Российские законы

Решение Томского УФАС РФ от 16.08.2007 N 03-29/29-07 “О рассмотрении дел по признакам нарушения законодательства о рекламе“

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 16 августа 2007 г. N 03-29/29-07

О РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ПО ПРИЗНАКАМ

НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕКЛАМЕ

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председателя Комиссии - В.И.Шевченко;

членов Комиссии: И.В.Бутенко, В.В.Куликова, С.Н.Лепихиной, Е.П.Фоминых,

рассмотрев дело N 03-29/29-07 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения открытым акционерным обществом “Т“ в городе Томске ненадлежащей рекламы банковских услуг,

в присутствии представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ОАО “Т“ (далее - Банк) К.Л.А. - начальника отдела информации и маркетинга Банка (на основании доверенности <...>), К.А.А. - начальника юридического отдела
Банка (на основании доверенности <...>), установила:

в Томское УФАС России в ответ на запрос информации о распространяемой в 2007 г. рекламе (исходящий N ЕФ/1039 от 29 мая 2007 г.) поступили материалы о рекламной деятельности ОАО “Т“ (входящий N 1677 от 21 июня 2007 г.).

В результате изучения поступивших материалов установлено, что в г. Томске в офисах ОАО “Т“ свободным доступом для неопределенного круга лиц распространялись рекламные листовки следующего содержания:

“Генеральная лицензия N 1720. ОАО “Т“. Вклады в иностранной валюте. С 1 января 2006 г.

ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ

Доходность 0,3% годовых, первоначальный взнос без ограничений, срок хранения без ограничений, довложения без ограничений, начисления процентов один раз в год (в последний рабочий день года).

СРОЧНЫЙ

Доходность 4% годовых, первоначальный взнос не менее 500 USD/EUR, срок хранения 90 дней, довложения не менее 100 USD/EUR, расходные операции не допускаются, начисление процентов в конце срока хранения.

ОСОБЫЙ

Доходность 6% годовых, первоначальный взнос не менее 5000 USD/EUR, срок хранения 365 дней, довложения не менее 1000 USD/EUR, расходные операции не допускаются, начисление процентов в конце срока хранения.

ДОХОДНЫЙ USD

Доходность 5% годовых, первоначальный взнос не менее 5000 USD, срок хранения 180 дней, довложения не менее 1000 USD, расходные операции не допускаются, начисление процентов в конце срока хранения.

ДОХОДНЫЙ EUR

Доходность 4,5% годовых, первоначальный взнос не менее 5000 EUR, срок хранения 180 дней, довложения не менее 1000 EUR, расходные операции не допускаются, начисление процентов в конце срока хранения.

ПРИ ДОСРОЧНОМ ЗАКРЫТИИ ВСЕХ ВИДОВ СРОЧНЫХ ВКЛАДОВ ДОХОД НАЧИСЛЯЕТСЯ ПО СТАВКЕ ВКЛАДА “ДО ВОСТРЕБОВАНИЯ“ <1>...“.

--------------------------------

<1> - Далее в тексте рекламы помещен телефон для справок.

В ходе проведенной сотрудниками Управления проверки информации, содержащейся в описанном выше рекламном
продукте, были установлены следующие факты. Текст рекламного проспекта содержит условия, влияющие на сумму доходов воспользовавшегося услугой лица, в частности, процентная ставка по каждому из рекламируемых вкладов. В результате анализа типовых договоров вкладов “До востребования“, “Срочный“, “Особый“, “Доходный USD“ и “Доходный EUR“ для физических лиц и прейскуранта платных услуг ОАО “Т“, введенного в действие с учетом изменений 23 апреля 2007 г. и утвержденного решением правления ОАО “Т“ от 18 апреля 2007 г., установлено, что упомянутые договоры содержат и иные, наряду с приведенными в рекламе, условия, влияющие на сумму доходов или сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, и не упомянутые в рекламе, а именно:

- пункт 2.2 раздела о правах и обязанностях вкладчика договоров по вкладам “До востребования“, “Срочный“, “Особый“, “Доходный USD“ и “Доходный EUR“ - “вкладчик обязан оплачивать услуги банка согласно прейскуранту платных услуг, действующему в банке на день совершения операции“ (прейскурант на услуги по операциям физическим лицам в иностранной валюте предполагает следующую оплату за ведение валютных счетов клиентов: открытие счета вклада с оформлением и выдачей договора вклада и книжки денежных вкладов - 7 рублей), что не указано в рекламе;

- пункт 3.6 раздела о правах и обязанностях банка договоров по вкладам “До востребования“, “Срочный“, “Особый“, “Доходный USD“ и “Доходный EUR“ - “Банк вправе взимать с вкладчика плату за услуги Банка в соответствии с прейскурантом платных услуг, устанавливаемых и изменяемых Банком самостоятельно“ (т.е. тариф на банковские услуги может быть изменен в период действия договора вклада, что может отразиться на сумме доходов либо расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица), что также не указано
в тексте рекламного продукта;

- пункт 3.7 того же раздела договора вклада “До востребования“ - “Банк имеет право в течение действия договора изменять размер выплачиваемых процентов по вкладу, установленный в разделе 5 договора. Новый размер процентов вступает в силу с даты, объявленной Банком“, что также не упоминается в тексте.

Таким образом, описанный рекламой продукт умалчивает о некоторых (перечисленных выше) условиях оказания услуги по вкладам “До востребования“, “Срочный“, “Особый“, “Доходный USD“ и “Доходный EUR“, влияющих на сумму доходов либо на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, чем нарушает п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона “О рекламе“ от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ, утверждающий, что реклама банковских услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которую получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В статье 30 Федерального закона “О банках и банковской деятельности“ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 приведен перечень существенных условий, которые должны быть указаны в договоре. К ним относятся: процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора. Таким образом, стоимость банковских услуг относится к существенным условиям договора вклада, и, следовательно, информация о таких условиях относится к существенной информации о рекламируемых услуге, товаре.

Отсутствие существенной информации в рекламном продукте
может вводить в заблуждение потребителя рекламы, поскольку дает неполное представление о возможных доходах и расходах, которые понесет лицо, воспользовавшееся рекламируемой услугой.

Из вышеизложенного следует, что в описанном рекламном продукте отсутствует часть существенной информации о рекламируемой услуге, в частности, о стоимости платных услуг ОАО “Т“ (открытие счета вклада с оформлением и выдачей договора вклада и книжки денежных вкладов - 7 рублей и возможности изменения платы за услуги Банка) и возможности изменения размера выплачиваемых процентов по вкладу “До востребования“, чем нарушается ч. 7 ст. 5 Федерального закона “О рекламе“ от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ, согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Таким образом, указанная реклама вкладов в иностранной валюте в ОАО “Т“, распространявшаяся в г. Томске, нарушает ч. 7 ст. 5 и п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ “О рекламе“ и согласно п. 4 ст. 3 ФЗ “О рекламе“ является ненадлежащей.

Согласно ч. 6 ст. 38 ФЗ “О рекламе“ рекламодатель несет ответственность за нарушения требований, установленных частями 2 - 8 ст. 5 и статьей 28 ФЗ “О рекламе“.

Рекламодателем является ОАО “Т“.

16 августа 2007 г. на заседании Комиссии Томского УФАС России представители Банка пояснили, что в указанной рекламе опущены условия, одинаковые для данной группы банковских продуктов, с тем, чтобы облегчить восприятие информации населением. В более полном объеме сведения об услугах по каждому из вкладов содержатся на информационных стендах в офисах Банка. Представители Банка согласились с доводом Комиссии Томского
УФАС России о том, что описанная реклама является самостоятельным рекламным продуктом, не входящим в состав более объемного информационного материала об услуге.

Представители Банка согласились с приведенными выше доводами Комиссии Томского УФАС России в части обязательного упоминания в описанной рекламе о стоимости платных услуг по вкладам Банка и изменениям, которые могут произойти в период действия договора вкладчика, способных отразиться на доходе либо расходе клиента. При этом представители Банка отметили, что договор вклада является смешанным, то есть позволяющим клиенту воспользоваться другими банковскими услугами наряду с собственно услугой вклада, в частности, переводом денежных средств и другими приходно-расходными операциями, подлежащими оплате услугами. Размер оплаты таких дополнительных услуг не отражается на доходе либо расходе потребителя услуги вклада. О возможности совершения по вкладам приходно-расходных операций в тексте рекламы сообщается.

Комиссия заслушала представителей Банка, рассмотрела материалы, содержащиеся в деле N 03-29/29-07: ответ на запрос Томского УФАС России (исх. N ЕФ/1039 от 29.05.2007 - вход. N 1677 от 21.06.2007), отзыв на определение о возбуждении дела, письмо представителя Банка К.А.А. (вход. N 2244 от 15.08.2007), типовые договоры вкладов “До востребования“, “Срочный“, “Особый“, “Доходный USD“ и “Доходный EUR“, прейскурант платных услуг Банка.

Комиссия пришла к выводу, что в рекламе вкладов в иностранной валюте в ОАО “Т“, распространяемой в Томске, отсутствует информация о ряде условий оказания услуги по вкладам “До востребования“, “Срочный“, “Особый“, “Доходный USD“ и “Доходный EUR“, влияющих на сумму доходов либо на сумму расходов, которые понесут либо могут понести воспользовавшиеся услугой лица, в частности, отсутствует упоминание о стоимости платных услуг ОАО “Т“ (открытие счета вклада с оформлением и выдачей договора вклада и
книжки денежных вкладов - 7 рублей, возможности изменения платы за услуги Банка) и возможности изменения размера выплачиваемых процентов по вкладу “До востребования“.

Не упомянутые в рекламе (приведенные выше) сведения являются существенной информацией о рекламируемом товаре, услуге, об условиях его приобретения или использования и ее умолчание в рекламном продукте вводит в заблуждение потребителей рекламы, создавая неполное представление о возможных доходах и расходах, которые понесет лицо, воспользовавшееся рекламируемой услугой.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 33 и пунктом 1 статьи 36 Федерального закона “О рекламе“ и в соответствии с пунктами 37 - 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия решила:

1. Признать ненадлежащей рекламу вкладов в иностранной валюте (рекламодатель ОАО “Т“), распространяемую в г. Томске в офисах ОАО “Т“, поскольку данная реклама нарушает ч. 7 ст. 5 и п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ “О рекламе“.

2. Выдать ОАО “Т“ предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 23 августа 2007 г. Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

В.И.ШЕВЧЕНКО

Члены Комиссии:

И.В.БУТЕНКО

В.В.КУЛИКОВ

С.Н.ЛЕПИХИНА

Е.П.ФОМИНЫХ