Российские законы

Решение Томского УФАС РФ от 30.06.2008 N 02-11/19-08 <О рассмотрении дел по признакам нарушения законодательства о рекламе>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 30 июня 2008 г. N 02-11/19-08

30.06.2008 дата оглашения результативной части

11.07.2008 дата изготовления в полном объеме

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председателя Комиссии: Шевченко В.И.,

членов Комиссии: Фоминых Е.П., Павлюк А.М., Базарова Н.В.,

в присутствии:

заявителя - сопредседателя Ц. <...> Г.В.И.;

лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения рекламного законодательства: УМП “Т“ (<...>) и ООО “И“ (<...>)

от рекламодателя - представители УМП “Т“ А.Е.В. (удостоверение N 304 Администрация г. Томска) по доверенности N 7 от 24.06.2008; С.И.В. (удостоверение N 22 УМП “Т“) по доверенности N 3 от 24.06.2008;

от рекламораспространителя - директор ООО “И“
С.И.Н.,

рассмотрев дело N 02-11/19-08 по признакам нарушения части 7 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“, по факту распространения ненадлежащей рекламы УМП “Т“ в еженедельном рекламно-информационном издании (журнале) “Н“ N 18(160) 5 - 11 мая 2008 г., установила:

В ходе проведенной проверки заявлений (вх. NN 1686, 1687, 1688 от 12.05.2008) Центра экологической и общественной безопасности г. Томска, поступивших в Томское УФАС России, указывающих на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Томским УФАС России было установлено, что на странице 2 журнала “Н“ N 18(160) 5 - 11 мая 2008 г. была размещена реклама УМП “Т“ следующего содержания: УМП “Т“ (<...>) реализует жилые и/или нежилые помещения (по адресам: <...>)..., а также на странице 2 были изображены эскизы указанных строительных объектов и планы (выкопировки) одно-, двух-, трехкомнатных квартир.

Также в ходе проверки было установлено, что журнал “Н“ как средство массовой информации зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Сибирскому федеральному округу. Издателем указанного журнала является ООО “И“, которое осуществляет деятельность по оказанию рекламно-информационных услуг (изготовление и распространение рекламы).

В нарушение требований ч. 7. ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“ в рассматриваемой рекламе отсутствует часть существенной информации - способ реализации товара (услуги, работы), а именно информация о том, на основании какого конкретно вида договора (купли-продажи, долевого участия или иного договора) производится реализация рекламируемого товара, указанного рекламодателем УМП “Т“.

Представленные УМП “Т“ сведения (по запросу Томского УФАС России от 22.05.2008 N АП/1379) указывают на то, что реклама УМП “Т“
строительных объектов связана с привлечением денежных средств участников долевого строительства и реализацией жилых и/или нежилых помещений путем заключения договоров долевого участия.

В нарушение ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“ в вышеуказанной рекламе (рекламе, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства объектов недвижимости) также отсутствует часть иной существенной информации - сведения (информация) о месте и способах получения проектной декларации, так как рассматриваемая реклама.

На заседании Комиссии сопредседатель Ц. Г.В.И. пояснил, что в журнале “Н“ N 18(160) 5 - 11 мая 2008 г. была размещена реклама УМП “Т“ с нарушением рекламного законодательства, а именно отсутствие в рекламе существенной информации - сведений о месте и способах получения проектной декларации. Данные обстоятельства явились поводом для его обращения в Управления ФАС по Томской области с соответствующими заявлениями о недопущении нарушений действующего законодательства.

Директор ООО “И“ С.И.Н. пояснил, что он является учредителем, директором и главным редактором указанного издательства. Реклама УМП “Т“ на странице 2 журнала “Н“ N 18(160) 5 - 11 мая 2008 г. была размещена на условиях безналичного расчета. По обоюдному соглашению сторон согласование рекламных макетов проводилось по электронной почте. Рекламный макет УМП “Т“ согласован по электронной почте 16 апреля 2008 г. в 11 часов 14 минут. Не согласен, что издательство нарушило требования ч. 7 ст. 28 Федерального закона о рекламе, так как из содержания рекламы УМП “Т“ не видно, что имеет место привлечение денежных средств на долевое строительство объектов, а значит, данная реклама не является рекламой финансовых услуг. Издательству неизвестно, каким образом реализуется рекламируемый товар (долевое участие, купля-продажа,
обмен, ипотека и т.д.). Более того, ООО “И“ не было поставлено в известность о способах реализации рекламируемого товара УМП “Т“, о привлечении денежных средств в форме участия в долевом строительстве, как одном из способов продажи недвижимости.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 30.12.2004 имеет номер 214-ФЗ, а не 214.

Представители УМП “Т“ А.Е.В. и С.И.В. пояснили, что реклама УМП “Т“ на странице 2 журнала “Н“ N 18(160) 5 - 11 мая 2008 г. была размещена на условиях безналичного расчета, согласование рекламных макетов проводилось по электронной почте. Подтверждают, что рекламный макет УМП “Т“ был согласован по электронной почте 16 апреля 2008 г. в 11 часов 14 минут. А также что, реклама о реализации жилых и нежилых помещений по адресам: <...>... связана с привлечением денежных средств участников долевого строительства, при этом в рекламе отсутствует информация о месте и способах получения проектной декларации. Однако, распространяя данную рекламу, УМП “Т“ было убеждено, что не нарушает прав и охраняемых законом интересов будущих потребителей рекламы. Более того, организация обладает всеми возможностями предоставить потребителю исчерпывающую информацию о проектной декларации, рекламируемого недвижимого имущества, о своем правовом статусе и правомочиях на земельный участок в случае обращения потребителя за информацией в отдел реализации УМП “Т“ или по указанному в рекламе номеру телефона. Лицо, обращающееся к ним, в связи с данной ими рекламой получает от них в полном объеме сведения о проектной декларации согласно Федеральному закону N 214 от 30.12.2004.

Заслушав лиц, участвующих при рассмотрении дела, изучив материалы дела, Комиссия находит установленным следующее:

Журнал “Н“ как средство массовой информации зарегистрировано Управлением
Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по Сибирскому федеральному округу (свидетельство ПИ N ФС 12-1489 от 20.07.2007 о регистрации СМИ).

Издателем указанного журнала является ООО “И“, которое осуществляет деятельность по оказанию рекламно-информационных услуг (изготовление и распространение рекламы).

На странице 2 журнала “Н“ N 18(160) 5 - 11 мая 2008 была размещена реклама УМП “Т“ следующего содержания: УМП “Т“ (<...>) реализует жилые и/или нежилые помещения (по адресам: <...>)..., а также на странице 2 изображены эскизы указанных строительных объектов и планы (выкопировки) одно-, двух-, трехкомнатных квартир.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“ целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Статьей 29 ч. 4 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона “О рекламе“ реклама - информация, распространенная в любой форме, любым способом и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Основным субъектным составом правоотношений в сфере рекламы являются - рекламодатель, рекламораспространитель, потребитель рекламы.

В рассматриваемом случае рекламодателем приведенной выше рекламы является УМП “Т“ - лицо, определившие объект рекламирования и содержание рекламы. Рекламораспространителем является ООО “И“ - лицо, осуществившее
распространение рекламы на странице 2 журнала “Н“ N 18(160) 5 - 11 мая 2008 г.

Из материалов дела, пояснений лиц, участвующих при рассмотрении дела, установлено, что размещенная реклама направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования - реализуемым жилым и нежилым помещениям по адресам: <...>, формированию и поддержанию к нему интереса, его дальнейшее продвижение на рынке, а также на привлечение денежных средств участников долевого строительства на строительство (создание) многоквартирных домов и/или иных объектов недвижимости и реализацию жилых и/или нежилых помещений путем заключения договоров долевого участия.

При рассмотрении дела было установлено, что рекламодателем нарушены требования ч. 7. ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“.

Исходя из основной концепции законодательства в области рекламы в целом и, в частности, из ст. 5 названного Закона следует, что реклама должна быть добросовестной и достоверной.

При рассмотрении дела представители УМП “Т“ подтвердили, что рекламный макет был согласован организацией с рекламораспространителем по электронной почте 16 апреля 2008 г. в 11 часов 14 минут. При этом реклама УМП “Т“ о реализации жилых и нежилых помещений по адресам: <...> связана с привлечением денежных средств участников долевого строительства. Представитель ООО “И“ также пояснил, что издательство не было поставлено в известность о способах реализации рекламируемого товара УМП “Т“, и тем более о привлечении денежных средств в форме участия в долевом строительстве.

Вместе с тем следует отметить, что в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“ рекламораспространитель вправе требовать от рекламодателя предоставление документально подтвержденных сведений о соответствии рекламы требованиям рекламного законодательства. Но рекламораспространитель таким правом не воспользовался.

Частью
7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“ закреплено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В рассматриваемой рекламе отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре (реализуемых жилых и/или нежилых помещений по адресам: <...>), об условиях его приобретения, а именно на основании какого конкретно вида договора (купли-продажи, долевого участия или иного договора) производится реализация рекламируемого товара, указанного рекламодателем УМП “Т“. Отсутствие такой информации в рекламном объявлении может ввести в заблуждение потребителей рекламы.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона N 214-ФЗ от 30.12.2004 “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства.

При этом из содержания рассматриваемой рекламы следует, что в ней, помимо отсутствия информации об условиях приобретения товара, также отсутствуют часть иной существенной информации - сведения (информация) о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной Федеральным законом N 214-ФЗ от 30.12.2004, сферой действия которого являются отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов.

Не указав в рекламе о месте и способах получения проектной декларации, рекламодатель и рекламораспространитель также нарушили ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“.

Согласно части 7 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“ реклама, связанная с привлечением денежных средств участников
долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, должна содержать сведения о месте и способах получения проектной декларации, предусмотренной федеральным законом.

С учетом изложенного Комиссия УФАС по Томской области приходит к выводу, что данная реклама противоречит требованиям ч. 7 ст. 5 и ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона “О рекламе“ реклама, не соответствующая требованиям законодательства, является ненадлежащей.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона “О рекламе“ ответственность за нарушение положений ч. 7 ст. 5 и ч. 7 ст. 28 указанного Закона несет рекламодатель - УМП “Т“.

В соответствии с ч. 7 ст. 38 Федерального закона “О рекламе“ ответственность за нарушение требований ч. 7 ст. 28 указанного Закона несет рекламораспространитель - ООО “И“.

Руководствуясь ст. 33, ст. 36 Федерального закона “О рекламе“, пунктами 37 - 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (Постановление Правительства РФ от 17 августа 2006 г. N 508), Комиссия решила:

1. Признать ненадлежащей рекламу УМП “Т“ (рекламодатель УМП “Т“), распространенную в еженедельном рекламно-информационном издании (журнале) “Н“ N 18(160) 5 - 11 мая 2008 г. на странице 2 (рекламораспространитель ООО “И“), поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5 и ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“. УМП “Т“ (<...>) нарушило требования ч. 7 ст. 5 и ч. 7 ст. 28 Федерального Закона “О рекламе“. ООО “И“ (<...>) нарушило требования ч. 7 ст. 28 Федерального Закона “О рекламе“.

2. Выдать УМП “Т“
и ООО “И“ предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Томского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 11 июля 2008 года.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

В.И.ШЕВЧЕНКО

Члены Комиссии:

Е.П.ФОМИНЫХ

А.М.ПАВЛЮК

Н.В.БАЗАРОВА