Российские законы

Решение Арбитражного суда Томской области от 16.05.2008 N А67-756/08 <В удовлетворении заявления о признании недействительным решения Инспекции ФНС отказано правомерно, поскольку организация неправомерно включила в состав расходов при исчислении налога на прибыль расходы на обязательное и добровольное страхование имущества>

Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 29.10.2008 N Ф04-6632/2008(15077-А67-40) данное решение и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2008 по делу N А67-756/08 оставлены без изменения.

Определением ВАС РФ от 04.03.2009 N ВАС-1808/09 в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора обжалуемых судебных актов отказано.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 16 мая 2008 г. по делу N А67-756/08

(извлечение)

14.05.2008 дата оглашения резолютивной части

16.05.2008 дата изготовления в полном объеме

ОАО “Территориальная генерирующая компания N 11“ обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Инспекции ФНС РФ по г. Томску о признании недействительным решения “Об отказе в привлечении к
ответственности за совершение налоговых правонарушений“ от 19.11.2007 N 21/3-27в в части п. 3.1 в части предложения уплатить налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, в размере 3 380 000 руб., налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, в размере 9 100 000 руб.

Представитель заявителя требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, письменных пояснениях. Требования мотивированы тем, что вывод налогового органа о завышении ОАО “Томскэнерго“ в уточненной декларации суммы расходов на обязательное и добровольное страхование имущества в размере 52 000 000 руб. не соответствует законодательству о налогах и сборах, а именно ст. 252, п. 6 ст. 272 НК РФ. В силу п. 8 ст. 50 НК РФ при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов (пеней, штрафов) не возникает, таким образом, разделительный баланс при процедуре реорганизации в форме выделения может регулировать только имущественные отношения между реорганизуемыми обществами, налоговые обязательства в нем не отражаются. Для определения расходов для целей налогообложения расходов, а также их распределения между реорганизуемыми обществами и организациями-правопреемниками необходимо руководствоваться нормами права, предусматривающими порядок учета расходов на обязательное и добровольное страхование имущества. То есть, сначала необходимо определиться с объемом расходов, которые может принять для целей налогообложения (в соответствии с законом) не момент реорганизации реорганизуемое общество, и, далее, определить: какие расходы могут быть переданы организации-правопреемнику. Поскольку в соответствии с условиями договора N И4-62003/09-18 от 27.12.2003 предусмотрена оплата страховой премии несколькими платежами, оплата страховой премии в сумме 218 899 773 руб.
была произведена ОАО “Томскэнерго“ в 1 квартале 2005 года денежными средствами (что не оспаривается налоговым органом) до даты реорганизации ОАО “Томскэнерго“, то ОАО “Томскэнерго“ имело полное право на основании ст. 272 НК РФ включить в расходы 1 квартала 2005 года сумму уплаченной страховой премии. Представитель заявителя полагает также, что налоговым органом не подтверждено отсутствие расходов организации на уплату страховой премии, невозможность ее уплаты на счет средств организации.

Представители ответчика против требований заявителя возражали по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, письменных пояснениях. Возражения мотивированы тем, что в нарушение ст. 263, п. 6 ст. 272 НК РФ ОАО “Томскэнерго“ неправомерно отнесло на расходы в декларации по налогу на прибыль за 2005 год сумму расходов на обязательное и добровольное страхование имущества в размере 52 000 000 руб. Оригиналы документов, свидетельствующих о понесенных расходах, которые на момент регистрации выделенного общества не были отнесены на расходы для целей исчисления налога на прибыль реорганизованным обществом, могут быть применены для целей налогового учета выделенного общества. Кроме того, согласно документам, представленным на проверку налогоплательщиком, ОАО “Томскэнерго“ уплатило ОАО “Акционерное страховое общество “Лидер“ сумму страховой премии по дополнительным соглашениям в размере 218 899 773 руб., однако затраты в сумме 52 000 000 руб. на погашение векселя по договору N КВ(1)-2181 на покупку векселей от 18.02.2005 не понесло. Отношения, связанные с исполнением обязанности по уплате налогов и сборов при реорганизации юридического лица регулирует ст. 50 НК РФ, в силу п. 8 которой при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу
в части исполнения его обязанностей по уплате налогов (пеней, штрафов) не возникает. Согласно п. 4 ст. 58 ГК РФ при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. Регистры налогового учета формируются налогоплательщиком самостоятельно, в данном случае на основе разделительного баланса и иных документов, согласно которым остаток по счету расходы будущих периодов и расходы по погашению векселя на 52 000 000 руб., за счет которого была произведена уплата страховой премии, были переданы выделенному обществу. Несмотря на то, что п. 2.1 ст. 252 НК РФ введен ФЗ РФ от 06.06.2005 N 58-ФЗ после окончания 1 квартала 2005 года, его действие распространено на отношения с 1 января 2005 года, налоговым периодом является год, поэтому налогоплательщик изначально мог учесть данные расходы в 2005 году.

Из материалов дела следует, что ОАО “Томскэнерго“ зарегистрировано в качестве юридического лица МУ “Томская регистрационная палата“ 17.03.1993 N 1345-тт, ОГРН 1027000853440.

Инспекцией ФНС РФ по г. Томску на основании решений от 16.01.2007 N 3/3-27В, от 08.02.2007 N 27-54/4, от 23.04.2007 N 27-54/8 проведена выездная налоговая проверка ОАО “Томскэнерго“ с одновременной проверкой филиалов и обособленных подразделений, в том числе по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на прибыль организаций за период с 01.01.2005 по 31.12.2005, результаты проверки оформлены актом N 21/3-27В от 12.10.2007, в котором указано на неуплату ОАО “Томскэнерго“ налога на прибыль организаций за 2005 год в сумме 12 528 597 руб., в том числе в федеральный бюджет в
размере 3 393 162 руб., в бюджет субъекта РФ в размере 9 135 435 руб.

06.11.2007 ОАО “Томскэнерго“ представило в налоговый орган возражения по акту выездной налоговой проверки N 21/3-27в от 12.10.2007, в котором указано, в том числе на то, что ОАО “Томскэнерго“ имело полное право на основании ст. 272 НК РФ включить в расходы 1 квартала 2005 года сумму уплаченной страховой премии.

Согласно представленным в дело документам после составления акта проверки и до рассмотрения материалов проверки на основании решения внеочередного общего собрания акционеров ОАО “Территориальная генерирующая компания N 11“ общество реорганизовано в форме присоединения к нему ОАО “Томскэнерго“, в соответствии с передаточным актом, утвержденным внеочередным общим собранием акционеров ОАО “Томскэнерго“, общество является правопреемником в отношении всех прав и обязанностей присоединяемого общества с 01.11.2007 с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении его деятельности.

ОАО “Территориальная генерирующая компания N 11“ зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией ФНС по Центральному району г. Новосибирска 26.08.2005, ОГРН 1055406226237, состоит на налоговом учете по месту нахождения обособленного подразделения в Инспекции ФНС РФ по г. Томску.

19.11.2007 Инспекцией ФНС РФ по г. Томску в отношении ОАО “Территориальная генерирующая компания N 11“ по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки принято решение “Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений“ N 21/3-27В. Указанным решением, кроме прочего, ОАО “Территориальная генерирующая компания N 11“ в части деятельности ОАО “Томскэнерго“ предложено уплатить налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, в размере 3 380 000 руб., налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, в размере 9
100 000 руб. (п. 3.1 решения).

Признание недействительным решения Инспекции ФНС РФ по г. Томску N 21/3-27в от 19.11.2007 в части п. 3.1 в части предложения уплатить налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, в размере 3 380 000 руб., налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, в размере 9 100 000 руб., является предметом требований заявителя по настоящему делу.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

В пункте 1 статьи 252 НК РФ (в ред. Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ) установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы в зависимости от их характера, а
также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 263 НК РФ расходы на обязательное и добровольное страхование имущества включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по следующим видам добровольного страхования имущества: добровольное страхование средств транспорта (водного, воздушного, наземного, трубопроводного), в том числе арендованного, расходы на содержание которого включаются в расходы, связанные с производством и реализацией; добровольное страхование грузов; добровольное страхование основных средств производственного назначения (в том числе арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства (в том числе арендованных); добровольное страхование рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ; добровольное страхование товарно-материальных запасов; добровольное страхование урожая сельскохозяйственных культур и животных; добровольное страхование иного имущества, используемого налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода; добровольное страхование ответственности за причинение вреда, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации или общепринятыми международными требованиями.

В соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318 - 320 НК РФ. Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае, если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ,
услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Согласно п. 6 ст. 272 НК РФ расходы по обязательному и добровольному страхованию (негосударственному пенсионному обеспечению) признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых (пенсионных) взносов. Если по условиям договора страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) предусмотрена уплата страхового (пенсионного) взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде (в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 06.06.2005 N 58-ФЗ).

Из представленных в дело документов следует, что ОАО “Томскэнерго“ заключило с ОАО “Акционерное Страховое общество “Лидер“ договор страхования имущества юридических лиц N И4-620003/09-18 от 27.12.2003. Обществами 29.12.2004, 30.12.2004 и 31.12.2004 заключены дополнительные соглашения NN 3, 3/1 и 4 к договору страхования имущества юридических лиц N И4-620003/09-18 от 27.12.2003, в п. 7 которых предусмотрена уплата страховой премии в общей сумме 218 899 773 руб. не единовременно, а в рассрочку двумя платежами в срок до 31.01.2005 и в срок до 20.02.2005.

Сумма страховой премии по дополнительным соглашениям в размере 218 899 773 руб. была оплачена ОАО “Томскэнерго“ в первом квартале 2005 года несколькими платежами, согласно платежным поручениям: N 191 от 27.01.2005 на сумму 20 000 000 руб., N 196 от 28.01.2005 на сумму 30 000 000 руб., N 505 от 17.02.2005 на сумму 20 899 773 руб., N 548 21.02.2005 на сумму 38
000 000 руб., N 549 от 21.02.2005 на сумму 52 000 000 руб., N 550 от 21.02.2005 на сумму 58 000 000 руб., в соответствии с условиями договора и отнесена на счет 97 “расходы будущих периодов“.

Поскольку уплата страхового взноса по условиям договора предусмотрена не разовым платежом, доводы заявителя о том, что он был вправе признать уплаченные суммы в качестве расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены денежные средства, законодательству не противоречат.

Тем не менее, согласно представленным документам в бухгалтерском учете, которому как следует из объяснений заявителя соответствовали в данном случае и данные налогового учета, до 31.03.2005 сумма уплаченной страховой премии относилась на расходы пропорционально сроку действия договора, и за первый квартал 2005 года было принято на расходы 12 212 083 руб., остальная сумма учитывалась обществом именно как расходы будущих периодов. При подаче декларации за 2005 год (первоначально поданной декларации) общество действовало таким же образом, не заявляя в качестве расходов на страхование в данном периоде всю перечисленную сумму страховой премии.

Впоследствии обществом только в 2007 году внесены изменения в данные бухгалтерского и налогового учета и подана в 2007 году уточненная декларация за 2005 год, в которой указаны расходы на обязательное страхование в полном объеме после того как в 2006 году ОАО “Томскэнерго“ был направлен запрос в Управление ФНС России по Томской области по вопросам отражения расходов по страхованию имущества в налоговом учете (исх. N 05-3941 от 14.11.2006), по которому получен ответ УФНС РФ по Томской области о порядке применения п. 6 ст. 272 НК
РФ (о том, что указанные суммы платежей признаются в качестве расходов в момент их перечисления страховой организации).

Вместе с тем, в данном случае предъявляя в 2007 году указанные расходы за налоговый период 2005 год, общество не мотивировало обоснованность отнесения спорной с налоговым органом суммы 52 000 000 руб. на расходы для целей налогообложения именно им с учетом результатов проведенной в 2005 году реорганизации ОАО “Томскэнерго“ в форме выделения из него других юридических лиц с передачей им прав и обязанностей общества.

Согласно пункту 4 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.

Как следует из материалов дела, ОАО “Томскэнерго“ было реорганизовано в форме выделения из своего состава нескольких юридических лиц, в том числе и ОАО “Томская распределительная компания“, которое было зарегистрировано с 31.03.2005. При реорганизации 31.03.2005 ОАО “Томскэнерго“ в соответствии с разделительным балансом, а также утвержденными Правилами распределения имущества, прав и обязанностей между ОАО “Томскэнерго“ и выделенными обществами, выделенным компаниям передан остаток в общей сумме 206 687 690 руб. по счету 97 “Расходы будущих периодов“ на основании вновь заключенных дополнительных соглашений в следующей пропорции: ОАО “Томскэнерго“ - 81 256 750 руб., Магистральные сети - 50 176 649 руб., ОАО “Томская распределительная компания“ - 75 254 291 руб., которые включают в том числе и расходы в размере 52 000 000 руб. данные обстоятельства соответствуют также данным исследованного налоговым органом при проверке вступительного баланса ОАО “Томская распределительная компания“.

В силу абзаца 2 пункта 2.1 статьи 252 НК РФ, введенного Федеральным законом РФ от 6 июня 2005 года N 58-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах“ расходами вновь созданных и реорганизованных организаций признаются расходы (а в случаях, предусмотренных НК РФ, убытки), предусмотренные статьями 255, 260 - 268, 275, 275.1, 279, 280, 283, 304, 318 - 320 главы 25 НК РФ, осуществленные (понесенные) реорганизуемыми организациями в той части, которая не была учтена ими при формировании налоговой базы. В целях налогообложения указанные расходы учитываются организациями-правопреемниками в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящей главой. Состав таких расходов и их оценка определяются по данным и документам налогового учета реорганизуемых организаций на дату завершения реорганизации.

При этом пунктом 5 статьи 8 Федерального закона РФ от 6 июня 2005 года N 58-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах“ предусмотрено, что положения, установленные пунктами 2.1 и 4 статьи 252, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

В соответствии с Положением об учетной политике по налоговому учету ОАО “Томскэнерго“ на 2005 год, утв. Приказом от 31.12.2004 N 641, предусмотрено ведение обществом регистров налогового учета, первичными документами для целей налогового учета служат первичные документы бухгалтерского учета, которые трансформируются в налоговые регистры, на основе которых производится расчет налоговой базы.

В ходе судебного разбирательства судом заявителю предлагалось представить данные и документы налогового учета ОАО “Томскэнерго“ на дату завершения реорганизации. Как следует из документов заявителя, представленных заявителем по определению от 08.04.2008 (т. 8 л. 72 - т. 9 л. 27), в том числе первоначально представленных в налоговый орган деклараций за 1 квартал 2005 года, 2005 год, составленных на основе данных налогового учета организации, на дату завершения реорганизации обществом были заявлены расходы по страхованию в сумме, не включающей расходы на страхование в сумме 52 000 000 руб., при этом указанные декларации соответствуют документам, представленным заявителем в качестве регистров налогового учета по состоянию на дату завершения реорганизации (т. 8 л. 111 - 114), где отражены расходы на страхование в размере 12 212 084 руб., исправления в указанные документы были внесены только в 2007 году перед подачей уточненной декларации (т. 8 л. 131 - 135, т. 9 л. 8 - 11).

Остаток по счету 97 расходы будущих периодов согласно как Правилам распределения имущества, прав и обязанностей между ОАО “Томскэнерго“ и выделенными обществами, являющимся частью разделительного баланса, так и данным бухгалтерского и налогового учета организации остался за ОАО “Томскэнерго“ только в части, в остальной части он был передан выделенным обществам, в том числе ОАО “Томская распределительная компания“ (п. 70 форма N 5 Перечень расходов будущих периодов правопреемник ОАО “Томская распределительная компания“, утв. ОАО “Томскэнерго“, - т. 5 л. 94 - 98). Из представленных документов следует, что данной выделенной организации в результате реорганизации также передано соответствующее имущество, права и обязанности по заключенному договору страхования в соответствии с дополнительным соглашением от 01.04.2005 N 5 к договору страхования, согласно которому с даты государственной регистрации ОАО “Томская распределительная компания“ является правопреемником всех прав и обязанностей ОАО “Томскэнерго“ по договору в отношении застрахованного имущества, перешедшего к выделенному обществу по вступительному балансу.

При этом в данном случае речь идет не о передаче налоговых обязательств, не о передаче исполнения обязанностей ОАО “Томскэнерго“ по уплате налогов, что как обоснованно указывает заявитель не предусмотрено ст. 50 НК РФ при реорганизации путем выделения, а о передаче выделенному обществу части прав и обязанностей, имевшихся у реорганизуемого общества и отраженных в его бухгалтерском учете.

С учетом изложенного вывод Инспекции о том, что ОАО “Томскэнерго“ неправомерно включило в состав расходов при исчислении налога на прибыль по поданной в 2007 году уточненной декларации в силу абзаца 2 пункта 2.1 статьи 252 НК РФ расходы на обязательное и добровольное страхование имущества в размере 52 000 000 руб. является обоснованным с учетом того, что представленные заявителем документы не свидетельствуют об отражении в данных налогового учета ОАО “Томскэнерго“ на дату завершения реорганизации расходов в большей сумме (которая включала бы спорные 52 000 000 руб.), тогда как иные представленные документы указывают на передачу остатка по счету расходы будущих периодов в соответствующей части выделенному обществу.

Делая данные выводы суд также исходит и из иных обстоятельств дела, указывающих на то, что выделенной организации были переданы не только остаток по счету 97 “расходы будущих периодов“, права и обязанности по договору страхования, но и обязанность по погашению вексельного займа в размере 52 000 000 руб., за счет которого собственно и была перечислена страхования премия в части 52 000 000 руб.

На основании решения Совета директоров ОАО “Томскэнерго“ от 11.02.2005 (т. 5 л. 101), одобрившего принятие обществом обязательств по простым векселям в целях финансирования дополнительного соглашения к договору страхования, заключенного в соответствии с Программой страховой защиты на 2005 - 2007 годы, с процентной ставкой 6% годовых, общество выпустило векселя. На основании договора N КВ(1)-2181 на покупку векселей от 18.02.2005 Акционерный коммерческий межрегиональный топливно-энергетический банк “Межтопэнергобанк“ купил векселя ОАО “Томскэнерго“, в том числе вексель на сумму 52 000 000 руб. N 4421161 со сроком платежа по предъявлении, но не ранее 14.07.2005 года. Средства от продажи векселей, в том числе и векселя на сумму 52 000 000 руб., были перечислены банком 21.02.2005 в размере 148 000 000 руб. на счет общества, с которого после поступления средств была произведено перечисление страховой премии. Из представленной налоговым органом выписки по операциям по данному счету (л. 49 - 51 выписки) следует, что на дату перечисления страховой премии в размере 52 000 000 руб. на данном счете других средств, не полученных в качестве указанного займа, было недостаточно, при этом помимо платежного поручения от 21.02.2005 N 549 на перечисление 52 000 000 руб. к счету 21.02.2005 были предъявлены и другие платежные поручения с более ранним номером на перечисление денежных средств с данного расчетного счета.

Данные обстоятельства не подтверждают отсутствие у общества вообще собственных денежных средств либо имущества, за счет которого могла быть произведена оплата по договору страхования, но указывают на то, что в данном случае расходы на уплату страховой премии были произведены обществом с использованием заемных средств, при этом заявителем обязанности по погашению займа в размере 52 000 000 руб. были переданы другому обществу.

Так, согласно п. 2.6 Договора N КВ(1)-2181 на покупку векселей от 18.02.2005 ОАО “Томскэнерго“ как продавец и Векселедатель гарантирует покупателю, что после завершения реорганизации ОАО “Томскэнерго“ в форме выделения, проводимой в соответствии с решением общего собрания акционеров ОАО “Томскэнерго“ от 31.08.2004, обеспечит осуществление передачи обязательств, при этом правопреемником векселедателя в части обязательств по векселю N 4421161 на сумму 52 000 000 руб. будет являться выделенное ОАО “Томская распределительная компания“. При реорганизации выделенному обществу были переданы соответствующие обязанности и остаток по счету займы в размере 52 000 000 руб. (т. 5 л. 99), впоследствии по заявлению РАО “ЕЭС России“ на оплату векселей ОАО “Томская распределительная компания“ могут быть переданы организации-правопреемнику. Поскольку в соответствии с условиями договора N И4-62003/09-18 от 27.12.2003 предусмотрена оплата страховой премии несколькими платежами, оплата страховой премии в сумме 218 899 773 руб. была произведена ОАО “Томскэнерго“ в 1 квартале 2005 года денежными средствами (что не оспаривается налоговым органом) до даты реорганизации ОАО “Томскэнерго“, то ОАО “Томскэнерго“ имело полное право на основании ст. 272 НК РФ включить в расходы 1 квартала 2005 года сумму уплаченной страховой премии. Представитель заявителя полагает также, что налоговым органом не подтверждено отсутствие расходов организации на уплату страховой премии, невозможность ее уплаты на счет средств организации.

Представители ответчика против требований заявителя возражали по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, письменных пояснениях. Возражения мотивированы тем, что в нарушение ст. 263, п. 6 ст. 272 НК РФ ОАО “Томскэнерго“ неправомерно отнесло на расходы в декларации по налогу на прибыль за 2005 год сумму расходов на обязательное и добровольное страхование имущества в размере 52 000 000 руб. Оригиналы документов, свидетельствующих о понесенных расходах, которые на момент регистрации выделенного общества не были отнесены на расходы для целей исчисления налога на прибыль реорганизованным обществом, могут быть применены для целей налогового учета выделенного общества. Кроме того, согласно документам, представленным на проверку налогоплательщиком, ОАО “Томскэнерго“ уплатило ОАО “Акционерное страховое общество “Лидер“ сумму страховой премии по дополнительным соглашениям в размере 218 899 773 руб., однако затраты в сумме 52 000 000 руб. на погашение векселя по договору N КВ(1)-2181 на покупку векселей от 18.02.2005 не понесло. Отношения, связанные с исполнением обязанности по уплате налогов и сборов при реорганизации юридического лица регулирует ст. 50 НК РФ, в силу п. 8 которой при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов (пеней, штрафов) не возникает. Согласно п. 4 ст. 58 ГК РФ при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом. Регистры налогового учета формируются налогоплательщиком самостоятельно, в данном случае на основе разделительного баланса и иных документов, согласно которым остаток по счету расходы будущих периодов и расходы по погашению векселя на 52 000 000 руб., за счет которого была произведена уплата страховой премии, были переданы выделенному обществу. Несмотря на то, что п. 2.1 ст. 252 НК РФ введен ФЗ РФ от 06.06.2005 N 58-ФЗ после окончания 1 квартала 2005 года, его действие распространено на отношения с 1 января 2005 года, налоговым периодом является год, поэтому налогоплательщик изначально мог учесть данные расходы в 2005 году.

Из материалов дела следует, что ОАО “Томскэнерго“ зарегистрировано в качестве юридического лица МУ “Томская регистрационная палата“ 17.03.1993 N 1345-тт, ОГРН 1027000853440.

Инспекцией ФНС РФ по г. Томску на основании решений от 16.01.2007 N 3/3-27В, от 08.02.2007 N 27-54/4, от 23.04.2007 N 27-54/8 проведена выездная налоговая проверка ОАО “Томскэнерго“ с одновременной проверкой филиалов и обособленных подразделений, в том числе по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на прибыль организаций за период с 01.01.2005 по 31.12.2005, результаты проверки оформлены актом N 21/3-27В от 12.10.2007, в котором указано на неуплату ОАО “Томскэнерго“ налога на прибыль организаций за 2005 год в сумме 12 528 597 руб., в том числе в федеральный бюджет в размере 3 393 162 руб., в бюджет субъекта РФ в размере 9 135 435 руб. перечислило на расчетный счет РАО “ЕЭС России“ денежные средства в счет погашения векселя N 4421161 от 18.02.2005 платежными поручениями: N 3588 от 29.09.2005 на сумму 30 000 000 руб., без НДС N 3786 от 14.10.2005 на сумму 19 000 000 руб., без НДС, N 3815 от 17.10.2005 на сумму 3 000 000 руб. без НДС. Таким образом, расходы в размере 52 000 000 руб. на погашение займа, с использованием средств от которого уплачена страховая премия, фактически понесены выделенным обществом, а не заявителем в виде отчуждения части его имущества.

Поскольку заявителем погашение займа за счет его средств не производилось, а соответствующие обязанности переданы выделенному обществу, в совокупности с другими изложенными выше обстоятельствами основания считать правомерным предъявление по уточненной декларации, поданной в 2007 году, ОАО “Томскэнерго“ расходов на обязательное и добровольное страхование имущества в части 52 000 000 руб., по которым налоговым органом выявлено нарушение и которые указаны в оспариваемом решении, в ходе рассмотрения дела не подтверждены.

С учетом изложенного вывод Инспекции о том, что ОАО “Томскэнерго“ неправомерно включило при подаче в 2007 году уточненной декларации в состав расходов при исчислении налога на прибыль за 2005 год расходы на обязательное и добровольное страхование имущества в размере 52 000 000 руб. является обоснованным.

Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, в соответствии с ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение. С учетом этого, заявитель по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов обязан доказать только те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих доводов.

Из представленных налоговым органом доказательств и иных материалов дела не усматривается несоответствия решения в оспариваемой части положениям ст. 252, п. 6 ст. 272 НК РФ, нарушений прав и интересов заявителя, основанных на законе, при этом изложенные в оспариваемом решении основания подтверждены в порядке ст.ст. 65, 200 АПК РФ соответствующими доказательствами.

С учетом изложенного оснований для признания решения от 19.11.2007 N 21/3-27В в оспариваемой части недействительным и обязания налогового органа устранить нарушения прав и законных интересов заявителя не имеется.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 176, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерац“и, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по г. Томску от 19.11.2007 N 21/3-27в в части п. 3.1 в части предложения уплатить налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, в размере 3 380 000 руб., налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, в размере 9 100 000 руб., проверенного в данной части на соответствие Налоговому кодексу России, отказать.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия.