Российские законы

Решение Красноуфимского городского Совета от 03.05.2001 N 7/6 “О муниципальной Программе “Детская школа искусств: проект культурно-образовательной инициативы“

КРАСНОУФИМСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ

от 3 мая 2001 г. N 7/6

О МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ “ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ:

ПРОЕКТ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ“

Рассмотрев представленную Программу “Детская школа искусств: проект культурно-образовательной инициативы“, Красноуфимский городской Совет решил:

Утвердить муниципальную Программу “Детская школа искусств: проект культурно-образовательной инициативы“.

Глава МО “Город Красноуфимск“,

председатель городского Совета

А.И.СТАХЕЕВ

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

МО “Г. КРАСНОУФИМСК“ “ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ:

ПРОЕКТ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ“

НА 2001 - 2005 ГГ.

I. ОБОСНОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Гипотеза

Данный проект мы рассматриваем как создание условий для взаимодействия школы и микросоциума как фактора готовности школьников к профессиональному самоопределению.

Общее образование в городе в настоящее время представляет собой систему из 15 школ, 17 д/садов, 4 учреждений дополнительного образования. С 3 до 17 лет в ОУ получают
образование 8842 учащихся. В УДО насчитывается 1196 воспитанников.

Благодаря совместным усилиям педагогических коллективов учреждений сложились устойчивые традиции обучения и воспитания детей. Вместе с тем содержательное и методическое оснащение учебного процесса, естественно, приближается к точке морального износа. Поэтому настало время приступить к обновлению содержания и методов обучения.

Есть 3 главные проблемы:

Проблема I. Скорость изменения системы образования и скорость изменения в культуре несоизмеримы, и система образования запаздывает не только в реализации, но и в создании нового содержания образования - эти противоречия и составляют главную проблему Программы.

Проблема II. Огромный ущерб нанесен социальной инфраструктуре для детей:

- сократилось число учреждений дополнительного образования в городе и районе;

- кружковая и внеклассная работа находится на недостаточном уровне;

- предметы художественно-эстетического цикла вводятся в школах отстающими от современной жизни темпами;

- начальное художественное образование и эстетическое воспитание получают только 270 школьников, что составляет всего лишь 3% от их общего числа;

- резко изменилась доступность культурных центров, театров, музеев.

Как следствие этих факторов - низкая общая культура и потребность в культурных ценностях, интеллектуальность и информированность детей и подростков.

На фоне существующих социально-экономических проблем в полный голос в последние годы заявили о себе проблемы профилактики детской преступности, наркомании и безнадзорности, социализации и адаптации юных в условиях современного мира.

Проблема III. Актуальна проблема интеграции общего, дополнительного и начального художественного образования и эстетического воспитания детей.

Основной характеристикой дополнительного образовательного пространства является предоставление возможностей учащимся удовлетворить свои образовательные запросы, которые не нашли своего удовлетворения в школе. Фактически это возможность усилить какую-либо линию своего образования, которая была уже опробована ранее в учебных и не учебных занятиях.

Основными характеристиками начального художественного образования и эстетического воспитания детей
являются:

- выявление одаренных детей и подготовка их к получению профессионального художественного образования;

- воспитание гармонически развитой и творчески активной личности;

- воспитание у учащихся качеств потребителя художественных ценностей и потребности участвовать в художественном любительском творчестве.

Действенным фактором в решении задач эстетического воспитания является создание новых моделей и типов школ, а также различных отделений детских школ искусств.

Муниципальная детская школа искусств г. Красноуфимска

Является образовательным учреждением дополнительного образования детей в области начального художественного образования и эстетического воспитания. Создана для целенаправленного обучения детей основам изобразительного и музыкального искусства.

Это одна из старейших школ Свердловской области, отметившая свой 65-летний юбилей в мае 2000 г. За эти годы школа выпустила более 1000 человек, из них более 100 получили среднее и высшее профессиональное образование. Около 150 выпускников школы работают в городе учителями музыки в общеобразовательных школах, музыкальными руководителями д/садов, являются преподавателями и студентами музыкального факультета Красноуфимского педагогического колледжа, участниками художественной самодеятельности и руководителями самодеятельных коллективов.

Школа является центром Красноуфимского методического объединения детских школ искусств д. Криулино, п. Сарана, п. Ачит, п. Арти. Преподаватели и руководители этих школ также являются выпускниками Красноуфимской ДШИ.

В штате работают 27 преподавателей, из них:

выпускники школы - 15 чел.;

имеют высшее образование - 4 чел.;

средне-специальное - 23 чел.;

обучаются заочно в вузах - 8 чел.;

имеют высшую квалификационную категорию - 2 чел.;

I квалификационную категорию - 3 чел.;

II квалификационную категорию - 6 чел.;

III квалификационную категорию - 4 чел.

Контингент школы за последние 5 лет вырос со 150 до 270 человек. Кроме фортепианного отделения и отделения народных инструментов открыто еще 4 новых отделения:

- хоровое;

- деревянно-духовых инструментов;

- отделение изобразительного искусства;

- отделение эстетического образования с циклом предметов: МХК, “Уроки общения“, “Литература как предмет эстетического цикла“, этикет, культура речи, английский язык, хор.

В учебном плане различных отделений включены варианты предметов по выбору: вокал, бытовая гитара, ДПИ, рисунок, хореография, английский язык. Решением педагогического совета родители учащихся, имеющих по итогам года по всем предметам “отлично“, освобождены от внесения целевых взносов.

Сформирована и эффективно существует профессиональная группа учащихся с 4 по 7 класс с циклом углубленного изучения предметов и факультатива “Введение в педагогическую профессию“ на основе активной и пассивной педагогической практики. В настоящее время в ссузах и вузах обучается 6 выпускников разных специальностей и 8 выпускников на музыкальном факультете Красноуфимского педагогического колледжа.

С 1995 г. школа обучает детей с 5
лет в группе развития с циклом предметов: риторика, английский язык, хор, шумовой оркестр, музыкальная грамота, хореография, слушание музыки, инструмент.

Совершенствуются и расширяются педагогические и управленческие кадры школы. В штате - художник-оформитель, режиссер, заместитель директора по АХЧ, главный бухгалтер, бухгалтер-экономист. Третий год существует служба психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса - в штате 2 педагога-психолога.

Распоряжением Главы МО “Город Красноуфимск“ от 22.01.2000 N 453 установлен дополнительный к фонду заработной платы надтарифный фонд для работников ДШИ.

Укрепилась и расширилась материальная база школы. В течение трех лет целевые взносы реинвестируются на развитие школы. Вследствие чего приобретены 2 компьютера, ксерокс, телевизор, видеомагнитофон, видеокамера, музыкальный центр, усилительная аппаратура, концертные и шумовые инструменты, фотоаппарат, нотная и методическая литература. Оформляется ежегодная подписка на периодическую печать.

В 1996 г. Министерством культуры Свердловской области в доле с администрацией МО “Г. Красноуфимск“ школе был преподнесен подарок - кабинетный рояль “PETROF“ в честь 60-летнего юбилея.

В 2000 г. по ходатайству Министерства культуры Свердловской области “Российский Фонд культуры“ передал школе пианино “Лирика“ в честь 65-летнего юбилея.

В течение 5 лет школа сотрудничает с Уральской академической филармонией. Школьники города имеют возможность встреч с профессиональными музыкантами области.

Школа осуществляет активную связь с учебно-методическим центром Министерства культуры Свердловской области и областным музыкальным училищем им. П.И. Чайковского, принимает участие в областных фестивалях, конкурсах, выставках.

Данный анализ дает возможность определить уровень функционирования деятельности ДШИ как достаточный для функционирования системы на принципах дальнейшего развития. Основания для реализации новой модели-структуры детской школы искусств в основном созданы.

Рассматривая начальное художественное образование как необходимое звено в системе непрерывного образования, способствующее ее целостности и преемственности через углубление, расширение общего образования, администрация МО “Г.
Красноуфимск“ нашла возможность улучшить материально-техническую базу ДШИ путем передачи в оперативное управление нового помещения детского сада площадью 1250 кв. м.

Кадровый потенциал города позволит:

1. Открыть следующие отделения:

- хореографическое;

- фольклорное;

- театральное;

- эстрадных духовых инструментов;

- декоративно-прикладного искусства;

- моделирование одежды;

- дизайн интерьера,

что явится качественно новым этапом в развитии и совершенствовании системы художественного начального образования, обусловленным социально-экономическими и культурными потребностями развития города, усилением его интеллектуального потенциала.

2. Создать инфраструктуру, обеспечивающую внедрение новаций, - интеграции общего, дополнительного и начального художественного образования и эстетического воспитания детей.

Заключение

Программа развития системы дополнительного и художественного начального образования и эстетического воспитания детей в городском пространстве может рассматриваться:

- как сеть образовательных инициатив и локальных проектов учреждений образования, творческих групп, лабораторий;

- как программа, выходящая за рамки сферы образования и влияющая на состояние социокультурной среды и реагирующая на ее изменение;

- как программа эксперимента по формированию новой модели управления инновационными процессами.

Программа долгосрочна, она пытается спрогнозировать ситуацию до 2005 года. Это, с одной стороны, позволяет увидеть перспективу, с другой - требует постоянного дополнительного анализа и необходимой корректировки.

Содержанием Программы являются:

- поиск возможных точек внедрения конкретных технологий;

- адаптация новых технологий к условиям конкретных школ;

- материально-техническое обеспечение внедрения новых технологий;

- совершенствование образовательной среды школ в связи с внедрением инноваций;

- основа деятельности - идея обязательного эстетического воспитания и развития творческих способностей ребенка.

II. ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ

Основные:

I. Поднять на качественно новый уровень систему дополнительного и художественного начального образования и эстетического воспитания детей в условиях многопрофильного образовательного учреждения.

II. Сориентировать ее на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ на базе новой модели ДШИ.

III. Оснастить технологиями, которые соответствуют перспективным направлениям развития современного образования, а также культурно-историческим
и социально-экономическим потребностям города.

Сопутствующие цели:

- создание и расширение сети культурно-образовательных инициатив;

- формирование новой модели управления;

- направление и использование кадрового потенциала города;

- обеспечение необходимых научно-методических, организационных и других условий для развития социальной и культурной компетентности личности;

- формирование творческой личности ребенка, способности его к самопознанию и самореализации.

III. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

- создать гибкую структуру взаимодействия системы образования со всеми социальными институтами и учреждениями иных творческих сфер, когда институт дополнительного образования становится открытой системой и субъектом образовательной политики города;

- оснастить учебный процесс образовательными технологиями, отвечающими требованиям федерального стандарта, учитывающим тенденции современных инновационных процессов;

- повысить статус начального художественного образования и эстетического воспитания в обществе и в системе общего образования;

- обеспечить многоступенчатую систему образования с программами развивающего обучения и дифференцированного развития творческих способностей ребенка с выходом на конечный результат, которая будет способствовать духовно-нравственному воспитанию, выработке активной жизненной позиции, развитию практических предпрофессиональных навыков по различным специальностям.

IV. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В основе механизма реализации Программы лежит идея опоры на три положительные составляющие современной ситуации в системе художественного начального образования и дополнительного образования города и района:

1. Новая модель-структура ДШИ.

2. Кадровый потенциал города, в том числе Красноуфимского педагогического колледжа.

3. Высокая степень развития самодеятельности города и района.

Модель-структура ДШИ

--------------------------------------------¬

¦ Дошкольное отделение на базе д/садов ¦

¦ (дети 3 - 4 лет). Музыка. ИЗО. ¦

¦ Хореография. Прикладное искусство. ¦

¦ Психолог. Логопед ¦

L--------------------T-----------------------

¦

/

---------------------------------------------¬

¦Школа развития на базе ДШИ (дети 5 - 7 лет):¦

¦ - адаптация детей к школе; ¦

¦ - выявление способностей; ¦

¦ - осуществление выбора направления и ¦

¦ возможности его изменить; ¦

¦ - набор детей в ДШИ и общеэстетические ¦

¦ классы общеобразовательных школ ¦

L---------------------T-----------------------

/ ¦

/ / /

----------------¬-------------------------------------¬------------------------¬

¦ Филиал ДШИ ¦¦Начальное художественное образовани妦Общеэстетическое ¦

¦ с
идентичной ¦¦ (дети 8 - 17 лет) ¦¦отделение на базе ¦

¦ структурой ¦¦ 11 отделений. ¦¦общеобразовательных ¦

¦ ¦¦ Срок обучения 4 - 7 лет с выдачей ¦¦школ (дети с 7 лет). ¦

¦ ¦¦ свидетельства о начальном ¦¦Музыка. ИЗО. ¦

¦ ¦¦ художественном образовании ¦¦Хореография. Прикладное¦

¦ ¦+----------------T-------------------+¦искусство. ¦

¦ ¦¦ Группы уч-ся ¦Общеобразовательно妦Аттестат общего полного¦

¦ ¦¦проф. ориентации¦отделение. ¦¦среднего образования ¦

¦ ¦¦со специальными ¦Лицейские ¦¦со специальной записью ¦

¦ ¦¦обучающими ¦профильные классы ¦¦об окончании ¦

¦ ¦¦программами ¦(дети 16 - 17 лет).¦¦общеэстетического ¦

¦ ¦¦(дети 14 - 15 ¦Получают аттестат ¦¦класса ДШИ. Одаренные ¦

¦ ¦¦лет). ¦общего полного ¦¦дети имеют возможность ¦

¦ ¦¦Получают ¦среднего ¦¦перевода в структуру ¦

¦ ¦¦свидетельство ¦образования ¦¦ДШИ ¦

¦ ¦¦об окончании ДШИ¦со специальной ¦¦ ¦

¦ ¦¦и направление ¦записью ¦¦ ¦

¦ ¦¦в ссузы культуры¦об окончании ¦¦ ¦

¦ ¦¦и искусства ¦лицейского класса 覦 ¦

¦ ¦¦ ¦направление в вузы ¦¦ ¦

¦ ¦¦ ¦культуры и ¦¦ ¦

¦ ¦¦ ¦искусства ¦¦ ¦

L--------T-------L-------T--------+---------T----------L-----------T------------

¦ ¦ ¦ ¦

/ / / /

-----------------T----------------T-------------------T------------------------¬

¦ Мобильные ¦ Социальные ¦ Студии ¦ Мастерские ¦

¦профессиональные¦ заказы города ¦ ¦ ¦

¦ концертные и ¦ ¦ ¦ ¦

¦ любительские ¦ ¦ ¦ ¦

¦ коллективы ¦ ¦ ¦ ¦

L----------------+--------T-------+---------T---------+-------------------------

¦ ¦ /

/ / / /

--------------------------------------------¬

¦ Фонд развития школы ¦

L--------------------------------------------

V. ПОДПРОГРАММЫ

Достигнуть цели и решить задачи Программы предполагается в процессе относительно самостоятельных программ. Они имеют свою тему, идею, гипотезу и сами автономно существуют как отдельный эксперимент.

ПОДПРОГРАММА I.

РАСШИРЕНИЕ СОСТАВА СУБЪЕКТОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1. Сохранение и расширение сети учреждений дополнительного образования в городе и районе (п. Манчаж, п. Александровск, п. Натальинск, п. Бугалыш, Новое село) и оптимизация их путем многопрофильности.

2. Открытие филиала ДШИ на железнодорожном узле на 150 учащихся.

3. Увеличение контингента ДШИ в перспективе до 600 человек.

4. Открытие общеэстетических классов в ОУ, создание оптимальных условий для преемственности и интеграции программ.

5. Расширение рамок эстетического воспитания учащихся путем введения в учебный план предметов художественно-эстетического цикла (МХК, ИЗО, ДПИ, хореография, этикет, культура речи и др.).

6. Возобновление искусства хорового пения в ОУ.

7. Расширение возрастных рамок субъектов эстетического воспитания:

а) открытие групп развития для детей 3 - 4 лет на базе д/садов (тройной договор “Родитель - администрация - преподаватель“);

б) восстановление вечернего отделения ДШИ.

8. Обеспечение условий общедоступности художественного начального образования и эстетического воспитания путем снижения размеров целевых взносов.

ПОДПРОГРАММА II.

ФОРМИРОВАНИЕ ОТКРЫТОГО ГУМАНИТАРНОГО

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА НА БАЗЕ

ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1. Создание условий взаимодействия ДШИ с учреждением культуры и образования для организации развивающего досуга учащихся и, как следствие, сокращение пространства девиантного поведения.

2. Разработка модели единого образовательного пространства ОУ, УДО, ДОУ, ДШИ.

3. Обеспечение результативной деятельности педагогических коллективов по воспитанию интеллигентности как интегративного свойства личности.

4. Создание интегрированной образовательной системы “Педагогический колледж <--> ДШИ“, сохранение и развитие преемственности кадров (специальности “Изобразительное искусство и черчение“, “Музыкальное образование“, “Мировая художественная культура“, “Психология“).

5. Организация образовательной деятельности как организация пространства выбора.

ПОДПРОГРАММА III.

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ

РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАКАЗОВ

1. Создание хорошей базы социокультурного развития города с центром в ДШИ в плане воспитания потребителей культурных ценностей и включения учащихся в разнообразные виды деятельности.

На базе отделений театрального, хореографического, фольклорного, музыкального искусства, эстетического образования:

- организация “Муниципальной детской филармонии“;

- создание мобильных концертных коллективов (оркестр народных инструментов, театр моды, эстрадно-духовой оркестр, общешкольный сводный хор, ансамбль танца и т.д.).

На базе отделений декоративно-прикладного искусства, изобразительного искусства, дизайна интерьера, моделирования одежды:

- создание студий (компьютерной графики, театральной, фотостудии);

- создание мастерских (резьба по дереву, керамика, береста).

2. Реализация муниципальных социальных заказов:

- оформление и дизайн детских кафе, дошкольных учреждений, выставок;

- выполнение декораций, костюмов, масок, ростовых кукол для городских театрализованных представлений;

- пошив на заказ костюмов для концертных коллективов и мягких игрушек для детских садов, лагерей, кукольных спектаклей.

3. Создание системы маркетинга дополнительных услуг.

4. Пополнение “Фонда развития школы“.

ПОДПРОГРАММА IV.

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ: СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ,

ПРОЯВЛЯЮЩИХ ОСОБЫЕ СПОСОБНОСТИ, И РЕАЛИЗАЦИИ ИХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

1. Участие в реализации муниципальной Программы “Одаренные дети“.

2. Открытие и лицензирование классов с углубленным изучением предметов, профильных и лицейских классов.

3. Разработка механизмов стимулирования педагогов, работающих в классах повышенного уровня.

4. Инициирование научно-исследовательской деятельности учащихся.

5. Функционирование Муниципального фонда “Добро“:

- фонд стипендий за выдающиеся заслуги;

- материальная поддержка обучающихся по целевому направлению в ссузах и вузах;

- организация культурных программ для дипломантов фестивалей, конкурсов, выставок;

- социальный заказ “Муниципальная детская филармония“;

- поддержка абонемента Уральской академической филармонии;

- оказание материальной помощи одаренным детям (сиротам, инвалидам, детям из неполных и многодетных семей), предоставление адресных услуг для участия в творческих конкурсах, фестивалях, выставках, экскурсиях;

- обеспечение поддержки детских объединений;

- создание детского издания СМИ.

ПОДПРОГРАММА V.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ

МНОГОПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1. Диагностика одаренности учащихся в условиях многопрофильной школы.

2. Отслеживание эффективности влияния художественной деятельности развития ребенка.

3. Разработка условий адаптации и индивидуальных образовательных маршрутов через вариативную часть учебного плана и вариативность программ дополнительного образования в условиях многопрофильного учреждения.

4. Развитие мотивации детей к познанию и творчеству, выявление барьеров на пути самореализации и профессионального самоопределения.

5. Выявление и учет индивидуально-психологических особенностей педагогов и наиболее рациональное использование их потенциала.

6. Совершенствование механизма выявления образовательных потребностей учащихся (особенно мальчиков), их прогнозирование.

7. Совершенствование средств выявления сущностных ориентаций выпускников (объединение в профессиональные группы и лицейские классы, проведение педагогической практики).

8. Включение предметов психолого-педагогического цикла в базисный план школы.

ПОДПРОГРАММА VI.

РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

1. Привлечение в город профессионально подготовленных кадров и создание им жилищно-бытовых условий (общежитие на базе здания по адресу ул. Пролетарская, 97).

2. Организация работы по целевым направлениям выпускников в средние и высшие учебные заведения.

3. Ориентация педагогов, не имеющих высшего образования, на его получение и создание условий для обучения.

4. Вовлечение педагогов в исследовательскую деятельность по созданию и овладению новыми технологиями обучения и воспитания.

5. Усиление роли аттестационных комиссий как одного из механизмов повышения педагогического мастерства и управления качеством дополнительного и художественного начального образования и эстетического воспитания детей.

6. ДШИ - центр обучения кадров сети учреждения дополнительного и начального художественного образования через систему семинаров, мастер-классов, курсов повышения квалификации.

7. Создание и развитие действующих социальных гарантий педагогических работников:

- выплата надбавок за категории по результатам аттестации педагогов и руководящих работников;

- установление к дополнительному фонду заработной платы для выплаты доплат и надбавок стимулирующего характера надтарифного фонда.

VI. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

1. Сохранение развития системы художественного начального образования и эстетического воспитания детей в условиях многопрофильного образовательного учреждения.

2. Создание условий взаимодействия ДШИ с учреждением культуры и образования в целях организации пространства выбора и профессионального самоопределения школьников.

3. Создание насыщенной социокультурной среды города в плане развития культурно-образовательных потребностей граждан.

4. Ребенок в социально-культурной среде города:

адаптированный;

здоровый;

мыслящий;

творческий.