Российские законы

Приказ Департамента Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике от 18.10.2007 N 1200 “Об утверждении Положений“

ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ,

НАУКЕ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ

ПРИКАЗ

от 18 октября 2007 г. N 1200

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ

В соответствии с пунктом 3.6 Положения о Департаменте Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике (утверждено постановлением Администрации Смоленской области от 21.12.2006 N 459), на основании Устава СОГОУ “Центр психолого-медико-социального сопровождения“ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медико-социальной помощи (утвержден распоряжением Администрации Смоленской области от 29.05.2007 N 479-р/адм), приказываю:

Утвердить следующие положения:

1. “Положение об отделе психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, нуждающимся в государственной защите, и семьям“ (приложение N 1).

2. “Положение об отделе по профилактике социального сиротства“ (приложение N 2).

3. “Положение о реабилитационном отделе“ (приложение N 3).

4. “Положение
о методическом отделе“ (приложение N 4).

5. “Положение об отделе по развитию семейных форм устройства детей, нуждающихся в государственной защите“ (приложение N 5).

Начальник Департамента

Л.Н.МАЛЮТЕНКО

Приложение N 1

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОТДЕЛЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ

ПОМОЩИ ДЕТЯМ, НУЖДАЮЩИМСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ, И СЕМЬЯМ

1. Общие положения

1.1. Отдел психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, нуждающимся в государственной защите, и семьям (далее - отдел) является структурным подразделением СОГОУ “Центр психолого-медико-социального сопровождения“ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медико-социальной помощи (далее - Центр), созданным в целях защиты прав и законных интересов детей, нуждающихся в государственной защите; психолого-педагогического, медико-социального сопровождения приемных семей, патронатного воспитания, семей опекунов, усыновителей (по их желанию), кровных семей.

1.2. Отдел в своей деятельности подконтролен заместителю директора Центра по социальным вопросам.

1.3. Деятельность отдела регулируется федеральным законодательством, Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 N 867, законодательством Смоленской области, Уставом Центра и иными нормативными актами.

1.4. Отдел при реализации своих функций взаимодействует с другими структурными подразделениями Центра, органами опеки и попечительства, общеобразовательными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общественными и другими организациями, ведомствами и т.п.

2. Основные задачи отдела

2.1. Оказание психолого-педагогической, медико-социальной помощи детям, нуждающимся в государственной защите, и семьям (приемным, патронатным, опекунов, усыновителей (по их желанию)).

2.2. Разработка и реализация мер, направленных на закрепление детей в семьях (приемных, патронатных, опекунов и т.д.).

3. Функции отдела

3.1. Осуществляет подготовку и реализацию индивидуального плана по комплексной реабилитации и развитию ребенка. Координирует и обеспечивает мероприятия, предусмотренные индивидуальным планом по комплексной реабилитации и развитию ребенка.

3.2. Проводит мониторинг развития ребенка в патронатной семье, приемной семье, совместно
с органами опеки и попечительства осуществляет контроль за его благосостоянием, здоровьем, соблюдением прав и законных интересов.

3.3. Разрабатывает и осуществляет план текущего сопровождения патронатных семей, оказывает им правовую, социальную, медицинскую и психолого-педагогическую помощь. Совместно с патронатным воспитателем определяют способы воспитания и форму обучения ребенка с учетом его мнения.

3.4. Организует взаимодействие приемных родителей, патронатных воспитателей, опекунов (попечителей) с другими подразделениями Центра.

3.5. Проводит индивидуальные консультации, занятия, тренинги для приемных родителей, патронатных воспитателей, опекунов по вопросам психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям.

3.6. Проводит работу по созданию положительного имиджа приемных семей, патронатных воспитателей, опекунов.

3.7. Осуществляет обучение, консультирование и методическое обеспечение деятельности служб сопровождения в учреждениях, передающих детей в семьи.

3.8. Принимает участие в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей в порядке, установленном статьей 77 Семейного кодекса РФ.

3.9. Оказывает содействие патронатным воспитателям в подготовке документов для передачи детей из патронатных семей в приемные, под опеку, усыновление (удочерение).

3.10. Работает в тесном контакте с органами опеки и попечительства по сопровождению детей в приемных и патронатных семьях.

3.11. Подготавливает по поручению руководства Центра справочно-информационные и аналитические материалы по вопросам, входящим в их компетенцию.

3.12. Оказывает консультативную помощь работникам других структурных подразделений Центра по вопросам, входящим в их компетенцию.

3.13. Ведет документооборот отдела и учет рабочего времени его сотрудников.

3.14. Комплектует библиотеку психолого-педагогической и социальной литературы, осуществляет хранение и необходимый учет нормативных актов, поступающих в отдел.

4. Права отдела

4.1. На обеспечение необходимой психолого-педагогической литературой, нормативным материалом, информационно-правовыми системами.

4.2. Запрашивать и получать от других структурных подразделений Центра необходимые информационно-справочные материалы, входящие в компетенцию отдела.

4.3. Привлекать специалистов других структурных подразделений для участия в мероприятиях и в решении
вопросов, входящих в компетенцию отдела.

4.4. Получать для ознакомления и использования в работе поступающие в Центр нормативные акты и документы.

5. Организация деятельности отдела

5.1. Отдел возглавляет заведующий, назначенный на должность директором Центра.

5.2. Заведующий имеет в своем подчинении работников, назначенных на должность и освобождаемых от должностей приказом директора Центра.

5.3. На период временного отсутствия заведующего его обязанности исполняет один из его сотрудников.

5.4. Штатная численность работников отдела и их состав определяется штатным расписанием Центра.

5.5. По каждой должности определяются должностные инструкции, утвержденные директором Центра.

5.6. Работа в отделе строится на основе плана работы Центра.

5.7. Отдел решает возложенные на него задачи непосредственно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями Центра.

Приложение N 2

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОТДЕЛЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

1. Общие положения

1.1. Отдел по профилактике социального сиротства (далее - отдел) является структурным подразделением СОГОУ “Центр психолого-медико-социального сопровождения“ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (далее - Центр), созданным в целях защиты прав ребенка на воспитание в семье, полноценное физическое, психическое, интеллектуальное, духовное и нравственное развитие детей, нуждающихся в государственной защите.

1.2. Отдел в своей деятельности подконтролен заместителю директора Центра по социальным вопросам.

1.3. Деятельность отдела регулируется федеральным законодательством, Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 N 867, законодательством Смоленской области, Уставом Центра и иными нормативными актами.

1.4. Отдел по реализации своих задач и функций взаимодействует с другими структурными подразделениями Центра, органами опеки и попечительства, муниципальными образованиями, ведомствами, учреждениями здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел, общественными организациями, фондами и т.п.

2. Основные задачи отдела

2.1. Ранняя профилактика социального сиротства.

2.2. Поддержка семей группы “риска“
по социальному сиротству.

2.3. Социальная реабилитация и социальная адаптация детей, нуждающихся в государственной защите.

3. Функции отдела

3.1. Формирование системы информирования населения о проблемах социального сиротства.

3.2. Взаимодействие со всеми ведомствами, занимающимися профилактикой социального сиротства.

3.3. Реализация эффективных технологий и проектов по профилактике социального сиротства среди детей, нуждающихся в государственной защите, и семей группы “риска“.

3.4. Привлечение общественных организаций к работе по профилактике социального сиротства.

3.5. Систематизация нормативной правовой базы по профилактике социального сиротства.

3.6. Экстренная реабилитационная помощь выявленным детям, нуждающимся в государственной защите, в том числе проживающим в семьях кровных родителей.

3.7. Сбор информации и ведение банка данных о семьях группы “риска“ по социальному сиротству, детях, нуждающихся в государственной защите.

3.8. Организация системы социального патронирования неблагополучной семьи.

3.9. Разработка системы критериев эффективности работы по профилактике социального сиротства.

3.10. Организация работы с пилотными территориями по вопросам профилактики семейного сиротства.

4. Права отдела

4.1. На обеспечение необходимыми нормативными правовыми документами, соответствующей социально-педагогической и психологической литературой, информационно-правовыми системами.

4.2. Привлекать специалистов других структурных подразделений для участия в проведении мероприятий и в решении вопросов, входящих в компетенцию отдела.

4.3. Получать для ознакомления и использования в работе поступающие в Центр нормативные акты и документы.

4.4. Запрашивать и получать от других структурных подразделений сведения, информационно-справочные материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию отдела.

5. Организация деятельности отдела

5.1. Отдел возглавляет заведующий, назначенный на должность директором Центра.

5.2. Заведующий имеет в своем подчинении работников, назначенных на должность и освобождаемых от должностей приказом директора Центра.

5.3. На период временного отсутствия заведующего его обязанности исполняет один из его сотрудников.

5.4. Штатная численность работников отдела и их состав определяется штатным расписанием Центра.

5.5. По каждой должности определяются должностные инструкции, утвержденные директором
Центра.

5.6. Работа в отделе строится на основе плана.

5.7. Отдел решает возложенные на него задачи непосредственно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями Центра.

Приложение N 3

ПОЛОЖЕНИЕ

О РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ОТДЕЛЕ

1. Общие положения

1.1. Реабилитационный отдел (далее - отдел) является структурным подразделением СОГОУ “Центр психолого-медико-социального сопровождения“ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медико-социальной помощи (далее - Центр), созданным в целях реабилитации, социальной адаптации детей, нуждающихся в государственной защите, обеспечения их права на семью.

1.2. Деятельность отдела регулируется федеральным законодательством, Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медико-социальной помощи, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 N 867, законодательством Смоленской области, Уставом Центра и иными нормативными актами.

1.3. Отдел по реализации своих задач и функций взаимодействует с другими структурными подразделениями, органами опеки и попечительства.

2. Основные задачи отдела

2.1. Обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации детей.

2.2. Осуществление индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям.

3. Функции отдела

3.1. Организует круглосуточное проживание и питание детей в Центре.

3.2. Осуществляет комплексную диагностику, реабилитацию и социальную адаптацию детей с целью их подготовки к устройству на воспитание в семью.

3.3. Разрабатывает индивидуальные программы социальной реабилитации детей, включающие комплекс мероприятий, направленных на вывод их из сложных жизненных ситуаций и создание условий для нормальной жизнедеятельности.

3.4. Осуществляет индивидуально-ориентированную, психолого-педагогическую и медико-социальную помощь детям.

3.5. Осуществляет образовательную деятельность в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья.

3.6. Проводит психокоррекционную и психопрофилактическую работу с детьми.

3.7. Обеспечивает медицинское обслуживание детей.

3.8. Осуществляет контроль за качеством питания.

3.9. Осуществляет контроль за соблюдением рационального режима учебной и внеучебной деятельности.

3.10. Организует реабилитационную работу с кровной семьей в период
нахождения ребенка в Центре.

4. Права отдела

4.1. На получение для ознакомления и использования в работе поступающие в Центр нормативные акты, документы, методические рекомендации и т.д.

4.2. Привлекать специалистов других структурных подразделений для участия в проведении мероприятий и решении вопросов, входящих в компетенцию отдела.

4.3. На обеспечение необходимой учебно-методической литературой, соответствующими нормативными и правовыми документами.

4.4. Запрашивать и получать от других структурных подразделений Центра информационно-справочные материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию отдела.

5. Организация деятельности отдела

5.1. Отдел возглавляет зам. директора по учебно-воспитательной работе.

5.2. В состав отдела входят воспитатели групп, специалисты, работающие в стационаре Центра.

5.3. Работа отдела строится на основе плана работы Центра.

5.4. По каждой должности отдела определяются должностные инструкции, утвержденные директором Центра.

5.5. Отдел решает возложенные на него задачи непосредственно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями Центра.

Приложение N 4

ПОЛОЖЕНИЕ

О МЕТОДИЧЕСКОМ ОТДЕЛЕ

1. Общие положения

1.1. Методический отдел (далее - отдел) является структурным подразделением СОГОУ “Центр психолого-медико-социального сопровождения“ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медико-социальной помощи (далее - Центр), созданным в целях методического обеспечения всех направлений деятельности Центра.

1.2. Отдел в своей деятельности подконтролен заместителю директора Центра по учебно-воспитательной работе.

1.3. Деятельность отдела регулируется федеральным законодательством, Типовым положением об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 N 867, Уставом Центра и иными нормативными актами.

1.4. Отдел по реализации своих функций взаимодействует с другими подразделениями Центра, органами опеки и попечительства, общеобразовательными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и другими организациями.

2. Основные задачи отдела

2.1. Создание и реализация технологий социально-психологической, образовательной и реабилитационной работы с ребенком, нуждающимся в государственной защите.

2.2.
Разработка методических рекомендаций по всем направлениям деятельности Центра.

2.3. Обучение, консультирование и методическое обеспечение деятельности образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Функции отдела

3.1. Организация исследовательской и методической деятельности по проблемам детей, нуждающихся в государственной защите, и приемных семей.

3.2. Информационно-методическое сопровождение.

3.3. Разработка методических рекомендаций и трансляция полученного опыта работы.

3.4. Разработка, апробация, внедрение программ по подготовке и сопровождению детей в приемных семьях.

3.5. Организация работы по созданию и внедрению новых форм работы с семьей, повышение уровня психолого-педагогических знаний и навыков родителей или лиц их замещающих, выработка социально-психологических элементов общения приемных детей в семье и школе.

3.6. Проведение методических конференций, “круглых столов“, конкурсных мероприятий.

3.7. Осуществление редакционно-издательской деятельности, подготовка текстов, методических материалов по всем направлениям деятельности Центра.

4. Права отдела

4.1. На обеспечение необходимой учебно-методической, психолого-педагогической литературой, нормативным материалом.

4.2. Привлекать специалистов других структурных подразделений для участия в мероприятиях и в решении вопросов, входящих в компетенцию отдела.

4.3. Запрашивать и получать от других структурных подразделений сведения, информационно-справочные материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию отдела.

4.4. Пользоваться информационными базами данных других структурных подразделений Центра.

4.5. Получать для ознакомления и использования в работе поступающие в Центр нормативные акты, документы, методические материалы.

5. Организация деятельности отдела

5.1. Отдел возглавляет главный методист, назначенный на должность директором Центра.

5.2. Главный методист имеет в своем подчинении работников, назначенных на должность и освобождаемых от должности приказом директора Центра.

5.3. На период временного отсутствия главного методиста обязанности его исполняет один из сотрудников отдела.

5.4. Штатная численность работников отдела и их состав определяется штатным расписанием Центра.

5.5. По каждой должности определяются должностные инструкции, утвержденные директором Центра.

5.6. Работа в отделе строится на основе
плана работы Центра.

Приложение N 5

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОТДЕЛЕ ПО РАЗВИТИЮ СЕМЕЙНЫХ ФОРМ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ,

НУЖДАЮЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ

1. Общие положения

1.1. Отдел по развитию семейных форм устройства детей, нуждающихся в государственной защите (далее - отдел), является структурным подразделением СОГОУ “Центр психолого-медико-социального сопровождения“ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (далее - центр), созданным в целях защиты прав и законных интересов детей, нуждающихся в государственной защите (к которым относятся дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов; экологических и технических катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи).

1.2. Отдел в своей деятельности подконтролен заместителю директора Центра по учебно-воспитательной работе.

1.3. Деятельность отдела регулируется федеральным законодательством, законодательством Смоленской области, Уставом Центра и иными нормативными актами.

1.4. Отдел при реализации своих функций взаимодействует с другими структурными подразделениями Центра, органами опеки и попечительства, общеобразовательными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и другими организациями.

2. Основные задачи отдела

2.1. Обеспечение приоритетного направления по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека (попечительство), приемная семья, патронатное воспитание.

2.2. Обеспечение первоочередного права каждого ребенка жить и воспитываться в семье.

2.3. Оказание содействия органам опеки и попечительства, общеобразовательным учреждениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в развитии
семейных форм устройства.

3. Функции отдела

3.1. Формирует позитивное общественное мнение о семейных формах устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, об институте семьи как естественной среды воспитания (проведение информационных кампаний, организация социальной рекламы, семейная гостиная и т.д.).

3.2. Информирует и консультирует граждан о формах и условиях устройства детей, нуждающихся в государственной защите, на воспитание в семью.

3.3. Обеспечивает связь и сотрудничество с общественными, благотворительными организациями и другими социальными партнерами по развитию и пропаганде семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3.4. Обеспечивает поиск, отбор и подготовку кандидатов в усыновители, опекуны, приемные родители, патронатные воспитатели.

3.5. Ведет базу данных кандидатов в усыновители, опекуны, приемные родители, патронатные воспитатели.

3.6. Оказывает по заявкам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помощь в поиске, отборе и подготовке кандидатов в приемные родители, патронатные воспитатели.

3.7. Проводит социально-психологическое обследование лиц, желающих принять в свои семьи на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3.8. Взаимодействует с органами опеки и попечительства в части подготовки кандидатов в усыновители, опекуны, приемные родители, патронатные воспитатели, готовит для них рекомендации по дальнейшему устройству ребенка, нуждающегося в государственной защите; по итогам проведенных собеседований, психологического тестирования, создания психологического портрета кандидатов, обучающих тренингов.

3.9. Проводит поиск родственников детей, способных принять ребенка в семью.

3.10. Определяет оптимальную форму устройства для каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями (возраст, уровень интеллектуального и социального развития и др.).

3.11. Организует процедуру знакомства кандидатов с ребенком.

3.12. Подготавливает по поручению руководства Центра информационно-аналитические материалы по развитию семейных форм устройства.

3.13. Оказывает консультативную помощь работникам других структурных подразделений Центра по вопросам, входящим в компетенцию Центра.

3.14. Осуществляет работу по ведению учета прохождения документов, табеля учета рабочего времени.

3.15. Оказывает помощь органам опеки и попечительства в разработке проектов нормативных документов по вопросам развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

4. Права отдела

4.1. На обеспечение необходимым материалом, юридической, педагогической литературой и периодикой.

4.2. Получать для ознакомления и использования в работе поступающие в Центр нормативные правовые акты и документы.

4.3. Запрашивать и получать от других структурных подразделений Центра информационно-справочные материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию отдела.

4.4. Привлекать специалистов других структурных подразделений Центра для участия в проведении мероприятий и решении вопросов, входящих в компетенцию отдела.

4.5. Осуществлять иные права в соответствии с действующим законодательством.

5. Организация деятельности отдела

5.1. Отдел возглавляет заведующий, назначенный на должность директором Центра.

5.2. Заведующий имеет в своем подчинении работников, назначенных на должность и освобождаемых от должности приказом директора Центра.

5.3. На период временного отсутствия заведующего его обязанности исполняет один из его специалистов.

5.4. Штатная численность отдела и его состав определяется штатным расписанием Центра.

5.5. По каждой должности определяются должностные инструкции, утвержденные директором Центра.

5.6. Работа в отделе строится на основе плана работы Центра.

5.7. Отдел решает возложенные на него задачи непосредственно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями Центра.

СТРУКТУРА

СОГОУ “ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ“

----------------¬ ----------------¬ ------------------------------¬

¦ Бухгалтерия ¦<-------+ Администрация ¦------>¦Административно-хозяйственный¦

¦ ¦ ¦ Центра ¦ ¦ отдел ¦

L---------------- L-T-----T-----T-- L-TT---------------------------

-------------------+-----+-----+------------¦

----+------------------- ¦ L------------+----------------¬

/ / / ¦ ¦

-----------------¬ --------------------------------¬ ¦ ¦

¦Реабилитационный+-¬ ¦ Отдел по профилактике ¦<-+---¬ ¦

¦ отдел ¦ ¦ ¦ социального сиротства ¦ ¦ ¦ /

+----------------+ ¦ L---------------T---------------- ¦ -+-------------------------¬

¦ Стационарные ¦ ¦ / ¦ ¦ Методический отдел ¦

¦ группы ¦ ¦ --------------------------------¬ ¦ LTT--T--------T-------------

L-------T--------- ¦ ¦ Консультация ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦

¦ L->¦психолого-медико-педагогическая¦<-+----¦ ¦ ¦

¦ ¦ Центра ¦<-+---¬¦ ¦ ¦

¦ L-------------------------------- ¦ ¦¦ ¦ ¦

¦ -------/------------/------------------+---++--- ¦

/ / ¦ ¦ --------------------+- /

------------------¬ ¦ ¦ ¦ -----------------+----------------------------¬

¦Отдел по развитию+------ ¦ ¦ ¦ ¦Отдел психолого-педагогической¦

¦ семейных форм +-------------------+--+--+------------->¦ и медико-социальной помощи ¦

¦устройства детей ¦ ¦ ¦ ¦ L-----------------T-------------

L------------------ ¦ ¦ ¦ -----------------------------

¦ / / /

-------------------+-------------------¬

¦ Патронатные семьи, приемные семьи, ¦

¦ семьи опекунов (попечителей), ¦

¦ усыновителей ¦

L---------------------------------------