Российские законы

Постановление Губернатора Ставропольского края от 30.06.2000 N 395 “О Концепции развития договорного регулирования трудовых отношений в Ставропольском крае“

Вступил в силу со дня официального опубликования (пункт 6 данного документа).

ГУБЕРНАТОР СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 июня 2000 г. N 395

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ДОГОВОРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

В целях развития договорного регулирования трудовых отношений в Ставропольском крае постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития договорного регулирования трудовых отношений в Ставропольском крае (далее - Концепция), одобренную краевой трехсторонней комиссией по регулированию социально - трудовых отношений.

2. Рекомендовать руководителям органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований края:

2.1. Рассмотреть Концепцию и определить свое участие в развитии договорного регулирования трудовых отношений в отраслях, территориях, организациях.

О принятых решениях проинформировать министерство труда и социальной защиты населения Ставропольского края в
срок до 1 октября 2000 года.

2.2. Принять меры по выполнению обязательств, включенных в действующие краевое трехстороннее, отраслевые тарифные, территориальные и иные соглашения.

2.3. Оказывать содействие в формировании и организации работы отраслевых и территориальных объединений работодателей.

3. Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края:

3.1. Установить контроль за реализацией Концепции. Ежегодно в 1 квартале представлять в Правительство Ставропольского края аналитический доклад о состоянии в крае социального партнерства в сфере трудовых отношений, отражающий ход реализации Концепции.

3.2. Обеспечить координацию разработки предусмотренных Концепцией законопроектов, других нормативных правовых актов.

3.3. Оказывать практическую помощь органам исполнительной власти и органам местного самоуправления муниципальных образований края в развитии договорного регулирования трудовых отношений в крае.

3.4. Внести предложение о проведении в 2001 году краевой научно - практической конференции по проблемам развития социального партнерства в крае.

4. Поручить комитету по печати и информации Ставропольского края с участием министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края регулярно освещать в средствах массовой информации развитие системы социального партнерства, ход выполнения коллективных договоров и соглашений, заключаемых в рамках договорного регулирования трудовых отношений.

5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя председателя Правительства Ставропольского края Хорунжего В.В.

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор

Ставропольского края

А.Л.ЧЕРНОГОРОВ

Утверждена

постановлением Губернатора

Ставропольского края

от 30 июня 2000 г. N 395

КОНЦЕПЦИЯ

РАЗВИТИЯ ДОГОВОРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

I. Содержание проблемы

В условиях становления рыночных отношений происходит снижение регулирующего воздействия на сферу труда со стороны государства, отход от командно - административного управления экономикой и перенос центра тяжести в решении абсолютного большинства проблем непосредственно в организации, отрасли экономики, в регионы. В этой связи особое значение приобретает договорное регулирование
трудовых отношений на всех уровнях социального партнерства как особый тип социально - трудовых отношений, как практически единственный признанный в мире инструмент достижения сбалансированности интересов органов власти, работодателей и работников на основе их равноправного сотрудничества, как один из элементов государственной социальной политики в процессе трудовых отношений, как путь предотвращения и разрешения противоречий, неизбежно возникающих в сфере труда.

Целью настоящей Концепции является анализ положения дел и накопленного опыта в организации партнерских отношений в крае, установление причин, сдерживающих развитие в крае основных форм социального партнерства, определение путей развития договорного регулирования трудовых отношений.

II. Состояние договорного регулирования трудовых отношений

в крае и причины, сдерживающие его развитие

Договорное регулирование трудовых отношений в крае в последние годы получило определенное развитие. Основной формой социального партнерства стали коллективные договоры, заключаемые в организациях, краевые отраслевые тарифные, территориальные (районные, городские) соглашения. На начало 2000 года в крае действовали 3233 коллективных договора, что составило 51,1% от числа организаций, где по оценке районных, городских управлений труда и социальной защиты населения целесообразно их заключение, действовали 24 отраслевых тарифных соглашения, 33 районных, городских соглашения, краевое трехстороннее соглашение. Большая часть коллективных договоров заключена на государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Меньше всего их заключают на малых предприятиях и в организациях частной формы собственности.

На всех уровнях социального партнерства созданы двухсторонние и трехсторонние комиссии как органы, которые ведут коллективные переговоры и подготавливают соглашения и коллективные договоры, осуществляют контроль исполнения достигнутых договоренностей, рассматривают другие актуальные вопросы социально - экономического характера, требующие согласованных решений и действий сторон.

Сформировался порядок уведомительной регистрации соглашений, коллективных договоров на краевом уровне, в районах и городах краевого значения.

При разработке коллективных
договоров и соглашений учитываются основные положения, принципы и организационная структура социального партнерства, закрепленные в Конституции Российской Федерации, конвенциях и рекомендациях Международной организации труда, Федеральном законе “О коллективных договорах и соглашениях“, Законе Ставропольского края “О социальном партнерстве“, других нормативных правовых актах, регулирующих трудовые отношения, в Концепции становления и развития системы социального партнерства в Российской Федерации, принятой в 1996 году Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально - трудовых отношений.

Проводимая работа в рамках подготовки, заключения и реализации соглашений и коллективных договоров позитивно влияет на социально - экономическую обстановку в крае. Опыт договорного регулирования трудовых отношений сложился в г. г. Невинномысске, Пятигорске, ряде других городов и районов края.

В июне 1998 года федеральным органом исполнительной власти по труду министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края переданы полномочия по разрешению коллективных трудовых споров в крае путем организации содействия в проведении примирительных процедур и участия в них во взаимодействии с органами исполнительной власти и местного самоуправления, представителями работников и работодателей.

Однако целый ряд причин сдерживает развитие договорного регулирования трудовых отношений на всех уровнях социального партнерства в крае.

Процессы реструктуризации экономики, ликвидации государственного монополизма, акционирование предприятий и развитие частного предпринимательства, медленное осуществление при этом экономических и правовых преобразований привели к нарушениям финансово - банковской деятельности, массовым взаимным неплатежам, в том числе из бюджетов всех уровней, непомерному развитию бартерных операций, длительной задержке выплаты заработной платы, другим проявлениям, создающим непредсказуемые условия работы работодателям и работникам.

Медленно формируются и развиваются стороны социального партнерства. Так, профсоюзные органы созданы примерно в половине организаций, где применяется наемный труд, а коллективные договоры заключаются лишь на двух из
трех организаций, в которых действуют профсоюзные органы. Не создаются органы общественной самодеятельности для обеспечения представительства работников при ведении коллективных переговоров в организациях, в которых отсутствуют профсоюзные организации. Профсоюзные органы, участвующие в заключении территориальных соглашений, нередко уполномочены лишь частью работников, иногда незначительной.

В отраслях, районах и городах края практически отсутствуют легитимные органы, представляющие работодателей, нет единого подхода к их формированию и организации деятельности. В результате на территориальном уровне сторона работодателей формируется, как правило, волевыми решениями, а в отраслях функции работодателей часто принимают на себя министерства, другие органы исполнительной власти, что не всегда соответствует сути рыночных условий развития экономики.

Содержание коллективных договоров и соглашений в ряде случаев носит общий характер. Оно не всегда увязывается с проблемами и особенностями деятельности конкретных организаций, отраслей, территорий, нередко ориентировано преимущественно на предоставление социальных гарантий работающим, членам их семей в зависимости от финансовых возможностей организаций. При этом недостаточно прорабатываются вопросы стоимости рабочей силы, охраны и создания условий труда, обеспечения гарантий занятости работающим на случай их возможного высвобождения.

Не используются возможности регулирующего воздействия коллективных договоров и соглашений на деятельность организаций.

Отсутствует необходимая правовая база социального партнерства. Нет нормативных актов о порядке формирования, деятельности и полномочиях объединений работодателей, отраслевых и территориальных двух- и трехсторонних комиссий по регулированию социально - трудовых отношений, взаимодействии таких комиссий, функционирующих на различных уровнях социального партнерства. Требуют уточнения представительство отраслевых и межотраслевых органов исполнительной власти в соглашениях, распространение действия заключенных соглашений, порядок присоединения к действующим соглашениям.

В вузах и научных учреждениях края практически не ведутся разработки проблемы коллективно - договорного регулирования трудовых отношений. Недостаточно популяризируются роль и содержание социального партнерства,
обобщается и распространяется опыт партнерских отношений в сфере труда. Не организовано краткосрочное обучение организаторов социального партнерства. Практическая помощь в этом направлении ограничивается рекомендациями, разрабатываемыми органами по труду либо профсоюзными структурами.

III. Пути развития договорного регулирования

трудовых отношений в крае

Развитие договорного регулирования трудовых отношений на всех уровнях социального партнерства в крае должно привести к осуществлению заинтересованными органами и организациями согласованных действий, направленных на расширение сферы влияния договорного регулирования трудовых отношений, выработку системы мер по организационно - правовому, научно - методическому, информационному и финансовому обеспечению этой работы.

1. Совершенствование организационно - правового обеспечения

Дальнейшее развитие многоуровневой системы социального партнерства в крае следует продолжить в рамках организационной структуры, приведенной в приложении к Концепции, добиваясь заключения коллективных договоров во всех организациях, где применяется наемный труд, территориальных соглашений - во всех районах и городах краевого значения, отраслевых тарифных соглашений - в отраслях экономики края, городов, районов.

Необходимо в ближайшей перспективе активизировать работу уже действующих объединений работодателей, а также ускорить при содействии органов исполнительной власти края формирование в территориях и отраслях экономики края новых союзов, ассоциаций, иных объединений работодателей, наделенных полномочиями через своих представителей участвовать в работе двух- и трехсторонних комиссий по ведению коллективных переговоров, подготовке и заключению соглашений, контролю за их реализацией. При этом на краевом уровне следует обеспечить взаимодействие и консолидацию усилий всех объединений работодателей по развитию договорного регулирования трудовых отношений.

Актуальной задачей является уточнение порядка наделения полномочиями органов, представляющих интересы работников в районах и городах при ведении переговоров и заключении территориальных соглашений.

Развитие партнерства требует разработки рекомендаций по формированию и юридическому оформлению органов общественной самодеятельности как возможной стороны социального партнерства,
представляющей интересы работников в организациях.

Для повышения эффективности переговорного процесса и контроля за реализацией достигнутых договоренностей необходимо практиковать создание в рамках двух- и трехсторонних комиссий рабочих групп, перечень которых соответствует основным разделам заключенных соглашений.

Система социального партнерства должна представлять собой целостный механизм реализации социально - экономической политики. Для этого следует обеспечить взаимоувязку содержания соглашений различных уровней, опережение по срокам заключения краевого соглашения между краевым органом исполнительной власти, краевыми объединениями организаций профсоюзов и краевыми объединениями работодателей.

Учитывая расширение полномочий субъектов Российской Федерации в проведении региональной социально - экономической политики, в краевом трехстороннем, краевых, районных, городских отраслевых тарифных, территориальных соглашениях должны предусматриваться элементы тарифного регулирования оплаты труда, минимальные объемы работы по улучшению условий, охраны труда, аттестации рабочих мест, созданию и сохранению рабочих мест, обеспечению занятости населения, социальной защите населения и другое.

Развитие социального партнерства требует принятия на краевом уровне законов о Ставропольской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений, об объединениях работодателей в Ставропольском крае, о тарифном регулировании оплаты труда в Ставропольском крае.

Требуют уточнения механизмы контроля исполнения обязательств, включенных в соглашения, распространения действия заключенных соглашений на работодателей, не участвовавших в заключении соглашений и не делегировавших свои полномочия на их заключение, проведения уведомительной регистрации соглашений и коллективных договоров в крае, участия министерств, управлений, комитетов Ставропольского края при заключении краевых отраслевых тарифных соглашений, порядок разработки и принятия краевого трехстороннего, краевых, районных, городских отраслевых (межотраслевых, профессиональных) тарифных и территориальных соглашений.

2. Совершенствование научно - методического и

информационного обеспечения

Для дальнейшего развития партнерских отношений следует принять меры по привлечению вузов, учебно - методических центров края к выполнению научных исследований по проблеме
социального партнерства в трудовых отношениях, разработке методик, положений, рекомендаций, пособий по организации социального партнерства, ведению коллективных переговоров, по подготовке, заключению и выполнению коллективных договоров и соглашений. Необходимо ввести в практику проведение краевых научно - практических конференций, семинаров, “круглых столов“, рабочих совещаний по проблемам договорного регулирования трудовых отношений с приглашением представителей федеральных органов исполнительной власти, профсоюзов и их объединений, ученых, практиков из других регионов страны.

Одной из главных и первоочередных задач является организация краткосрочного обучения представителей работодателей и работников - организаторов социального партнерства на предприятиях и в учреждениях, отраслях, на территориях, координаторов двух- и трехсторонних комиссий по регулированию социально - трудовых отношений. В качестве практических пособий должны разрабатываться рекомендации по содержанию основных разделов коллективных договоров и соглашений.

Для распространения опыта договорного регулирования трудовых отношений следует сформировать систему базовых центров в районах, городах краевого значения, отраслях экономики края, в организациях, а также направлять в районы и города краевого значения сводные консультационные группы.

В целях информационного обеспечения развития договорного регулирования трудовых отношений необходимо организовать выступления руководителей и специалистов органов по труду, профсоюзных деятелей, работодателей и работников организаций, дискуссии о путях развития социального партнерства и достигнутых результатах в средствах массовой информации. Необходимо осуществлять выпуск экспресс - информаций с обобщением опыта работы. Органу исполнительной власти края по труду ежегодно представлять в Правительство Ставропольского края аналитический доклад о состоянии социального партнерства и урегулирования коллективных трудовых споров в Ставропольском крае.

Следует уделить внимание изучению судебной практики разрешения конфликтов, связанных с процессами заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений в крае.

3. Совершенствование финансового обеспечения

В целях материально - технического обеспечения коллективно - договорного
процесса, функционирования органов социального партнерства предстоит определить источники финансирования, которыми должны быть сами стороны партнерства. Порядок участия в финансировании должен определяться в заключенных договорах и соглашениях с учетом статьи 9 Федерального закона “О коллективных договорах и соглашениях“.

Приложение

к Концепции развития договорного

регулирования трудовых отношений в

Ставропольском крае, утвержденной

постановлением Губернатора

Ставропольского края

от 30 июня 2000 г. N 395

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

-------------T-------------T-------------------------------------------¬

¦ Уровни со- ¦Виды согла- ¦ Участники соглашений ¦

¦ циального ¦ шений ¦ ¦

¦партнерства ¦ ¦ ¦

+------------+-------------+--------------T---------------T------------+

¦ Краевой ¦краевое трех-¦ краевые объе-¦ краевые объе- ¦Правительст-¦

¦ уровень ¦стороннее ¦ динения орга-¦ динения рабо- ¦во Ставро- ¦

¦ ¦соглашение ¦ низаций проф-¦ тодателей ¦польского ¦

¦ ¦ ¦ союзов ¦ ¦ края ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦краевые от- ¦ краевые орга-¦ краевые отрас-¦краевые ми- ¦

¦ ¦раслевые та- ¦ низации проф-¦ левые объеди- ¦нистерства, ¦

¦ ¦рифные со- ¦ союзов ¦ нения работо- ¦управления, ¦

¦ ¦глашения ¦ ¦ дателей ¦ комитеты ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ Территори- ¦районные, ¦ территориаль-¦ территориаль- ¦территори- ¦

¦ альный ¦городские ¦ ные объедине-¦ ные объедине- ¦альные, рай-¦

¦ уровень ¦соглашения ¦ ния организа-¦ ния работода- ¦онные госу- ¦

¦ (районы, ¦ ¦ ций прфсою- ¦ телей ¦дарственные ¦

¦ города ¦ ¦ зов ¦ ¦администра- ¦

¦ краевого ¦ ¦ ¦ ¦ции, админи-¦

¦ значения) ¦ ¦ ¦ ¦страции го- ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦родов крае- ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦вого значе- ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ния ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦районные, ¦ районные, го-¦ районные, го- ¦районные, ¦

¦ ¦городские ¦ родские орга-¦ родские отрас-¦городские ¦

¦ ¦отраслевые ¦ низации проф-¦ левые объеди- ¦управления, ¦

¦ ¦тарифные со- ¦ союзов ¦ нения работо- ¦ отделы ¦

¦ ¦глашения ¦ ¦ дателей ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ Организа- ¦коллектив- ¦ профсоюзный ¦ работодатель ¦ ¦

¦ ция ¦ный договор ¦ комитет либо¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ орган общест-¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ венной само- ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ деятельности ¦ ¦ ¦

L------------+-------------+--------------+---------------+-------------