Российские законы

Решение Совета Апалихинского МО Хвалынского муниципального района от 30.07.2009 N 19 “Об утверждении Порядка разработки и реализации муниципальных целевых программ“

Вступает в силу после обнародования (пункт 2 данного документа).

СОВЕТ

АПАЛИХИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХВАЛЫНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 30 июля 2009 г. N 19

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РАЗРАБОТКИ

И РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ руководствуясь ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Уставом Апалихинского муниципального образования, Совет Апалихинского муниципального образования решил:

1. Утвердить Порядок разработки и реализации муниципальных целевых программ согласно приложению.

2. Настоящее решение вступает в силу после обнародования.

Глава

Апалихинского муниципального образования

В.Я.ХЛАМОВА

Приложение

к решению

Совета Апалихинского МО

от 30 июля 2009 г. N 19

ПОРЯДОК

РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ

Порядок разработки и реализации
муниципальных целевых программ разработан в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, типовым макетом программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 17 июня 2002 г. N 170 “О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации“, Уставом Апалихинского муниципального образования и статьей 2 “Положения о бюджетном процессе в Апалихинском муниципальном образовании“, утвержденного решением Совета Апалихинского муниципального образования от 3 сентября 2008 г. N 72.

Порядок определяет общие требования, которым должны соответствовать муниципальные целевые программы, общий порядок их разработки, согласования, утверждения, финансирования, внесения в них изменений и дополнений, управления и контроля за ходом реализации муниципальных целевых программ.

Общие положения

1. Муниципальная целевая программа - комплекс мероприятий, инициируемых, разрабатываемых, утверждаемых и осуществляемых в порядке, определяемом настоящим Порядком, и обеспечивающих эффективное решение задач в области муниципального управления, социально-экономического, экологического и культурного развития Апалихинского муниципального образования (далее - программа). Инициатор разработки программы - Совет Апалихинского муниципального образования, администрация муниципального образования, общественные организации, инициирующие постановку проблем и предложения для их решения программно-целевым методом, граждане, в порядке правотворческой инициативы.

Заказчик программы - глава Апалихинского муниципального образования, Совет Апалихинского муниципального образования, принимающие решение о необходимости разработки и реализации программы.

Администратор программы - администрация Апалихинского муниципального образования, обеспечивающая единое руководство разработкой, реализацией программы и осуществляющее подготовку отчетности о ходе реализации программы.

Исполнители программы - работники администрации, ответственные за выполнение конкретных мероприятий программы.

Участники программы - хозяйствующие субъекты различных форм собственности, привлекаемые к реализации программных мероприятий.

2. Стратегическая цель программы -
описание ожидаемого конечного общественно значимого результата реализации одной или нескольких основных функций органов местного самоуправления Апалихинского муниципального образования.

Программы разрабатываются для решения следующих задач: - повышения эффективности развития отраслей экономики в муниципальном образовании;

- развития социальной сферы, здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, сферы молодежной политики;

- социальной защиты населения;

- обеспечения занятости населения;

- обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования;

- развития местного самоуправления;

- охраны общественной безопасности и обеспечения правопорядка;

- других задач, являющихся приоритетными для социально-экономического развития Апалихинского муниципального образования.

3. В процессе разработки и реализации программы выделяются следующие этапы:

- оценка ситуации и определение проблем для программной разработки, требующих конкретных мер по их решению;

- принятие решения о разработке программы;

- разработка программы;

- оценка и экспертиза разработанной программы;

- утверждение программы;

- реализация и финансирование программы;

- контроль за ходом реализации программы.

4. Программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их реализации.

Требования к содержанию и оформлению подпрограмм аналогичны требованиям к содержанию и оформлению муниципальных целевых программ.

5. В рамках программы могут осуществляться в соответствии с действующим законодательством один или несколько инвестиционных проектов.

6. Программа должна включать в себя всю деятельность и расходы субъекта бюджетного планирования, в том числе содержание бюджетной сети (заработная плата, коммунальные услуги, закупка товаров, капитальный ремонт и т.д.).

7. К компетенции Совета Апалихинского муниципального образования относится:

- отбор проблем, и принятие решения о разработке программ;

- утверждение порядка разработки и реализации программ;

- утверждение программ;

- утверждение объемов финансирования программ из средств бюджета поселения;

- контроль за реализацией программ.

К компетенции администрации
Апалихинского муниципального образования относится:

- отбор проблем и принятие решения о разработке программ;

- разработка программ;

- утверждение администратора программ;

- реализация программ;

- контроль за реализацией программ.

8. В первоочередном порядке должна осуществляться разработка программ, принятие которых обусловлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также реализацией федеральных и региональных целевых программ, действие которых распространяется на Апалихинское муниципальное образование.

Оценка ситуации и определение проблем для программной

разработки, требующих конкретных мер по их решению

1. При обосновании необходимости решения проблем программными методами должны учитываться цели и приоритеты Стратегии развития Апалихинского муниципального образования, прогноза социально-экономического развития поселения, результаты анализа экономического, социального, культурного и экологического состояния Апалихинского муниципального образования.

2. Критерии, на основе которых производится отбор проблем для их программной разработки:

- значимость проблемы для Апалихинского муниципального образования в целом и ее соответствие установленным приоритетам социально-экономического развития поселения;

- невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма и необходимость муниципальной поддержки для ее решения;

- возможность решения проблемы программным методом, ожидаемая эффективность и сроки решения проблемы;

- принципиальная новизна и высокая эффективность организационных и иных мероприятий;

- необходимость координации действий органов и организаций, предполагаемых для участия в программных мероприятиях, со стороны органов местного самоуправления;

- возможность привлечения для финансирования программы средств федерального и регионального бюджетов, а также внебюджетных источников.

Принятие решения о разработке программы

1. Предложения о разработке программы с обоснованиями в соответствии с типовой формой “Предложения о разработке муниципальной целевой программы“ (приложение 1 - не приводится) направляются инициатором или заказчиком администратору программы.

2. Администратором программы в недельный срок разрабатывается нормативный документ о составе и порядке работы комиссии, принимающей решение о целесообразности разработки программы (далее - комиссия),
который утверждается главой муниципального образования в соответствии с отраслевым направлением разрабатываемой программы.

3. Период работы комиссии определяется с момента ее образования до момента утверждения проекта программы Советом муниципального образования.

4. Комиссия на основе предоставленных предложений принимает решение о подготовке соответствующей программы и сроках ее разработки.

5. В случае принятия решения о нецелесообразности разработки программы комиссия направляет мотивированное заключение инициатору программы с указанием причин отказа.

6. В случае принятия комиссией решения о разработке программы по внесенному предложению (проблеме), администратором готовится распоряжение главы администрации муниципального образования о разработке программы, в котором указывается:

- наименование программы;

- основные цели и задачи программы;

- инициатор программы;

- заказчик программы;

- администратор программы;

- состав рабочей группы по разработке проекта программы и источник финансирования ее работы (при необходимости);

- срок разработки программы.

Разработка проекта новой муниципальной целевой программы осуществляется на основании распоряжения главы муниципального образования на этапе разработки бюджета на очередной финансовый год.

При этом распоряжение главы муниципального образования о разработке новой программы должно быть в обязательном порядке согласовано с финансовым органом муниципального образования.

Разработка программы

Структура программы состоит из следующих разделов:

1. Паспорт программы (приложение 2 - не приводится).

2. Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации программы, включая анализ причин ее возникновения, целесообразность и необходимость ее решения программными методами.

3. Основные цели и задачи программы, которые должны быть измеримыми индикаторами результативности.

4. Индикаторы оценки результативности и планируемых результатов.

Оценка результативности и планируемых результатов представляет собой анализ эффективности мероприятий с точки зрения затрат на их выполнение и получение конкретных результатов. Анализируются мероприятия по привлечению денежных средств из всех источников.

Оценка результативности и планируемых результатов представляется в табличной форме в виде целевых индикаторов (приложение 3
- не приводится).

Целевые индикаторы - измеряемые количественные показатели решения поставленных задач, позволяющие оценить ход реализации программы по этапам. Они разрабатываются исходя из поставленных целей программы, планируемых ожидаемых результатов и представляются в виде показателей прямого результата, показателей конечного результата и показателей экономической эффективности.

5. Перечень программных мероприятий (приложение 4 - не приводится). Данный раздел программы должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием суммы расходов по источникам финансирования), программных исполнителях, сроках и ожидаемых результатах. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач программы.

Программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.

6. Источники финансирования программы. При определении размера средств, выделяемых на реализацию мероприятий программы из бюджетов всех уровней и других источников, учитывается необходимый для их осуществления объем финансирования в целом и распределение по направлениям реализации мероприятий программы (приложение 5 - не приводится).

7. Описание системы управления реализацией программы, включает в себя распределение полномочий и ответственности между структурными подразделениями, отвечающими за ее реализацию.

8. Сроки и этапы реализации программы определяются разработчиком исходя из сложности проблем и путей их решения.

9. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации программы, общей оценки ее вклада в достижение соответствующей стратегической цели, оценки рисков ее реализации.

10. Оценка эффективности расходования бюджетных средств по годам или этапам в течение всего срока реализации программы, а при необходимости - и после ее реализации.

11. Методика оценки эффективности программы (с учетом ее особенностей). Раздел должен включать в
себя показатели, которые необходимы для анализа и оценки:

- конкретных результатов выполнения программы по годам;

- использования средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников;

- эффективности реализации программных мероприятий.

Основными инструментами оценки социально-экономической эффективности программ являются сведения, показатели и методы их расчета, применяемые разработчиками программы. В разделе приводятся как конкретные показатели, так и методики, применяемые для оценки ожидаемой социально-экономической эффективности целевой программы.

12. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах для достижения целей и результатов программы с указанием финансового обеспечения с распределением расходов по годам, статьям и источникам финансирования.

Оценка и экспертиза разработанной программы

1. Комиссия в течение одного месяца со дня получения проекта программы оценивает представленный заказчиком проект целевой программы, делает заключение по итогам проведения экспертизы проекта программы и предварительной бюджетной заявки.

Критерии оценки для проведения экспертизы программы:

- наличие плана реализации программы (реалистичность и достаточная разработанность стратегии достижения целей, оценка внутренних и внешних обстоятельств, рисков для достижения поставленных целей, возможные сценарии изменений с учетом рисков, оценка внутренних и внешних условий, необходимых для успеха проекта);

- социальная эффективность (указание социальных эффектов, достигаемых в ходе выполнения программы, их влияние на развитие других сфер жизни поселения в долгосрочной перспективе);

- экономическая эффективность (оценка конкурентоспособности товаров и услуг, производимых в ходе реализации программы, эффективность программы с точки зрения затрат и уровня технологий, требуемых для достижения целей);

- бюджетная эффективность (соизмеримость затрат местного бюджета, требуемых для выполнения целей программы с величиной поступлений или экономией бюджетных средств, наличие инструментов для оценки бюджетной эффективности программы);

- результативность программы (значительность перемен для тех, на кого она рассчитана, наличие плана оценки достигнутого эффекта и параметров для его измерения и описания, планирование дальнейшей
стратегии с учетом результатов проведенной оценки, возможности привлечения дополнительных средств);

2. Заключение комиссии направляется заказчику и администратору программы.

3. В случае, если заключение комиссии содержит замечания и предложения по проекту программы, заказчик поручает администратору в течение одного месяца со дня получения заключения провести доработку проекта программы.

4. Доработанный проект программы направляется повторно в комиссию для оценки и получения положительного заключения.

5. При необходимости заинтересованными лицами инициируется проведение независимой экспертизы проекта программы, срок проведения которой не должен превышать одного месяца.

6. При получении положительного заключения комиссии заказчик вносит проект программы на рассмотрение Совета Апалихинского муниципального образования.

Утверждение программы

1. Программа утверждается Советом Апалихинского муниципального образования.

2. Внесение программы на рассмотрение Совета Апалихинского муниципального образования осуществляется в порядке, установленном Регламентом Совета Апалихинского муниципального образования.

Реализация и финансирование программы

1. Источниками финансирования программы могут быть средства федерального, областного, городского и местного бюджетов, а также привлекаемые средства внебюджетных источников.

2. Перечень программ, финансирование которых предусматривается в очередном финансовом году, представляется на рассмотрение и утверждение Совета Апалихинского муниципального образования в составе материалов к проекту бюджета поселения.

3. При подготовке проекта бюджета поселения определяется объем финансирования программ в очередном финансовом году на основе бюджетных заявок (приложение 6 - не приводится), представленных заказчиком, с соответствующим обоснованием в виде пояснительной записки к бюджетной заявке.

4. Принятые к финансированию на очередной финансовый год программы финансируются из бюджета поселения согласно утвержденным объемам финансирования.

5. Инициатор и заказчик программы могут выступать с предложениями по сокращению, либо увеличению сумм финансирования программных мероприятий.

6. Решение о внесении изменений или дополнений в программу принимает Совет Апалихинского муниципального образования по предложению главы Апалихинского муниципального образования.

7. Администратор программы готовит обоснование необходимости
внесения изменений и дополнений в программу.

8. Администратор программы ведет учет и осуществляет хранение документов, касающихся программы (заключения, соглашения, договоры, контракты, распорядительные документы, утвержденная программа, акты сверки выполненных работ, бюджетные заявки, результаты анализа хода выполнения мероприятий т.д.).

Контроль за ходом реализации программы

1. Исполнители и участники программы ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют администратору программы информацию о ходе выполнения мероприятий программы (приложение 7 - не приводится).

2. Администратор программы осуществляет текущий контроль над выполнением программных мероприятий и ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляют заказчику программы отчет, содержащий информацию об освоении финансовых средств и ходе реализации мероприятий программы (приложение 7) с пояснительной запиской, содержащий анализ причин несвоевременного выполнения программных мероприятий.

3. Контроль за ходом реализации программы может осуществляться в процессе комплексных проверок с участием инициатора, заказчика и администратора.

4. Годовой отчет об исполнении программы подготавливается администратором в течение одного месяца, следующего за отчетным периодом, и представляется на рассмотрение Совета Апалихинского муниципального образования в порядке, установленным Регламентом Совета Апалихинского муниципального образования.