Российские законы

Закон Тамбовской области от 24.06.1997 N 121-З “О территориальном общественном самоуправлении в Тамбовской области“ (принят Тамбовской областной Думой 24.06.1997)

Утратил силу с 1 января 2006 года в связи с принятием Закона Тамбовской области от 25.11.2005 N 402-З.

24 июня 1997 года N 121-З

ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В

ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят

Постановлением

Тамбовской областной Думы

от 24 июня 1997 года

Настоящий Закон в соответствии с Федеральным Законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и Законом области “О местном самоуправлении в Тамбовской области“ устанавливает общие принципы организации территориального общественного самоуправления как формы участия населения в осуществлении местного самоуправления, определяет правовые, экономические и финансовые основы территориального общественного самоуправления, порядок и гарантии его осуществления в Тамбовской области.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие территориального общественного самоуправления

Под территориальным общественным
самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

Статья 2. Право граждан на осуществление территориального общественного самоуправления

1. Граждане Российской Федерации, проживающие на соответствующей части территории муниципального образования и достигшие 18 лет (далее - жители), осуществляют свое право на территориальное общественное самоуправление путем участия в общем собрании (сходе), конференции, местном референдуме и других формах прямого волеизъявления, а также через выборные органы территориального общественного самоуправления.

2. Жители соответствующей части территории муниципального образования имеют равные права на осуществление территориального общественного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей, вправе избирать и быть избранными в органы территориального общественного самоуправления, получать полную и достоверную информацию о деятельности территориального общественного самоуправления.

Статья 3. Система территориального общественного самоуправления

1. Система территориального общественного самоуправления включает в себя общие собрания (сходы), конференции граждан, местные референдумы, опросы населения, обсуждение населением важных вопросов местного значения, иные формы непосредственной демократии; органы территориального общественного самоуправления по месту жительства граждан (советы или комитеты поселков, сельских населенных пунктов, микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, домов, подъездов домов, дворов и т.п.).

2. Границы территории, на которой образовано территориальное общественное самоуправление, устанавливаются соответствующим представительным органом местного самоуправления по предложению общего собрания (схода), конференции граждан, согласованному с главой администрации, главой муниципального образования, с учетом исторических, культурных и иных местных традиций, а также социально - экономических, жилищных, коммунальных и других признаков целостности территории.

Статья 4.
Основные принципы территориального общественного самоуправления

Территориальное общественное самоуправление осуществляется на следующих основных принципах:

законности;

защиты прав и законных интересов населения, прав и свобод человека и гражданина;

свободного волеизъявления граждан через общие собрания (сходы), конференции, местные референдумы, опрос населения;

выборности органов территориального общественного самоуправления, подотчетности и подконтрольности их населению;

самостоятельности территориального общественного самоуправления в пределах собственных полномочий, в том числе экономической и финансовой;

взаимодействия территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления в осуществлении общих задач и функций;

многообразия форм организации территориального общественного самоуправления и самостоятельного их определения населением;

широкого участия граждан в выработке и принятии решений по вопросам местного значения, затрагивающим интересы населения;

сочетания интересов населения соответствующей территории и интересов всего муниципального образования;

гласности и учета общественного мнения;

гарантии и ответственности территориального общественного самоуправления.

Статья 5. Правовая основа территориального общественного самоуправления

1. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, “Об общественных объединениях“ и другими федеральными законами, Уставом области, Законом области “О местном самоуправлении в Тамбовской области“, настоящим и другими законами области, уставами муниципальных образований, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, положениями (уставами) соответствующих территориальных общественных самоуправлений.

2. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящим и другими законами области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

3. Защита прав и законных интересов территориального общественного самоуправления обеспечивается судом в соответствии с действующим законодательством.

Статья 6. Положение (устав) территориального общественного самоуправления (органа территориального общественного самоуправления)

1. Территориальное общественное самоуправление (орган территориального общественного самоуправления) имеет положение (устав), в котором указываются:

1) наименование, цели территориального общественного самоуправления (органа территориального общественного самоуправления), его организационно -
правовая форма и юридический адрес;

2) границы и состав территории, в пределах которой территориальное общественное самоуправление (орган территориального общественного самоуправления) образуется и осуществляет свою деятельность;

3) вопросы местного значения, относящиеся к ведению территориального общественного самоуправления (органа территориального общественного самоуправления);

4) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в осуществлении территориального общественного самоуправления, решении вопросов местного значения;

5) структура, полномочия и порядок формирования территориального общественного самоуправления;

6) наименование, структура, компетенция, порядок формирования и сроки полномочий выборных органов территориального общественного самоуправления;

7) экономическая и финансовая основа осуществления территориального общественного самоуправления, источники формирования денежных средств и иного имущества территориального общественного самоуправления (органа территориального общественного самоуправления), общий порядок владения, пользования и распоряжения данной собственностью;

8) порядок приема граждан руководителями территориального общественного самоуправления (органа территориального общественного самоуправления);

9) порядок внесения изменений и дополнений в положение (устав) территориального общественного самоуправления (органа территориального общественного самоуправления), основания и порядок его ликвидации (реорганизации);

10) отчетность и периодичность отчетности органов территориального общественного самоуправления, порядок контроля за их деятельностью;

11) основания и виды ответственности органов территориального общественного самоуправления перед населением;

12) другие положения об организации и порядке деятельности территориального общественного самоуправления в соответствии с законами области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Положение (устав) территориального общественного самоуправления (органа территориального общественного самоуправления) разрабатывается территориальным общественным самоуправлением (органом территориального общественного самоуправления) самостоятельно и принимается на учредительном собрании (сходе), конференции жителей соответствующей территории.

3. Положение (устав) территориального общественного самоуправления (органа территориального общественного самоуправления) должно соответствовать требованиям, предъявляемым к учредительным документам, представляемым на регистрацию в соответствии с законодательством об общественных объединениях граждан.

4. Положение (устав) территориального общественного самоуправления (органа территориального общественного самоуправления) подлежит регистрации соответствующим представительным органом
местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

Отказ в регистрации положения (устава) территориального общественного самоуправления (органа территориального общественного самоуправления) может быть обжалован в судебном порядке.

Статья 7. Взаимоотношения территориального общественного самоуправления с органами государственной власти и органами местного самоуправления

1. Территориальное общественное самоуправление является составной частью системы местного самоуправления, в пределах своих полномочий взаимодействует с органами государственной власти и органами местного самоуправления, обеспечивая на территории муниципального образования реализацию принципов народовластия, развитие инициативы и расширение возможностей самостоятельного решения населением вопросов местного значения, укрепление гарантий реализации прав и свобод граждан.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления области создают необходимые правовые, организационные и иные условия для становления и развития территориального общественного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на территориальное общественное самоуправление.

3. Органы местного самоуправления, осуществляя взаимодействие с территориальным общественным самоуправлением:

1) содействуют созданию и деятельности системы территориального общественного самоуправления;

2) оказывают помощь инициативным группам граждан, органам территориального общественного самоуправления в проведении общих собраний (сходов), конференций граждан, местных референдумов, опросов населения и принимают в них участие;

3) принимают нормативные правовые акты по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления, содействуют в разработке положений (уставов) территориальных общественных самоуправлений (органов территориального общественного самоуправления);

4) вправе передавать на договорной основе территориальным общественным самоуправлениям отдельные свои полномочия с одновременным предоставлением необходимых для их осуществления материальных и финансовых ресурсов, а также контролировать их деятельность в части реализации делегированных полномочий и расходования выделенных средств;

5) вправе устанавливать сферы совместной компетенции с территориальным общественным самоуправлением по согласованию с ним, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с территориальным общественным
самоуправлением;

6) оказывают финансовую поддержку социальным программам органов территориального общественного самоуправления;

7) предоставляют органам территориального общественного самоуправления помещения для осуществления их деятельности;

8) координируют деятельность территориальных общественных самоуправлений, (органов территориального общественного самоуправления), содействуют им в осуществлении их полномочий, оказывают им организационную и методическую помощь;

9) оказывают содействие в регистрации положения (устава) территориального общественного самоуправления (органа территориального общественного самоуправления);

10) заключают договора с органами территориального общественного самоуправления;

11) способствуют выполнению решений территориальных общественных самоуправлений, принятых на общих собраниях (сходах), конференциях граждан, в пределах их компетенции;

12) учитывают в своих решениях мнение населения, полученное территориальным общественным самоуправлением методом опроса;

13) вправе приостанавливать действие решений территориального общественного самоуправления (органа территориального общественного самоуправления) в случаях их противоречия федеральным законам и законам области;

14) содействуют в организации подготовки и обучении работников органов территориального общественного самоуправления;

15) осуществляют другие полномочия по взаимодействию с территориальным общественным самоуправлением в соответствии с настоящим Законом.

4. Территориальное общественное самоуправление (орган территориального общественного самоуправления) в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные территориальным общественным самоуправлением (органом территориального общественного самоуправления) в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению.

5. Наделение территориальных общественных самоуправлений отдельными полномочиями органов местного самоуправления осуществляется только решениями органов местного самоуправления на основе договоров с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Условия и порядок контроля за осуществлением территориальными общественными самоуправлениями переданных им полномочий органов местного самоуправления определяются решениями органов местного самоуправления.

6. Органы территориального общественного самоуправления вправе участвовать в заседаниях органов местного самоуправления при рассмотрении вопросов, затрагивающих их интересы, а также жителей соответствующей части территории муниципального образования.

7.
Органы местного самоуправления в своей работе с населением опираются на помощь территориальных общественных самоуправлений, изучают их мнения по вопросам, затрагивающим интересы жителей соответствующей части территории муниципального образования.

Статья 8. Полномочия территориального общественного самоуправления

1. Полномочия территориального общественного самоуправления определяются положением (уставом) о нем, а также решениями органов местного самоуправления о передаче ему отдельных полномочий органов местного самоуправления на основе добровольно взятых на себя обязательств органом территориального общественного самоуправления, с согласия жителей соответствующей части территории муниципального образования.

2. Территориальное общественное самоуправление для осуществления своих задач и обязательств имеет следующие основные полномочия:

1) защищать права и законные интересы жителей в органах местного самоуправления;

2) создавать за счет собственных средств, добровольных взносов и пожертвований населения, юридических лиц, общественных объединений объекты коммунально - бытового и социально - культурного назначения, обеспечивать их содержание и эксплуатацию;

3) создавать в установленном законодательством порядке предприятия и организации, удовлетворяющие потребности населения в товарах и услугах;

4) осуществлять общественный контроль за выполнением условий владения, распоряжения, пользования, приватизации и аренды муниципальной собственности, расположенной на соответствующей территории;

5) заключать договоры с юридическими лицами, связанные с их участием в решении социально - экономических задач на соответствующей территории;

6) разрабатывать и представлять органам местного самоуправления проекты планов и программ развития соответствующей территории для использования их в составе планов и программ экономического и социального развития муниципального образования, принимаемых органами местного самоуправления;

7) представлять органам местного самоуправления заключения по вопросам отвода и использования земельных участков на территории соответствующего территориального общественного самоуправления под строительство, скверы, стоянки автомобилей, гаражи, детские и оздоровительные площадки, места отдыха и другие общественно - полезные цели, а также по вопросам строительства и расширения
на этой территории предприятий и других объектов производственного и социально - культурного назначения, размещения предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, школ, поликлиник и других социально - культурных учреждений, режима их работы, а также режима транспортного обслуживания этой территории;

8) выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории и коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры с использованием предусмотренных на их выполнение средств местного бюджета и собственных финансовых ресурсов;

9) принимать на свой баланс имущество, созданное за счет средств и трудового участия населения, в качестве общей собственности или переданное ему на праве хозяйственного ведения органами местного самоуправления;

10) объединять на договорных началах собственные средства и средства юридических лиц, общественных объединений, населения для финансирования целевых социальных программ, для строительства и содержания различных объектов коммунально - бытового и социально - культурного назначения, получать под свою ответственность кредиты и предоставлять ссуды из собственных средств, приобретать акции и облигации;

11) участвовать собственными ресурсами в создании и деятельности финансово - кредитных учреждений на акционерной или паевой основе;

12) оказывать социальную поддержку и содействие занятости населению;

13) осуществлять общественный контроль за соблюдением предприятиями торговли и бытового обслуживания закрепленных законодательством прав потребителей в порядке и формах, согласованных с органами местного самоуправления;

14) содействовать мерам санитарного, эпидемиологического, экологического и пожарного контроля и безопасности, организовывать и проводить в этих целях в заявительном порядке соответствующую экспертизу проектов объектов строительства, реконструкции и капитального ремонта размещаемых или находящихся на данной территории объектов производственного, социального и культурного назначения;

15) содействовать правоохранительным органам в поддержании общественного порядка;

16) проводить работу с детьми и подростками, содействовать в проведении культурных, спортивных, лечебно
- оздоровительных и других мероприятий;

17) организовывать акции милосердия и благотворительности, содействовать в их проведении органами государственной власти и местного самоуправления, благотворительными фондами, гражданами и их объединениями;

18) содействовать сохранению памятников истории и культуры, внедрению в быт новых обрядов и традиций, развитию народного творчества;

19) оказывать помощь органам местного самоуправления в решении вопросов капитального ремонта (реконструкции) жилых помещений, содействовать жителям в выполнении правил эксплуатации жилищного фонда, в решении жилищной проблемы;

20) осуществлять общественный контроль за содержанием дорог, тротуаров, дворов, мест захоронения и других объектов коммунального хозяйства и благоустройства, работой соответствующих служб по эксплуатации домовладений и устранению аварийных ситуаций, участвовать в общественных мероприятиях по благоустройству и озеленению территории.

21) созывать общие собрания (сходы), конференции граждан для рассмотрения вопросов территориального общественного самоуправления, проводить на своей территории опросы жителей, содействовать развитию форм гражданской активности населения;

22) определять в соответствии со своим положением (уставом) штаты и порядок оплаты труда работников органов территориального общественного самоуправления;

23) выступать по просьбам и поручениям отдельных жителей их представителями в суде при рассмотрении дел о нарушении прав и свобод граждан.

Положением (уставом) территориального общественного самоуправления могут быть определены иные полномочия территориального общественного самоуправления по вопросам местного значения в соответствии с законами области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Глава 2. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО

ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 9. Формы участия населения в осуществлении территориального общественного самоуправления

Территориальное общественное самоуправление осуществляется населением через:

непосредственное волеизъявление граждан - общие собрания (сходы), конференции, местные референдумы, опросы;

органы территориального общественного самоуправления.

Статья 10. Общие собрания (сходы), конференции граждан и опрос населения

1. Общее собрание (сход), конференция граждан является высшим руководящим органом территориального общественного самоуправления и созывается органом
местного самоуправления, органом территориального общественного самоуправления или инициативной группой жителей по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

2. К компетенции общего собрания (схода), конференции граждан соответствующей части территории муниципального образования относятся следующие вопросы:

1) принятие положения (устава) территориального общественного самоуправления (органа территориального общественного самоуправления), внесение в него изменений и дополнений;

2) образование, реорганизация и прекращение деятельности территориального общественного самоуправления;

3) установление и изменение границ территориального общественного самоуправления;

4) избрание органов территориального общественного самоуправления;

5) досрочное прекращение полномочий органов территориального общественного самоуправления;

6) утверждение программ деятельности органов территориального общественного самоуправления по социально - экономическому развитию соответствующей территории и отчетов об их выполнении;

7) оценка деятельности органов территориального общественного самоуправления по их отчетам;

8) избрание ревизионной комиссии территориального общественного самоуправления (органа территориального общественного самоуправления);

9) принятие решения о вступлении органа территориального общественного самоуправления в ассоциацию органов территориального общественного самоуправления;

10) решение других вопросов, относящихся к компетенции территориального общественного самоуправления (органа территориального общественного самоуправления), затрагивающих интересы жителей соответствующей территории.

3. Общие собрания (сходы) граждан по выборам органов территориального общественного самоуправления правомочны, если в них принимает участие более половины жителей соответствующей территории, а конференции - при участии не менее двух третей представителей жителей соответствующей территории.

В общем собрании (сходе), конференции принимают участие граждане, обладающие избирательным правом и постоянно проживающие на соответствующей части территории муниципального образования, в границах которой образуется и действует территориальное общественное самоуправление (орган территориального общественного самоуправления). Граждане, не проживающие на соответствующей территории, могут участвовать в работе общих собраний (сходов), конференций с правом совещательного голоса.

4. Решения общих собраний (сходов), конференций граждан принимаются большинством голосов присутствующих и оформляются протоколом (протокол должен содержать следующие данные: дату и место проведения, общее число граждан, имеющих право принимать решения на общем собрании (сходе), конференции, количество жителей, принявших участие в работе общего собрания (схода), конференции, состав президиума, повестка дня, содержание выступлений, принятые решения, результаты голосования по ним). Решения общих собраний (сходов), конференций граждан в течение 10 дней доводятся до сведения органов местного самоуправления.

Решения территориального общественного самоуправления, принятые на общем собрании (сходе), конференции граждан, а также решения органов территориального общественного самоуправления в случае их противоречия федеральным законам и законам области могут быть приостановлены органами местного самоуправления и отменены соответственно собранием (сходом), конференцией граждан, органом территориального общественного самоуправления, их принявшими, либо в судебном порядке.

5. Опрос граждан производится по инициативе органов местного самоуправления, территориального общественного самоуправления (органа территориального общественного самоуправления) или группы граждан, обладающих избирательным правом, с целью выявления мнения жителей соответствующей территории по вопросам, затрагивающим их интересы.

Опрос граждан производится инициаторами самостоятельно. В опросе имеют право участвовать граждане, проживающие на соответствующей территории и достигшие 18 лет, а также граждане, достигшие 16 лет в случае изучения молодежных проблем.

Мнение граждан, участвующих в опросе, оформляется через опросный лист, который должен содержать формулировку вынесенного вопроса и варианты ответа на него опрашиваемого гражданина, его фамилию, имя и отчество, адрес места жительства. Каждый опросный лист должен быть подписан лицом, проводящим опрос, с указанием его фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта, номера телефона, а также даты внесения подписи и зарегистрирован органом местного самоуправления или органом территориального общественного самоуправления.

Опрос граждан по вынесенному вопросу, на который необходимо получить мнение жителей соответствующей территории, должен быть проведен не более, чем в течение 30 дней.

Статья 11. Образование территориального общественного самоуправления

1. Образование территориального общественного самоуправления осуществляется на учредительном собрании (сходе), конференции граждан соответствующей части территории муниципального образования.

2. Организацию учредительного собрания (схода), конференции граждан осуществляет инициативная группа жителей соответствующей территории, обладающих избирательным правом, в количестве не менее десяти человек, изъявившая желание создать территориальное общественное самоуправление. Она принимает решение о проведении учредительного собрания (схода), конференции граждан по созданию территориального общественного самоуправления в зависимости от числа жителей, проживающих на соответствующей части территории муниципального образования, а также исходя из местных и иных условий.

Инициативная группа жителей информирует органы местного самоуправления, население о своем решении и дате проведения учредительного собрания (схода), конференции граждан по созданию территориального общественного самоуправления, представляет план (схему) территории, на которой создается территориальное общественное самоуправление, с указанием ее границ. Глава администрации, глава муниципального образования в двухнедельный срок письменно либо извещает инициативную группу о своем согласии с предлагаемыми границами либо вносит мотивированное предложение по их изменению.

3. Норма представительства делегатов конференции граждан устанавливается инициативной группой при обязательном представительстве жителей каждого дома соответствующей территории. Выборы делегатов конференции граждан проводятся в порядке, установленном статьей 10 настоящего Закона.

4. Органы местного самоуправления могут направить для участия в учредительном собрании (сходе), конференции граждан своего представителя.

5. Учредительное собрание (сход), конференция граждан принимает решение о создании и наименовании территориального общественного самоуправления, о предлагаемых границах его территории, утверждает положение (устав) территориального общественного самоуправления (органа территориального общественного самоуправления), а также избирает органы территориального общественного самоуправления - совет (комитет) и контрольную (ревизионную) комиссию.

Решения учредительного собрания (схода), конференции граждан оформляются протоколом, копия которого направляется в органы местного самоуправления.

6. В границах территории, на которой образовано территориальное общественное самоуправление, не может быть учреждено более одного территориального общественного самоуправления. Образование нового территориального общественного самоуправления на территории или ее части, относящейся к уже зарегистрированному территориальному общественному самоуправлению, может быть осуществлено по истечении срока полномочий действующего территориального общественного самоуправления в порядке, установленном настоящим Законом.

7. Избранный орган территориального общественного самоуправления решает с органами местного самоуправления вопросы его размещения и юридического адреса территориального общественного самоуправления.

Статья 12. Выборы органов территориального общественного самоуправления

1. Органы территориального общественного самоуправления создаются по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления.

Выборы органов территориального общественного самоуправления могут проводиться на общих собраниях (сходах) или конференциях граждан по месту их жительства, а также на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по избирательным участкам на срок полномочий органов местного самоуправления. Общее собрание (сход) или конференция жителей вправе установить и другой срок полномочий органов территориального общественного самоуправления.

2. Представительные органы местного самоуправления по предложению инициативных групп населения согласовывают порядок, нормы представительства и сроки проведения выборов органов территориального общественного самоуправления, а при проведении прямых выборов по избирательным участкам образуют из числа жителей избирательные комиссии и согласовывают порядок выдвижения кандидатов.

3. Подготовка и проведение выборов органов территориального общественного самоуправления осуществляются открыто и гласно. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, производятся за счет средств местного бюджета при согласии органов местного самоуправления или органов территориального общественного самоуправления и их учредителей.

4. Выборы органов территориального общественного самоуправления по избирательным участкам признаются состоявшимися, если в них приняли участие не менее половины избирателей, внесенных в списки.

5. Избранными в состав органов территориального общественного самоуправления считаются граждане, получившие большинство голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

Статья 13. Организационно - правовые формы органов территориального общественного самоуправления

1. Органы территориального общественного самоуправления, исходя из принципов их организации, осуществляемых ими полномочий, их правового статуса и из специфики соответствующей части территории муниципального образования подразделяются на:

советы (комитеты) поселков, сельских населенных пунктов (село, деревня, хутор и т.д.), микрорайонов, жилищных комплексов, и т.п.;

объединения жителей - собственников в едином комплексе недвижимого имущества (кондоминиумы, ЖСК, МЖК и т.п.);

квартальные, уличные, дворовые, домовые и т.п. советы (комитеты).

2. Совет (комитет) поселка, сельского населенного пункта, микрорайона, жилищного комплекса и т.п. может избираться на общем собрании (сходе) или конференции граждан соответствующей территории и может обладать правом юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования.

Порядок избрания совета (комитета), организация его работы, компетенция, права и виды деятельности, финансовые ресурсы и собственность, а также ответственность данного органа определяются Положением о совете (комитете) поселка, сельского населенного п“нкта, микрорайона, жилищного комплекса и т.п., утверждаемом соответствующим представительным органом местного самоуправления.

3. Объединение жителей - собственников в едином комплексе недвижимого имущества (кондоминиум, ЖСК, МЖК) организуется на общем собрании собственников жилья в соответствии с законодательством и может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования.

4. Квартальный, уличный, дворовый, домовый совет (комитет) избирается на общем собрании (сходе) или конференции граждан или формируется из старших по домам (подъездам) и может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования.

Старший по дому (подъезду) многоквартирного жилого дома избирается на общем собрании (сходе) жителей дома, подъезда и не обладает правами юридического лица.

Порядок избрания (формирования) указанного совета (комитета), избрания старшего по дому (подъезду), организация их работы, основные полномочия определяются соответственно Положением о квартальных, уличных, дворовых, домовых и т.п. советах (комитетах), Положением о старшем по дому, старшем по подъезду многоквартирного жилого дома, утверждаемыми соответствующим представительным органом местного самоуправления.

Статья 14. Основные полномочия органов территориального общественного самоуправления

1. Полномочия органов территориального общественного самоуправления определяются их положениями (уставами) с учетом полномочий, передаваемых им органами местного самоуправления.

2. В пределах полномочий, определенных уставом, орган территориального общественного самоуправления имеет право:

1) заключать договоры и соглашения с органами местного самоуправления, а также с другими организациями;

2) принимать участие с правом совещательного голоса в заседаниях органов местного самоуправления по вопросам, затрагивающим интересы жителей соответствующей территории;

3) распоряжаться финансовыми средствами территориального общественного самоуправления;

4) пользоваться собственностью, переданной территориальному общественному самоуправлению органами местного самоуправления на правах хозяйственного ведения или оперативного управления в порядке и на условиях, определенных законом или договором;

5) с учетом застройки соответствующей территории разрабатывать планы ее обустройства, привлекать на добровольной основе средства населения и организаций, создавать фонды местной инициативы;

6) содействовать созданию организаций для оказания услуг населению;

7) реализовывать другие полномочия территориального общественного самоуправления, не противоречащие настоящему Закону.

3. Органы местного самоуправления могут устанавливать сферы совместной компетенции с органами территориального общественного самоуправления по согласованию с ними, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами территориального общественного самоуправления.

4. В соответствии с уставом муниципального образования органы территориального общественного самоуправления могут являться юридическими лицами с момента их государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом “Об общественных объединениях“. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.

Статья 15. Контрольная (ревизионная) комиссия

1. Для контроля и проверки финансовой деятельности органа территориального общественного самоуправления общее собрание (сход), конференция граждан из своего состава избирает контрольную (ревизионную) комиссию, являющуюся контрольно - ревизионным органом территориального общественного самоуправления.

На комиссию могут быть возложены функции по контролю за выполнением положения (устава) территориального общественного самоуправления (органа территориального общественного самоуправления).

Для проверки финансовой деятельности органа территориального общественного самоуправления комиссией могут привлекаться аудиторские организации.

2. Порядок избрания, деятельность контрольной (ревизионной) комиссии, ее права и обязанности регламентируются положением (уставом) территориального общественного самоуправления (органа территориального общественного самоуправления).

Статья 16. Ассоциации органов территориального общественного самоуправления

Органы территориального общественного самоуправления, являющиеся юридическими лицами, в целях координации своей деятельности, более эффективного осуществления своих прав и интересов вправе создавать ассоциации органов территориального общественного самоуправления на основе учредительных договоров или уставов, принятых ассоциациями.

Создание и деятельность ассоциаций органов территориального общественного самоуправления осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом “Об общественных объединениях“ и уставом ассоциации.

Глава 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ ОСНОВЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО

ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 17. Собственность территориального общественного самоуправления

1. К собственности территориального общественного самоуправления относятся денежные средства и имущество, передаваемое ему органами местного самоуправления, иными субъектами, а также имущество, создаваемое или приобретаемое за счет собственных средств.

Владение, пользование и распоряжение собственностью осуществляют собрания (сходы), конференции граждан по месту жительства, а также по их поручению - органы территориального общественного самоуправления.

2. Общее собрание (сход), конференция жителей, а также орган территориального общественного самоуправления вправе вносить предложения о передаче или продаже в их собственность предприятий, организаций, учреждений, их структурных подразделений, а также иных объектов, относящихся к государственной и муниципальной собственности, если они имеют важное значение для обеспечения коммунально - бытовых и социально - культурных нужд населения соответствующей территории.

3. Порядок передачи, продажи, купли, а также перечень имущества, безвозмездно передаваемого в собственность территориального общественного самоуправления и порядок рассмотрения возникающих при этом споров определяются соответствующими договорами.

Статья 18. Финансы территориального общественного самоуправления

1. Финансовые ресурсы территориального общественного самоуправления состоят из собственных, заемных средств, а также средств, передаваемых им по договору органами местного самоуправления под определенные цели.

Собственные финансовые ресурсы образуются за счет доходов от экономической деятельности органов территориального общественного самоуправления, добровольных взносов и пожертвований предприятий, организаций, учреждений и граждан, а также других поступлений.

2. Органы территориального общественного самоуправления самостоятельно используют имеющиеся в их распоряжении финансовые ресурсы в соответствии с уставными целями и программами социально - экономического развития соответствующих территорий.

Статья 19. Правовой режим имущества территориального общественного самоуправления

1. Имущество, созданное за счет средств и хозяйственной инициативы территориального общественного самоуправления, приобретенное им или переданное ему органами местного самоуправления или другими юридическими лицами, является собственностью территориального общественного самоуправления.

Положение (устав) о территориальном общественном самоуправлении может предусматривать случаи, при которых решение вопроса о создании, передаче, сдаче в аренду, продаже имущества, находящегося в общей собственности граждан, осуществляется непосредственно по решению общего собрания (схода), конференций граждан.

2. Собственностью территориального общественного самоуправления являются финансовые средства, полученные за счет хозяйственной деятельности территориального общественного самоуправления, переданные органами местного самоуправления, а также поступившие в качестве добровольных взносов и пожертвований от граждан, юридических лиц, общественных объединений.

3. Распоряжение финансовыми средствами осуществляется органом территориального общественного самоуправления на основе соответствующих смет доходов и расходов. Годовые отчеты об исполнении сметы рассматриваются и утверждаются общими собраниями (сходами), конференциями граждан.

4. Органы местного самоуправления, а также граждане не несут ответственности по имущественным и финансовым обязательствам органа территориального общественного самоуправления.

Глава 4. ГАРАНТИИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО

ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 20. Гарантии территориального общественного самоуправления

1. Решения территориального общественного самоуправления, принятые им в пределах своих полномочий, подлежат обязательному рассмотрению и принятию по ним мер в установленные законодательством сроки теми органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, кому они адресованы.

2. Юридические лица, независимо от их подчиненности и организационно - правовой формы, в обязательном порядке согласовывают с соответствующими территориальными общественными самоуправлениями свои мероприятия, которые по своим возможным последствиям могут ухудшить среду обитания населения или нанести ущерб интересам жителей данной территории.

3. Юридические лица и граждане несут перед территориальным общественным самоуправлением ответственность, в том числе имущественную, возмещая в полном объеме вред, причиненный их действием или бездействием населению, окружающей природной среде, а также вред, нанесенный в результате невыполнения решений территориального общественного самоуправления, в соответствии с законодательством.

4. Органы территориального общественного самоуправления вправе предъявлять в суд заявление (иск) о признании недействительными нормативных правовых актов органов местного самоуправления, решений (приказов) других юридических лиц, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на соответствующей территории, а также полномочия территориального общественного самоуправления в соответствии с законодательством.

Статья 21. Ответственность органов территориального общественного самоуправления

1. Органы территориального общественного самоуправления несут юридическую ответственность за законность и обоснованность принимаемых решений.

2. Ответственность органов территориального общественного самоуправления перед населением соответствующей территории наступает в случае нарушения ими настоящего Закона, положения (устава) территориального общественного самоуправления (органа территориального общественного самоуправления) либо утраты ими доверия населения на основании и в порядке, предусмотренными положением (уставом) территориального общественного самоуправления (органа территориального общественного самоуправления).

3. Ущерб, причиненный в результате неправомерных решений, действий или бездействия органов территориального общественного самоуправления, возмещается в полном объеме предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам за счет собственных средств.

4. Споры по восстановлению нарушенных прав предприятий, организаций, учреждений и граждан, возникающие в результате действий или бездействия органов территориального общественного самоуправления, решаются в суде или арбитражном суде.

5. Споры и разногласия между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления разрешаются посредством согласительных процедур.

В случае недостижения согласованного решения стороны могут передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Статья 22. Прекращение деятельности территориального общественного самоуправления (органа территориального общественного самоуправления)

1. Деятельность территориального общественного самоуправления (органа территориального общественного самоуправления) прекращается решением собрания (схода), конференции граждан соответствующей территории или решением суда.

2. С иском о прекращении деятельности территориального общественного самоуправления (органа территориального общественного самоуправления) могут выступать органы местного самоуправления соответствующего муниципального образования, органы государственной власти области, органы юстиции и прокуратуры.

3. Имущество и финансовые средства, оставшиеся после удовлетворения требований кредиторов и производства необходимых выплат, передаются в управление органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования для использования в интересах жителей соответствующей территории.

Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 23. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 24. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом

Нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления области приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение одного месяца со дня вступления его в силу.

Статья 25. Государственная регистрация территориального общественного самоуправления (органа территориального общественного самоуправления)

Впредь до введения в действие Федерального закона о регистрации юридических лиц государственная регистрация территориального общественного самоуправления (органа территориального общественного самоуправления) производится соответствующим органом местного самоуправления по месту нахождения в порядке, установленном статьей 14 настоящего Закона.

Председатель областной Думы

В.Н.Карев

Глава администрации области

А.И.Рябов

г. Тамбов

24 июня 1997 года

N 121-З