Закон РМ от 15.03.2011 N 4-З “О нормативах расходов на реализацию основных общеобразовательных программ“ (принят ГС РМ 11.03.2011) (вместе с “Порядком расчета нормативов финансового обеспечения муниципальных общеобразовательных учреждений в Республике Мордовия на реализацию основных общеобразовательных программ за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия“, “Порядком расчета нормативов для определения объема субвенции на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальному образованию“)
Начало действия документа - 16.03.2011.- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
В соответствии со статьей 8 данный документ вступил в силу со дня официального опубликования (опубликован в “Известиях Мордовии“ - 16.03.2011).
15 марта 2011 года N 4-З
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
О НОРМАТИВАХ РАСХОДОВ НА РЕАЛИЗАЦИЮ
ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Принят
Государственным Собранием
Республики Мордовия
11 марта 2011 года
Настоящий Закон устанавливает порядок расчета нормативов финансового обеспечения муниципальных общеобразовательных учреждений в Республике Мордовия на реализацию основных общеобразовательных программ за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия в части финансового обеспечения расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) (далее - нормативы), порядок утверждения нормативов и порядок расчета нормативов для определения общего объема субвенций на исполнение соответствующих расходных обязательств муниципальных образований (далее - субвенции).
Статья 1
За счет средств субвенций органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Мордовия финансируются следующие виды образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы (далее - муниципальные общеобразовательные учреждения):
начальная общеобразовательная школа;
основная общеобразовательная школа;
средняя общеобразовательная школа;
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов;
лицей;
гимназия;
начальная школа - детский сад;
прогимназия;
вечерняя (сменная) общеобразовательная школа.
Статья 2
1. Малокомплектными сельскими школами и рассматриваемыми в качестве таковых муниципальными образовательными учреждениями считаются общеобразовательные учреждения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования без параллельных классов и образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, реализующие основные общеобразовательные программы с общим числом обучающихся:
до 10 человек - в общеобразовательных учреждениях начального общего образования и образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, реализующих основные общеобразовательные программы;
до 40 человек - в общеобразовательных учреждениях основного общего образования;
до 100 человек - в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.
2. Перечень малокомплектных сельских школ и рассматриваемых в качестве таковых муниципальных общеобразовательных учреждений утверждается ежегодно приказом Министерства образования Республики Мордовия по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных районов в Республике Мордовия, осуществляющими управление в сфере образования.
Статья 3
1. Нормативы рассчитываются на одного обучающегося, воспитанника по ступеням общего образования, видам классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях, находящихся в городских и сельских населенных пунктах (за исключением малокомплектных сельских школ и рассматриваемых в качестве таковых муниципальных общеобразовательных учреждений).
2. Расходы на финансовое обеспечение малокомплектных сельских школ и рассматриваемых в качестве таковых муниципальных общеобразовательных учреждений рассчитываются вне зависимости от численности обучающихся и определяются с учетом фактических расходов на содержание данных учреждений.
Статья 4
Порядок расчета нормативов устанавливается в соответствии с приложением 1 к настоящему Закону.
Статья 5
1. Нормативы утверждаются ежегодно законом Республики Мордовия о республиканском бюджете Республики Мордовия на очередной финансовый год.
2. Органы местного самоуправления не вправе уменьшать утвержденные нормативы.
Статья 6
Методика распределения субвенций устанавливается в соответствии с приложением 2 к настоящему Закону.
Статья 7
1. В 2011 году в целях предоставления бюджету каждого муниципального образования в Республике Мордовия субвенции на обеспечение прав граждан на получение общего образования из республиканского бюджета Республики Мордовия в объемах, не ниже рассчитанных на 2011 год по методике расчетов доходов и расходов для формирования республиканского бюджета Республики Мордовия и параметров местных бюджетов для определения объемов межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и плановый период, для каждого муниципального образования устанавливаются адаптационные надбавки, за исключением малокомплектных сельских школ и рассматриваемых в качестве таковых муниципальных образовательных учреждений, которые уменьшаются при условии снижения объема оказываемых учреждением образовательных услуг.
2. Адаптационные надбавки муниципальным образованиям, за исключением малокомплектных сельских школ и рассматриваемых в качестве таковых муниципальных образовательных учреждений, определяются по формуле:
Ам = Фм - Фнм, где:
Ам - адаптационные надбавки;
Фм - планируемые расходы на обеспечение прав граждан на получение общего образования на очередной финансовый год;
Фнм - объем бюджетных средств, рассчитанный исходя из нормативов.
Статья 8
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава Республики Мордовия
Н.И.МЕРКУШКИН
г. Саранск
15 марта 2011 года
N 4-З
Приложение 1
к Закону Республики Мордовия
“О нормативах расходов на реализацию
основных общеобразовательных программ“
ПОРЯДОК
РАСЧЕТА НОРМАТИВОВ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ОСНОВНЫХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ЗА СЧЕТ
СРЕДСТВ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА
РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
1. Нормативы финансового обеспечения муниципальных общеобразовательных учреждений на реализацию основных общеобразовательных программ за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия состоят из:
стандартной (базовой) стоимости образовательной услуги (по количеству обязательных часов Базисного учебного плана);
среднего оклада педагогических работников, непосредственно осуществляющих учебный процесс;
коэффициентов удорожания стоимости образовательной услуги в зависимости от деления классов на группы при изучении отдельных предметов, наличия групп продленного дня, программ дополнительного образования, в гимназических, лицейских классах, классах компенсирующего обучения;
нормативного соотношения ставок заработной платы педагогических работников и ставок административно-управленческого, учебно-вспомогательного, педагогического персонала, не осуществляющего учебный процесс, и младшего обслуживающего персонала;
нормативного соотношения базовой и стимулирующей частей фонда оплаты труда;
расходов на обеспечение образовательного процесса (расходы на приобретение наглядных пособий, учебников и учебных пособий, технических средств обучения, расходных материалов, хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов), расходов на ежемесячную денежную компенсацию педагогическим работникам в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями.
Расходы на обеспечение образовательного процесса определяются в равном объеме на каждого учащегося по ступеням общего образования в десятипроцентном отношении к общему размеру норматива расходов.
Доля расходов на оплату труда административно-управленческого, учебно-вспомогательного, педагогического персонала, не осуществляющего учебный процесс, и младшего обслуживающего персонала устанавливается в процентном отношении от общего фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения - 30 процентов.
Коэффициенты удорожания образовательной услуги учитывают:
повышенную стоимость образовательной услуги на разных ступенях обучения в зависимости от деления классов на группы при изучении отдельных предметов, наличия групп продленного дня и программ дополнительного образования;
повышенную стоимость образовательной услуги для обучающихся специальных (коррекционных) классов, гимназических, лицейских классов.
2. Нормативы исчисляются по формуле:
sn sn
R = З + Р , где:
i i учебн.
sn
R - расходы в расчете на одного учащегося по видам классов (s) и по
i
ступеням общего образования (n) для муниципальных образований;
sn
З - расходы по заработной плате в расчете на одного учащегося по
i
видам классов (s) и по ступеням общего образования (n);
Р - расходы на обеспечение образовательного процесса в расчете на
учебн.
одного учащегося.
3. Расходы по заработной плате в расчете на одного учащегося по видам
sn
классов (s) и по ступеням общего образования (n) (З ) определяются по
формуле: i
a
- x b x 1,342 x 1,25 x 1,02 x 1,33 x 12
sn d
З = --------------------------------------- x К (или 1,09) x w x с.
i m
Для муниципальных общеобразовательных учреждений, осуществляющих переход на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, дополнительные расходы по заработной плате (к исчисленным по вышеприведенному расчету) определяются по формуле:
a
- x b x 1,342 x 1,25 x 1,02 x 1,33 x 12
sn d
З = ---------------------------------------, где:
i m
a - число часов в неделю по Базисному учебному плану (таблица 1);
a - число часов в неделю по Базисному учебному плану для муниципальных общеобразовательных учреждений, осуществляющих переход на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (таблица 2):
в 2011 году для первых классов, осуществляющих переход с 1 сентября 2011 года, и вторых классов 14 муниципальных общеобразовательных учреждений, осуществивших переход с 1 сентября 2010 года;
в 2012 году для первых классов, осуществляющих переход с 1 сентября 2012 года, вторых и третьих классов, осуществивших переход с 1 сентября 2010 и 2011 годов;
в 2013 году для первых классов, осуществляющих переход с 1 сентября 2013 года, вторых, третьих и четвертых классов, осуществивших переход с 1 сентября 2010, 2011 и 2012 годов;
d - число часов на ставку заработной платы учителя в неделю (таблица 3);
b - средний оклад педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс;
1,342 - коэффициент отчислений по единому социальному налогу;
1,25 - повышение среднего оклада педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс, за работу в сельской местности, рабочих поселках и поселках городского типа;
1,02 - коэффициент увеличения фонда оплаты труда педагогических работников, связанный с повышением стажа (общего или педагогического), квалификационной категории;
1,33 - коэффициент увеличения фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения на величину стимулирующей части фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения;
12 - число месяцев в году;
m - нормативная наполняемость классов (таблица 4);
К - коэффициент увеличения фонда оплаты труда общеобразовательного учреждения на административно-управленческий, учебно-вспомогательный, педагогический персонал, не осуществляющий учебный процесс, младший обслуживающий персонал дневных общеобразовательных учреждений (таблица 5);
w - коэффициенты удорожания стоимости образовательной услуги в зависимости от деления классов на группы при изучении отдельных предметов, наличия групп продленного дня и программ дополнительного образования (таблица 6);
с - коэффициенты удорожания стоимости образовательной услуги для обучающихся в классах коррекционного и компенсирующего развития, гимназических и лицейских классах (таблица 7).
4. Средний оклад педагогического работника, непосредственно осуществляющего учебный процесс, включает в себя: базовый оклад, повышающие коэффициенты к базовому окладу по занимаемой должности за почетные звания, за ученую степень доктора наук и кандидата наук, персональные повышающие коэффициенты, компенсационные выплаты и определяется по следующей формуле:
b = (ФОТтч / Nпр) / 12 x Кпзп, где:
ФОТтч - тарифная часть фонда оплаты труда педагогических работников в отчетном году (без начислений);
Nпр - среднегодовая численность педагогических ставок в отчетном году;
Кпзп - коэффициент повышения заработной платы в планируемом году.
Тарифная часть фонда оплаты труда педагогических работников включает в себя фонд оплаты труда педагогических работников за фактически проведенные часы, начисленный с учетом:
стоимости бюджетной образовательной услуги или базовых окладов;
повышающих коэффициентов по занимаемой должности за почетные звания, за ученую степень доктора наук и кандидата наук, персональных повышающих коэффициентов;
компенсационных выплат.
Таблица 1
Число
часов в неделю по Базисному учебному плану
----------------------------------------------------------------T---------¬
¦ Ступени общего образования ¦ Часы в ¦
¦ ¦неделю по¦
¦ ¦Базисному¦
¦ ¦учебному ¦
¦ ¦ плану ¦
+---------------------------------------------------------------+---------+
¦1-я ступень общего образования (1 - 4 классы) ¦ 25 ¦
+---------------------------------------------------------------+---------+
¦2-я ступень общего образования (5 - 9 классы) ¦ 34 ¦
+---------------------------------------------------------------+---------+
¦3-я ступень общего образования (10 - 11 классы) ¦ 36 ¦
L---------------------------------------------------------------+----------
Таблица 2
Число
часов в неделю по Базисному учебному плану
для муниципальных общеобразовательных учреждений,
осуществляющих переход на федеральный государственный
образовательный стандарт начального
общего образования
----------------------------------------------------------------T---------¬
¦ Ступени общего образования ¦ Часы в ¦
¦ ¦неделю по¦
¦ ¦Базисному¦
¦ ¦учебному ¦
¦ ¦ плану ¦
+---------------------------------------------------------------+---------+
¦ 1-я ступень общего образования в муниципальных ¦ 10 ¦
¦ общеобразовательных учреждениях, осуществляющих обучение в ¦ ¦
¦ соответствии с федеральным государственным образовательным ¦ ¦
¦ стандартом начального общего образования, дополнительно к ¦ ¦
¦ числу часов, отраженных в таблице 1 ¦ ¦
L---------------------------------------------------------------+----------
Таблица 3
Число
часов на ставку заработной платы учителя в неделю
-------------------------------------------------T------------------------¬
¦ Ступени общего образования ¦Часы в неделю на ставку ¦
¦ ¦заработной платы учителя¦
+------------------------------------------------+------------------------+
¦1-я ступень общего образования (1 - 4 классы) ¦ 20 ¦
+------------------------------------------------+------------------------+
¦2-я ступень общего образования (5 - 9 классы) ¦ 18 ¦
+------------------------------------------------+------------------------+
¦3-я ступень общего образования (10 - 11 классы) ¦ 18 ¦
L------------------------------------------------+-------------------------
Таблица 4
Нормативная наполняемость классов
--------------------T-----------T-----------------------------------------¬
¦ Тип населенного ¦ Ступени ¦ Показатели наполняемости классов, ¦
¦ пункта ¦ общего ¦ человек ¦
¦ ¦образования+-------T---------T-------------T---------+
¦ ¦ ¦Обычные¦ Обычные ¦Гимназические¦ Классы ¦
¦ ¦ ¦классы ¦ классы ¦ и лицейские ¦коррекции¦
¦ ¦ ¦ ¦ школ с ¦ классы ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦филиалами¦ ¦ ¦
+-------------------+-----------+-------+---------+-------------+---------+
¦ 1. Городской ¦ 1 ступень ¦ 25 ¦ 25 ¦ 25 ¦ 12 ¦
¦ +-----------+-------+---------+-------------+---------+
¦ ¦ 2 ступень ¦ 25 ¦ 25 ¦ 25 ¦ 12 ¦
¦ +-----------+-------+---------+-------------+---------+
¦ ¦ 3 ступень ¦ 25 ¦ 25 ¦ 25 ¦ 12 ¦
+-------------------+-----------+-------+---------+-------------+---------+
¦ 2. Сельский ¦ 1 ступень ¦ 14 ¦ 14 ¦ 14 ¦ 12 ¦
¦ +-----------+-------+---------+-------------+---------+
¦ ¦ 2 ступень ¦ 14 ¦ 14 ¦ 14 ¦ 12 ¦
¦ +-----------+-------+---------+-------------+---------+
¦ ¦ 3 ступень ¦ 14 ¦ 14 ¦ 14 ¦ 12 ¦
+-------------------+-----------+-------+---------+-------------+---------+
¦ 3. Райцентр, ¦ 1 ступень ¦ 20 ¦ 20 ¦ 20 ¦ 12 ¦
¦ рабочий поселок, +-----------+-------+---------+-------------+---------+
¦поселок городского ¦ 2 ступень ¦ 20 ¦ 20 ¦ 20 ¦ 12 ¦
¦ типа <*> +-----------+-------+---------+-------------+---------+
¦ ¦ 3 ступень ¦ 20 ¦ 20 ¦ 20 ¦ 12 ¦
L-------------------+-----------+-------+---------+-------------+----------
-------------------------------
<*> действует по 31 декабря 2011 года.
Таблица 5
Коэффициент
увеличения фонда оплаты
труда образовательных учреждений
на административно-управленческий,
учебно-вспомогательный, обслуживающий персонал,
педагогический персонал, не осуществляющий учебный
процесс, младший обслуживающий персонал
--------------------------------------------------------------T-----------¬
¦ Муниципальные общеобразовательные учреждения ¦Коэффициент¦
+-------------------------------------------------------------+-----------+
¦дневные общеобразовательные учреждения ¦ 1,43 ¦
+-------------------------------------------------------------+-----------+
¦начальные школы - детские сады и вечерние (сменные) ¦ 1,09 ¦
¦общеобразовательные школы ¦ ¦
L-------------------------------------------------------------+------------
Таблица 6
Коэффициенты
удорожания в зависимости от различных факторов
--------T-----------------------------------------------------------------T---------------T--------------------------------¬
¦ ¦ Удорожание в зависимости от различных факторов ¦ От наличия ¦ Общее удорожание по ступеням ¦
¦ ¦ ¦ программ ¦ К1 x К2 x К3 ¦
¦ +--------------------------------T--------------------------------+дополнительного+--------------------------------+
¦ ¦ От деления классов на группы ¦От наличия групп продленного дня¦ образования ¦ Общее удорожание по ступеням ¦
¦ ¦ (К1) ¦ (К2) ¦ (К3) ¦ К1 x К2 x К3 ¦
¦ +----------T----------T----------+----------T----------T----------+ +----------T----------T----------+
¦ ¦Городской ¦ Сельский ¦Райцентр, ¦Городской ¦ Сельский ¦Райцентр, ¦ ¦Городской ¦ Сельский ¦Райцентр, ¦
¦ ¦населенный¦населенный¦ рабочий ¦населенный¦населенный¦ рабочий ¦ ¦населенный¦населенный¦ рабочий ¦
¦ ¦ пункт ¦ пункт ¦ поселок, ¦ пункт ¦ пункт ¦ поселок, ¦ ¦ пункт ¦ пункт ¦ поселок, ¦
¦ ¦ ¦ ¦ поселок ¦ ¦ ¦ поселок ¦ ¦ ¦ ¦ поселок ¦
¦ ¦ ¦ ¦городского¦ ¦ ¦городского¦ ¦ ¦ ¦городского¦
¦ ¦ ¦ ¦ типа <*> ¦ ¦ ¦ типа <*> ¦ ¦ ¦ ¦ типа <*> ¦
+-------+----------+----------+----------+----------+----------+----------+---------------+----------+----------+----------+
¦ 1-я ¦ 1,0 ¦ 1,0 ¦ 1,0 ¦ 1,4 ¦ 1,4 ¦ 1,4 ¦ 1,0 ¦ 1,4 ¦ 1,4 ¦ 1,4 ¦
¦ступень¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+----------+----------+----------+----------+----------+----------+---------------+----------+----------+----------+
¦ 2-я ¦ 1,06 ¦ 1,0 ¦ 1,06 ¦ 1,1 ¦ 1,1 ¦ 1,1 ¦ 1,0 ¦ 1,16 ¦ 1,1 ¦ 1,16 ¦
¦ступень¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+----------+----------+----------+----------+----------+----------+---------------+----------+----------+----------+
¦ 3-я ¦ 1,11 ¦ 1,02 ¦ 1,11 ¦ 1,0 ¦ 1,0 ¦ 1,0 ¦ 1,0 ¦ 1,11 ¦ 1,02 ¦ 1,11 ¦
¦ступень¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-------+----------+----------+----------+----------+----------+----------+---------------+----------+----------+-----------
--------------------------------
<*> действуют по 31 декабря 2011 года.
Таблица 7
Коэффициенты удорожания по видам классов
------------------------------------------T-------------------------------¬
¦ Наименование классов ¦ Удорожание услуги за счет ¦
¦ ¦ повышающих коэффициентов ¦
¦ ¦ оплаты труда ¦
+-----------------------------------------+-------------------------------+
¦Обычные ¦ 1 ¦
+-----------------------------------------+-------------------------------+
¦Гимназические и лицейские ¦ 1,15 ¦
+-----------------------------------------+-------------------------------+
¦Коррекционного и компенсирующего развития¦ 1,2 ¦
L-----------------------------------------+--------------------------------
Приложение 2
к Закону Республики Мордовия
“О нормативах расходов на реализацию
основных общеобразовательных программ“
ПОРЯДОК
РАСЧЕТА НОРМАТИВОВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЪЕМА СУБВЕНЦИИ
НА ИСПОЛНЕНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
МУНИЦИПАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
1. Объем субвенции на реализацию государственных полномочий по реализации основных общеобразовательных программ в части финансового обеспечения расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) (далее - субвенция на обеспечение прав граждан на получение общего образования) рассчитывается по следующей формуле:
Si = S + Ам + Нм, где:
Si - объем субвенции бюджету i-го муниципального района (городского округа) на обеспечение прав граждан на получение общего образования, передаваемой бюджетам муниципальных образований из республиканского бюджета Республики Мордовия;
S - субвенция бюджету i-го муниципального района (городского округа) на обеспечение прав граждан на получение общего образования, рассчитанная в зависимости от места расположения общеобразовательного учреждения и видов классов;
Ам - адаптационные надбавки муниципальным образованиям на 2011 год;
Нм - норматив финансового обеспечения малокомплектных школ, учитывающий затраты, не зависящие от количества обучающихся.
3 3 3
S = SUM (Ri x Hi)n + SUM (Ri x Hi)n + SUM (Ri x Hi)n, где:
n=1 n=1 n=1
Ri - норматив расходов на реализацию основных общеобразовательных программ в расчете на одного обучающегося соответственно в обычных, гимназических (лицейских) классах, классах коррекционного и компенсирующего развития в дневных, вечерних городских и сельских общеобразовательных учреждениях, городских и сельских школах - детских садах;
Hi - прогнозируемая на очередной финансовый год среднегодовая численность обучающихся соответственно в обычных, гимназических (лицейских) классах, классах коррекционного и компенсирующего развития в дневных, вечерних городских и сельских общеобразовательных учреждениях, городских и сельских школах - детских садах на территории i-го муниципального района (городского округа);
n - ступени образования.
2. Прогнозируемая среднегодовая численность обучающихся на очередной год определяется на основании данных муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, о фактическом количестве обучающихся в образовательных учреждениях, указанных в статье 2 настоящего Закона, на 1 сентября отчетного года и прогнозируемом количестве обучающихся на 1 сентября текущего года.