Протест Прокуратуры Михайловского района Рязанской области от 22.03.2010 N 14-н-2010 “На п. 1.5.4, 2.1, 2.4, 2.62 Правил по обеспечению благоустройства, чистоты и порядка на территории МО - Михайловское городское поселение, утвержденных решением Совета депутатов МО - Михайловское городское поселение Михайловского муниципального района Рязанской области от 29 апреля 2009 года N 8“
ПРОКУРАТУРА МИХАЙЛОВСКОГО РАЙОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИПРОТЕСТ
от 22 марта 2010 г. N 14-н-2010
НА П. 1.5.4, 2.1, 2.4, 2.62 ПРАВИЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
БЛАГОУСТРОЙСТВА, ЧИСТОТЫ И ПОРЯДКА НА ТЕРРИТОРИИ МО -
МИХАЙЛОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ, УТВЕРЖДЕННЫХ РЕШЕНИЕМ
СОВЕТА ДЕПУТАТОВ МО - МИХАЙЛОВСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ
МИХАЙЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ 29 АПРЕЛЯ 2009 ГОДА N 8
Прокуратурой района проведена проверка правовых актов органов местного самоуправления.
В ходе проверки установлено, что п. 1.5.4, 2.1, 2.4, 2.62 Правил по обеспечению благоустройства, чистоты и порядка на территории МО - Михайловское городское поселение, утвержденных решением Совета депутатов МО - Михайловское городское поселение Михайловского муниципального района Рязанской области от 29 апреля 2009 года N 8, противоречат действующему законодательству.
Так, согласно п. 1.5.4 Правил “зеленые линии“ - границы территории, закрепленной администрацией за предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами, с отступом от границ земельного участка, предназначенной для уборки и благоустройства.
В силу п. 2.1 Правил уборка территории проводится предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами в границах собственных и закрепленных решением администрации за ними земельных участков, а также прилегающих к ним территорий в границах “зеленых линий“.
Согласно п. 2.4 Правил уборка проезжей части улиц, переулков, дорог, площадей возлагается на предприятия жилищно-коммунального хозяйства, а территорий, прилегающих к земельным участкам, находящимся в собственности, владении, пользовании предприятий, учреждений, организаций и граждан, - на землепользователей в границах, очерченных “зелеными линиями“.
В соответствии с п. 2.62 Правил в границах закрепленной территории (“зеленой линии“) выполняются следующие работы:
- уборка мусора и снега;
- борьба с сорняками и скашивание травы;
- озеленение, обрезка деревьев и кустарников.
Указанные пункты противоречат действующему законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3, 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ к вопросам местного значения поселения в том числе относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Наличие функций по организации благоустройства и озеленения территории поселения не свидетельствует о наличии права у органов местного самоуправления незаконно возлагать на хозяйствующие субъекты обязанность по уборке и благоустройству муниципальной территории, не находящейся в пользовании у предприятий, учреждений, организаций, в случае если иное не установлено законом.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Действующие нормативные правовые акты предусматривают необходимость создания санитарно-защитных зон предприятий, а также их благоустройство.
В силу пункта 2.6. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов“, предприятия, группы предприятий, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющиеся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами.
Санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека.
В соответствии с пунктом 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарные правила устанавливают гигиенические требования к размеру санитарно-защитных зон в зависимости от санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов, требования к их организации и благоустройству. Согласно пункту 2.9 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона должна иметь последовательную проработку ее территориальной организации, озеленения и благоустройства на всех этапах разработки всех видов градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного предприятия и/или группы предприятий.
Указанными пунктами Правил устанавливается обязанность осуществлять уборку территории поселения в пределах “зеленых линий“.
Федеральным законодательством понятие “зеленые линии“ не определено.
Понятия “зеленые линии“ и “санитарно-защитная зона“ не идентичны.
Понятие “зеленые линии“, содержащееся в п. 1.4.1 Правил, не предусматривает дифференцированных критериев определения границ территории с учетом классификации предприятий и требований СанПиН.
Не соотносится понятие “зеленые линии“ также и с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 “Санитарные правила содержания территорий населенных мест“.
Неопределенность термина “зеленые линии“ позволяет произвольно определять границы территорий, подлежащих уборке.
Вместе с тем, по смыслу статей 1 (части 1), 19 (частей 1 и 2), 34 и 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как правовом государстве законы и нормативные правовые акты должны содержать четкие и понятные нормы.
Одним из основных требований, предъявляемых к нормативным актам, является их исполнимость.
Согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96, к коррупционным факторам относятся: выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц); принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов; юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Факт наличия в нормативном акте положений, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, сам по себе нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку незаконно возлагает на указанные субъекты ряд обязанностей.
Как было указано выше, согласно данным Правилам в обязанность предприятий, учреждений, организаций вменяется как регулярная, так и периодическая уборка закрепленных территорий.
Хозяйственные отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в составе муниципальной собственности, строятся исключительно на договорной основе.
Согласно статье 7 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Следовательно, указанные нормы Правил нуждаются в пересмотре и подлежат приведению в соответствие с действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“,
требую:
Правила по обеспечению благоустройства, чистоты и порядка на территории МО - Михайловское городское поселение, утвержденные решением Совета депутатов МО - Михайловское городское поселение Михайловского муниципального района Рязанской области от 29 апреля 2009 года N 8, привести в соответствие с действующим законодательством.
Настоящий протест подлежит рассмотрению на ближайшем заседании Совета депутатов МО - Михайловское городское поселение с участием прокурора района.
О результатах рассмотрения протеста надлежит сообщить прокурору района в письменной форме.
Заместитель прокурора района,
советник юстиции
М.С.ЧЕРКАСОВ