Российские законы

Санитарно-гигиенические и противоэпидемические требования к дневным стационарам медицинских учреждений. Методические рекомендации (утв. Главным врачом ФГУ “ЦГСЭН в Рязанской области“ 29.03.2002)

Утверждаю

Главный врач ФГУ “Центр

госсанэпиднадзора в Рязанской

области“ - Главный государственный

санитарный врач по Рязанской области

С.В.САФОНКИН

29 марта 2002 года

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЕ

ТРЕБОВАНИЯ К ДНЕВНЫМ СТАЦИОНАРАМ МЕДИЦИНСКИХ

УЧРЕЖДЕНИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящие методические рекомендации распространяются на все проектируемые, строящиеся, реконструируемые и действующие дневные стационары, используемые для догоспитального обследования и интенсивного амбулаторного лечения.

1.2. Методические рекомендации предназначены для руководителей, врачей и среднего медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений и специалистов учреждений санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющих государственный и ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор за ЛПУ.

2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

2.1. Федеральный закон “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ N 52-ФЗ от 30.03.1999.

2.2. “Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации“ (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554).

2.3. “Положение о
государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании“ (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554).

2.4. “Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров“ N 5179-90 от 29.06.1990.

2.5. “Методические указания по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медназначения“ N 287-113 от 30.12.1998.

2.6. Руководство “Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха и поверхностей в помещениях“ Р 3.1.683-98.

2.7. “Инструкция о порядке осуществления текущего государственного санитарного надзора за лечебно-профилактическими учреждениями“ N 4560-88.

2.8. СНиП 2.08.02-89 “Общественные здания и сооружения“.

2.9. Пособие по проектированию учреждений здравоохранения (к СНиП 2.08.02-89).

2.10. “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья“ СП 2.3.6.1079-01.

3. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ДНЕВНЫХ СТАЦИОНАРОВ

3.1. Выбор земельного участка, проект строительства, реконструкции и переоборудования (перепрофилирования) впервые вводимых в эксплуатацию дневных стационаров, а также реконструкции, переоборудования (перепрофилирования), ремонта действующих дневных стационаров проводят по согласованию с учреждениями госсанэпиднадзора.

3.2. Использование приспособленных зданий (помещений) под дневные стационары допустимо только после реконструкции или переоборудовании в соответствии с санитарными правилами и по согласованию с учреждениями госсанэпиднадзора.

3.3. Изменение планировки, переоборудование помещений дневных стационаров, а также использование помещений дневных стационаров не по прямому функциональному назначению проводят по согласованию с учреждениями госсанэпиднадзора.

3.4. Размещение дневного стационара, оборудование и содержание его территории принимается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к лечебно-профилактическим учреждениям СанПиН N 5179-90, СНиП 2.08.02-89.

Дневные стационары размещают только в составе медицинских учреждений.

3.5. Дневные стационары не размещают в цокольных (с отметкой пола не более 0,5 м) и подвальных этажах.

3.6. Размещение и эксплуатация дневного стационара не должны приводить к уплотнению и уменьшению набора помещений и нормативов их площади и нормативов площади
других отделений (подразделений) медицинского учреждения.

4. АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ,

СТРУКТУРА УЧРЕЖДЕНИЯ

4.1. Архитектурно-планировочные решения зданий и помещений дневных стационаров должны обеспечивать оптимальные санитарно-гигиенические и противоэпидемические режимы и условия пребывания больных, труда и отдыха обслуживающего персонала.

4.2. Дневные стационары допускается размещать в поликлиниках и стационарах неинфекционного профиля. При этом должен быть предусмотрен отдельный вход со шлюзом и обеспечен минимальный набор помещений в составе:

--------------------------------------------T--------------------¬

¦ Помещения ¦Площадь, не менее м2¦

+-------------------------------------------+--------------------+

¦Палаты ¦по пункту 4.3 ¦

+-------------------------------------------+--------------------+

¦Процедурная ¦18,0 ¦

+-------------------------------------------+--------------------+

¦Кабинет врача ¦12,0 ¦

+-------------------------------------------+--------------------+

¦Буфетная ¦18,0 ¦

+-------------------------------------------+--------------------+

¦Столовая ¦1,2 м2 на одно ¦

¦ ¦посадочное место ¦

+-------------------------------------------+--------------------+

¦Помещение сортировки, временного хранения¦ ¦

¦грязного белья ¦4,0 ¦

+-------------------------------------------+--------------------+

¦Кладовая чистого белья ¦4,0 ¦

+-------------------------------------------+--------------------+

¦Ожидальная ¦1,2 м2 на каждого ¦

¦ ¦пациента, но не ¦

¦ ¦менее 10 м2 ¦

+-------------------------------------------+--------------------+

¦Комната персонала ¦10,0 ¦

+-------------------------------------------+--------------------+

¦Уборная персонала ¦3 м2 на один унитаз ¦

+-------------------------------------------+--------------------+

¦Уборная для больных ¦3 м2 на один унитаз ¦

L-------------------------------------------+---------------------

4.3. Площадь на одну койку в палатах должна быть не менее 7
м2.

В палате допускается размещать не более 4 коек.

Койки в палатах следует размещать рядами параллельно стенам с окнами.

Расстояние от коек до стен должно быть не менее 0,9 м, между торцами коек - не менее 1,2 м, между сторонами коек - не менее 0,8 м.

В палатах должны быть в наличии прикроватные тумбочки и стулья по числу коек.

4.4. В палатах должны быть установлены раковины. Стены в месте размещения раковины должны иметь отделку глазурованной плиткой или другими влагостойкими материалами на высоту 1,6 м и на ширину более 20 см с каждой стороны.

4.5. В составе дневного стационара также могут быть размещены кабинет психотерапии, отделения (кабинеты) физиотерапии, массажа, лечебной физкультуры, механотерапии.

4.5.1. В составе кабинета групповой психотерапии должны быть предусмотрены: кабинет психотерапевта (12 м2), лаборантская для психологических исследований (20 м2), кабинет групповой психотерапии со шлюзом (24 + 2 м2).

Кабинет групповой психотерапии размещается в условиях звукоизоляции, в помещении, рассчитанном на размещение группы больных в 8 - 12 человек в креслах и рабочего места психотерапевта с удобным обзором всех пациентов. Лаборантская для психологических исследований предназначена для работы лаборанта и оснащена столами для размещения 2 - 3 больных, проходящих обследование.

4.5.2. Кабинеты физиотерапии следует предусматривать из расчета 6 м2 на одну кушетку (но не менее 12 м2). При эксплуатации кабинета следует соблюдать требования ГОСТ 42-21-86 “Отделения, кабинеты физиотерапии“.

4.5.3. Кабинет массажа может размещаться в помещении из расчета 8 м2 на одну кушетку, но не менее 12 м2.

4.5.4. Кабинеты для лечебной физкультуры должны иметь следующие площади: для индивидуальных занятий - 12 м2, для групповых занятий (не менее 10 человек) - 50 м2, для
занятий малых групп (до 4-х человек), для занятий на тренажерах и для кабинетов механотерапии - 20 м2.

4.6. В буфетной должно быть предусмотрено два раздельных помещения (не менее 9 м2) и моечная посуды (не менее 6 м2) с установкой 5-гнездной моечной ванны.

Раздачу готовой пищи производят не позднее двух часов, прошедших после ее изготовления.

В буфетных не допускается оставлять остатки пищи после ее раздачи больным, а также смешивание пищевых остатков со свежими блюдами.

Раздачу пищи больным производят буфетчицы и дежурные медицинские сестры отделения.

Младший медицинский персонал к раздаче пищи не допускается.

5. ВНУТРЕННЯЯ ОТДЕЛКА ПОМЕЩЕНИЙ

5.1. Внутренняя отделка помещений принимается в соответствии с их функциональным назначением и с учетом требований СанПиН к отделке помещений ЛПУ.

5.2. Все применяемые отделочные материалы (марки используемых покрытий) помещений, воздуховодов, вентсистем должны быть согласованы с учреждениями госсанэпиднадзора в составе проекта строительства (реконструкции) или в отдельном порядке.

6. ТРЕБОВАНИЯ К СОБЛЮДЕНИЮ САНИТАРНО-

ГИГИЕНИЧЕСКОГО, ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОГО И

ДЕЗИНФЕКЦИОННОГО РЕЖИМОВ

6.1. При наличии в медицинском учреждении централизованного стерилизационного отделения (ЦСО) все изделия медицинского назначения проходят все этапы обработки в данном подразделении.

6.2. При отсутствии ЦСО дезинфекция, очистка инструментов, шприцев, игл проводится на рабочих местах, с последующей стерилизацией в соответствии с требованиями МУ 287-113 от 30.12.1998.

6.3. Дезинфекционные препараты, имеющиеся в ЛПУ, должны иметь этикетку с указанием названия средства, его назначения, даты изготовления и государственной регистрации, сертификат соответствия, методические указания по их применению, утвержденные Департаментом госсанэпиднадзора Минздрава России.

6.4. Все лица, проводящие дезинфекционные мероприятия, должны быть обучены правилам личной и общественной безопасности при работе с дезсредствами, обеспечены спецодеждой в соответствии с действующими нормами, а также средствами индивидуальной защиты и аптечкой первой медицинской помощи.

6.5. Смена постельного
белья должна производиться один раз в семь дней. При работе дневного стационара в две смены замена белья должна производиться после каждой смены пациентов.

6.6. Требования, предъявляемые к отоплению, вентиляции, микроклимату, освещению дневного стационара, а также санитарному содержанию помещений, оборудования инвентаря, должны выполняться в соответствии с СанПиН 5179-90 “Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров“.

Приложение 1

Режим мытья столовой посуды

<*> Мытье столовой посуды ручным способом производят в следующем порядке:

- механическое удаление остатков пищи;

- мытье в воде с добавлением моющих средств в первой секции ванны;

- мытье во второй секции ванны в воде с температурой не ниже 40°С и добавлением моющих средств в количестве, в два раза меньшем, чем в первой секции ванны;

- ополаскивание посуды в металлической сетке с ручками в третьей секции ванны горячей проточной водой с температурой не ниже 65°С с помощью гибкого шланга с душевой насадкой;

- просушивание посуды на решетчатых полках, стеллажах.

<**> В конце рабочего дня проводится дезинфекция всей столовой посуды и приборов средствами в соответствии с инструкциями по их применению.

--------------------------------

<*> Пункт 6.14

<**> Пункт 6.15 Санитарно-эпидемиологических правил “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья“ СП 2.3.6.1079-01

Приложение 2

Режим мытья кухонной посуды

<*> Мытье кухонной посуды производят в двухсекционных ваннах в следующем порядке:

- механическая очистка от остатков пищи;

- мытье щетками в воде с температурой не ниже 40°С с добавлением моющих средств;

- ополаскивание проточной водой с температурой не ниже 65°С;

- просушивание в опрокинутом виде на решетчатых полках, стеллажах.

--------------------------------

<*> Пункт 6.16 Санитарно-эпидемиологических правил “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности
в них пищевых продуктов и продовольственного сырья“ СП 2.3.6.1079-01.

Приложение 3

Режим мытья столовых приборов

Столовые приборы при обработке ручным способом подвергают мытью с применением моющих средств, последующему ополаскиванию в проточной воде и прокаливанию в духовых, пекарских, сухожировых шкафах в течение 10 мин.

--------------------------------

<*> Пункт 6.17 Санитарно-эпидемиологических правил “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья“ СП 2.3.6.1079-01.