Российские законы

Решение Тольяттинской городской Думы Самарской области от 13.09.1995 N 145 “О Концепции экологической безопасности и устойчивого развития г. Тольятти (экологический аспект)“

ТОЛЬЯТТИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 13 сентября 1995 г. N 145

О КОНЦЕПЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И УСТОЙЧИВОГО

РАЗВИТИЯ Г. ТОЛЬЯТТИ (ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Заслушав и обсудив проект концепции экологической безопасности и устойчивого развития г. Тольятти (экологический аспект), городская Дума решила:

1. Принять Концепцию экологической безопасности и устойчивого развития г. Тольятти (экологический аспект) согласно приложению N 1.

Мэр города

С.Ф.ЖИЛКИН

Спикер

А.Н.ДРОБОТОВ

Приложение N 1

к Решению городской Думы

от 13.09.1995 N 145

КОНЦЕПЦИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

ГОРОДА ТОЛЬЯТТИ (ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы устойчивого социально-экологического развития и существования г. Тольятти на современном этапе тесно взаимосвязаны с решением вопросов охраны и реконструкции окружающей среды. Рассмотрение этих вопросов не является самоцелью - без их решения сегодня дальнейшее устойчивое существование и
развитие города выглядит проблематичным. Сложность заключается в том, что эти проблемы затрагивают практически все сферы городской жизни и требуют междисциплинарного подхода с использованием широкого спектра знаний в экологии, культуре, экономике, градоустройстве, управлении и других дисциплинах. Все это требует выработки нового видения и подхода к взаимодействию городского сообщества, органов управления и природопользователей. Город является одновременно и самой крупной единицей, способной приступить к решению многих разрушительных для современного мира проблем (в том числе и экологической), и самой мелкой единицей, только на уровне которой можно сознательно решать проблемы самым полным, комплексным и разумным образом в интересах не только ныне живущих людей, но и будущих поколений (Хартия устойчивого развития Европейских городов, Ольборг, Дания, 1994, ч. 1).

Современная история г. Тольятти насчитывает менее полувека, когда в 50-х годах для переселения жителей г. Ставрополь-на-Волге из зоны затопления Куйбышевского водохранилища на северо-восточной оконечности рукотворного соснового бора, в одном из наиболее живописных и благоприятных во всех отношениях мест Среднего Поволжья был заложен новый город с тем же названием. Создание мощной энергетической и строительной баз определило дальнейшую перспективу развития города как индустриального центра. За десять лет на северо-востоке города были сооружены крупный химический комплекс, ТЭЦ, завод “Волгоцеммаш“. Одновременно велась интенсивная застройка селитебной зоны, оказавшейся ограниченной с одной стороны лесом, с другой - Северным промышленным узлом. Резервы территории быстро истощились, и жилые кварталы оказались в санитарно-защитной зоне промузла. Стремительное развитие и превращение его в крупный индустриальный центр, многократный рост населения привели за это время к истощению природного комплекса территории.

Второй этап развития города - строительство ВАЗа и Автозаводского района. В результате северная
часть территории была замкнута крупным машиностроительным комплексом, новой ТЭЦ и промышленно-коммунальной зоной. Существенные проблемы этой территории возникли в связи с планируемым расширением производства автомобилей и развитием района.

Третий этап развития Тольятти связан со строительством в 70-х годах мощного химического производства - ТоАЗа, в 80-х годах - завода “АвтоВАЗагрегат“ на восточной оконечности города. В результате новый жилой массив Комсомольского района оказался в условиях, куда “стекаются“ атмосферные выбросы Северного промузла, завода ТоАЗ и располагающегося на противоположном берегу Жигулевского комбината строительных материалов с мощным цементным заводом.

В результате селитебная зона города оказалась в кольце мощных источников загрязнения атмосферы. Вследствие этого, а также интенсивного роста автотранспортной нагрузки город стал одним из наиболее загрязненных городов России (Государственный доклад “О состоянии окружающей среды России“, 1991, 1993). Положение усугубляется близким расположением других промышленных центров: в радиусе 150 км находятся Самарская городская агломерация, Новокуйбышевск, Чапаевск, Сызрань, Октябрьск, Жигулевск, Димитровград. Господствующие ветра способствуют переносу атмосферных загрязнений в сторону Тольятти.

Состояние природы и окружающей среды в г. Тольятти и его окрестностях продолжает ухудшаться и вызывает все возрастающую тревогу (см. приложение 1).

За последние 5 лет из-за экономического спада, судя по статистической отчетности, произошло снижение загрязнения атмосферы от стационарных источников более чем в 2 раза; однако оно в значительной мере поглощается ростом выбросов от автотранспорта. Не менее кризисная обстановка создалась в отношении загрязнения поверхностных и подземных вод, почв. Общая техногенная нагрузка на территорию города с каждым годом возрастает. Оживление промышленного производства усугубит и без того критическую обстановку в городе.

В настоящее время человечество стремится к обеспечению гармоничного, устойчивого развития отношений между обществом и природой во имя
благосостояния человека и сокращению ущерба окружающей среде (“Повестка дня на XXI век“, принятая на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, г. Рио-де-Жанейро (Бразилия), июнь, 1992; Программа действий по защите окружающей среды для Центральной и Восточной Европы, принятая на Конференции “Охрана окружающей среды для Европы“, г. Люцерн (Швейцария), апрель, 1993; Хартия устойчивого развития Европейских городов, г. Ольборг (Дания), май, 1994; Города и устойчивое развитие (Глобальный форум, 94), г. Манчестер (Великобритания), июнь, 1994; Всероссийский съезд по охране природы, г. Москва, июнь, 1995). В основу настоящей Концепции положен Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. N 236 “О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития“, Постановление Правительства РФ от 18 мая 1994 г. N 496 “О плане действий Правительства Российской Федерации по охране окружающей среды на 1994 - 1995 годы“, Концепция Федеральной целевой программы “Оздоровление экологической обстановки на реке Волге и ее притоках, восстановление и предотвращение деградации природных комплексов Волжского бассейна (“Возрождение Волги“)“, решения Всероссийского съезда по охране природы.

Для достижения стабилизации и радикального изменения сложившейся экологической ситуации в городе необходим новый стратегический подход к управлению экологической обстановкой, создание системы долгосрочных, комплексных программ преодоления экологического кризиса, постоянно контролируемых и корректируемых, затрагивающих, по существу, все стороны жизни города и решаемых усилиями всего населения, направленных на устойчивое развитие инфраструктуры, производственной и социальной сфер города и обеспечение здоровья населения путем сохранения экологического равновесия, охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. На разработку такой стратегии и направлена настоящая Концепция.

1. ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ

Основной целью Концепции является обеспечение экологической безопасности
населения и устойчивое функционирование и развитие города и окружающей природной среды.

Охрана природы и среды обитания является средством сохранения, восстановления и создания благоприятных условий жизни, соответствующих потребностям человека (здоровья, роста материального благополучия и полноценного воспроизводства населения, духовного и интеллектуального совершенствования). Этим определяется приоритет экологических проблем среди других вопросов развития и управления города и сопредельной территории. Решение существующих проблем тесно связано с выбором направления эволюции города и грамотной, научно-обоснованной политикой органов городского управления во взаимодействии со всеми жителями. Дальнейшее развитие города при высокой концентрации промышленности требует создания научно-культурной среды, развития и привлечения высоких технологий производства, превращения Тольятти из города-производителя в культурный научно-промышленный центр Среднего Поволжья.

Основными принципами Концепции являются:

Принцип признания жизни, сохранения и улучшения среды обитания высшим приоритетом в деятельности человека.

Принцип последовательной экологизации всех сфер жизнедеятельности города и прилегающих территорий.

Принцип экологического нормирования антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Принцип добровольного принятия обязательств, обеспечивающих устойчивое развитие органами самоуправления, общественными организациями и гражданами, перед человеком, городской, российской и мировой общественностью.

Принцип рационального индивидуального потребления и личной ответственности за бережное отношение к природе.

Основными задачами Концепции являются:

В области охраны природы:

- охрана геологической среды города (проблемы подтопления территории, сейсмичности, защиты подземных вод, берегоукрепления и пр.) и прилегающих территорий (проблемы карьеров нерудных строительных материалов, агропромышленных зон и пр.);

- охрана атмосферы от техногенных воздействий;

- охрана вод Куйбышевского и Саратовского водохранилищ, являющаяся одной из важнейших задач Федеральной целевой программы “Возрождение Волги“; участие города в решении этой задачи осуществляется в рамках этой программы, бассейного соглашения, межрегиональных договоров;

- охрана побережья и островов в пределах городской черты и прилегающих территорий, обустройство рекреационных территорий;

- восстановление и рекультивация Васильевских
озер и прилегающих нарушенных территорий, создание на их основе рекреационной зоны;

- совместно с органами местного самоуправления сопредельных территорий и общественными объединениями охрана и рациональное использование природного и культурного наследия Самарской Луки и других уникальных в природном отношении объектов (Ягодинский лес, Федоровские луга и пр.) в соответствии с Каракаской декларацией “Охраняемые территории и будущее человечества“ и другими документами, принятыми на IV Всемирном конгрессе по национальным паркам и охраняемым территориям, г. Каракас (Венесуэла), февраль, 1992;

- сохранение, расширенное воспроизводство и улучшение городских и прилегающих к городу лесов как единого массива и основы природного каркаса города. Организация мониторинга, зонирование леса с выделением и оборудованием зон рекреации и зон покоя;

- реконструкция зеленых насаждений города, создание ландшафтных парков, формирование экологического каркаса города;

- создание, сохранение и увеличение биологического разнообразия экосистем города с целью обеспечения устойчивого развития и существования.

В области рационального природопользования:

- реорганизация производственной сферы, развитие наукоемких и ресурсосберегающих технологий и производств с целью оптимизации взаимоотношений с окружающей средой; размещение новых производств в соответствии с требованиями экологической безопасности;

- снижение уровней загрязнения окружающей среды до предельно безопасных;

- смена менталитета в области охраны природы и природопользования: переход от планового снижения по отдельным показателям и контроля исполнения “природоохранных мероприятий“ к исключению нарушений природоохранного законодательства;

- обеспечение максимального снижения выбросов вредных веществ в атмосферу от производств, теплоэнергетического комплекса города, автотранспорта (оптимизация транспортных потоков, увеличение доли электротранспорта, переход на неэтилированный бензин и другие альтернативные варианты решения транспортных проблем) и водного транспорта;

- учет, уменьшение и оптимизация коммунального, промышленного и сельскохозяйственного водопользования; исключение сброса неочищенных ливневых, промышленных и иных стоков; снижение загрязнения от водного транспорта;

- обеспечение
эффективной санитарной защиты городских водозаборов, охраны месторождений питьевой воды;

- снижение, переработка, вторичное использование и безопасное захоронение отходов производства и потребления; рекультивация существующих полигонов и свалок. Создание городской инфраструктуры сбора и переработки всех видов отходов;

- разработка системы эффективного, не наносящего вреда окружающей среде сельскохозяйственного землепользования для создания экологически чистой продукции, поддержания биологического плодородия почв, обустройства пригородных зон;

- разработка нормативов землепользования при подготовке и проведении строительных и ремонтных работ;

- прогнозирование и разработка мероприятий по защите населения от возможных природных и техногенных бедствий, аварий, катастроф.

В области качества жизни человека:

- охрана материнства и детства;

- повышение ценности человеческой жизни путем оздоровления экологической обстановки, обеспечения здорового образа жизни;

- снижение инфекционных и “социальных“ болезней путем улучшения санитарно-гигиенических условий жизни, профилактики и лечения;

- проведение экологически обоснованной демографической политики в городе (снижение смертности, увеличение продолжительности жизни, регулирование миграционных процессов и пр.);

- проведение экологически обоснованной градостроительной политики в городе;

- формирование у населения общей и экологической культуры, нравственности, признающих высшую ценность - живую природу и рациональный режим природопользования, понимания идей устойчивого развития, бережного использования природного и культурного наследия на основании многоступенчатой системы образования и развития культурной среды; повышение роли населения и общественных организаций в оздоровлении окружающей среды, участии в исполнении положений настоящей Концепции;

- целенаправленное совершенствование и развитие системы краеведческого образования и экологического просвещения в учебных заведениях города и прилегающих территорий.

В области управления природопользованием:

- совершенствование инфраструктуры комплексного мониторинга города и управления качеством окружающей городской среды;

- создание правовой и нормативной баз и экономической основы для обеспечения устойчивого развития и существования городской агломерации;

- принятие в качестве приоритетного критерия оценки деятельности руководителей всех уровней характер
изменения экологической ситуации в городе и на прилегающих территориях; обязательная экологическая аттестация представителей органов местного самоуправления, а также руководителей всех уровней в пределах их компетенции;

- разработка “Положения“ о разграничении полномочий, прав и обязанностей и о взаимодействии всех субъектов экологического права в городе (см. прилож. 3). Органы городского самоуправления наделяют общественность по месту проживания правом отлагательного “вето“ на развитие ресурсоемких, ухудшающих экологическую обстановку производств и на строительство экологически опасных объектов до проведения дополнительной или повторной экологической экспертизы.

Концепция реализуется через систему конкретных программ, постоянно корректируемых в зависимости от экологической и экономической обстановок. Достижение поставленных задач должно осуществляться комплексно, взаимосвязанно и поэтапно с определением приоритетов. Для достижения поставленных задач предусматривается координация разрабатываемых программ, задач с международными, федеральными, бассейновыми, региональными и иными программами, направленными на обеспечение экологической безопасности и устойчивого развития планеты, страны, региона, города.

2. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

В соответствии с общемировыми тенденциями развития и прогнозом социально-экономического развития страны выделяются три периода: спад производства и падение жизненного уровня, восстановление экономики до предшествующего кризису уровня и прогресс экономического развития и наращивание производства. Существующая ситуация не позволяет сколь-либо точно предсказать продолжительность этих этапов. Тем не менее, планирование мероприятий необходимо привязывать к этим стадиям, поскольку экологическая ситуация в значительной степени определяется интенсивностью производства.

Первый этап

Создание правовой и нормативной баз природопользования в городе (см. приложение 4). Реализация первоочередных мероприятий по оздоровлению экологической обстановки (см. приложение 5) и неотложных мер по снижению загрязнения окружающей среды. Выделение в городском бюджете отдельной строкой средств для решения задач экологической безопасности и устойчивого развития в объеме до 3% от расходной части.

Второй этап

Стабилизация экологической обстановки и
снижение загрязнения среды до установленных нормативов. Выделение в городском бюджете отдельной строкой средств для решения задач экологической безопасности и устойчивого развития в объеме до 5% от расходной части.

Третий этап

Коренное улучшение экологической ситуации, переход к стабильному развитию на базе сбалансированного природопользования; реализация положений “Повестки дня на XXI век“. Выделение в городском бюджете отдельной строкой средств для решения задач экологической безопасности и устойчивого развития в объеме до 7% от расходной части.

3. СИСТЕМЫ И МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ

Законодательно-правовая система на уровне местного самоуправления, в первую очередь, должна обеспечить соблюдение конституционных прав горожан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду; обеспечить функционирование гибкой структуры управления через разделение прав и обязанностей различных уровней (от федерального до субъектов хозяйственной деятельности). Основная цель - обеспечить гармонию экономических интересов и экологических требований.

Необходима разработка системы первоочередных законов по охране окружающей среды для городского сообщества (см. приложение 4).

Нормативная система должна удовлетворять ряду требований: достаточности, достижимости, осуществимости, региональности и времени действия. Необходима разработка системы экологических регламентов и положения о компенсации населению за негативные изменения экосистем в городе и окружающей его природной среде, которые должны быть утверждены городской Думой и стать своеобразным законом для города.

Экономическая система. Это ключевая система, организующая финансовые потоки между уровнями системы управления и создающая финансовые емкости на всех уровнях для реализации экологически сбалансированной деятельности в городе.

Экономический механизм должен базироваться на следующих основных экономических принципах:

- самостоятельного экономического регулирования внутригородских проблем охраны окружающей среды и природопользования;

- пропорциональной экономической ответственности;

- платности природопользования (право пользования, сверхлимитное и несанкционированное использование и пр.);

- принципе “платит тот, кто загрязняет и наносит ущерб“;

- экономического стимулирования рационального природопользования
путем экономически обоснованной кредитной и налоговой политики;

- квотирования средств на финансирование работ по восстановлению и охране природы из бюджета города;

- формирования межрегиональных экономических отношений и возмещения трансграничного ущерба окружающей среде;

- экологического страхования, предусматривающего ответственность предприятий - источников повышенного экологического риска за причинение ущерба и убытков третьим лицам от аварийного или внезапного загрязнения среды;

- совершенствования системы экологических фондов.

Контрольно-информационная система. Включает сопряжение федеральных, муниципальных и производственных служб контроля окружающей среды; экологический мониторинг на территории районов, зон с напряженной экологической ситуацией и всего города; информационное обеспечение принятия управленческих решений и безвозмездный обмен информацией для обеспечения нужд органов самоуправления, бюджетных организаций и общественных объединений.

Просветительско-образовательная система. Включает в себя систему эколого-культурного просвещения и образования, обеспечивающую постоянную и профессионально прокомментированную информацию о состоянии природной и культурной среды города в учебных заведениях, в печатной, радио- и телепродукции.

Научное обеспечение - изучение состояния, оценка и прогноз развития эколого-экономической системы города и сопредельных территорий, выбор и научное обоснование путей решения задач настоящей Концепции (см. приложение 4).

Организационная структура. Важным этапом реализации новой политики экологической безопасности и устойчивого развития является совершенствование структуры контроля и управления природоохранными службами в городе как путем более полной реализации возможностей действующих структур и нормативных актов, так и организационного и нормативно-правового совершенствования управления.

Система материально-технических и трудовых ресурсов. Сегодня в городе функционирует 16 организаций, выполняющих тот или иной объем природоохранных работ; имеется два специализированных научно-исследовательских института экологического профиля; в 17 школах (лицеях, гимназиях) ведется обучение по специализации “экология“; ведется подготовка инженеров-экологов в ТолПИ и Технологическом институте и Средневолжском университете; Социально-экологический Союз в г. Тольятти объединяет около 5 тыс. человек. Имеются формирования реагирования на чрезвычайные ситуации, сложились компетентные коллективы служб охраны природы на крупных предприятиях города.

В связи с необходимость экологизации всех сфер жизнедеятельности города процесс роста числа занятых в экологической сфере, их специализация и качественный уровень будут возрастать.

Материально-техническая база природоохранной деятельности включает приборы и оборудование всех контролирующих служб города и предприятий, инженерные очистные сооружения предприятий, систему водопотребления и очистки сточных вод, оборудование и технику служб реагирования на чрезвычайные ситуации, технику лесхозов и предприятий по озеленению города и пр. Увеличение и качественное улучшение материально-технической базы природоохранной деятельности в городе должно идти в направлении качественного и количественного роста всех этих составляющих. Кроме того, целесообразно формирование в городе предприятий, специализирующихся на изготовлении экологического оборудования и воспроизводстве природных ресурсов.

4. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРИРОДООХРАННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОРОДЕ

Реализация данной Концепции в условиях кризисного состояния российской экономики и трудностей привлечения значительных бюджетных средств на цели экологического оздоровления требует подготовки реального пакета предложений по изысканию негосударственных источников финансирования.

Источниками финансирования могут стать:

- бюджетные ассигнования различных уровней (республиканские, областные, городские); на первом этапе реализации Концепции по г. Тольятти - до 3% расходной части бюджета (на втором - до 5%, на третьем - до 7%);

- средства внебюджетных экологических фондов всех уровней;

- средства, вкладываемые отечественными и зарубежными инвесторами в приватизацию экологически особо опасных предприятий, функционирование которых приносит наибольший ущерб окружающей среде;

- инновационные программы создания экологически чистой техники и технологии;

- ресурсы, образованные в результате создания системы страхования экологического риска;

- экологически инициированная кредитная и налоговая политика;

- в перспективе - средства, вырученные в результате проведения природоохранного займа.

5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАМЕЧАЕМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ

КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ГОРОДА

Эффективность достижения целей и решения задач настоящей Концепции с точки зрения социально-экономического эффекта заключается:

- в достижении экологической безопасности и здоровья населения города, нормативного качества окружающей среды;

- в повышении качества жизни горожан;

- в снижении экологического риска, ресурсоемкости производственной сферы и коммунального хозяйства города;

- в создании условий для устойчивого функционирования и развития города в окружающей природной среде;

- в обеспечении механизма судебной защиты прав граждан на компенсацию ущерба, наносимого их здоровью и имуществу загрязнением и разрушением природной среды;

- в недопустимости нарушения действующей законодательной практики на территории города любыми органами власти, должностными и юридическими лицами;

- в совершенствовании системы управления устойчивым развитием города и прилегающих территорий.

Эффективность затрат, направляемых на улучшение состояния городских экосистем, выражается в стоимостной оценке предотвращаемых потерь здоровья населения и ресурсов (природных, трудовых, материальных и финансовых, потерь качества продукции), достигаемых путем улучшения качества окружающей среды.

Наконец, эффективность достижения намеченных целей будет выражаться в превращении Тольятти из промышленного центра и города-производителя в культурный научно-промышленный центр Среднего Поволжья.

Настоящая Концепция отражает только экологические аспекты устойчивого развития города Тольятти. Для достижения целей устойчивого развития г. Тольятти в целом (в рамках “Повестки дня на XXI век“) необходима разработка системы концепций устойчивого развития города в сфере культуры, экономики, градоустройства и управления.

Настоящая Концепция является основанием для общественного согласия и консолидации сил городского сообщества в сфере экологической безопасности населения и устойчивого развития г. Тольятти.

Спикер

городской Думы

А.Н.ДРОБОТОВ

Приложение N 1

к Концепции экологической

безопасности и устойчивого

развития г. Тольятти

1. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА ГОРОДА

1.1. Климатические условия

По условиям рассеивания загрязнений г. Тольятти принадлежит к зоне с повышенным потенциалом загрязнения атмосферы, способствующим накоплению примесей в приземном слое.

Преобладающими ветрами являются ветра южного и юго-западного направлений в холодный период года и западных и северо-западных - в теплый. Ветры этих румбов способствуют транграничному переносу загрязнений с соседних территорий. Среднегодовая повторяемость штилей составляет 13%, ветров до 1 м/с - 27%. Неблагоприятные для выноса загрязнений по силе и направлению ветра колеблются в разные сезоны от 30% зимой до 46% летом. Скапливанию загрязнений в приземном слое атмосферы способствуют нередкие низкая облачность, туманы. Неблагоприятные метеорологические условия в городе составляют до 30% в год.

Наиболее благоприятный ветровой режим для проветривания - в Автозаводском районе, что связано с ландшафтными условиями, отсутствием леса на берегу Волги, характером застройки. В то же время такой ветровой режим приводит к повышенной заболеваемости детей респираторными заболеваниями зимой.

1.2. Состояние воздушного бассейна

В 1990 г. выбросы в атмосферу в Тольятти составляли 165,5 тыс. т (в том числе 62,3 тыс. т от автотранспорта; см. табл. 1), что составляет в пересчете на одного жителя 248,5 кг/год. От стационарных источников выбросов на предприятия Центрального района приходится 63,2% (из них ТЭЦ - 33,7%), Автозаводского - 26,2% (ТЭЦ ВАЗа - 17,9%), Комсомольского - 10,6%. Специфика загрязнения атмосферы определяется свойственной теплоэнергетике, выбросы которой составляют более половины (51,6%), а также наличием органических растворителей, аммиака, циклогексана, формальдегида, карбамида, фтористых соединений и фосфорного ангидрида. По индексу загрязненности атмосферы (ИЗА) город относится к сильно загрязненным (индекс загрязнения атмосферы - 12).

Максимальные из разовых концентраций в 1994 г. достигали значений: 28,5 ПДК по этилбензолу; 11 ПДК по ксилолу; 9,3 ПДК по диоксиду азота; 6,4 ПДК по формальдегиду; 4,5 ПДК по аммиаку; 4 ПДК по оксиду углерода; 3,5 ПДК по толуолу.

Снижение интенсивности загрязнения в 1991 г. по сравнению с 1988 г. отмечается только в отношении сернистого ангидрида; загрязнение формальдегидом, фтористым водородом и аммиаком увеличилось в 1,5 - 3 раза. В 1993 г. загрязнение формальдегидом и аммиаком было в 2 раза выше среднероссийского уровня. По сравнению с 1993 г. в 1994 г. не изменились среднегодовые концентрации пыли, оксида азота, растворимых сульфатов, бензола, ксилола, толуола.

Таблица 1

Динамика загрязнения воздушного бассейна г. Тольятти

--------------------T-----T-----T-----T-----T-----T-----T----T----T----¬

¦Выбросы в атмосферу¦1986 ¦1987 ¦1988 ¦1989 ¦1990 ¦1991 ¦1992¦1993¦1994¦

¦ (тыс. тн) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+----+----+----+

¦Прогноз 1986 г. ¦137.7¦130.6¦129.8¦122.5¦121.7¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+----+----+----+

¦По стат. отчетности¦137.7¦137.3¦125.7¦115.9¦103.7¦102.8¦88.3¦ ¦ ¦

+-------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+----+----+----+

¦Факт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦96.8 ¦82.6¦64.9¦48.1¦

L-------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+----+----+-----

1.3. Состояние водной среды

Гидрологические условия. Тольятти расположен в пределах Ставропольской депрессии, которая является частью Мелекесской впадины. Верхняя часть территории (до 200 м) сложена породами юрской, меловой, неолитовой и четвертичной систем. Водоносный горизонт мощностью от 25 до 75 - 80 м образован водонасыщенными суглинками без нижеподлежащего водоупорного горизонта. Поток воды движется с севера в сторону нижнего бьефа ГЭС. Наполнение водоносного горизонта в основном осуществляется за счет фильтрации с поверхности и Куйбышевского водохранилища.

Питьевое водоснабжение в Автозаводском районе осуществляется за счет речной воды, на остальной территории - из подземных месторождений. Состояние последних в настоящее время удовлетворительно, но существует реальная угроза их загрязнения вследствие загрязнения почвы по периметру месторождений и высокой скорости фильтрации (до 20 м/сут.), плохим санитарным состоянием водозаборов, деградацией лесного массива, развитием поливного земледелия. Питьевая вода в Автозаводском районе более мягкая, качество ее определяется в значительной степени состоянием речных вод в районе водозабора. Подземные воды отличаются жесткостью.

Грунтовые воды. За последние 25 - 30 лет в результате изменения гидрологического режима уровень грунтовых вод в городе повысился на 10 - 15 м и более и продолжает повышаться в среднем на 0,2 - 0,4 м/год. Это привело к подтоплению территории, засолению земель и, как следствие, к ухудшению водообмена между поверхностными и подземными водами. В Автозаводском районе отмечается формирование подповерхностного водоносного горизонта, насыщенного различными поллютантами и сообщающегося с глубоко залегающими водами за счет вертикальной фильтрации. Подповерхностные воды здесь агрессивны к бетону.

Анализ табл. 2 позволяет констатировать общий рост водопотребления, в основном, на хозяйственно-бытовые нужды (почти в 2 раза за 7 лет); почти постоянное водопотребление на промышленные нужды и наметившуюся тенденцию к росту водопотребления на орошение (возможно, за счет роста индивидуального садоводства). Хорошо обстоит дело с оборотным водоснабжением в промышленности и крайне неудовлетворительно с очисткой стоков (лишь 40%).

Приплотинный плес Куйбышевского водохранилища. По сравнению с 1964 - 78 гг. в водах водохранилища почти в 2 раза увеличились концентрации основных биогенных элементов. Содержание фосфатов, нитратного азота и нефтепродуктов достигло ПДК, а меди и фенолов превысило их значения. Для сохранения современного трофического уровня приплотинного плеса необходимо резко снизить его нагрузку по биогенам (по фосфору, например, она превышает допустимую в 6 раз), резко сократить сброс загрязняющих веществ (табл. 4 - не приводится). Хотя это федеральная, а не городская проблема, город должен принять активное участие в ее разрешении.

Санитарно-гигиеническая оценка качества воды. В приплотинный плес поступают относительно “истые воды. В пределах литорали водохранилища у г. Тольятти наблюдается снижение качества воды, особенно на литорали в пределах Автозаводского района в результате загрязнения промышленно-коммунальными и ливневыми стоками. Участок фекально-загрязненных вод включает литораль плеса в границах Центрального и Комсомольского районов, связанный с расположенными здесь турбазами, санаториями, необорудованными в гигиеническом отношении пляжами. Воды начальных участков Саратовского водохранилища ниже Тольятти более загрязнены: чистые участки здесь практически отсутствуют, а умеренно загрязненные встречаются лишь в малолюдных местах, вдали от населенных пунктов. Значительная степень фекального загрязнения акватории приурочена также к сельским населенным пунктам.

Таблица 2

Динамика хозяйственного использования воды в г. Тольятти

----------------------T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----¬

¦ Показатели ¦1986 ¦1987 ¦1988 ¦1989 ¦1990 ¦1991 ¦1992 ¦

¦ (млн. куб. м) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+

¦Использовано воды, ¦252.8¦256.0¦256.9¦305.9¦314.5¦304.1¦326.3¦

¦в том числе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+

¦на хоз. нужды ¦60.8 ¦61.2 ¦62.5 ¦112.0¦107.6¦106.6¦114.4¦

+---------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+

¦на произв. нужды ¦188.6¦191.6¦191.3¦183.2¦200.1¦186.5¦191.8¦

+---------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+

¦Оборотное водоснабже-¦ 94 ¦ 94 ¦ 94 ¦ 94 ¦ 94 ¦ 94 ¦ 94 ¦

¦ние (%) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+

¦Сброшено сточных вод ¦250.2¦229.7¦242.6¦245.9¦252.3¦235.1¦224.1¦

+---------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+

¦нормативно-чистых ¦81.1 ¦13.0 ¦13.2 ¦ 0 ¦ 0 ¦ - ¦ - ¦

¦(без очистки) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+

¦загрязненных ¦ - ¦99.9 ¦140.5¦157.5¦140.7¦146.6¦132.7¦

+---------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+

¦Очищенных сточных вод¦169.1¦116.8¦88.1 ¦88.4 ¦111.6¦88.5 ¦91.4 ¦

+---------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+-----+

¦в т.ч. на сооружениях¦ 97 ¦ 49 ¦ 36 ¦ 36 ¦ 44 ¦ 38 ¦ 41 ¦

¦биологической очистки¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦(% к объему сточных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦вод) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L---------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+------

Данные гидробиологического мониторинга (по материалам ТГМО) представлены в табл. 3 (2 класс - чистые воды, 3 - слабо загрязненные, 4 - загрязненные воды, 5 - грязные воды, 6 - очень грязные воды). Анализ позволяет сделать вывод о постепенном переходе качества воды от 2 до 3 класса чистоты к 4 и 5, а в придонном слое даже к 5 и 6 классу.

Таблица 3

Оценка качества воды в классах (вода/дно)

--------------------T-------T-------T-------T-------¬

¦ Местоположение ¦ 1990 ¦ 1992 ¦ 1993 ¦ 1994 ¦

+-------------------+-------+-------+-------+-------+

¦Водозабор ВАЗа ¦ 2-3/4 ¦ 3-4/4 ¦3-4/3-4¦3-4/4-5¦

+-------------------+-------+-------+-------+-------+

¦Сброс УЧВ Автоза- ¦ 3-4/5 ¦3-4/5-6¦3-4/5-6¦ 3-4/6 ¦

¦водского района ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------+-------+-------+-------+-------+

¦Район пляжа Комсо- ¦2-3/3-4¦ 3/3-4 ¦3-4/3-4¦3-4/4-5¦

¦мольского района ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------+-------+-------+-------+-------+

¦Русло Волги у пло- ¦ 2-3/3 ¦ 3/3-4 ¦ 3/3-4 ¦3-4/4-5¦

¦тины ГЭС (середина)¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------+-------+-------+-------+-------+

¦0,5 км ниже выпуска¦3-4/5-6¦ 3/4-5 ¦ 3-4/5 ¦3-4/5-6¦

¦с очистных сооруже-¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ний города ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-------------------+-------+-------+-------+-------+

¦Против пос. Зольное¦2-3/4-5¦2-3/4-5¦ 3/4-5 ¦3-4/5-6¦

¦(левый берег) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L-------------------+-------+-------+-------+--------

1.4. Использование земель

Городская территория. Площадь города (на 01.01.1995) - 31479 га; земли промышленности (6232 га), транспорта (808 га), застроенная территория (7728 га), площади, улицы и пр. (851 га) занимают 50% всей площади г. Тольятти; лесопокрытая площадь (6647 га), парки и скверы (208 га), земли сельскохозяйственного использования (7259 га). Это достаточно благоприятное распределение земель по видам пользования. Обращает внимание уменьшение площадей сенокосов и пастбищ (в среднем, на 1% в год) и рост площади земель под коллективными огородами и приусадебными участками (почти в два раза).

Быстрыми темпами происходит расширение земель под промышленной застройкой. С 1965 г. общая площадь г. Тольятти увеличилась почти в 3 раза, а площадь под дорогами почти в 2 раза. В 1985 г., по сравнению с 1965 г., площадь промышленной застройки увеличилась в 3 раза, в основном, за счет сокращения лесных и сельскохозяйственных угодий. В пересчете на одного человека площадь промышленной застройки в 3 - 5 раз превышает этот показатель в развитых странах, под сельскохозяйственными угодьями соответственно в 3 раза ниже.

Существенно сократилась в пересчете на одного жителя площадь селитебной зоны. В 1965 г. она была представлена в основном частным сектором, 2/3 площади которого занимали приусадебные участки, в 1985 г. территория застроена в основном многоэтажными жилыми зданиями и покрыта асфальтом.

Под свалками занято 93 га земель (городские - 13 га), отвалами и карьерными выемками - 338,8 га, что составляет вместе с санитарно-защитными зонами не менее 7% всей площади города. Общая площадь деградированных земель за 20 лет увеличились в общей сложности более чем в 5 раз.

Загрязнение почв. В ряду экологических проблем одной из важнейших является прогрессирующее загрязнение территории, вовлекающее вредные вещества в природный круговорот и создающее угрозу водоносным горизонтам.

На 35 основных предприятиях города образуется 1134,3 тыс. т твердых отходов (на жителя - около 1,5 т в год) и 5,4 тыс. куб. м жидких. Из них утилизировано, соответственно, 564,4 тыс. т (чуть более 50%) и 0,86 тыс. куб. м (около 16%). Бытовые отходы в городе составляют 0,65 куб. м/чел., что на 38% выше общероссийского норматива (0,47 куб.). Непосредственно отведенные площади под свалки служат источником загрязнения - площадь техногенных ореолов рассеивания в городе в 2 - 3 раза превышает площадь складирования отходов.

По данным снеговой съемки 1987 - 88 и 1992 - 93 гг. значительное загрязнение поверхности выявляется вдоль автомагистралей (зона за гаражами на севере Комсомольского района, поворота на ТоАЗ, Автовокзал в Центральном районе, Московский проспект вблизи ВАЗа, вдоль дорог у села Тимофеевка и между Автозаводским и Центральным районами, пос. Шлюзовой, ул. Дзержинского). “Средняя“ степень техногенного загрязнения наблюдается в зоне Северного промузла с центром приблизительно на территории завода Синтезкаучук.

1.5. Городские и рекреационные леса

Сохранившиеся городские леса (8475 га) составляют почти 3/4 былого лесного массива на незатопленной территории. Они расчленены дорогами, ЛЭП и другими коммуникациями, обезображены водозаборами, замусорены и частью вытоптаны. Значительный ущерб лесу наносится пожарами, за последние 20 лет количество пожаров возросло с 0 - 1 до 11 - 14, как и площадь гари с 0 до 108 га в 1992 г.

Лес теряет системное единство лесного массива. Несмотря на это, городские леса способны выделять 38,5 тыс. т в год кислорода (57,5 кг на одного жителя), поглотить 2 тыс. т сернистого газа (чуть более 10% от городских выбросов), более 2,5 тыс. т окислов азота (около 7%), свыше 45 тыс. т углекислого газа, более 237 тыс. пыли. Трудно переоценить значение городского леса как места отдыха и удовлетворения эстетических потребностей горожан, сохранения диких животных, водоохранную роль по отношению к располагающимся на его территории месторождениям питьевой воды.

Основными лесообразующими породами являются сосна (64%) и дуб (21%). В городских лесах существенно нарушена возрастная структура и замедлен процесс лесовозобновления вследствие высокой рекреационной нагрузки. Данные инвентаризации 1992 г. показывают, что средний текущий отпад за последние 13 лет в лесах почти вдвое превышает нормальный для данного возраста и бонитета и составляет 0,83 против 0,45% в год. Наибольший отпад - в среднем 2,15 - 2,24% - наблюдается в очагах болезней и на территориях, пройденных санитарными рубками. Следующий по величине отпад наблюдается в буферной зоне массива с жилым сектором Центрального района и составляет до 10% от запаса насаждений в 1979 г. (в среднем - более 0,8% в год).

Для городов с населением 500 тыс. чел. в лесостепи пригородная зеленая зона составляет 1600 кв. м/чел., т.е. для г. Тольятти она должна быть не менее 110 тыс. га; на сегодня эта площадь составляет по разным данным 32 или 48 тыс. га, т.е. 30 или 45% нормы.

1.6. Электромагнитное загрязнение

Электромагнитное поле (ЭМП) в городе имело 1000 кратное превышение над фоном на ул. Новозаводская в районе арок с силовым кабелем, вне города - на плотине ГЭС, где уровни магнитной составляющей превышали фон в 10 тыс. раз. Вблизи ЛЭП максимальные значения ЭМП превышали фон в 30 раз (зона электромагнитного воздействия ЛЭП ограничивается коридором в 200 - 300 м). Повышенные уровни магнитного поля наблюдаются в районах троллейбусных линий. В целом, электромагнитная обстановка в городе характеризуется существенной неоднородностью и нестабильностью; сегодня электромагнитное загрязнение не является существенно значимым для города.

1.7. Радиоактивное загрязнение

В городе насчитывается не менее 13 объектов, имеющих источники ионизирующих излучений с уровнями активности от 0,02 до 200 Ku (иридий-192, цезий-137 и кобальт-60).

Превышение радиационного уровня в селитебной и промышленной зонах города, в выпадающих осадках не зафиксировано. Потенциальную опасность радиоактивного загрязнения представляют НИИ атомных реакторов в Димитровграде и АЭС в г. Балаково.

1.8. Шумовое загрязнение

Шумовая нагрузка на территории города находится в соответствии или незначительно превышает санитарно-гигиенические нормы. Уровень шумовой нагрузки дорожно-транспортной сети Автозаводского района несколько выше, чем в Центральном и Комсомольском, а внутри кварталов несколько ниже.

1.9. Здоровье населения

О состоянии здоровья населения можно судить, используя обратный показатель - заболеваемость населения. Сколь-либо полного анализа заболеваемости в городе не проводилось. Ниже приводятся результаты, полученные при разработке ТерКСООС г. Тольятти в ИЭВБ РАН с участием ГорСЭС и Онкологического центра на основании, в основном, данных статотчетности органов здравоохранения.

Общая заболеваемость детей в два раза выше по сравнению со средней по России и в 1,5 раза выше средней для Самарской области (по статистической отчетности); по данным АГИС-Здоровье - на 30% выше среднероссийских показателей. Заболеваемость детей в Ставропольском районе составляет около 40% от наблюдающейся в городе. Заболеваемость взрослых на 80% выше республиканской и на 60% - областной, заболеваемость в Ставропольском районе отличается лишь на 15% от городской (по данным АГИС-Здоровье, заболеваемость взрослых не превышает таковой по городам, включенным в систему). В городе имеется аномально высокая заболеваемость детского и взрослого населения как в республиканском, так и областном масштабе. Это касается и взрослого населения Ставропольского района; среди детей ситуация в последнем более благополучная.

Новообразования у детей в городе встречаются в 3,8 раза, а у взрослых в 4,3 раза чаще, чем в России; эти показатели близки к областным. В Ставропольском районе у взрослых они выявляются даже чаще, чем в городе. По данным онкоцентра заболеваемость злокачественными новообразованиями в Центральном районе на 10% выше общереспубликанского; в Автозаводском районе этот показатель ниже в два раза, в основном за счет более молодого населения. В последние годы здесь отмечаются более высокие темпы прироста злокачественных новообразований. По данным АГИС-Здоровье, новообразования у детей в 1994 г. по сравнению с 1989 г. возросли в 2 раза (в т.ч. ЗНО - на 14%); ЗНО у взрослых возросли на 20%.

Болезни, связанные с нарушением питания, эндокринными органами и т.п., у детей в Автозаводском районе в 6,4 раза выше среднероссийского уровня, на остальной территории и в Ставропольском районе они близки к средним по России и области значениям; у взрослых более существенные отклонения характерны для Ставропольского района. Отчасти эти различия могут быть связаны с эндемией зобной болезни, но это требует специального анализа.

Болезни крови в 1,5 - 2 раза выше среднереспубликанских и областных значений. У взрослых за последние 5 лет возросли в 2 раза, у детей - в 4,8 раза; наибольший уровень заболеваемости у детей - в Автозаводском районе.

Болезни системы кровообращения возросли у взрослых в 1,4 раза (максимальный - в Центральном районе), у детей - в 3,8 раза (максимальный - в Автозаводском).

Болезни нервной системы у детей в Ставропольском районе находятся на среднереспубликанском уровне, в Автозаводском районе они в 3,8 раза, а на остальной территории города - в 2,4 раза выше, чем в среднем по Республике. У взрослых жителей города они в 2,4 выше общереспубликанских и областных показателей.

Болезни органов дыхания у детей не отличаются по районам города, заболеваемость в 1,6 раза больше общереспубликанского и в 1,3 раза выше областного уровня. В Ставропольском районе они составляют 37% от городских значений. У взрослых болезни органов дыхания сравнимы по частоте с республиканским уровнем, распространение их в Ставропольском районе - 76% городского уровня. По данным АГИС-Здоровье эти болезни устойчиво занимают первое место в общей структуре заболеваемости.

Болезни пищеварения в два, а среди взрослых Центрального района в три раза выше областного уровня, превышение общереспубликанского уровня еще более существенно. У детей за пять лет возросли в 6 раз (особенно высоки показатели заболеваемости в Автозаводском районе - почти в 4 раза выше, чем в Центральном и Комсомольском районах).

Болезни мочеполовой системы у детей в Автозаводском районе в 5 раз выше общероссийского и в 3,8 раза - областного уровня, на остальной территории и в Ставропольском районе - несколько ниже областных значений. И у взрослого, и у детского населения превышение наиболее существенно в Автозаводском районе (в 3,4 раза выше общероссийского). За пять лет наблюдается рост заболеваемости у взрослых в 1,4 раза, у детей - в 5,7 раза.

Болезни кожи у детей почти в два раза выше республиканского и областного уровня и в 4,5 раза выше, чем в Ставропольском районе. Аналогичная ситуация наблюдается и у взрослых. Эти заболевания возросли за последние 5 лет у взрослых в 1,3 раза, у детей - в 1,6 раза (наивысший уровень - в Автозаводском районе).

Пороки развития в Ставропольском районе встречаются на среднем для России уровне; в Автозаводском районе они регистрируются в 6 раз, а на остальной территории - в 3 раза чаще, чем в окрестностях. По данным АГИС-Здоровье за пять лет возросли у детей в 3,5 раза.

Данные о состоянии новорожденных за 1991 г. свидетельствуют о значительных различиях течения родов и состояния новорожденных в разных районах города, значительно большей частоте пороков развития в Автозаводском районе. Эта проблема требует специального исследования на более репрезентативном материале.

Таким образом, заболеваемость по многим группам болезней в городе выше, чем в среднем по России, области и Ставропольском районе. Наиболее существенные превышения наблюдаются по “экологически“ зависимым группам заболеваний: органов дыхания, расстройства питания, эндокринных функций и иммунитета, новообразованиям, мочеполовой системы, порокам развития. Повышенная заболеваемость наиболее четко проявляется в детском возрасте, но отчетливо прослеживается и на взрослом населении. Это позволяет сделать заключение о глубоких нарушениях здоровья всех групп населения города, достаточно равно выраженных на всей территории города, причем, судя по отдельным группам болезней, эти отклонения в экологически “чистом“ Автозаводском районе даже более существенны, нежели на остальной территории. Частично это может быть связано с наличием здесь специализированных лечебных учреждений.

Необходимо провести целенаправленное исследование распределения частоты разных нозологических форм по территории города. На данном этапе следует признать необходимость оздоровления всего городского населения путем улучшения экологической и социальной ситуации, повышения устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов среды (особенно в детском возрасте), разработке механизмов компенсационных выплат населению.

Приложение N 2

к Концепции экологической

безопасности и устойчивого

развития г. Тольятти

СПИСОК

НЕКОТОРЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ

Безопасность экологическая - совокупность действий, состояний и процессов, прямо или косвенно не приводящих к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимым природной среде, отдельным людям и человечеству.

Охрана окружающей (человека) среды - совокупность мероприятий, обеспечивающих функционирование природных систем в пределах, необходимых с точки зрения здоровья, благосостояния человека и удовлетворения его социальных и экономических потребностей в конкретных исторических и региональных условиях.

Охрана природы - совокупность мероприятий, направленных на сохранение, рациональное использование и воспроизводство природы Земли в интересах существующих и будущих поколений людей.

Повестка дня на XXI век - международное соглашение-программа работы на следующее столетие о том, как сделать развитие человечества устойчивым с социальной, экономической и экологической точек зрения; была принята на основе общего согласия, достигнутого на Конференции по окружающей среде, проведенной под эгидой ООН в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г. представителями 179 государств.

Природопользование рациональное - система деятельности, призванная обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и условий их воспроизводства с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и будущих поколений, сохранения здоровья людей.

Развитие города устойчивое - это способ развития городского сообщества, который позволяет удовлетворять потребности ныне живущих людей и не ущемлять возможности будущих поколений обеспечивать свое существование за счет способной к самоорганизации и развитию природной среды, сохранение которой становится одной из важнейших функций существования города.

Среда, окружающая человека, - совокупность объектов живой и неживой природы и социальной среды, находящихся в контакте и оказывающих влияние на людей и их хозяйство.

Экологизация жизнедеятельности - процесс неуклонного и последовательного внедрения во все сферы деятельности человека представлений о приоритетности сохранения и улучшения качества природной среды, осознание важности роли природы в жизни человека; фактически, Э.ж. - новый, “экологический“ этап общей культуры.

Экология - наука о взаимоотношениях организмов друг с другом, окружающей средой.

Приложение N 3

к Концепции экологической

безопасности и устойчивого

развития г. Тольятти

На муниципальном уровне предлагается следующее распределение основных направлений природоохранной деятельности между субъектами экологического права, определяемое федеральными и местными нормативными документами и конкретизируемое следующим образом:

Население

Органы территориального самоуправления

Организуют природоохранную деятельность на подведомственной территории в соответствии с природоохранным законодательством и положениями настоящей Концепции.

Обладают по месту проживания правом отлагательного “вето“ на решения вышестоящих органов по развитию ресурсоемких, ухудшающих экологическую обстановку производств и строительство экологически опасных объектов до проведения дополнительной или повторной экологической экспертизы.

Взаимодействие с органами местного самоуправления осуществляется на договорной основе.

Общественные организации

Предусматривают в своих программах деятельности вопросы реализации положений настоящей Концепции.

Городская Дума

Определяет в бюджете города отдельной строкой затраты на охрану окружающей среды и рациональное природопользование (в объеме, необходимом для решения задач сохранения окружающей среды).

Определяет и утверждает стратегию и основные этапы реализации развития города и сопредельных территорий на экосистемной основе. Определяет принципы рационального использования земель, сохранения естественных природно-ландшафтных комплексов, выделяет зоны особого землепользования.

Утверждает план мероприятий по улучшению экологической ситуации, ежегодно дает оценку природоохранной деятельности администрации города.

Инициирует перед вышестоящими законодательными органами совершенствование правового обеспечения природоохранной деятельности, рационального природопользования.

Решает вопросы присоединения города к международным проектам, конвенциям и т.п.

Организует взаимодействие с органами местного самоуправления сопредельных территорий по вопросам охраны и рационального природопользования на территории национального природного парка “Самарская Лука“ и Жигулевского государственного заповедника.

Контролирует использование средств экологических фондов.

Разрабатывает систему экономического стимулирования производств, реализующих снижение объемов загрязнения среды и рациональное природопользование.

Городская администрация

Реализует мероприятия, осуществляет комплексный контроль и анализ экологической обстановки в разных районах и городе в целом для выявления зон с напряженной экологической ситуацией, улучшения условий проживания населения, сохранения природного потенциала территории.

Обеспечивает экологический мониторинг на территории районов, зон с напряженной экологической ситуацией и всего города. Организует взаимодействие отраслевых органов контроля качества среды, безвозмездный обмен информацией для обеспечения нужд органов самоуправления, бюджетных организаций и общественных объединений.

Ежегодно разрабатывает мероприятия по улучшению экологической ситуации (снижению загрязнения атмосферы, поверхностных вод, почвы, сохранению городских лесов и лесонасаждений и пр.) и обеспечивает их исполнение.

Определяет градостроительную политику, исходя из Концепции экологически безопасного жилища. Осуществляет размещение, проектирование и строительство градоэкологических объектов при неукоснительном исполнении градостроительных законодательных актов и нормативов, требований природоохранного законодательства и экологической экспертизы.

Определяет экономические механизмы рационального природопользования в городе (включая дифференцирование платы за ресурсы, льготную налоговую политику, создание инвестиционных институтов, природоохранного страхования и пр.).

Организует систему здравоохранения, условия для отдыха, восстановления здоровья (в первую очередь, для малоимущих слоев населения).

Организует экологическое нормирование, устанавливает экологические ограничения на производственную деятельность и использование природных ресурсов в соответствии с целевыми установками Концепции и природоохранного законодательства.

Обеспечивает снижение негативного воздействия городского транспорта.

Обеспечивает мероприятия по сохранению и воспроизводству городского леса и зеленых насаждений.

Обеспечивает рациональное использование водных ресурсов, охрану запасов питьевой воды (поверхностных и подземных). Обеспечивает снабжение населения водой нормативного качества.

Обеспечивает контроль за качеством пищевых продуктов.

Координирует участие городских органов и учреждений в различных международных, федеральных, областных и иных экологических программах.

Создает условия для формирования экологической культуры личности и повышения экологического образования специалистов.

Организует взимание средств с природопользователей в экологические фонды.

Природопользователи

При осуществлении своей деятельности обеспечивают выполнение природоохранного законодательства, положений настоящей Концепции и рационального природопользования на основе договоров с городским сообществом.

В обязательном порядке и немедленно информируют администрацию и городское сообщество об экологических авариях.

Службы мониторинга окружающей среды

Действуют на основании собственных уставов и положений, а также по заданиям органов местного самоуправления с соответствующим финансовым и техническим обеспечением.

Правоохранительные органы

Действуют на основании законов, положений настоящей Концепции, осуществляют контроль взаимодействия субъектов экологического права по охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

Приложение N 4

к Концепции экологической

безопасности и устойчивого

развития г. Тольятти

ПРАВОВОЕ И НАУЧНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ

(ОСНОВНЫЕ ПРОГРАММЫ И НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ)

Научное и правовое сопровождение Концепции определяет основные направления в научной и правовой сферах экологической жизнедеятельности городского сообщества и представляет собой перечень программ и нормативных документов, которые обязательны для разработки и исполнения после утверждения их городской Думой.

----T-------------------------------------T----------------------¬

¦ N ¦ Наименование ¦ Форма обеспечения ¦

¦п/п¦ +------T-------T-------+

¦ ¦ ¦ Про- ¦Решение¦ Распо-¦

¦ ¦ ¦грамма¦ Думы ¦ряжение¦

+---+-------------------------------------+------+-------+-------+

¦ 1.¦Концепция устойчивого развития терри-¦ + ¦совме- ¦ + ¦

¦ ¦тории (Тольятти - Ставропольский рай-¦ ¦стное ¦ ¦

¦ ¦он - Самарская Лука (на договорной ¦ ¦решение¦ ¦

¦ ¦основе) с обязательными разделами: ¦ ¦органов¦ ¦

¦ ¦1) единая территориальная комплексная¦ ¦местно-¦ ¦

¦ ¦схема охраны природной среды, рацио- ¦ ¦го са- ¦ ¦

¦ ¦нального использования и воспроизвод-¦ ¦моуп- ¦ ¦

¦ ¦ства природных ресурсов; ¦ ¦равле- ¦ ¦

¦ ¦2) основные социально-экономические ¦ ¦ния ¦ ¦

¦ ¦варианты устойчивого развития; ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦3) единая схема районной планировки; ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦4) система экологических нормативов; ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦5) единая межведомственная система ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦мониторинга и управления качеством ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦окружающей среды. ¦ ¦ ¦ ¦

+---+-------------------------------------+------+-------+-------+

¦ 2.¦Концепция устойчивого развития Толь- ¦ + ¦ + ¦ + ¦

¦ ¦ятти с обязательными разделами: ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦1) разделы первого пункта в примене- ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦нии к городу; ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦2) комплексный кадастр города (вклю- ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦чая градоэкологическую оценку терри- ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦тории); ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦3) программа реорганизации и воспро- ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦изводства экологических, культурных, ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦градоустроительных и управленческих ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ресурсов города с целью оптимизации ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦взаимоотношений города с окружающей ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦средой; ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦4) целевая комплексная программа ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦“Здоровье г. Тольятти“ (экологические¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦аспекты) ¦ ¦ ¦ ¦

+---+-------------------------------------+------+-------+-------+

¦ 3.¦Система правил и положений, конкрети-¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦зирующих Концепцию, в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦1) правила водопользования, лесополь-¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦зования, санитарного содержания тер- ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ритории, домашних животных, содержа- ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ния земельных участков, дорог и т.д.;¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦2) положения об экологическом образо-¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦вании в городе, об управлении отхода-¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ми в городе, о контроле за радиацион-¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ным загрязнением и т.д. ¦ ¦ ¦ ¦

L---+-------------------------------------+------+-------+--------

Приложение N 5

к Концепции экологической

безопасности и устойчивого

развития г. Тольятти

ПРИОРИТЕТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ

МЕРОПРИЯТИЯ НА 1995 - 1997 ГГ.

1. Введение договоров на комплексное природопользование.

2. Создание городской автоматизированной системы контроля качества атмосферного воздуха.

3. Создание инфраструктуры по переработке промышленных и бытовых отходов.

4. Уточнение границ и восстановление статуса санитарно-защитных зон промпредприятий с учетом сложившейся градостроительной ситуации.

5. Реконструкция очистных сооружений Центрального района.

6. Мероприятия по защите месторождений подземных вод питьевого назначения.

7. Комплекс берегоукрепительных работ в городской черте и в пригородной зоне.

8. Дальнейшее совершенствование охраны и воспроизводства лесов.

9. Подготовка и осуществление мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

10. Адресная материальная помощь детским дошкольным учреждениям, школам и детским лечебным учреждениям.

11. Участие города в подписании и реализации бассейновых соглашений, в том числе декларации и договора органов местного самоуправления и общественных организаций Жигулевской агломерации по сохранению и развитию природного и культурного наследия региона Самарской Луки.

Целесообразно подписание международных правовых актов и участие в международных научных исследованиях, касающихся устойчивого развития, - таких, как “Хартия устойчивого развития европейских городов“, “Повестка дня на XXI век“; кроме того, целесообразно подписание “Договора о сохранении Самарской Луки для последующих поколений“ между органами местного самоуправления городов, расположенных вокруг Самарской Луки; необходимо активное участие в Федеральной целевой программе “Возрождение Волги“ и других программах, в которых используется бассейновый или региональный подход (в частности, ФЦП “Обеспечение населения России питьевой водой“, ФЦП “Защита от затопления и подтопления городов, населенных пунктов, объектов народного хозяйства и ценных земель на территории Российской Федерации“, ФЦП государственной поддержки государственных природных заповедников и национальных природных парков“, ФЦП “Лесовосстановление в России“, ФЦП “Охрана лесов от пожаров“, ФЦП “Топливо и энергия“ /в том числе в подпрограммах “Энергетическая стратегия России“, “Переработка золошлаковых отходов“ и др./, ФЦП “Создание единой государственной системы экологического мониторинга Российской Федерации“, ФЦП “Мониторинг земель Российской Федерации“, ГНТП “Э“ологически безопасные и ресурсосберегающие процессы химии и химической технологии“, ГНТП “Здоровье населения России“, ГНТП “Биологическое разнообразие“, ГНТП “Экологическая безопасность России“).