Распоряжение Администрации Сахалинской области от 30.12.2002 N 745-ра “О Концепции развития туризма в Сахалинской области на период до 2010 года“
Начало действия документа - 30.12.2002.АДМИНИСТРАЦИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 30 декабря 2002 г. N 745-ра
О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
Туристическая индустрия, как отрасль Сахалинской экономики, начала формироваться по существу только в конце 90-х годов XX века.
В настоящее время впервые Правительство Российской Федерации признало в туризме не только форму активного проведения досуга, но и потенциально одну из самых доходных отраслей экономики, проявив заинтересованность в ее развитии и разработав Концепцию развития туризма, и утвердило ее распоряжением от 11.07.2002 N 954-р на период до 2005 года.
В Сахалинской области динамика объема туристско - экскурсионных услуг имеет ежегодную тенденцию к росту, несмотря на то, что анализ современного состояния инфраструктуры туризма указывает на недостаточный уровень ее развития, как по качественным, так и по количественным характеристикам.
Необходимость усиления государственной правовой и, возможно, финансовой поддержки туристической отрасли экономики очевидна, если учитывать важность роли туриндустрии в народном хозяйстве России.
В связи с необходимостью создания в области условий для развития современной туристской индустрии, обеспечивающей широкие возможности для удовлетворения потребностей жителей области, российских и иностранных туристов в туристических услугах, формирования положительного имиджа региона и инвестиционной привлекательности:
1. Утвердить Концепцию развития туризма в Сахалинской области на период до 2010 года (прилагается).
2. Комитету экономики области в срок до 1 апреля 2003 года разработать план мероприятий по реализации Концепции развития туризма в Сахалинской области на период до 2010 года.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого вице-губернатора области И.П.Малахов.
Губернатор области
И.П.Фархутдинов
Утверждена
распоряжением
администрации области
от 30.12.2002 N 745-ра
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
Концепция развития туризма в Сахалинской области (далее - Концепция) направлена на стимулирование процесса формирования современной туристической индустрии, как одной из потенциально доходных отраслей экономики области.
Под туризмом в Концепции понимаются временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
I. Современное состояние туризма
в Сахалинской области
В настоящее время на Сахалинском туристическом рынке осуществляют деятельность 46 компаний, и из года в год этот показатель увеличивается (для сравнения: в 1997 году - 17). Из них 21 имеет туроператорскую лицензию.
По итогам работы за 2001 год туркомпаниями Сахалина было принято около трех тысяч туристов, выехало около пяти тысяч человек, число занятых в туротрасли - 148 человек, объем оказанных туруслуг за год составил 31,5 млн. руб. Этот показатель увеличился по сравнению с 2000 годом в 3,4 раза. В общем объеме платных услуг туристско - экскурсионные составляют 0,8% к итогу. За 11 месяцев 2002 года объем туруслуг составил 30,1 млн. руб., число занятых в туротрасли - 196 человек.
Динамика объема выездного туризма имеет ежегодную тенденцию к росту, что обусловлено повышенной потребностью в отдыхе и рекреации у жителей северных и отдаленных регионов. Динамика объема туристско - экскурсионных услуг въездного туризма также ежегодно увеличивается и превышает показатель выездного туризма в 2 раза, несмотря на то, что количество въехавших туристов за 2001 год снизилось в 1,5 раза по сравнению с 2000 годом.
Анализ современного состояния инфраструктуры туризма указывает на недостаточный уровень ее развития, как по качественным, так и по количественным характеристикам.
Уже сейчас заполняемость двадцати гостиниц г. Южно-Сахалинска составляет 100%. Такого количества гостиниц для областного центра явно не достаточно. Объем гостиничных услуг по области за 2001 год составил 141,9 млн. руб., что в 2,3 раза больше по сравнению с 2000 годом.
Туристическая индустрия является совокупностью предприятий и организаций, принадлежащих к различным секторам экономической деятельности, производящих продукты и услуги, полностью или частично потребляемые туристами. Общественное питание, торговля, связь, здравоохранение, страхование, строительство, транспорт - все это косвенно влияет на формирование положительного или отрицательного образа туристической индустрии.
Сахалинская область - это уникальная природно - климатическая зона, и это привлекает не только наших ближайших соседей - Японию, Корею, Китай, но также туристов из США и Европы. Поэтому, развитие въездного туризма должно стать приоритетным направлением, приносящим доходы области.
Развитие въездного туризма в Сахалинской области сдерживается следующими факторами:
- отсутствием комплексной программы развития туризма в области;
- неразвитостью инфраструктуры туризма (гостиниц, ресторанов, кафе, вокзалов, транспорта, дорог и т.д.);
- отсутствием в области практики инвестирования в объекты туристической инфраструктуры;
- невысоким качеством обслуживания в туристической индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствием опыта работы компаний в условиях рыночной экономики;
- отсутствием комплексной рекламно - информационной программы по созданию имиджа туристического центра;
- не сложившейся до настоящего времени системой управления туризмом в целом по стране и в области;
- отсутствием в области действенной нормативно - правовой базы по туризму.
II. Основные цели и задачи
Концепции развития туризма в Сахалинской области
Цель Концепции - создать в области условия для развития современной туристической индустрии, обеспечивающей широкие возможности для удовлетворения потребности жителей области, российских и иностранных туристов в туристских услугах, а также внести значительный вклад в развитие экономики области, в том числе за счет налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, притока иностранной валюты, увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования природно - рекреационного и культурно - исторического потенциала.
Основные задачи Концепции состоят в следующем:
1) изучение потенциальных возможностей и путей развития туристического комплекса в Сахалинской области, отдельных видов рекреации и туризма;
2) формирование современного туристического рынка на основе развития здоровой деловой конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе туристических организаций;
3) разработка нормативно - правовой базы устойчивого развития туризма;
4) создание условий для развития разнообразных видов туризма;
5) расширение международного сотрудничества;
6) стимулирование развития материальной базы путем привлечения инвестиций для реконструкции прежних и строительства новых туристических объектов;
7) эффективное и рациональное использование существующих ресурсов;
8) формирование современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристических кадров, осуществление научных исследований в сфере туризма;
9) разработка информационно - аналитического банка данных и системы социально - экономической оценки эффективности туристической деятельности на территории области;
10) совершенствование системы информационного обеспечения, проведения активной рекламной деятельности для формирования положительного туристического имиджа Сахалинской области.
III. Механизм реализации Концепции
Механизм реализации Концепции предусматривает отработку организационно - финансовых схем развития инфраструктуры и материальной базы туризма. Развитие материальной базы туризма будет осуществляться путем реализации конкретных проектов путем привлечения кредитов банков, за счет привлечения собственных средств предприятий, прямых отечественных и иностранных инвестиций.
Выполнение указанных задач требует:
1. проведение комплекса исследований туристического потенциала в районах, прогнозирование конъюнктуры туристического рынка;
2. разработку научно обоснованных норм рекреационных нагрузок территорий с учетом ее функционального зонирования для обеспечения устойчивого развития туризма;
3. рекламно - информационного обеспечения развития туризма, что предусматривает:
а) подготовку и издание базового пакета информационно - рекламных материалов о возможностях туристического отдыха и санаторно - оздоровительного лечения;
б) участие в организации и проведении туристических конференций, ярмарок, выставок;
в) расширение связей с туристическими организациями, создание информационных банков данных компаний, туров, маршрутов;
г) содействие в развитии сети молодежных туристических организаций, клубов и секций;
4. развитие функциональной деятельности природного парка на территории острова Монерон;
5. взаимодействие с государственными территориальными органами исполнительной власти по вопросам развития туристической деятельности;
6. проведение мероприятий по улучшению общей инфраструктуры туризма и санитарно - экологической ситуации.
IV. Социально - экономическая эффективность
реализации Концепции
Главный социальный эффект будет состоять в создании условий для удовлетворения потребностей населения Сахалинской области и Российской Федерации в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям. Реализация Концепции станет одним из факторов решения проблемы занятости населения. В сфере туризма будут созданы новые рабочие места. Значительно укрепится материальная база туризма, расширится география и многообразие туристических маршрутов.
Формирование туристического комплекса Сахалинской области окажет стимулирующее воздействие на развитие предприятий других отраслей экономики (гостиничного хозяйства, пищевой промышленности, торговли, производства товаров народных промыслов, учреждений культуры, дорожной сети и средств связи), внесет существенный вклад в структурную перестройку народнохозяйственного комплекса. В результате осуществления Концепции будут созданы условия для сохранения и возрождения объектов культуры и природного потенциала области, прежде всего, в важнейших центрах развития туризма: южной части Сахалина, Поронайском, Углегорском, Смирныховском, Тымовском, Александровск-Сахалинском, Ногликском, Охинском районах, Курильской гряды, в Природном парке “Остров Монерон“.
Развитие туристской сферы увеличит поступления в бюджеты всех уровней, прежде всего, за счет увеличения доходов от прямых и косвенных услуг, максимальной загрузки существующей материальной базы оздоровления и отдыха, реализации сувениров и изделий народных промыслов. Намеченные меры будут способствовать расширению притока в область российских и иностранных туристов. Развитие в Сахалинской области высокоэффективного туристического комплекса еще более повысит ее привлекательность как сферы международного предпринимательства и делового сотрудничества, создаст стимулы для притока капитала в экономику.
Эффективная реализация Концепции развития туризма и программы мероприятий по ее осуществлению в Сахалинской области:
обеспечивает развитие туризма с учетом сохранения природного ландшафта и биоресурсов, долгосрочных интересов местного населения;
способствует развитию индустрии туризма, стимулирует увеличение туристских потоков и привлечение инвестиций в туристическую отрасль;
создает условия для возрождения и сохранения традиций, культуры проживания и рационального природопользования на территории области коренных малочисленных народностей Севера;
содействует различным формам сотрудничества с соседними регионами и областями в развитии внутреннего и международного туризма;
способствует созданию действенной нормативно - правовой базы в сфере туризма в соответствии с законодательством Российской Федерации;
поддерживает и защищает права и интересы, обеспечивает равные условия производителей туристического продукта, способствует развитию деловой конкуренции;
формирует представление о Сахалинской области, как о регионе, благоприятном для туризма, и содействует продвижению туристического продукта.
Приложение
к Концепции развития туризма
в Сахалинской области
СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии с Концепцией развития туризма в РФ и Концепцией развития туризма в Сахалинской области должна разрабатываться Программа развития туризма в Сахалинской области.
Основной идеей развития въездного туризма в Программе будет создание небольших туристических комплексов в районах области, в местах, по природным условиям наиболее благоприятных для туризма. В Южно-Сахалинске создание подобных комплексов или использование существующих гостиничных комплексов нецелесообразно в связи с малой архитектурно - исторической ценностью и отсутствием качественной индустрии развлечений.
Учитывая то, что Сахалинская область не может являться идеальным объектом курортно - пляжного туризма, а также исторического туризма, как наиболее популярных видов отдыха в мире, используя богатейшие природные возможности, можно развивать следующие виды туризма:
- природный;
- экстремальный;
- охотничий и рыболовный;
- экологический;
- научный;
- лечебный (особенно бальнеологический);
- этнографический;
- спортивный;
- дайвинг;
- горный;
- рекреационный;
- исторический;
- фото-, видеожурналистика;
- организация международных конференций;
- бизнес - туризм;
- другие виды туризма.
Исследование рынков.
Первостепенной задачей является проведение широкомасштабного маркетингового исследования потенциальных возможностей Сахалинского туристического рынка и изучение спроса на туристические услуги в нашей области на внутреннем и международном рынках. Для данного исследования необходимо привлечение как местных, так и зарубежных организаций, специализирующихся на подобных исследованиях, а также зарубежных туроператоров.
Развитие туристического комплекса.
Отсутствие развитого туристического комплекса - это одна из основных проблем для развития туризма на Сахалине. Необходимо обеспечить комфортные условия проживания в соответствии с международными стандартами. В живописных местах, в окрестностях одного из районных центров области построить “русскую деревню“ (например комплекс деревянных, рубленых зданий в русском стиле), которая будет иметь классность гостиниц не менее четырех “звезд“ по международным нормам. Так, не нарушая общей природной гармонии, мы добьемся уникального колорита путешествия при абсолютно полном и привычном иностранному туристу сервисе.
Кадровый вопрос.
Для развития туризма необходимо создать систему подготовки кадров для работы в сфере обслуживания, начиная от качественной подготовки персонала с самого нижнего звена (обслуживающий персонал гостиничных комплексов) и заканчивая управляющими.
Развитие информационной базы.
Для формирования имиджа Сахалинской области как привлекательной туристической зоны необходимо наладить издание высококачественной печатной, фото- и видеопродукции. Создать свой туристический портал в сети Интернет. Организовать работу со средствами массовой информации, как российскими, так и зарубежными.
Транспортное обслуживание.
Для обеспечения комфортного передвижения туристов необходимо улучшение качества оказания транспортных услуг и решение проблемных вопросов по обслуживанию в аэропортах, морских и железнодорожных вокзалах.
Обеспечение безопасности туристов.
Криминальная обстановка в стране в целом, и в частности в Сахалинской области, диктует особое отношение к вопросу обеспечения безопасности всех въезжающих граждан и всего обслуживающего персонала. От того, на каком уровне будет организована безопасность туристов, зависит конкурентоспособность туристических предложений. Это также достаточно большой комплекс работы, который необходимо поручить исключительно профессионалам в этой области.
Развитие сувенирной индустрии.
Существенным фактором в экономической составляющей туризма является продажа сувенирной продукции. Необходимо создать сувенирные мастерские, которые будут производить качественную продукцию с местной спецификой: традиционные сувениры от коренных народностей Сахалина, стилизованные вещи. Обязательное условие - это наличие хорошей упаковки и документации к товару, выполненные на высоком полиграфическом уровне. Также необходимо обеспечить предложение и расширить ассортимент знаменитых и ставших уже популярными у туристов сувениров из других российских регионов.
Страхование и медицинское обслуживание.
Обеспечение высококачественными медицинскими услугами и страховкой - обязательная составляющая любого туристического предложения, Здесь необходимо разработать мероприятия по улучшению системы страхования туристов и обеспечению их медицинскими услугами.
Выездной туризм.
Каждый житель Сахалинской области имеет полное право на отдых и лечение за ее пределами. Но по многим причинам не каждый имеет возможность это осуществить. Основной причиной является высокая стоимость как самого отдыха, так и стоимость проезда.
Несмотря на достаточное количество различных туристических компаний, предлагающих отдых сахалинцам в России и за рубежом, качество обслуживания и предложений все еще оставляет желать лучшего. В целях улучшения предоставляемых услуг туристам, выезжающим из Сахалинской области, необходимо при участии туристических компаний, администрации области и администраций районов и городов разработать мероприятия по улучшению обслуживания населения.
Перспективной темой для развития туристической индустрии Сахалинской области является развитие туристических баз за ее пределами. Например, организация на берегу Черного моря отдыха и санаториев для больных, особенно с заболеваниями дыхательных путей, что является более чем острой проблемой для области. Это позволит намного удешевить и улучшить отдых и лечение.
Реализация программы.
После того, как будет разработана настоящая Программа развития туризма в Сахалинской области в деталях, ее необходимо претворить в жизнь. Каким образом это сделать?
Одним из решений данной задачи может стать создание ведущей компании - оператора проектов в рамках настоящей Программы. Для того, чтобы это была структура не просто продекларированная, но и жизнеспособная, необходимо создать акционерное общество, учредителями в котором выступят администрация области, частные компании и (или) физические лица. Создание такой компании - оператора поможет решению проблемы туризма в более короткие сроки, сохраняя при этом баланс между интересами бизнеса и интересами области.
Задачи АО:
- реализация всех пунктов Программы;
- организация других специализированных компаний для работы в том или ином направлении в рамках развития туризма;
- подготовка инвестиционных проектов;
- привлечение инвестиций;
- реализация проектов в качестве генерального заказчика;
- управление проектами;
- организация и поддержание тесных контактов с туроператорами и турагентами;
- создание и упрочение деловых контактов с соседними регионами (Приморский и Хабаровский края, Камчатская область).