Российские законы

Постановление Администрации г. Ижевска от 31.03.2003 N 125 “Об организации ведения социально-гигиенического мониторинга в городе Ижевске“ (вместе с “Концепцией социально-гигиенического мониторинга в г. Ижевске“)

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ИЖЕВСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 марта 2003 г. N 125

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО

МОНИТОРИНГА В ГОРОДЕ ИЖЕВСКЕ

В соответствии с Законами Российской Федерации “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“, “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“, постановлением Правительства Российской Федерации “Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге“, Законом Удмуртской Республики “О местном самоуправлении в УР“; выполняя обязательства города Ижевска - участника официальной сети “Здоровых городов“ ВОЗ по воплощению в жизнь концепции “Здоровье для всех в XXI столетии“ и по достижению равенства возможностей граждан в области сохранения и укрепления здоровья; с целью формирования городского информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга, руководствуясь распоряжением Мэра г. Ижевска N 143 от
28.12.2001 “О распределении обязанностей и наделении полномочиями руководителей Администрации города“, Уставом г. Ижевска, постановляю:

1. Утвердить Концепцию социально-гигиенического мониторинга в г. Ижевске (прилагается).

2. Утвердить План мероприятий по реализации Концепции социально-гигиенического мониторинга в г. Ижевске (прилагается).

3. Утвердить состав Координационного совета по реализации Концепции социально-гигиенического мониторинга в г. Ижевске (прилагается).

4. Утвердить Положение о Координационном совете по реализации Концепции социально-гигиенического мониторинга в г. Ижевске (прилагается).

5. Управлению финансов Администрации г. Ижевска (Наумов В.О.) предусмотреть в проекте бюджета на 2003 год финансирование расходов на реализацию Концепции социально-гигиенического мониторинга в г. Ижевске.

Первый заместитель

главы Администрации

- вице-мэр г. Ижевска

С.В.ПРОТОЗАНОВ

Утверждена

постановлением

Администрации г. Ижевска

от 31 марта 2003 г. N 125

КОНЦЕПЦИЯ

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В Г. ИЖЕВСКЕ

I. Введение

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Развитие экономики, формирование новых отношений в обществе должны строиться с учетом и в интересах охраны здоровья населения, сохранения будущих поколений и создания для них нормальных условий жизни. Это становится возможным при условии создания системы управления здоровьем населения и факторами, формирующими его. Такое наблюдение позволит своевременно проводить комплексные лечебно-профилактические мероприятия.

Здоровье населения формируется, в основном, под воздействием медико - экологических факторов. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), выделено четыре группы медико - экологических факторов. Наибольший вклад в формирование здоровья (более 50%) вносит первая группа факторов, объединенных определением “образ жизни“, включающим социально-экономические аспекты и особенности поведения населения. Вторая группа факторов, определенных как “окружающая среда“ (20%), объединяет качество объектов среды обитания и их достаточность для удовлетворения физиологических потребностей организма. К третьей группе факторов, формирующих здоровье населения, отнесена наследственность (20%). К четвертой группе
медико-экологических факторов отнесено состояние медико-санитарной и профилактической помощи (10%).

В настоящее время качество среды обитания человека и состояние здоровья населения г. Ижевска в целом можно оценить как санитарно-эпидемиологическое неблагополучие. Здоровье населения города прогрессивно ухудшается по большинству показателей. Продолжается демографический кризис. За последнее десятилетие отмечается рост естественной убыли населения в 1,7 раза за счет увеличения смертности населения, средняя продолжительность жизни населения города снизилась с 70,1 до 67,3 года. Наибольший ущерб здоровью населения Ижевска наносят: рост злокачественных новообразований, врожденных пороков развития; состояние психического, репродуктивного здоровья; высокие уровни заболеваемости по классам - болезни органов дыхания, кровообращения, несчастные случаи, отравления, травмы. Опасность для здоровья населения г. Ижевска представляет проблема обеспечения населения доброкачественной питьевой водой, существует риск здоровью населения города от использования для обеззараживания питьевой воды хлора. Вторым приоритетным фактором риска здоровью населения города является загрязнение атмосферного воздуха жилой зоны, который загрязняется веществами, обладающими канцерогенным, нефротоксическим, гепатотоксическим действием, оказывает влияние на репродуктивную функцию, состояние иммунной системы.

Для проведения целенаправленной политики по укреплению здоровья жителей г. Ижевска необходимы скоординированные межведомственные действия по уменьшению воздействия неблагоприятных факторов окружающей и производственной среды. В первую очередь эти действия должны быть ориентированы на те факторы, которые представляют наибольшую опасность для здоровья населения.

II. Словарь основных терминов

1. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.

2. Социально-гигиенический мониторинг (далее СГМ) - система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов
среды обитания.

3. Среда обитания человека - совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.

4. Факторы среды обитания - биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.

5. Здоровье - состояние полного физического, психического и социального благополучия (а не только отсутствие болезни или физических дефектов).

6. Вредное воздействие на человека - воздействие факторов среды обитания, создающее угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений.

7. Санитарно-эпидемиологическая обстановка - состояние здоровья населения и среды обитания на определенной территории в конкретно указанное время.

8. Риск - относительная (потенциальная) опасность возникновения неблагоприятных изменений в здоровье населения в зависимости от санитарно-эпидемиологической обстановки (ситуации).

9. Информационный фонд СГМ - систематизированные в определенном порядке многолетние данные наблюдения, а также нормативно-справочные материалы, сведенные в статистические регистры и базы данных, обеспеченные комплексом программно-технологических и технических средств для выявления характера и связей изменения состояния санитарно-эпидемиологического благополучия населения, здоровья человека и среды его обитания.

III. Основные положения

Целью ведения социально-гигиенического мониторинга в г. Ижевске является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Для достижения поставленной цели при ведении социально-гигиенического мониторинга решаются следующие задачи:

- Формирование городского информационного фонда о здоровье населения и факторах среды обитания.

- Выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения.

- Обеспечение межведомственной координации деятельности по ведению мониторинга в
целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выработки предложений для принятия решений Администрацией города.

Принципы ведения СГМ

- Применение взаимосогласованных нормативно-методических документов, обеспечивающих единство и сопоставимость информационных потоков по городу.

- Сочетание сплошного и углубленного (по выборочным данным) наблюдения за здоровьем и средой обитания.

- Использование унифицированного программного обеспечения.

- Совместимость с международными стандартами.

- Эффективность и открытость системы СГМ.

Механизм осуществления мониторинга

- Наблюдение за показателями здоровья населения и состоянием среды обитания человека.

- Сбор, хранение, обработка и систематизация данных наблюдения за состоянием здоровья населения и среды обитания человека.

- Объединение информационных баз данных межведомственного характера других мониторинговых систем с полученными данными социально-гигиенического мониторинга.

- Сопоставление полученных результатов с действующими нормативами, критериями контроля, оценочными шкалами и т.п.

- Анализ причинно-следственной связи состояния окружающей среды и здоровья.

- Прогнозирование и выявление тех изменений, которые требуют осуществления социально-экономических и профилактических мероприятий.

- Расчет экономического ущерба от загрязнения окружающей среды.

- Разработка и внедрение необходимых мероприятий по оздоровлению среды.

- Оценка системы управления ситуацией, ее адекватности и эффективности.

IV. Организационная структура СГМ

Социально-гигиенический мониторинг - сложная межведомственная система наблюдения с анализом поступающей информации и прогнозированием возможных ситуаций в ближайшем и отдаленном будущем. Участниками СГМ в г. Ижевске являются ведомства, учреждения и организации, обладающие информацией о состоянии среды обитания и здоровья населения. Порядок взаимодействия организаций - участников СГМ - оговаривается в межведомственных соглашениях. Основная цель взаимодействия - создание в автоматизированном режиме единого информационного пространства с целью получения достоверных и наиболее полных данных о состоянии здоровья населения и среды обитания.

С целью координации деятельности заинтересованных ведомств и учреждений в организации системы социально-гигиенического мониторинга при Администрации г. Ижевска создается Координационный совет.

Схема взаимодействия организаций - участников СГМ

----------------¬

¦ Администрация ¦

¦ города ¦

L----------------

/

¦

--------+-------¬

¦Координационный¦ ----------------¬

------------¬ ¦ совет ¦ ----->¦ Комитет по ¦

¦ УРЦ ГМС ¦<-----¬ L---------------- ¦ ¦информатизации ¦

L------------ ¦ / ¦ L----------------

¦ ¦ ¦

¦ / ¦

¦ ----------------¬ ¦

L--->¦ ЦГСЭН ¦<--

--------¦ в г. Ижевске ¦ ----------------¬

¦ ¦ Городской ¦<------>¦ Управление ¦

¦------>¦информационный ¦<-----¬ ¦здравоохранения¦

------------¬ ¦¦ ¦ фонд СГМ ¦<----¬¦ ¦ в г. Ижевске ¦

¦Управляющая¦<---¦ L---------------- ¦¦ L----------------

¦компания в ¦ ¦ / / / ¦¦

¦ЖКХ ГЖУ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦L---------¬

¦МУП ¦ ¦ / ¦ / ¦ /

¦“Ижводо- ¦ ¦ -----------¬ ¦ -----------¬¦ ----------------¬

¦канал“ ¦ ¦ ¦Управление¦ ¦ ¦Управлени妦 ¦ Управление ¦

¦УМП ¦ ¦ ¦ по ¦ ¦ ¦ ЗАГС ¦¦ ¦ народного ¦

¦“Горкоммун-¦ ¦ ¦социальной¦ ¦ L-----------¦ ¦ образования ¦

¦теплосеть“ ¦ ¦ ¦ защите ¦ ¦ ¦ L----------------

L------------ ¦ L----------- ¦ ¦

¦ / ¦

------------ ---------------------¬ ¦ ----------------¬

/ ¦Управление природных¦ ¦ ¦ Управление ¦

------------¬ ¦ ресурсов и охраны ¦ L->¦ дошкольного ¦

¦Управление ¦ ¦ окружающей среды ¦ ¦ образования и ¦

¦ финансов ¦ ¦ г. Ижевска ¦ ¦ воспитания ¦

L------------ L--------------------- L----------------

СГМ представляет собой комплексную информационно-аналитическую систему открытого типа, интегрирующую информационные массивы и координирующую деятельность ведомственных систем наблюдения:

- за состоянием здоровья населения (ведется Управлением здравоохранения, Управлением по социальной защите, Управлением ЗАГС, Фондом обязательного медицинского страхования);

- за состоянием
факторов среды обитания человека, в том числе биологических (вирусных, бактериальных, паразитарных), химических, физических (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловое, ионизирующее, неионизирующее и иные излучения), социальных (питание, водоснабжение, условия быта, труда и отдыха) и иных факторов (ведется Центром госсанэпиднадзора в г. Ижевске, Управляющей компанией в ЖКХ ГЖУ г. Ижевска, МУП “Ижводоканал“, УМП “Горкоммунтеплосеть“);

- за природно-климатическими факторами, источниками антропогенного воздействия на окружающую природную среду, в том числе на атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почву (ведется Удмуртским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УЦГМС), Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды);

- за радиационной обстановкой (ведется Центром госсанэпиднадзора в г. Ижевске);

- за факторами социальной среды человека (ведется Управлением по социальной защите, Управлением финансов, Управлением образования, Управлением дошкольного образования и воспитания, Управлением экономики и развития города);

- за структурой и качеством питания, безопасностью пищевых продуктов для здоровья населения (ведется Центром госсанэпиднадзора в г. Ижевске).

Городской информационный фонд

Основная задача городского информационного фонда (далее ГИФ) - формирование базы данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека, а также определение причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения города. Контроль за формированием ГИФ и обеспечением сохранности его документов осуществляется Центром госсанэпиднадзора в г. Ижевске в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 426 “Об утверждении Положения о социально - гигиеническом мониторинге“.

Перечень параметров и показателей СГМ

для формирования информационного фонда

Блок “Здоровье“

-----T-------------------------------T-------------T-------------¬

¦ N ¦ Показатель ¦Периодичность¦ Источник ¦

¦ ¦ ¦ ¦ информации ¦

+----+-------------------------------+-------------+-------------+

¦ 1 ¦Численность населения на начало¦Ежегодно ¦Табл. А-12 ¦

¦ ¦года и среднегодовая ¦ ¦Упр. стат. ¦

+----+-------------------------------+-------------+-------------+

¦ 2 ¦Возрастно-половой состав ¦Ежегодно ¦Табл. РН-2, ¦

¦ ¦населения ¦ ¦РН-4 ¦

¦ ¦ ¦ ¦Упр. стат. ¦

+----+-------------------------------+-------------+-------------+

¦ 3 ¦Рождаемость (абсолютные числа и¦Ежегодно ¦Табл. А-12 ¦

¦ ¦показатели на 1000 населения) ¦ ¦Упр. стат. ¦

+----+-------------------------------+-------------+-------------+

¦ 4 ¦Общая смертность (абсолютные ¦Ежегодно и ¦Табл. А-12 ¦

¦ ¦числа и показатели на 1000 ¦ежемесячно ¦Упр. стат. ¦

¦ ¦населения) ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------------+-------------+-------------+

¦ 5 ¦Распределение умерших по полу, ¦Ежегодно ¦Форма С-51 ¦

¦ ¦возрасту и причинам ¦ ¦стат. ¦

+----+-------------------------------+-------------+-------------+

¦ 6 ¦Естественный прирост (убыль) ¦Ежегодно ¦Табл. А-12 ¦

¦ ¦населения (абсолютные числа и ¦ ¦Упр. стат. ¦

¦ ¦показатели на 1000 населения) ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------------+-------------+-------------+

¦ 7 ¦Младенческая смертность ¦Ежегодно и ¦Табл. А-12 ¦

¦ ¦(в целом и по причинам) ¦ежемесячно ¦Упр. стат. ¦

+----+-------------------------------+-------------+-------------+

¦ 8 ¦Первичная заболеваемость ¦Ежегодно и ¦Форма 12, 31 ¦

¦ ¦(по возрасту) ¦ежемесячно ¦Упр. ЗО ¦

¦ ¦ ¦ ¦г. Ижевска ¦

+----+-------------------------------+-------------+-------------+

¦ 9 ¦Заболеваемость злокачественными¦Ежегодно ¦Форма 35, 7 ¦

¦ ¦новообразованиями ¦ ¦Упр. ЗО ¦

¦ ¦ ¦ ¦г. Ижевска ¦

+----+-------------------------------+-------------+-------------+

¦10 ¦Мониторинг врожденных пороков ¦Приказ МЗ РФ N 268 ¦

¦ ¦развития ¦от 10.09.98 ¦

+----+-------------------------------+-------------T-------------+

¦11 ¦Психическое здоровье ¦Ежегодно ¦Форма 11, 36,¦

¦ ¦ ¦ ¦37 ¦

+----+-------------------------------+-------------+-------------+

¦12 ¦Репродуктивное здоровье ¦Ежегодно ¦Форма 13, 32 ¦

+----+-------------------------------+-------------+-------------+

¦13 ¦Заболеваемость инфекционными ¦Ежегодно ¦Форма 1, 2 ¦

¦ ¦и паразитарными болезнями ¦Ежемесячно ¦ ¦

¦ ¦ ¦Еженедельно ¦ ¦

¦ ¦ ¦Ежедневно ¦ ¦

+----+-------------------------------+-------------+-------------+

¦14 ¦Сведения о детях-инвалидах ¦Ежегодно ¦Форма 19 ¦

¦ ¦ ¦ ¦Упр. ЗО ¦

¦ ¦ ¦ ¦г. Ижевска ¦

+----+-------------------------------+-------------+-------------+

¦15 ¦Токсикологический мониторинг ¦Ежемесячно ¦Форма ¦

¦ ¦ ¦ ¦N 58-1/у ¦

+----+-------------------------------+-------------+-------------+

¦16 ¦Мониторинг состояния ¦Ежегодно ¦ ¦

¦ ¦физического здоровья ¦ ¦ ¦

L----+-------------------------------+-------------+--------------

Блок “Социально-экономические показатели“

-----T-------------------------------T-------------T-------------¬

¦ N ¦ Показатель ¦Периодичность¦ Источник ¦

¦ ¦ ¦ ¦ информации ¦

+----+-------------------------------+-------------+-------------+

¦ 1 ¦Расходы на здравоохранение, ¦Ежегодно ¦Упр. ЗО ¦

¦ ¦руб./на чел. ¦ ¦г. Ижевска ¦

¦ ¦ ¦ ¦Фонд ОМС ¦

+----+-------------------------------+-------------+-------------+

¦ 2 ¦Расходы на образование, ¦Ежегодно ¦Упр. нар. ¦

¦ ¦руб./на чел. ¦ ¦обр. и Упр. ¦

¦ ¦ ¦ ¦дошкольного ¦

¦ ¦ ¦ ¦обр. и ¦

¦ ¦ ¦ ¦воспитания ¦

¦ ¦ ¦ ¦г. Ижевска ¦

+----+-------------------------------+-------------+-------------+

¦ 3 ¦Среднедушевой доход населения, ¦Ежегодно ¦Упр. стат. ¦

¦ ¦руб./на чел. ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------------+-------------+-------------+

¦ 4 ¦Прожиточный минимум, ¦Ежегодно ¦Упр. стат. ¦

¦ ¦руб./на чел. ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------------+-------------+-------------+

¦ 5 ¦Стоимость минимальной ¦Ежегодно ¦Упр. стат. ¦

¦ ¦продуктовой корзины, ¦ ¦ ¦

¦ ¦руб./на чел. ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------------+-------------+-------------+

¦ 6 ¦Процент лиц с доходами ниже ¦Ежегодно ¦Упр. стат. ¦

¦ ¦прожиточного минимума ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------------+-------------+-------------+

¦ 7 ¦Количество жилой площади на 1 ¦Ежегодно ¦ГЖУ ¦

¦ ¦человека, м2/на чел., ¦ ¦ ¦

¦ ¦в муниципальном жилом фонде ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------------+-------------+-------------+

¦ 8 ¦Количество жилой площади на 1 ¦Ежегодно ¦Администрации¦

¦ ¦человека, м2/на чел., в частных¦ ¦районов ¦

¦ ¦домовладениях ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------------+-------------+-------------+

¦ 9 ¦Процент квартир в муниципальном¦Ежегодно ¦ГЖУ ¦

¦ ¦жилом фонде, не имеющих ¦ ¦ ¦

¦ ¦водопровода ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------------+-------------+-------------+

¦10 ¦Процент квартир в частных ¦Ежегодно ¦Администрации¦

¦ ¦домовладениях, не имеющих ¦ ¦районов ¦

¦ ¦водопровода ¦ ¦ ¦

L----+-------------------------------+-------------+--------------

Блок “Среда обитания“

-----T-------------------------------T-------------T-------------¬

¦ N ¦ Показатель ¦Периодичность¦ Источник ¦

¦ ¦ ¦ ¦ информации ¦

+----+-------------------------------+-------------+-------------+

¦Атмосферный воздух ¦ ¦ ¦

+----T-------------------------------+-------------+-------------+

¦ 1 ¦Перечень веществ, ¦Ежегодно ¦ЦГСЭН ¦

¦ ¦контролируемых на стационарных ¦ ¦в г. Ижевске ¦

¦ ¦и маршрутных постах ¦ ¦УРЦ ГМС ¦

+----+-------------------------------+-------------+-------------+

¦ 2. Информация о состоянии загрязнения атмосферного воздуха ¦

¦на каждом ПНЗ, по каждому контролируемому веществу ¦

+----T-------------------------------T-------------T-------------+

¦ 2.1¦Всего определений (проб) - ¦Ежемесячно ¦УРЦ ГМС ¦

¦ ¦абсолютное число ¦ ¦ ¦

¦ ¦Из них: ¦ ¦ ¦

¦ ¦- равно ПДК ¦ ¦ ¦

¦ ¦- с превышением ПДК, ¦ ¦ ¦

¦ ¦в том числе: более 1 ПДК, ¦ ¦ ¦

¦ ¦2 ПДК, 3 ПДК, 4 ПДК, 5 ПДК ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------------+-------------+-------------+

¦ 2.2¦Среднесуточные, максимально - ¦Ежемесячно ¦УРЦ ГМС ¦

¦ ¦разовые, среднегодовые ¦Ежегодно ¦ ¦

¦ ¦концентрации ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------------+-------------+-------------+

¦ 3 ¦Информация по результатам ¦Ежемесячно ¦УРЦ ГМС ¦

¦ ¦химических анализов воды водных¦ ¦ ¦

¦ ¦объектов ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------------+-------------+-------------+

¦ ¦Метеоусловия: ¦Ежемесячно ¦УРЦ ГМС ¦

¦ ¦- Средняя температура воздуха ¦ ¦ ¦

¦ ¦- Относительная влажность ¦ ¦ ¦

¦ ¦- Атмосферное давление ¦ ¦ ¦

¦ ¦- Скорость ветра ¦ ¦ ¦

¦ ¦Среднегодовая повторяемость ¦Ежегодно ¦ ¦

¦ ¦направления ветра по румбу (%) ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------------+-------------+-------------+

¦ 4 ¦Ведущие источники загрязнения ¦Ежегодно ¦ЦГСЭН ¦

¦ ¦атмосферного воздуха ¦ ¦в г. Ижевске ¦

¦ ¦ ¦ ¦Управление ¦

¦ ¦ ¦ ¦природных ¦

¦ ¦ ¦ ¦ресурсов ¦

¦ ¦ ¦ ¦и охраны ¦

¦ ¦ ¦ ¦окружающей ¦

¦ ¦ ¦ ¦среды ¦

+----+-------------------------------+-------------+-------------+

¦ 5 ¦Перечень веществ, которые ¦Ежегодно ¦ЦГСЭН ¦

¦ ¦выделены как приоритетные, ¦ ¦в г. Ижевске ¦

¦ ¦но не контролируются ¦ ¦Управление ¦

¦ ¦ ¦ ¦природных ¦

¦ ¦ ¦ ¦ресурсов ¦

¦ ¦ ¦ ¦и охраны ¦

¦ ¦ ¦ ¦окружающей ¦

¦ ¦ ¦ ¦среды ¦

+----+-------------------------------+-------------+-------------+

¦Питьевая вода ¦ ¦ ¦

+----T-------------------------------+-------------+-------------+

¦ 1 ¦Вещества, рассматриваемые как ¦Ежегодно ¦МУП ¦

¦ ¦приоритетные загрязнения ¦ ¦“Ижводокана듦

¦ ¦питьевой воды систем ¦ ¦ЦГСЭН ¦

¦ ¦централизованного хозяйственно ¦ ¦в г. Ижевске ¦

¦ ¦- питьевого водоснабжения ¦ ¦ ¦

¦ ¦населения, поступление которых ¦ ¦ ¦

¦ ¦связано с: ¦ ¦ ¦

¦ ¦- Загрязнением источника ¦ ¦ ¦

¦ ¦- Обработкой воды ¦ ¦ ¦

¦ ¦- Транспортировкой воды ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------------+-------------+-------------+

¦ 2 ¦Вещества, не контролируемые в ¦Ежегодно ¦МУП ¦

¦ ¦питьевой воде: ¦ ¦“Ижводокана듦

¦ ¦- Из-за отсутствия ¦ ¦ЦГСЭН ¦

¦ ¦стандартизованных методов ¦ ¦в г. Ижевске ¦

¦ ¦- Из-за недостаточности ¦ ¦ ¦

¦ ¦материально - технической базы ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------------+-------------+-------------+

¦ 3 ¦Результаты лабораторного ¦Ежемесячно ¦ЦГСЭН ¦

¦ ¦контроля качества питьевой ¦Ежегодно ¦в г. Ижевске ¦

¦ ¦воды: ¦ ¦МУП ¦

¦ ¦- всего определений ¦ ¦“Ижводокана듦

¦ ¦- из них с превышением ¦ ¦УМП ¦

¦ ¦норматива ¦ ¦“Горкоммун- ¦

¦ ¦ ¦ ¦теплосеть“ ¦

+----+-------------------------------+-------------+-------------+

¦ 3.1¦Перечень веществ, по которым ¦Ежемесячно ¦ЦГСЭН ¦

¦ ¦имеется превышение ¦ ¦в г. Ижевске ¦

¦ ¦гигиенических норм: по классу ¦ ¦МУП ¦

¦ ¦опасности, общей жесткости ¦ ¦“Ижводокана듦

¦ ¦ ¦ ¦УМП ¦

¦ ¦ ¦ ¦“Горкоммун- ¦

¦ ¦ ¦ ¦теплосеть“ ¦

+----+-------------------------------+-------------+-------------+

¦ 4 ¦Результаты лабораторного ¦Ежемесячно ¦ЦГСЭН ¦

¦ ¦контроля по индикаторным ¦ ¦в г. Ижевске ¦

¦ ¦микробиологическим показателям:¦ ¦МУП ¦

¦ ¦- всего определений ¦ ¦“Ижводокана듦

¦ ¦- из них с превышением ¦ ¦УМП ¦

¦ ¦норматива ¦ ¦“Горкоммун- ¦

+----+-------------------------------+ ¦теплосеть“ ¦

¦ 4.1¦- Общие колиформы ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------------+ ¦ ¦

¦ 4.2¦- термотолерантные колиформы ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------------+ ¦ ¦

¦ 4.3¦- колифаги ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------------+-------------+-------------+

¦ 5 ¦Обнаруженные условно - ¦Ежемесячно ¦ЦГСЭН ¦

¦ ¦патогенные и патогенные ¦ ¦в г. Ижевске ¦

¦ ¦микроорганизмы: ¦ ¦МУП ¦

¦ ¦- всего определений ¦ ¦“Ижводокана듦

¦ ¦- количество положительных проб¦ ¦ ¦

+----+-------------------------------+-------------+-------------+

¦Качество и безопасность пищевых ¦ ¦ ¦

¦продуктов ¦ ¦ ¦

+----T-------------------------------+-------------+-------------+

¦ 1 ¦Перечень регламентируемых ¦Ежегодно ¦ЦГСЭН ¦

¦ ¦показателей продуктов питания, ¦ ¦в г. Ижевске ¦

¦ ¦контролируемых на территории ¦ ¦ ¦

¦ ¦города ¦ ¦ ¦

+----+-------------------------------+-------------+-------------+

¦ 2 ¦Перечень продуктов питания, в ¦Ежегодно ¦ЦГСЭН ¦

¦ ¦которых определяется содержание¦ ¦в г. Ижевске ¦

¦ ¦различных контаминантов ¦ ¦ ¦

¦ ¦(токсичных элементов, ¦ ¦ ¦

¦ ¦микотоксинов, N-нитроаминов ¦ ¦ ¦

¦ ¦и т.д.) ¦ ¦ ¦

L----+-------------------------------+-------------+--------------

Представление в городской информационный фонд данных, полученных в ходе мониторинга, обмен ими между органами исполнительной власти, учреждениями и организациями, участвующими в его проведении, осуществляется на безвозмездной основе. Специальная информация предоставляется пользователям, не участвующим в проведении социально-гигиенического мониторинга, за“плату в установленном порядке.

V. Обеспечение деятельности СГМ

Деятельность системы социально-гигиенического мониторинга предусматривает информационное, нормативно-правовое, материально-техническое, кадровое обеспечение.

Информационное обеспечение предполагает организацию в структуре управления санэпидблагополучием населения межведомственной автоматизированной городской информационно-аналитической системы.

Информационно-аналитическая система включает в себя необходимые источники и потоки информации, специальные базы данных, аппаратные и программные средства их обработки и анализа, коммуникационные каналы, порядок и режим передачи информационных материалов на основе функционального объединения и рационального взаимодействия ведомственных компьютерных сетей. Ведущей составной частью межведомственной автоматизированной городской информационно-аналитической системы СГМ является экспертно-аналитический блок, который должен обеспечивать:

- Анализ состояния санэпидблагополучия населения.

- Прогноз здоровья при заданных тенденциях состояния среды, оценку риска здоровью, моделирование проблемных ситуаций при альтернативных управленческих решениях.

- Выбор приоритетов при определении комплекса мероприятий по улучшению санитарно - эпидемиологической обстановки в городе.

Нормативно-правовое обеспечение СГМ - Закон Российской Федерации “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ N 52-ФЗ; постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 426 “Об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге“.

Материально-техническое (приборное, аппаратурное, средствами связи, вычислительной техники и др.) обеспечение работ по ведению СГМ должно осуществляться за счет средств республиканского, городского бюджетов и других источников.

Кадровое обеспечение СГМ - в рамках штатной численности организаций-участников. Внедрение новых технологий потребует введения должностей специалистов системного анализа, обслуживающего персонала.

VI. Заключение

Формирование санэпидблагополучия населения представляется сложным и чрезвычайно важным социальным процессом, требующим постоянного системного наблюдения и анализа с целью оценки его состояния, разработки прогнозов и коррекции тенденций развития в условиях неблагоприятной социально-экономической и санитарно-экологической обстановки.

Ведение СГМ является качественно новым уровнем профилактической деятельности, конечной целью которой является управление качеством среды обитания человека с целью сохранения здоровья населения посредством разработки и внедрения (при участии заинтересованных ведомств, организаций и учреждений) социально и экономически эффективных целевых программ по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Утвержден

постановлением

Администрации г. Ижевска

от 31 марта 2003 г. N 125

ПЛАН

МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-

ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В Г. ИЖЕВСКЕ

----T------------------------T--------T---------------T----------¬

¦ N ¦Наименование мероприятий¦Срок ¦ Ответственный ¦ Сумма ¦

¦ ¦ ¦испол- ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦нения ¦ ¦ ¦

+---+------------------------+--------+---------------+----------+

¦1 ¦Организационные ¦2003 - ¦Администрация ¦ ¦

¦ ¦мероприятия ¦2004 гг.¦города ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ЦГСЭН ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦в г. Ижевске ¦ ¦

+---+------------------------+--------+---------------+----------+

¦1.1¦Заключить соглашения ¦2003 г. ¦ЦГСЭН ¦ ¦

¦ ¦о взаимодействии ¦ ¦в г. Ижевске ¦ ¦

¦ ¦организаций-участников ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ведения СГМ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+------------------------+--------+---------------+----------+

¦1.2¦Разработать требования ¦2003 г. ¦Координационный¦ ¦

¦ ¦к организации системы ¦ ¦совет ¦ ¦

¦ ¦межведомственного ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦контроля за состоянием ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦здоровья населения и ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦среды обитания человека ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦на уровне города ¦ ¦ ¦ ¦

+---+------------------------+--------+---------------+----------+

¦1.3¦Определить порядок ¦2003 г. ¦Координационный¦ ¦

¦ ¦оценки экономической ¦ ¦совет ¦ ¦

¦ ¦эффективности реализации¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦санитарно- ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦гигиенических и ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦профилактических ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦мероприятий в системе ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦СГМ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+------------------------+--------+---------------+----------+

¦1.4¦Разработать Городскую ¦2004 г. ¦Координационный¦ ¦

¦ ¦целевую программу ¦ ¦совет ¦ ¦

¦ ¦по улучшению здоровья ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦населения ¦ ¦ ¦ ¦

+---+------------------------+--------+---------------+----------+

¦2 ¦Создание общегородской ¦2003 - ¦Координационный¦1 млн ¦

¦ ¦автоматизированной ¦2004 гг.¦совет ¦200 тыс. ¦

¦ ¦информационно- ¦ ¦Комитет по ¦руб. ¦

¦ ¦аналитической системы ¦ ¦информатизации ¦ ¦

+---+------------------------+--------+---------------+----------+

¦2.1¦Обеспечение современной ¦2003 г. ¦Управление ¦400 тыс. ¦

¦ ¦вычислительной техникой ¦ ¦финансов ¦руб. ¦

+---+------------------------+--------+---------------+----------+

¦2.2¦Разработка системы ¦2003 - ¦Комитет по ¦600 тыс. ¦

¦ ¦программных средств ¦2004 гг.¦информатизации ¦руб. ¦

¦ ¦сбора, хранения, ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦обработки и оценки ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦информации о санитарно- ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦эпидемиологическом ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦благополучии населения ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦(социально- ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦гигиенического ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦мониторинга). ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦Приобретение ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦лицензионных программных¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦продуктов (“Statistica“,¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦“Санитас“) ¦ ¦ ¦ ¦

+---+------------------------+--------+---------------+----------+

¦2.3¦Создание единого ¦2003 - ¦Комитет по ¦200 тыс. ¦

¦ ¦информационного ¦2004 гг.¦информатизации ¦руб. ¦

¦ ¦пространства ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦(возможность обмена ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦информацией посредством ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦электронной почты) ¦ ¦ ¦ ¦

+---+------------------------+--------+---------------+----------+

¦3 ¦Формирование городского ¦Постоян-¦ЦГСЭН ¦1 млн ¦

¦ ¦информационного фонда ¦но ¦в г. Ижевске ¦500 тыс. ¦

¦ ¦данных социально- ¦ ¦ ¦руб. ¦

¦ ¦гигиенического ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦мониторинга ¦ ¦ ¦ ¦

+---+------------------------+--------+---------------+----------+

¦3.1¦Создание системы ¦2003 г. ¦ЦГСЭН ¦ ¦

¦ ¦нормативно-правовых и ¦ ¦в г. Ижевске ¦ ¦

¦ ¦справочных материалов ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦в области анализа, ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦прогноза и определения ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦причинно-следственных ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦связей между состоянием ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦здоровья населения и ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦воздействием факторов ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦среды обитания человека ¦ ¦ ¦ ¦

+---+------------------------+--------+---------------+----------+

¦3.2¦Организация сбора и ¦2003 г. ¦ЦГСЭН ¦ ¦

¦ ¦анализа достоверной ¦ ¦в г. Ижевске ¦ ¦

¦ ¦информации о состоянии ¦ ¦Управление ¦ ¦

¦ ¦здоровья населения и ¦ ¦здравоохранения¦ ¦

¦ ¦качестве среды обитания ¦ ¦ ¦ ¦

+---+------------------------+--------+---------------+----------+

¦3.3¦Расширить спектр ¦2003 г. ¦УЦГМС ¦500 тыс. ¦

¦ ¦исследования качества ¦ ¦ЦГСЭН ¦руб. ¦

¦ ¦окружающей среды с ¦ ¦в г. Ижевске ¦ ¦

¦ ¦учетом наиболее острых ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦для города аспектов ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦среды и здоровья ¦ ¦ ¦ ¦

+---+------------------------+--------+---------------+----------+

¦3.4¦Наблюдение ¦2003 - ¦УЦГМС ¦1 млн руб.¦

¦ ¦за загрязнением ¦2004 гг.¦ ¦ ¦

¦ ¦атмосферного воздуха ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦на стационарных постах ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦организовать по полной ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦программе (включая ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ночной период ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦наблюдения). ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦Оборудовать ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦стационарные посты ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦средствами ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦автоматического ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦пробоотбора ¦ ¦ ¦ ¦

+---+------------------------+--------+---------------+----------+

¦3.5¦Провести ¦2003 г. ¦ЦГСЭН ¦ ¦

¦ ¦ретроспективный сбор ¦ ¦в г. Ижевске ¦ ¦

¦ ¦данных о состоянии ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦здоровья и качестве ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦среды обитания за ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦период с 1996 года ¦ ¦ ¦ ¦

+---+------------------------+--------+---------------+----------+

¦4 ¦Организация эколого - ¦2003 - ¦Координационный¦ ¦

¦ ¦эпидемиологических ¦2004 гг.¦совет ¦ ¦

¦ ¦исследований по ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦приоритетным проблемам ¦ ¦ ¦ ¦

L---+------------------------+--------+---------------+-----------

Утвержден

постановлением

Администрации г. Ижевска

от 31 марта 2003 г. N 125

СОСТАВ

КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

В Г. ИЖЕВСКЕ

Председатель Совета

Первый заместитель главы Администрации -

вице-мэр г. Ижевска Протозанов С.В.

Заместители председателя:

Главный врач ЦГСЭН в г. Ижевске,

Главный государственный санитарный

врач по г. Ижевску Таланов М.А.

Начальник Управления здравоохранения

г. Ижевска Воздвиженский А.В.

Члены Координационного совета

Начальник Управления по социальной защите Галина И.Г.

Депутат Городской думы Гурина О.Ю.

Удмуртский центр по гидрометеорологии

и мониторингу окружающей среды Загребина Т.А.

Директор МУП “Ижводоканал“ Задоянный А.Г.

Комитет по информатизации Зензинов А.В.

Начальник Управления образования Копинов А.И.

Начальник Управления экономики и развития Новиков И.Г.

Начальник Управления финансов Наумов В.О.

Начальник Управления природных ресурсов

и окружающей среды г. Ижевска Попов Н.М.

Начальник Управления ЗАГС Утробина В.И.

Директор УМП “Горкоммунтеплосеть“ Щиголев Д.П.

Главный государственный санитарный

врач по г. Ижевску М.А. Таланов

Начальник Управления здравоохранения

г. Ижевска А.В. Воздвиженский

Утверждено

постановлением

Администрации г. Ижевска

от 31 марта 2003 г. N 125

ПОЛОЖЕНИЕ

О КООРДИНАЦИОННОМ СОВЕТЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В Г. ИЖЕВСКЕ

I. Общие положения

1.1. Координационный совет по реализации Концепции социально-гигиенического мониторинга в г. Ижевске создается с целью координации деятельности заинтересованных ведомств и учреждений в организации системы наблюдения за состоянием здоровья населения и среды обитания человека и создания городского информационного фонда (далее - ГИФ) данных о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения города.

1.2. Координационный совет является высшим коллегиальным органом, создается при Администрации города и утверждается постановлением Администрации г. Ижевска.

1.3. Координационный совет осуществляет свою деятельность на межведомственной основе в пределах полномочий, определенных настоящим Положением.

1.4. Координационный совет является совещательным и рекомендательным органом, представляющим свои предложения и рекомендации Администрации г. Ижевска, ведомствам и организациям, осуществляющим мониторинг за состоянием здоровья населения и качеством среды обитания человека на территории г. Ижевска.

II. Основные задачи Координационного совета

2.1. Разработка принципов политики в области охраны здоровья населения и улучшения качества среды обитания на территории г. Ижевска.

2.2. Рассмотрение предложений по ведению социально-гигиенического мониторинга и созданию городского информационного фонда данных о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения города.

2.3. Подготовка предложений для Администрации города по вопросам организации и функционирования социально-гигиенического мониторинга, наполнения ГИФ соответствующей информацией.

2.4. Координация деятельности всех заинтересованных ведомств и организаций в области охраны здоровья населения и улучшения качества среды обитания на территории г. Ижевска.

III. Функции Координационного совета

3.1. Разрабатывает проекты Концепции, Программы и План мероприятий по ведению социально-гигиенического мониторинга на территории г. Ижевска.

3.2. Вырабатывает единую политику в области нормативного, организационно-методического, технического и информационного обеспечения социально-гигиенического мониторинга, ГИФ в рамках нормативных документов федерального уровня.

3.3. Координирует разработку и реализацию программ по сохранению здоровья населения и улучшению качества среды обитания на городском уровне.

3.4. Предоставляет информацию о своей деятельности Администрации г. Ижевска.

IV. Права Координационного совета

4.1. Разрабатывать и готовить к рассмотрению Администрации города проекты Концепции и Программы в области охраны здоровья населения и улучшения качества среды обитания на территории города, включая вопросы разработки и реализации республиканских, межрегиональных соглашений и проектов.

4.2. Привлекать ведущих ученых и специалистов для разработки предложений и программ по отдельным проблемам в области охраны здоровья населения и улучшения качества среды обитания на территории г. Ижевска.

4.3. Определять требования, предъявляемые к техническим, организационным и информационным средствам организации и функционирования социально - гигиенического мониторинга.

4.4. Запрашивать и получать информацию о деятельности ведомств, предприятий и организаций в области охраны здоровья населения и улучшения качества среды обитания на территории г. Ижевска.

4.5. Направлять рекомендации, предложения и другие материалы в области охраны здоровья населения и улучшения качества среды обитания всем заинтересованным ведомствам и организациям.

V. Руководство Координационного совета

5.1. Координационный совет возглавляет председатель и его заместители.

Председатель осуществляет общее руководство деятельностью Совета.

5.2. Изменения в персональный состав Координационного совета вносятся по представлению председателя комиссии и утверждаются постановлением Администрации города.

5.3. Деятельность Координационного совета осуществляется согласно плану работ, утвержденному председателем Совета.

5.4. Координационный совет ежегодно отчитывается о своей работе перед Администрацией города.

5.5. Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

5.6. Решения Координационного совета принимаются простым большинством голосов, оформляются протоколом и являются обязательными для их выполнения всеми заинтересованными службами, ведомствами и учреждениями в области охраны здоровья населения и улучшения качества среды обитания.

5.7. Число членов Совета, его председатель и персональный состав определяются и утверждаются постановлением Администрации города.

5.8. Из числа членов Совета избирается Бюро Совета, координирующее деятельность между заседаниями Совета.

5.9. Повестка, место и дата проведения заседания определяются председателем Совета.