Решение Арбитражного суда Рязанской области от 08.06.2011 N А54-2020/2011 <Заявленные требования о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ удовлетворены, поскольку общество осуществляло запрещенную деятельность по организации азартных игр вне игорных зон, что подтверждается объяснениями участников азартной игры и администратора клуба, а также актом проверочной закупки>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИРЕШЕНИЕ
от 8 июня 2011 г. N А54-2020/2011
(извлечение)
Прокурор Железнодорожного района города Рязани (далее по тексту - Прокурор) обратился в Арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью “Блиц“ (далее по тексту - ООО “Блиц“, Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Представитель Прокурора в судебном заседании поддержал заявленное требование в полном объеме.
Представитель Общества в судебное заседание не явился, отзыва на заявление не представил. ООО “Блиц“ извещалось судом по юридическому адресу, указанному в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц.
Однако, определение суда возвращено отделением почтовой связи в связи с отсутствием адресата. Согласно п. 3 ч. 4 ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, участвующее в деле, считается надлежаще извещенным, если копия судебного акта не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем организация почтовой связи уведомила Арбитражный суд с указанием источника данной информации. Основываясь на данной норме закона, суд считает, что Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства.
В соответствии со ст. 156, ч. 3 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя Общества, извещенного о месте и времени судебного заседания в порядке ст. 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом.
Из материалов дела следует, что 28.03.2011 сотрудником отделения N 3 ОБЭП КМ УВД по г. Рязани на основании распоряжения от 28.03.2011 N 20 по адресу: г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 34/13 в помещении лотерейного клуба ООО “Блиц“ осуществлена проверочная закупка. В ходе проверки в помещении по указанному адресу был установлен факт осуществления деятельности по проведению азартных игр без специального разрешения в игорной зоне. На момент проверки в помещении находились игровые автоматы в количестве 25 шт., у которых отсутствовали средства приема-выдачи денежных знаков или их заменителей, все автоматы находились в рабочем состоянии.
Данные факты подтверждаются объяснениями участников азартной игры и администратора клуба, а также актом проверочной закупки. Согласно протоколу от 28.03.2011 ОБЭП КМ УВД по г. Рязани игровые автоматы в количестве 25 шт. опечатаны и изъяты. Телеграммой от 13.04.2011 законный представитель Общества приглашался в прокуратуру для возбуждения дела об административном правонарушении. 14 апреля 2011 года в отсутствие законного представителя Общества Прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения Прокурора в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев и оценив материалы дела, заслушав доводы представителя заявителя, Арбитражный суд считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна). В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным законом.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ в редакции Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ.
Статьей 1 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ “О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ (далее - Закон N 224-ФЗ) определено, что данный Закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 1 статьи 17 данного Закона.
Согласно статье 3 Закона N 244-ФЗ государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем: выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, - игорных зон; выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах; выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Частью 2 статьи 9 Закона N 224-ФЗ определено, что игорные зоны создаются на территориях Алтайского края, Приморского края, Калининградской области, Ростовской области и Краснодарского края. В силу пункта 3 части 1 статьи 3, пункта 8 статьи 4, части 2 статьи 13 Закона N 244-ФЗ деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом управления игорной зоной в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации (соглашением между органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации), в том числе путем проведения аукциона или конкурса.
Исходя из системного толкования норм Закона N 244-ФЗ существует запрет на деятельность по организации и проведению азартных игр вне игорных зон. Таким образом, запрещенная деятельность по организации азартных игр вне игорной зоны подлежит квалификации по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Указанный вывод согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.10.2010 N 5889/10.
Факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно, осуществление запрещенной деятельности по организации азартных игр вне игорных зон, подтверждается объяснениями участников азартной игры и администратора клуба, а также актом проверочной закупки от 28.03.2011.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях названные документы являются надлежащими доказательствами по делу. Таким образом, судом установлено наличие в действиях ООО “Блиц“ административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушения порядка вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.04.2011 судом не установлено, поскольку законный представитель Общества извещался о месте и времени вынесения постановления телеграммой от 13.04.2011.
Указанный порядок извещения судом признан надлежащим, поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности, путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом, например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи (пункт 24.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“). Полномочия сотрудников внутренних дел на осуществление проверочной закупки предусмотрены частью 7 статьи 8 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности“.
Материалами дела подтверждается, что ООО “Блиц“ не было предпринято должных и необходимых мер по недопущению осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием игрового оборудования без соответствующего разрешения (лицензии), выданного в установленном порядке, и, следовательно, в силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Общество виновно в совершении административного правонарушения. Доказательств обратного суду не представлено и в материалах дела не содержится.
Санкция части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В соответствии с п. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Учитывая, что административное правонарушение совершено ООО “Блиц“ впервые (доказательств обратного административный орган не представил), отягчающие административную ответственность обстоятельства отсутствуют, суд находит возможным наложить на Общество штраф в минимальном размере санкции, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 Кодекса, в размере 40000 руб.
Изъятые и опечатанные в ходе проверки электронные автоматы в количестве 25 штук (протокол от 28.03.2011) подлежат конфискации, поскольку исходя из положений пункта 6 статьи 16 Закона N 244-ФЗ деятельность игорных заведений, не отвечающая требования, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, должна быть прекращена до 01.07.2007. При этом, в законодательстве отсутствует ограничительное положение о допустимости конфискации лишь в отношении вещей, находящихся в собственности нарушителя.
Тем самым допускается за совершение административного правонарушения конфискация орудий или предметов, не принадлежащих нарушителю на праве собственности (эта позиция нашла косвенное подтверждение в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 1999 года N 8-П и Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2001 года N 202-О, в которых вопрос о допустимости конфискации вещей, не находящихся в собственности нарушителя, рассматривался применительно к нарушению таможенного законодательства).
Иное означало бы, что вещи, явившиеся орудием совершения административного правонарушения, остались в обороте.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
решил:
1. Привлечь общество с ограниченной ответственностью “Блиц“, расположенное по адресу: г. Пенза, ул. Московская, д. 29, зарегистрированное в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1105836001105, ИНН 5836640450, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью “Блиц“, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Московская, д. 29, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1105836001105, ИНН 5836640450, административный штраф в сумме 40000 руб. для зачисления по следующим реквизитам: Получатель - УФК Минфина России по Рязанской области (УФССП по Рязанской области) ИНН 6234011182 КПП 623401001 Расчетный счет 40101810400000010008 ГРКЦ ГУ Банка России по Рязанской области БИК 046126001 ОКАТО 61401000000 КБК 32211617000010000140.
3. Конфисковать у общества с ограниченной ответственностью “Блиц“, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Московская, д. 29, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1105836001105, ИНН 5836640450, предметы административного правонарушения - электронные автоматы, изъятые на основании протокола от 28.03.2011 и находящиеся на хранении на складе УВД г. Рязани по адресу: г. Рязань, пос. Карцево, в количестве 25 штук со следующими серийными номерами: 01529, 01793, 01257, 01794, 01795, 01262, 01796, 01261, 01800, 01799, 01798, 01797, 01804, 01701, 01802, 01803, 01254, 01805, 01806, 01807, 01808, 01812, 01811, 01810, 01809. Доказательства уплаты административного штрафа необходимо представить в Арбитражный суд Рязанской области по адресу: г. Рязань, ул. Почтовая, д. 43/44.
В случае неуплаты административного штрафа в тридцатидневный срок и непредставления доказательств об уплате штрафа, судом будет направлена копия решения в службу судебных приставов-исполнителей на принудительное взыскание суммы штрафа. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула).
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьей 181, частью 4.1 статьи 206, статьями 275, 276, частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.