действующего законодательства и влечет применение административной ответственности.

Из пункта 1.1 договора на оказание услуг по расчетам населения за тепловую энергию от 12.01.2007 N ДГК - 176/ХТСК следует, что ОАО “ДГК“ поручает, а ООО “Программы учета“ обязуется выполнять комплекс работ по расчетам населения за потребленную тепловую энергию, печати и доставке от имени ОАО “ДГК“ счетов-квитанций и иных установленных данным договором документов населению, а также по предоставлению отчетности и выполнению запросов Общества.

При этом, пунктом 2.1.2 вышеуказанного договора закреплена обязанность ОАО “ДГК“ по разработке и своевременному доведению до ООО “Программы учета“ образцов счетов-квитанций для населения, изменений в них реквизитов расчетного счета получателя.

Далее необходимо отметить, что в соответствии с пунктами 2.3.1 и 2.3.2 Общество вправе устанавливать и изменять для ООО “Программы учета“ образцы счетов-квитанций и устанавливать сроки доставки гражданам-потребителям счетов-квитанций с учетом требований действующего законодательства.

Следовательно, в обязанности ОАО “ДГК“ входило своевременное предоставление потребителю необходимой и достоверной информации в платежных документах на оплату услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения.

При таких обстоятельствах административный орган обоснованно привлек Общество к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены постановления Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю от 14.01.2008 N 4205, поскольку факт административного правонарушения и вина ОАО “Дальневосточная генерирующая компания“ доказаны и подтверждаются имеющимися в материалах дела документами.

Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 207 - 211 АПК РФ, частью 1 статьи 14.8, 30.7 КоАП РФ, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требований Открытого акционерного общества “Дальневосточная генерирующая компания“ в лице филиала “Хабаровская теплосетевая компания“ ОАО “ДГК“ о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю от 14.01.2008 N 4205 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.8 КоАП РФ отказать.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней путем подачи апелляционной жалобы в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Хабаровского края и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья

А.Г.КАЛАШНИКОВ