Российские законы

Закон Ставропольского края от 18.12.2007 N 69-кз “Об участии граждан в обеспечении охраны общественного порядка“ (принят Государственной Думой Ставропольского края 06.12.2007)

Начало действия документа - 01.01.2008.

18 декабря 2007 года N 69-кз

ЗАКОН

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ОБ УЧАСТИИ ГРАЖДАН В ОБЕСПЕЧЕНИИ

ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

Принят

Государственной Думой СК

6 декабря 2007 года

Статья 1. Предмет и сфера действия настоящего Закона

1. Настоящий Закон регулирует порядок и условия участия граждан Российской Федерации в обеспечении охраны общественного порядка на территории Ставропольского края.

2. Действие настоящего Закона не распространяется на правоотношения, связанные с организацией и деятельностью правоохранительных органов, частной детективной и охранной деятельностью, а также иной профессиональной деятельностью по обеспечению общественной безопасности.

Статья 2. Принципы участия граждан в обеспечении охраны общественного порядка

Участие граждан в обеспечении охраны общественного порядка основывается на принципах законности, добровольности, соблюдения прав и свобод граждан,
уважения их чести и достоинства, взаимодействия с правоохранительными органами, исполнительными органами государственной власти Ставропольского края, органами местного самоуправления Ставропольского края, недопустимости подмены их полномочий в сфере обеспечения общественного порядка.

Статья 3. Формы участия граждан в обеспечении охраны общественного порядка

1. Участие граждан в обеспечении охраны общественного порядка может быть индивидуальным и коллективным.

2. Индивидуальное и коллективное участие граждан в обеспечении охраны общественного порядка осуществляется посредством:

1) самостоятельного или совместного с органами внутренних дел участия в обеспечении охраны общественного порядка в общественных местах, в том числе во время проведения массовых мероприятий;

2) непосредственной реализации гражданами своих прав на защиту от противоправных посягательств;

3) организации и участия в деятельности общественных пунктов охраны порядка;

4) информирования правоохранительных органов о ставших им известными фактах готовящихся, совершаемых или совершенных правонарушений, причинах и условиях, способствующих их совершению;

5) оказания содействия правоохранительным органам в профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений, в предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

6) участия совместно с органами внутренних дел в проведении мероприятий по пресечению хищений имущества на территориях садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, а также сохранности урожая сельскохозяйственных культур;

7) оказания содействия органам миграционной службы в мероприятиях по выявлению и пресечению нарушений правил регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства, проверке соблюдения иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил пребывания на территории Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации;

8) участия в неотложных аварийно-спасательных и карантинных мероприятиях в случае стихийных бедствий, катастроф, эпидемий, эпизоотии и иных чрезвычайных ситуаций;

9) участия в обеспечении пожарной безопасности, охране природных ресурсов и окружающей среды;

10) оказания иной помощи правоохранительным
органам в формах, не запрещенных законодательством.

3. Индивидуальное участие граждан в обеспечении охраны общественного порядка осуществляется в виде внештатного сотрудничества с органами внутренних дел в порядке, установленном федеральным законодательством.

4. Коллективное участие граждан в обеспечении охраны общественного порядка осуществляется в составе добровольных формирований населения по охране общественного порядка, к которым относятся:

добровольная народная дружина;

муниципальная казачья дружина;

добровольная студенческая дружина.

5. На деятельность добровольных формирований населения по охране общественного порядка не распространяются положения Федерального закона “Об общественных объединениях“.

Статья 4. Добровольные формирования населения по охране общественного порядка

1. Добровольные формирования населения по охране общественного порядка могут создаваться на территориях поселений и городских округов Ставропольского края по инициативе граждан по месту жительства, учебы, а также по инициативе органов территориального общественного самоуправления, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

2. Добровольные формирования населения по охране общественного порядка действуют в соответствии с настоящим Законом, а также положениями о добровольной народной дружине, муниципальной казачьей дружине, добровольной студенческой дружине, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления Ставропольского края.

3. Муниципальная казачья дружина может создаваться на территории соответствующего поселения или городского округа Ставропольского края из числа казаков казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

4. Добровольные студенческие дружины могут создаваться в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, расположенных на территориях соответствующих поселений и городских округов Ставропольского края, из числа студентов указанных образовательных учреждений.

5. Не допускается создание добровольных формирований населения по охране общественного порядка при общественных объединениях, в том числе при политических партиях и их органах, а также создание и деятельность структур политических партий в составе добровольных формирований населения по охране
общественного порядка.

6. В состав добровольных формирований населения по охране общественного порядка могут входить граждане Российской Федерации, достигшие восемнадцати лет, проживающие на территории Ставропольского края, изъявившие желание участвовать в деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка.

7. Членами добровольных формирований населения по охране общественного порядка не могут быть лица:

1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;

2) состоящие на учете в медицинских учреждениях по поводу психического заболевания, наркомании (токсикомании), алкоголизма;

3) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными решением суда, вступившим в законную силу;

4) имеющие административные взыскания;

5) имеющие заболевания или физические недостатки, которые препятствуют выполнению обязанностей дружинника.

8. Гражданам, входящим в состав добровольных формирований населения по охране общественного порядка, выдаются удостоверения, форма которых устанавливается соответствующим органом местного самоуправления.

Статья 5. Основная задача и функции добровольных формирований населения по охране общественного порядка

1. Основной задачей добровольных формирований населения по охране общественного порядка является оказание содействия органам внутренних дел на территории Ставропольского края в их деятельности по обеспечению охраны общественного порядка, профилактике и предупреждению правонарушений.

2. К функциям добровольных формирований населения по охране общественного порядка относятся:

1) участие в охране общественного порядка на улицах, в жилых микрорайонах, общественных местах населенных пунктов, на транспортных магистралях, а также участие в поддержании общественного порядка во время проведения массовых мероприятий;

2) оказание содействия правоохранительным органам в предупреждении и пресечении правонарушений, профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений;

3) оказание содействия правоохранительным органам в мероприятиях по пресечению хищений имущества (в том числе квартирных краж, хищений имущества на территориях садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений), хулиганства, пьянства, наркомании, нарушений правил охоты и рыболовства, детской безнадзорности, правонарушений среди молодежи и несовершеннолетних, иных
правонарушений, а также проведение мероприятий по охране и защите природных ресурсов, сохранности урожая сельскохозяйственных культур;

4) оказание содействия органам миграционной службы в мероприятиях по выявлению и пресечению нарушений правил регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства, проверке соблюдения иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил пребывания на территории Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации;

5) участие в обеспечении безопасности движения транспорта и пешеходов, предупреждении дорожно-транспортных происшествий;

6) оказание содействия специальным службам в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности в спасении людей, имущества и поддержании общественного порядка при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях.

Статья 6. Руководство деятельностью добровольных формирований населения по охране общественного порядка

1. Деятельность добровольных формирований населения по охране общественного порядка непосредственно возглавляют руководители указанных формирований, избираемые из числа членов соответствующих формирований.

2. Координация деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка осуществляется администрацией соответствующего муниципального образования и подразделениями милиции общественной безопасности органов внутренних дел.

Статья 7. Права и обязанности граждан, участвующих в обеспечении охраны общественного порядка

1. Граждане, участвующие в обеспечении охраны общественного порядка, имеют право:

1) требовать от граждан соблюдения установленного общественного порядка и прекращения правонарушений;

2) содействовать сотрудникам правоохранительных органов в обеспечении общественного порядка, предупреждении и пресечении правонарушений;

3) использовать при осуществлении соответствующих мероприятий средства радиосвязи.

2. Граждане, участвующие в обеспечении охраны общественного порядка, обязаны:

1) предпринимать предусмотренные законом меры по пресечению правонарушений;

2) своевременно сообщать в соответствующие правоохранительные органы ставшие известными сведения о готовящихся или совершенных правонарушениях, об иных обстоятельствах, угрожающих безопасности граждан, организаций, принимать меры к их предупреждению и предотвращению
вредных последствий;

3) при исполнении обязанностей носить нарукавную повязку с надписью “Дружинник“ и удостоверение.

Статья 8. Ограничения, связанные с участием граждан в обеспечении охраны общественного порядка

1. Правоохранительные органы не могут привлекать граждан для участия в мероприятиях, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью.

2. Правоохранительные органы не вправе разглашать сведения об участии граждан в обеспечении охраны общественного порядка, если это прямо не установлено федеральным законом или не является желанием гражданина.

3. Гражданам, участвующим в охране общественного порядка в составе добровольных формирований населения по охране общественного порядка, запрещается:

1) осуществлять деятельность, отнесенную законодательством к исключительной компетенции правоохранительных органов;

2) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;

3) создавать препятствия служебной деятельности правоохранительных органов;

4) использовать права, предоставленные им настоящим Законом, в корыстных целях;

5) допускать необоснованное ограничение прав и свобод граждан;

6) совершать действия, имеющие целью унижение чести и достоинства человека и гражданина.

Статья 9. Общественные пункты охраны порядка

1. Общественные пункты охраны порядка могут создаваться по решению соответствующих органов местного самоуправления в целях организации совместной деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка, органов территориального общественного самоуправления.

2. Общественные пункты охраны порядка осуществляют свою деятельность на территории, определенной органом местного самоуправления Ставропольского края.

3. Общественные пункты охраны порядка могут осуществлять деятельность по следующим направлениям:

1) обеспечение охраны общественного порядка, личной безопасности граждан, охраны их собственности;

2) профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, осуществление контроля за их поведением в общественных местах, организация культурного досуга несовершеннолетних по месту жительства;

3) соблюдение порядка использования, содержания, эксплуатации жилых домов, а также придомовых и дворовых территорий;

4) обеспечение пожарной безопасности жилых домов и других объектов, расположенных в жилых зонах;

5) организация дорожного движения в жилых зонах,
а также охрана гаражных строений и автостоянок;

6) соблюдение правил благоустройства, обеспечения санитарного состояния территории, охраны объектов благоустройства и зеленых насаждений в жилых зонах.

4. Порядок организации и деятельности общественных пунктов охраны порядка регулируется правовыми актами органов местного самоуправления Ставропольского края.

Статья 10. Отношения органов местного самоуправления Ставропольского края, органов внутренних дел и добровольных формирований населения по охране общественного порядка

1. Органы местного самоуправления поселений и городских округов Ставропольского края оказывают поддержку деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка путем:

1) издания соответствующих муниципальных нормативных правовых актов, регламентирующих участие граждан в добровольных формированиях по охране общественного порядка, а также установления порядка предоставления им мер социальной поддержки;

2) предоставления информации, необходимой для организации и деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка;

3) материального поощрения граждан, активно участвующих и особо отличившихся в охране общественного порядка;

4) предоставления помещений для организации деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка.

2. Добровольные формирования населения по охране общественного порядка осуществляют свою деятельность во взаимодействии с подразделениями милиции общественной безопасности органов внутренних дел и иными правоохранительными органами.

3. Органы местного самоуправления поселения или городского округа Ставропольского края осуществляют учет (регистрацию) добровольных формирований населения по охране общественного порядка в порядке, устанавливаемом соответствующими органами местного самоуправления.

4. Для учета (регистрации) добровольного формирования населения по охране общественного порядка гражданин представляет заявление с указанием фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, серии, номера и даты выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименования или кода органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданства, основного места работы, службы или учебы. В заявлении также указывается о соответствии гражданина требованиям, установленным частью
7 статьи 4 настоящего Закона.

5. Сведения о соответствии членов добровольных формирований населения по охране общественного порядка требованиям, установленным частью 7 статьи 4 настоящего Закона, могут быть направлены органом местного самоуправления поселения или городского округа Ставропольского края в соответствующие органы для проверки.

6. Подразделения милиции общественной безопасности органов внутренних дел оказывают содействие добровольным формированиям населения по охране общественного порядка в выполнении возложенных на них задач, проводят работу по правовому воспитанию членов добровольных формирований населения по охране общественного порядка, в необходимых случаях инструктируют их, обучают формам и методам предупреждения и пресечения правонарушений, оказывают методическую помощь в планировании и учете их работы.

Статья 11. Гарантии правовой защиты и социальной поддержки членов добровольных формирований населения по охране общественного порядка

1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина в связи с выполнением им обязанностей по охране общественного порядка, подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

2. Страхование жизни, здоровья и имущества гражданина в связи с выполнением им обязанностей по охране общественного порядка, а также риск его гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, может осуществляться органами местного самоуправления Ставропольского края в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

3. Меры социальной поддержки членов добровольных формирований населения по охране общественного порядка могут устанавливаться органами местного самоуправления поселений и городских округов Ставропольского края за счет средств местных бюджетов.

4. Меры социальной поддержки членов добровольных формирований населения по охране общественного порядка могут включать:

1) выплату единовременной денежной компенсации членам семьи в случае гибели гражданина в связи с выполнением им обязанностей по охране общественного порядка;

2) выплату
единовременной денежной компенсации в случае причинения вреда здоровью гражданина в связи с выполнением им обязанностей по охране общественного порядка;

3) выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров;

4) выплату ежегодной денежной компенсации на оздоровление;

5) выплату ежемесячной денежной компенсации на питание детей в детских дошкольных учреждениях;

6) внеочередное обеспечение детей местами в детских дошкольных учреждениях;

7) иные меры, устанавливаемые органами местного самоуправления Ставропольского края.

5. Для поощрения граждан, активно участвующих в охране общественного порядка, органы местного самоуправления Ставропольского края могут устанавливать и применять различные формы морального и материального поощрения.

Статья 12. Финансирование деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка

1. Финансовые обязательства по созданию условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка исполняются за счет средств соответствующих местных бюджетов.

2. Финансирование деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка может осуществляться за счет средств бюджета Ставропольского края в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством Ставропольского края.

3. Участие граждан в обеспечении охраны общественного порядка может осуществляться как на безвозмездной, так и на возмездной основе в порядке, устанавливаемом органами местного самоуправления поселения или городского округа Ставропольского края.

Статья 13. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года.

Губернатор

Ставропольского края

А.Л.ЧЕРНОГОРОВ

г. Ставрополь

18 декабря 2007 г.

N 69-кз