Российские законы

Решение Тольяттинской городской Думы Самарской области от 30.05.2001 N 204 “О целевой Программе рационального использования, защиты и воспроизводства лесов, находящихся на землях г. Тольятти, на 2001 - 2005 гг.“

ТОЛЬЯТТИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 30 мая 2001 г. N 204

О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ,

ЗАЩИТЫ И ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ, НАХОДЯЩИХСЯ

НА ЗЕМЛЯХ Г. ТОЛЬЯТТИ, НА 2001 - 2005 ГГ.

Рассмотрев вопрос о целевой программе рационального использования, защиты и воспроизводства лесов, находящихся на землях г. Тольятти, на 2001 - 2005 гг., городская Дума решила:

1. Утвердить целевую программу рационального использования, защиты и воспроизводства лесов, находящихся на землях г. Тольятти, на 2001 - 2005 гг. (приложение N 1).

2. Мэру города (Н.Д. Уткин):

2.1. В проекте бюджета г. Тольятти на 2002 год предусмотреть финансирование целевой программы рационального использования, защиты и воспроизводства лесов, находящихся на землях г. Тольятти, на 2001 -
2005 гг.

2.2. Представить в городскую Думу Программу рационального использования, защиты и воспроизводства зеленых насаждений и травяного покрова в г. Тольятти на 2002 - 2005 гг. на основании ранее утвержденного технического задания.

Срок - октябрь 2001 г.

3. Контроль за выполнением настоящего Решения возложить на постоянную комиссию по градостроительству, экологии и земельным отношениям (П.Н. Булгаков).

Мэр города

Н.Д.УТКИН

Председатель Думы

А.Н.ДРОБОТОВ

Приложение N 1

к Решению

городской Думы

от 30 мая 2001 г. N 204

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ЗАЩИТЫ И ВОСПРОИЗВОДСТВА

ЛЕСОВ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ЗЕМЛЯХ Г. ТОЛЬЯТТИ, НА 2001 - 2005 ГГ.

Паспорт

целевой Программы рационального использования,

защиты и воспроизводства лесов, находящихся

на землях г. Тольятти, на 2001 - 2005 гг.

Наименование Целевая программа рационального использования,

защиты и воспроизводства лесов, находящихся на

землях г. Тольятти, на 2001 - 2005 гг.

Основание для Решение Тольяттинской городской Думы от

разработки 10.01.2001 N 117

Заказчик Мэрия г. Тольятти

Разработчики - Департамент экономики мэрии г. Тольятти

Программы - Институт экологии Волжского бассейна РАН

- Средне-Волжское региональное отделение РЭА

Цели Программы Рациональное использование, защита и

воспроизводство городских лесов, поддержание

функционирования имеющихся городских лесных

насаждений.

Задачи Программы - Сохранение и усиление средообразующих,

водоохранных, защитных и иных функций лесов в

целях охраны здоровья граждан, улучшения

окружающей природной среды.

- Охрана и восстановление природных ландшафтов,

экосистем, ценных видов и сообществ растений и

животных в городских лесах.

- Разработка предложений по созданию

нормативно-правовых документов по порядку

лесопользования.

Сроки и этапы 2001 - 2005 гг.

реализации

Программы

Основные - Лесохозяйственная деятельность

программные - Лесозащитные мероприятия

мероприятия и - Лесовосстановительные работы

подпрограммы - Противопожарные мероприятия

- Лесокультурные мероприятия

- Создание и благоустройство мест отдыха

горожан

- Создание дендропарка

- Организация мониторинга состояния городских

лесов

- Создание особо охраняемых территорий,

ландшафтных зон

- Определение границ городских лесов и

выставления межевых знаков

- Формирование буферной зоны на границе

городских лесов

- Формирование устойчивой структуры лесных

насаждений, обогащение ассортимента растений,

осуществление постоянного ухода, защита

растений

- Воспитание, образование, просвещение

Исполнители Мэрия г. Тольятти

Объемы и источники 30,0 миллионов рублей (в ценах января 2001 г.)

финансирования Объем финансирования определяется ежегодно.

Источники - федеральный, областной, городской

бюджеты, экологические фонды, средства

предприятий и привлеченные средства.

Ожидаемые Будет создана гибкая система охраны и

результаты рационального использования городских лесов,

достигнуто улучшение экологической обстановки в

городе.

Система организации Контроль за реализацией Программы и управление

контроля возлагаются на Заказчика Программы.

Введение

Проблемы экологии города и его рекреационных зон тесно связаны с важнейшими задачами создания достойной человека природной среды, а их решение - необходимое условие устойчивого социально-экономического развития.

Необходимость разработки и принятия “Программы долгосрочного использования, защиты и воспроизводства лесов, находящихся на землях г. Тольятти“ (в дальнейшем - Программа) существовала давно. Но особую остроту эта проблема приобрела в последнее время, что вызвано прежде всего неблагоприятным состоянием, в котором находятся городские лесные насаждения и леса г. Тольятти. Важность реализации этой Программы определятся оздоровительной функцией зеленых растений, которую они
оказывают на окружающую среду города. Актуальность решения вопроса сохранения и воспроизводства растительности г. Тольятти определяется также высокими темпами экстенсивного техногенного развития территории, в результате чего формируются неблагоприятные условия для здорового и нормального развития как населения города, так и лесных насаждений.

Тенденция городского развития предполагает дальнейшее усиление антропогенного и техногенного пресса на лесные насаждения города. Усиление негативного воздействия на растительность будет происходить от вредных выбросов постоянно увеличивающегося транспортного автомобильного потока. Уже сейчас наблюдается массовое усыхание деревьев в районах автомагистралей с интенсивным движением. Ожидаемый экономический рост и планируемое увеличение мощностей ряда химических предприятий города вызовет дополнительное увеличение вредных выбросов в атмосферу города.

В условиях, когда лесные зоны и зеленый покров города хорошо функционируют, они выполняют роль фильтра для вредных загрязняющих веществ. Кроме того, хорошо развитая растительность влияет и на микроклимат города, увлажняя воздух, уменьшая силу ветра и снижая амплитуду температурных колебаний. Городские леса, прилегающие к р. Волге, входят в водоохранную зону Куйбышевского водохранилища и р. Волги и отнесены к лесам первой группы водоохранного и рекреационного назначения.

В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в области рационального использования, защиты и воспроизводства городских лесов г. Тольятти.

1. Состояние городских лесов и зеленых насаждений

г. Тольятти и обоснование необходимости решения

проблем “зеленого строительства“

программными методами

Весь “зеленый“ фонд г. Тольятти на сегодняшний день складывается из следующих компонентов:

- леса зеленой зоны (вне границ г. Тольятти) - 40 тыс. га;

- городские леса - 8 тыс. га;

- зеленые насаждения общего пользования - 0,75 тыс. га;

- зеленые насаждения “частного сектора“ - около 3 тыс. га.

Городские леса г. Тольятти относятся к первой группе лесов
и занимают 8042 га. Преобладающая порода - сосна (64% от покрытых лесом земель), средний бонитет - 1,9 (близок к оптимальному по условиям места произрастания), средняя полнота - 0,67.

Лес испытывает чрезмерную рекреационную и техногенную нагрузку, что отрицательно сказывается на состоянии лесных насаждений. Испытывая значительную антропогенную нагрузку, лесные массивы города снижают свою устойчивость по отношению к другим факторам среды, таким как отклонения метеорологических условий от средних, воздействие вредителей и возбудителей болезней. Последнее экологическое зонирование городских лесов г. Тольятти, выполненное в середине 90-х годов сотрудниками ИЭВБ РАН и МГУЛ, позволило определить три различные зоны по степени нарушенности природных комплексов и состоянию насаждений.

Усыхание значительной доли деревьев на отдельных участках отмечается и в молодых культурах сосны. Это связано, как правило, с действием комплекса факторов: неблагоприятными почвенно-гидрологическими условиями, началом развития очагов корневой губки, пожарами, ослаблением деревьев вредителями, некачественной посадкой или недостаточным уходом за почвой в первые годы после посадки.

В последние годы крайне недостаточно производилось финансирование работ по воспроизводству лесов, лесозащитным мероприятиям. Не проводилось увеличение площадей посадки леса. Лесные пожары наносят большой урон городским лесам Тольятти: за последние годы увеличилось количество пожаров и площадей, пострадавших от них. На работах по посадке леса и уходу за молодняками, на лесозащитных, противопожарных мероприятиях преобладает низкопроизводительный ручной труд, не хватает машин и механизмов, а имеющиеся - морально и физически устарели.

Недостаточное финансирование работ по ведению лесного хозяйства (10 - 20% от необходимых затрат) приводит к деградации лесов города, в неполном объеме проводятся рубки ухода за лесом, в том числе и санитарные. Особенно заметно отставание объема выборки мертвого леса от интенсивности усыхания в дубравах, где этот процесс выражен очень ярко. На отдельных участках здесь усыхает или усохло до 1/3 древостоя. Некоторые участки старых сосняков также характеризуются значительным накоплением сухостойных деревьев разных лет усыхания и бурелома, требующих срочной санитарной рубки.

Программа включает в себя комплекс мероприятий, обеспечивающих условия существования, необходимый уход и восстановление лесной растительности.

Приоритетным направлением ведения лесного хозяйства в лесах г. Тольятти является поддержание устойчивого функционирования лесных экосистем с максимальным сохранением существующих коренных типов насаждений в соответствующих им условиях местопроизрастания. Одновременно лесные насаждения должны искусственно создаваться на неудобьях, пустырях, бывших землях сельскохозяйственного пользования, на территориях, загрязненных промышленными и бытовыми отходами.

Особую роль в эффективном управлении лесным хозяйством города должны выполнять мероприятия по оценке состояния и динамики основных характеристик растительности городских лесов. Для получения информации о состоянии растительности должны вестись многолетние мониторинговые исследования. На основании полученных данных будет выполняться анализ показателей состояния лесных насаждений и осуществляться планирование и корректировка мероприятий по улучшению качества лесных насаждений и дальнейших этапов реализации настоящей Программы.

Принятие предлагаемой Программы и обеспечение с 2001 г. минимально необходимого финансирования на сохранение городских лесов позволит остановить дальнейшее ухудшение положения дел с сохранностью лесного фонда и воспроизводством городских лесов, обеспечит необходимую защиту лесов от пожаров, лесонарушений и вредителей леса, позволит существенно улучшить экологическую обстановку в городе.

2. Цели, принципы, задачи и сроки реализации Программы

Основными целями настоящей Программы являются:

- рациональное использование, защита и воспроизводство городских лесов;

- поддержание функционирования имеющихся городских лесных насаждений.

Основными принципами Программы являются:

- целенаправленность (целевая ориентация - достижение поставленных выше основных целей Программы и достижение максимально возможного социально-экономического эффекта);

- системность (реализуется через систему механизмов достижения конечных целей Программы и научно-обоснованное сочетание экологических и экономических интересов города);

- комплексность (взаимная увязанность отдельных мероприятий Программы и координации деятельности всех ветвей городской власти);

- приоритетность (сохранение и восстановление городских лесов; определение основных приоритетов системы экологических, лесохозяйственных мероприятий в городе);

- рациональность (рациональное лесопользование на подведомственной территории и ответственность за бережное отношение к лесной растительности).

Основными задачами Программы являются:

- сбережение и увеличение площадей, занятых лесом, своевременное восстановление леса на вырубках и горельниках, создание лесных культур на не покрытых лесом площадях;

- сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных и иных функций городских лесов в целях охраны здоровья граждан, улучшения окружающей природной среды;

- проведение защитных мероприятий, направленных на сохранение городских лесных насаждений и усиление профилактической работы по охране лесов от пожаров и защите их от вредителей;

- недопущение лесных пожаров, улучшение работы пожарных формирований;

- охрана и восстановление природных ландшафтов, экосистем, ценных видов и сообществ растений и животных в городских лесах;

- разработка предложений по созданию нормативно-правовых документов по порядку лесопользования;

- укрепление материально-технической базы;

- организация работы школьных лесничеств;

- повышение рекреационной роли лесов.

Реализация Программы предусматривается в период с 2001 по 2005 годы в два этапа. На первом этапе (2001 - 2003 гг.) предполагается сосредоточить усилия на приоритетных мероприятиях по охране и восстановлению городских лесов, создании нормативно-правовой базы рационального лесопользования. На втором этапе (2004 - 2005 гг.) приоритет предполагается отдать более активному решению всего комплекса лесозащитных и лесопользовательских проблем города и совершенствованию нормативно-правовой базы. Важнейшим элементом этого этапа будет комплексность конкретных проблем “лесного хозяйства“ города.

Заказчиком целевой Программы рационального использования, защиты и воспроизводства лесов, находящихся на землях г. Тольятти, на 2001 - 2005 гг. является мэрия г. Тольятти. Текущее управление и контроль за реализацией Программы возлагается на Заказчика.

3. Обоснование системы программных мероприятий

При разработке настоящей Программы были использованы основные положения:

- Конституции Российской Федерации;

- Закона РФ “Об охране окружающей природной среды“;

- Лесного кодекса Российской Федерации;

- Федеральных целевых программ “Возрождение Волги“ и “Эколого-социальная реабилитация территории и охрана здоровья населения Самарской области“;

- Территориальной программы “Развитие лесного хозяйства Самарской области на 1998 - 2005 годы“;

- Концепции экологической безопасности и устойчивого развития г. Тольятти (экологический аспект);

- Целевой экологической программы г. Тольятти на 1999 - 2005 гг.

При необходимости в качестве нормативно-правовой базы Программы могут быть привлечены иные законодательные и нормативно-правовые акты международного, федерального, регионального и муниципального (г. Тольятти) уровней.

В целях реализации Программы предусматривается осуществить следующую систему основных технологических и природоохранных мероприятий:

- лесохозяйственная деятельность;

- лесозащитные мероприятия;

- лесовосстановительные работы;

- противопожарные мероприятия;

- лесокультурные мероприятия;

- создание и благоустройство мест отдыха горожан;

- создание дендропарка;

- организация мониторинга состояния городских лесов;

- создание охраняемых территорий, ландшафтных зон;

- определение границ городских лесов и выставления межевых знаков;

- формирование буферной зоны на границе городских лесов;

- формирование устойчивой структуры лесных насаждений, обогащение ассортимента растений, осуществление ухода, защита растений;

- воспитание, образование, просвещение.

4. Механизмы и пути реализации Программы.

Организация управления Программой

Реализация программных мероприятий осуществляется в форме муниципального заказа по договорам со специализированными предприятиями и организациями. Управление Программой осуществляет мэрия г. Тольятти.

5. Ресурсное обеспечение Программы

Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального, областного и городского бюджетов, привлекаемых других источников финансирования (в частности, по ФЦП “Эколого-социальная реабилитация территории и охрана здоровья населения Самарской области“, средств предприятий, частных инвестиций, международной финансовой, технической и гуманитарной помощи и пр.).

Предполагаемый объем финансирования по Программе на 2001 - 2005 гг. составит 27,69 млн. руб. (в ценах января 2001 г.), в том числе:

- содержание городских лесов - 27,69 млн. руб.

Объемы финансирования Программы определяются ежегодно в рамках городского бюджета для реализации конкретных мероприятий. Расходуемые средства уточняются исходя из возможностей бюджетного финансирования, выделения собственных средств предприятий и других, не запрещенных законом источников.

Первый год выполнения Программы 2001 г. финансируется в объеме уже определенных статей внебюджетного экологического фонда г. Тольятти на 2001 г. - 1,79 млн. руб. (в текущих ценах).

6. Социально-экономический эффект программы.

контроль за ходом реализации Программы

Эффективность достижения к 2005 г. целей и решения задач настоящей Программы с точки зрения социально-экономического эффекта должны обеспечить:

- сохранность лесного фонда городских лесов;

- создание высококачественных лесных культур и своевременный перевод их в покрытую лесом площадь (будет создано новых лесов на площади 110 га);

- увеличение площади хозяйственно-ценных пород;

- направленное формирование зеленых насаждений в части улучшения породного состава, качественного и пространственного их размещения;

- усиление водоохранных, почвозащитных, санитарно-гигиенических и эстетических свойств городских лесов;

- защита леса от вредителей и болезней;

- стабилизация обстановки с пожарами;

- создание благоприятных условий для отдыха жителей г. Тольятти.

В результате реализации предусмотренных Программой мероприятий будет создана гибкая система охраны и рационального использования городских лесов, достигнуто улучшение экологической обстановки в городе, создана система мониторинга состояния городских лесов.

Эффективность затрат, направляемых на реализацию Программы, выражается в стоимостной оценке предотвращаемых потерь здоровья населения и лесных ресурсов территории, а также предотвращенного ущерба окружающей природной среде города в целом, достигаемых путем рационального использования, защиты и воспроизводства городских лесов г. Тольятти.

Отчет о ходе реализации настоящей Программы заслушивается на коллегии мэрии и заседании городской Думы (не реже одного раза в год).

7. Примерный комплекс приоритетных программных мероприятий

7.1. Лесохозяйственная деятельность

Основные направления ведения лесного хозяйства определяются использованием лесов в культурно-оздоровительных, санитарно-гигиенических, защитных целях, а также леса являются основным местом отдыха горожан. В условиях преобладания рекреационных лесов вся лесохозяйственная деятельность должна быть направлена на обеспечение сохранности лесов, поддержания оптимальной породной структуры древостоев для выполнения ими основного назначения лесов: санитарно-гигиенического, защитного и культурно-оздоровительного.

Рубки ухода способствуют направленному формированию породного состава древостоев с целью выращивания высокопродуктивных лесов, устойчивых к неблагоприятным факторам среды, вредителям и болезням и обладающих высокими эстетическими качествами, которые в наилучшей степени обеспечивают санитарно-гигиенические и оздоровительно-защитные функции леса. Рубки ухода в молодняках, прореживание и проходные рубки будут проводиться согласно материалам лесоустройства на оставшийся ревизионный период. Санитарная рубка, уборка древостоя и захламленности направлены на оздоровление насаждений, повышение их жизнестойкости, а также на снижение пожарной опасности насаждений. Ежегодный объем, планируемый на 2001 - 2005 гг., - выборочные санитарные рубки на площади не менее 300 га.

Так как спелые и перестойные насаждения в условиях высокой рекреационной нагрузки и неблагоприятных факторов, экологических и природных, усыхают куртинами, то создают очаги различных вредителей и болезней. Необходимо проведение сплошных санитарных рубок по мере необходимости, приблизительно 3 - 4 га в год. Обязательно проведение лесовосстановления, что обеспечивает омоложение древостоев.

Для создания высокопродуктивных древостоев с высоким классом эстетической оценки необходимо проведение рубок реконструкции с заменой низко продуктивных насаждений на более ценные древостои (т.е. замена насаждений осины вегетативного происхождения, которые поражены грибковыми болезнями и в 10 - 15 лет погибают, замена насаждений клена вегетативного происхождения, которые формируются как заросли кустарников).

-------------------------T-------T-------T-------T-------T-------¬

¦ ¦2001 г.¦2002 г.¦2003 г.¦2004 г.¦2005 г.¦

+------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+

¦Рубки реконструкции (га)¦ 10 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ¦ 12 ¦

+------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+

¦Рубки ухода за подлеском¦ 2 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 2 ¦

¦и подростом (га) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L------------------------+-------+-------+-------+-------+--------

Рубки ухода за подлеском и подростом необходимы для формирования второго яруса древостоя, улучшения санитарной и эстетической обстановки в лесу.

Для обеспечения вышеперечисленного объема работ и максимальной механизации проектируемых мероприятий лесхозу необходимо приобрести:

- трактор ЛХТ-81 - 1 шт.

В 2005 г. необходимо начать работы по проведению очередного лесоустройства.

7.2. Лесозащитные мероприятия

Леса рекреационного значения, расположенные вблизи крупных промышленных центров, в наибольшей степени подвержены воздействию разнообразных ослабляющих факторов. Эти леса, испытывающие большую рекреационную нагрузку, подвержены воздействию болезней и вредителей леса, именно в этих лесах вредители дают вспышку массового размножения, наблюдается повышенный отпад древостоев.

В 1996 - 1997 гг. проведена научно-исследовательская работа ИЭВБ РАН и МГУЛ о состоянии городских лесов зеленой зоны города Тольятти. В результате исследования определено, что насаждения характеризуются как здоровые и способны переносить высокие рекреационные нагрузки, с высокими эстетическими качествами. Однако, они подвержены воздействию неблагоприятных факторов экологической обстановки, что приводит к ослаблению насаждений и поражениям их вредителями и болезнями.

Для поддержания лесных насаждений в надлежащем состоянии необходимо проводить лесопатологический мониторинг. Это позволит обеспечить своевременное обнаружение возникающих и потенциальных очагов вредителей и болезней леса и их ликвидацию.

В связи с ростом населения г. Тольятти и Ставропольского района, увеличивается количество нарушений лесного законодательства, в т.ч. самовольной рубки, повреждение плодородного слоя лесных почв, самовольный захват земель и т.д. За последние 3 года число самовольных рубок достигло 65 случаев, при этом вырублено 280 куб.м древесины, ущерб, нанесенный лесному хозяйству, составил 290 тыс. руб. Огромный ущерб лесному хозяйству наносится уничтожением и повреждением плодородного слоя лесных почв - вынос земли из-под корневой системы деревьев.

В целях улучшения организации охраны лесов от нарушителей лесного законодательства необходимо создание дополнительных мобильных групп, задействованных на патрулировании лесных массивов. Для оперативности выявления нарушителей закрепить сотрудников милиции за лесничествами. Для увеличения штата лесной охраны и уменьшения большой текучести кадров (лесников) необходимо строительство лесных кордонов (не менее 3).

За последние 2 - 3 года в лесах зеленой зоны города Тольятти численность видового состава животных резко снизилась из-за большой рекреационной нагрузки, браконьерства. На сегодняшний день в лесах зеленой зоны остались единичные особи парнокопытных (косули, кабаны) и пушных (заяц, лиса) зверей. Сохранился разнообразный видовой состав пернатых (орлан белохвост, скопа). Сохранение и приумножение животного мира лесов зеленой зоны города Тольятти необходимы. Он способствует большей устойчивости природного комплекса против различных неблагоприятных воздействий, значительно повышает эстетическую ценность насаждений и является признаком высокого качества природной среды.

Одной из основных задач лесной охраны является охрана животного мира и среды его обитания. Учитывая необходимость проведения на территории лесхоза комплекса биотехнических мероприятий по улучшению условий обитания многочисленных представителей животного мира, а также борьбы с браконьерством, необходимо организовать егерскую службу.

С учетом специфики местных условий, территорий, видового состава и размещения зверей и птиц, организационных возможностей хозяйства, а также удобства показа животных населению рекомендуются следующие биотехнические мероприятия:

------------------------------T-------T-------T-------T-------T-------¬

¦ ¦2001 г.¦2002 г.¦2003 г.¦2004 г.¦2005 г.¦

+-----------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+

¦1. Устройство солонцов (шт.) ¦ 5 ¦ 5 ¦ 5 ¦ 5 ¦ 5 ¦

+-----------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+

¦2. Устройство искусственных¦ 50 ¦ 50 ¦ 50 ¦ 50 ¦ 50 ¦

¦гнездовий (шт.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+

¦3. Устройство поилок и¦ 10 ¦ 10 ¦ 10 ¦ 10 ¦ 10 ¦

¦кормушек (шт.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+

¦4. Устройство водоема (шт.) ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+

¦5. Создание ремизных¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦

¦(кормовых) участков (шт.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L-----------------------------+-------+-------+-------+-------+--------

Береговая часть Куйбышевского водохранилища застроена объектами культурно-оздоровительного назначения, территории объектов огорожены. Закрыт доступ животных к воде. С целью создания мест обитания зверей и птиц, их водопоя необходимо создание искусственного водоема в Тольяттинском лесничестве, который одновременно будет использоваться и как пожарный водоем.

7.3. Лесовосстановительные работы

Проведение лесовосстановительных работ обеспечит сохранение лесного массива как экосистемы в целом, что позволит регулировать и частично снижать неблагоприятное воздействие большого города на городские леса.

Основными задачами системы мероприятий по лесовосстановлению в лесах рекреационного значения являются не только восстановление желательных для данного хозяйства древесных пород, предупреждение нежелательной смены пород и облесение не покрытых лесом площадей, но и создание долговечных и высокопродуктивных насаждений с высоким и санитарно-гигиеническими, эстетическими и декоративными качествами, которые должны быть устойчивыми в условиях массового посещения отдыхающими.

Лесоустройством в 1995 г. Ставропольскому лесхозу рекомендовано в качестве основного способа лесовосстановления - лесные культуры.

Лесовосстановление необходимо провести в низкополнотных насаждениях (Р 0,3 - 0,4), на площадях, расчищенных после горельников, на рекультивируемой бывшей городской свалке, ландшафтные посадки в местах, создаваемых для отдыха населения, декоративные посадки.

---------------------------T-------T-------T-------T-------T-------¬

¦ ¦2001 г.¦2002 г.¦2003 г.¦2004 г.¦2005 г.¦

+--------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+

¦Лесные культуры (га) ¦ 30 ¦ 25 ¦ 25 ¦ 15 ¦ 15 ¦

+--------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+

¦Лесные культуры под¦ 20 ¦ 15 ¦ 15 ¦ 10 ¦ 10 ¦

¦пологом леса (га) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+

¦Озеленение свалки (га) ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦

+--------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+

¦Ландшафтные посадки (га) ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦

+--------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+

¦Декоративные посадки (га) ¦ 0,5 ¦ 0,5 ¦ 0,5 ¦ 0,5 ¦ 0,5 ¦

L--------------------------+-------+-------+-------+-------+--------

Для обеспечения вышеперечисленного объема работ и максимальной механизации проектируемых мероприятий лесхозу необходимо иметь следующие механизмы и машины:

- лесопосадочные машины СБН-1 - 2 шт.

- культиватор КЛБ-1,7 - 1 шт.

- плуг ПН-4-35 - 1 шт.

7.4. Противопожарные мероприятия

Основная часть лесных массивов, расположенных в черте города Тольятти и в непосредственной близости к нему, является зоной активного отдыха населения. Леса Ставропольского лесхоза представлены в основном чистыми сосновыми насаждениями, в т.ч. 27% молодняки, и характеризуются высокой степенью пожарной опасности с преобладанием первого класса (79% площади лесов). Одной из основных задач лесхоза в этих лесах является охрана их от пожаров.

За последние 10 лет на территории Ставропольского лесхоза зарегистрировано более 2 тыс. случаев загорания леса - пожаров (в т.ч. в лесах г. Тольятти - 1753 случая). Общая площадь, пройденная огнем в городских лесах, составила 582 га (7% всей площади городских лесов). Основная причина пожаров - неосторожное обращение с огнем в лесу населения города и района.

Комплекс проектных решений должен включать мероприятия, направленные на предупреждение, возникновение и распространение лесных пожаров, и по своей целенаправленности разделен на три группы:

- предупредительные и ограничительные мероприятия (профилактические);

- дозорно-сторожевые;

- мероприятия по борьбе с лесными пожарами.

Профилактические мероприятия направлены на воздействие средствами наглядной агитации на население. Лесопожарная пропаганда проводится непрерывно в течение года и усиливается в пожароопасный сезон. Для проведения этой работы в первую очередь используются средства массовой информации: печать, радио, телевидение и др.

Руководствуясь “Указаниями противопожарной профилактики и регламентации работы лесопожарных служб“ и исходя из лесопожарной “арактеристики лесов, необходимо предусмотреть мероприятия по ограничению распространения лесных пожаров путем создания на территории лесных земель системы противопожарных разрывов, устройства минерализованных полос и уход за ними, расчистки квартальных просек.

----------------------------T-------T-------T-------T-------T-------¬

¦ ¦2001 г.¦2002 г.¦2003 г.¦2004 г.¦2005 г.¦

+---------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+

¦Устройство противопожарных¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦

¦разрывов (км) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+

¦Устройство минерализованных¦ 350 ¦ 350 ¦ 350 ¦ 350 ¦ 350 ¦

¦полос (км) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+

¦Уход за минерализованными¦ 550 ¦ 550 ¦ 550 ¦ 550 ¦ 550 ¦

¦полосами (км) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+

¦Расчистка квартальных¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦

¦просек (шт.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L---------------------------+-------+-------+-------+-------+--------

Территория Ставропольского лесхоза отнесена к району наземной охраны. Для обнаружения лесных пожаров используются наземное патрулирование и наблюдение с пожарных наблюдательных вышек (ПНВ). Патрулирование проводится по маршрутам, установленным с учетом классов пожарной опасности насаждений, наличия источников огня, классов пожарной опасности по погодным условиям и других факторов. Патрулирование лесов проводится по 7 маршрутам патрулирования.

Для оперативности обнаружения лесных пожаров необходимо предусмотреть строительство двух ПНВ и оборудование их телекамерами (в количестве двух шт. - Тольяттинское и Ставропольское лесничества) и одну телекамеру на существующую ПНВ в Федоровском лесничестве.

Необходимо провести реконструкцию ПХС, являющуюся специализированным подразделением лесхоза и организующей своевременную доставку сил и средств пожаротушения. ПХС ведет тушение лесных пожаров в 2 лесничествах - Ставропольском и Тольяттинском, а при высокой пожарной опасности оказывает помощь другим лесничествам. ПХС Ставропольского лесхоза построена в 1972 г. и по своим техническим возможностям не удовлетворяет требованиям настоящего времени. Технический ресурс имеющихся пожарных машин выработан и требует обновления. Для принятия первоочередных мер по тушению лесных пожаров необходимо в самое ближайшее время приобрести к имеющимся еще две пожарные машины.

Своевременное обнаружение и ликвидация возникающих лесных пожаров в лесах могут быть обеспечены лишь при наличии достаточных средств связи и хорошо организованной их работой. Существующая на сегодняшний день радиосеть не удовлетворяет требованиям нормально и эффективно действующей сети из-за большого срока эксплуатации.

7.5. Лесокультурные мероприятия

Основными породами, применяемыми в лесовосстановлении, являются сосна (70%), береза (20%), дуб (10%). Для проведения ландшафтных и декоративных посадок необходимо ввести в состав другие древесные породы, подходящие по условиям произрастания и не способные к быстрому вегетативному размножению (чтобы не возникали порослевые заросли), такие как каштан конский, рябина обыкновенная, липа, лиственница, дикие яблони.

Для качественного проведения работ по восстановлению необходим хороший посадочный материал, что требует специальных мероприятий по расширению и содержанию лесного питомника, в т.ч. необходимо предусмотреть проектирование и строительство системы полива постоянного питомника.

Необходимо также провести лесовозобновление на землях, не принадлежащих к лесным, являющихся неудобьями и примыкающих к лесным массивам, а также рекультивировать территорию озера перед детской многопрофильной больницей с созданием зоны отдыха, смыкающейся с лесным массивом.

7.6. Создание и благоустройство мест отдыха горожан

В целях улучшения санитарного состояния лесов, ограничения неорганизованного отдыха (в т.ч. на автотранспорте), уменьшения рекреационной нагрузки на почвы, организации водного и конного отдыха, привлечения дополнительных средств на проведение лесохозяйственных мероприятий, в соответствии с проектом зеленой зоны г. Тольятти (проект 1987 г.) и проектом благоустройства Васильевских озер Ставропольского лесничества (проект 1979 г.) в рамках Программы необходимо провести корректировку проектов благоустройства лесопарков “Северный“ и “Южный“, осуществить все необходимые согласования и выполнить проект лесопарка “Восточный“.

7.7. Создание дендропарка

Продолжение строительства дендропарка согласно проектам и сметам:

1. Устройство дорожно-тропиночной сети:

- проездов - 7 тыс. кв.м;

- садовых дорожек - 7,2 тыс. кв.м;

- площадок - 2,6 тыс. кв.м;

2. Проектирование и строительство водопровода;

3. Проектирование и строительство административно-хозяйственного здания;

4. Посадка древесно-кустарниковых пород;

5. Текущий ремонт ограждения.

7.8. Организация мониторинга состояния городских лесов

Мониторинг растительности городских территорий представляет собой организацию и проведение исследовательских работ с целью сбора данных, объективно характеризующих состояние растительности лесных ландшафтов, на контрольных участках городских лесов. Результаты мониторинга найдут использование для планирования и организации мероприятий по уходу и восстановлению лесных насаждений, а также для определения эффективности выполненных мероприятий настоящей Программы. На основе многолетнего мониторинга будет создана компьютерная база данных о состоянии и динамике городских лесов, которая позволит осуществлять прогнозирование изменения состояния лесных насаждений.

7.9. Создание особо охраняемых территорий,

ландшафтных зон

Для придания отдельным участкам городских лесов более высокого охранного статуса разработать список и дать эколого-экономическое обоснование перевода их в ранг памятников природы.

Среди первоочередных задач следует определить подготовку и осуществление в порядке законодательной инициативы в Самарскую Губернскую Думу проекта нормативного акта, определяющего порядок признания местности лечебно-оздоровительной в соответствии с Федеральным законом “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных и курортных местностях“ территории лесопарка “Южный“.

Лесопарк “Южный“, расположенный в непосредственной близости от города Тольятти, является частью лесного массива Тольяттинского лесничества Ставропольского лесхоза Комитета природных ресурсов по Самарской области. Территория лесопарка составляет 1984 га и располагается вдоль побережья Куйбышевского водохранилища.

На территории лесопарка произрастают как смешанные по составу и сложные по форме, так и простые одноярусные насаждения. Не покрытая лесом площадь составляет 4 га или 0,2% от всей площади лесопарка. Животный мир лесопарка “Южный“ разнообразен, несмотря на близость большого города.

Рельеф лесопарка увалистый, неспокойный - сложен в основном широкой полосой дюн левого берега Куйбышевского водохранилища. Приподнятые всхолмленные гривы, покрытые чистыми сосновыми насаждениями, являются отличными местами для занятий спортом как в летнее, так и в зимнее время года, что и подтверждается наличием 2-х спортивных (лыжных) баз - в Автозаводском и Центральном районах. Лесные массивы лесопарка “Южный“ выполняют и огромные санитарно-гигиенические функции, являясь главным оздоровительным фактором воздушного бассейна г. Тольятти (особенно Автозаводского района).

На территории лесопарка “Южный“, вдоль берега водохранилища, расположены 10 баз отдыха и туристических баз более чем на 3 тыс. мест, 6 детских оздоровительных лагерей более чем на 2,5 тыс. мест, 7 профилакториев, один пансионат на 200 мест, а также туберкулезный санаторий “Лесной“ на 360 мест, который является санаторием всероссийского значения. Общая площадь, занятая оздоровительными учреждениями, составляет около 8% от всей площади лесопарка. Одновременно в летний период поправляют свое здоровье около 7,5 тыс. горожан. Кроме организованного отдыха и лечения, на территории лесопарка расположены 2 городских пляжа и более 100 обустроенных мест отдыха, а также 2 яхт - клуба и гребной канал. Здесь в весенне-летний период отдыхают до 10 тыс. неорганизованных граждан и общаются с природой.

7.10. Определение границ городских лесов

и выставления межевых знаков

В настоящее время фактические границы городских лесов, расположенных на территории г. Тольятти, не совпадают с материалами лесоустройства. Так, значительные территории, застроенные капитальными зданиями и сооружениями различного целевого назначения (объекты отдыха, оздоровления), на картах лесных массивов не обозначены. С целью уточнения и установления границ городских лесов, а также исправления сложившейся ситуации в соответствии с поручением городской Думы, по состоянию на сегодняшний день, работы по нанесению материалов лесоустройства на топооснову масштаба 1:10000 и определению фактических границ лесов выполнены Средневолжским аэрогеодезическим предприятием.

После согласования этих материалов на карту города масштаба 1:10000 будут нанесены границы городских лесов, что позволит снять множество существующих вопросов, связанных с использованием и перспективным развитием территории городских лесов в г. Тольятти.

7.11. Формирование буферной зоны

на границе городских лесов

После выполнения мероприятий по определению границ городских лесов появится возможность с учетом установленных границ городских лесов, фактической застройкой и перспективы развития приграничной территории городских лесов сформировать буферную зону с определением и размеров и границ, разработать особый порядок (регламент) ее использования и развития с учетом градостроительных, земле- и лесоустроительных требований и регламентов.

7.12. Воспитание, образование, просвещение

Необходимо, заботясь о дальнейшей судьбе лесов, прививать подрастающему поколению любовь к окружающей природе, вовлекать их в природоохранную работу, знакомить с трудом лесника и лесничего. Для этого организованы школьные лесничества.

Школьное лесничество-общественное эколого-образовательное объединение учащихся (школьников), создаваемое на добровольных началах, при участии педагогов и специалистов лесного хозяйства, в целях дополнительного образования учащихся в области экологии и охраны природы, изучения реального состояния лесных природных сообществ, а также профессиональной ориентации и подготовке достойной смены кадров лесхоза.

В настоящее время при Ставропольском лесхозе работают 6 школьных лесничеств (два из них созданы в 2000 году). Члены школьных лесничеств помогают выращивать лесные культуры, проводят очистку леса от внелесосечной захламленности, познавая на практике экологические проблемы нашего леса. Ежегодно проводятся зональный и областной конкурсы школьных лесничеств.

Необходимо планировать расширение сети школьных лесничеств в городских школах, привлечение большего количества ребят к проблемам городских лесов и лесов зеленой зоны г. Тольятти и способам их решения. Для этого необходимо предусмотреть разработку совместной программы лесхоза и Департамента образования мэрии г. Тольятти по экологическому воспитанию учащихся, проекта финансирования учебно-производственного процесса и организацию конкурсов среди школьных лесничеств.

Председатель

городской Думы

А.Н.ДРОБОТОВ

Приложение 1

к целевой программе рационального

использования, защиты

и воспроизводства лесов,

находящихся на землях

г. Тольятти, на 2001 - 2005 гг.

ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

-------------------------------------------T---------------------¬

¦ Наименование работ ¦ Срок выполнения ¦

+------------------------------------------+---------------------+

¦ Лесохозяйственная деятельность ¦

+------------------------------------------T---------------------+

¦1. Ежегодные рубки ухода и выборочные¦ ¦

¦санитарные рубки на площади до 300 га/год ¦ весь период ¦

¦2. Сплошные санитарные рубки - 3 - 4¦по мере необходимости¦

¦га/год ¦ ¦

¦3. Уход за молодняками ¦ май - июнь ¦

¦4. Рубки реконструкции до 10 - 12 га/год¦ весь период ¦

¦5. Рубки ухода за подлеском и подростом до¦ весь период ¦

¦2 га/год ¦ ¦

¦6. Расчистка просек ¦ весь период ¦

¦7. Работы по проведению очередного¦ 2005 г. ¦

¦лесоустройства ¦ ¦

+------------------------------------------+---------------------+

¦ Лесозащитные мероприятия ¦

+------------------------------------------T---------------------+

¦1. Создание и функционирование системы¦ 2001 - 2002 г. ¦

¦лесопатологического мониторинга ¦ ¦

¦2. Создание мобильных групп для¦ весь период ¦

¦патрулирования лесных массивов ¦ ¦

¦3. Создание искусственного водоема в¦ 2003 г. ¦

¦Тольяттинском лесничестве ¦ ¦

¦4. Создание системы биотехнических¦ весь период ¦

¦мероприятий для улучшения условий обитания¦ ¦

¦животных в городских лесах ¦ ¦

+------------------------------------------+---------------------+

¦ Лесовосстановительные работы ¦

+------------------------------------------T---------------------+

¦1. Лесовосстановление лесными культурами,¦ весь период ¦

¦ландшафтные и декоративные посадки ¦ ¦

¦2. Озеленение городской свалки ¦ весь период ¦

+------------------------------------------+---------------------+

¦ Противопожарные мероприятия ¦

+------------------------------------------T---------------------+

¦1. Профилактические противопожарные¦ весь период ¦

¦мероприятия ¦ ¦

¦2. Дозорно-сторожевые мероприятия¦ 2001 - 2003 гг. ¦

¦(строительство и оснащение ПНВ) ¦ ¦

¦3. Мероприятия по ограничению¦ весь период ¦

¦распространения лесных пожаров ¦ ¦

¦4. Реконструкция и оснащение ПХС¦ 2002 - 2003 гг. ¦

¦Ставропольского лесхоза ¦ ¦

+------------------------------------------+---------------------+

¦ Лесокультурные мероприятия ¦

+------------------------------------------T---------------------+

¦1. Мероприятия по содержанию и расширению¦ весь период ¦

¦лесного питомника ¦ ¦

+------------------------------------------+---------------------+

¦ Создание и благоустройство мест отдыха горожан ¦

+------------------------------------------T---------------------+

¦1. Корректировка и согласование проектов¦ 2001 - 2002 гг. ¦

¦благоустройства в лесопарках “Северный“ и¦ ¦

¦“Южный“ ¦ ¦

¦2. Разработка проекта лесопарка¦ 2003 - 2005 гг. ¦

¦“Восточный“ ¦ ¦

¦3. Проведение работ по текущему¦ весь период ¦

¦благоустройству лесов и уборке бытового¦ ¦

¦мусора ¦ ¦

+------------------------------------------+---------------------+

¦ Создание дендропарка ¦

+------------------------------------------T---------------------+

¦1. Продолжение строительства дендропарка ¦ Весь период ¦

+------------------------------------------+---------------------+

¦ Организация мониторинга состояния городских лесов ¦

¦ и зеленых насаждений ¦

+------------------------------------------T---------------------+

¦1. Разработка программы мониторинговых¦ 2002 г. ¦

¦исследований городских лесов ¦ ¦

¦2. Создание и функционирование системы¦ весь период ¦

¦мониторинга городских лесов ¦ ¦

+------------------------------------------+---------------------+

¦ Создание особо охраняемых территорий, ландшафтных зон ¦

+------------------------------------------T---------------------+

¦1. Разработать список и дать¦ 2002 - 2003 гг. ¦

¦эколого-экономическое обоснование перевода¦ ¦

¦отдельных участков городских лесов в ранг¦ ¦

¦памятников природы ¦ ¦

¦2. Подготовить нормативно-правовую базу¦ 2001 - 2002 гг. ¦

¦для признания лечебно-оздоровительной¦ ¦

¦местностью территории лесопарка “Южный“ ¦ ¦

+------------------------------------------+---------------------+

¦ Определение границ городских лесов ¦

¦ и выставления межевых знаков ¦

+------------------------------------------T---------------------+

¦1. Согласование материалов по определению¦ 2001 - 2002 гг. ¦

¦фактических границ городских лесов ¦ ¦

¦2. Определение границ охраняемых объектов¦ 2001 - 2002 гг. ¦

¦и территорий ¦ ¦

+------------------------------------------+---------------------+

¦ Формирование буферной зоны на границе городских лесов ¦

+------------------------------------------T---------------------+

¦1. Определение границ буферной зоны¦ 2001 г. ¦

¦городских лесов ¦ ¦

¦2. Установление правового механизма¦ 2001 - 2002 гг. ¦

¦формирования буферных зон ¦ ¦

¦3. Разработка регламента использования и¦ ¦

¦развития буферной зоны городских лесов ¦ ¦

¦4. Реализация механизма формирования¦ ¦

¦буферных зон ¦ ¦

+------------------------------------------+---------------------+

¦ Экологическое воспитание и просвещение населения ¦

+------------------------------------------T---------------------+

¦1. Городской праздник “День Земли“ ¦ ежегодно ¦

¦2. Проведение конкурса школьных лесничеств¦ежегодно июнь - июль ¦

¦“Юный лесовод“ ¦ ¦

¦3. Участие в международной экологической¦ ежегодно ¦

¦акции “Марш парков“ ¦ ¦

¦4. Десанты по очистке лесопарковой зоны ¦ ежегодно весенне - ¦

¦ ¦ летний период ¦

¦5. Проведение городской экологической¦ 2003 г. ¦

¦конференции “Городские леса Тольятти“ ¦ ¦

L------------------------------------------+----------------------

Приложение 2

к целевой программе рационального

использования, защиты

и воспроизводства лесов,

находящихся на землях

г. Тольятти, на 2001 - 2005 гг.

ПЕРЕЧЕНЬ

ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ,

БЛАГОУСТРОЙСТВУ, ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЮ, СТРОИТЕЛЬСТВУ

ДЕНДРОПАРКА В ЛЕСАХ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ЗЕМЛЯХ Г. ТОЛЬЯТТИ,

НА 2001 - 2005 ГГ. (В ЦЕНАХ ЯНВАРЯ 2001 Г.)

----T--------------------------T-------T-------T------T-------T------T-------T------T-------T------T-------T------¬

¦ N ¦ Мероприятия ¦ Един. ¦ Объем ¦Сумма ¦ Объем ¦Сумма ¦ Объем ¦Сумма ¦ Объем ¦Сумма ¦ Объем ¦Сумма ¦

¦п/п¦ ¦измер. ¦2001 г.¦ ¦2002 г.¦ ¦2003 г.¦ ¦2004 г.¦ ¦2005 г.¦ ¦

+---+--------------------------+-------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+

¦ 1 ¦Лесохозяйственные работы:¦ ¦ ¦808,9 ¦ ¦1941,3¦ ¦1172,6¦ ¦1323,5¦ ¦1399,7¦

¦ ¦- санитарная рубка ¦ га ¦ 150 ¦ 480 ¦ 300 ¦ 960 ¦ 260 ¦ 832 ¦ 300 ¦ 960 ¦ 320 ¦ 1024 ¦

¦ ¦- очистка от внелесосечной¦ га ¦ 250 ¦ 280 ¦ 270 ¦302,4 ¦ 260 ¦291,2 ¦ 280 ¦313,6 ¦ 290 ¦324,8 ¦

¦ ¦захламленности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- уход за молодняками ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- рубки реконструкции и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦переформирования ¦ га ¦ 20 ¦ 30,4 ¦ 20 ¦ 30,4 ¦ 20 ¦ 30,4 ¦ 20 ¦ 30,4 ¦ 20 ¦ 30,4 ¦

¦ ¦- уход за подлеском и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦подростом ¦ га ¦ 10 ¦ 15 ¦ 10 ¦ 15 ¦ 11 ¦ 16,5 ¦ 12 ¦ 17 ¦ 12 ¦ 17 ¦

¦ ¦- расчистка квартальных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦просек ¦ га ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 2 ¦

¦ ¦- приобретение трактора¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ЛХТ 55 ¦ км ¦ 1 ¦ 1,5 ¦ 1 ¦ 1,5 ¦ 1 ¦ 1,5 ¦ 1 ¦ 1,5 ¦ 1 ¦ 1,5 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 630 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------+-------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+

¦ 2 ¦Охрана лесов от пожаров: -¦ ¦ ¦694,7 ¦ ¦1534,7¦ ¦1057,7¦ ¦892,7 ¦ ¦1207,7¦

¦ ¦содержание ПХС ¦т. руб.¦ ¦ 160 ¦ ¦ 170 ¦ ¦ 180 ¦ ¦ 190 ¦ ¦ 200 ¦

¦ ¦- реконструкция ПХС ¦т. руб.¦ ¦ ¦ ¦ 917 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- строительство ПНВ ¦ шт. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 250 ¦ 1 ¦ 250 ¦

¦ ¦- приобретение¦т. руб.¦ ¦ 100 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦телеустановки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- ремонт противопожарной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦техники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦пожарных машин ¦ шт. ¦ 6 ¦ 53 ¦ 6 ¦ 53 ¦ 6 ¦ 53 ¦ 6 ¦ 53 ¦ 4 ¦ 53 ¦

¦ ¦тракторов ¦ шт. ¦ 5 ¦ 50 ¦ 6 ¦ 50 ¦ 6 ¦ 50 ¦ 6 ¦ 50 ¦ 2 ¦ 50 ¦

¦ ¦- приобретение ГСМ ¦ т ¦ 22 ¦ 150 ¦ 25 ¦ 160 ¦ 25 ¦ 160 ¦ 25 ¦ 160 ¦ 25 ¦ 160 ¦

¦ ¦- противопожарные¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦мероприятия: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦устройство противопожарных¦ км ¦ 1 ¦ 1,5 ¦ 1 ¦ 1,5 ¦ 1 ¦ 1,5 ¦ 1 ¦ 1,5 ¦ 1 ¦ 1,5 ¦

¦ ¦разрывов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦устройство мин полос ¦ км ¦ 350 ¦ 5,6 ¦ 300 ¦ 5,6 ¦ 350 ¦ 5,6 ¦ 350 ¦ 5,6 ¦ 300 ¦ 5,6 ¦

¦ ¦уход за мин полосами¦ км ¦ 550 ¦ 7,6 ¦ 550 ¦ 7,6 ¦ 550 ¦ 7,6 ¦ 550 ¦ 7,6 ¦ 550 ¦ 7,6 ¦

¦ ¦изготовление и установка¦ шт. ¦ 14 ¦ 42 ¦ 15 ¦ 45 ¦ 15 ¦ 45 ¦ 15 ¦ 45 ¦ 15 ¦ 45 ¦

¦ ¦аншлагов, ремонт¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦изготовление и установка¦ шт. ¦ 20 ¦ 5 ¦ 20 ¦ 5 ¦ 20 ¦ 5 ¦ 20 ¦ 5 ¦ 20 ¦ 5 ¦

¦ ¦шлагбаумов, ремонт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- приобретение¦ шт. ¦ 10 ¦ 120 ¦ 10 ¦ 120 ¦ 10 ¦ 120 ¦ 10 ¦ 120 ¦ ¦ ¦

¦ ¦радиостанций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- приобретение пожарных¦ шт. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 430 ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 430 ¦

¦ ¦машин ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------+-------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+

¦ 3 ¦Лесовосстановительные ¦ ¦ ¦ 607 ¦ ¦ 830 ¦ ¦ 878 ¦ ¦ 587 ¦ ¦ 598 ¦

¦ ¦работы: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- подготовка почвы под¦ га ¦ 30 ¦ 15 ¦ 25 ¦ 13 ¦ 25 ¦ 13 ¦ 15 ¦ 8 ¦ 15 ¦ 8 ¦

¦ ¦посадку ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- выращивание посадочного¦т. шт. ¦ 500 ¦ 98 ¦ 500 ¦ 98 ¦ 500 ¦ 98 ¦ 500 ¦ 98 ¦ 500 ¦ 98 ¦

¦ ¦материала ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- посадка ручным и¦ га ¦ 30 ¦ 63 ¦ 25 ¦ 53 ¦ 25 ¦ 53 ¦ 15 ¦ 32 ¦ 15 ¦ 32 ¦

¦ ¦механизированным способом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- ландшафтные посадки ¦ га ¦ 3 ¦ 15 ¦ 2 ¦ 10 ¦ 2 ¦ 10 ¦ 2 ¦ 10 ¦ 2 ¦ 10 ¦

¦ ¦- дополнение и уход за¦ га ¦ 210 ¦ 42 ¦ 210 ¦ 42 ¦ 200 ¦ 40 ¦ 190 ¦ 38 ¦ 180 ¦ 36 ¦

¦ ¦молодыми посадками ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- расчистка горельников ¦ га ¦ 20 ¦ 264 ¦ 20 ¦ 264 ¦ 20 ¦ 264 ¦ 20 ¦ 264 ¦ 10 ¦ 264 ¦

¦ ¦- приобретение ГСМ ¦ т ¦ 15 ¦ 100 ¦ 15 ¦ 100 ¦ 15 ¦ 100 ¦ 15 ¦ 100 ¦ 15 ¦ 100 ¦

¦ ¦- озеленение городской¦ га ¦ 2 ¦ 10 ¦ 2 ¦ 10 ¦ 2 ¦ 10 ¦ 2 ¦ 10 ¦ 2 ¦ 10 ¦

¦ ¦свалки после реконструк-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- приобретение¦ шт. ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 40 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 40 ¦

¦ ¦лесопосадочной машины¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦СБН-1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- приобретение¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 27 ¦ ¦ ¦

¦ ¦культиватора КЛБ-1,7 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- приобретение плуга¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 20 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ПН-4-35 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- приобретение трактора¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ЗТМ-80 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 270 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- разработка проекта¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 200 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦системы полива питомника ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------+-------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+

¦ 4 ¦Лесозащитные работы: ¦ ¦ ¦ 69 ¦ ¦ 69 ¦ ¦ 169 ¦ ¦ 69 ¦ ¦ 69 ¦

¦ ¦- лесопатологический¦ га ¦ 8000 ¦ 60 ¦ 8000 ¦ 60 ¦ 8000 ¦ 60 ¦ 8000 ¦ 60 ¦ 8000 ¦ 60 ¦

¦ ¦мониторинг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- лесопатологическое¦ га ¦ 10 ¦ 4 ¦ 10 ¦ 4 ¦ 10 ¦ 4 ¦ 10 ¦ 4 ¦ 10 ¦ 4 ¦

¦ ¦обследование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- биологические меры¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦борьбы: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦изготовление и¦ шт. ¦ 150 ¦ 3 ¦ 150 ¦ 3 ¦ 150 ¦ 3 ¦ 150 ¦ 3 ¦ 150 ¦ 3 ¦

¦ ¦развешивание скворечников¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦огораживание муравейников¦ шт. ¦ 20 ¦ 2 ¦ 20 ¦ 2 ¦ 20 ¦ 2 ¦ 20 ¦ 2 ¦ 20 ¦ 2 ¦

¦ ¦- разработка проекта¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 100 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦искусственного водоема ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------+-------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+

¦ 5 ¦Благоустройство мест¦ шт. ¦ ¦ 371 ¦ ¦ 349 ¦ ¦ 416 ¦ ¦ 432 ¦ ¦ 349 ¦

¦ ¦массового отдыха горожан: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- разработка проекта¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 100 ¦ ¦ ¦

¦ ¦лесопарка “Восточный“ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- изготовление и установка¦ ¦ 90 ¦ 159 ¦ 110 ¦ 187 ¦ 120 ¦ 204 ¦ 100 ¦ 170 ¦ 110 ¦ 187 ¦

¦ ¦МАФов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- ремонт МАФов ¦ ¦ 100 ¦ 42 ¦ 100 ¦ 42 ¦ 100 ¦ 42 ¦ 100 ¦ 42 ¦ 100 ¦ 42 ¦

¦ ¦- устройство комплекс“ых¦ га ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦мест отдыха горожан ¦ ¦ 1 ¦ 50 ¦ ¦ ¦ 1 ¦ 50 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- уборка бытового и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦строительного мусора ¦ ¦ 200 ¦ 120 ¦ 200 ¦ 120 ¦ 200 ¦ 120 ¦ 200 ¦ 120 ¦ 200 ¦ 120 ¦

+---+--------------------------+-------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+

¦ 6 ¦Строительство дендропарка:¦ ¦ ¦ 670 ¦ ¦ 2570 ¦ ¦ 2420 ¦ ¦ 1870 ¦ ¦ 1920 ¦

¦ ¦- организация штата адми-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦нистративно-хозяйственного¦ Чел. ¦ 2 ¦ 70 ¦ ¦ 70 ¦ ¦ 70 ¦ ¦ 70 ¦ ¦ 70 ¦

¦ ¦персонала ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- приобретение, посадка¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦саженцев древесных пород,¦т. руб.¦ ¦ 50 ¦ ¦ 100 ¦ ¦ 100 ¦ ¦ 100 ¦ ¦ 100 ¦

¦ ¦уход за саженцами и тер-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦риторией дендропарка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- продолжение работ по¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦устройству дорожно-тро-¦ ¦ ¦ 400 ¦ ¦ 1200 ¦ ¦ 1600 ¦ ¦ 1600 ¦ ¦ 1600 ¦

¦ ¦пиночной сети ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- строительство адми- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦нистративно-хозяйственного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1000 ¦ ¦ 500 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦здания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- строительство¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦водопровода ¦ ¦ ¦ 100 ¦ ¦ 100 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- текущий ремонт изгороди ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 50 ¦ ¦ ¦ ¦ 50 ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------+-------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+

¦ 7 ¦Учебно-воспитательная ¦ ¦ ¦ 15 ¦ ¦ 20 ¦ ¦ 20 ¦ ¦ 25 ¦ ¦ 25 ¦

¦ ¦работа: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- организация и проведение¦ ¦ 1 ¦ ¦ 1 ¦ ¦ 1 ¦ ¦ 1 ¦ ¦ 1 ¦ ¦

¦ ¦конкурсов школьных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦лесничеств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------+-------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+

¦ 8 ¦Создание особо охраняемых¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 30 ¦ ¦ 30 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦территорий, ландшафтных¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦зон: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- разработать список и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 30 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦дать эколого-экономическое¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦обоснование предполагаемых¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦памятников природы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- подготовить нормативно-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦правовую базу для¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 30 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦признания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦лечебно-оздоровительной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦местностью территории¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦лесопарка “Южный“ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------+-------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+

¦ 9 ¦Определение границ¦ ¦ ¦ 30 ¦ ¦ 50 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦городских лесов и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦выставления межевых знаков¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------+-------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+

¦10 ¦Формирование буферной зоны¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 50 ¦ ¦ 50 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦на границе городских лесов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------------------+-------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+

¦ ¦ИТОГО: ¦ ¦ ¦3265,6¦ ¦7444,0¦ ¦6213,3¦ ¦5199,2¦ ¦5568,0¦

L---+--------------------------+-------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+------+-------+-------

Источники финансирования

---------------------T--------T--------T--------T--------T--------T--------¬

¦ ¦Ед. изм.¦2001 год¦2002 год¦2003 год¦2004 год¦2005 год¦

+--------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+

¦Федеральный бюджет ¦т. руб. ¦126,0 ¦142,0 ¦142,0 ¦142,0 ¦142,0 ¦

+--------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+

¦Областной бюджет ¦т. руб. ¦108,0 ¦108,0 ¦108,0 ¦108,0 ¦108,0 ¦

+--------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+

¦Городской бюджет ¦т. руб. ¦- ¦5664,0 ¦4363,3 ¦3349,2 ¦3718,0 ¦

+--------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+

¦Экологический фонд ¦т. руб. ¦1790,0 ¦- ¦- ¦- ¦- ¦

+--------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+

¦Собственные средства¦т. руб. ¦1241,6 ¦1530,0 ¦1600,0 ¦1600,0 ¦1600,0 ¦

+--------------------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+

¦ВСЕГО ¦ ¦3265,6 ¦7444,0 ¦6213,3 ¦5199,2 ¦5568,0 ¦

L--------------------+--------+--------+--------+--------+--------+---------