Российские законы

Решение Тамбовского УФАС РФ от 27.08.2009 N 22/02 <О нарушении антимонопольного законодательства>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 27 августа 2009 г. N 22/02

Резолютивная часть решения объявлена 20 августа 2009 года.

Решение в полном объеме изготовлено 27 августа 2009 года. г. Тамбов

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председатель:

Гречишникова Е.А. - руководитель управления;

члены:

Мазаева С.В. - заместитель руководителя - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов;

Козлова Н.Е. - и.о. начальника отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

Четверткова Т.В. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти;

Пономарева И.А.
- специалист 1 разряда отдела контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти,

рассмотрев дело от 24.07.2009 N 22/02 по признакам нарушения администрацией Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области (далее - Первомайский поссовет) частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Закон о защите конкуренции), установила:

при осуществлении государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства выявлены признаки нарушения требований части 1 и части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции в договоре от 01.01.2007 N 15 о передаче на хозяйственное обслуживание кладбища р.п. Первомайский Тамбовской области, заключенном между администрацией Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области и индивидуальным предпринимателем Ш.О.И.

Решением от 07.06.2005 N 37 Первомайский поссовет закрепил функции специализированной организации по вопросам похоронного дела за индивидуальным предпринимателем Ш.О.И. с передачей ему на хозяйственное обслуживание кладбища с возложением на него соответствующих обязанностей. На основании Решения от 07.06.2005 N 37 заключен договор от 01.01.2007 N 15 “О передаче на хозяйственное обслуживание кладбища р.п. Первомайский Тамбовской области“ между администрацией Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области и индивидуальным предпринимателем Ш.О.И.

Тамбовское УФАС России по данному факту по собственной инициативе возбудило настоящее дело в отношении администрации Первомайского поссовета по признакам нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в осуществлении действий (заключение договора от 01.01.2007 N 15 “О передаче на хозяйственное обслуживание кладбища р.п. Первомайский Тамбовской области“), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, и наделении индивидуального предпринимателя функциями органа местного самоуправления.

На рассмотрении дела присутствовали представители администрации Первомайского поссовета - М.И.Н. (доверенность от 14.01.2009 N 1) и Н.В.В. (доверенность от 14.04.2009
N 3).

Представители администрации Первомайского поссовета пояснили, что договор от 01.01.2007 N 15 о передаче на хозяйственное обслуживание кладбища р.п. Первомайский Тамбовской области расторгнут между администрацией поссовета и ИП Ш.О.И. в добровольном порядке 31.07.2009.

Индивидуальный предприниматель Ш.О.И. в на рассмотрение дела не явился, уведомлен надлежащим образом и своевременно. Уведомление о назначении дела к рассмотрению вручено ИП 27 июня 2009 года.

Комиссия Тамбовского УФАС России в ходе рассмотрения настоящего дела установила следующее.

Согласно данному договору администрация Первомайского поссовета передала безвозмездно на хозяйственное обслуживание кладбище площадью - (старое) 22000 кв.м, новое - 60000 кв.м., расположенное по адресу: ул. Советская, р.п. Первомайский Тамбовской области, муниципальное имущество Первомайского поселкового Совета народных депутатов Тамбовской области. Пункты 2.2.4 и 2.4 главы 2 “Обязанности сторон“ данного договора содержат запрет частным лицам в рытье могилы для захоронения своих родственников.

Статьей 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ “О погребении и похоронном деле“ (далее - Закон о погребении) установлено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов (статья 29).

Статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ определено, что органы местного самоуправления обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений.

Указанные нормы свидетельствуют о том, что органы местного самоуправления, в данном случае - администрация Первомайского поссовета, вправе создавать специализированную службу по вопросам погребения и похоронного дела в форме муниципальных унитарных предприятий или
муниципальных учреждений.

Однако администрация Первомайского поссовета, в противоречие норм Закона о погребении и Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, заключив договор с ИП Ш.О.И., закрепила функции специализированной организации по вопросам похоронного дела за индивидуальным предпринимателем Ш.О.И.

Согласно статье 18 Закона о погребении общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 статьи 16 Закона о погребении.

Функции по выделению земельных участков под захоронение в соответствии с Законом о погребении отнесены к функциям органов местного самоуправления.

Таким образом, администрация Первомайского поссовета, заключив вышеназванный договор с Ш.О.И., неправомерно передала индивидуальному предпринимателю на хозяйственное обслуживание кладбище.

Договор от 01.01.2007 N 15 “О передаче на хозяйственное обслуживание кладбища р.п. Первомайский Тамбовской области“ содержит пункт 2.2.4 “Рытье могил“ только у Ш.О.И. и пункт 2.4: “Запретить частным лицам самовольное рытье могил и установку оградок“.

Данными пунктами администрация Первомайского поссовета ограничивает возможность и выбор частным лицам в рытье могилы для захоронения своих родственников.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается наделять хозяйствующие субъекты функциями и правами органов местного самоуправления.

Таким образом, администрация Первомайского поссовета, заключив договор от 01.01.2007 N 15 “О передаче на хозяйственное обслуживание кладбища р.п. Первомайский Тамбовской области“ с ИП Ш.О.И., нарушила части 1 и 3 статьи 15
Закона о защите конкуренции, выразившееся в осуществлении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, и наделяют индивидуального предпринимателя функциями органа местного самоуправления.

Администрация Первомайского поссовета после возбуждения настоящего дела соглашением “О расторжении договора о передаче на хозяйственное обслуживание кладбища р.п. Первомайский Тамбовской области от 01.01.2007 N 15“ от 31.07.2009 расторгла вышеназванный договор с ИП Ш.О.И.

Таким образом, администрация Первомайского поссовета добровольно устранила нарушение частей 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, Комиссия решила:

1. Признать администрацию Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области нарушившей требования частей 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции при заключении договора от 01.01.2007 N 15 “О передаче на хозяйственное обслуживание кладбища р.п. Первомайский Тамбовской области“ с индивидуальным предпринимателем Ш.О.И.

2. Рассмотрение дела в отношении администрации Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области о нарушении частей 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции прекратить в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

Е.А.Гречишникова

Члены Комиссии:

С.В.Мазаева

Н.Е.Козлова

Т.В.Четверткова

И.А.Пономарева