Российские законы

Решение Сасовской городской Думы Рязанской области от 15.03.2007 N 57 “Об утверждении целевой Программы “Организация помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и детям из неблагополучных семей на 2007 - 2009 годы“

САСОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 15 марта 2007 г. N 57

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ “ОРГАНИЗАЦИЯ ПОМОЩИ

ДЕТЯМ-СИРОТАМ, ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,

И ДЕТЯМ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ НА 2007 - 2009 ГОДЫ“

Рассмотрев отношение главы администрации муниципального образования - городской округ город Сасово от 26.02.2007 N 380, в целях реализации областной целевой программы “Организация помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и детям из неблагополучных семей на 2007 - 2008 годы“, предупреждения социального сиротства и совершенствования системы социально-педагогической поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей из неблагополучных семей Сасовская городская Дума решила:

1. Утвердить целевую Программу “Организация помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения
родителей, и детям из неблагополучных семей на 2007 - 2009 годы“ (Приложение N 1).

2. Финансирование Программы определить в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования - городской округ город Сасово на финансирование муниципального учреждения “Управление образования и молодежной политики города Сасово“.

3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя главы администрации муниципального образования - городской округ город Сасово Амелину Л.М.

Председатель Сасовской городской Думы

Е.И.РУБЦОВА

Приложение N 1

к решению

Сасовской городской Думы

от 15 марта 2007 г. N 57

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

“ОРГАНИЗАЦИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ-СИРОТАМ, ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ

БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ДЕТЯМ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ

СЕМЕЙ НА 2007 - 2009 ГОДЫ“

ПАСПОРТ

Наименование программы - целевая программа “Организация помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и детям из неблагополучных семей на 2007 - 2009 годы“ (далее - Программа).

Государственный заказчик Программы - администрация муниципального образования - городской округ город Сасово.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ имеет номер 159-ФЗ, а не 153-ФЗ.

Основания для разработки Программы - Федеральный закон N 153-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“, президентская программа “Дети России“, областная целевая программа “Организация помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и детям из неблагополучных семей на 2006 - 2008 годы“.

Основной разработчик Программы - муниципальное учреждение “Управление образования и молодежной политики города Сасово“, Центр социально-психологической помощи детям и подросткам г. Сасово.

Цели Программы - предупреждение социального сиротства и создание условий для полноценной жизни детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей из неблагополучных семей в г. Сасово, создание условий для личностного развития, подготовки
их к самостоятельной жизни.

Задачи Программы - совершенствование системы социально-педагогической поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей из неблагополучных семей в г. Сасово, обеспечение условий реализации их прав; создание условий по социальной защите детства, развитие семейных форм устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; совершенствование системы профилактики безнадзорности и социального сиротства детей; содействие в организации оптимальных условий быта, отдыха, медицинского обслуживания; участие в создании индивидуального маршрута психологической, социальной, медицинской помощи ребенку и семье с привлечением необходимых специалистов; создание системы информированности граждан города о формах устройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечение социально-правовых гарантий детей и подростков, защита их имущественных, жилищных и других интересов; реализация системы мер по предоставлению жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения; мониторинг социально-психологического благополучия в семьях опекунов, приемных родителей, семьях группы социального “риска“; укрепление и развитие материально-технической базы органов опеки и попечительства и Центра социально-психологической помощи детям и подросткам, работающих с детьми-сиротами, детьми семей группы “риска“, детьми, нуждающимися в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Исполнители Программы - муниципальное учреждение “Управление образования и молодежной политики города Сасово“, Центр социально-психологической помощи детям и подросткам г. Сасово, образовательные учреждения.

Сроки реализации - 2007 - 2009 годы.

Перечень основных мероприятий - поддержка учреждений, работающих с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и детьми из неблагополучных семей; осуществление государственной поддержки и социальной защиты детей.

Ожидаемые результаты реализации Программы - повышение социальной и психологической адаптированности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из неблагополучных семей; улучшение качества психологической, медицинской, педагогической, социальной и трудовой реабилитации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения
родителей, детей из неблагополучных семей; увеличение числа детей-сирот, передаваемых на воспитание в семьи граждан; улучшение физического и психического здоровья детей; укрепление материально-технической базы органов опеки и попечительства, Центра социально-психологической помощи детям и подросткам для организации помощи детям, нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; создание информационно-правовой базы, обеспечение образовательных учреждений нормативными и законодательными актами.

Организация контроля за исполнением Программы - организацию контроля за выполнением Программы обеспечивает администрация муниципального образования - городской округ город Сасово, муниципальное учреждение “Управление образования и молодежной политики города Сасово“.

I. Введение

Целевая программа “Организация помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и детям из неблагополучных семей на 2007 - 2009 годы“ (далее - Программа) направлена на профилактику социального сиротства, создание благоприятных условий для подготовки детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни в обществе, безболезненной адаптации и интеграции в социальную среду.

По состоянию на 01.01.2006 в городе проживает 96 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство из них (78) находятся под опекой и попечительством граждан, 18 детей воспитываются и обучаются в государственных учреждениях: школе-интернате, в профессиональных училищах и лицеях, в высших и средних профессиональных учебных заведениях. На территории города обучаются и воспитываются 89 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются на основе полного государственного обеспечения.

В 2006 году на городском учете состояло 99 семей группы социального “риска“, в которых воспитывались 168 несовершеннолетних детей. Дети в таких семьях нуждаются в государственной защите, особом контроле, им необходимы социально-психологическая помощь и поддержка.

II. Содержание проблемы, основания для разработки Программы

В течение последних 3 лет не наблюдается
тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявляемых и учитываемых органами опеки и попечительства города, но и не происходит большого сокращения детей данной категории, состоящих на учете в органах опеки и попечительства.

--------------------------------------------------T-------T-------T--------¬

¦ ¦2004 г.¦2005 г.¦2006 г. ¦

+-------------------------------------------------+-------+-------+--------+

¦Всего выявлено и учтено детей, оставшихся без¦ 23 ¦ 9 ¦ 16 ¦

¦попечения родителей ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------------------------------------+-------+-------+--------+

¦Состоит на учете в органах опеки и попечительства¦ 99 ¦ 97 ¦ 96 ¦

L-------------------------------------------------+-------+-------+---------

Из общего числа детей, лишившихся попечения родителей в 2006 году, 38% стали сиротами вследствие смерти или инвалидности родителей, остальные - это так называемые “социальные“ сироты (родители которых лишены родительских прав, отказались от детей и т.д.).

В соответствии с Семейным кодексом РФ приоритет устройства детей, оставшихся без попечения родителей, отдается семейному воспитанию, так как воспитание в семье является наиболее предпочтительным способом правильного
формирования личности.

Ежегодно от 70 до 93% выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, передаются на воспитание в семьи: под опеку (попечительство) и на усыновление (2003 г. - 6 (89%), 2004 г. - 17 (74%), 2005 г. - 7 (77,7%), 2006 г. - 12 (75%) и от 7 до 30% - в государственные учреждения (2003 г. - 1 (11%), 2004 г. - 6 (26%), 2005 г. - 2 (22,2%), 2006 г. - 4 (25%).

Преимущественной формой семейного устройства в городе остаются опека и попечительство. В течение нескольких десятилетий держится стойкая тенденция - 50 - 80% детей-сирот передается под опеку: 2003 г. - 6 (66,6%), 2004 г. - 17 (74%), 2005 г. - 5 (55,5%), 2006 г. - 12 (75%).

С 2003 г. резко увеличилось число детей-сирот из-за преждевременной смерти родителей. По-прежнему остается высокий процент детей - социальных сирот (2003 г. - 56%, 2004 г. - 61%, 2005 г. - 88,8%, 2006 г. - 62,5%). Решающими факторами, влияющими на появление социального сиротства, являются: падение нравственных устоев, низкий материальный уровень жизни граждан, уклонение родителей от выполнения своих обязанностей, с которым связано появление семей “риска“, рост женского алкоголизма и в связи с этим - устранение матерей от воспитания детей.

В связи с тем, что с каждым годом затрудняется процесс устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи, не происходит значительного уменьшения количества детей, переданных на воспитание в государственные учреждения, особенно новорожденных (2003 г. - 1, 2004 г. - 5, 2005 г. - 2, 2006 г. - 4).

Трудность подбора кандидатов в опекуны и усыновители объясняется низким материальным
уровнем жизни граждан города; состоянием здоровья кандидатов и детей; информированностью о родителях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (отрицательная наследственность, алкоголизм, психические заболевания); отсутствием социальной поддержки опекунов и усыновителей (материальная помощь, льготы опекунам, обеспечение детей-сирот жильем).

В городе не решена проблема обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жильем. Из 110 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 43 несовершеннолетних не имеют закрепленного жилья. В настоящее время требуется отдельная жилплощадь 10 лицам из детей-сирот старше 18 лет.

В городе не используется такая форма устройства, как приемная семья, отсутствуют льготы для усыновителей и опекунов (предоставление жилья, оказание материальной помощи малообеспеченным семьям из числа опекунов и усыновителей и т.д.).

Анализ городского банка данных семей группы социального “риска“ за 3 года показывает, что число несовершеннолетних, проживающих в неблагополучных семьях, составило 206 человек в 2004 году, 185 - в 2005 году, 168 - в 2006 году.

Ежегодно выявляются от 6 до 12 новых семей, относящихся к категории “неблагополучных“. Одновременно часть семей снимается с учета. Причины: достижение детьми совершеннолетия, улучшение семейной обстановки, перевод с городского на школьный учет, в связи с уменьшением риска социальной дезадаптации. Вместе с тем в городе насчитывается порядка 200 несовершеннолетних, чья судьба, психологическое и социальное благополучие находятся в зоне риска. Поэтому проблема оказания помощи остается постоянной, актуальной.

Реализация Программы позволит выполнить на городском уровне систему мер, направленных на реализацию государственной политики по отношению к детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, детям семей группы “риска“.

III. Основные направления реализации Программы

Реализация Программы будет осуществляться по следующим направлениям:

1) разработка комплекса мер по развитию семейных форм устройства детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, по сокращению роста числа детей-сирот при живых родителях;

2) создание эффективной психологической, медицинской и педагогической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, их социальной и трудовой адаптации, полноценной интеграции в общество;

3) расширение правовых гарантий детей и подростков, защита их имущественных и других интересов;

4) улучшение социальной, психологической подготовки и переподготовки воспитателей, учителей, психологов, социальных педагогов, руководителей, необходимых для работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, по развитию их потенциальных возможностей;

5) создание для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, равных возможностей, позволяющих удовлетворить их потребность в физическом, психическом и социальном развитии;

6) реализация механизма обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения;

7) совершенствование материально-технической базы органов опеки и попечительства, Центра социально-психологической помощи детям и подросткам, работающих с детьми-сиротами, детьми семей группы “риска“, детьми, нуждающимися в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

IV. Ресурсное обеспечение Программы

Финансирование программных мероприятий определено в пределах средств, выделяемых из местного бюджета муниципальному учреждению “Управление образования и молодежной политики города Сасово“.

Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению.

Наименование раздела (мероприятия). Объем финансирования (в тыс. руб.).

2007 г. 2008 г. 2009 г. Всего.

1. Наименование раздела (мероприятия) - ведение банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, детей семей группы социального “риска“. Объем финансирования (в тыс. руб.): 2007 г. - 1; 2008 г. - 1; 2009 г. - 1. Всего - 3.

2. Наименование раздела (мероприятия) - ведение банка данных о жилье для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Объем финансирования (в тыс. руб.): 2007 г. - 1;
2008 г. - 1; 2009 г. - 1. Всего - 3.

3. Наименование раздела (мероприятия) - ведение банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в государственных учреждениях области, г. Сасово (школе-интернате, ПЛ, техникумах). Объем финансирования (в тыс. руб.): 2007 г. - 1; 2008 г. - 1; 2009 г. - 1. Всего - 3.

4. Наименование раздела (мероприятия) - оформление материалов для регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, не устроенных в г. Сасово (приобретение цифрового фотоаппарата, изготовление фотографий, пересылка). Объем финансирования (в тыс. руб.): 2007 г. - 0,2; 2008 г. - 10; 2009 г. - 0,3. Всего - 10,5.

5. Наименование раздела (мероприятия) - создание системы информирования граждан города о семейном устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - изготовление плакатов, листовок; - размещение социальной рекламы (информации) в печатных изданиях, по местному телевидению. Объем финансирования (в тыс. руб.): 2007 г. - 3; 2008 г. - 3; 2009 г. - 3. Всего - 9.

6. Наименование раздела (мероприятия) - создание и финансирование приемных семей.

7. Наименование раздела (мероприятия) - организация “Школы приемных родителей“ на базе ЦСППДП. Объем финансирования (в тыс. руб.): 2007 г. - 5; 2008 г. - 5; 2009 г. - 5. Всего - 15.

8. Наименование раздела (мероприятия) - своевременная выплата денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством).

9. Наименование раздела (мероприятия) - приобретение для органов опеки с целью ведения государственного банка данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, компьютера. Объем финансирования (в тыс. руб.): 2008 г. - 30. Всего - 30.

10. Наименование раздела (мероприятия)
- приобретение оборудования и мебели для Центра социально-психологической помощи детям и подросткам:

- телевизор, DVD - 2008 г. - 13. Всего - 13.

- компьютер - 2008 г. - 30. Всего - 30.

- мягкая мебель - 2009 г. - 35. Всего - 35.

- ковер - 2009 г. - 3. Всего - 3.

- столы - 2007 г. - 15. Всего - 15.

- стулья - 2007 г. - 5. Всего - 5.

- шкафы - 2008 г. - 20. Всего - 20.

- видеокамера, цифровой фотоаппарат - 2009 г. - 20. Всего - 20.

Объем финансирования (в тыс. руб.): 2007 г. - 20; 2008 г. - 63; 2009 г. - 58. Всего - 141.

11. Наименование раздела (мероприятия) - создание фонда экстренной социальной помощи детям, семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Объем финансирования (в тыс. руб.): 2007 г. - 6; 2008 г. - 6; 2009 г. - 6. Всего - 18.

12. Наименование раздела (мероприятия) - создание благоприятных условий для обучения и проживания детей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации. Организация мероприятий, направленных на профилактику асоциального поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей семей группы“ риска“. Приобретение программного обеспечения. Объем финансирования (тыс. руб.): 2009 г. - 25. Всего - 25.

13. Наименование раздела (мероприятия) - курсы повышения квалификации для специалистов:

- органов опеки и попечительства. Объем финансирования (в тыс. руб.): 2007 г. - 5; 2008 г. - 5; 2009 г. - 5. Всего - 15.

- ЦСППДП. Объем финансирования (в тыс. руб.): 2007 г. - 10; 2008 г. - 10; 2009 г. - 10. Всего - 30.

14. Наименование раздела (мероприятия) - ввести 1 ставку специалиста органов опеки и попечительства в соответствии с рекомендациями Министерства образования (1 ставка на 2 тысячи детей).

15. Наименование раздела (мероприятия) - создание фонда поощрения усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей, создавших для детей комфортные условия для проживания, воспитанники которых достигли заметных результатов в учебе и воспитании. Объем финансирования. Итого: 2007 г. - 52,2; 2008 г. - 135; 2009 г. - 115,3; всего - 302,5.

Финансирование приемных семей и выплата денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), предусмотрено из местного и областного бюджетов и запланировано по отдельной статье.

V. Оценка эффективности реализации Программы

Эффективность Программы будет оцениваться по следующим показателям:

- своевременное выявление детей, нуждающихся в помощи и поддержке государства;

- увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых на воспитание в семьи граждан;

- улучшение жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья;

- укрепление материально-технической базы учреждений, работающих с детьми-сиротами;

- улучшение качества жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей семей группы социального “риска“.