Российские законы

Постановление Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области от 27.03.2001 N 671-ПОД “Об исполнении Областного закона “Об органах опеки и попечительства в Свердловской области“

Утратил силу в связи с изданием Постановления Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области от 09.04.2003 N 743-ПОД.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 марта 2001 г. N 671-ПОД

ОБ ИСПОЛНЕНИИ ОБЛАСТНОГО ЗАКОНА

“ОБ ОРГАНАХ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ“

Заслушав информацию Правительства Свердловской области об исполнении Областного закона “Об органах опеки и попечительства в Свердловской области“, Областная Дума Законодательного Собрания Свердловской области отмечает:

Правительством Свердловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, органами образования, социальной защиты населения, здравоохранения принимаются определенные меры по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, недееспособных и ограниченно дееспособных лиц, лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья, а также защиты имущественных прав лиц,
признанных безвестно отсутствующими.

В соответствии с Областным законом “Об органах опеки и попечительства в Свердловской области“, вступившим в действие в марте 1998 года, уполномоченными исполнительными органами осуществляется координация деятельности, консультативная и методическая помощь органам опеки и попечительства в части защиты прав несовершеннолетних, централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Свердловской области, содействие в их устройстве на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, учет иностранных граждан и лиц без гражданства, изъявивших желание усыновить детей. Правительством Свердловской области приняты и реализуются областные государственные целевые программы (“Семья“, программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, “Дети - сироты“ и другие), в которых нашли отражение положения Областного закона. Реализация программ позволила увеличить количество учреждений государственного воспитания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 65 в 1998 году до 81 в настоящее время, а учреждений социального обслуживания для несовершеннолетних с 51 до 64.

Заслуживает изучения и распространения положительный опыт работы по опеке и попечительству глав муниципальных образований городов Асбеста, Верхней Пышмы, Нижнего Тагила.

Вместе с тем органы государственной власти Свердловской области и органы местного самоуправления муниципальных образований не в полном объеме реализуют комплекс организационных мер, установленных Областным законом, а также мер по защите несовершеннолетних и их законных интересов: не выработан единый подход к структуре органов опеки и попечительства; увеличение функций и объемов работы органов опеки и попечительства в большинстве случаев не привели к качественному изменению форм их деятельности и созданию специализированных отделов в структуре местного самоуправления, которые, как показала практика, работают значительно эффективнее.

Не все главы муниципальных образований, которые в соответствии со статьей 7 Областного закона
должны нести персональную ответственность за деятельность органов опеки и попечительства, принимают участие в этой деятельности. В большинстве муниципальных образований не приняты необходимые нормативные правовые документы, вопросы опеки и попечительства не внесены в уставы муниципальных образований, не созданы комиссии по опеке и попечительству, усыновлению и защите прав несовершеннолетних, не обеспечивается своевременная выплата опекунских пособий и заработной платы приемным родителям.

Важнейшей проблемой реализации закона остается профессиональная подготовка кадров инспекторов по опеке и попечительству.

Органы опеки и попечительства уделяют недостаточное внимание профилактической работе с родителями несовершеннолетних, а также работе по защите прав и законных интересов недееспособных и ограниченно дееспособных лиц, лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья.

Количество зарегистрированных детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возросло с 1868 человек в 1998 году до 3225 человек по состоянию на 1 марта 2001 года, из них 735 несовершеннолетних оказались неустроенными из-за отсутствия мест в учреждениях. Небольшой процент несовершеннолетних воспитывается в приемных семьях (в 1999 году - 54 ребенка, в 2000 году - 3 ребенка) или семейных группах учреждений социального обслуживания. В 2000 году в социальных приютах и реабилитационных центрах прошли реабилитацию 35699 несовершеннолетних.

Приведенные данные говорят о том, что сложившаяся ситуация в Свердловской области требует принятия серьезных мер по защите прав и законных интересов детей - сирот и детей, оставшихся без попечении родителей.

Областная Дума Законодательного Собрания Свердловской области постановляет:

1. Информацию Правительства Свердловской области об исполнении Областного закона “Об органах опеки и попечительства в Свердловской области“ принять к сведению.

2. Предложить Правительству Свердловской области:

1) принять необходимые нормативные правовые акты по реализации Областного закона “Об органах опеки и попечительства
в Свердловской области“, в том числе определить уполномоченный исполнительный орган государственной власти по координации деятельности по опеке и попечительству;

2) активизировать работу областного общественного совета по опеке и попечительству;

3) обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением утвердить норматив специалистов по опеке и попечительству в зависимости от количества обслуживаемых граждан и минимального размера опекунского пособия;

4) разработать и внести на рассмотрение Областной Думы областную государственную целевую программу по защите прав и законных интересов детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до 1 июля 2001 года;

5) рассмотреть вопрос о продолжении образования, профессиональной подготовке и обеспечении жилой площадью выпускников учреждений государственного воспитания;

6) принять меры по развитию семейных форм устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

7) обеспечить подготовку квалифицированных кадров для работы в органах опеки и попечительства.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований:

1) принять меры по исполнению Областного закона “Об органах опеки и попечительства в Свердловской области“ в полном объеме;

2) предусмотреть меры по своевременной выплате опекунских пособий и заработной платы приемным родителям;

3) рассмотреть вопрос о создании специализированных подразделений по опеке и попечительству в структуре исполнительных органов местного самоуправления муниципальных образований;

4) рассмотреть вопрос о работе органов опеки и попечительства на заседаниях представительных органов местного самоуправления муниципальных образований;

5) урегулировать деятельность органов опеки и попечительства в уставах муниципальных образований;

6) способствовать повышению квалификации специалистов по опеке и попечительству.

4. Комитету Областной Думы по социальной политике (Воронин Н.А.) подготовить и внести на рассмотрение Областной Думы вопрос об исполнении Областного закона “Об органах опеки и попечительства в Свердловской области“ в феврале 2002 года.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления
возложить на комитет Областной Думы по социальной политике (Воронин Н.А.).

Председатель Областной Думы

Е.Н. ПОРУНОВ