Российские законы

Разъяснения Управления МНС РФ по Самарской области от 01.10.2002 “О налогообложении земельным налогом владельцев участков земли, выделенных под жилищное строительство“

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАЗЪЯСНЕНИЯ

от 1 октября 2002 года

О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫМ НАЛОГОМ ВЛАДЕЛЬЦЕВ УЧАСТКОВ

ЗЕМЛИ, ВЫДЕЛЕННЫХ ПОД ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

В последнее время в средствах массовой информации ведется активное обсуждение вопроса о правомерности действий налоговых органов в отношении физических лиц, владеющих земельными участками, предоставленными для индивидуального жилищного строительства, по предъявлению сумм земельного налога по полным ставкам налога, установленного для данной территории города (поселка).

В связи с большим общественным резонансом и вопросами, возникающими по порядку налогообложения данной категории налогоплательщиков, Управление МНС России по Самарской области разъясняет следующее.

В налоговой системе Российской Федерации понятие “плата за землю“ возникло с принятием закона РФ от
11.10.91 N 1738-1 “О плате за землю“ (далее - Закон “О плате за землю“). Ставки налога для земель различного назначения приведены в статьях 5 - 11 вышеуказанного Закона и дифференцируются в зависимости от категории объектов (назначения земли) и субъектов (юридические и физические лица) налогообложения.

Отнесение земель к той или иной категории регламентируется нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков или об установлении особых правовых режимов использования земель особо охраняемых территорий и земель иного назначения, а также в свидетельствах, договорах и иных документах, удостоверяющих права на землю, документах государственного земельного кадастра, документах государственной регистрации прав на недвижимость.

Таким образом, решение правового статуса и отнесение земли к той или иной категории не относится к компетенции налоговых органов, а является обязательным для исполнения при решении вопроса о величине применяемых налоговых ставок.

Согласно п. 5 ст. 8 Закона “О плате за землю“ налог за городские (поселковые) земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), взимается со всей площади земельного участка в размере 3% от ставок налога, установленных в городах и поселках городского типа. С учетом коэффициентов индексации, применяемых по данным категориям земель в 1995 - 1997 гг. и 1999 - 2000 гг., в 2002 г. минимальный размер налога за указанные земли составит 28,8 коп./кв. м.

Однако при налогообложении данной категории земель следует учитывать следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 11 части первой Налогового кодекса РФ “Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они
используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом“.

Согласно ст. 5 Жилищного кодекса РСФСР от 24.06.83 (с изменениями и дополнениями) под жилищным фондом понимается совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы - приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, специальные дома для одиноких престарелых, дома - интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

При этом понятия “жилищное строительство“ и “жилищный фонд“ (в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР) не идентичны. Жилищное строительство не может рассматриваться как жилищный фонд до момента окончания строительства, регистрации права собственности на создаваемое недвижимое имущество (ст.219 ГК РФ) и включения вновь построенного жилого строения в состав жилищного фонда органами технического учета.

Законом Российской Федерации “О плате за землю“ не предусмотрено применение льготных ставок земельного налога на земли, предоставленные организациям и гражданам для строительства жилья в период его строительства, до ввода в эксплуатацию.

Следовательно, земельный налог на земельные участки, предоставленные организациям и гражданам для строительства жилых домов, до момента окончания их строительства и приема в эксплуатацию взимается по полным налоговым ставкам, установленным для данной территории населенного пункта.

С целью разрешения рассматриваемого вопроса Управление МНС РФ по Самарской области направляло в адрес Администрации Самарской области следующее предложение:

При выдаче документа, удостоверяющего право на земельный участок, вся площадь земельного участка указывается с формулировкой “под индивидуальное жилищное строительство“ или “под строительство жилого дома“, хотя согласно проектно-сметной документации площадь застройки значительно меньше отводимого для
индивидуального жилищного строительства земельного участка.

Данное положение приводит к тому, что свободная от застройки площадь земельного участка не соответствует целевому назначению, указанному в свидетельстве, что противоречит действующему земельному, градостроительному законодательству о целевом использовании земли и создает для граждан необоснованно завышенную налогооблагаемую базу, которая является основой для начисления больших сумм земельного налога.

Для разрешения складывающихся спорных ситуаций, связанных с начислением гражданам земельного налога, считаем необходимым принятие органами местного самоуправления решения о признании проектно-сметной документации и разрешения на строительство индивидуального жилого дома как неотъемлемой части документа (свидетельства) о праве на землю, предоставленную под жилищное строительство с момента его выдачи, для обоснованного разделения налоговыми органами всей площади выделенного земельного участка на территорию, непосредственно занятую под строительство жилого дома, и на территорию, используемую под личное подсобное (приусадебное) хозяйство.

В ответ на вышеизложенное Департамент Управления государственным имуществом Администрации Самарской области в своем письме от 06.09.02 N 12-56/1976 довело в адрес Управления следующее: “Деление площади участка на территорию, непосредственно занятую под строительство жилого дома, и на территорию, используемую под личное подсобное хозяйство, в соответствии с действующим законодательством невозможно. Менять целевое назначение земельного участка могут органы местного самоуправления по заявлению гражданина с последующей заменой документов на право пользования землей“.

Исчисление земельного налога физическим лицам производится налоговыми органами, которые ежегодно не позднее 1 августа вручают налоговые уведомления об уплате налога физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ.

Форма налогового уведомления на уплату земельного налога с физических лиц утверждена Приказом МНС РФ от 14.10.99 N
АП-3-08/326 “Об утверждении форм налоговых уведомлений“ (с изменениями от 22.08.00, 02.10.00). В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также сроки уплаты налога.

Земельный налог уплачивают равными долями в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября.

В соответствии со ст. 17 Закона “О плате за землю“ плательщики, которые не были своевременно привлечены к уплате земельного налога, уплачивают налог не более чем за три предшествующих года. Пересмотр неверно произведенного налогообложения допускается также не более чем за три предшествующих года.

Учитывая изложенное выше, Управление МНС России по Самарской области предлагает всем гражданам, владеющим на территории области земельными участками, исполнить свои обязанности по уплате земельного налога своевременно и в полном объеме.

Заместитель руководителя Управления

МНС России по Самарской области

Г.В.ЗАДЫХИН