Российские законы

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.05.2010 по делу N А60-7118/2010-С9 Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления РЭК Свердловской области от 21.12.2009 N 155-ПК “Об утверждении тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями Свердловской области“ в части установления тарифов на тепловую энергию, поставляемую заявителем.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 17 мая 2010 г. по делу N А60-7118/2010-С9

Резолютивная часть объявлена 7 мая 2010 года

В полном объеме изготовлено 17 мая 2010 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Киселева Ю.К., судей Воронина С.П. и Хомяковой С.А. при ведении протокола судебного заседания судьей Киселевым Ю.К. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества “Камышловский завод “Урализолятор“ (далее - общество) к Региональной энергетической комиссия Свердловской области (далее - комиссия) о признании нормативного правового акта недействующим.

В судебном заседании приняли участие представители: общества - Чебатков В.В., Чуркин А.В., комиссии - Нагибин С.Г., Бобыкина Е.И.

Лицам, участвующим в деле,
процессуальные права и обязанности разъяснены.

Общество заявило о представлении дополнений к исковому заявлению.

Комиссия заявила о представлении дополнений к отзыву.

Ходатайства удовлетворены.

Иных ходатайств не заявлено.

Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным постановления комиссии от 21.12.2009 N 155-ПК “Об утверждении тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями Свердловской области“ в части установления тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом.

В судебном заседании общество уточнило свое требование и просило признать указанное постановление недействующим в части установления обществу на 2010 год тарифа на производство тепловой энергии.

Мотивируя свое требование, общество сослалось на нарушение комиссией требований статей 2, 3 и 4 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ об экономической обоснованности тарифов.

Комиссия представила отзыв, считает, что оспариваемое обществом постановление комиссии принято в соответствии с предоставленными ей полномочиями и в соответствии с действующим законодательством.

Суд

установил:

Общество имеет газовую котельную и является производителем тепловой энергии.

Постановлением комиссии от 27.10.2008 N 123-ПК обществу были утверждены тарифы на 2009 год на производство и передачу тепловой энергии в размере 491,62 руб. /Гкал для бюджетных организаций и населения (в том числе 474,55 руб. на производство и 17,07 руб. на передачу) и 544,52 руб. /Гкал для прочих потребителей (в том числе 527,04 руб. на производство и 17,48 руб. на передачу).

Общество обратилось в комиссию с заявлением об установлении ему тарифов на 2010 год в размере 947,12 руб. /Гкал для бюджетных организаций и населения (в том числе 812,01 руб. на производство и 135,11 руб. на передачу) и 1013,55 руб. /Гкал для прочих потребителей (в том числе
876,18 руб. на производство и 137,37 руб. на передачу).

Комиссия постановлением от 21.12.2009 N 155-ПК утвердила обществу тарифы на 2010 год на производство и передачу тепловой энергии в размере 579,87 руб. /Гкал для всех категорий потребителей (в том числе 563,10 руб. на производство и 16,77 руб. на передачу).

Постановление опубликовано в “Областной газете“ от 01.01.2010 N 1-2/св.

Полагая, что упомянутое постановление в части установления обществу на 2010 год тарифа на производство тепловой энергии в размере 563,10 руб. /Гкал является незаконным и нарушающим его права, общество обратилось в суд с настоящим иском.

Суд считает, что в удовлетворении заявленного требования следует отказать.

В соответствии со ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Цены (тарифы) на тепловую энергию подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ и Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ “Об электроэнергетике“.

Статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ определены полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии с названной правовой нормой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют, в частности, следующие полномочия: устанавливают тарифы на тепловую в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую
энергию.

На территории Свердловской области государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется Региональной энергетической комиссией Свердловской области (указ Губернатора Свердловской области от 25.05.2009 N 491-УГ).

Таким образом, оспариваемое обществом постановление принято комиссией в соответствии с ее компетенцией.

Статья 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ) раскрывает сущность государственного регулирования тарифов.

В соответствии с названной правовой нормой государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) (далее также - тарифы) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.

Срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации.

Предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, с выделением предельных уровней тарифов на электрическую энергию для населения. Указанные предельные уровни тарифов могут быть установлены на срок более одного года, с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей. При установлении предельных уровней тарифов учитываются долгосрочные тарифы, установленные для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, долгосрочные параметры регулирования деятельности соответствующих организаций, обязательства по концессионным соглашениям, объектами которых являются системы тепло- и электроснабжения.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на
электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, в рамках указанных предельных уровней тарифов.

В случае изменения предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов менее чем за один календарный месяц до начала очередного финансового года либо в течение периода их действия органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок не позднее одного календарного месяца со дня вступления в силу актов, которыми изменяются указанные предельные уровни тарифов, приводят свои решения об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию в соответствие с решениями об изменении указанных предельных уровней. В случае изменения предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов более чем за один календарный месяц до начала очередного финансового года органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимают решения об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию в соответствии с указанными предельными уровнями или приводят свои ранее принятые решения об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию в соответствие с решениями об изменении указанных предельных уровней.

Превышение указанных предельных уровней допускается в порядке, установленном статьей 6 настоящего Федерального закона.

В случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации тарифы на электрическую энергию для населения установлены на уровне выше максимального или ниже минимального уровня с нарушением порядка, предусмотренного настоящим Федеральным законом, либо указанные тарифы на электрическую энергию не приведены в соответствие с предельными уровнями тарифов на электрическую энергию для населения после их изменения федеральным органом исполнительной
власти в области регулирования тарифов, применению на территории субъекта Российской Федерации до момента установления тарифов в соответствии с законодательством Российской Федерации органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации подлежит установленный федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельный максимальный уровень тарифа на электрическую энергию для населения с учетом особенностей ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением.

В случае превышения размера установленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению, на услуги субъектов естественных монополий, превышающего установленные предельные уровни, дополнительные расходы потребителей, финансируемых из бюджетов соответствующих уровней, и расходы, связанные с выплатой дополнительных субсидий населению, несут консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.

При регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию органами государственного регулирования учитываются затраты энергоснабжающих организаций, в том числе расходы на обеспечение оборотных средств, исходя из порядка расчетов за электрическую и тепловую энергию.

Государственное регулирование тарифов может проводиться отдельно в отношении электрической энергии, поставляемой населению в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления.

При установлении для отдельных потребителей льготных тарифов на электрическую и тепловую энергию, регулирование которых осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, повышение тарифов на электрическую и тепловую энергию для других потребителей не допускается.

Поставки тепловой энергии (мощности) в целях обеспечения потребления тепловой энергии объектами, потребляющими тепловую энергию и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 года, могут осуществляться на основании долгосрочных (на срок более чем один год) договоров снабжения тепловой энергией (мощностью), заключенных в установленном Правительством Российской Федерации порядке между потребителями тепловой энергии и производителями тепловой энергии, по ценам, определенным соглашением сторон. Государственное регулирование цен (тарифов)
в отношении объема тепловой энергии (мощности), продажа которой осуществляется по таким договорам, не проводится.

Статья 3 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ определяет цели государственного регулирования тарифов.

В соответствии с названной правовой нормой государственное регулирование тарифов осуществляется в целях защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов; создания механизма согласования интересов производителей и потребителей электрической и тепловой энергии; формирования конкурентной среды в электроэнергетическом комплексе для повышения эффективности его функционирования и минимизации тарифов; создания экономических стимулов обеспечения повышения энергетической эффективности систем тепло- и электроснабжения и использования энергосберегающих технологий в процессах использования тепловой энергии (мощности) и электрической энергии (мощности); обеспечения юридическим лицам - производителям электрической энергии (мощности) независимо от организационно-правовых форм права равного доступа на оптовый рынок.

Статья 4 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ закрепляет принципы государственного регулирования тарифов.

Согласно указанной правовой норме при государственном регулировании тарифов должны соблюдаться следующие основные принципы: обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической и тепловой энергии на основе доступности указанных видов энергии и с учетом обеспечения экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала, вложенного в производство и передачу электрической и тепловой энергии и деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, информации о рассмотрении и об утверждении тарифов в соответствии со стандартами раскрытия информации, установленными Правительством Российской Федерации и предусматривающими обязательность опубликования раскрываемой информации
в официальных средствах массовой информации, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии; обеспечение коммерческих организаций в сфере производства, передачи и распределения электрической и тепловой энергии финансовыми средствами на развитие производства, научно-техническое и социальное развитие, в том числе средствами, направляемыми на энергосбережение и обеспечение энергетической, технической и экологической безопасности (включая ядерную и радиационную безопасность) Российской Федерации, осуществляемое путем привлечения заемных средств, частных инвестиций, средств коммерческих организаций (инвестиционных фондов, страховых фондов, фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) и иных средств; создание условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций; определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями; выбор поставщиков энергетического оборудования и подрядных организаций по энергетическому и электросетевому строительству на конкурсной основе; учет результатов деятельности энергоснабжающих организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов; учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов.

Государственное регулирование цен (тарифов) в области тепло- и электроснабжения может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций (в том числе на основе применения тарифов на основе долгосрочных параметров) на срок не менее чем пять лет (на срок не менее чем три года при установлении впервые указанных цен (тарифов), их предельных уровней) при условии ведения в целях
такого регулирования раздельного учета применяемых в указанных видах деятельности активов и использованного для их создания инвестированного капитала.

К долгосрочным параметрам государственного регулирования цен (тарифов) в области тепло- и электроснабжения относятся также уровень надежности и качества указанных товаров (услуг), соответствующий долгосрочным инвестиционным программам регулируемых организаций, динамика изменения расходов, связанных с поставками соответствующих товаров (услуг), размер инвестированного капитала, норма доходности, сроки возврата инвестированного капитала, показатели энергосбережения и энергетической эффективности, реализация программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, разработанных в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и иные долгосрочные параметры регулирования.

Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью с 1 января 2010 года, на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые территориальными сетевыми компаниями, созданными в результате реформирования акционерных обществ энергетики и электрификации, с 1 января 2011 года, осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала (далее - метод доходности инвестированного капитала). Такие организации обязаны обеспечить достижение показателей надежности и качества поставляемых товаров, оказываемых услуг, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Долгосрочные тарифы и долгосрочные параметры регулирования деятельности таких организаций подлежат изменению при недостижении показателей надежности и качества. Переход к регулированию цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые такими организациями, в форме долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций осуществляется с 1 января 2010 года. Сроки перехода в течение 2010 года в отношении таких организаций определяются
Правительством Российской Федерации.

В целях государственного регулирования тарифов могут применяться долгосрочные параметры такого регулирования, полученные с использованием метода сравнения аналогов и других методов.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ регулирование тарифов осуществляется в соответствии с Основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 “О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации“ утверждены Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, в соответствие с п. 54, 55 которых при установлении тарифов, регулирующие органы обязаны учитывать ряд факторов, в том числе макроэкономические показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год.

В данном случае комиссией в соответствии с письмом Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 16.09.2009 NНБ-6513/5 были использованы Сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации и основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов, рассмотренные Правительством Российской Федерации (далее - Сценарные условия) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.07.2009 N 596 “О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации“.

Согласно Сценарным условиям прирост регулируемых тарифов на тепловую энергию в 2010 году установлен в среднем по России в размере 10-15 процентов. При этом затраты на оплату труда и капитальные вложения из прибыли планируются на уровне 2009 года, а прочие операционные затраты проектируются со снижением на 10 процентов к уровню 2009 года.

При установлении спорного тарифа комиссия руководствовалась также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2, Методическими указаниями по индексации предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов и тарифов на продукцию (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, утвержденными приказом ФСТ России от 05.07.2005 N 275-э/4.

Разъяснения по расчету тарифов на тепловую энергию с учетом параметров прогноза развития изложены также в письмах ФСТ России от 12.08.2009 N НБ-5676/12, от 16.09.2009 N НБ-6513/5 и от 22.10.2009 N НБ-7488/5, которые также были использованы комиссией.

Как следует из материалов дела, общество предлагало комиссии увеличить ему тарифы на 2010 год на 93 процента для бюджетных организаций и населения и на 86 процентов для прочих потребителей. Комиссия увеличила обществу тарифы на 2010 год по сравнению с 2009 годом в среднем на 13 процентов.

Довод общества о несоответствии оспариваемого постановления статьям 2, 3 и 4 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ также отклоняется судом. Содержащиеся в названных статьях закона правовые нормы являются по своей правовой природе декларативными, а термин “экономически обоснованный тариф“ носит оценочный характер.

Доводы общества о том, что комиссия при расчете тарифа необоснованно завысила объем полезного отпуска тепловой энергии и занизила расходы на приобретение топлива, электроэнергии, оплату труда, отчисления на оплату труда, амортизационные отчисления, ремонтный фонд, цеховые расходы, общехозяйственные расходы, а также недополученный доход отклоняются судом, поскольку выяснение данного вопроса требует специальных познаний. Однако общество ходатайства о назначении независимой судебной экспертизы представленных им в комиссию материалов не заявляло.

Довод общества об установлении комиссией различных тарифов разным производителям тепловой энергии на территории одного муниципального образования также не может быть принят во внимание, поскольку действующее законодательство Российской Федерации не содержит запрета на установление индивидуальных тарифов.

Таким образом, по мнению суда, оспариваемое постановление комиссии в оспариваемой обществом части следует признать правомерным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении требования открытого акционерного общества “Камышловский завод “Урализолятор“ отказать.

Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Ю.К.КИСЕЛЕВ

Судьи

С.П.ВОРОНИН

С.А.ХОМЯКОВА