Российские законы

Постановление Тольяттинской городской Думы Самарской области от 30.10.2002 N 573 “О повторном рассмотрении Постановления Тольяттинской городской Думы N 540 от 25.09.2002 “Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики г. Тольятти на 2003 год“

ТОЛЬЯТТИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 октября 2002 г. N 573

О ПОВТОРНОМ РАССМОТРЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ТОЛЬЯТТИНСКОЙ

ГОРОДСКОЙ ДУМЫ N 540 ОТ 25.09.2002 “ОБ ОСНОВНЫХ

НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

Г. ТОЛЬЯТТИ НА 2003 ГОД“

Рассмотрев вопрос о повторном рассмотрении Постановления Тольяттинской городской Думы N 540 от 25.09.2002 “Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики г. Тольятти на 2003 год“, городская Дума постановила:

1. Согласиться с возражениями мэра города.

2. Утвердить основные направления бюджетной и налоговой политики г. Тольятти на 2003 год (приложение N 1).

3. Мэрии города (Н.Д. Уткин):

3.1. Подготовить план исполнения основных направлений бюджетной и налоговой политики г. Тольятти и представить в городскую Думу.

Срок - январь 2003 года.

3.2. Подготовить
предложения по увеличению доходов в бюджет города от сдачи в аренду муниципальной собственности г. Тольятти и представить в городскую Думу.

Срок - ноябрь 2002 года.

3.3. Обеспечить прозрачность бюджетного процесса для органов законодательной (представительной) власти, населения города, кредиторов и инвесторов.

3.4. Обеспечить проведение действенного финансового контроля бюджетных расходов, а также ежегодного аудита организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля муниципальной собственности составляет не менее 25 процентов.

3.5. Рассмотреть по мере изменения федерального законодательства вопрос перехода от предоставления льгот нуждающимся гражданам города к адресной социальной помощи в виде денежных компенсаций.

4. Предложить мэру города (Н.Д. Уткин) в рамках рассмотрения проекта бюджета города на 2003 год направить в городскую Думу информацию о направлениях проводимой на территории города инвестиционной деятельности по всем источникам, за счет которых она будет осуществлена.

5. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на постоянную комиссию по экономической политике, бюджету и муниципальной собственности (О.В. Пугачев).

Мэр города

Н.Д.УТКИН

Председатель Думы

А.Н.ДРОБОТОВ

Приложение N 1

к Постановлению

городской Думы

от 30 октября 2002 г. N 573

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ Г. ТОЛЬЯТТИ НА 2003 ГОД

1. Основные итоги бюджетной и налоговой политики в 2001 году

и в первом полугодии 2002 года

В прошедшем году бюджетная и налоговая политика проводилась в соответствии с приоритетами, определенными городской Думой при утверждении бюджета на 2001 год.

Бюджет города в 2001 году был сформирован и исполнен с профицитом. По сравнению с прошлым годом в бюджет города поступило доходов больше на 595,7 тысяч руб. Положительные итоги исполнения бюджета свидетельствуют о расширении налоговой базы, увеличении собираемости налогов, о сокращении налоговых льгот и повышении качества налогового администрирования.

Увеличилась степень концентрации бюджетных расходов на приоритетных направлениях. Ужесточен контроль за
расходованием средств, продолжена работа по переходу на казначейскую систему исполнения бюджета.

Казначейское исполнение позволяет предотвратить нецелевое использование бюджетных средств на этапе предварительного контроля и финансирования расходов.

Для всех бюджетных учреждений стали устанавливаться жесткие сметы расходов. Усилен контроль со стороны главных распорядителей средств городского бюджета за исполнением обязательств, принимаемых бюджетными учреждениями.

Проведена подготовительная работа по реализации правительственной Концепции реформирования системы социальных льгот и выплат, замены большинства категориальных льгот адресными формами социальной поддержки населения и ликвидации ведомственных льгот.

В 2002 году и в последующие годы будет продолжено сокращение обязательств, не обеспеченных источниками финансирования, освобождения местных бюджетов от обязательств по финансированию ведомственных льгот, федеральных организаций и учреждений.

В целях обеспечения эффективного расходования средств бюджета города, осуществления контроля целевого использования бюджетных средств и материально-технических ресурсов осуществлены мероприятия по созданию единого порядка формирования и размещения муниципального заказа.

Проведены подготовительные работы по внедрению автоматизированной программы формирования, размещения и исполнения заказа.

Внедрение конкурсного размещения муниципального заказа позволило в прошлом году обеспечить открытость и равенство условий конкуренции, эффективность и экономичность в расходовании бюджетных средств.

В целях повышения эффективности использования муниципального имущества в 2001 году проведены мероприятия по совершенствованию управления муниципальными предприятиями. В частности введено планирование деятельности муниципальных унитарных предприятий, что позволило, во-первых, накопить информационную базу данных для анализа их финансово-хозяйственной деятельности, во-вторых, оперативно и более эффективно управлять муниципальным имуществом.

2. Основные задачи бюджетной политики в области доходов

Бюджетная политика должна способствовать росту деловой активности, проведению структурных преобразований, обеспечению социальной стабильности в городе.

Формирование бюджета города 2003 года должно производиться в соответствии с изменениями налогового и бюджетного законодательства, изменениями и дополнениями в часть вторую Налогового кодекса РФ.

В 2003 году предполагается
завершение налоговой реформы в Российской Федерации, которая призвана создать налоговый режим, полностью обеспечивающий финансирование бюджетных обязательств, минимально обременительный с точки зрения администрирования и максимально благоприятный для экономической деятельности.

В предстоящем году в целях реформирования налоговой системы намечается:

- отмена неэффективных налогов и сборов;

- дальнейшее стимулирование легализации заработной платы за счет уменьшения ставки единого социального налога.

В настоящее время рассматриваются законопроекты, компенсирующие отмену одного из последних оборотных налогов - налога на пользователей автомобильных дорог.

В соответствии с правительственным вариантом закона отмену этого налога регионам компенсируют за счет передачи 1,5% налога на прибыль и 15% налога на землю из федерального бюджета территориальным бюджетам, а также введения нового транспортного налога и зачисления его в полном объеме в территориальные бюджеты. Этот налог заменит налог с владельцев транспортных средств и налог на водно-воздушные транспортные средства.

В 2003 году планируется индексация ставок акцизов в зависимости от видов подакцизной продукции:

алкогольная продукция - на 15%;

пиво - на 25%;

нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, автомобильные масла) и табачные изделия - на 70%.

Такая высокая индексация объясняется необходимостью компенсации потерь дорожного фонда в связи с отменой налога на пользователей автомобильных дорог.

Наиболее существенные реформы в 2003 году планируются в отношении субъектов малого предпринимательства. Принятый 24 июля 2002 года новый Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса“, вводит упрощенную систему налогообложения малого бизнеса и значительно (на 200 - 300%) снижает налоговую нагрузку на субъекты малого предпринимательства.

Такие радикальные изменения налогообложения малых предприятий и индивидуальных предпринимателей проводятся в целях ускорения развития малого бизнеса и выведения из тени доходов, укрываемых от налогообложения.

В первом полугодии будущего года возможно уменьшение
поступлений в бюджет, так как малые предприятия с 2003 года прекращают уплату налога с продаж, налога на добавленную стоимость, налога на имущество и единого социального налога, а индивидуальные предприниматели прекращают уплату и 13%-го налога с доходов физических лиц. Все перечисленные налоги заменяются единым налогом, размер которого значительно ниже. Однако такое снижение должно быть компенсировано ускоренным развитием малого бизнеса.

Этому будет способствовать не только введение специального налогового режима, но и реализация мер по преодолению административных барьеров.

Для этого уже с 1 июля текущего года введен новый порядок регистрации (в течение 5 дней) новых предприятий и организаций, уменьшено число лицензированных видов деятельности, упрощен порядок выдачи лицензий и разрешений, уменьшено количество согласований. Продолжается совершенствование механизма продажи и сдачи в аренду земельных участков, проводятся дополнительные организационные и финансовые меры по улучшению инвестиционного климата в городе.

Проводимая в стране налоговая реформа предполагает повышение ответственности налогоплательщиков за неуплату налогов. Через новую службу финансового мониторинга ужесточен банковский контроль за движением финансовых потоков и достоверностью деклараций о доходах налогоплательщиков, продолжается работа по совершенствованию нормативной правовой базы, способствующей цивилизованному развитию бизнеса.

С введением нового порядка налогообложения малого бизнеса финансовая поддержка малого предпринимательства обеспечена на государственном уровне, поэтому необходимо пересмотреть действующую в городе политику поддержки малого предпринимательства в сторону уменьшения финансовой помощи и усиления роли органов местного самоуправления в организации и регулировании бизнеса.

С 2003 года отменяется налог на покупку денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, что уменьшит доход бюджета на 5 млн. руб.

В настоящее время в Государственной Думе рассматривается проект главы Налогового кодекса “Налог на имущество организаций“, исключающей из налогооблагаемой базы
незавершенное строительство и товарно-материальные запасы и, соответственно снижающий налогооблагаемую базу до 43%. Потери бюджета города по предварительным расчетам составят около 344,5 млн. рублей.

Конституционным судом признано недействительным установление региональных ставок налога на игорный бизнес без ограничения федеральным законодательством. В случае непринятия соответствующих изменений начисление налога на игорный бизнес в территориальные бюджеты производиться не будет, вследствие чего потери бюджета города составят 4 млн. рублей.

Потери вследствие обозначенных изменений компенсируются увеличением ставок земельного налога и арендной платы за землю в 1,8 раза. За счет этого доходы бюджета возрастут на 226,0 млн. руб. Вместе с тем необходимо наращивать доходы бюджета за счет вовлечения в хозяйственный оборот земельных ресурсов.

Для этого в 2003 году предполагается создать единую информационную базу по земельным участкам на территории г. Тольятти, включающую их характеристику о стоимости, вакантности, месте расположения и т.д., до конца года завершить инвентаризацию земель, провести анализ территорий крупных предприятий на предмет выявления сверхнормативных площадей. Необходимо также усилить контроль за своевременным и полным поступлением в бюджет арендной платы за землю, повысить собираемость земельного налога.

Начавшаяся 4 года назад налоговая реформа постепенно приобретает законченные черты. В 2003 году в качестве компенсации отмены налога с продаж и дорожного налога предложено использовать повышение платы за воду, землю, налога на имущество физических лиц, нового транспортного налога. Введение столь непопулярных мер пока не подготовлено технически. В жилищном хозяйстве отсутствуют приборы учета воды, электро- и теплоэнергии, пока нет земельного кадастра и прочее. Решение этой задачи потребует дополнительных организационных мер и финансовых затрат.

Для увеличения поступлений налоговых платежей в бюджет города необходимо активизировать деятельность межведомственной комиссии по координации действий
уполномоченных органов по ужесточению налоговой дисциплины, обеспечению поступлений налоговых и других обязательных платежей в городской бюджет, продолжить политику реструктуризации всех видов задолженностей по платежам в бюджет города и обеспечить прозрачность бюджетного процесса.

При планировании доходов городского бюджета на 2003 год предусмотреть повышение уровня собираемости налогов на 2 п.п. (процентных пункта).

Источником пополнения бюджета города должны стать неналоговые доходы.

В следующем году необходимо продолжить работу по повышению эффективности использования муниципального имущества, что позволит увеличить поступление в бюджет города части прибыли от использования имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями города.

Очередным этапом в этом направлении должно стать введение ежеквартальной и годовой отчетности муниципальных унитарных предприятий о выполнении плановых заданий, с анализом и предложениями об источниках покрытия убытков, улучшения их финансово-хозяйственной деятельности.

В целях дальнейшего совершенствования управления муниципальными предприятиями предстоит разработать и утвердить ряд недостающих нормативных правовых документов. В том числе Порядок учета, сохранности и распоряжения объектами муниципальной собственности, Порядок и условия страхования муниципального имущества, Программу приватизации (продажи) муниципального имущества на 2003 год и новое Положение о подведении итогов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий.

Одним из источников пополнения бюджета города должно стать повышение эффективности использования объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном ведении муниципальных предприятий. Необходимо установить жесткий контроль над использованием таких объектов, условиями сдачи их в аренду и за поступлением доходов от аренды муниципальной собственности в городской бюджет.

На 2003 год прогнозируются доходы бюджета города в сумме 4000 млн. руб., что выше утвержденного бюджета по доходам текущего года на 347 млн. руб. Бюджет 2003 года необходимо сформировать бездефицитным, а переходящие остатки средств на счете бюджета на 01.01.2003
не направлять на планируемые расходы в 2003 году, а принять по ним отдельное решение в 2003 году после утверждения бюджета города.

3. Первоочередные задачи

бюджетной политики в области расходов

Расходы бюджета города прогнозируются с учетом проведения изменений в налогово-бюджетной политике федерального и регионального уровней, увеличения объема потребления бюджетных ресурсов населением, сохранении пропорций распределения бюджетных ресурсов.

Первоочередной задачей бюджетной политики в области расходов должна стать рационализация расходов бюджета, сокращение неэффективных муниципальных расходов, оптимизация целевых программ, финансирование муниципального заказа в соответствии с контрактом.

Расходная часть городского бюджета должна стать инструментом достижения важнейших социальных и экономических целей. Для этого необходимо овладеть современными методами оценки рациональности бюджетных расходов, внедрять индикаторы результативности затрат средств.

В 2003 году сохранится социальная направленность расходования финансовых ресурсов города: доля расходов на социально-культурную сферу, финансируемых за счет бюджета города в 2003 году, составит 42%, жилищно-коммунального хозяйства - 37%, транспорта - более 8% в общей сумме расходов.

В предстоящем году необходимо перейти к использованию механизмов, обеспечивающих заинтересованность бюджетных учреждений в повышении качества услуг, в разумной экономии бюджетных средств.

Произвести ревизию расходов, финансируемых исключительно из местных бюджетов, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Необходимо перейти от традиционного финансирования потребностей бюджетных учреждений к реструктуризации этого сектора на основе исполнения новых организационно-правовых форм и механизмов финансирования. Недопустимо принятие бюджетными учреждениями обязательств, не санкционированных органами власти.

3.1 Совершенствование казначейских технологий

Предстоит продолжить совершенствование казначейских технологий исполнения бюджета, прежде всего на основе применения технологии единого счета муниципального казначейства в части расходов и обязательной регистрации муниципальных контрактов на закупку товаров и услуг за счет бюджетных средств.

Применение казначейских технологий обеспечит преимущество не только в сфере контроля за использованием
бюджетных средств, но и в вопросах формирования своевременной и достоверной отчетности по исполнению городского бюджета, необходимой для принятия решений в налоговой и бюджетной сферах.

3.2. Развитие системы муниципального заказа

Важнейшей задачей является сокращение общих сроков подготовки и организации конкурсов. Необходимо добиться проведения всех основных конкурсов на размещение муниципального заказа на 2003 год в первом квартале. Для этого предлагается проведение конкурсов в два этапа:

1 этап. Проводится в период подготовки бюджета города. После утверждения бюджета в первом чтении проводится квалификационный отбор. Участники подают заявки в открытой форме с указанием основных сведений о поставщиках и поставляемых товарах (работах, услугах).

2 этап. Проводится после утверждения бюджета города, в соответствии с утвержденным мэром города графиком. Участники подают повторно заявки на участие с указанием фиксированных цен на поставляемые товары (работы, услуги).

Актуальным остается повышение доли закупок для муниципальных нужд, размещаемых на конкурсной основе. В немалой степени решению этой задачи будет способствовать организация консолидированных закупок однородной продукции (работ, услуг). Консолидация закупок позволит сократить расходы на проведение конкурсов и приведет к снижению цен на закупаемую продукцию (работы, услуги) за счет укрупнения заказов.

Развитие системы муниципального заказа требует создания единой автоматизированной информационной системы на всех стадиях формирования, размещения и исполнения муниципального заказа.

Одной из основных задач является также осуществление мониторинга цен на основные виды закупаемой продукции (работ, услуг), который позволит как проводить предварительный анализ цены закупаемой продукции при формировании муниципального заказа, так и определять истинный экономический эффект от проведенных конкурсов и предупреждать закупки по цене, превышающей рыночную стоимость.

Обеспечить положительную динамику роста объемов заказа, размещаемого на конкурсной основе.

3.3. Тарифная политика

В расходах бюджета города необходимо учитывать планируемые
изменения тарифов на продукцию (услуги) предприятий монопольного сектора.

В 2003 году муниципальными органами власти будет осуществляться регулирование цен и тарифов как на основные виды услуг и продукции муниципальных предприятий, так и на дополнительные платные услуги, оказываемые муниципальными бюджетными учреждениями.

Цены на дополнительные платные услуги муниципальных учреждений образования, здравоохранения и культуры будут формироваться с учетом спроса и покупательской способности населения, рост их прогнозируется на уровне 23% в пределах ожидаемого роста цен на платные услуги.

Наибольшее внимание будет уделено регулированию цен муниципальных жилищно-коммунальных предприятий, более жесткому контролю расходов предприятий отрасли. Рост заработной платы в составе себестоимости муниципальных предприятий не должен превышать рост производительности труда.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 609 от 21.08.2001 “О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребления услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов“ будут приняты меры по полной ликвидации перекрестного субсидирования населения и бюджетных организаций за счет промышленных предприятий и введению единых тарифов для всех групп потребителей.

В связи с этим ожидается более высокий рост цен на услуги по водоснабжению и водоотведению для населения и бюджетных организаций, оказываемые муниципальными предприятиями.

3.4. Развитие городского хозяйства

В целях дальнейшего проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства будет продолжен постепенный переход на полное возмещение затрат отрасли населением. В 2003 году ставки оплаты коммунальных услуг населением будут сформированы в размере 70% от средневзвешенного тарифа.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Деятельность отрасли жилищно-коммунального хозяйства направлена на обеспечение стабильной работы объектов городского коммунального хозяйства.

К основным задачам реформирования жилищно-коммунального хозяйства относятся:

- предоставление населению жилищно-коммунальных услуг, отвечающих условиям, приближенным к стандартам, а также возможности влиять на их объем и качество;

- совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в этой сфере, включая эффективное регулирование коммунальных предприятий - естественных локальных монополистов;

- дальнейшее снижение издержек производителей услуг;

- усиление адресности бюджетных расходов на субсидирование оплаты жилья и коммунальных услуг гражданами и совершенствование порядка предоставления субсидий семьям с низкими доходами (открытие персонифицированных лицевых счетов, постепенный переход от дотирования отрасли к адресным дотациям);

- совершенствование оплаты жилья и коммунальных услуг, предусматривающее дифференциацию оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения;

- создание инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального комплекса, развитие конкуренции в сфере предоставления жилищных услуг, взаимосвязанных процедур тарифного регулирования коммунальных предприятий и естественных монополистов - предприятий топливно-энергетического комплекса.

Реализация указанных задач позволит обеспечить дальнейшее успешное продвижение реформ в жилищно-коммунальной сфере, а также снизить социальную напряженность при поэтапном переводе отрасли на режим безубыточного финансирования.

Одним из основных направлений в политике жилищно-коммунального хозяйства города будет реализация мероприятий по благоустройству внутриквартальных территорий. Будут проводиться работы по улучшению санитарного состояния и содержанию территорий, восстановлению освещения, устройству тротуаров, благоустройству остановочных павильонов, устройству твердых покрытий, расширению проезжей части.

Особое внимание будет уделяться обеспечению бесперебойности и надежности работы магистральной сети, снижению уровня травматизма и всех видов дорожно-транспортных происшествий. Для достижения этих целей будут осуществляться соответствующие мероприятия по развитию и реконструкции магистральной улично-дорожной сети.

Транспорт

Деятельность муниципальных транспортных предприятий намечается направлять как на повышение доходов, так и на снижение расходов от эксплуатации подвижного состава.

Необходимо осуществлять закупки материально-технических средств для обеспечения работы транспортных предприятий на конкурсной основе.

В соответствии с Программой развития городского пассажирского транспорта на период 2002 - 2004 гг. намечается:

- приобретение транспорта путем инвестиционного кредита;

- привлечение альтернативного транспорта для улучшения транспортного обслуживания города.

Продолжится работа по улучшению культуры обслуживания пассажиров. Будут закуплены и установлены автоинформаторы на подвижном составе муниципальных предприятий, форменная одежда для водителей, кондукторов и контролеров.

В целях упорядочения междугородних перевозок планируется перевод автовокзала с территории Автозаводского района на железнодорожный вокзал и отправку пассажиров по междугородним маршрутам из Автозаводского района производить с территории железнодорожного вокзала города.

Инвестиционная политика

Инвестиционная политика города в 2003 году будет направлена на приоритетную поддержку производства товаров конечного потребления, развитие производства автокомпонентов, внедрение прогрессивных технологий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, развитие индустрии туризма и отдыха, развитие малого предпринимательства.

Важным инструментом в реализации экономической политики города должна стать городская инвестиционная Программа. Приоритетом данной Программы станет направление средств городского бюджета на строительство и реконструкцию объектов, непривлекательных для частного капитала и имеющих преимущественно некоммерческий характер.

Реализация городской инвестиционной Программы будет осуществляться на основе городских целевых программ. При этом необходимо коренным образом изменить отношение к формированию и реализации целевых программ. Программы должны быть направлены на качественные изменения в сфере их применения, на снижение текущих издержек, принципиальное изменение действующих механизмов решения проблем и достижения поставленных целей. К реализации целевых программ необходимо привлекать сообщества (бизнес, некоммерческие организации).

В качестве приоритетных отраслей в городской инвестиционной Программе определены такие социально значимые отрасли, как жилищное строительство, образование и здравоохранение.

Во внешнеэкономической деятельности основное внимание будет уделяться развитию деловых связей, содействию привлечения инвестиций, повышению инвестиционной привлекательности города.

Для привлечения инвестиций в город необходимо повысить роль выставочно-ярмарочной деятельности.

Жилищная политика

Жилищная политика будет ориентирована на решение жилищных проблем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Предоставление доступного социального жилья работникам бюджетной сферы будет решаться путем строительства малосемейных общежитий квартирного типа и перепрофилирования ряда муниципальных объектов незавершенного строительства под жилые дома.

Продолжится переход от практики строительства жилья за счет средств бюджета и его бесплатного распределения к приобретению жилья на свободном рынке за счет собственных средств граждан и кредитов, предоставленных на эти цели населению.

Одним из альтернативных способов улучшения жилищных условий является использование механизма ипотечного кредитования, который будет внедряться в городе в соответствии с Программой улучшения жилищных условий граждан с использованием ипотечного жилищного кредитования на 2002 - 2011 гг.

Всего за первый этап реализации Программы планируется улучшить жилищные условия более 1 тыс. семей работников муниципальных предприятий, бюджетных организаций и граждан, относящихся к льготным категориям, в том числе в 2003 году - 370 семей.

В целях обеспечения доступности ипотечного кредита будет использоваться механизм субсидирования процентной ставки по кредиту коммерческих банков.

3.5. Социальная политика города

Основное внимание в социальной политике будет уделяться развитию механизмов социального партнерства, более широкому привлечению городского сообщества к участию в программах развития, решению социальных проблем.

Социальная защита населения

В сфере социальной защиты населения будут действовать принципы:

- предоставления помощи, прежде всего тем, чьи доходы существенно ниже прожиточного минимума и доведение уровня доходов малообеспеченных нетрудоспособных граждан до величины их прожиточного минимума путем выплат областной социальной помощи в соответствии с Законом Самарской области “О социальной помощи в Самарской области“ и выплат городского пособия, оказание материальной помощи в соответствии с Программой социальной поддержки населения г. Тольятти на 2003 год;

- общедоступности и приемлемого качества базовых социальных благ.

В 2003 году деятельность учреждений социальной поддержки населения города будет направлена на обеспечение выполнения мероприятий, предусмотренных как областной, так и городской программами социальной поддержки населения.

В числе приоритетных мер социальной поддержки населения в 2003 году остаются: медико-социальная помощь и реабилитация одиноких престарелых граждан и инвалидов.

Будут осуществляться меры по реформированию системы адресной социальной помощи за счет перераспределения помощи в пользу малообеспеченных слоев населения. Одной из форм адресной социальной поддержки останутся пособия малообеспеченным семьям.

В рамках реализации областной и городской программ “Семья и дети“ будет продолжена работа по профилактике социального сиротства и передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемные, опекаемые семьи.

Продолжится работа по защите личных, имущественных и жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях профилактики детской инвалидности планируется расширить формы и методы работы Центра реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Образование

В социальной сфере города основной приоритетной отраслью будет образование. Расходы на образование - вторая по величине статья расходов бюджета города. Без коренных изменений муниципальная система образования будет становиться все более и более затратной. Поэтому одной из важных задач в системе образования является эффективность использования бюджетных средств.

Определяющее значение в области образования будут иметь обеспечение равенства доступа к образованию для всех социальных слоев населения. Будет осуществляться переход на более эффективную модель использования бюджетных финансовых ресурсов в образовании, повышению их адресности, предоставление гарантированного образования определенного объема и качества.

Предполагается завершить компьютеризацию школ с обеспечением доступа в “Интернет“ во всех районах города, возведение модуля для организации ежедневных уроков физической культуры на территории Автозаводского района города.

По-прежнему будет осуществляться поддержка одаренных детей, учащихся и учителей - новаторов.

Продолжится работа по охвату неорганизованных детей дошкольного возраста. Предполагается увеличить предоставление услуг неорганизованным детям: занятий по подготовке к школе, оздоровительный комплекс услуг.

В сфере образования предполагается основное внимание уделить строительству общеобразовательных школ и детского сада в кварталах - новостройках Автозаводского района, это:

- Школа на 825 ученических мест в кв. 21.

- Школа на 1350 ученических мест в кв. 20.

- Детский сад в кв. 17.

Строительство данных объектов предусмотрено наказами избирателей, данных депутатам Тольяттинской городской Думы.

Здравоохранение

В 2003 году здравоохранение будет развиваться в соответствии с Концепцией развития здравоохранения и охраны здоровья населения Самарской области в 2001 - 2005 гг., утвержденной Постановлением Губернатора Самарской области. Приоритетными направлениями развития здравоохранения намечены:

- охрана здоровья женщин и детей;

- развитие первичного звена медицинской помощи и внедрение общей врачебной практики;

- профилактика заболеваний и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия;

- развитие рынка медицинских услуг и стационарозамещающих видов медицинской помощи;

- улучшение положения с лекарственным обеспечением населения;

- сохранение важнейшей гарантии по лечению в стационарах города детей и ветеранов.

Усилятся меры по решению обострившейся в последние годы проблемы роста числа ВИЧ-инфицированных. В этих целях намечается завершение корректировки рабочего проекта станции переливания крови в Автозаводском районе, продолжатся работы по реконструкции детского сада по ул. Жукова, 23 под реабилитационный наркологический центр. Будут внедряться новые технологии в медицинских учреждениях города.

Намечается создание и развитие кардиологического центра на базе реконструкции сердечно-сосудистой хирургии городской больницы МУЗ N 2.

Молодежная политика

Основной целью реализации молодежной политики на территории города является активное включение молодого поколения в социальную жизнь. Приоритетными направлениями в реализации молодежной политики будут:

- создание условий для развития детских и молодежных общественных организаций и уча“тие молодежи в общественной жизни;

- содействие трудоустройству и занятости молодежи;

- совершенствование системы профессиональной ориентации молодежи.

Культура

Развитие культуры г. Тольятти в 2003 году будет осуществляться в соответствии с Программой развития этой отрасли на 2000 - 2004 годы.

Основной целью политики в области культуры будет сохранение и развитие культурного наследия народов, населяющих территорию города и их национальных традиций.

Будут проводиться мероприятия по созданию единого автоматизированного информационного ресурса в городе на базе муниципальных библиотек.

В городе будет осуществляться поддержка творческих проектов на конкурсной основе.

Продолжится работа в организации учебного и творческого процесса в учреждениях культуры и искусства. Намечается развитие сети учреждений дополнительного образования детей в кварталах - новостройках.

В целях совершенствования системы организации культурного обслуживания населения по месту жительства, будут действовать районные отделы культуры Департамента культуры мэрии города.

Для улучшения деятельности образовательных учреждений сферы культуры будет создаваться научно-методический центр на базе Тольяттинского института искусств.

Планируется реализация программ, направленных на поддержку талантливых детей и подростков в области искусства и культуры. Продолжится деятельность “Летней творческой школы“, будет осуществляться Программа “Развитие певческой и хоровой культуры в г. Тольятти“.

Учитывая потребность населения в области музыкального исполнительского искусства, будут созданы два новых коллектива в Тольяттинской филармонии: духовой оркестр и оркестр народных инструментов.

Предполагается для социально незащищенных слоев населения (инвалидов, пенсионеров, детей, учащихся) обеспечить возможность льготного посещения музеев и театров.

Физкультура и спорт

Развитие физкультуры и спорта планируется осуществлять в соответствии с Программой развития физической культуры и спорта города Тольятти на 2001 - 2005 годы, направленной на решение задач по развитию муниципальной сети отрасли, открытию учреждений дополнительного образования спортивной направленности.

Приоритетное направление получит:

- создание училища олимпийского резерва с привлечением средств федерального бюджета;

- открытие на базе действующих муниципальных объектов двух детско-юношеских спортивных школ по шахматам и баскетболу;

- проведение чемпионата Европы по гандболу среди девушек 1985 года рождения (в соответствии с решением 6-го Конгресса Европейской федерации гандбола);

- улучшение организационной работы по проведению физкультурно-оздоровительных мероприятий в городе;

- физкультурно-оздоровительная работа среди населения по месту жительства: увеличение количества участников до 39 тыс. человек за счет улучшения организации при подготовке и проведении мероприятий (в число мероприятий входят общегородские массовые физкультурно-оздоровительные мероприятия среди всех возрастных и социальных групп населения, спортивно-массовые мероприятия по видам спорта).

4. Межбюджетные отношения

Существующая на данный момент система межбюджетных отношений нуждается в преобразованиях. Основными направлениями работы по совершенствованию межбюджетных отношений являются следующие:

- стоит задача разграничения бюджетных обязательств и ответственности за их исполнение между органами власти разных уровней;

- источники доходов должны быть зафиксированы на длительный период, что станет одним из условий повышения заинтересованности местных органов власти в создании благоприятных условий для экономического роста;

- необходимо провести дополнительную мобилизацию доходов (за счет сокращения налоговых льгот и более эффективного использования собственности), а также оптимизацию расходов, сконцентрировав имеющиеся ресурсы на безусловном выполнении принятых на себя обязательств.

Председатель

городской Думы

А.Н.ДРОБОТОВ