Российские законы

Распоряжение Правительства Ставропольского края от 25.06.2003 N 201-рп <Об утверждении Концепции повышения эффективности управления государственным имуществом Ставропольского края>

Вступил в силу с 25 июня 2003 года (пункт 3 данного документа).

ПРАВИТЕЛЬСТВО СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 25 июня 2003 г. N 201-рп

1. В целях реализации Концепции реформирования региональных финансов Ставропольского края, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 14 января 2003 г. N 4-рп, утвердить прилагаемую Концепцию повышения эффективности управления государственным имуществом Ставропольского края (далее - Концепция).

2. Органам исполнительной власти Ставропольского края, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления), организовать работу по реализации Концепции.

3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор

Ставропольского края

А.Л.ЧЕРНОГОРОВ

Утверждена

распоряжением Правительства

Ставропольского края

от 25 июня 2003 г. N 201-рп

КОНЦЕПЦИЯ

ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ

ИМУЩЕСТВОМ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Концепция повышения эффективности
управления государственным имуществом Ставропольского края (далее - Концепция) определяет основные цели, задачи и принципы политики Ставропольского края в сфере управления экономикой края, под которой понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества Ставропольского края (далее - государственного имущества), закрепленного за государственными унитарными предприятиями, находящимися в государственной собственности Ставропольского края, основанных на праве хозяйственного ведения (далее - унитарные предприятия), государственными краевыми учреждениями (далее - учреждения), государственной казны Ставропольского края, а также имущественных прав Ставропольского края, вытекающих из его участия в коммерческих организациях.

Не являются предметом рассмотрения Концепции земля, недра, леса и другие природные ресурсы, объекты интеллектуальной собственности и права на эти объекты.

I. Управление государственным имуществом

1. Цели, задачи и принципы управления

государственным имуществом

Концепция преследует следующие цели:

увеличение доходов бюджета Ставропольского края (далее - краевой бюджет) на основе эффективного управления государственной собственностью Ставропольского края (далее - государственная собственность);

оптимизация структуры государственной собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;

использование государственных активов Ставропольского края (далее - государственные активы) в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;

повышение конкурентоспособности коммерческих организаций с долей участия Ставропольского края, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.

Для реализации указанных целей органам исполнительной власти Ставропольского края, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления) (далее - органы исполнительной власти),необходимо решить следующие задачи:

полная инвентаризация объектов государственной собственности, разработка и реализация системы учета этих объектов и оформление прав на них;

повышение эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и
финансовых инструментов, детальная правовая регламентация процессов управления;

классификация объектов государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления;

оптимизация количества объектов управления и переход к пообъектному управлению;

определение цели управления по каждому объекту управления (группе объектов);

обеспечение прав Ставропольского края как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;

обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих (в Концепции под управляющими понимаются руководители унитарных предприятий, учреждений, представители Ставропольского края в органах управления коммерческих и некоммерческих организаций, доверительные управляющие государственным имуществом, управляющие компаний);

обеспечение поступления дополнительных доходов в краевой бюджет путем создания новых источников платежей и более эффективного использования имеющегося государственного имущества.

Задачи реализации Концепции являются приоритетными для всех органов исполнительной власти.

В основу Концепции положены следующие принципы управления государственным имуществом, обеспечивающие достижение указанных целей и решение вытекающих из них задач:

1. Определение цели управления

Применительно к каждому объекту управления (группе объектов) Правительством Ставропольского края или уполномоченным им органом должна быть определена цель, которую оно преследует, и достижению которой служит объект.

Перечень целей применительно к управлению различными видами объектов управления должен определяться соответствующими правовыми актами.

2. Выбор способа достижения цели

Способ достижения цели определяется в рамках установленной конкурсной процедуры назначения управляющего и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти.

Ответственность за осуществление утвержденного способа достижения цели возлагается на управляющего и должна не только стимулировать его надлежащую деятельность, но и сводить к минимуму риски при недостижении запланированного качественного результата управления.

3. Построение системы управления

Важнейшим принципом является использование системы управления как неразрывного единства следующих элементов: обеспечение обязательного порядка определения способа достижения цели, регламентация порядка принятия управленческих решений органами исполнительной власти, порядка выбора управляющих, мотивации
управляющих, контроль за объектами управления и деятельностью управляющих, предоставление отчетности органами исполнительной власти и управляющими, принятие управленческих решений на основании анализа результатов контроля и отчетности, ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о работе управляющих и объектов управления.

Функционирование системы управления и порядок взаимодействия органов исполнительной власти должны быть детально регламентированы соответствующими правовыми актами.

4. Обеспечение эффективности управления

Принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности органов исполнительной власти и управляющих государственным имуществом.

5. Обеспечение профессионализма управления

Принципы управления, а также подходы к их реализации конкретизируются в Концепции применительно к таким объектам управления, как унитарные предприятия и учреждения, акции, находящиеся в собственности Ставропольского края (далее - акции), доли Ставропольского края в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ (далее - доли), недвижимость, находящаяся в собственности Ставропольского края (далее - недвижимость), в следующей логической последовательности:

а) оценка состояния (количественная характеристика, классификация объектов, распределение полномочий между органами исполнительной власти, положение дел и основные выводы);

б) постановка целей и задач управления;

в) предлагаемый механизм управления (алгоритм достижения целей и решения поставленных задач, перечень правовых актов, которые необходимо разработать или изменить для обеспечения эффективной реализации механизма управления);

г) контроль эффективности управления.

2. Управление унитарными предприятиями и учреждениями

Оценка состояния управления унитарными

предприятиями и учреждениями

В настоящее время в Ставропольском крае насчитывается 256 унитарных предприятий и 1360 учреждений.

Унитарные предприятия

Функции по управлению унитарными предприятиями разделены между органами исполнительной власти.

Министерство имущественных отношений Ставропольского края наделяет унитарные предприятия государственным имуществом, согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом унитарных предприятий, ведет их реестр,
решает вопросы реорганизации унитарных предприятий, осуществляет контроль за эффективностью использования государственного имущества, закрепленного за унитарными предприятиями.

Органы исполнительной власти утверждают уставы унитарных предприятий по согласованию с министерством имущественных отношений Ставропольского края, назначают на должность и освобождают от должности их руководителей, заключают, изменяют и расторгают контракты с ними.

В то же время, заключенные органами исполнительной власти с большинством руководителей унитарных предприятий контракты не предусматривают ответственности руководителей за результаты деятельности, вследствие чего их расторжение затруднено даже при отрицательных результатах работы предприятий.

Руководители унитарных предприятий практически бесконтрольно управляют финансовыми потоками этих предприятий, в том числе самостоятельно принимают решения о направлениях использования прибыли, за исключением части прибыли, подлежащей перечислению в бюджет. Они не связаны необходимостью согласовывать свои решения с собственником имущества (за исключением вопросов распоряжения недвижимым имуществом).

Трудовое законодательство, эффективно защищая права руководителей, создает значительные трудности для применения к ним мер ответственности за результаты деятельности предприятия.

Полномочия собственника, предусмотренные действующим законодательством, в ряде случаев не дают ему возможности не только требовать от руководителей унитарных предприятий достижения определенных качественных показателей в деятельности предприятий, но даже и определять эти показатели.

Для унитарных предприятий не предусмотрено обязательное проведение периодических аудиторских проверок. Без этого контроль за их финансово-хозяйственной деятельностью существенно затруднен.

На практике широкие полномочия руководителей унитарных предприятий в отсутствие действенных инструментов и порядка управления, контроля и мотивации руководителей приводят к:

а) переводу части финансовых потоков унитарных предприятий в фирмы-спутники, создаваемые с целью изменения направления финансовых потоков. В результате вся прибыль, которую могли бы получить унитарные предприятия, оседает именно в этих фирмах;

б) заключению сделок, в которых заинтересовано руководство унитарного предприятия, что приводит к искусственному завышению себестоимости
продукции, а в ряде случаев - к хищениям государственного имущества;

в) отсутствию у органов исполнительной власти актуальной информации о состоянии дел в унитарных предприятиях;

г) невозможности предотвратить негативные последствия неквалифицированной или противоправной деятельности руководителей.

Не сокращается количество неплатежеспособных унитарных предприятий, не в полной мере реализуется практика получения собственником части прибыли унитарного предприятия.

Основные выводы:

а) деятельность унитарных предприятий, как правило, неэффективна;

б) количество унитарных предприятий не соответствует возможностям Ставропольского края по управлению ими и контролю за их деятельностью;

в) низкая эффективность деятельности унитарных предприятий приводит к недополучению доходов в бюджет.

Учреждения

По действующим нормативным актам учреждения создаются Правительством Ставропольского края. Согласно действующему законодательству учреждения должны создаваться для осуществления функций некоммерческого характера. Их финансирование полностью или частично должно производиться за счет средств бюджета.

Регламентированная соответствующими правовыми актами система контроля за осуществлением учреждениями хозяйственных операций в настоящее время отсутствует. Возможны случаи нецелевого использования выделенного учреждениям государственного имущества, что приводит к недополучению доходов в бюджет.

Органы исполнительной власти, имеющие подведомственные учреждения, не организуют учет объектов недвижимого имущества, закрепленных за этими учреждениями, и не проводят мероприятия по повышению эффективности использования ими зданий и сооружений.

Цели и задачи управления унитарными

предприятиями и учреждениями

Цели и задачи управления унитарными предприятиями и учреждениями заключаются в:

а) повышении эффективности деятельности унитарных предприятий и учреждений, а также эффективности использования закрепленного за ними имущества;

б) оптимизации количества унитарных предприятий и учреждений;

в) создании системы экономического мониторинга и ужесточении контроля за деятельностью унитарных предприятий и учреждений;

г) погашении унитарными предприятиями и учреждениями кредиторской задолженности, прежде всего по налогам, обязательным платежам и по заработной плате, увеличении поступлений в бюджет от использования государственного имущества, закрепленного за унитарными предприятиями;

д) снижении расходов бюджета
на содержание учреждений.

Механизм управления унитарными

предприятиями и учреждениями

Достижение поставленных целей и решение задач управления унитарными предприятиями и учреждениями связаны как с построением системы взаимоотношений с их руководителями, стимулирующей эффективную деятельность последних в интересах собственника, так и с непосредственным управлением соответствующим государственным имуществом. Для этого могут приниматься решения о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, определении предмета и целей их деятельности, соответствующей целям Ставропольского края, приватизации государственного имущества, согласовании предложений по распоряжению государственным имуществом, осуществлении контроля за использованием его по назначению и сохранностью, изъятии, а также иные решения в соответствии с полномочиями собственника, определенными законодательством.

Реализация системы управления предполагает:

а) определение круга и количества унитарных предприятий, необходимых для решения экономических задач края.

Для оптимизации количества унитарных предприятий необходимо, чтобы организации в форме унитарного предприятия создавались исключительно в тех случаях, когда цели и задачи, ради которых они создаются, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иной организационно-правовой формы.

Необходимо провести оценку деятельности всех унитарных предприятий исходя из того, что использование указанной организационно-правовой формы обосновано в следующих случаях:

необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, необходимого для обеспечения реализации стратегических интересов Ставропольского края;

осуществление деятельности, направленной на решение социальных задач, включая реализацию определенных товаров и услуг по минимальным ценам, а также организация и проведение закупок и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности Ставропольского края;

разработка и изготовление отдельных видов продукции, находящихся в сфере экономических интересов Ставропольского края и обеспечивающих безопасность края;

осуществление деятельности, предусмотренной действующим законодательством для государственных унитарных предприятий.

В случае принятия решений о несоответствии деятельности унитарных предприятий и учреждений определенным задачам осуществляется:

преобразование унитарных предприятий в акционерные общества приватизация соответствующего государственного
имущества иным способом;

реструктуризация унитарных предприятий, включая при необходимости реализацию интеграционных механизмов;

передача унитарных предприятий и учреждений в муниципальную собственность;

ликвидация унитарных предприятий и учреждений;

б) определение цели Ставропольского края применительно к каждому унитарному предприятию и учреждению, которое состоит в следующем:

установление обязательных требований к представлению руководителями унитарных предприятий и учреждений в органы исполнительной власти предложений о способе достижения цели, а также сведений о текущем и перспективном планировании финансово-экономических, хозяйственных и иных результатов деятельности унитарных предприятий и учреждений;

установление органами исполнительной власти по согласованию с министерством экономического развития и торговли Ставропольского края требований к показателям деятельности унитарных предприятий, а также порядка их оценки;

проведение органами исполнительной власти аттестации руководителей унитарных предприятий с использованием современных методов оценки качества менеджмента. При этом в состав аттестационных комиссий в обязательном порядке включаются с правом решающего голоса заместитель председателя Правительства Ставропольского края, курирующий отрасль, представители органа исполнительной власти, министерства имущественных отношений Ставропольского края, министерства финансов Ставропольского края, министерства экономического развития и торговли Ставропольского края, министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края;

установление органами исполнительной власти по согласованию с министерством имущественных отношений Ставропольского края порядка принятия решений о применении мер ответственности к руководителям унитарных предприятий (вплоть до расторжения контракта) за несоответствие результатов деятельности унитарных предприятий утвержденным в установленном порядке основным экономическим показателям;

утверждение органом исполнительной власти цели деятельности унитарного предприятия (учреждения), программы (плана, бизнес-плана) его деятельности, конкретизирующей способ достижения цели, что является основой взаимодействия между исполнительной властью края и руководителем (управляющим государственным имуществом, находящимся в хозяйственном ведении или оперативном управлении). Невыполнение такой программы (плана, бизнес-плана) является основанием для привлечения к ответственности руководителя;

в) установление порядка
отчетности руководителей унитарных предприятий и учреждений о ходе выполнения утвержденной программы (плана, бизнес-плана), который предусматривает требования к форме, полноте отчетов, порядку их рассмотрения и утверждения. Непредставление отчетов влечет те же последствия, что и непредставление программы (плана, бизнес-плана);

г) установление порядка принятия управленческих решений при недостижении цели Ставропольского края, невыполнении программы (плана, бизнес-плана).

При обосновании невозможности достижения цели, выполнения программы (плана, бизнес-плана) могут приниматься решения о реорганизации, ликвидации унитарного предприятия или учреждения, о приватизации государственного имущества, об изменении программы (плана, бизнес-плана). В противном случае органами исполнительной власти применяются меры ответственности к руководителям унитарных предприятий и учреждений.

Назначение руководителя должно производиться на конкурсной основе.

Конкурсные комиссии создаются при органах исполнительной власти. При этом в состав конкурсных комиссий в обязательном порядке включаются с правом решающего голоса заместитель председателя Правительства Ставропольского края, курирующий отрасль, представители органа исполнительной власти, министерства имущественных отношений Ставропольского края, министерства финансов Ставропольского края, министерства экономического развития и торговли Ставропольского края, министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края.

д) ужесточение контроля за деятельностью руководителей унитарных предприятий и учреждений и самих унитарных предприятий и учреждений, для чего необходимо:

провести проверки учредительных документов унитарных предприятий и привести их в соответствие с примерным уставом;

привести организационно-правовую форму всех унитарных предприятий и учреждений в соответствие с требованием законодательства;

привести контракты с руководителями унитарных предприятий в соответствие с примерным контрактом;

создать и поддерживать единую информационную систему, содержащую сведения о деятельности и финансово-экономическом состоянии унитарных предприятий и учреждений;

органам исполнительной власти устанавливать по согласованию с министерством экономического развития и торговли Ставропольского края основные экономические и иные качественные показатели работы унитарных предприятий и учреждений, в соответствии с
которыми оценивается эффективность их деятельности;

органам исполнительной власти проводить периодический анализ финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий и учреждений, достигнутых ими основных экономических показателей по результатам отчетов и данным проверок контролирующих органов;

органам исполнительной власти осуществлять контроль за обязательными ежегодными аудиторскими проверками унитарных предприятий.

На этапе согласования министерством имущественных отношений Ставропольского края уставов унитарных предприятий и контрактов, заключаемых с их руководителями, подлежит анализу:

соответствие устава унитарного предприятия примерному уставу, в том числе в части порядка владения, распоряжения и пользования государственным имуществом предприятия, перечисления в краевой бюджет части прибыли предприятия, ежегодного утверждения основных экономических показателей деятельности унитарного предприятия и осуществления контроля за их выполнением, ежегодного проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия с привлечением при необходимости независимых аудиторов;

соответствие контракта, заключаемого с руководителем унитарного предприятия, примерному контракту, в том числе в части компетенции руководителя, обязанностей сторон, ответственности руководителя за результаты финансово-хозяйственной деятельности и стимулирования его эффективной работы, условий изменения и расторжения контракта;

наличие в реестре государственного имущества Ставропольского края имущества, закрепленного за унитарным предприятием.

Практическая реализация изложенных подходов предполагает создание соответствующей им правовой основы.

Перечень правовых актов, которые предполагается принять, указан в приложении к настоящей Концепции.

Контроль эффективности управления

унитарными предприятиями и учреждениями

Реализация предложенных мероприятий должна привести к следующим результатам:

поступление дополнительных доходов в краевой бюджет от коммерческого использования государственного имущества, высвобождаемого в результате реорганизации унитарных предприятий и учреждений, а также вследствие получения части прибыли предприятий;

снижение цен на определенные виды товаров и услуг;

сокращение количества унитарных предприятий и учреждений, снижение расходов краевого бюджета на их содержание, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности оставшихся унитарных предприятий и учреждений.

3. Управление акциями, долями в уставных капиталах

хозяйственных товариществ и обществ

Оценка состояния управления акциями, долями

В настоящее время Ставропольский край является участником 55 хозяйственных обществ. Кроме того, в отношении 48 акционерных обществ используется специальное право на участие Ставропольского края в управлении ими (далее - специальное право).

В зависимости от организационно-правовой формы можно выделить следующие группы организаций, в уставном капитале которых имеется доля Ставропольского края:

открытые акционерные общества - 49;

закрытые акционерные общества - 1;

общества с ограниченной ответственностью - 5.

В зависимости от степени участия Ставропольского края в уставных капиталах хозяйственные общества могут быть классифицированы следующим образом:

100 процентов акций, долей находятся в собственности Ставропольского края - 2 общества;

более 50 процентов - 7 обществ;

от 25 до 50 процентов - 11 обществ;

менее 25 процентов - 35 обществ.

Дивиденды по акциям, принадлежащим Ставропольскому краю, составили в 2000 году - 131 тыс. рублей, в 2001 году - 470 тыс. рублей, в 2002 году - 697 тыс. рублей.

Деятельность по управлению акциями, долями осуществляется в соответствии с правовыми актами Ставропольского края, при этом:

а) министерство имущественных отношений Ставропольского края дает представителям края в письменной форме директивы на голосование по вопросам повестки дня общих собраний акционеров и заседаний советов директоров акционерных обществ, заключает контракты с физическими лицами, не являющимися государственными служащими, на представление интересов Ставропольского края в акционерных обществах, организует учет акций и их отражение в реестре государственного имущества Ставропольского края;

б) министерство имущественных отношений Ставропольского края от имени Правительства Ставропольского края владеет переданными ему акциями акционерных обществ до момента их продажи, в том числе осуществляет полномочия Ставропольского края как акционера в акционерных обществах, ведет учет обязательств покупателей, определенных договорами купли-продажи акций;

в) органы исполнительной власти представляют в министерство имущественных отношений Ставропольского края кандидатуры для назначения представителей, а также предложения по их голосованию по вопросам повестки дня общих собраний акционеров и заседаний советов директоров акционерных обществ, участвуют в принятии решений о закреплении акций, их продаже и ином распоряжении этими акциями.

Правительство Ставропольского края управляет принадлежащими Ставропольскому краю акциями, а также осуществляет свои права участника в хозяйственных товариществах и обществах через институт своих представителей, назначенных министерством имущественных отношений Ставропольского края.

Учитывая количество хозяйственных обществ, в которых Ставропольский край является участником (акционером), их значимость для экономики края, отраслевую специфику указанных организаций и ряд иных факторов, нельзя признать эффективной систему управления посредством института таких представителей по следующим причинам:

а) существующий порядок назначения государственных служащих представителями не предусматривает действенных механизмов оценки их профессиональных качеств, квалификации и подготовки с учетом специфики конкретного объекта управления. В рамках данной системы управления невозможно применение таких мер имущественной ответственности за результаты деятельности представителей, которые могли бы существенно снизить риски Ставропольского края;

б) участие в качестве представителей государственных служащих Ставропольского края создает проблему качества управления в связи с несоответствием количества организаций, в которые Ставропольский край назначает своими представителями государственных служащих, возможностям такой системы управления и ресурсам, выделяемым на управление. В то же время вознаграждение и возмещение затрат на управление доверительным управляющим или управляющим компаниям может быть поставлено в зависимость от достижения определенных финансовых результатов деятельности организации и производиться за счет прибыли организации. Практика привлечения доверительных управляющих и управляющих компаний также в большей степени отвечает требованиям профессионального управления и обеспечения ответственности за его результаты. Однако практика привлечения доверительных управляющих в настоящее время неоднозначна;

в) поскольку цели Ставропольского края и его интересы, реализуемые посредством участия в хозяйственных товариществах и обществах, не всегда очевидны не только для управляющих, но и для органов исполнительной власти, их привлекающих, деятельность представителей основывается на собственном понимании этих целей и интересов. Отсутствие обязательной практики постановки конкретных задач перед представителями и закрепления в договорах мероприятий по реализации этих задач приводит, с одной стороны, к непоследовательности в их деятельности, искажению их понимания интересов Ставропольского края, с другой - к отсутствию оснований для применения мер ответственности за неэффективность управления;

г) отсутствует четкая и единообразная система отбора, подготовки и оценки, представителей, контроль за ними, обоснованные подходы к определению их полномочий;

д) отсутствует порядок получения, систематизации и обобщения информации о состоянии дел в хозяйственных товариществах и обществах, в которых участвует Ставропольский край.

Цели управления акциями, долями

Целями управления акциями, долями являются;

увеличение неналоговых доходов бюджета;

стимулирование развития производства, улучшение финансово-экономических показателей деятельности хозяйственных товариществ и обществ, привлечение инвестиций;

оптимизация управленческих затрат (сокращение количества хозяйственных товариществ и обществ, в уставном капитале которых имеется доля Ставропольского края, сокращение расходов, связанных с управлением).

Механизм управления акциями, долями

Принципы и подходы к управлению акциями, долями, принадлежащими Ставропольскому краю, аналогичны механизму, описанному в Концепции применительно к унитарным предприятиям и учреждениям. В каждом случае участия Ставропольского края в хозяйственных товариществах и обществах должна быть определена и зафиксирована цель такого участия, которой руководствуются лица, привлекаемые в качестве управляющих. Способы достижения цели определяются органами исполнительной власти в исключительных случаях и только при назначении государственных служащих представителями в указанные организации.

Цели и задачи управления акциями, долями, предполагают осуществление следующих мероприятий:

1) классификация хозяйственных товариществ и обществ по количественным и качественным показателям. Целью классификации является определение основных групп акций, долей, по отношению к которым необходимо применять различные механизмы управления.

Хозяйственные товарищества и общества классифицируются:

а) в зависимости от степени ликвидности акций, в том числе реализуемых с быстрым значительным поступлением средств в бюджет; продажа которых не принесет значительных поступлений в бюджет; реализация которых в порядке, предусмотренном действующим законодательством, невозможна или экономически нецелесообразна;

б) в зависимости от отраслевой принадлежности организаций;

в) в зависимости от целей, которые преследует Ставропольский край в деятельности хозяйственных товариществ и обществ, в том числе имеющих стратегическое значение, включенных в социальные программы, реализующих перспективные проекты;

г) в зависимости от возможности влияния на деятельность хозяйственных товариществ и обществ, обусловленной количеством акций, размером долей (количеством голосов в органах управления организацией);

д) в зависимости от финансового состояния организации, в которой участвует Ставропольский край: имеющие стабильное финансовое состояние; с риском банкротства (имеется просроченная более 3 месяцев задолженность, имеется задолженность перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами или по заработной плате); в отношении которых возбуждено дело о банкротстве;

е) в зависимости от численности работников и величины основных фондов организации;

2) осуществление функций Ставропольского края при управлении акциями, в том числе:

координация министерством имущественных отношений Ставропольского края работы органов исполнительной власти в процессе управления пакетами акций;

установление порядка и проведение аттестации специалистов в области управления хозяйственными товариществами и обществами;

назначение представителей в органы упра“ления открытых акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Ставропольского края, из числа специалистов органов исполнительной власти, министерства имущественных отношений Ставропольского края, а также территориальных органов исполнительной власти Ставропольского края, на территории которых находятся открытые акционерные общества;

выдача министерством имущественных отношений Ставропольского края письменных указаний для голосования представителям по согласованию с органами исполнительной власти;

консолидация пакетов акций акционерных обществ, осуществляющих однородную деятельность или деятельность по достижению аналогичных целей;

приобретение акций акционерных обществ для повышения экономического влияния Ставропольского края в этих обществах;

установление механизма сохранения размера пакета акций (доли участия Ставропольского края в уставном капитале) при осуществлении дополнительных эмиссий;

3) проведение мероприятий, направленных на увеличение неналоговых доходов применительно к акционерным обществам, функционирующим в высокодоходных отраслях экономики, производящим ликвидную продукцию, имеющим стабильное финансовое положение и не требующим значительных инвестиционных вложений, в том числе:

приобретение в государственную собственность акций для формирования их в пакеты, последующая продажа которых обеспечит наибольший доход в бюджет;

приватизация акций с осуществлением предпродажной подготовки и санации акционерных обществ перед продажей;

в отношении товариществ и обществ с ограниченной ответственностью - выход из общества с получением действительной стоимости доли, определяемой из расчета чистых активов организации;

4) привлечение инвестиций в реальный сектор экономики и поддержка товаропроизводителей края, в том числе:

использование акций в качестве обеспечения инвестиций или кредитов, направляемых на реализацию целевых проектов;

использование акций для привлечения инвестиций в вертикально интегрированные структуры (в качестве обеспечения выступают акции, внесенные в уставный капитал интегрированной структуры);

привлечение эффективного собственника, приобретающего акции в процессе приватизации с условием инвестирования в предприятие;

повышение инвестиционной привлекательности организаций для отечественных и иностранных инвесторов за счет сокращения доли участия Ставропольского края в уставном капитале;

приобретение акций в государственную собственность в результате капитализации просроченной налоговой задолженности организаций и последующая продажа или передача в доверительное управление этих акций;

5) оптимизация управленческих затрат, в том числе:

сокращение количества находящихся в государственной собственности пакетов акций до уровня, позволяющего реализовать регулирующую и контролирующую функции Ставропольского края;

внесение в уставный капитал организаций, создаваемых по типу “портфельных фондов“, мелких пакетов акций, решение о продаже которых было принято, но продажа не состоялась, и пакетов акций, продажа которых не принесет значительных поступлений в бюджет. Такая организация получит право самостоятельно распоряжаться своими активами, определять порядок и сроки продажи акций, цены на них. Необходима разработка механизма контроля за деятельностью организации (наблюдательный совет, попечительский совет);

продажа мелких неликвидных пакетов акций с последующим их выкупом при необходимости акционерным обществом по рыночной стоимости, определяемой в соответствии с Федеральными законами “Об акционерных обществах“ и “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“;

продажа мелких неликвидных пакетов акций работникам по номинальной стоимости в случае невозможности реализации этих пакетов на аукционе;

6) осуществление институциональных преобразований в экономике края. Институциональные преобразования в экономике края должны быть направлены на постепенное вытеснение неэффективных собственников за счет механизма купли-продажи акций, на формирование вертикально интегрированных структур.

Предлагается содействовать принятию решений о реорганизации или банкротстве организаций, имеющих значительную задолженность перед бюджетом, по инициативе собственников, с тем, чтобы капитализировать задолженность в ликвидные акции вновь образованных в результате реорганизации “чистых“ эффективных организаций.

Целесообразно осуществлять приобретение в государственную собственность и последующую продажу акций за счет внесения стоимости находящихся в государственной собственности земельных участков в уставный капитал акционерных обществ.

Совершенствование правовой базы, регулирующей отношения в области управления акциями, долями, должно осуществляться путем разработки и принятия правовых актов, указанных в приложении к Концепции.

Контроль эффективности управления акциями, долями

Осуществление контроля эффективности управления акциями, долями связано с оценкой:

динамики увеличения доходов от управления акциями;

сокращения количества пакетов акций;

функционирования механизма учета и контроля деятельности организаций, в которых участвует Ставропольский край, а также отчетности и контроля управляющих;

полноты реестра пакетов акций;

результатов сокращения числа мелких неликвидных пакетов акций.

4. Управление недвижимостью

Оценка состояния управления объектами недвижимости

В собственности Ставропольского края находятся 11070 объектов недвижимости (включая жилой фонд) общей площадью 6500 тыс. кв. метров. Наблюдается устойчивая тенденция роста доходности от использования недвижимости.

В то же время, существующая система управления недвижимостью в Ставропольском крае нуждается в совершенствовании с учетом того, что:

не сформирован полный реестр государственной недвижимости, что не позволяет провести четкое разграничение собственности и не дает возможности осуществить контроль реальных денежных потоков, провести достоверный анализ эффективности использования недвижимости, составить прогноз поступления средств в бюджет;

отсутствует система рыночной оценки объектов, а также четкое определение прав пользования недвижимостью, что приводит (особенно в условиях инфляции) к постоянному занижению стоимости имущества, недополучению рентных платежей;

права Ставропольского края на принадлежащие ему объекты недвижимости не зарегистрированы в установленном законом порядке, что затрудняет распоряжение ими;

большое количество объектов незавершенного строительства не вовлечено в оборот и утрачивает инвестиционную привлекательность;

пользователю недвижимости приходится заключать два, не связанных между собой, договора, что противоречит мировой практике;

развитие земельного законодательства отстает от развития иных отраслей законодательства, регулирующих оборот недвижимости, что приводит к нестыковке режимов правового использования земельных участков и расположенных на них зданий и сооружений при объективной связанности их в единый объект хозяйствования.

Таким образом, несмотря на устойчивую тенденцию повышения доходов, получаемых от использования недвижимости, эти доходы значительно отстают от сложившихся рыночных показателей, что является основанием для изменения подходов к управлению недвижимым имуществом.

Цели и задачи управления объектами недвижимости

Совершенствование системы управления недвижимостью должно обеспечить достижение следующих целей:

максимально возможное повышение доходности объектов недвижимости;

наиболее эффективное выполнение Правительством Ставропольского края своих социальных функций в процессе использования недвижимости;

стимулирование за счет недвижимости развития реального сектора экономики, обеспечение максимально простого и удобного доступа предпринимателей к объектам недвижимости;

исключение возможности для коррупции в процессе управления недвижимостью;

вовлечение в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства.

Для достижения указанных целей необходимо:

а) сформировать полный реестр государственной недвижимости, содержащий количественные, стоимостные, технические и правовые характеристики объектов недвижимости, включающий объекты незавершенного строительства;

б) четко разграничить и скоординировать полномочия всех органов исполнительной власти, участвующих в процессе управления недвижимостью;

в) сформировать объекты управления, исключив возможность распоряжения одной частью объекта без другой в случаях, когда они составляют единое целое (земельные участки и расположенные на них здания и сооружения);

г) установить, в каких случаях и на каком праве должны предоставляться земельные участки.

При этом коммерческим организациям земельные участки, на которых располагаются находящиеся в их собственности здания и сооружения, должны предоставляться в собственность или на условиях аренды в целях повышения доходов бюджета от использования земельных участков под недвижимым имуществом и стимулирования организаций в целях оптимизации размеров занимаемых ими земельных участков.

Земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования должны предоставляться только организациям, финансируемым из бюджета;

д) обеспечить безусловное применение механизма рыночной оценки при использовании недвижимости, выровнять ставки арендной платы, взимаемой за использование недвижимости, со ставками, сложившимися на рынке;

е) создать необходимую правовую базу, позволяющую использовать различные способы распоряжения государственным имуществом (залог, доверительное управление, внесение прав пользования в уставный капитал);

ж) создать условия для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики путем максимального вовлечения недвижимости в гражданский оборот, в том числе путем предоставления на максимально льготных условиях инвесторам объектов незавершенного строительства;

з) установить жесткий контроль за использованием недвижимости, закрепленной на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Определить правовые возможности изъятия государственного имущества у унитарных предприятий (например, в случае неправомерного распоряжения недвижимостью);

и) выявить излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество учреждений (исходя из использования его исключительно для выполнения тех функций, для которых создано учреждение);

к) обеспечить профессиональную подготовку государственных служащих Ставропольского края, осуществляющих управление недвижимостью.

Механизм управления объектами недвижимости

Достижение целей управления объектами недвижимости возможно при сосредоточении функций распоряжения этими объектами в одном органе исполнительной власти.

Основным объектом управления становится комплексный объект, состоящий из земельного участка (или его доли) и всех связанных с ним зданий, сооружений (или их частей).

Первым шагом является сплошная инвентаризация объектов недвижимости, в результате которой накапливается информация, позволяющая оперативно провести рыночную оценку объектов недвижимости на основе учета их основных характеристик и использования методов статистической обработки информации о рыночных стоимостных характеристиках реальных объектов недвижимости.

С учетом данных реестра государственной собственности осуществляется государственная регистрация прав Ставропольского края на проинвентаризированные и оцененные объекты недвижимости.

Следующим шагом должна стать выработка единых правил и процедур принятия решения по распоряжению объектами недвижимости. Они должны основываться на следующих принципах:

безусловный приоритет возмездного вида пользования с определением исключительных случаев предоставления недвижимости на безвозмездной основе;

использование высокодоходной недвижимости в коммерческих целях;

упрощение процедуры оформления прав пользования объектами недвижимого имущества и сокращение ее сроков;

продажа объектов незавершенного строительства на инвестиционных условиях исходя из их рыночной стоимости. Объекты, не имеющие рыночной стоимости, могут предоставляться инвесторам в безвозмездное пользование под соответствующие интересам Ставропольского края инвестиционные проекты.

Изложенные принципы должны быть реализованы в правовых актах, указанных в приложении к Концепции.

Контроль эффективности управления объектами недвижимости

Контроль достижения целей управления может осуществляться по следующим направлениям:

увеличение доходов бюджета от использования государственного имущества;

своевременная разработка и принятие соответствующей правовой базы;

сближение ставок за аренду государственного имущества и рыночных ставок арендной платы;

обеспечение полноты реестра объектов недвижимого имущества.

II. Приватизация государственного имущества

1. Цели, задачи и принципы государственной

политики Ставропольского края в области приватизации

Несмотря на то, что в результате массовой приватизации более 80 процентов организаций стали частными, ряд поставленных целей не был достигнут:

не сформирован широкий слой эффективных частных собственников;

структурная перестройка экономики не привела к желаемому повышению эффективной деятельности организаций;

в процессе приватизации не удалось привлечь достаточные для производственного, технологического и социального развития предприятий инвестиции;

многие организации не смогли приспособиться к рыночной среде, выпускают неконкурентоспособную продукцию, либо вообще прекратили производственную деятельность.

Для устранения перечисленных негативных тенденций необходимо изменить приоритеты политики в области приватизации, разработать и реализовать новые подходы к решению вопросов, связанных с управлением государственным имуществом.

Целью политики Ставропольского края в области приватизации в соответствии с Концепцией является кардинальное повышение эффективности функционирования унитарных предприятий и хозяйственного комплекса края в целом.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

создание благоприятной экономической среды для развития бизнеса в реальном секторе экономики;

вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов государственной собственности, оптимизация структуры государственной собственности, включая структуру участия Ставропольского края в хозяйственных товариществах и обществах, уменьшение расходов бюджета на управление государственным имуществом;

создание широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, расширение производства и создание новых рабочих мест, обеспечение контроля за выполнением обязательств собственниками приватизируемого имущества;

существенное повышение качества менеджмента и эффективности управления за счет усиления ответственности собственников приватизированных предприятий и заинтересованности руководства и персонала предприятий в результатах их производственной деятельности;

создание условий активного функционирования фондового рынка;

пополнение доходной части бюджета;

усиление социальной направленности процесса приватизации государственного имущества.

Концепция основывается на следующих основных принципах:

а) решение о целесообразности приватизации государственного имущества разрабатывает министерство имущественных отношений Ставропольского края совместно с органами исполнительной власти с позиций повышения эффективности его использования. Решение о приватизации государственного имущества принимает Правительство Ставропольского края, а по имущественным комплексам унитарных предприятий и акционерных обществ, имеющих акции, доли, находящиеся в собственности Ставропольского края, вошедших в перечень особо значимых для экономики края, - Государственная Дума Ставропольского края на основании Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества“, Закона Ставропольского края “Об управлении и распоряжении имущественными объектами государственной (краевой) собственности в Ставропольском крае“.

В необходимых случаях Ставропольский край должен сохранять свое участие в управлении организациями путем закрепления акций в государственную собственность Ставропольского края, либо путем использования специального права;

б) способ приватизации каждого объекта государственной собственности Ставропольского края определяется министерством имущественных отношений Ставропольского края.

2. Основные меры по реализации политики

Ставропольского края в области приватизации

Приватизация должна рассматриваться как структурный элемент единой политики Ставропольского края по управлению имуществом, направленной на получение в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе отдачи от приватизации в форме расширения налогооблагаемой базы, создания дополнительных рабочих мест, наполнения рынка товарами и услугами местных товаропроизводителей, повышения эффективности функционирования всего народнохозяйственного комплекса.

Основными мерами, призванными обеспечить достижение цели политики Ставропольского края в области приватизации, должны стать:

1) дифференцированный подход к приватизации организаций в зависимости от их ликвидности.

Высоколиквидные организации приватизируются исходя из необходимости соблюдения баланса между размером инвестиций, направляемых на развитие организаций и размером средств, поступающих в бюджет от продажи организаций, с учетом их реальной ценовой оценки.

Приватизация низколиквидных организаций осуществляется, в основном, путем привлечения эффективных собственников, подтвердивших свою готовность и умение осуществлять реальные инвестиции и в полном объеме выполнять инвестиционные и социальные обязательства перед организацией и Ставропольским краем (сохранение или дополнительное создание рабочих мест, решение экологических задач). Продажа низколиквидных организаций таким собственникам может осуществляться при условии тщательного анализа представленного бизнес-плана и реализации мер контроля за системой показателей деятельности приватизированной организации;

2) расширение инструментария приватизации:

а) продажа государственного имущества по результатам прямых переговоров с инвесторами, в том числе в случае признания аукциона (конкурса) несостоявшимся. Цена этого имущества при проведении прямой продажи должна быть определена исходя из рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком;

б) продажа государственного имущества с рассрочкой оплаты под гарантии банков;

3) принятие приватизационных решений на основе тщательного анализа представленных потенциальными инвесторами долгосрочных планов развития организаций;

4) усиление социальной направленности приватизации.

Способы, методы и инструментарий приватизации должны обеспечивать равные права и возможности для всех слоев населения. При принятии решений о приватизации государственного имущества необходимо учитывать социальные последствия приватизации, включая вопросы социального развития приватизируемых организаций и территорий, охраны окружающей среды и здоровья граждан.

3. Методы реализации политики Ставропольского края

в области приватизации

Методы реализации политики Ставропольского края в области приватизации имеют свою специфику в зависимости от вида государственного имущества.

В отношении унитарных предприятий необходимо:

а) определить их оптимальное количество, осуществить преобразование в акционерные общества, за исключением случаев, когда задачи, решаемые унитарным предприятием, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм;

б) установить соответствующее распределение средств между бюджетом и унитарным предприятием при продаже государственного имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения;

в) провести в сжатые сроки приватизацию объектов незавершенного строительства, зданий и сооружений, не используемых для нужд Ставропольского края, преимущественно в целях создания новых производств. Продажа указанных объектов осуществляется по минимальной цене при условии принятия новым собственником обязательств в соответствии с разрабатываемой системой контролируемых показателей;

г) определить целесообразность создания вертикально интегрированных промышленных структур, использующих государственное имущество на основе доверительного управления. При создании таких структур необходимо следить за соблюдением антимонопольного законодательства.

При принятии приватизационных решений необходимо учитывать сроки и способы приватизации, соотношение между инвестиционной и бюджетной составляющими, пополнение бюджета и перспективное развитие приватизируемой организации.

В отношении пакетов акций необходимо:

проводить приватизацию высоколиквидных пакетов акций с ориентацией на значительные поступления средств в бюджет;

приватизацию низколиквидных пакетов акций осуществлять путем их продажи при условиях принятия новым собственником инвестиционных и (или) социальных обязательств.

В случае если в государственной собственности находятся пакеты акций размером менее 25 процентов, предусматриваются следующие меры:

внесение акций в уставный капитал другого акционерного общества по рыночной стоимости;

увеличение пакета акций до уровня не ниже блокирующего за счет внесения по рыночной стоимости государственного имущества в уставный капитал общества или приобретения акций этого общества на вторичном рынке с последующей продажей пакета акций стратегическому инвестору;

провести там, где это целесообразно, приватизацию излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению недвижимого имущества унитарных предприятий и учреждений;

привлекать инвесторов к участию в деятельности по сохранению памятников истории и культуры, осуществляя при этом контроль за сохранностью, реставрацией и реконструкцией при использовании указанных объектов.

4. Контроль за ходом проведения приватизации и

постприватизационным развитием предприятий

Целью государственного контроля за ходом проведения приватизации является уменьшение рисков в отношении использования государственного имущества, безусловная реализация новыми собственниками инвестиционных и социальных обязательств, гарантированное получение средств от приватизации в планируемых объемах и в установленные сроки.

Предусматриваются следующие этапы контроля:

а) подготовка государственного имущества к приватизации;

б) непосредственная реализация приватизационных процедур;

в) выполнение новым собственником взятых обязательств.

Контроль на этапе подготовки государственного имущества к приватизации должен включать в себя:

контроль конкурсной процедуры выбора оценщиков государственного имущества;

поэтапный контроль за действиями оценщиков государственного имущества при выполнении ими процедур, связанных с приватизацией государственного имущества;

контроль за обоснованностью выбора параметров, определяющих решения о приватизации государственного имущества (размер отчуждаемых пакетов акций, способ и сроки приватизации, цена приватизируемого имущества).

Контроль на этапе непосредственной реализации приватизационных процедур должен предусматривать:

анализ претендентов на право участия в аукционах и коммерческих конкурсах по продаже государственного имущества (деловая репутация, продолжительность деятельности, сведения об источниках средств, используемых при оплате).

Контроль на этапе выполнения новым собственником взятых на себя обязательств должен включать в себя:

разработку системы показателей постприватизационного развития организаций с учетом отраслевых особенностей, специфики производимой продукции и других факторов;

контроль за обязательным соблюдением системы показателей постприватизационного развития организаций.

Постприватизационный контроль должен сопровождаться постприватизационной поддержкой организаций.

Такая поддержка может включать в себя:

консалтинговое сопровождение организаций на льготных условиях, включая инвестиционный, финансовый, юридический, управленческий и кадровый консалтинг;

организационную поддержку, оказываемую организациям при освоении новой продукции и занятии новых ниш на соответствующем рынке;

поддержку квалифицированными кадрами.

5. Информационное обеспечение приватизации

государственного имущества

Ключевыми задачами информационного обеспечения приватизации являются повышение уровня полноты и достоверности информации о приватизируемом государственном имуществе в целях достижения прозрачности происходящих процессов, а также создания условий для контроля и принятия эффективных решений в отношении государственной собственности.

Для решения указанных задач необходимо:

Продолжить формирование реестра государственного имущества с систематизированными данными о всех элементах государственной собственности (унитарные предприятия, пакеты акций, земля и недвижимость) для контроля за состоянием этого имущества и оптимизации принятия решений по его использованию с учетом народнохозяйственных интересов. При создании и ведении указанного реестра необходимо предусмотреть разработку единой системы показателей учета, контроля и анализа государственного имущества, разработку правил и процедур обновления данных, системы разграничения доступа к информации различных категорий ее потребителей, реализацию мер ответственности за предоставление недостоверной информации и др.

Заключение

Значение Концепции не сводится лишь к упорядочению осуществления полномочий собственника государственного имущества, повышению эффективности использования имущества, увеличению доходов и оптимизации расходов края.

Последовательная, планомерная и системная реализация Концепции является предпосылкой качественного улучшения инвестиционного климата в крае и осуществления важнейших функций в отношении экономики края.

Полная инвентаризация государственного имущества, вовлечение его в гражданский оборот позволят сформировать баланс государственного имущества, что является непременным условием выполнения задачи привлечения инвестиций путем предоставления гарантий инвесторам не за счет доходов бюджета, а за счет реальных активов, характеризующихся определенными экономическими показателями - стоимостью и ликвидностью, а также правовым режимом, обеспечивающим адекватный экономическим потребностям порядок их использования. Инвентаризация и классификация государственного имущества, осуществление мероприятий по повышению его ликвидности позволят эффективно использовать указанное имущество в качестве обеспечения при привлечении инвестиционных ресурсов.

Увеличение доходов (рентных платежей и иных неналоговых поступлений) от более эффективного использования государственного имущества и оптимизация расходов на управление им в интересах осуществления развивающей функции края дадут возможность проведения политики снижения налогов на деятельность организаций и должны быть увязаны с расходами бюджета таким образом, чтобы значительная часть полученных доходов от использования имущества реинвестировалась вновь в экономику края, прежде всего в ее реальный сектор, а оставшаяся часть направлялась на поддержание и развитие государственного имущества.

Осуществление всего комплекса мероприятий, предусмотренных Концепцией, должно сопровождаться совершенствованием механизма пополнения доходной части бюджета, оптимизации его расходной части.

Следующим необходимым шагом в использовании потенциала Концепции должно стать совершенствование оценки и отбора инвестиционных проектов (программ), которые финансируются за счет средств бюджета.

Необходимо отдельно рассмотреть вопрос банкротства организаций в рамках системы управления государственным имуществом.

На этапе осуществления процедур банкротства ориентация на фискальную составляющую этих процедур, то есть на скорейшее взыскание задолженности, не дает реальных результатов. Это является основной отличительной особенностью банкротства организаций. В то же время грамотное применение процедур банкротства позволяет осуществлять структурные изменения обанкротившейся организации, что приводит в будущем к стабильному поступлению налогов, нормальной работе производства, увеличению числа рабочих мест и привлечению инвестиций.

Именно при процедурах банкротства организаций происходит высвобождение объектов социальной сферы, вовлечение в оборот объектов недвижимости с одновременным сохранением работающих комплексов, производящих продукцию, имеющую реальный спрос. Исходя из этого банкротство в первую очередь должно осуществляться в целях санации производства, создания новых структурных элементов производства.

Кроме того, банкротство - один из способов перераспределения собственности от неэффективных собственников к эффективным. Вопрос о банкротстве - это вопрос в большей степени инвестиционно-имущественный, чем фискальный. Процедуры банкротства позволяют создавать на базе ликвидного имущества банкрота новые эффективно работающие организации, возможно, с долей участия Ставропольского края.

Исходя из изложенного участие Ставропольского края, как кредитора, в процедурах банкротства должно быть направлено на осуществление реструктуризации организаций, привлечение эффективных собственников, достижение долгосрочных целей повышения эффективности организаций в ущерб фискальным краткосрочным интересам.

Это возможно осуществить путем капитализации долга Ставропольскому краю, конвертации его в акции обществ и реализации их для решения обозначенных задач.

Создавая детальные правовые и организационные механизмы реализации Концепции, необходимо ориентироваться на перспективные стратегические экономические интересы Ставропольского края, которым должны служить результаты процесса его превращения в эффективного собственника.

Приложение

к Концепции повышения

эффективности управления

государственным имуществом

Ставропольского края

ПЛАН

ПОДГОТОВКИ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПО ВОПРОСАМ РЕАЛИЗАЦИИ

КОНЦЕПЦИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

----T----------------------------------------------T----------------T----------T---------------------¬

¦ N ¦ Наименование правового акта. ¦ Орган, ¦ Срок ¦ Ответственный ¦

¦п/п¦ ¦ принимающий ¦подготовки¦ исполнитель. ¦

¦ ¦ ¦ правовой акт. ¦ ¦ ¦

+---+----------------------------------------------+----------------+----------+---------------------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦

L---+----------------------------------------------+----------------+----------+----------------------

1. О создании информационного реестра показателей Правительство сентябрь министерство

эффективности деятельности государственных Ставропольского 2003 г. имущественных

унитарных предприятий Ставропольского края и края отношений

открытых акционерных обществ, акции которых Ставропольского

находятся в собственности Ставропольского края края, министерство

экономического

развития и торговли

Ставропольского края

2. О проведении аудита государственных унитарных Правительство второе министерство

предприятий Ставропольского края Ставропольского полугодие экономического

края 2003 г. развития и торговли

Ставропольского края

3. О внесении изменений и дополнений в Положение Пра“ительство сентябрь министерство

о порядке назначения и деятельности Ставропольского 2003 г. имущественных

представителей Ставропольского края в органах края отношений

управления и ревизионных комиссиях открытых Ставропольского края

акционерных обществ, акции которых находятся в

федеральной и (или) государственной (краевой)

собственности, а также в отношении которых

принято решение об использовании специального

права на участие Российской Федерации или

Ставропольского края в управлении ими

(“золотая акция“), утвержденное постановлением

Правительства Ставропольского края от 23

августа 2000 г. N 155-п

4. О порядке привлечения оценщиков для оценки министерство август министерство

объектов недвижимости, находящихся в краевой имущественных 2003 г. имущественных

собственности отношений отношений

Ставропольского Ставропольского края

края