Российские законы

Закон Ульяновской области от 07.12.98 N 030-ЗО “О социальном партнерстве“ (принят ЗС Ульяновской области 26.11.98)

Утратил силу в связи с изданием Закона Ульяновской области от 08.11.2007 N 187-ЗО.

7 декабря 1998 года N 030-ЗО

ЗАКОН

УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ

Принят

Законодательным Собранием

Ульяновской области

26 ноября 1998 года

Настоящий Закон определяет правовые основы становления, организации, функционирования, укрепления и развития системы социального партнерства в Ульяновской области в целях договорного регулирования социально-трудовых отношений и защиты прав и согласования социально-экономических интересов работников и работодателей.

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе используются следующие понятия:

социальное партнерство - новая прогрессивная форма взаимоотношений между работниками, профсоюзами и их объединениями, работодателями (их объединениями), исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления Ульяновской области, дающая им равные права в обсуждении, выработке и принятии решений
по социально - трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, обеспечивающая социальную стабильность общественного развития и выражающаяся во взаимных консультациях, переговорах, достижении и заключении сторонами соглашений, коллективных договоров, принятии совместных решений;

коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально - трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства (далее - работники организации) с работодателем;

соглашение - правовой акт, регулирующий социально - трудовые отношения между работниками и работодателями, заключаемый на уровне области, муниципального образования, отрасли, профессии;

стороны соглашений - работники, работодатели, исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления Ульяновской области в лице их полномочных представителей;

организация - предприятие, учреждение, организация независимо от форм собственности и подчиненности;

работники - физические лица, работающие в организации на основе трудового договора (контракта);

работодатели - организации (юридические лица), представляемые их руководителями (администрацией), с которыми работники состоят в трудовых отношениях;

представители работников - органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе коллективных переговоров, заключения, изменения, дополнения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;

представители работодателей - руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы работодателей (их объединений), иные уполномоченные работодателями органы;

представители исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Ульяновской области - руководители этих органов или другие уполномоченные в соответствии с уставами (положениями) лица, иные уполномоченные этими органами лица;

социально-трудовые вопросы - вопросы, связанные с трудовыми правоотношениями, охраной труда, занятостью, приватизацией организаций, банкротством, социальной
защитой, пенсионным обеспечением, страхованием работников, услугами социальной сферы.

Статья 2. Участники социального партнерства

Участниками социального партнерства в области являются:

представители работников;

представители работодателей;

представители исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Ульяновской области.

Статья 3. Правовая основа социального партнерства

Правовую основу социального партнерства составляют федеральные законы и иные нормативные акты Российской Федерации, настоящий Закон, другие законы и нормативные акты области, регулирующие социально - трудовые отношения.

В правовую основу социального партнерства области входят областное соглашение, отраслевые (межотраслевые), территориальные соглашения, коллективные договора.

Статья 4. Цели социального партнерства

Целями социального партнерства являются:

обеспечение социально - ориентированной политики экономических преобразований в Ульяновской области;

создание эффективного механизма договорного регулирования социально - трудовых отношений;

обеспечение стабильности общества на основе объективного учета интересов всего населения;

совершенствование законодательства в установленном порядке, объединение усилий партнеров в целях согласованных действий, направленных на совершенствование социально - экономической защиты работников Ульяновской области;

урегулирование коллективных трудовых споров и совместное разрешение конфликтов в социально - трудовой сфере;

совершенствование оплаты труда в организациях всех форм собственности;

создание условий для обеспечения гарантий реализации прав работников на охрану труда, установленную законодательством Российской Федерации и законодательством Ульяновской области;

создание условий для обеспечения занятости населения и развития рынка труда.

Статья 5. Принципы социального партнерства

Принципами социального партнерства являются:

соблюдение участниками социального партнерства международных норм, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и Ульяновской области;

содействие органов исполнительной и законодательной властей Ульяновской области укреплению и развитию социального партнерства на демократической основе;

полномочность социальных партнеров и их представителей;

равноправие сторон и невмешательство в дела друг друга;

свобода выбора и обсуждения вопросов, входящих в предмет деятельности системы социального партнерства;

добровольность принятия обязательств социальными партнерами на основе взаимного согласия;

регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в предмет деятельности
системы социального партнерства, реальность обеспечения выполнения принятых социальными партнерами обязательств;

обязательность исполнения достигнутых договоренностей, систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений;

ответственность сторон, их представителей, должностных и иных лиц за невыполнение по их вине принятых обязательств, соглашений, договоров, решений;

соблюдение предусмотренных законодательством примирительных процедур при разрешении коллективных трудовых споров.

Статья 6. Сфера действия настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на:

работодателей, находящихся на территории Ульяновской области (их объединения);

работников всех организаций на территории Ульяновской области;

территориальные и первичные профсоюзные организации и их объединения, действующие на территории Ульяновской области;

исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления Ульяновской области.

Статья 7. Ведение коллективных переговоров

Решение о необходимости заключения коллективного договора с работодателем вправе принимать представители работников или общее собрание (конференция) работников организации.

Инициатором коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения вправе выступить любая из сторон.

Сторона, получившая письменное уведомление о начале переговоров от другой стороны, обязана в семидневный срок начать переговоры.

От имени работников право на ведение коллективных переговоров предоставляется представителям работников. При наличии в организации на областном, отраслевом и других уровнях нескольких представителей работников каждому из них предоставляется право на ведение переговоров от имени объединяемых ими членов профсоюзов или представляемых ими работников.

От имени работодателей право на ведение коллективных переговоров предоставляется представителям работодателей.

Работодатели, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вести переговоры по социально-трудовым вопросам, предлагаемым для рассмотрения представителями работников.

В течение трех месяцев до окончания сроков действия прежнего коллективного договора, соглашения или в сроки, определенные этими документами любая из сторон вправе направить другой стороне письменное уведомление о начале переговоров по заключению нового коллективного договора, соглашения.

Для
ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора, соглашения стороны на равноправной основе образуют комиссию из наделенных необходимыми полномочиями представителей.

Состав комиссии, сроки, место проведения и повестка дня переговоров определяются решением сторон.

Сторонам, участвующим в переговорах, предоставляется полная свобода в выборе и обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективного договора, соглашения.

Статья 8. Получение информации

Стороны соглашений, коллективных договоров вправе получать друг от друга полную и достоверную информацию по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, необходимую для ведения переговоров и консультаций, заключения соглашений, коллективных договоров, контроля за ходом их исполнения.

Сторона соглашения, коллективного договора обязана представлять полную и достоверную информацию по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, не позднее чем через десять дней после поступления запроса другой стороны. Порядок предоставления информации, содержащей государственную, коммерческую и служебную тайну, регулируется федеральным законодательством.

Статья 9. Распространение информации

Профсоюзные организации Ульяновской области и их объединения, представители работодателей имеют право в установленном законодательством порядке на распространение информации по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам через средства массовой информации органов государственной власти и органов местного самоуправления Ульяновской области.

Статья 10. Инициатива в правотворчестве

Территориальные организации профсоюзов Ульяновской области и их объединения, работодатели (их объединения) Ульяновской области вправе обращаться в органы законодательной и исполнительной власти Ульяновской области с предложениями по разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам.

Статья 11. Посещение организаций

Представители сторон вправе беспрепятственно посещать организации, на которые распространяется действие соглашения, коллективного договора, если это не нарушает государственную, коммерческую или служебную тайну.

Статья 12. Взаимные консультации

Стороны соглашений, коллективных договоров вправе проводить взаимные консультации по социально-трудовым и связанным с
ними экономическим вопросам, в том числе необходимые для ведения переговоров, заключения соглашения, коллективных договоров, контроля за ходом их исполнения. Инициатором проведения таких консультаций может выступать каждая из сторон. Сторона соглашения, коллективного договора обязана приступить к консультациям с другой стороной не позднее чем через семь дней после поступления от нее письменного уведомления.

Статья 13. Участие сторон в рассмотрении социально-трудовых и связанных с ними экономических вопросов

Стороны соглашений, коллективных договоров вправе взаимно участвовать в рассмотрении социально-трудовых и связанных с ними экономических вопросов, в работе комиссий, созданных органами государственной власти и органами местного самоуправления по этим вопросам.

Статья 14. Выполнение решений по вопросам соглашений, коллективных договоров. Рассмотрение обращений сторон

Стороны соглашений, коллективных договоров обязаны выполнять решения по вопросам, включенным в соглашения, коллективные договоры, рассматривать взаимные обращения по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, разрабатывать планы и принимать конкретные решения, направленные на своевременное выполнение достигнутых договоренностей.

Стороны соглашений, коллективных договоров, нарушающие или не выполняющие взятые на себя обязательства, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 15. Областное трехстороннее соглашение

Областное трехстороннее соглашение - правовой акт, которым могут быть установлены:

социальные нормативы и другие условия труда;

социальные гарантии и льготы на территории Ульяновской области;

взаимные обязательства администрации Ульяновской области, объединений профсоюзов, работодателей (их объединений).

Областное трехстороннее соглашение:

заключается администрацией Ульяновской области, объединениями профсоюзов, работодателями (их объединениями);

разрабатывается на основе переговоров между сторонами соглашений;

распространяется на работников, работодателей, исполнительные органы государственной власти области, которые уполномочили своих представителей заключить соглашение от их имени.

Условия, содержащиеся в областном трехстороннем соглашении не могут ухудшать положение работников применительно к законодательству Российской Федерации, генеральному соглашению, общероссийским отраслевым (межотраслевым) соглашениям на соответствующий период.

Момент подписания
областного трехстороннего соглашения является моментом окончания коллективных переговоров по его заключению.

Областное трехстороннее соглашение подписывается Главой администрации Ульяновской области, руководителями объединений профсоюзов, работодателями (руководителями их объединений) и в двухнедельный срок публикуется администрацией Ульяновской области в областных средствах массовой информации. В том случае, когда стороны профсоюзов и работодателей представлены несколькими объединениями, областное трехстороннее соглашение подписывают руководители по поручению сторон. Каждая из сторон разрабатывает мероприятия по реализации положений в течение срока, обусловленного областным трехсторонним соглашением.

Подписанное сторонами областное трехстороннее соглашение с приложениями в семидневный срок направляется в орган по труду администрации Ульяновской области для уведомительной регистрации.

Срок действия областного трехстороннего соглашения определяется сторонами в соглашении, но не может превышать трех лет.

Ход выполнения областного трехстороннего соглашения рассматривается сторонами не реже одного раза в полугодие.

Изменения и дополнения в областное трехстороннее соглашение вносятся по взаимному согласию сторон в порядке, определенном в соглашении.

В целях более полного отражения интересов работников отдельных отраслей, профессий разрабатываются и принимаются трехсторонние, двусторонние областные отраслевые (межотраслевые) соглашения.

Статья 16. Областное отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение

Областное отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение - правовой акт, устанавливающий условия и нормы оплаты труда, а также социальные гарантии и льготы работников отрасли.

Областное отраслевое(межотраслевое) тарифное соглашение может быть трех или двусторонним и заключается между соответствующими профсоюзами, работодателями и управлением по труду администрации области.

Порядок, сроки разработки и заключения соглашений определяется комиссией, образуемой сторонами в соответствии с действующим законодательством.

Содержание соглашения определяется сторонами на основе взаимных консультаций.

Соглашением могут предусматриваться следующие положения:

общие принципы по установлению системы и размера оплаты труда, условий охраны труда, режима труда и отдыха;

порядок и механизм индексации тарифных ставок (окладов), исходя из роста цен, уровня
инфляции, определенных соглашением;

доплаты различного компенсационного характера, минимальный размер которых предусмотрен законодательством;

содействие занятости, переобучение работников;

соблюдение интересов работников при приватизации государственных предприятий.

В соглашении не могут содержаться положения по трудовым и социальным вопросам, противоречащие законодательству.

Положения, предусмотренные в областном отраслевом тарифном соглашении являются базовыми для организаций, участников соглашения и используются при заключении индивидуальных и коллективных договоров.

Областное отраслевое тарифное соглашение не должно ухудшать условия, определенные соответствующими соглашениями федерального уровня.

Статья 17. Муниципальное соглашение

Муниципальное соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в муниципальном образовании в рамках полномочий партнеров соответствующего уровня.

Участниками муниципальных соглашений могут выступать соответствующие профсоюзы и их объединения, работодатели (их объединения), иные уполномоченные работодателями представительные органы, соответствующий орган местного самоуправления.

Статья 18. Распространение действия соглашений. Присоединение к соглашениям и порядок их подписания

Действие соглашения распространяется на работников, работодателей, орган государственной исполнительной власти, орган местного самоуправления, которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от своего имени.

Организации профсоюзов и их объединения, работодатели (их объединения), не участвующие в переговорах по заключению соглашения, могут присоединиться к нему, направив каждой стороне письменное уведомление о своем намерении и принятии на себя обязательств соответствующей стороны.

Орган по труду администрации области вправе предложить работодателям и работникам организации, не участвующим в заключении соглашений, присоединиться к данным соглашениям, в сферу действия которых включены не менее 50% работников отрасли (отраслей), профессии.

Если работодатель и соответствующие представители работников в течение 30 календарных дней с момента получения письменного предложения о присоединении к соглашению не заявили о своем несогласии присоединиться к нему, соглашение считается распространенным на данных работодателей и работников с момента получения ими предложения.

Соглашение подлежит подписанию в трехдневный срок с момента принятия
решения о его подписании всеми сторонами соглашения. Порядок подписания соглашений определяется сторонами.

Статья 19. Уведомительная регистрация соглашений, коллективных договоров

Подписанные сторонами все виды соглашений в семидневный срок направляются работодателем в орган по труду администрации области для уведомительной регистрации.

Подписанный сторонами коллективный договор с приложениями в семидневный срок направляется работодателем в соответствующий орган по труду по месту нахождения организации для уведомительной регистрации.

Такой же порядок действует и в случае внесения изменений или дополнений в соглашения, коллективные договора.

Статья 20. Координационный комитет содействия занятости населения Ульяновский области

Координационный комитет содействия занятости населения Ульяновской области создается в соответствии с Законом Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации“ в целях выработки согласованных решений по определению и реализации политики занятости населения в области.

Координационный комитет содействия занятости населения Ульяновской области создается из представителей работодателей (их объединений), исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Ульяновской области, организаций и объединений профсоюзов, органов службы занятости, общественных организаций, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Организация и порядок работы комитета определяется представленными в комитете сторонами.

Статья 21. Ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах

Лица, представляющие работодателей, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению или изменению соглашения или коллективного договора или нарушившие срок, установленный частью 3 статьи 7 Настоящего Закона или не обеспечившие работу соответствующей комиссии в определенные сторонами сроки несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 22. Ответственность за непредоставление информации

Лица, представляющие работодателей, виновные в непредоставлении информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением соглашения, коллективного договора несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 23. Порядок привлечения к
ответственности

Порядок и сроки рассмотрения дел о привлечении к ответственности в случаях, предусмотренных статьями 14, 21, 22 настоящего Закона, определяются действующим законодательством.

Статья 24. Выполнение обязательств

Привлечение к ответственности не освобождает сторону (стороны) от выполнения обязательств по соглашению, коллективному договору.

Статья 25. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 26. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом

Администрации области, органам местного самоуправления Ульяновской области в месячный срок с момента вступления настоящего Закона в силу привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

Глава администрации

Ульяновской области

Ю.Ф.ГОРЯЧЕВ

Ульяновск

7 декабря 1998 года

N 030-ЗО