Российские законы

Решение Томского УФАС РФ от 19.11.2009 N 06-11/47-09 <О рассмотрении дел по признакам нарушения законодательства о рекламе>

Об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции от 18.08.2008 N 66 см. предписание Управления ФАС РФ по Томской области от 19.11.2009 N 06-11/47-09.

Об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции от 18.08.2008 N 67 см. предписание Управления ФАС РФ по Томской области от 19.11.2009 N 06-11/47-09.

Об аннулировании разрешения на установку рекламной конструкции от 18.08.2008 N 68 см. предписание Управления ФАС РФ по Томской области от 19.11.2009 N 06-11/47-09.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 19 ноября 2009 г. N 06-11/47-09

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: В.И.Шевченко - руководитель Томского УФАС России;

члены Комиссии:

Е.П.Фоминых -
начальник отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;

Н.В.Базарова - ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;

Т.Д.Максимова - старший специалист 2 разряда отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;

рассмотрев дело N 06-11/47-09 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту выдачи Администрацией городского округа С. разрешения на установку рекламной конструкции индивидуальному предпринимателю Р., в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - Администрация городского округа С. (далее - также Администрация) (место нахождения: <...>), представитель М., действующий на основании доверенности N 34 от 17.11.2009, установила:

В ходе проверки законодательства Российской Федерации о рекламе сотрудниками Томского УФАС России выявлены признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“, которые выразились в следующем.

Администрацией городского округа С. индивидуальному предпринимателю Р. выданы разрешения на установку рекламных конструкций от 18.08.2008 N 66, от 18.08.2008 N 67, от 18.08.2008 N 68.

Томским УФАС России в отношении Администрации городского округа С. возбуждено дело по признакам нарушения чч. 5.1, 9.2 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“.

На рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе представитель Администрации М. пояснила следующее. Администрацией городского округа С. 18.08.2008 выданы ИП Р. разрешения на установку рекламных конструкций NN 66, 67, 68. На основании постановления Администрации городского округа С. от 09.10.2008 N 2414ж между муниципальным образованием “Городской округ С.“ и ИП Р. заключен договор аренды земельного участка от 09.10.2009 N 1505 для размещения рекламных щитов.

Земельный участок, являющийся предметом договора аренды N 1505, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение указанным
земельным участком осуществляется муниципальным образованием “Городской округ С.“ в соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса РФ“ от 25.10.2001 N 137-ФЗ.

Основанием для начала процедуры выдачи разрешений на установку рекламных конструкций послужило заявление ИП Р. от 11.12.2007, однако в связи с затянувшимся процессом согласования схемы размещения рекламных конструкций выдача разрешений на установку рекламных конструкций ИП Р. была осуществлена 18.08.2008. По мнению представителя Администрации, в связи с тем, что отношения по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций между Администрацией и индивидуальным предпринимателем возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.2007 N 193-ФЗ “О внесении изменений в статьи 19 и 33 Федерального закона “О рекламе“, действие Закона N 193-ФЗ не распространяется на указанные выше отношения. В связи с чем Администрацией городского округа при выдаче разрешений NN 66, 67, 68 на установку рекламных конструкций не нарушены положения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“.

Кроме того, представитель Администрации сообщил, что в ходе обследования земельных участков, предоставленных ИП Р. для размещения рекламных щитов, установлено, что рекламные конструкции не установлены. В связи с чем Администрацией принимаются меры, направленные на аннулирование выданных разрешений.

Изучив материалы дела, заслушав представителя лица, участвующего в деле, Комиссия приходит к следующему.

Администрацией городского округа С. индивидуальному предпринимателю Р. выданы разрешения на установку рекламных конструкций от 18.08.2008 N 66, от 18.08.2008 N 67, от 18.08.2008 N 68.

Согласно разрешению от 18.08.2008 N 66 местом размещения рекламной конструкции, отдельно стоящего двустороннего рекламного щита, является Томская область, г. С., на пересечении улиц Промысловой и Транспортной. Срок разрешения с 18.08.2008 по
18.08.2013.

Согласно разрешению от 18.08.2008 N 67 местом размещения рекламной конструкции, отдельно стоящего двустороннего рекламного щита, является Томская область, г. С., на пересечении улиц Строителей и Коммунальной. Срок разрешения с 18.08.2008 по 18.08.2013.

Согласно разрешению от 18.08.2008 N 68 местом размещения рекламной конструкции, отдельно стоящего двустороннего рекламного щита, является Томская область, г. С., на пересечении улиц Промысловой и Коммунальной. Срок разрешения с 18.08.2008 по 18.08.2013.

Постановлением Администрации городского округа С. от 09.10.2008 N 2414ж “О предоставлении земельного участка в аренду“ индивидуальному предпринимателю Р. предоставлены в аренду земельные участки для размещения рекламных щитов, имеющие адресные ориентиры: Томская область, г. С.: пересечение улиц Промысловой и Транспортной (площадь 9 кв. м сроком на 11 месяцев), пересечение улиц Строителей и Коммунальной (площадь 9 кв. м сроком на 11 месяцев), пересечение улиц Промысловой и Коммунальной (площадь 9 кв. м сроком на 11 месяцев).

В соответствии с указанным постановлением между муниципальным образованием “Городской округ С.“, представленным муниципальным учреждением Администрацией городского округа С., и индивидуальным предпринимателем Р. заключен договор аренды земельного участка от 09.10.2008 N 1505 для размещения рекламных щитов.

Земельный участок, являющийся предметом договора N 1505, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение указанным земельным участком осуществляется муниципальным образованием “Городской округ С.“ в соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса РФ“.

В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона “О рекламе“ установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с
лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев.

Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами Закона о рекламе и гражданского законодательства.

Согласно ч. 5.1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заключению договора от 09.10.2008 N 1505 предшествовала подача ИП Р. в орган местного самоуправления заявления о согласовании места размещения рекламных конструкций, в том числе по адресам на пересечении улиц Промысловой и Транспортной, на пересечении улиц Строителей и Коммунальной, на пересечении улиц Промысловой и Коммунальной; выдача разрешений на установку рекламных конструкций от 18.08.2008 NN 66, 67, 68; подача заявления ИП Р. о предоставлении в аренду земельных участков под установку рекламных щитов, расположенных по указанным выше адресам; принятие Администрацией городского округа С. постановления от 09.10.2008 N 2414ж “О предоставлении земельного участка в аренду“.

Таким образом, договор аренды земельного участка от 09.10.2008 N 1505 следует считать заключенным для установки и эксплуатации рекламных конструкций, принимая во внимание основания, обстоятельства его заключения, предмет договора - предоставление земельных участков для размещения рекламных щитов, а также невозможность использования
земельного участка, указанного в договоре, для иных целей.

Из пояснений представителя Администрации следует, что иные цели заключения договора аренды земельного участка от 09.10.2008 N 1505 не рассматривались.

Кроме того, акт приема-передачи земельного участка, являющийся приложением к договору аренды земельного участка от 09.10.2008 N 1505, согласно которому Администрацией городского округа С. переданы в аренду индивидуальному предпринимателю Р. три земельных участка, имеющие адресный ориентир: пересечение улиц Промысловой и Транспортной, пересечение улиц Строителей и Коммунальной, пересечение улиц Промысловой и Коммунальной, подписан сторонами 09.10.2008.

Таким образом, поскольку договор аренды земельного участка N 1505 заключен 09.10.2008, то есть после принятия и вступления в силу изменений в Федеральный закон “О рекламе“, предусматривающих заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке на основании торгов, договор N 1505 не мог быть заключен с индивидуальным предпринимателем Р. для размещения рекламных щитов без проведения торгов.

В соответствии с п. 9.2 ст. 19 Федерального закона “О рекламе“ разрешения, выданные органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа с нарушением требований частей 5.1, 5.2, 5.5 - 5.7 и 9.1 настоящей статьи, подлежат аннулированию на основании предписания антимонопольного органа.

Таким образом, Администрация городского округа С., заключив договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, нарушила пункт 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“, и в соответствии с пунктом 9.2 статьи 19 указанного Закона разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции подлежат аннулированию.

Комиссия Томского УФАС России, руководствуясь пунктом 9 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона “О рекламе“, п. 37 - п. 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом
дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:

1. Признать разрешение на установку рекламной конструкции от 18.08.2008 N 66, выданное Администрацией городского округа С. индивидуальному предпринимателю Р., незаконным, поскольку данное разрешение выдано с нарушением пункта 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“.

2. Признать разрешение на установку рекламной конструкции от 18.08.2008 N 67, выданное Администрацией городского округа С. индивидуальному предпринимателю Р., незаконным, поскольку данное разрешение выдано с нарушением пункта 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“.

3. Признать разрешение на установку рекламной конструкции от 18.08.2008 N 68, выданное Администрацией городского округа С. индивидуальному предпринимателю Р., незаконным, поскольку данное разрешение выдано с нарушением пункта 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“.

4. Выдать Администрации городского округа С. обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Решение изготовлено в полном объеме 2 декабря 2009 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

В.И.ШЕВЧЕНКО

Члены Комиссии:

Е.П.ФОМИНЫХ

Н.В.БАЗАРОВА

Т.Д.МАКСИМОВА