Российские законы

Распоряжение Правительства Ставропольского края от 20.04.2011 N 148-рп “О совершенствовании работы по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, а также реализации мероприятий по их социальной адаптации“ (вместе с “Информацией о совершенствовании работы по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, а также реализации мероприятий по их социальной адаптации“)

Вступил в силу с 20 апреля 2011 года (пункт 7 данного документа).

ПРАВИТЕЛЬСТВО СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 20 апреля 2011 г. N 148-рп

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАБОТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ

ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,

А ТАКЖЕ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ОПЕКОЙ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВОМ),

И ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ

РОДИТЕЛЕЙ, НЕ ИМЕЮЩИХ ЗАКРЕПЛЕННОГО ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ,

А ТАКЖЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

1. Принять к сведению информацию Счетной палаты Ставропольского края, министерства образования Ставропольского края и министерства строительства и архитектуры Ставропольского края о совершенствовании работы по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц
из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, а также реализации мероприятий по их социальной адаптации (прилагается).

2. Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края совместно с министерством образования Ставропольского края:

2.1. В срок до 01 августа 2011 года внести в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства Ставропольского края в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

2.2. Принять дополнительные меры по усилению контроля за исполнением органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края отдельных государственных полномочий Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих в обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее соответственно - отдельные государственные полномочия, дети-сироты).

3. Министерству образования Ставропольского края совместно с министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края в срок до 01 сентября 2011 года разработать и представить в установленном порядке в Правительство Ставропольского края предложения по организации постинтернатного сопровождения детей-сирот.

4. Министерству финансов Ставропольского края совместно с министерством строительства и архитектуры Ставропольского края и министерством образования Ставропольского края при разработке проекта бюджета Ставропольского края на очередной финансовый год вносить предложения о возможности увеличения средств бюджета Ставропольского края, направляемых на приобретение жилых помещений детям-сиротам.

5. Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края:

5.1. В срок до 01 августа 2011 года доработать методику определения средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого
помещения по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, утвержденную приказом министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 14 апреля 2010 г. N 111, в части установления рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения в поселениях, являющихся районными центрами;

5.2. Организовать разработку типовой проектной документации на строительство малоэтажных жилых домов экономкласса в целях обеспечения жилыми помещениями нуждающихся детей-сирот и иных категорий граждан.

6. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края принять дополнительные меры по реализации Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. N 120-кз “О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ в части приобретения жилых помещений детям-сиротам, и Закона Ставропольского края от 28 февраля 2008 г. N 10-кз “О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству“ в части реализации полномочий по контролю за сохранностью жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, в том числе по:

принятию муниципальных правовых актов по вопросам реализации отдельных государственных полномочий;

осуществлению предварительного осмотра жилых помещений, приобретаемых для детей-сирот, с целью проверки их состояния;

приобретению для детей-сирот жилых помещений, отвечающих установленным санитарным требованиям (наличие воды, газа, электроэнергии и т.д.);

устранению нарушений порядка закрепления жилых помещений за детьми-сиротами;

своевременному контрольному обследованию условий жизни детей-сирот, санитарно-эпидемиологического и противопожарного состояния жилых помещений;

установлению фактов непригодности жилого помещения для проживания;

обращению в судебные органы для принятия мер по обеспечению сохранности жилого помещения и выселению
лиц, чьи действия и (или) бездействие приводят к ухудшению имущественного положения детей-сирот.

6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Ставропольского края Балдицына В.В. и заместителя председателя Правительства Ставропольского края Кобылкина С.Н.

7. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор

Ставропольского края

В.В.ГАЕВСКИЙ

ИНФОРМАЦИЯ

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РАБОТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ

ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,

А ТАКЖЕ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ ПОД ОПЕКОЙ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВОМ),

И ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ

РОДИТЕЛЕЙ, НЕ ИМЕЮЩИХ ЗАКРЕПЛЕННОГО ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ,

А ТАКЖЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИХ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

В Ставропольском крае продолжает оставаться острой проблема обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее соответственно - край, жилье, дети-сироты). Из 10798 детей-сирот, проживающих на территории края, не имеют закрепленного за ними жилья 5992 человека. Кроме того, в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края (далее - органы местного самоуправления) на учете состоит 1651 лицо из числа детей данной категории (18 лет и старше), нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. На съемных квартирах проживают 515 человек, в общежитиях - 348 человек, у опекунов - 229 человек, у родных и близких - 266 человек, у супругов - 92 человека, находятся в местах лишения свободы - 70 человек, являются лицами без определенного места жительства - 45 человек, в иных местах - 135 человек.

Поэтому обеспечение жилищных прав детей-сирот является важной частью комплекса мер государственной поддержки граждан указанной категории и находится на особом контроле заинтересованных министерств, органов местного самоуправления.

В
крае создана необходимая нормативно-правовая база, направленная на защиту жилищных прав детей-сирот.

Полномочия по обеспечению детей-сирот жильем в крае возложены на министерство строительства и архитектуры Ставропольского края.

Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. N 120-кз “О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ отдельные государственные полномочия Ставропольского края в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот переданы органам местного самоуправления.

Согласно Закону Ставропольского края от 28 февраля 2008 г. N 10-кз “О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству“ функции по контролю за сохранностью жилья рассматриваемой категории граждан возложены на органы местного самоуправления.

Анализ реализации полномочий по сохранению жилья, закрепленного за детьми-сиротами, показывает, что в крае используются различные формы обеспечения сохранности имущества, в том числе жилья, закрепленного за детьми-сиротами, в том числе предусмотренная законом обязанность по содержанию и сохранности такого жилья родственниками, проживающими в нем, содержание жилья, переданного в пользование по гражданско-правовым договорам, договорам доверительного управления. Планирование средств в бюджете муниципального образования края на ремонт жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, проводится только в городе Невинномысске. В Андроповском муниципальном районе и городе-курорте Ессентуки на эти цели привлекаются спонсорские средства.

Мониторинг деятельности органов местного самоуправления свидетельствует о том, что всеми органами местного самоуправления допускаются нарушения порядка закрепления жилья за детьми-сиротами. Имеются факты закрепления жилья в отсутствие документов, подтверждающих право собственности родителей (законных представителей) либо правоотношения социального найма, а также
факты незаконного закрепления за подопечными жилья, принадлежащего на праве собственности опекунам (попечителям).

Органы местного самоуправления не принимают должных мер, направленных на обеспечение сохранности жилья. Своевременно не проводят контрольные обследования условий жизни детей-сирот, санитарно-эпидемиологического и противопожарного состояния жилья, своевременно не устанавливают факт непригодности жилья для проживания. Не обращаются в судебные органы для принятия мер по обеспечению сохранности жилья и выселению лиц, чьи действия и (или) бездействие приводят к ухудшению имущественного положения детей-сирот.

В результате к настоящему времени 60 жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, требуют проведения капитального ремонта (Апанасенковский, Андроповский Арзгирский Благодарненский, Ипатовский, Кировский, Красногвардейский, Левокумский, Новоалександровский, Предгорный, Степновский муниципальные районы, города Георгиевск, Невинномысск, Ставрополь, город-курорт Ессентуки), 14 жилых помещений непригодны для проживания (Андроповский, Кировский, Минераловодский, Предгорный, Степновский муниципальные районы, город Ставрополь, город-курорт Ессентуки). Утрата закрепленного жилья в то время, когда ребенок находится в образовательных, социальных, иных учреждениях является одной из серьезных причин роста числа детей-сирот, нуждающихся в жилье.

Ежегодно на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения ставятся около четырехсот детей-сирот, в то время как жилье приобретается для значительно меньшего количества человек. Таким образом, существующие темпы обеспечения жильем детей-сирот не обеспечивают сокращения очереди, образовавшейся в результате дефицита бюджета Ставропольского края (далее - краевой бюджет).

Право детей-сирот на обеспечение жильем за счет средств краевого бюджета реализуется в крае с 2004 года. За период с 2004 года по 2011 год для детей-сирот было приобретено 887 жилых помещений (в 2004 году - 2 квартиры, в 2005 году - 57, в 2006 году - 53, в 2007 году - 54, в 2008 году - 240, в 2009 году
- 165, в 2010 году - 316). На эти цели израсходованы средства краевого бюджета в размере 425508,5 тыс. рублей, федерального бюджета - 51818,95 тыс. рублей. На однократное приобретение жилья лицам данной категории, нуждающимся в жилье, необходимо 1,1 млрд рублей.

Анализ реализации органами местного самоуправления полномочий по приобретению жилья для детей-сирот свидетельствует о фактах ненадлежащего исполнения ими переданных государственных полномочий.

А именно: органами местного самоуправления несвоевременно принимались муниципальные правовые акты по вопросам обеспечения жильем детей-сирот. На момент проверки не были приняты муниципальные акты, предусматривающие определение органов местного самоуправления, осуществляющих функции по реализации отдельных государственных полномочий в Арзгирском и Андроповском муниципальных районах. Не был установлен порядок обеспечения жильем по договору социального найма детей-сирот органами местного самоуправления Александровского, Арзгирского, Минераловодского и Новоселицкого районов, городов Лермонтова и Невинномысска. Не был утвержден порядок определения стоимости одного квадратного метра общей площади жилья при приобретении жилья для обеспечения детей-сирот по договору социального найма в Апанасенковском, Ипатовском, Георгиевском, Предгорном, Шпаковском, Нефтекумском, Новоалександровском муниципальных районах.

Имелись случаи приобретения жилья, не отвечающего требованиям, установленным для жилых помещений (отсутствие воды, газа, электроэнергии). Некоторые жилые помещения требовали капитального ремонта, а специалисты, отвечающие за обеспечение жильем детей-сирот, не осуществляли предварительного осмотра данного жилья (Александровский, Андроповский, Кочубеевский, Курский муниципальные районы, города Невинномысск, Ставрополь, город-курорт Пятигорск).

Результаты выездных проверок показали, что не все приобретенное жилье используется по назначению: 10 жилых помещений брошены (Петровский, Георгиевский, Левокумский, Кочубеевский, Ипатовский, Арзгирский муниципальные районы), 3 квартиры были проданы по неуважительной причине (г. Георгиевск, Георгиевский и Курский муниципальные районы). В том числе имеет место передача квартиры в залог (Георгиевский муниципальный район).

Также установлено, что среди
детей-сирот имеются недобросовестные плательщики потребляемых коммунальных услуг, общая задолженность которых составляет около 570 тыс. рублей. Это свидетельствует об определенных трудностях, возникающих у детей-сирот при обустройстве жилья и ведении хозяйства.

Имеются факты неудовлетворительного ведения органами местного самоуправления личных дел детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях (Левокумский, Арзгирский, Изобильненский муниципальные районы, город-курорт Железноводск). В данных территориях на учете состоят лица, в личных делах которых отсутствуют документы, подтверждающие статус детей-сирот.

Необоснованно затягиваются сроки передачи приобретенного жилья в непосредственное пользование детям-сиротам, проживающим в городе Ставрополе, городе-курорте Пятигорске.

Причинами ненадлежащего исполнения переданных отдельных государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот являются отсутствие на муниципальном уровне координации деятельности учреждений, организаций и должностных лиц, а также недостаточный контроль за исполнением переданных полномочий.

В целях устранения причин нарушений жилищных прав детей-сирот на обеспечение жильем в крае необходимо принять ряд мер:

1. Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края совместно с министерством образования Ставропольского края:

1.1. Принять меры по совершенствованию законодательства Ставропольского края в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот.

1.2. Усилить контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот.

2. Министерству финансов Ставропольского края совместно с министерством строительства и архитектуры Ставропольского края и министерством образования Ставропольского края при разработке проекта бюджета Ставропольского края на очередной финансовый год вносить предложения о возможности увеличения средств бюджета Ставропольского края, направляемых на приобретение жилых помещений детям-сиротам.

3. Министерству образования Ставропольского края совместно с министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края разработать и представить в установленном порядке в Правительство Ставропольского края предложения по организации постинтернатного сопровождения детей-сирот.

4. Министерству строительства и архитектуры Ставропольского
края:

4.1. Доработать методику определения средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, утвержденную приказом министерства строительства и архитектуры Ставропольского края от 14 апреля 2010 г. N 111, в части установления рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в поселениях, являющихся районными центрами.

4.2. Организовать разработку типовой проектной документации на строительство малоэтажных жилых домов экономкласса в целях обеспечения жилыми помещениями нуждающихся детей-сирот и иных категорий граждан.

5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края принять дополнительные меры по реализации Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 г. N 120-кз “О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ в части приобретения жилых помещений детям-сиротам и Закона Ставропольского края от 28 февраля 2008 г. N 10-кз “О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству“ в части реализации полномочий по контролю за сохранностью жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, в том числе по:

принятию муниципальных правовых актов по вопросам реализации отдельных государственных полномочий;

осуществлению предварительного осмотра жилых помещений, приобретаемых для детей-сирот, с целью проверки их состояния;

приобретению для детей-сирот жилых помещений, отвечающих установленным санитарным требованиям (наличие воды, газа, электроэнергии и т.д.);

устранению нарушений порядка закрепления жилых помещений за детьми-сиротами;

своевременному контрольному обследованию условий жизни детей-сирот, санитарно-эпидемиологического и противопожарного состояния жилых помещений;

установлению фактов непригодности жилого помещения для проживания;

обращению в судебные
органы для принятия мер по обеспечению сохранности жилого помещения и выселению лиц, чьи действия и (или) бездействие приводят к ухудшению имущественного положения детей-сирот.

Заместитель председателя

Счетной палаты Ставропольского края

С.Л.ШАК

Министр образования Ставропольского края

А.Ф.ЗОЛОТУХИНА

Министр строительства

и архитектуры Ставропольского края

И.А.СТОЯН