Российские законы

Постановление Уставного Суда Свердловской области от 05.04.2002 “По делу о соответствии Уставу Свердловской области положений пункта 12 статьи 35, пункта 5 статьи 39 Областного закона “О местном самоуправлении в Свердловской области“, пунктов 2 и 3 статьи 16 Устава муниципального образования “город Екатеринбург“

УСТАВНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 апреля 2002 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ УСТАВНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПО ДЕЛУ О СООТВЕТСТВИИ УСТАВУ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОЛОЖЕНИЙ ПУНКТА 12 СТАТЬИ 35, ПУНКТА 5 СТАТЬИ 39

ОБЛАСТНОГО ЗАКОНА “О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ“, ПУНКТОВ 2 И 3

СТАТЬИ 16 УСТАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

“ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ“

Уставный Суд Свердловской области в составе Председателя Суда В.И. Задиоры, судей А.В. Гусева, Н.Д. Мершиной, Д.Н. Разина с участием гражданина С.И. Беляева, обратившегося с запросом в Уставный Суд, его представителя Е.В. Романовой, представителя палат Законодательного Собрания Свердловской области В.Г. Ваганова, представителя Губернатора Свердловской области И.Н. Литвиновой, представителя Екатеринбургской городской Думы А.В. Гагарина, представителя Главы города Екатеринбурга Е.В. Казанцевой

рассмотрел в открытом заседании
дело о проверке соответствия Уставу Свердловской области положений пункта 12 статьи 35, пункта 5 статьи 39 Областного закона “О местном самоуправлении в Свердловской области“, пунктов 2 и 3 статьи 16 Устава муниципального образования “Город Екатеринбург“.

Заслушав сообщение судьи-докладчика Д.Н. Разина, объяснения заявителя и его представителя, представителей органов, принявших оспариваемые нормативные акты, исследовав материалы дела, Уставный Суд Свердловской области

УСТАНОВИЛ:

1. Гражданин Беляев С.И., проживающий в городе Екатеринбурге, обратился в Уставный Суд Свердловской области с запросом о проверке соответствия Уставу Свердловской области положений пункта 12 статьи 35, пункта 5 статьи 39 Областного закона “О местном самоуправлении в Свердловской области“, пунктов 2 и 3 статьи 16 Устава муниципального образования “Город Екатеринбург“.

По мнению заявителя, оспариваемые положения нарушают его права и не соответствуют статьям 65 (пункт 1) и 94 (пункт 1) Устава Свердловской области.

К началу рассмотрения дела в заседании Уставного Суда законом Свердловской области от 12 февраля 2002 года N 1-ОЗ “О внесении изменений и дополнений в Областной закон “О местном самоуправлении в Свердловской области“ статья 35 этого Областного закона признана утратившей силу.

В связи с этим на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 67 Областного закона “Об Уставном Суде Свердловской области“ производство по делу в части проверки соответствия Уставу Свердловской области положений пункта 12 статьи 35 Областного закона “О местном самоуправлении в Свердловской области“ подлежит прекращению.

2. Пунктом 5 статьи 39 Областного закона “О местном самоуправлении в Свердловской области“ предусматривается, что решения представительного органа местного самоуправления направляются на подпись главе муниципального образования, который подписывает и обнародует их в установленный срок. Решение может быть возвращено выборным главой муниципального образования
для повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении вопроса решение принимается вновь без изменений не менее чем двумя третями установленного численного состава депутатов, то глава муниципального образования обязан его подписать в трехдневный срок либо обжаловать в суде. В этом случае вступление решения в силу откладывается до решения суда. Данный порядок применяется, если иное не предусмотрено уставом муниципального образования.

Это означает, что процедура принятия правовых актов, предусмотренная настоящей статьей Областного закона, применяется только в тех муниципальных образованиях, уставами которых не урегулирован свой порядок принятия правовых актов органами местного самоуправления.

Такое регулирование корреспондирует требованиям пункта 1 статьи 19 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, в соответствии с которым порядок принятия и вступления в силу правовых актов определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Уставом муниципального образования “Город Екатеринбург“ (статья 16) самостоятельно определен порядок принятия и вступления в силу правовых актов Екатеринбургской городской Думы и Главы города.

Следовательно, в муниципальном образовании “Город Екатеринбург“ порядок принятия и вступления в силу правовых актов органов местного самоуправления определяется не пунктом 5 статьи 39 Областного закона “О местном самоуправлении в Свердловской области“, а соответствующими положениями статьи 16 Устава города, которые и являются предметом проверки Уставного Суда по настоящему делу.

Запрос же заявителя в части проверки пункта 5 статьи 39 Областного закона “О местном самоуправлении в Свердловской области“ согласно статье 83 Областного закона “Об Уставном Суде Свердловской области“ не отвечает критерию допустимости, а производство по делу в этой части подлежит прекращению (подпункт 1 пункта 1 статьи 67 Областного закона “Об Уставном Суде Свердловской области“).

3. Пунктами
2 и 3 статьи 16 Устава муниципального образования “Город Екатеринбург“ предусматривается, что решения Думы направляются на подпись Главе города не позднее 5-дневного срока со дня их принятия. Эти решения могут быть возвращены Главой города для повторного рассмотрения. Если решение принимается повторно, то Глава города подписывает решение либо обращается в суд.

В соответствии со статьей 94 (пункт 1) Устава Свердловской области порядок принятия правовых актов органами местного самоуправления относится к вопросам местного самоуправления, регулируемым в уставах местных сообществ на основе общих принципов организации местного самоуправления, установленных в федеральных и областных законах.

К этим принципам относится, в частности, принцип наделения каждого из органов местного самоуправления собственной компетенцией, не позволяющей дублировать и вмешиваться в деятельность другого органа (статья 14 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, статья 30 Областного закона “О местном самоуправлении в Свердловской области“).

Из анализа Устава муниципального образования “Город Екатеринбург“ (статьи 12 - 14 и др.) следует, что Екатеринбургская городская Дума и Глава города наделены собственной компетенцией. Их полномочия не дублируются. В исключительном ведении городской Думы находится принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, решений и постановлений в пределах своей компетенции. Глава города наделен собственными полномочиями по участию в нормотворческом процессе, в частности, по внесению проектов решений в Думу, подписанию принятых Думой решений, возвращению их в Думу для повторного рассмотрения и т.д.

Эти полномочия Главы не равнозначны полномочиям по принятию нормативных правовых актов городской Думой. Само по себе наделение выборного должностного лица местного самоуправления, выполняющего исполнительно-распорядительные функции, некоторыми полномочиями, позволяющими ему участвовать в отдельных этапах нормотворческой деятельности представительного органа,
не означает вмешательства данного должностного лица в компетенцию представительного органа местного самоуправления.

Федеральное и областное законодательство не содержат запрета для выборного главы муниципального образования подписывать правовые акты представительного органа местного самоуправления и возвращать эти акты в представительный орган для повторного рассмотрения, если такими полномочиями глава наделен уставом муниципального образования.

В этом отношении положения пунктов 2 и 3 статьи 16 Устава муниципального образования “Город Екатеринбург“ не противоречат Уставу Свердловской области.

4. Вместе с тем ни в пункте 3 статьи 16, ни в других положениях Устава муниципального образования “Город Екатеринбург“ не установлено сроков, в течение которых решение Думы подписывается Главой города либо возвращается им в городскую Думу для повторного рассмотрения, а также срока подписания Главой повторно принятого Думой решения.

Тем самым допускается возможность блокирования реализации полномочий городской Думы по принятию общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования “Город Екатеринбург“. Неполное регулирование Уставом процедуры участия Главы города в правотворческом процессе противоречит принципу наличия у каждого из органов местного самоуправления собственной компетенции.

Устанавливая формы участия главы муниципального образования в правотворческом процессе, местное сообщество обязано в соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (пункт 7 статьи 8) и Областным законом “О местном самоуправлении в Свердловской области“ (пункт 7 статьи 26) исчерпывающе урегулировать в уставе порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Регулирование этих вопросов регламентом представительного органа местного самоуправления не может быть признано надлежащим. Согласно статье 15 Устава муниципального образования “Город Екатеринбург“ регламент определяет только порядок проведения заседаний Думы.

Таким образом, положения пункта 3 статьи
16 Устава муниципального образования “Город Екатеринбург“ не соответствуют Уставу Свердловской области, его статье 94 (пункт 1), в той мере, в какой они допускают возможность создания препятствий в реализации правотворческих полномочий представительным органом местного самоуправления.

Руководствуясь статьей 59 (пункт 4) Устава Свердловской области, статьями 4 (пункт 2), 70, 76, 77, 86 Областного закона “Об Уставном Суде Свердловской области“, Уставный Суд Свердловской области

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать пункт 2 статьи 16 Устава муниципального образования “Город Екатеринбург“ соответствующим Уставу Свердловской области.

2. Признать соответствующими Уставу Свердловской области положения пункта 3 статьи 16 Устава муниципального образования “Город Екатеринбург“ в той мере, в какой они наделяют Главу города общими полномочиями возвращать принятые Думой решения для повторного рассмотрения и подписывать решения Думы после их повторного принятия.

3. Признать не соответствующими Уставу Свердловской области, его статье 94 (пункт 1), положения пункта 3 статьи 16 Устава муниципального образования “Город Екатеринбург“ в той мере, в какой они не предусматривают конкретных сроков подписания Главой города принятых Думой решений и возвращения их для повторного рассмотрения и тем самым допускают возможность создания препятствий в реализации правотворческих полномочий представительным органом местного самоуправления.

4. Органам местного самоуправления муниципального образования “Город Екатеринбург“ надлежит урегулировать в Уставе сроки и процедуру подписания главой города принятых Думой решений и их возвращения для повторного рассмотрения.

5. Прекратить производство по делу в части проверки соответствия Уставу Свердловской области пункта 12 статьи 35 и пункта 5 статьи 39 Областного закона “О местном самоуправлении в Свердловской области“.

6. Настоящее Постановление обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и не может быть пересмотрено иным судом.

7. Постановление подлежит обязательному
опубликованию в семидневный срок в “Областной газете“, а также должно быть опубликовано в “Собрании законодательства Свердловской области“.