Российские законы

Решение Арбитражного суда Самарской области от 09.11.2002 N А55-16695/02-30 <О признании недействительным постановления ИМНС РФ по г. Жигулевску о взыскании пени за счет имущества начисленных за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 9 ноября 2002 года Дело N А55-16695/02-30

(извлечение)

Арбитражный суд Самарской области рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ОАО “Волжская ГЭС им. В. И Ленина“ к ИМНС РФ по г. Жигулевску о признании недействительным постановления.

Заявитель просит признать неправомерными действия должностных лиц инспекции МНС РФ по г. Жигулевску по начислению и взысканию пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог и признать недействительным постановление от 18.07.2002 N 37 о взыскании пени за счет имущества в размере 27 477 313,79 рублей, начисленных за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог.

Заинтересованное лицо заявление не признало по основанием, изложенным
в отзыве.

Из материалов дела в объеме представленных доказательств, с учетом доводов представителей лиц, участвующих в деле, следует:18 июля 2002 г. руководителем ИМНС РФ по г. Жигулевску было вынесено постановление N 37 о взыскании пени в размере 27 668 554,39 рублей за счет имущества ОАО “Волжская ГЭС им. В. И. Ленина“, г. Жигулевск.

Исходя из п.7 ст.46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 НК РФ. Кроме указанной статьи постановление налогового органа должно соответствовать требованиям ст.8 ФЗ от 21.07.1997 N 119-ФЗ “Об исполнительном производстве“. Оспариваемое постановление не содержит расшифровку задолженности пени, в том числе сведений о налоге и период начисления пени, отсутствует резолютивная часть постановления с указанием на вышеперечисленные нормы закона. Исходя из приложения к постановлению N 37 можно усмотреть начисление пени за неуплату налога на пользователей автодорог.

По смыслу ст.75 НК РФ пеня подлежит уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, то есть не уплаченной в установленный законом срок суммы налога. Налоговой инспекцией пени начислены за несвоевременную уплату налога на пользователей автодорог на основании ФЗ “О дорожном фонде в Российской Федерации“, Закона Самарской области от 09.06.2000 N 23-ГД и Инструкции МНС РФ N 59 от 04.04.2000.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“ налог на пользователей автомобильных дорог относится к федеральным налогам, который утрачивает силу с 1 января 2003 года. Налоговый кодекс РФ в статье 14(3) относит дорожный налог к региональным налогам, которые будут
устанавливаться законами субъектов федерации.

В соответствии с изменениями, внесенными 26.05.1997 в статью 2 Закона “О дорожных фондах в Российской Федерации“, порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации должен определяться Федеральным законом.

Постановлением Верховного Совета РФ от 23.01.1992 N 2235-1 “Об утверждении Порядка образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации“ установлен срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог - ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц. Однако действие указанного Постановления приостановлено с 01.01.2001. Ссылка налоговой инспекции на Закон “О дорожных фондах в РФ“ необоснованна в силу того, что указанным Законом не установлены: порядок и сроки уплаты налога, налоговый период и порядок исчисления налога.

Полномочия по установлению сроков уплаты указанного налога не адресовывались законодательным органам власти субъектов Российской Федерации.

Исходя из чего следует, что налог на пользователей автомобильных дорог нельзя считать законно установленным.

Из смысла статьи 57 Конституции Российской Федерации усматривается обязанность платить законно установленные налоги и сборы, если они устанавливаются органом, компетентным их вводить и устанавливать порядок их уплаты.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что у налоговой инспекции отсутствовали основания по начислению и взысканию пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог. Постановление N 37 о взыскании пени в размере 27 477 313,79 руб. с налогоплательщика за счет его имущества является незаконным и необоснованным. Требования заявителя подлежат удовлетворению.

Госпошлину в размере 1000 рублей следует возвратить заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь ст. ст.167-168, 176, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования заявителя удовлетворить.

Признать недействительным постановление N 37 от 18.07.2002 ИМНС РФ по г. Жигулевску о взыскании пени за счет имущества ОАО “Волжская ГЭС имени В. И. Ленина“, г. Жигулевск,
и незаконными действия должностных лиц ИМНС РФ по г. Жигулевску по начислению и взысканию пени за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог.

ОАО “ВоГЭС“, г. Жигулевск, выдать справку на возврат госпошлины из федерального бюджета в размере 1 000 рублей.