Российские законы

Постановление администрации Тамбовской области от 29.01.2008 N 122 “Об утверждении Концепции повышения благосостояния населения, сокращения бедности и неравенства по денежным доходам населения на территории Тамбовской области на период 2008 - 2010 гг.“

Начало действия документа - 02.02.2008.

АДМИНИСТРАЦИЯ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 января 2008 г. N 122

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПОВЫШЕНИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ,

СОКРАЩЕНИЯ БЕДНОСТИ И НЕРАВЕНСТВА ПО ДЕНЕЖНЫМ ДОХОДАМ НАСЕЛЕНИЯ

НА ТЕРРИТОРИИ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2008 - 2010 ГГ.

В соответствии с Посланиями Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 г. и 27 апреля 2007 г., сообщением главы администрации области Тамбовской областной Думе 17 апреля 2007 г., в целях повышения уровня жизни населения Тамбовской области постановляю:

1. Утвердить Концепцию повышения благосостояния населения, сокращения бедности и неравенства по денежным доходам населения на территории Тамбовской области на период 2008 - 2010 гг. согласно приложению.

2. Управлению труда
и социального развития области (Гордеева) совместно с исполнительными органами государственной власти области до 20 марта 2008 г. подготовить проект плана мероприятий повышения благосостояния населения, сокращения бедности и неравенства по денежным доходам населения на территории Тамбовской области на период 2008 - 2010 гг.

3. Опубликовать настоящее постановление в газете “Тамбовская жизнь“

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области К.В.Колончина.

Глава администрации области

О.И.Бетин

Приложение

Утверждена

Постановлением

администрации Тамбовской области

от 29.01.2008 N 122

КОНЦЕПЦИЯ

ПОВЫШЕНИЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ БЕДНОСТИ

И НЕРАВЕНСТВА ПО ДЕНЕЖНЫМ ДОХОДАМ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ

ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2008 - 2010 ГГ.

1. Общие положения

В Посланиях Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 г. и 27 апреля 2007 г. определены основные приоритеты социально-экономической политики государства на ближайшее десятилетие, которые должны быть направлены на те сферы, которые прямо определяют качество жизни граждан.

В своем сообщении глава администрации области О.И.Бетин Тамбовской областной Думе 17 апреля 2007 г. определил, что главными задачами исполнительных органов государственной власти области являются создание условий для улучшения качества жизни и работы граждан, направление инвестиций в человека, оказание каждому человеку необходимой государственной помощи, без которой он не в состоянии обойтись.

Концепция повышения благосостояния населения, сокращения бедности и неравенства по денежным доходам населения на территории Тамбовской области на период 2008 - 2010 гг. (далее - Концепция) определяет цели, задачи и приоритетные направления последовательного повышения благосостояния населения, сокращения бедности и неравенства по денежным доходам населения на территории Тамбовской области на период до 2010 гг.

2. Обоснование необходимости утверждения Концепции повышения

благосостояния населения, сокращения бедности и неравенства

по денежным доходам населения на территории Тамбовской области

на период 2008 - 2010 гг.

Социально-экономическое
положение Тамбовской области за период с 2000 г. по 2006 г. характеризуется ростом основных макроэкономических показателей: валового регионального продукта (в основных ценах) в 1,34 раза (за период 2000 - 2005 гг.), объема валовой продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в 1,42 раза, оборота розничной торговли по всем каналам реализации (в сопоставимых ценах) в 1,89 раза, объемов платных услуг населению (в сопоставимых ценах) в 1,51 раза, сокращением численности бедного населения в 3,3 раза с 565 тысяч человек в 2000 г. до 170,7 тысячи человек в 2006 г.

Мировой опыт показывает, что для региона оптимальное значение доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляет 7 процентов - 10 процентов. В 2006 г. за чертой бедности в Тамбовской области находились 15,1 процента от общей численности населения (один из самых низких показателей среди регионов Центрального федерального округа (далее - ЦФО), из них половина граждан живут в условиях нищеты, то есть их доходы не превышают 54,8 процента величины прожиточного минимума, установленной в целом по области на душу населения (2736 рублей в 4 квартале 2006 г.). Это порождает расслоение общества не только по уровню жизни, но и по ценностным ориентациям, стилю жизни, нормам поведения.

Неравенство населения области по денежным доходам оценивается через распределение общего объема денежных доходов населения.

Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации денежных доходов), характеризующий дифференциацию (неравномерное распределение) доходов между различными группами населения области, показал, что доходы 10 процентов богатого населения превышали доходы 10 процентов бедного населения в 2000 г. в 10,5 раза, а в 2006 г. - в 12,2 раза (в 2006 году по России -
15,3 раза), что значительно выше оптимального значения порогового значения коэффициента фондов - до 8 раз.

На долю 10 процентов населения области с наименьшими доходами в 2006 году приходилось чуть более 2 процентов от общего объема денежных доходов, на долю 10 процентов населения с наивысшими доходами приходилось более 25 процентов всех доходов.

Индекс концентрации доходов (коэффициент Джини), составивший в 2006 г. 0,378, несколько превысивший показатель 2000 г. (0,356), подтвердил усиление неравенства в распределении денежных доходов населения области. В 2006 г. по России коэффициент Джини составил 0,410.

Неравномерность распределения населения области прослеживается и по величине среднедушевых денежных доходов. В 2006 г. 0,9 процента от общей численности населения области имели среднедушевые денежные доходы в месяц до 1000 рублей при среднеобластных на душу населения 6870 рублей, соответственно 2,9 процента - от 1000,1 до 1500 рублей; 5,0 процентов - от 1500,1 до 2000 рублей; 13,3 процента - от 2000,1 до 3000 рублей; 14,1 процента - от 3000,1 до 4000 рублей; 12,6 процента - от 4000,1 до 5000 рублей; 18,7 процента - от 5000,1 до 7000 рублей; 32,5 процента - свыше 7000 рублей.

Социальная стратификация общества представлена разделением населения области в 2006 г. на четыре социальных слоя: 15,1 процента - со среднедушевым денежным доходом ниже величины прожиточного минимума, установленной в целом по области на душу населения (далее - ВПМ); 34,0 процента - со среднедушевым денежным доходом от одной до двукратной ВПМ, 41,2 процента - со среднедушевым денежным доходом от двукратной до пятикратной ВПМ; 9,7 процента - от пятикратной ВПМ и выше.

Соотношение среднедушевого денежного дохода с величиной прожиточного минимума, установленной в
целом по области на душу населения, применяется для оценки дифференциации населения по среднедушевым доходам. В 2006 г. в Тамбовской области показатель составил - 2,7 раза.

Среднедушевые денежные доходы (в месяц) населения Тамбовской области увеличились за 7 лет в 4,6 раза с 1509 рублей в 2000 году до 6870 рублей в 2006 году.

За период с 2000 г. по 2006 г. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников возросла в 5,1 раза (с 1234 рублей до 6276 рублей). При этом ее рост по видам экономической деятельности был неодинаков: в строительстве в 4,7 раза, обрабатывающем производстве - 4,5 раза, сельском хозяйстве - 5,2 раза, транспорте и связи - 4,6 раза, здравоохранении и предоставлении социальных услуг - 6,2 раза, образовании - 5,9 раза.

Характерной проблемой является высокая дифференциация уровня заработной платы по отраслям экономики и муниципальным образованиям, которая требует изменения политики оплаты труда в реальном и бюджетном секторах экономики.

Интегральная оценка уровня бедности позволила сгруппировать муниципальные образования области по 4 группам в зависимости от рейтинговых значений показателей бедности:

благополучные города - Тамбов и Моршанск;

относительно благополучные - город Мичуринск, Мичуринский и Тамбовский районы;

относительно неблагополучные - города Кирсанов, Рассказово, Уварово и Котовск, районы - Первомайский, Никифоровский, Кирсановский, Знаменский, Моршанский, Жердевский, Сосновский, Рассказовский, Староюрьевский, Сампурский, Ржаксинский, Гавриловский, Токаревский, Петровский, Инжавинский;

неблагополучные районы - Бондарский, Мордовский, Мучкапский, Пичаевский, Уметский и Уваровский.

Уровень депривационной бедности (по лишениям) определялся на основе показателей, характеризующих невозможность удовлетворения основных потребностей граждан: недостаток денежных доходов; низкое качество жилья; ограниченный доступ к медицинским услугам. Неблагополучные районы области определены по основным факторам, обусловливающим уровень бедности по лишениям (депривация): недостаток денежных доходов - Бондарский,
Мордовский, Мучкапский, Пичаевский, Уметский, Уваровский; низкое качество жилья - Мичуринский, Сампурский, Петровский, Моршанский, Мордовский; ограниченный доступ медицинских услуг - Кирсановский, Уваровский.

Бедность - это явление, присущее всем без исключения обществам. Оно характеризует негативное состояние социума, его групп и отдельных граждан, отсутствие возможностей и условий развития человеческого потенциала - стратегического ресурса социально-экономического развития общества.

Бедность и экономическое неравенство населения являются одними из актуальных социальных проблем, требующих совместных действий органов государственной власти, общественных структур и работодателей по дальнейшему планированию экономического и социального развития территории, снятию социальной напряженности и конфликтов.

3. Цель, задачи и основные направления Концепции

Целью Концепции является сокращение численности бедного населения (с денежными доходами ниже установленной в целом по области величины прожиточного минимума в среднем на душу населения) к 2010 г. до 10,0 процентов от общей численности населения; сглаживание неравномерного экономического распределения (дифференциации доходов между различными группами населения области) до соотношения между доходами 10 процентов богатого населения и доходами 10 процентов бедного населения до 10 раз к 2010 г., достижение соотношения среднемесячного размера денежного дохода к величине прожиточного минимума до 3,5 раза, увеличение среднедушевого денежного дохода (в месяц) к 2010 г. до 15,5 тысячи рублей.

Достижение целей повышения уровня жизни населения и сокращения численности бедных граждан, обеспечение их социального благополучия в значительной степени зависит от стабильного экономического роста области, совершенствования региональной социальной политики, направленной на повышение благосостояния населения области и сокращение бедности.

Основными задачами региональной социально-экономической политики в сфере уровня жизни области на период до 2010 г. являются (сравнение с 2006 г.):

сокращение численности бедного населения к концу 2010 г. на 37 процентов;

увеличение денежных доходов населения в
2,1 раза (в том числе: оплаты труда - в 2,2 раза; доходов от предпринимательской деятельности - в 2 раза, доходов от собственности - в 1,7 раза, социальных выплат - в 1,7 раза);

сдерживание и предупреждение дальнейшего расширения масштабов бедности за счет снижения влияния территориально-географического и экономического факторов, обусловливающих бедность;

повышение эффективности мер социальной поддержки населения и социального обслуживания населения, адресности социальной помощи, снижение влияния социальных факторов, обусловливающих бедность;

создание условий для формирования “среднего класса“ как гаранта стабильности общества, основного производителя, инвестора и потребителя.

Основными направлениями Концепции являются сокращение социальной и экономической бедности.

Экономическая бедность обусловлена безработицей и низким уровнем доходов, в том числе заработной платы. Она затрагивает также наиболее активные группы бедного населения, являющиеся основой успешного развития общества (доля этой категории населения от общей численности населения области составляет - 9,5 процента, от общей численности бедного населения - 62,5 процента). Резкое снижение их уровня жизни подрывает общественное воспроизводство и вызывает социальную напряженность.

Приоритетные направления сокращения экономической бедности:

изменение политики в сфере доходов населения и оплаты труда;

развитие регионального рынка труда и содействие эффективной занятости населения;

сглаживание неравномерности экономического развития территорий области и сокращение влияния территориально-географического фактора бедности.

Социальная бедность обусловлена наличием социально уязвимых групп населения (инвалиды, престарелые, одинокие матери, неполные семьи, многодетные семьи, дети), затрагивает население, не принимающее активного участия в трудовой деятельности (доля этой категории населения от общей численности населения области составляет 5,7 процента, от общей численности бедного населения составляет 37,5 процента).

Приоритетные направления сокращения социальной бедности:

повышение эффективности мер государственной социальной поддержки и социального обслуживания населения, адресности социальной помощи;

сокращение детской бедности;

выравнивание доступности населения к государственным социальным услугам.

4. Основные мероприятия по реализации
приоритетных

направлений сокращения экономической бедности

4.1. Изменение политики в сфере доходов

населения и оплаты труда

Изменение политики в сфере доходов населения и оплаты труда будет проводиться по следующим направлениям:

заключение и реализация Регионального соглашения между органами государственной власти Тамбовской области, областными объединениями работодателей и областными объединениями организаций профсоюзов на 2008 - 2010 гг., предусматривающего повышение денежных доходов населения, улучшение качества жизни населения;

введение с 1 марта 2008 г. регионального размера минимальной заработной платы работника, выполнившего нормы труда и отработавшего норму рабочего времени, в сумме 3265 рублей в месяц;

увеличение размеров заработной платы на условиях социального партнерства через коллективные договоры и тарифные соглашения;

переход на отраслевую систему оплаты труда в учреждениях здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры, физической культуры и спорта, устанавливающую зависимость размера заработной платы (оплаты труда) от уровня образования, квалификации работника, количества, качества, сложности и результата выполняемой им работы;

ежегодная индексация оплаты труда работников бюджетной сферы;

проведение политики увеличения реальных располагаемых денежных доходов населения и стимулирования повышения производительности труда;

сокращение количества нарушений трудовых прав работников, в первую очередь в части своевременной выплаты заработной платы;

освещение вопросов оплаты труда в средствах массовой информации.

Реализация основных мероприятий по изменению политики в сфере доходов населения, в том числе и оплаты труда, позволит направить государственную политику в сторону увеличения денежных доходов населения в 2,1 раза (в том числе: оплаты труда - в 2,2 раза; доходов от предпринимательской деятельности - в 2 раза, доходов от собственности - в 1,7 раза, социальных выплат - в 1,7 раза); снижения дифференциации в доходах и создания “среднего класса“.

4.2. Развитие регионального рынка труда и содействие

эффективной занятости населения

Развитие рынка труда области и содействие эффективной
занятости населения области будет осуществляться по следующим направлениям:

реструктуризация предприятий с целью освобождения экономического пространства от бремени убыточных предприятий;

создание дополнительных рабочих мест к 2010 г. в ходе реализации проектов устойчивого развития сельских территорий Тамбовской области “Поселения XXI века - Тамбов“;

реализация новых инвестиционных проектов, являющихся основой устойчивого экономического роста и эффективной занятости населения;

содействие осуществлению мер, направленных на создание и сохранение рабочих мест в сельском хозяйстве, в том числе на развитие лизинга техники и оборудования, стимулирование создания сельскохозяйственных кооперативов, развитие самозанятости населения (народных промыслов и ремесел);

развитие кадрового потенциала области в соответствии с потребностями региональной экономики;

профилактика безработицы и организация системы профилирования безработных граждан;

государственное регулирование занятости населения, особо нуждающегося в социальной поддержке и испытывающего трудности в трудоустройстве;

ежегодная подготовка баланса трудовых ресурсов, позволяющего определить численность трудовых ресурсов, уровень общей безработицы, миграционные процессы и движение рабочей силы как в целом на территории области, так и на территории каждого муниципального образования области;

реализация Региональной программы Тамбовской области по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом;

развитие социального партнерства на всех уровнях, разработка механизма взаимодействия исполнительных органов государственной власти области, работодателей и профессиональных союзов при решении проблем занятости населения.

Реализация основных мероприятий по формированию рынка труда области и содействию эффективной занятости населения позволит переориентировать государственную политику в сторону активных форм занятости населения на территории области, не допустить рост уровня безработицы выше 1,0 процента официально зарегистрированных безработных граждан от общей численности населения области, создать дополнительные рабочие места.

4.3. Сглаживание неравномерности экономического развития

территорий области и сокращение влияния территориально-

географического фактора бедности

В целях сглаживания неравномерности социально-экономического развития территорий области и сокращения влияния территориально-географического фактора бедности необходимо
осуществлять:

мониторинг уровня привлекательности муниципальных образований области с точки зрения проживания в них (на основе комплексной оценки уровня бедности);

разработку и апробирование методики комбинированного анализа благосостояния на региональном уровне с включением приемов социальной картографии (на основе методики расчета сводных индексов развития и привлекательности проживания в муниципальном образовании) с целью определения категорий населения, имеющих наивысший риск переступить черту бедности, доминирующих групп населения среди бедных, очагов географической концентрации бедности, степени охвата нуждающегося населения социальными программами и услугами;

разработку и реализацию мероприятий по повышению благосостояния населения, сокращению бедности и неравенства по денежным доходам населения каждой территории (города и района);

реализацию программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Тамбовской области;

финансовое оздоровление предприятий жилищно-коммунального хозяйства и создание условий для развития конкурентной среды за счет вхождения в эту отрасль субъектов малого предпринимательства;

реализацию областной адресной программы капитального ремонта многоквартирных домов области;

мероприятия по переселению граждан области из ветхого и аварийного жилищного фонда;

оценку неперспективных (депрессивных) населенных пунктов на территории Тамбовской области по критериям: отсутствие основного производства и перспективы создания новых рабочих мест; отсутствие централизованного электроснабжения и транспортной схемы; ежегодное подтопление во время весенних паводков; значительное превышение расходов бюджета над доходами, полученными в реальном секторе экономики населенного пункта;

разработку мероприятий по оказанию населению государственной помощи при переселении из депрессивных населенных пунктов области в населенные пункты с более благоприятными условиями жизнедеятельности.

Реализация основных мероприятий сглаживания неравномерности экономического развития муниципальных образований и сокращения влияния территориально-географического фактора бедности позволит снизить влияние территориального фактора, обусловливающего экономическую бедность населения.

5. Основные мероприятия по реализации приоритетных

направлений сокращения социальной бедности

5.1. Повышение эффективности мер государственной социальной

поддержки и социального обслуживания населения,

адресности социальной помощи

Повышение эффективности системы государственной социальной поддержки и социального обслуживания населения, адресности социальной помощи предполагает развитие системы в целом и управление социальными рисками за счет институциональных преобразований, расширения рынка социальных услуг, обеспечения свободы выбора гражданами государственных социальных услуг; комплексного характера социальной помощи.

Основными направлениями повышения эффективности системы государственной социальной поддержки и социального обслуживания населения, адресности социальной помощи являются адресная социальная поддержка наиболее нуждающихся граждан путем:

поддержки в актуализированном состоянии системы персонифицированного учета граждан, нуждающихся в социальной помощи, через единую информационную базу получателей льгот;

усиления адресности социальной поддержки (помощи) граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации по независящим от них причинам;

создания условий для обеспечения всеобщей доступности к государственным социальным услугам и предоставления государственных социальных услуг, соответствующих стандартам качества;

совершенствования процедур оценки нуждаемости;

поэтапного внедрения системы государственного социального заказа;

определения приоритетов государственной социальной поддержки и обеспечения прозрачности бюджетных социальных расходов;

реализации мер государственной социальной поддержки населения, установленных законами области и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти области;

совершенствование механизма предоставления мер государственной социальной поддержки населения;

разработки и реализации областных программ оказания гражданам государственной социальной помощи.

Реализация направлений повышения эффективности системы государственной социальной поддержки и социального обслуживания населения, адресности социальной помощи позволит повысить денежные доходы малоимущих семей и одиноко проживающих граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, снизить уровень социального неравенства.

5.2. Сокращение детской бедности

Анализ риска бедности в разрезе половозрастных групп населения свидетельствует о том, что наибольшей опасности попадания в число бедных подвергаются дети. По данным социологического обследования домохозяйств области, более четверти бедного населения составляют дети. Детская бедность оказывает необратимое воздействие на будущее ребенка: его здоровье, возможность получения образования и социальный статус. Риск бедности существует для детей еще до момента рождения и зависит от того, какую медицинскую и социальную помощь получают будущие матери. В связи с этим сокращение детской бедности является приоритетным направлением сокращения социальной бедности.

Основные мероприятия по сокращению детской бедности реализуются программно-целевым методом за счет:

формирования здорового образа жизни семей, укрепления семьи, воспитания семьи;

оказания социальной поддержки (помощи) малообеспеченным семьям, многодетным и неполным семьям;

развития семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека, попечительство, приемные семьи, патронатные семьи, семейные воспитательные группы;

комплексного решения проблемы адаптации детей-инвалидов в социуме;

обеспечения мер профилактики социального неблагополучия в семье, детской беспризорности и безнадзорности;

профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании, формирования здорового образа жизни подростков;

развития инновационных форм и технологий профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;

укрепления материально-технической базы учреждений, осуществляющих работу с детьми и подростками.

Реализация мероприятий, определенных в настоящем разделе, позволит снизить влияние факторов, обусловливающих распространение социального сиротства, обеспечить действенную поддержку детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, развить систему поддержки несовершеннолетних детей и расширить формы семейного детского воспитания, увеличить объем и повысить качество социальных услуг, предоставляемых детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

5.3. Выравнивание доступности населения

к государственным социальным услугам

Выравнивание доступности населения к государственным социальным услугам планируется обеспечить через:

разграничение полномочий между уровнями бюджетной системы;

разработку и внедрение новых форм и методов финансирования отраслей социальной сферы (социальное обслуживание населения, образование, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт): осуществление финансирования сети бюджетных учреждений по бюджетной смете и предоставляемой государственной социальной услуге на основе государственных минимальных социальных стандартов и финансовых нормативов, рассчитанных исходя из финансовых возможностей региона;

внедрение механизма конкурсного распределения бюджетных средств на реализацию мероприятий социальной политики (государственный социальный заказ).

Преобразования в финансировании социальной сферы позволят обеспечить доступность населения к государственным социальным услугам, повысить их качество.

6. Ожидаемые результаты реализации Концепции повышения

благосостояния населения, сокращения бедности и неравенства

по денежным доходам населения на территории Тамбовской

области на период 2008 - 2010 гг.

Реализация Концепции повышения благосостояния населения, сокращения бедности и неравенства по денежным доходам населения на территории Тамбовской области на 2008 - 2010 гг. и комплекса мер, направленных на повышение уровня жизни населения, на фоне стабильного экономического роста региона, позволят сократить численность бедного населения (с денежными доходами ниже установленной в целом по области величины прожиточного минимума в среднем на душу населения) к 2010 г. до 10 процентов от общей численности населения, снизить дифференциацию доходов между различными группами населения области до соотношения между доходами 10 процентов богатого населения и доходами 10 процентов бедного населения до 10 раз к 2010 г., достигнуть соотношения среднемесячного размера денежного дохода к величине прожиточного минимума до 3,5 раза, увеличить среднедушевой денежный доход (в месяц) к 2010 г. до 15,5 тысячи рублей, повысить эффективность мер социальной поддержки населения и социального обслуживания населения, адресность социальной помощи; создать условия для формирования “среднего класса“ как гаранта стабильности общества, основного производителя, инвестора и потребителя; не допустить дальнейшего расширения масштабов бедности за счет снижения влияния территориально-географического и экономического факторов, обусловливающих бедность.

7. Механизм реализации Концепции повышения благосостояния

населения, сокращения бедности и неравенства по денежным

доходам населения на территории Тамбовской области

на период 2008 - 2010 гг.

Достижением цели и решением задач, поставленных в Концепции повышения благосостояния населения, сокращения бедности и неравенства по денежным доходам населения на территории Тамбовской области на 2008 - 2010 гг., предусматривается обеспечить последовательное и стабильное увеличение расходов на повышение доходов населения области, в том числе на оплату труда работников в реальном и бюджетном секторах экономики, государственные социальные выплаты (пособия, социальная помощь), государственную поддержку детям и семьям, престарелым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Источниками финансирования мероприятий являются средства бюджетов всех уровней, средства государственных внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, благотворительных фондов и иные внебюджетные средства.