Российские законы

Решение Арбитражного суда Смоленской области от 26.11.2007 N А-62-2633/2007 <О признании недействующими пунктов 5, 9, 11, 13, 14, 15 приложения N 1 к постановлению Администрации Смоленской области от 30.12.2005 N 394 (ред. от 16.05.2006) “Об утверждении базовых и минимальных размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, по видам разрешенного использования земель и категориям арендаторов и положения о порядке ведения учета договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности“>

Постановлением Федерального Арбитражного суда Центрального округа от 19.03.2008 по делу N А-62-2633/2007 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 26 ноября 2007 г. по делу N А-62-2633/2007

Резолютивная часть решения оглашена 8 ноября 2007 г.

Арбитражный суд Смоленской области в составе: председательствующего Бажановой Е.Г., судей Борисовой Л.В., Ерохиной Ю.В., при ведении протокола помощником судьи Красильниковой В.В., рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ЗАО “Оазис“ к Администрации Смоленской области, третье лицо

- Управление по градостроительной деятельности, имущественным и земельным отношениям Администрации муниципального образования “Ярцевский район“ Смоленской области, о признании частично недействующим нормативного правового акта - постановления Администрации Смоленской области от 30.12.2005 N 394
(с изменениями от 16.05.2006) “Об утверждении базовых и минимальных размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, по видам разрешенного использования земель и категориям арендаторов и Положения о порядке ведения учета договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности“, при участии:

от заявителя - Баландина В.В., юрисконсульт;

от Администрации Смоленской области - Куличков А.А., начальник отдела регулирования земельных отношений Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области; Чикалов М.В., заместитель начальника отдела правовой экспертизы и судебной деятельности правового департамента Смоленской области;

от третьего лица - не явился,

установил:

ЗАО “Оазис“ (далее - общество) в целях осуществления хозяйственной деятельности заключены договоры аренды:

- от 19.02.1997 N 63 на земельный участок площадью 6845 кв. м (с учетом последующего изменения арендуемой площади) с кадастровым номером 67:25:001 07 08:0008 по адресу: Смоленская область, г. Ярцево, проспект Металлургов (возле рынка), с видом разрешенного использования под временную автостоянку (л.д. 30 - 35);

- от 16.11.1998 N 139 на земельный участок площадью 559,3 кв. м по адресу: Смоленская область, г. Ярцево, ул. Гагарина, 16, с видом разрешенного использования под административное здание (с учетом изменения функционального использования);

- от 29.03.1999 N 1126 на земельный участок площадью 57212 кв. м (дополнительного соглашения от 27.05.2005) по адресу: Смоленская область, г. Ярцево, 338 км автодороги М-1 “Беларусь“, с видом разрешенного использования под комплекс дорожного обслуживания, в том числе под гостиничный комплекс (земельный участок 24872 кв. м с кадастровым номером 67:25:001 03 07:0053), под теннисный корт (земельный участок 4770 кв. м с кадастровым номером 67:25:001 03 07:0058), под очистными сооружениями (земельный участок 6184 кв. м с кадастровым номером 67:25:001
03 07:0055), под парковку большегрузных автомобилей (земельный участок 5705 кв. м с кадастровым номером 67:25:001 03 07:0034), участок, облагаемый сервитутом (земельный участок 673 кв. м с кадастровым номером 67:25:001 03 07:0054), под пруд (земельный участок 14925 кв. м с кадастровым номером 67:25:001 03 07:0052), участок в полосе отвода автомагистрали (земельный участок 83 кв. м). Арендодателем по названным договорам является муниципальное образование “Ярцевский район“ Смоленской области.

23.04.2007 по указанным договорам заключены соглашения, по которым в соответствии с постановлением Администрации Смоленской области от 30.12.2005 N 394 (с изменениями от 16.05.2006) “Об утверждении базовых и минимальных размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, по видам разрешенного использования земель и категориям арендаторов и Положения о порядке ведения учета договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности“ (далее - постановление от 30.12.2005 N 394) базовые размеры арендной платы в процентном соотношении от кадастровой стоимости земельного участка с 01.01.2007 определены:

- по договору от 19.02.1997 N 63 (соглашение N 328) под временную автостоянку - в размере 5%;

- по договору от 16.11.1998 N 139 (соглашение N 329) под административное здание - в размере 3%;

- по договору от 29.03.1999 N 1126 (соглашение N 327) под гостиничным комплексом - в размере 5%, под благоустройством - в размере 1,5%, под теннисным кортом - в размере 1%, под сервитутом - в размере 2,5%, под полосой отвода - в размере 5%, под парковкой - в размере 5%, под прудом - в размере 0,5%, под очистными сооружениями - в размере 2,5%.

Общество сочло, что пункты 4, 5, 9, 11, 13, 14, 15 приложения
N 1 к постановлению от 30.12.2005 N 394, которыми утверждены названные базовые размеры арендной платы, нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (создают препятствия для осуществления хозяйственной деятельности, так как возлагают обязанность по уплате арендных платежей в значительно и неоправданно увеличенных размерах по сравнению с 2005 г., спорные базовые размеры применяются с 2006 г.; ущемляют интересы общества и создают дискриминационные условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, в том числе уплачивающими земельный налог на территории данного муниципального образования; подавляют экономическую самостоятельность), а также не соответствуют положениям пункта 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации, статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, статьям 2, 4, 5 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре“, пункту 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, правовой позиции, выраженной Конституционным судом Российской Федерации в Постановлении от 08.10.1997 N 13-П, Определении от 11.05.2004 N 209-О; кроме того, в оспариваемом нормативном акте вообще отсутствует вид функционального использования “под пруд“, и арендодателем к этому виду использования применен базовый размер, установленный для земель сельскохозяйственного назначения (с учетом уточнения требований); в связи с чем обратилось в суд с иском о признании указанных положений нормативного акта недействующими.

Администрация Смоленской области иск не признала.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление по градостроительной деятельности, имущественным и земельным отношениям Администрации муниципального образования “Ярцевский район“ Смоленской области (далее - Управление Администрации МО “Ярцевский район“), которое согласно
Положению осуществляет функции Администрации МО “Ярцевский район“ в области землеустройства и управления земельными отношениями. Управление Администрации МО “Ярцевский район“ считает требования общества не подлежащими удовлетворению.

В период рассмотрения настоящего спора в суде Главой администрации МО “Ярцевский район“ в порядке пункта 5.3 постановления Администрации Смоленской области от 30.12.2005 N 394 принято постановление от 17.08.2007 N 1374 “Об установлении понижающих коэффициентов к установленным размерам арендной платы за земельные участки в 2007 году“ (опубликовано в газете “Вести Привопья“ от 24.08.2007), которым установлено, что понижающие коэффициенты применяются к правоотношениям, возникшим с 01.01.2007, и действуют только в течение 2007 календарного года. Во исполнение названного постановления Администрации МО “Ярцевский район“ в адрес общества поступили уведомления о расчетах арендной платы по договору от 19.02.1997 N 63 (под автостоянкой) и по договору от 29.03.1999 N 1126 (уменьшены платежи за земельные участки под гостиничным комплексом, под благоустройством, под парковкой автомашин).

По мнению заявителя, принятие указанных понижающих коэффициентов не меняет ситуацию, поскольку такие коэффициенты приняты не по всем спорным видам функционального использования земель, приняты также без какого-либо экономического обоснования только на 2007 г. и в нарушение бюджетного законодательства после утверждения бюджета муниципального образования на 2007 г. Кроме того, даже после применения понижающих коэффициентов увеличение размера арендных платежей по сравнению с 2005 г. является значительным.

Конституцией Российской Федерации (статьями 8, 46) каждому гарантируется судебная защиты его прав и свобод, гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе
обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

В соответствии со статьей 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ (действовавшей в период принятия оспариваемого нормативного акта) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.

Аналогичные положения содержит действующая в настоящее время статья 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“.

В пункте 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в
Российской Федерации является платным. Формами оплаты за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Между тем частью 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации. Однако соответствующий нормативный правовой акт Правительством РФ издан не был.

Согласно статьям 72 и 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, при этом вопросы, не урегулированные федеральным законодательством, могут регламентироваться законодательством субъектов Российской Федерации.

Администрацией Смоленской области принято постановление от 30.12.2005 N 394 “Об утверждении базовых и минимальных размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, по видам разрешенного использования земель и категориям арендаторов и Положения о порядке ведения учета договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности“, установившее общие начала определения арендной платы при аренде участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Постановление официально опубликовано 26.01.2006 в “Смоленской газете“ N 4 и вступило в силу через 10 дней после опубликования. Постановлением Администрации Смоленской области от 16.05.2006 N 163 в постановление от 30.12.2005 N 394 внесены
изменения, которые применяются к правоотношениям, возникшим с 01.01.2006.

Установлено, что на территории Смоленской области в целях определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, применяется кадастровая стоимость земельных участков; до разграничения государственной собственности на землю указанное постановление распространяется на все предоставленные в аренду на территории Смоленской области земельные участки, управление и распоряжение которыми осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (пункты 1, 3.1 постановления от 30.12.2005 N 394).

Пунктом 2.1 названного постановления утверждены базовые размеры арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, по видам разрешенного использования земель и категориям арендаторов, применяемые на территориях муниципальных образований Смоленской области (кроме г. Смоленска), согласно приложению N 1. Базовые размеры определены в процентах от кадастровой стоимости земельного участка. В частности, для земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в землях поселений и предоставленных для сельскохозяйственного производства, - 0,5% (пункт 4 приложения N 1); предоставленных под объекты образования, здравоохранения, социального обеспечения, физической культуры и искусства, религиозные объекты - 1% (пункт 5 приложения N 1); предоставленных для целей благоустройства - 1,5% (пункт 9 приложения N 1); предоставленных под объекты промышленного назначения, объекты коммунального хозяйства, объекты транспорта, связи (за исключением земельных участков, предоставленных под автозаправочные и газонаполнительные станции, предприятия автосервиса, объекты дорожного сервиса, гаражи и автостоянки, разработку полезных ископаемых, сооружения связи) - 2,5% (пункт 11 приложения N 1); предоставленных под объекты административно-управленческого, общественного назначения - 3% (пункт 13 приложения N 1); предоставленных предприятиям общественного питания, бытового обслуживания населения - 5% (пункт 14 приложения N 1);
предоставленных под автостоянки, парковки транспортных средств - 5% (пункт 15 приложения N 1).

Вопрос о праве Администрации Смоленской области издавать оспариваемый нормативный акт уже был предметом рассмотрения арбитражного суда. В решении от 24.10.2006 по делу А62-3305/2006 (оставлено без изменений постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17.01.2007; определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2007 N 6879/07 отказано в передаче дела для пересмотра в порядке надзора) суд, принимая во внимание то, что федеральный нормативный правовой акт по вопросам определения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, отсутствует, пришел к выводу о правомерности принятия Администрацией Смоленской области постановления от 30.12.2005 N 394, которым устанавливаются единые начала определения арендной платы за указанные земельные участки.

Земельное законодательство основывается в том числе на принципах регулирования отношений по использованию земли исходя из представлений о земле как основе осуществления хозяйственной деятельности и иной деятельности на территории Российской Федерации и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю; платность использования земли; паритетное сочетание публичного и частного интересов (статья 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как указано выше, до настоящего времени Правительством Российской Федерации в порядке пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не установлены.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 11.05.2004 N 209-О, при отсутствии в Российской Федерации единых правил расчета средней ставки земельного налога на городские земли и ее использования при дифференциации ставок по местоположению и зонам различной градостроительной ценности
территории орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы при рассмотрении споров должны, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, выявлять, проводились ли при принятии соответствующего нормативного акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, то есть осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основании многофакторного анализа и оценки характеристик земельных участков.

Суд считает, что, поскольку порядок установления арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, аналогичен порядку установления ставок земельного налога, при рассмотрении настоящего дела должна быть учтена указанная позиция Конституционного Суда Российской Федерации, то есть постановление от 30.12.2005 N 394 в оспариваемой части должно быть оценено на предмет его экономической обоснованности.

Как видно из материалов дела, общество в заявлении об оспаривании постановления от 30.12.2005 N 394 указывало на то, что данный нормативный правовой акт является экономически необоснованным; в соответствии с утвержденными этим актом базовыми размерами бремя арендных платежей для заявителя значительно увеличилось по каждому договору аренды, а по ряду земельных участков увеличение составило более чем в 5 раз (под гостиничным комплексом и под парковкой автомашин) и более чем в 92 раза (под благоустройством). Указанное увеличение подтверждено справкой о фактических размерах арендных платежей. Данные расчеты не опровергнуты ответчиком и третьим лицом. Базовые размеры арендной платы по ряду видов функционального использования превышают более чем в 10 раз соответствующие ставки земельного налога (сравниваемые ставки земельного налога утверждены решением от 23.11.2006 N 66 Совета депутатов Ярцевского городского поселения Ярцевского района Смоленской области).

Согласно части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.

Суд неоднократно предлагал Администрации Смоленской области представить доказательства экономической обоснованности оспариваемых базовых размеров. Однако такие доказательства представлены не были.

Представители ответчика в судебном заседании (протокол от 08.11.2007) заявили о том, что законодательством Российской Федерации не предусмотрено требование экономической обоснованности таких нормативных актов, и основным критерием при установлении базовых размеров арендной платы за указанные земельные участки являлось стимулирование процесса выкупа этих земельных участков в частную собственность.

Суд считает обоснованным довод общества о том, что принятие Главой администрации МО “Ярцевский район“ постановления от 17.08.2007 N 1374 об установлении понижающих коэффициентов к установленным размерам арендной платы за земельные участки в 2007 г. не разрешает суть спора.

При таких обстоятельствах требования общества подлежат удовлетворению в части признания недействующими пунктов 5, 9, 11, 13, 14, 15 приложения N 1 к постановлению от 30.12.2005 N 394.

Требования общества в части пункта 4 приложения N 1 к постановлению от 30.12.2005 N 394, касающегося утверждения базовых размеров арендной платы за земельные участки, отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения, подлежат отклонению, поскольку применение указанного базового размера привело к фактическому снижению с 01.01.2006 размера арендных платежей за земельный участок под прудом по сравнению с 2005 г. Претензии общества по данному пункту сводятся к тому, что заявитель не согласен с отнесением данного участка к землям сельскохозяйственного назначения, то есть фактически в этом случае вопрос ставится о правильности применения спорного нормативного акта сторонами по договору аренды. Следовательно, отсутствуют доказательства нарушения прав общества положениями пункта 4 приложения N 1 к постановлению от 30.12.2005 N 394.

Ссылки общества на положения статей 2, 4, 5 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ “О государственном земельном кадастре“, пункта 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, отклоняются судом, так как данные нормативные акты регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по ведению государственного земельного кадастра и при использовании его сведений.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать пункты 5, 9, 11, 13, 14, 15 приложения N 1 постановления Администрации Смоленской области от 30.12.2005 N 394 (с изменениями от 16.05.2006) “Об утверждении базовых и минимальных размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, по видам разрешенного использования земель и категориям арендаторов и Положения о порядке ведения учета договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности“ не соответствующими положениям статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ и недействующими.

В удовлетворении остальной части требований ЗАО “Оазис“ отказать.

Взыскать с Администрации Смоленской области в пользу ЗАО “Оазис“ 2000 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины.

Решение вступает в законную силу немедленно.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Брянск), жалоба подается через Арбитражный суд Смоленской области.

Председательствующий

Е.Г.БАЖАНОВА

Судьи

Л.В.БОРИСОВА

Ю.В.ЕРОХИНА