Российские законы

Решение Арбитражного суда Рязанской области от 19.03.2010 N А54-151/2010-С2 <В удовлетворении заявленных требований отказано, поскольку оспариваемое постановление органа местного самоуправления об утверждении схемы расположения подлежащего выкупу земельного участка не затрагивает интересов предпринимателя на текущий момент, так как схема расположения участка не определяет его основные параметры: площадь и границы земельного участка>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 19 марта 2010 г. N А54-151/2010-С2

(извлечение)

Судья Арбитражного суда Рязанской области Грачев В.И., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Т. к Администрации муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области о признании недействительным постановления Администрации,

установил:

Индивидуальный предприниматель Т. обратилась в Арбитражный суд с заявлением к Администрации муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области, в котором просит признать недействительным Постановление главы администрации муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области от 21 декабря 2009 года N 1351 “Об утверждении гр. Т. схемы расположения земельного участка по адресу: Рязанская область, Шиловский район, Мосоловское сельское поселение, с. Мосолово,
для размещения и обслуживания здания механической мастерской“, а также просит признать незаконными действия Администрации, связанные с утверждением схемы расположения земельного участка, на котором отсутствует здание механической мастерской; действия, связанные с внесением и утверждением сведений об ориентировочной площади земельного участка, о категории земельного участка и геодезических данных его расположения на кадастровом плане; признать незаконным бездействие Администрации, заключающееся в непринятии необходимых мер по указанию надлежащего земельного участка на утвержденной схеме его расположения, и обязать Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя, связанные с принятием оспариваемого постановления, а также с вышеперечисленными действиями и бездействием.

В заседании Арбитражного суда представители предпринимателя поддержали заявленные требования.

Предложение Арбитражного суда об уточнении предмета заявленных требований представители предпринимателя отклонили, настаивая на рассмотрении требований, изложенных в заявлении от 18 января 2010 года.

Представители Администрации не признали заявление предпринимателя, пояснив свою позицию отсутствием оснований для оспаривания принятого постановления, утвердившего схему расположения подлежащего выкупу земельного участка, на котором находится здание механической мастерской. В судебном заседании представители Администрации подчеркнули, что схема расположения земельного участка, утвержденная оспариваемым Постановлением от 21 декабря 2009 года N 1351, именно отражает земельный участок, на территории которого находится здание механической мастерской предпринимателя.

В ходе рассмотрения материалов дела установлено:

Индивидуальный предприниматель Т. 2 октября 2006 года обратилась в Администрацию муниципального образования - Шиловский муниципальный район Рязанской области с заявлением о выкупе земельного участка общей площадью 4 325 кв. м, находящегося по адресу: Рязанская область, Шиловский район, с. Мосолово, ул. Рощина, и на котором расположен принадлежащий ей на праве собственности объект недвижимости - здание механической мастерской. Здание механической мастерской выкуплено предпринимателем в процессе
приватизации имущества акционерного общества открытого типа “Рязанский завод электронных приборов“ (договор купли-продажи от 16.06.2001 N 06-50/кп; том 1, стр. 18).

По заявлению предпринимателя главой Администрации муниципального образования принято Постановление от 21.12.2009 N 1351 “Об утверждении гр. Т. схемы расположения земельного участка по адресу: Рязанская область, Шиловский район, Мосоловское сельское поселение, с. Мосолово, для размещения и обслуживания здания механической мастерской“. Согласно данному постановлению утверждена схема расположения земельного участка, выделенного для размещения и обслуживания здания механической мастерской, ориентировочной площадью 1 273 кв. м. Предпринимателю Т. было предложено (пункт 2 постановления) осуществить выполнение в отношении данного земельного участка кадастровых работ и поставить его в установленном порядке на кадастровый учет.

Принятое Администрацией муниципального образования постановление предприниматель просит признать недействительным, а также просит признать незаконными действия Администрации связанные с утверждением схемы расположения земельного участка, на котором отсутствует здание механической мастерской; действия, связанные с внесением и утверждением сведений об ориентировочной площади земельного участка, о категории земельного участка и геодезических данных его расположения на кадастровом плане; признать незаконным бездействие Администрации, заключающееся в непринятии необходимых мер по указанию надлежащего земельного участка на утвержденной схеме его расположения, и обязать Администрацию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя, связанные с принятием оспариваемого постановления, а также с вышеперечисленными действиями и бездействием.

Оценив материалы дела и доводы представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд считает необходимым в удовлетворении заявления предпринимателя отказать.

В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной
или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Согласно пункту 1 статьи 37 объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

Согласно пункту 7 статьи 36 Кодекса в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом “О государственном кадастре недвижимости“.

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В заседании Арбитражного суда представители Администрации подтвердили право собственности предпринимателя Т. на здание механической мастерской, расположенной по адресу: Рязанская область, Шиловский район, с. Мосолово, и необходимость выделения ей для выкупа земельного участка ориентировочной площадью 1 273,0 кв. м. для размещения и обслуживания этого здания. В судебном заседании представители Администрации также пояснили, что утвержденная схема расположения здания механической мастерской полностью включает
в себя площадь земельного участка, занимаемого зданием.

Возражения представителей предпринимателя относительно неопределенности расположения здания механической мастерской на утвержденной схеме Арбитражный суд находит неосновательными. Представленная Администрацией схема (приложение к Постановлению главы администрации от 21.12.2009 N 1351) отражает действительное расположение здания механической мастерской на утвержденной схеме и полностью включает занимаемую им площадь на предполагаемом к отводу земельном участке.

Необходимо отметить, что доказательств, свидетельствующих о соответствии площади испрашиваемого земельного участка (4 325 кв. м по заявлению предпринимателя от 02.10.2006) размеру участка, необходимого для размещения и обслуживания здания мехмастерской, предпринимателем в заседание Арбитражного суда не представлено. Из содержания договора купли-продажи здания от 16.06.2001 N 06-50/кп видно, что общая площадь приобретенного нежилого помещения составляет только 787,82 кв. м. Технический паспорт на здание механической мастерской, который имеется на текущий момент, предприниматель по определению Арбитражного суда в заседание не представила.

Статьей 20 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ “О землеустройстве“ предусмотрено, что карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности. Форма карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости
или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 данного Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

В соответствии с пунктами 1, 8 - 10 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости“ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с данным Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение
границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.

Учитывая изложенные требования закона, площадь земельного участка и местоположение его границ определяются при производстве землеустроительных работ для постановки этого земельного участка на кадастровый учет. Такое заключение поддерживается судебной практикой (Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29.09.2009 по делу N А36-181/2009).

Таким образом, оспариваемое постановление Администрации от 21.12.2009 N 1351 об утверждении схемы расположения подлежащего выкупу земельного участка не затрагивает интересов предпринимателя на текущий момент, так как схема расположения участка не определяет его основные параметры: площадь и границы земельного участка. Эти вопросы подлежат разрешению на последующих этапах оформления выкупа земельного участка - в ходе проведения землеустроительных работ и принятия Администрацией постановления об отводе в собственность конкретного земельного участка.

Площадь земельного участка при этом должна определяться с учетом требований пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса РФ.

Согласно статье 13 Гражданского кодекса РФ, статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 “О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным лишь при одновременном его несоответствии закону или иным правовым актам и нарушении гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица (предпринимателя).

Доказательств, свидетельствующих о нарушении оспариваемым постановлением указанных норм закона, предпринимателем Т. не представлено. Поскольку предприниматель не подтвердила факты нарушения оспариваемым ненормативным актом органа местного самоуправления принадлежащих ей прав, то оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

В
силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если Арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 167, 170 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Т.Н.Н. отказать.