Российские законы

Решение Томского УФАС РФ от 19.11.2009 N 06-11/48-09 <О рассмотрении дел по признакам нарушения законодательства о рекламе>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 19 ноября 2009 г. N 06-11/48-09

Комиссия Томского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: В.И.Шевченко - руководитель Томского УФАС России,

члены Комиссии:

Е.П.Фоминых - начальник отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;

Н.В.Базарова - ведущий специалист-эксперт отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;

Т.Д.Максимова - старший специалист 2 разряда отдела контроля рекламы, недобросовестной конкуренции и адвокатирования;

рассмотрев дело N 06-11/48-09 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту выдачи Администрацией городского округа С. разрешения на установку рекламной конструкции индивидуальному предпринимателю Л., в присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства
о рекламе, - Администрация городского округа С. (далее также Администрация) <...>, представитель М., действующий на основании доверенности N 34 от 17.11.2009, установила:

В ходе проверки законодательства Российской Федерации о рекламе сотрудниками Томского УФАС России выявлены признаки нарушения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“, которые выразились в следующем.

Администрацией городского округа С. индивидуальному предпринимателю Л. выдано разрешение на установку рекламной конструкции от 22.06.2009 N 77.

Томским УФАС России в отношении Администрации городского округа С. возбуждено дело по признакам нарушения чч. 5.1, 9.2 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“.

На рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе представитель Администрации М. пояснила следующее. Администрацией городского округа С. 22.06.2009 выдано ИП Л. разрешение на установку рекламной конструкции N 77. На основании постановления Администрации городского округа С. от 22.07.2009 N 3173ж между муниципальным образованием “Городской округ С.“ и ИП Л. заключен договор аренды земельного участка от 10.08.2009 N 1068 для размещения рекламного щита.

Земельный участок, являющийся предметом договора аренды N 1068, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение указанным земельным участком осуществляется муниципальным образованием “Городской округ С.“ в соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса РФ“ от 25.10.2001 N 137-ФЗ.

Основанием для начала процедуры выдачи разрешений на установку рекламных конструкций послужило заявление ИП Л. от 22.06.2009.

Представитель Администрации также пояснила, что в соответствии с эскизом реклама, размещенная на рекламной конструкции, на которую выдано разрешение от 22.06.2009 N 77, является социальной рекламой. И в связи с этим при распространении социальной рекламы, в том числе
на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, не требуется проведение торгов, поскольку в силу п. 3 ст. 10 Федерального закона “О рекламе“ заключение договора на распространение социальной рекламы осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ, а не положением Федерального закона “О рекламе“ (в частности, п. 5.1 ст. 19).

Изучив материалы дела, заслушав представителя лица, участвующего в деле, Комиссия приходит к следующему.

Администрацией городского округа С. индивидуальному предпринимателю Л. выдано разрешение на установку рекламной конструкции от 22.06.2009 N 77. Согласно данному разрешению местом размещения рекламной конструкции, двустороннего рекламного щита, является Томская область, г. С., ул. Строителей. Срок разрешения с 17.06.2009 по 17.06.2014.

Постановлением Администрации городского округа С. от 22.07.2009 N 3173ж “О предоставлении земельного участка в аренду“ индивидуальному предпринимателю Л. предоставлен в аренду земельный участок для размещения рекламного щита, имеющий адресный ориентир: Томская область, г. С., ул. Строителей, напротив жилого дома N 405, общей площадью 6 кв. м, сроком на 11 месяцев.

В соответствии с указанным постановлением между муниципальным образованием “Городской округ С.“, представленным муниципальным учреждением Администрацией городского округа С., и ИП Л. заключен договор аренды земельного участка от 10.08.2009 N 1068 для размещения рекламного щита.

Земельный участок, являющийся предметом договора N 1068, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение указанным земельным участком осуществляется муниципальным образованием “Городской округ С.“ в соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса РФ“.

В соответствии с ч. 5 ст. 19 Федерального закона “О рекламе“ установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее
владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев.

Согласно ч. 5.1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Договор аренды земельного участка от 10.08.2009 N 1068 следует считать заключенным для установки и эксплуатации рекламной конструкции, принимая во внимание основания, обстоятельства его заключения, предмет договора - предоставление земельного участка для размещения рекламного щита, а также невозможность использования земельного участка, указанного в договоре, для иных целей.

Из пояснений представителя Администрации следует, что иные цели заключения договора аренды земельного участка от 10.08.2009 N 1068 не рассматривались.

Довод представителя Администрации о том, что при распространении социальной рекламы, в том числе на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, не требуется проведение торгов, поскольку в силу п. 3 ст. 10 Федерального закона “О рекламе“ заключение договора на распространение социальной рекламы осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ, а не положением Федерального закона “О рекламе“ (в частности, п. 5.1
ст. 19), является неверным по следующим основаниям. В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“ заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы (в том числе общего времени рекламы, распространяемой в теле- и радиопрограммах, общей рекламной площади печатного издания, общей рекламной площади рекламных конструкций). Заключение такого договора осуществляется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Данная норма закона распространяется на отношения, возникающие между рекламодателем, изготовителем или продавцом товара либо иным, определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицом (п. 5 ст. 3 Закона о рекламе) и рекламораспространителем, лицом, осуществляющим распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п. 7 ст. 3 Закона о рекламе).

Таким образом, к рассматриваемым правоотношениям между Администрацией и индивидуальным предпринимателем применяются не положения статьи 10 Федерального закона “О рекламе“, а положения статьи 19 указанного Закона.

Кроме того, в соответствии с п. 5.1 ст. 19 Федерального закона “О рекламе“ заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона “О рекламе“ и гражданского законодательства (в частности, п. 5.1 ст. 19).

Таким образом, поскольку договор аренды земельного участка N 1068 заключен 10.08.2009, то есть после принятия и вступления в силу изменений в Федеральный закон “О рекламе“, предусматривающих заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке на основании торгов, договор N 1068 не мог быть заключен с индивидуальным предпринимателем Л. для размещения рекламного щита без проведения торгов.

В соответствии с п. 9.2 ст. 19
Федерального закона “О рекламе“ разрешения, выданные органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа с нарушением требований частей 5.1, 5.2, 5.5 - 5.7 и 9.1 настоящей статьи, подлежат аннулированию на основании предписания антимонопольного органа.

Таким образом, Администрация городского округа С., заключив договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, нарушила пункт 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“, и в соответствии с пунктом 9.2 статьи 19 указанного Закона разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции подлежат аннулированию.

Комиссия Томского УФАС России, руководствуясь пунктом 9 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона “О рекламе“, п. 37 - п. 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, решила:

1. Признать разрешение на установку рекламной конструкции от 22.06.2009 N 77, выданное Администрацией городского округа С. индивидуальному предпринимателю Л., незаконным, поскольку данное разрешение выдано с нарушением пункта 5.1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“.

2. Выдать Администрации городского округа С. обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Решение изготовлено в полном объеме 2 декабря 2009 г. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председатель Комиссии

В.И.ШЕВЧЕНКО

Члены Комиссии:

Е.П.ФОМИНЫХ

Н.В.БАЗАРОВА

Т.Д.МАКСИМОВА