Российские законы

Решение Арбитражного суда Рязанской области от 25.03.2011 N А54-585/2011 <Заявленные требования о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, удовлетворены, поскольку продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха водителя вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену)>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 25 марта 2011 г. N А54-585/2011

(извлечение)

В Арбитражный суд Рязанской области обратилось Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области (далее - УГАДН по Рязанской области, Управление, административный орган, заявитель) с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя З.Ю.В. (далее - Предприниматель З.Ю.В., предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании представитель УГАДН по Рязанской области требование поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении, просит привлечь индивидуального предпринимателя З.Ю.В. за совершение административного правонарушения, за которое частью 3, статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде
административного штрафа в размере 3000 руб.

Предприниматель З.Ю.В. в судебное заседание не явилась. Предпринимателю З.Ю.В. определение суда о принятии заявления к производству от 24.02.2011 направлено по адресу места регистрации: <...>.

Определение суда получено Предпринимателем З.Ю.В. 28.02.2011, о чем имеется подпись и штемпель отделения почтовой связи на карточке почтового уведомления.

В силу части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гражданин считается извещенным надлежащим образом, если судебное извещение вручено ему лично или совершеннолетнему лицу, проживающему совместно с этим гражданином, под расписку на подлежащем возврату в Арбитражный суд уведомлении о вручении либо ином документе с указанием даты и времени вручения, а также источника информации.

Согласно пункту 6 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом Арбитражным судом, если имеются доказательства вручения или направления судебного извещения в порядке, установленном частями 2 и 3 статьи 122 настоящего Кодекса.

Основываясь на данных нормах закона, суд считает, что Предприниматель З.Ю.В. надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства.

В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд счел возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим
образом в порядке, предусмотренном статьями 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов настоящего дела следует, что индивидуальный предприниматель З.Ю.В. имеет лицензию N АСС-62-901007, со сроком действия с 12.12.2001 по 11.12.2009. Срок лицензии продлен до 11.12.2014 на основании приказа УГАДН по Рязанской области ФСНСТ от 03.12.2009 87-п.

На основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) от 31.01.2011 N 043 сотрудником УГАДН по Рязанской области проведена внеплановая выездная проверка в отношении индивидуального предпринимателя Е.В.В., осуществляющего перевозки пассажиров автомобильным транспортом, с целью контроля выполнения предписания от 20.12.2010 N 050-БР, выданного УГАДН по Рязанской области ФСНСТ для устранения выявленных нарушений обязательных требований. Срок выполнения предписания - до 10.01.2011.

С распоряжением Предприниматель З.Ю.В. ознакомлена под роспись 02.02.2011.

Внеплановая проверка проведена сотрудником Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области в присутствии индивидуального предпринимателя З.Ю.В.

В ходе данной проверки сотрудником Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области было установлено, что индивидуальный предприниматель З.Ю.В. осуществляла деятельность по перевозке пассажиров с нарушением лицензионных требований и условий, предусмотренных пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 N 637, а именно:

- допущены случаи переработки водителями
сменных норм рабочего времени и сокращение времени междусменного (ежедневного) отдыха, чем нарушены требования пунктов 11, 25 “Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей“, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15.

Вышеперечисленные нарушения отражены в акте внеплановой выездной проверки органом государственного контроля (надзора) индивидуального предпринимателя от 14.02.2011 N 011-БР, который вручен индивидуальному предпринимателю З.Ю.В. - 14.02.2011 под роспись.

14.02.2011 сотрудником Управления государственного автодорожного надзора по Рязанской области в присутствии индивидуального предпринимателя З.Ю.В. составлен протокол об административном правонарушении серии А-62 N 000020 по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В разделе “Объяснения должностного лица З.Ю.В.“ данного протокола, индивидуальным предпринимателем З.Ю.В. написано “Ознакомлена, согласна с нарушениями. Устраню.“.

Индивидуальному предпринимателю З.Ю.В. разъяснены права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации и статья 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С указанным протоколом об административном правонарушении индивидуальный предприниматель З.Ю.В. ознакомлена, копия ею получена - 14.02.2011.

Осуществление деятельности с нарушением лицензионных условий влечет за собой административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, Управление государственного автодорожного надзора по Рязанской области обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с настоящим заявлением.

Рассмотрев и оценив материалы настоящего дела, заслушав доводы представителя заявителя, Арбитражный суд Рязанской области считает, что заявленное
Управлением государственного автодорожного надзора по Рязанской области требование подлежит удовлетворению. При этом Арбитражный суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального Закона “О лицензировании отдельных видов деятельности“ от 08.08.2001 N 128-ФЗ (далее - Закон) деятельность по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом подлежит лицензированию.

Указанный Федеральный Закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 Закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 45 “Об организации лицензирования отдельных видов деятельности“ утвержден перечень органов федеральной исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, согласно которому на Ространснадзор России возложены полномочия по лицензированию деятельности по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и установлению своими положениями требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 515 “Об утверждении Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации“ контроль за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий возложен на Российскую транспортную инспекцию.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398 “Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта“ установлено, что
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта при реализации своих полномочий осуществляет, в том числе специальные разрешительные, контрольные и надзорные функции, возложенные в соответствии с законодательством Российской Федерации на органы Российской транспортной инспекции. З.Ю.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя на основании свидетельства Межрайонной ИФНС России N 2 по Рязанской области за основным государственным регистрационным номером <...>.

В соответствии с выданной индивидуальному предпринимателю З.Ю.В. лицензией, она, как владелец лицензии обязана: обеспечивать наличие лицензионных карточек у водителя на каждом транспортном средстве при работе на линии; представлять лицензионному органу по его требованию сведения о лицензируемой деятельности; выполнять Устав автомобильного транспорта, правила перевозок, правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, установленные требования по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом; осуществлять меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и соблюдению экологических норм.

Пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 N 637, установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом являются:

а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению,
конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;

б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;

в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона “О безопасности дорожного движения“ основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;

г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации;

е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование;

ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации;

и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств. Следовательно, одним из
лицензионных требований является выполнение требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.

1. Согласно пункту 11 раздела 11 “Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей“, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15, при суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

В ходе внеплановой выездной проверки путевых листов Предпринимателя З.Ю.В. за январь 2011, УГАДН по Рязанской области установлены случаи переработки водителем сменных норм рабочего времени и сокращение времени междусменного (ежедневного) отдыха, а именно:

- водитель А.К.И.: 22.01.2011 рабочее время водителя до 20 час. 38 мин., начало следующей смены - 23.01.2011 в 06 час. 12 мин, время междусменного отдыха составило 09 час. 34 мин, что на 02 час. 26 мин. меньше минимально допустимого (не менее 12 часов), без учета подготовительно-заключительного времени и времени проведения медицинского осмотра водителя;

- водитель А.И.И.: 25.01.2011 рабочее время водителя до 21 час. 38 мин., начало следующей смены - 26.01.2011 в 07 час. 02 мин, время междусменного отдыха составило 09 час. 24 мин, что на 02 час. 36 мин. меньше минимально допустимого (не менее 12 часов),
без учета подготовительно-заключительного времени и времени проведения медицинского осмотра водителя;

- водитель М.М.Н.: 19.01.2011 рабочее время водителя до 21 час. 06 мин., начало следующей смены - 20.01.2011 в 06 час. 00 мин, время междусменного отдыха составило 08 час. 54 мин, что на 03 час. 06 мин, меньше минимально допустимого (не менее 12 часов), без учета подготовительно-заключительного времени и времени проведения медицинского осмотра водителя;

23.01.2011 рабочее время водителя до 20 час. 52 мин., начало следующей смены - 24.01.2011 в 05 час. 54 мин, время междусменного отдыха составило 09 час. 02 мин, что на 02 час. 58 мин. меньше минимально допустимого (не менее 12 часов), без учета подготовительно-заключительного времени и времени проведения медицинского осмотра водителя.

В соответствии с пунктом 25 раздела 111 “Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей“, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов. На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности
времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей - не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.

В ходе внеплановой выездной проверки путевых листов Предпринимателя З.Ю.В. за январь 2011, УГАДН по Рязанской области установлены случаи переработки сменной нормы рабочего времени, а именно:

- водитель М.М.Н. 19.01.2011 приступил к работе в 06 час. 06 мин., а возвратился из рейса в 21 час. 06 мин., рабочее время (с учетом времени для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов) составило 13 час. 00 мин., что на 01 час. 00 мин. больше максимально допустимого (не более 12 часов), без учета подготовительно-заключительного времени и времени проведения медицинского осмотра водителя;

- водитель А.И.И. 25.01.2011 приступил к работе в 06 час. 38 мин., а возвратился из рейса в 21 час. 38 мин., рабочее время (с учетом времени для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов) составило 13 час. 00 мин., что на 01 час. 00 мин. больше максимально допустимого (не более 12 часов), без учета подготовительно-заключительного времени и времени проведения медицинского осмотра водителя.

В ходе опроса 14.02.2011 на вопросы сотрудника УГАДН по Рязанской области: почему водители работают ежедневно по 13 - 14 часов в сутки, и почему не обеспечено соблюдение междусменного режима труда и отдыха водителей, Предприниматель З.Ю.В. объяснила это нехваткой водительского состава.

Факт нарушения отражен в протоколе об административном правонарушении от 14.02.2011 А-62 N 000020, акте внеплановой выездной проверки от 14.02.2011 N 011-БР и подтверждается материалами дела.

Невыполнение требований, вышеперечисленных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации является нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и влечет установленную действующим законодательством Российской Федерации административную ответственность.

Арбитражный суд считает необходимым отметить, что деятельность, связанная с использованием транспорта, тем более, пассажирского транспорта, является деятельностью повышенной опасности. Обязанность индивидуального предпринимателя при ведении лицензируемой деятельности - строгое соблюдение условий лицензирования. Цель лицензирования транспортных услуг - обеспечение безопасности, как для водителей и пассажиров, так и для всех участников дорожного движения, поэтому любое отступление от установленных правил негативно влияет на деятельность по перевозке граждан, угрожает безопасности граждан, создает условия для совершения водителями дорожно-транспортных происшествий. Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых органы, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевших, свидетелей, заключениями экспертов, вещественными доказательствами.

Протокол об административном правонарушении от <...> серия <...> N <...>, как доказательство совершения индивидуальным предпринимателем З.Ю.В. административного правонарушения, соответствует требованиям, установленным статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении Арбитражным судом не установлено. Факт совершения административного правонарушения индивидуальный предприниматель З.Ю.В. признала, о чем свидетельствует объяснение, содержащееся в вышеуказанном протоколе.

В соответствии со статьей 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию, иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (примечание к ст. 2.4) лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Российской Федерации Кодекса об административных правонарушениях, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

Состав указанного правонарушения образует любой факт (один или несколько) нарушения лицензионных условий.

Вина индивидуального предпринимателя З.Ю.В. в нарушении ряда лицензионных требований и условий доказана, что является достаточным основанием для привлечения ее к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В представленном в Арбитражный суд заявлении УГАДН по Рязанской области в качестве отягчающего вину предпринимателя обстоятельства указало на неоднократность привлечения индивидуального предпринимателя З.Ю.В. к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - решения Арбитражного суда Рязанской области от 27.02.2010 по делу N А54-4/2010, от 16.04.2010 по делу N А54-708/2010; от 16.06.2010 N А54-2054/2010.

Обстоятельств смягчающих ответственность в ходе судебного разбирательства судом не установлено. С учетом множественности допущенных Предпринимателем З.Ю.В. нарушений и привлечения ее ранее к административной ответственности за аналогичные нарушения, Арбитражный суд считает, что индивидуального предпринимателя З.Ю.В. следует привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложить на нее административный штраф в размере 4000 руб.

Руководствуясь частью 3 статьи 14.1, статьями 2.4, 4.2, 4.3, 23.1, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 167 - 170, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

1. Привлечь индивидуального предпринимателя З.Ю.В., <...> рождения, уроженку г. Рязани, проживающую по адресу: <...>, зарегистрированную в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 3046234154000040, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Взыскать с индивидуального предпринимателя З.Ю.В., <...> рождения, уроженки г. Рязани, проживающей по адресу: <...>, зарегистрированной в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером <...>, административный штраф в размере 4000 руб., для зачисления его по следующим реквизитам: Получатель - УФК по Рязанской области (УГАДН по Рязанской области) ИНН <...> КПП <...> Р/с <...> ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области БИК <...> ОКАТО <...> КБК <...>.

3. Доказательства уплаты административного штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Рязанской области по адресу: г. Рязань, ул. Почтовая, д. 43/44.

В случае неуплаты административного штрафа в тридцатидневный срок и непредставления доказательств об уплате штрафа, судом будет направлена копия решения в службу судебных приставов-исполнителей на принудительное взыскание суммы штрафа.

4. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.

На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьей 181, частью 4.1 статьи 206, статьями 275, 276, частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.