Российские законы

Решение Новокуйбышевской городской Думы Самарской области от 30.05.2002 N 104 “О ходе выполнения городской целевой программы по защите прав потребителей на 2001 - 2003 годы за 2001 - 2002 гг.“

НОВОКУЙБЫШЕВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 30 мая 2002 г. N 104

О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА 2001 - 2003 ГОДЫ

ЗА 2001 - 2002 ГГ.

Рассмотрев информацию о ходе выполнения городской целевой программы по защите прав потребителей за 2001 - 2002 гг., представленную начальником отдела по защите прав потребителей (Лобарева Г.П.), руководствуясь ст. 35 Устава города, Новокуйбышевская городская Дума решила:

1. Принять к сведению информацию об итогах выполнения мероприятий городской целевой программы по защите прав потребителей на 2001 - 2003 годы за 2001 - 2002 гг.

2. Финансовому управлению администрации города (Попова Е.Н.) проводить финансирование мероприятий в 2002 - 2003 гг. в
соответствии с программой по защите прав потребителей.

Председатель Новокуйбышевской

городской Думы, Глава города

А.П.НЕФЕДОВ

Приложение

к решению

Новокуйбышевской городской Думы

от 30 мая 2002 г. N 104

ИНФОРМАЦИЯ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ

ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В Г. НОВОКУЙБЫШЕВСКЕ В 2001 - 2002 ГГ.

----T---------T----------------------------T----------------------------T---------------T--------------¬

¦ N ¦N пункта ¦ Наименование мероприятия ¦ Информация о выполнении ¦ Исполнитель ¦Финансирование¦

¦п/п¦программы¦ программы ¦ ¦ ¦ ¦

+---+---------+----------------------------+----------------------------+---------------+--------------+

¦1. ¦1 ¦Реализация концепции ¦За прошедший год ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦взаимодействия в системе ¦проведено 234 проверки в ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦органов, осуществляющих ¦составе комиссий и ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦реализацию законодательства ¦совместно с отделом по ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦о защите прав потребителей ¦потребительскому рынку, ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦СЭС, ГОВД ¦ ¦ ¦

+---+---------+----------------------------+----------------------------+---------------+--------------+

¦2. ¦5-7 ¦Пропаганда положений Закона ¦Публикации в газете - 6, ¦ОЗПП ¦ ¦

¦ ¦ ¦РФ “О ЗПП“ и повышение ¦подготовка информации и ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦информированности потреби- ¦выступление по телевидению ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦телей ¦- 10, ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦встречи с потребителями - 3 ¦ ¦ ¦

+---+---------+----------------------------+----------------------------+---------------+--------------+

¦3. ¦8 ¦Оперативное информирование ¦Публикации в газетах - 11, ¦Госветнадзор ¦ ¦

¦ ¦ ¦об опасных товарах ¦выступление по телевидению ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦- 6 ¦ ¦ ¦

+---+---------+----------------------------+----------------------------+---------------+--------------+

¦4. ¦13 ¦Организация и проведение ¦Проверено 348 предприятий ¦ЦСЭН ¦ ¦

¦ ¦ ¦проверок соблюдения ¦пищевой промышленности, ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦санитарных правил, ¦торговли и общ.питания. ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ветеринарно-санитарного ¦Проверено 178 предприятий ¦Госветнадзор ¦ ¦

¦ ¦ ¦законодательства ¦по выработке с/х продукции, ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦торговых точек и объектов ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦общ. питания. ¦ ¦ ¦

+---+---------+----------------------------+----------------------------+---------------+--------------+

¦5. ¦15 ¦Обеспечение проведения ¦Проведена экспертиза 44 проб¦ЦСЭН ¦32 т.р. ¦

¦ ¦ ¦экспертизы алкогольной ¦алкогольной продукции ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦продукции ¦ ¦ ¦ ¦

+---+---------+----------------------------+----------------------------+---------------+--------------+

¦6. ¦18-22 ¦Организация проверок выпол- ¦Всего проведено 273 прове- ¦О3ПП ¦ ¦

¦ ¦ ¦нения требований законода- ¦рки, выявлены нарушения на ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦тельства в отдельных сферах ¦125 предприятиях, из них: ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦потребительского рынка ¦торговля,
215 предприятий - ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦85 нарушений; ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦общ. питание, 21 предпр. - 4¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦нарушения; ¦
¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦бытовое обслуж., 10 предпри-¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ятий - 5 нарушений; ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦коммун. услуги 17 предприя- ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦тий - 15 нарушений; ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦мед. услуги, 6 - нарушений ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦нет; ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦услуги связи, 2 - наруш. в ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦1; ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦прочие 2 предпр. - наруше- ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ний нет ¦ ¦ ¦

+---+---------+----------------------------+----------------------------+---------------+--------------+

¦7. ¦23-26 ¦Оказание потребителям право-¦Даны консультации по 1194 ¦ОЗПП ¦ ¦

¦ ¦ ¦вой помощи ¦обращениям. ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦Оказано содействие в ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦составлении: ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦претензий - 51, ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦исков - 13. ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦Для разрешения конфликтных ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ситуаций проведено 105 бесед¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦с нарушителями законодатель-¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ства. ¦ ¦ ¦

+---+---------+----------------------------+----------------------------+---------------+--------------+

¦8. ¦28 ¦Применение предусмотренных ¦Наложено штрафов. 101 на ¦ЦСЭН ¦ ¦

¦ ¦ ¦законодательством мер к ¦сумму 138200 руб. ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦нарушителям. ¦О снятии товара с реализа- ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ции: вынесено 163 постанов- ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ления. ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦Отстранено от работы 49 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦человек. ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦Составлено 73 протокола, ¦Госветнадзор ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦наложено штрафов на сумму ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦2,5 т.р. ¦ ¦ ¦

+---+---------+----------------------------+----------------------------+---------------+--------------+

¦9. ¦29 ¦Приобретение компьютерной ¦Приобретено ¦ОЗПП ¦25,0 т.р. ¦

¦ ¦ ¦техники и материалов для ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦функционирования АИС-ЗПП ¦ ¦ ¦ ¦

+---+---------+----------------------------+----------------------------+---------------+--------------+

¦10.¦30 ¦Приобретение лабораторного ¦Приобретено ¦ЦСЭН ¦200 т.р. ¦

¦ ¦ ¦оборудования ¦Приобретено ¦Госветнадзор ¦60 т.р. ¦

L---+---------+----------------------------+----------------------------+---------------+---------------

Начальник отдела по защите

прав потребителей

Г.П.ЛОБАРЕВА

ИНФОРМАЦИЯ О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ

ПРОГРАММЫ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА 2001 - 2003 ГГ.,

ЗА 2001 - 2002 ГГ.

Политика в сфере защиты прав потребителей призвана в полной мере способствовать достижению стратегической цели социально-экономической программы Правительства Российской Федерации - повышению уровня жизни населения.

Успех социально-экономических реформ заключается не только в повышении денежных доходов населения, в развитии и укреплении социальной сферы, но и в предоставлении возможности для граждан - потребителей рационально использовать полученные доходы на приобретение товаров, работ, услуг. Причем немаловажно, чтобы они были качественными и безопасными для жизни, здоровья и имущества потребителей.

Стратегической целью национальной политики в сфере защиты прав потребителей является создание равных и реальных условий для реализации потребителями своих законных интересов и прав. На достижение поставленных целей направлена работа национальной системы защиты прав потребителей, включающей и органы местного самоуправления.

Защита прав потребителей в муниципальных образованиях остается одним из приоритетных направлений потребительской политики и приобретает все большую социальную значимость.

В соответствии с полномочиями и принятой программой отдел по защите прав потребителей выполнял весь комплекс задач по защите прав потребителей: рассматривал заявления и обращения потребителей и предпринимателей, консультировал их по вопросам потребительского законодательства, проводил проверки хозяйствующих субъектов, анализировал договоры, заключаемые с потребителями, вел информационно-просветительскую работу.

За прошедший 2001 г. и начало 2002 г. отделом по защите прав потребителей проведены 273 проверки по предупреждению и пресечению нарушений законодательств о защите прав потребителей. Из них в сфере:

торговли - 215,

общественного питания - 21,

бытового обслуживания - 10,

услуги связи - 2,

коммунального хозяйства - 17,

медицинских услуг - 6,

прочие услуги - 2.

Для достижения комплексного подхода к формированию и реализации потребительской политики на территории города основная часть проверок (234, что составляет 86%) проведена в составе координационного совета, лицензионной комиссии, совместно с отделом по потребительскому рынку, инспекцией по ценам, ЦСЭН и Госветнадзором.

Защита прав и законных интересов потребителей

Данный вид работы является важнейшим направлением деятельности отдела по защите прав потребителей. За отчетный период поступило 1194 обращения.

Обращения граждан поступают как в устной, так и в письменной форме. Доля письменных заявлений незначительна - 18 обращений, что составляет 1,5% от всего числа обращений.

Такое соотношение устных и письменных обращений объясняется систематической информационной и просветительской работой, проводимой среди населения. В результате чего повышается правовая грамотность населения, его активность на потребительском рынке, что обуславливает рост обращений граждан в целом и особенно устных обращений в частности. Специалистам отдела достаточно проконсультировать потребителей по вопросам законодательства о защите прав потребителей, чтобы они самостоятельно смогли разрешить спорные ситуации. Что касается письменных обращений, то они, как правило, связаны с конфликтами, для разрешения которых требуется проведение проверки хозяйствующего субъекта, анализ заключенных договоров, экспертиз и т.п.

Постатейный анализ нарушений Закона РФ “О защите прав потребителей“ показал, что характер нарушений в сравнении с прошлыми периодами не изменился. Наиболее распространенными нарушениями являются:

- нарушение требований к качеству и безопасности товаров и услуг;

- непредставление в наглядной и доступной форме информации о товаре и услугах;

- несоблюдение порядка удовлетворения требований, предъявляемых потребителями в связи с некачественным товаром или услугой;

- нарушение сроков удовлетворения требований и т.д.

В отчетном периоде имели место обращения граждан по поводу включения в договора условий, ущемляющих их права (ст.16. Закона РФ “О ЗПП“).

Традиционно наибольшее количество жалоб на качество товаров и услуг - 69,3%, но это на 15% меньше соответствующего периода прошлых лет. Данный факт, к сожалению, не означает, что качество товаров стало лучше. Это говорит лишь о том, что многие конфликты разрешаются без вмешательства соответствующих органов.

Среди жалоб на качество, т.е. в связи с нарушением ст. 4 Закона РФ “О ЗПП“, лидирующее место занимает торговля. На долю платных услуг приходится 17,0%, из них 59,8% на коммунальные услуги.

Обращения в сфере коммунальных услуг связаны с нарушениями по содержанию и ремонту жилых домов, с несоблюдением нормативов температурного режима в жилых помещениях, перепадом напряжения в электрической сети.

Стабильно высоким остается нарушение прав потребителей при покупке товара ненадлежащего качества (ст.18 Закона РФ “О ЗПП“ - продавец отказывается принимать претензию или не удовлетворяет предъявленные требования).

Наиболее характерно такое нарушение для торговых точек, расположенных на территории городского рынка: разрешение возникающих там конфликтных ситуаций осложнено отсутствием чека.

По всем обращениям, поступающим в отдел по защите прав потребителей, даны консультации, в 51 случае оказана помощь в составлении претензий, в 13 - исков.

Для уточнения фактов нарушения по жалобам потребителей проведено 14 проверок.

В целях профилактики нарушений, а также для разрешения конфликтов в досудебном порядке проводилась работа с предпринимательским корпусом. Всего проведено 105 бесед. В большинстве случаев конфликтные ситуации разрешались в пользу потребителей в досудебном порядке. Данный вид урегулирования споров является наиболее эффективной формой работы. Однако установить точное количество нарушений, устраненных в добровольном порядке, не представляется возможным, так как при устных обращениях потребителей не всегда имеется “обратная связь“ и нет информации о результатах разрешения конфликтов.

Для принятия мер по некоторым жалобам информация о нарушениях передавалась в соответствующие органы (33 случая).

Осуществление контроля по соблюдению

законодательства по защите прав потребителей

Анализ соблюдения законодательства в отдельных

секторах потребительского рынка

Основным направлением в работе отдела по защите прав потребителей по предупреждению и пресечению нарушений законодательства является проведение целевых проверок отдельных секторов потребительского рынка товаров, работ и услуг.

В результате в 2001 г. в добровольном порядке устранено 102 нарушения из 106 выявленных, что составляет 96,2%. Этот показатель выше среднего по России.

Для устранения остальных нарушений налагались штрафы соответствующими органами.

Рассмотрев состояние соблюдения законодательства о защите прав потребителей в отдельных секторах рынка, можно отметить следующее:

1. Торговля

Доля проверок предприятий торговли в общем количестве проверок не снизилась за отчетный период и составляет 79,6%.

Основные направления проверок:

1.1. В целях контроля за безопасностью и качеством реализуемых товаров, в пределах компетенции отдела, были проведены проверки соблюдения сроков годности (ст.5 Закона “О защите прав потребителей“). Всего 43 проверки, в 8 точках выявлены нарушения, в реализации находился товар с истекшим сроком годности. Нарушения устранены в добровольном порядке в 5 торговых точках, в 3-х составлены протоколы и наложены штрафы специалистами ЦСЭН.

1.2. Контроль за наличием полной и достоверной информации о продавце и режиме работы - ст.ст. 9, 11 Закона РФ “О ЗПП“, в соответствии с которыми продавец обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, с указанием организационно - правовой формы, местонахождения, а частный предприниматель - информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Из 64 проверенных предприятий (частных предпринимателей) нарушения выявлены на 16 - полное отсутствие информации либо отсутствие информации об организационно - правовой форме.

Всем предприятиям сделано замечание - не указано на вывеске местонахождение организации (юридический адрес).

1.3. Большое внимание при проверке уделялось соблюдению прав потребителей на предоставление изготовителями, продавцами необходимой и достоверной информации о товарах - ст. 10 Закона “О ЗПП“. Своевременное и полное предоставление информации способствует как правильному выбору товара, так и разрешению спорных вопросов.

В этом направлении проверены 73 предприятия, на 20 выявлены нарушения:

- отсутствие информации о сроках годности на колбасные и хлебобулочные изделия;

- отсутствие информации об изготовителе;

- реализация товара импортного производства без перевода на русский язык;

- предоставление недостоверной информации о товаре;

- отсутствие даты изготовления.

2. Общественное питание

За отчетный период проверено 21 предприятие общественного питания, в 4 - выявлены нарушения.

2.1. Отделом по защите прав потребителей проведены проверки 16 предприятий открытой сети общественного питания по плану и в составе лицензионной комиссии.

Основная цель проверки - соблюдение требований ст.ст. 9, 10, 11 Закона РФ “О ЗПП“ и Правил общественного питания.

Нарушений законодательства не установлено, имели место замечания.

2.2. В соответствии с распоряжением Главы города от 10 апреля 2001 г. N 110-Р на предприятиях общественного питания оздоровительных учреждений “Дубки“, “Дубрава“, “Январь“, “Голубые ели“ и МП “Ивушка“ проведены проверки в составе комиссии с целью контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, Правил общественного питания, санитарных норм и ценообразования.

На двух предприятиях имело место нарушение - неполное предоставление информации.

Результаты проверки обобщены в общей справке и доведены до заинтересованных лиц. Выявленные нарушения устранены в добровольном порядке.

3. Бытовое обслуживание и иные платные услуги

Развитие рыночных отношений привело к значительному увеличению количества платных услуг, предоставляемых гражданам организациями и индивидуальными предпринимателями. В связи с этим в сферу бытового обслуживания, наряду с традиционными услугами прачечных, химчисток, парикмахерских, пошивочных ателье и т.п., в сфере контроля активно вовлекаются услуги, например, по установке окон, дверей, по проявке и печати цветных фотопленок, по хранению автотранспортных средств (автостоянки).

За 2001 год и 1 кв. 2002 г. отделом проверено 10 предприятий, в 5-ти выявлены нарушения:

- парикмахерская ЧП Макеева А.Л.,

- ювелирная мастерская ООО “Элита“,

- 2 точки по ремонту часов (ЧП Бучина И.А. и Горбунова Л.Г.),

- изготовление металлических дверей (ЧП Копылов В.И.),

- автостоянка ООО “Грант“,

- ремонт бытовой техники ЗАО “Альтран“,

- МУП “Прокат и ремонт бытовой техники“,

- МУП “Банно-оздоровительный комплекс“.

Наиболее распространенными нарушениями, допускаемыми исполнителями при выполнении указанных работ, являются:

- непредставление потребителям в наглядной и доступной форме информации о выполнении работ (услуг) и об их исполнителе;

- нарушение требований к оформлению договоров и квитанций, подтверждающих заключение договора.

Все выявленные нарушения устранены в добровольном порядке. С руководителями предприятий проведены беседы с целью разъяснения требований законодательства.

4. Гостиничные услуги

С целью контроля за соблюдением Правил гостиничных услуг и выполнением предписаний предыдущей проверки от 27 февраля 2000 г. проведена комплексная проверка гостиницы “Дружба“ и отеля “Веста“.

Нарушений не выявлено. Предписание выполнено.

5. Жилищно-коммунальные услуги

5.1. Самарское территориальное управление МАП России провозгласило 2001 год как Год защиты прав потребителей в жилищно-коммунальной сфере.

В связи с этим было уделено большое внимание контролю соблюдения законодательства о защите прав потребителей в данной сфере.

Отделом была проведена встреча с руководителями хозяйствующих субъектов и исполнителями жилищно-коммунальных услуг, где до них было доведено состояние дел с соблюдением законодательства о защите прав потребителей при оказании жилищно-коммунальных услуг и предложены конкретные меры, направленные на устранение существующих нарушений.

В течение III и IV кварталов были проведены проверки выполнения предписаний по устранению нарушений. Всего проверено 16 жилищно-эксплуатационных управлений.

Характерным нарушением остается непредставление полной и достоверной информации о жилищно-коммунальных услугах и их исполнителях: о правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, нормативах качества услуг, тарифах на оказываемые услуги, перечень работ, которые входят в тариф и должны осуществляться без взимания дополнительной платы, о дополнительных услугах и ценах на них и т.д.

Предоставление ненадлежащей информации приводит к значительному нарушению прав потребителей в дальнейшем при исполнении договоров на оказание жилищно-коммунальных услуг, особенно в тех случаях, когда между исполнителями и гражданами не заключен письменный договор.

В частности, отсутствие или неполнота информации о перечне работ, выполнение которых входит в обязанности исполнителей, позволяет им не производить указанные работы либо предлагать их за дополнительную плату. С другой стороны, незнание гражданами обязанностей исполнителей приводит к предъявлению необоснованных претензий.

Усугубляет данную ситуацию отсутствие в правовых актах, регулирующих отношения в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, перечня конкретных работ, проведение которых входит в обязанности исполнителей.

Результаты проверок были обобщены и доведены до руководителей предприятий, а также сделано предписание за подписью первого заместителя Главы города об устранении нарушений, выявленных проверкой, в кратчайшие сроки.

5.2. По факту нарушения проведена проверка в МУЖРЭП-4, где была выявлена информация, ущемляющая право потребителей на выбор (ст.16 Закона РФ “О защите прав потребителей“).

Начальнику жилищного отдела КЖКХ дано предписание устранить нарушение (письмо N 50 от 19 декабря 2001 г.).

6. Медицинские услуги

С развитием рынка платных медицинских услуг все большее внимание уделяется контролю соблюдения законодательства о защите прав потребителей в этом секторе потребительского рынка.

В этих целях отделом по защите прав потребителей начаты проверки муниципальных медицинских учреждений на предмет предоставления информации об оказываемых медицинских услугах, что особенно важно для разграничения услуг, оказываемых в рамках обязательного медицинского страхования и платных медицинских услуг.

За отчетный период проверено 6 учреждений:

кожно-венерологический диспансер (гл. врач Житенева Л.Н.),

психоневрологический диспансер (гл. врач Апрелкова Н.И.),

женская консультация (зав. Малютина Э.Н.),

противотуберкулезный диспансер,

наркологический диспансер,

стоматологическая поликлиника.

Нарушений законодательства не установлено, но имели место замечания.

Руководителям медицинских учреждений даны рекомендации по их устранению.

7. Услуги связи

С целью контроля за соблюдением требований законодательства о защите прав потребителей по жалобе, поступившей в отдел, проведена проверка ООО “Новокуйбышевсксвязьнефть“ и ООО “Вестком-Трейд“, заключающих договоры на услуги сотовой связи от имени ОАО “Билайн-Самара“ и ЗАО “Вестком“, ЗАО “Смартс“. Нарушение выявлено у ООО “Вестком-Трейд“ (ст.9 Закона “О защите прав потребителей“).

Отделом даны рекомендации по устранению нарушения.

Анализ договорных обязательств

В целях выявления условий, ущемляющих права потребителей, был проведен анализ договорных обязательств на предприятиях:

- МП по прокату бытовой техники,

- ЗАО ТТЦ “Мир“,

- ЗАО “Вестком“

- ООО “Новокуйбышевсксвязьнефть“,

- ООО “Вестком-Трейд“.

1. Анализ правил представления во временное пользование граждан предметов бытовой техники МП по прокату бытовой техники показал, что условия, предусмотренные правилами, не ущемляют прав потребителей, однако более полный анализ будет проведен после введения в действие “Правил проката“, утвержденных Правительством РФ.

2. Проанализирован гарантийный талон, который выдает ЗАО ТТЦ “Мир“ покупателям бытовой техники и теле-, радиоаппаратуры. Анализ показал, что договор содержит условия, нарушающие права потребителей. Не учитываются нормы Закона РФ “О защите прав потребителей“ либо воспроизводятся с искажением смысла закона, что ведет к снижению правовой защищенности потребителей.

Нарушения устранены в добровольном порядке.

3. Проведен анализ условий гарантийного обслуживания техники, реализуемой ТТЦ “Мир“.

В ходе анализа установлены условия, не соответствующие требованиям законодательства и ущемляющие права потребителей:

- пункт “Транспортировка техники в сервисный центр осуществляется силами заказчика“ противоречит п. 7 ст. 18 Закона РФ “О ЗПП“;

- пункт “Отказ от ответственности за сопутствующие убытки“ ущемляет право потребителей на возмещение убытков в соответствии со ст. 15 ГК РФ и ст. 13 Закона РФ “О ЗПП“.

Руководству ТТЦ “Мир“ направлено письмо (N 49 от 11 декабря 2001 г.) с рекомендациями об исключении указанных пунктов из гарантийного талона.

4. Во всех договорах на услуги связи имели место нарушения ст. 16 Закона РФ “О ЗПП“, т.е. некоторые пункты содержали условия, противоречащие законодательству.

Результаты проведенного анализа направлены в Самарское ТУ МАП России для принятия мер.

Обеспечение безопасности товаров, работ и услуг

Обеспечение безопасности товаров, работ, услуг - одна из основополагающих задач национальной политики в области защиты прав потребителей, один из важнейших разделов городской целевой программы.

Контроль соблюдения законодательства о защите прав потребителей в части обеспечения законных интересов потребителей на качество и безопасность товаров в пределах своей компетенции осуществляют федеральные органы исполнительной власти - Центр санэпиднадзора и Государственная ветеринарная служба.

Во исполнение пунктов 12 - 15, 28 Программы за отчетный период ЦСЭН провел проверки по выявлению нарушений норм безопасности товаров и наложил 101 штраф на сумму 138200 руб., вынес 163 постановления о закрытии и снятии с реализации товара, отстранил от работы 49 человек.

На соблюдение санитарных норм обследовано 348 предприятий пищевой промышленности, торговли и общественного питания.

Проведены 44 экспертизы алкогольной продукции, вызывающей подозрение при визуальном осмотре, и по жалобам потребителей. Примерно 24% не соответствовали требованиям ГОСТа.

Государственной ветеринарной службой ежемесячно проводились проверки торговых точек, объектов общепита и предприятий по выработке с/х продукции. Всего 178 проверок, составлено 73 протокола.

Вся с/х продукция, поступающая на территории города, подвергается ветеринарно-санитарной экспертизе.

В средствах массовой информации опубликовано 11 статей, информирующих о качестве поступающей в город с/х продукции, сделано 6 выступлений по телевидению об обстановке на территории города.

Пропаганда положений законодательства о защите прав

потребителей и повышение информированности потребителей

Проведение широкомасштабной просветительской работы среди населения по вопросам защиты прав потребителей остается одним из основных элементов государственной потребительской политики.

В отделе сложилась определенная практика информирования и просвещения населения через средства массовой информации.

За отчетный период:

- в газете “Вестник“, в разделе “Ликбез для потребителей“, опубликовано 6 статей;

- подготовлена информация для 10 выступлений по телевидению.

В соответствии с п. 7 Программы ежегодно проводится система мероприятий в связи с Всемирным днем защиты прав потребителей, включающая тематические публикации, передачи по телевидению, встречи, беседы.

В марте текущего года был проведен конкурс по вопросам защиты прав потребителей в “25 кадре“, победителю вручены подарки. В соответствии с областной программой были выпущены памятки “Что делать, если купленный товар оказался с недостатком?“ и “Памятка для покупателей сложной бытовой техники“, которые вручались потребителям и участникам встреч, проведенных с работниками УСЗН г. Новокуйбышевска, преподавателями экономики школ города, учащимися 10-х классов школы N 5.

Повышение профессионального уровня

В целях повышения профессионального уровня и обмена опытом специалисты отдела ежемесячно посещают совещания в Самарском ТУ МАП России, принимали участие в региональном семинаре - совещании по теме “Защита прав потребителей“, где были рассмотрены вопросы:

- взаимодействие органов власти в области ЗПП;

- приоритетные направления защиты прав потребителей;

- сертификация розничной торговли;

- взаимодействие с общественными организациями;

- работа Межведомственного совета;

- образовательные услуги;

- услуги связи и т.д.

Специалистом отдела пройден курс повышения квалификации в Центральном институте непрерывного образования. В ходе обучения рассматривались вопросы:

- основные направления государственной политики в области защиты прав потребителей;

- развитие законодательства РФ, регулирующего вопросы безопасности и качества товаров, работ, услуг;

- практика применения законодательства в сфере ЗПП в судебном и административном порядке;

- дискуссии, “круглые столы“ и т.д.

Материальное обеспечение Программы

Для внедрения разработанной Самарским ТУ МАП России Программы АИС ЗПП отдел по защите прав потребителей оснащен компьютерной техникой. С 2002 г. начато освоение данной Программы.

В рамках Программы приобретено лабораторное оборудование для ЦСЭН г. Новокуйбышев“ка “Кристалл-200М“ для определения токсичных микропримесей в винно-водочных изделиях и для Госветнадзора прибор “Радиометр УМФ-2000“ для определения активности L и B изотопов в пищевой продукции.

Начальник отдела по защите

прав потребителей

Г.П.Лобарева

Финансовое обеспечение Программы

Программа финансируется из средств местного бюджета

тыс.рублей

-----------------------------T----------------T--------------------------¬

¦ Мероприятия ¦ Сумма ¦ В том числе по годам: ¦

¦ ¦ +--------T--------T--------+

¦ ¦ ¦ 2001 ¦ 2002 ¦ 2003 ¦

+----------------------------+----------------+--------+--------+--------+

¦Проведение экспертизы ¦150,0 ¦50,0 ¦50,0 ¦50,0 ¦

¦алкогольной продукции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Приобретение компьютерной ¦25,0 ¦25,0 ¦- ¦- ¦

¦техники и материалов для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦функционирования системы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦АИС-ЗПП ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Приобретение лабораторного ¦200,0 ¦200,0 ¦- ¦- ¦

¦оборудования для ЦСЭН ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Приобретение лабораторного ¦270,0 ¦- ¦150,0 ¦120,0 ¦

¦оборудования для Госветнад- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦зора ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ИТОГО: ¦645,0 ¦275,0 ¦200,0 ¦170,0 ¦

L----------------------------+----------------+--------+--------+---------

Расчет произведен в ценах III квартала 2000 года, и при реализации Программы сумма средств, необходимая для выполнения мероприятий, должна пересчитываться.

Комплекс мероприятий по реализации Программы

----T----------------------------T--------T---------------T--------------¬

¦ N ¦ Наименование мероприятий ¦Срок ¦ Исполнители ¦Примечание и ¦

¦п/п¦ ¦исполне-¦ ¦материальные ¦

¦ ¦ ¦ния ¦ ¦ затраты ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (тыс.руб.) ¦

+---+----------------------------+--------+---------------+--------------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦

+---+----------------------------+--------+---------------+--------------+

¦ Общие вопросы ¦

+---T----------------------------T--------T---------------T--------------+

¦1. ¦Реализация концепции взаимо-¦2001- ¦Отдел ЗПП, ¦ ¦

¦ ¦действия в системе органов, ¦2003 ¦отдел по ПР, ¦ ¦

¦ ¦осуществляющих защиту прав ¦годы ¦ЦСЭН, ¦ ¦

¦ ¦потребителей на территории ¦ ¦Госветнадзор, ¦ ¦

¦ ¦города ¦ ¦Отдел по борьбе¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦с нарушениями в¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦сфере потреби- ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦тельского рынка¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦и администра- ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦тивного законо-¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦дательства ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦2. ¦Подведение итогов работы ¦Ежеме- ¦Отдел по ЗПП ¦ ¦

¦ ¦отдела по защите прав ¦сячно ¦ ¦ ¦

¦ ¦потребителей ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦3. ¦Проведение социологических ¦2001- ¦Отдел по ЗПП ¦По заданию ¦

¦ ¦исследований по вопросам ¦2003 ¦ ¦ТУ МАП ¦

¦ ¦защиты прав потребителей ¦годы ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦4. ¦Повышение квалификации ра- ¦2001- ¦ОЗПП ¦ ¦

¦ ¦ботников ОЗПП в учебных ¦2003 ¦ ¦ ¦

¦ ¦центрах МАП, на республи- ¦годы ¦ ¦ ¦

¦ ¦канских семинарах и т.д. ¦ ¦ ¦ ¦

+---+----------------------------+--------+---------------+--------------+

¦ Пропаганда положений ЗЗПП и повышение ¦

¦ информированности потребителей ¦

+---T----------------------------T--------T---------------T--------------+

¦5. ¦Публикации в средствах мас- ¦2001- ¦ОЗПП ¦ ¦

¦ ¦совой информации материалов ¦2003 ¦ ¦ ¦

¦ ¦о защите прав потребителей ¦годы ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦6. ¦Подготовка материалов к те- ¦2001- ¦ОЗПП ¦ ¦

¦ ¦лепередачам по вопросам за- ¦2003 ¦ ¦ ¦

¦ ¦щиты прав потребителей ¦годы ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦7. ¦В рамках ежегодного праздно-¦Ежегод- ¦ОЗПП ¦ ¦

¦ ¦вания 15 марта Всемирного ¦но, март¦ ¦ ¦

¦ ¦дня защиты прав потребителей¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦организация серии публика- ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ций в СМИ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦8. ¦Оперативное информирование ¦2001- ¦ЦСЭН, ¦ ¦

¦ ¦потребителей об опасных то- ¦2003 ¦Госветнадзор ¦ ¦

¦ ¦варах через СМИ. Организация¦годы ¦ ¦ ¦

¦ ¦выпуска телепередач об опас-¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ных товарах сельского хоз- ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ва ¦ ¦ ¦ ¦

+---+----------------------------+--------+---------------+--------------+

¦ Обучение законодательству о защите ¦

¦ прав потребителей ¦

+---T----------------------------T--------T---------------T--------------+

¦9. ¦Внедрение обучения основам ¦2001- ¦ОЗПП ¦ ¦

¦ ¦законодательства ОЗПП и пра-¦2003 ¦ ¦ ¦

¦ ¦вильному потребительскому ¦годы ¦ ¦ ¦

¦ ¦поведению в средних школах ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦путем: ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- проведения разъяснительной¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦работы с учебными заведения-¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ми о необходимости изучения ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦основ законодательства; ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦- организации встреч непос- ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦редственно с учащимися ¦ ¦ ¦ ¦

+---+----------------------------+--------+---------------+--------------+

¦ Развитие нормативной базы ¦

+---T----------------------------T--------T---------------T--------------+

¦10.¦Анализ правоприменительной ¦Ежегодно¦ОЗПП ¦ ¦

¦ ¦практики и подготовка пред- ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ложений в Самарское ТУМАП ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦по совершенствованию зако- ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦нодательства о защите прав ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦потребителей. ¦ ¦ ¦ ¦

+---+----------------------------+--------+---------------+--------------+

¦ Обеспечение безопасности товаров, ¦

¦ работ и услуг ¦

+---T----------------------------T--------T---------------T--------------+

¦11.¦Обучение и повышение ква- ¦2001- ¦ЦСЭН ¦ ¦

¦ ¦лификации персонала пред- ¦2003 ¦ ¦ ¦

¦ ¦приятий по программе сани- ¦годы ¦ ¦ ¦

¦ ¦тарного минимума ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦12.¦Выявление нарушений норм ¦2001- ¦ЦСЭН, ¦ ¦

¦ ¦безопасности в товарах, ра- ¦2003 ¦Госветнадзор ¦ ¦

¦ ¦ботах, услугах и фактов пос-¦годы ¦ ¦ ¦

¦ ¦тупления на рынок небезопас-¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ных товаров, работ, услуг. ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦Разработка мер по их пресе- ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦чению ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦13.¦Организация проверок соблю- ¦Ежеме- ¦ЦСЭН, ¦ ¦

¦ ¦дения санитарных правил, ве-¦сячно ¦Госветнадзор ¦ ¦

¦ ¦теринарно-санитарного за- ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦конодательства и правил сер-¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦тификации ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦14.¦Проведение проверок соблюде-¦2001- ¦ЦСЭН ¦ ¦

¦ ¦ния санитарных норм на ¦2003 ¦ ¦ ¦

¦ ¦объектах пищевой промышлен- ¦годы ¦ ¦ ¦

¦ ¦ности торговли и общ. пита- ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ния ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦15.¦Обеспечение проведения экс- ¦2001- ¦ЦСЭН ¦150,0 ¦

¦ ¦пертизы алкогольной продук- ¦2003 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ции, в т.ч. по обращениям ¦годы ¦ ¦ ¦

¦ ¦органов внутренних дел, на- ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦логовой полиции, ОЗПП ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦16.¦Обеспечение ветеринарно - ¦Ежеднев-¦Госветнадзор ¦ ¦

¦ ¦санитарного контроля за про-¦но ¦ ¦ ¦

¦ ¦дуктами с/х, поступающими на¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦рынки, мини-рынки и в мага- ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦зины города ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦17.¦Реализация мер по предотвра-¦2001- ¦Госветнадзор ¦ ¦

¦ ¦щению ввоза на территорию ¦2003 ¦ ¦ ¦

¦ ¦административного района ¦годы ¦ ¦ ¦

¦ ¦опасных продуктов с/х про- ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦изводства ¦ ¦ ¦ ¦

+---+----------------------------+--------+---------------+--------------+

¦ Осуществление контроля за соблюдением ЗЗПП. ¦

+---T----------------------------T--------T---------------T--------------+

¦18.¦Организация проверок выпол- ¦2001- ¦ОЗПП ¦ ¦

¦ ¦нения требований законода- ¦2003 ¦ ¦ ¦

¦ ¦тельства о предоставлении ¦годы ¦ ¦ ¦

¦ ¦информации о продавцах, из- ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦готовителях, исполнителях ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦19.¦Организация проверок полноты¦2001- ¦ОЗПП ¦ ¦

¦ ¦и достоверности предоставля-¦2003 ¦ ¦ ¦

¦ ¦емой продавцами информации о¦годы ¦ ¦ ¦

¦ ¦товарах, работах, услугах ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦20.¦Проведение проверок соблюде-¦2001- ¦ОЗПП ¦ ¦

¦ ¦ния установленного режима ¦2003 ¦ОППР ¦ ¦

¦ ¦работы продавцов (исполните-¦годы ¦ ¦ ¦

¦ ¦лей) ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦21.¦Анализ договоров, заключае- ¦2001- ¦ОЗПП ¦ ¦

¦ ¦мых с потребителями в целях ¦2003 ¦ ¦ ¦

¦ ¦выявления условий, ущемля- ¦годы ¦ ¦ ¦

¦ ¦ющих права потребителей ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦22.¦Проверки соблюдения ¦2001- ¦ОЗПП, ОППР ¦ ¦

¦ ¦утвержденных правил торгов- ¦2003 ¦Отдел по борьбе¦ ¦

¦ ¦ли, общественного питания, ¦годы ¦с нарушениями в¦ ¦

¦ ¦бытового обслуживания и др. ¦ ¦сфере потреби- ¦ ¦

¦ ¦видов услуг ¦ ¦тельского рынка¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦и администра- ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦тивного законо-¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦дательства (ОБс¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ПР и A3) ¦ ¦

+---+----------------------------+--------+---------------+--------------+

¦ Защита прав и законных интересов потребителей. ¦

¦ Оказание потребителям правовой помощи ¦

+---T----------------------------T--------T---------------T--------------+

¦23.¦Консультирование потреби- ¦2001- ¦ОЗПП ¦ ¦

¦ ¦телей по вопросам ЗЗПП и ¦2003 ¦ ¦ ¦

¦ ¦способам реализации их прав ¦годы ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦24.¦Рассмотрение заявлений ¦2001- ¦ОЗПП ¦ ¦

¦ ¦потребителей о нарушении ¦2003 ¦ ¦ ¦

¦ ¦их прав ¦годы ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦25.¦Разъяснение нарушителям ¦2001- ¦ОЗПП ¦ ¦

¦ ¦(продавцам, изготовителям, ¦2003 ¦ ¦ ¦

¦ ¦исполнителям) положений ЗЗПП¦годы ¦ ¦ ¦

¦ ¦с целью разрешения конфликта¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦с потребителями в досудебном¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦порядке ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦26.¦Помощь потребителям в ¦2001- ¦ОЗПП ¦ ¦

¦ ¦составлении исков в суды ¦2003 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦27.¦Обобщение судебной практики ¦Ежегодно¦ОЗПП ¦По заданию ¦

¦ ¦защиты прав потребителей по ¦ ¦ ¦ТУ МАП ¦

¦ ¦наиболее актуальным вопро- ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦сам ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦28.¦Применение предусмотренных ¦2001- ¦ЦСЭН, ¦ ¦

¦ ¦законодательством мер к ¦2003 ¦ОБс ПР и A3, ¦ ¦

¦ ¦нарушителям санитарных норм ¦годы ¦Госветнадзор ¦ ¦

¦ ¦и правил, правил торговли и ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦др. ¦ ¦ ¦ ¦

+---+----------------------------+--------+---------------+--------------+

¦ Оборудование, материалы и другое материальное ¦

¦ обеспечение Программы ¦

+---T----------------------------T--------T---------------T--------------+

¦29.¦Приобретение компьютерной ¦2001- ¦ ¦25,0 ¦

¦ ¦техники и материалов для ¦2003 ¦ ¦ ¦

¦ ¦функционирования системы ¦годы ¦ ¦ ¦

¦ ¦АИС-ЗПП ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦30.¦Приобретение лабораторного ¦2001- ¦ ¦470,0 ¦

¦ ¦оборудования для исследова- ¦2003 ¦ ¦ ¦

¦ ¦ния товаров в ЦСЭН и Госвет-¦годы ¦ ¦ ¦

¦ ¦надзоре согласно приложению¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦N 1. ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ИТОГО: ¦ ¦ ¦645,0 ¦

L---+----------------------------+--------+---------------+---------------

Приложение N 1

к комплексу

мероприятий по реализации

городской программы по защите прав

потребителей на 2001 - 2003 годы

ПЕРЕЧЕНЬ ПРИБОРОВ ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ ХИМИЧЕСКОЙ

ЛАБОРАТОРИИ ЦСЭН Г. НОВОКУЙБЫШЕВСКА

----T--------------------------------------------T---------------¬

¦ N ¦ Наименование прибора ¦Цена в тыс.руб.¦

¦п/п¦ ¦ ¦

+---+--------------------------------------------+---------------+

¦1. ¦Хромотограф газовый фирмы “Хьюллетт-Паккар䓦200,0 ¦

¦ ¦для анализа и идентификации ликероводочной ¦ ¦

¦ ¦продукции ¦ ¦

L---+--------------------------------------------+----------------

Перечень

приборов для оснащения химической лаборатории

Станции государственного ветеринарного надзора

----T---------------------T---------------¬

¦ N ¦Наименование прибора ¦Цена в тыс.руб.¦

¦п/п¦ ¦ ¦

+---+---------------------+---------------+

¦1. ¦Автоклав - 75 ¦120,0 ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦2. ¦Полирограф ¦150,0 ¦

L---+---------------------+----------------