Российские законы

Решение Томского УФАС РФ от 19.11.2009 N 06-10/108-09 <О рассмотрении дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 19 ноября 2009 г. N 06-10/108-09

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии В.И.Шевченко - руководителя управления;

членов Комиссии: Е.П.Фоминых - начальника отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;

С.Н.Лепихиной - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;

Н.В.Базаровой - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;

Т.Д.Максимовой - старшего специалиста 2 разряда отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования, рассмотрев дело N 06-10/108-09 по признакам нарушения Администрации городского округа С. <...> ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, в
присутствии представителя:

ответчика - Администрации городского округа С. - представитель М., действующий на основании доверенности N 34 от 17.11.2009, установила:

При осуществлении контрольного мероприятия по проверке деятельности Администрации городского округа С. на предмет соблюдения антимонопольного законодательства Управлением Федеральной антимонопольной службы по Томской области установлено следующее.

Администрацией городского округа С. индивидуальному предпринимателю Л. выдано разрешение на установку рекламной конструкции от 22.06.2009 N 77.

Согласно данному разрешению местом размещения рекламной конструкции, двустороннего рекламного щита, является <...>. Срок разрешения с 17.06.2009 по 17.06.2014.

Постановлением Администрации городского округа С. от 22.07.2009 N 3173ж “О предоставлении земельного участка в аренду“ индивидуальному предпринимателю Л. предоставлен в аренду земельный участок для размещения рекламного щита, имеющий адресный ориентир: <...>, общей площадью 6 кв. м, сроком на 11 месяцев.

В соответствии с указанным постановлением между муниципальным образованием “Городской округ С.“, представленным муниципальным учреждением Администрацией городского округа С., и ИП Л. заключен договор аренды земельного участка от 10.08.2009 N 1068 для размещения рекламного щита.

Земельный участок, являющийся предметом договора N 1068, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение указанным земельным участком осуществляется муниципальным образованием “Городской округ С.“ в соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса РФ“.

Согласно п. 5 ст. 19 Федерального закона “О рекламе“ установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за
исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.

Кроме того, согласно ч. 5.1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заключению договора от 10.08.2009 N 1068 предшествовала подача ИП Л. в орган местного самоуправления заявления о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции согласно адресному ориентиру ул. Строителей; выдача разрешения на установку рекламной конструкции от 22.06.2009 N 77; подача заявления ИП Л. о предоставлении в аренду земельного участка под установку рекламного щита, расположенного адресу: <...>; принятие Администрацией городского округа С. постановления от 22.07.2009 N 3173ж “О предоставлении земельного участка в аренду“.

Таким образом, договор аренды земельного участка от 10.08.2009 N 1068 следует считать заключенным для установки и эксплуатации рекламной конструкции, принимая во внимание основания, обстоятельства его заключения, предмет договора - предоставление земельного участка для размещения рекламного щита, а также невозможность использования земельного участка, указанного в договоре, для иных целей.

Из пояснений представителя Администрации следует, что иные цели заключения договора аренды земельного участка от 10.08.2009 N 1068 не
рассматривались.

Таким образом, поскольку договор аренды земельного участка N 1068 подписан сторонами 10.08.2009, то есть после принятия и вступления в силу изменений в Федеральный закон “О рекламе“, предусматривающих заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке на основании торгов, договор N 1068 не мог быть заключен с индивидуальным предпринимателем Л. для размещения рекламного щита без проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ органам местного самоуправления запрещается осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Администрация городского округа С. нарушила порядок выдачи разрешений на установку рекламной конструкции, выдав разрешение N 77 от 22.06.2009 индивидуальному предпринимателю Л. для размещения рекламного щита по адресу <...> и заключив договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции без проведения торгов. Тем самым ИП Л. был поставлен в преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, размещающими средства наружной рекламы на территории города С. При этом следует отметить, что рынок размещения наружной рекламы в географических границах города С. представлен значительным количеством участников - конкурентов, что подтверждается представленными сведениями Администрацией городского округа С. по запросу Томского УФАС России.

Довод представителя Администрации о том, что при распространении социальной рекламы, в том числе на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, не требуется проведение торгов, поскольку в силу п. 3 ст. 10 Федерального закона “О
рекламе“ заключение договора на распространение социальной рекламы осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ, а не положения Федерального закона “О рекламе“ (в частности, п. 5.1 ст. 19) является неверным по следующим основаниям. В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“ заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Данная норма закона распространяется на отношения, возникающие между рекламодателем, изготовителем или продавцом товара либо иным, определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицом (п. 5 ст. 3 Закона о рекламе) и рекламораспространителем, лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе).

Таким образом, к рассматриваемым правоотношениям между Администрацией и индивидуальным предпринимателем применяются не положения статьи 10 Федерального закона “О рекламе“, а положения статьи 19 указанного Закона.

К доводу представителя Администрации о том, что в период с момента обращения индивидуального предпринимателя с заявлением о выдаче разрешений на установку рекламных конструкций до момента выдачи Администрацией городского округа С. соответствующего разрешения иные предприниматели не обращались, следует отнестись критически.

Из пояснений представителя Администрации следует, что информация о предоставлении рекламного места по адресному ориентиру: <...> для размещения рекламной конструкции в средствах массовой информации не публиковалась.

Вместе с тем основным принципом предоставления муниципального имущества для размещения рекламных конструкций является принцип публичности
- предоставление права на размещение рекламных конструкций по результатам торгов, что существенно ограничивает круг участников рекламного рынка.

Исходя из содержания части 1 статьи 15 Федерального закона “О защите конкуренции“, указанные в ней запреты ориентированы на органы публичной власти и распространяются на акты и действия указанных органов в сфере публичных правоотношений. Данные запреты преследуют цель предотвращения негативного влияния органов власти на конкурентную среду с помощью административных, властных методов воздействия.

Целями законодательства о конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, а сферой применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк РФ, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (статьи 1 и 3 Закона “О защите конкуренции“).

Таким образом, одним из обязательных условий отнесения соответствующих отношений к подлежащим регулированию Законом о защите конкуренции является влияние этих отношений на конкуренцию - “соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке“.

Выдача Администрацией городского округа С. незаконного разрешения на установку рекламной конструкции, вынесение постановления от 22.07.2009 N 3173ж о заключении договора аренды земельного участка от 10.08.2009 N 1068 для
размещения рекламного щита необоснованно препятствуют осуществлению деятельности другим хозяйствующим субъектам и ограничивают их доступ на рынок размещения наружной рекламы, что недопустимо в соответствии с часть 1 статьи 15 Федерального закона “О защите конкуренции“.

Наличие лиц на указанном рынке, действующих вне рамок единого правового поля, в соответствии с пунктом 17 статьи 4 Федерального закона “О защите конкуренции“, является, по мнению антимонопольного органа, признаком ограничения конкуренции.

Комиссия считает, что Администрации городского округа С. необходимо выдать предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в том числе направленного на предоставление преимуществ входа на рынок размещения наружной рекламы одним субъектам и ограничение доступа на него другим, так как результатом данных действий является ограничение конкуренции.

Руководствуясь ч. 1 ст. 15, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“, Комиссия решила:

1. Признать в действиях Администрации городского округа С. факт нарушения ч. 1 ст. 15 Федерального закона “О защите конкуренции“, выразившийся в принятии акта, на основании которого заключен договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, которое направлено на предоставление преимуществ входа на рынок размещения наружной рекламы ИП Л. и ограничение доступа на него другим хозяйствующим субъектам, размещающим наружную рекламу на территории города С., так как результатом данных действий является ограничение конкуренции.

2. Выдать Администрации городского округа С. предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

В.И.ШЕВЧЕНКО

Члены Комиссии:

Е.П.ФОМИНЫХ

С.Н.ЛЕПИХИНА

Н.В.БАЗАРОВА

Т.Д.МАКСИМОВА