Закон Республики Марий Эл от 03.03.2005 N 2-З (ред. от 02.03.2010) “О Комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав“ (Принят Госсобранием РМЭ 24.02.2005)
Изменения, внесенные Законом Республики Марий Эл от 02.03.2010 N 7-З, вступили в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.3 марта 2005 года N 2-З
РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ
ЗАКОН
О КОМИССИЯХ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ
Принят
Государственным Собранием
Республики Марий Эл
24 февраля 2005 года
(в ред. Законов Республики Марий Эл от 01.03.2006 N 5-З,
от 29.04.2008 N 21-З, от 02.03.2010 N 7-З)
Настоящий Закон регулирует отдельные правоотношения в области защиты прав несовершеннолетних на территории Республики Марий Эл, вопросы образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также предусматривает наделение органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Республики Марий Эл государственными полномочиями по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании.
(в ред. Закона Республики Марий Эл от 29.04.2008 N 21-З)
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
1. В соответствии с федеральным законодательством систему комиссий по делам несовершеннолетних Республики Марий Эл составляют:
на республиканском уровне - Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве Республики Марий Эл (далее - Республиканская комиссия);
на муниципальном уровне - комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных районах и городских округах (далее - комиссии в муниципальных образованиях).
(в ред. Закона Республики Марий Эл от 29.04.2008 N 21-З)
2. В соответствии с федеральным законодательством комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - комиссии) являются коллегиальными, координирующими органами системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности, беспризорности и правонарушений в Республике Марий Эл.
Статья 2. Задача комиссий
Основными задачами комиссий являются:
осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Марий Эл по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Статья 3. Правовая основа деятельности комиссий
Правовую основу деятельности комиссий составляют Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Марий Эл, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий закон, иные законы Республики Марий Эл и иные нормативные правовые акты Республики Марий Эл.
Статья 4. Статус и порядок образования Республиканской комиссии
Республиканская комиссия является постоянно действующим органом, осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Марий Эл.
Ее деятельность, численный состав регламентируются положением, утвержденным правительством Республики Марий Эл.
Статья 5. Статус и порядок образования комиссий в муниципальных образованиях
1. Комиссия образуется решением представительного органа муниципального образования городского округа или муниципального района и является постоянно действующим органом, осуществляющим координацию деятельности субъектов профилактики безнадзорности, беспризорности правонарушений несовершеннолетних.
2. Положение о комиссии в муниципальном образовании, ее численный и персональный состав утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления, при этом ее численность не может быть менее девяти членов.
(в ред. Закона Республики Марий Эл от 29.04.2008 N 21-З)
3. Для осуществления текущей работы и контроля за выполнением решений комиссии в муниципальном образовании в ней вводится должность ответственного секретаря.
(в ред. Закона Республики Марий Эл от 01.03.2006 N 5-З)
4. В состав комиссии в муниципальном образовании по согласованию входят представители органов и учреждений системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений, а также на принципах добровольности и равноправия - представители иных муниципальных органов и учреждений, иных юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественных организаций (объединений), зарегистрированных в установленном законодательством порядке, занимающихся решением проблем несовершеннолетних и их семей.
(в ред. Закона Республики Марий Эл от 29.04.2008 N 21-З)
Статья 6. Объекты профилактической деятельности комиссий
Объектами профилактической деятельности комиссий являются:
причины и условия, способствующие совершению правонарушений;
несовершеннолетние лица, в отношении которых в соответствии с действующим законодательством установлен или может быть установлен контроль и (или) принимаются меры по соблюдению или назначенных ограничений;
безнадзорные или беспризорные несовершеннолетние.
Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ
Статья 7. Полномочия Республиканской комиссии
В целях реализации возложенных на нее задач Республиканская комиссия осуществляет следующие полномочия:
участвует в разработке нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;
участвует в реализации целевых программ защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, улучшения условий жизни, охраны здоровья, воспитания, образования, труда и отдыха несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий и осуществляет контроль в пределах своей компетенции по реализации этих программ;
организует социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
взаимодействует с общественными объединениями, религиозными организациями, иными организациями и гражданами по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних;
вносит в пределах своей компетенции предложения в органы государственной власти Республики Марий Эл по вопросам предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав;
иные полномочия в соответствии с положением о комиссии.
Статья 8. Полномочия комиссии в муниципальном образовании
(в ред. Закона Республики Марий Эл от 29.04.2008 N 21-З)
Полномочия комиссии в муниципальном образовании устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 9. Права членов комиссий
В соответствии с федеральным законодательством члены комиссий имеют право в установленном порядке:
посещать учреждения системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних для обследования условий воспитания, обучения и содержания в них несовершеннолетних;
посещать семьи находящихся в трудной жизненной ситуации несовершеннолетних для защиты их прав;
получать необходимую для осуществления своих полномочий информацию от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 10. Категория дел, рассматриваемых комиссиями в муниципальных образованиях в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей
В соответствии с федеральным законодательством комиссии в муниципальных образованиях рассматривают материалы (дела):
1. В отношении несовершеннолетних:
совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, до достижения возраста, с которого, согласно закону, наступает уголовная ответственность;
совершивших общественно опасные деяния, содержащие признаки состава преступления, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, в отношении которых отказано в возбуждении уголовного дела или уголовное дело прекращено по нереабилитирующим основаниям;
совершивших в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет административные правонарушения в пределах компетенции, определенной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
допустивших антиобщественные проступки (уклонение от выполнения обязанностей, возложенных судом, немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ, бродяжничество и другие);
уклоняющихся от учебы.
2. В отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних:
не исполняющих обязанности по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетнего;
вовлекающих несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ;
за совершение несовершеннолетними в возрасте до шестнадцати лет нарушений правил дорожного движения;
за потребление несовершеннолетним наркотических средств или психотропных веществ;
за появление несовершеннолетнего в общественных местах в состоянии опьянения, а равно за распитие им алкогольной и спиртосодержащей продукции;
за другие правонарушения.
Статья 11. Меры воздействия, применяемые комиссиями в муниципальных образованиях в отношении несовершеннолетних, а также к родителям или иным законным представителям несовершеннолетних, либо к другим лицам
(в ред. Закона Республики Марий Эл от 29.04.2008 N 21-З)
1. По отношению к несовершеннолетнему комиссия в муниципальном образовании вправе применить следующие меры профилактического воздействия:
предупреждение;
выговор или строгий выговор;
профилактический учет и контроль за поведением;
обязательное принесение извинения потерпевшему за причинение морального или материального ущерба;
возложение на несовершеннолетнего, имеющего самостоятельный заработок (доход), обязанности возместить причиненный материальный ущерб в размере, установленном федеральным законодательством;
обращение в суд с ходатайством об ограничении или лишении несовершеннолетнего права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными видами доходов;
направление несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение при отсутствии медицинских противопоказаний с согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего;
иные меры, предусмотренные федеральным законодательством.
2. К родителям или иным законным представителям несовершеннолетних, не исполняющим обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних либо отрицательно влияющим на их поведение, комиссии в муниципальных образованиях могут применять следующие меры воздействия:
предупреждение,
административный штраф в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях об административных правонарушениях,
(в ред. Закона Республики Марий Эл от 29.04.2008 N 21-З)
обращение с ходатайством в орган опеки и попечительства о немедленном отобрании несовершеннолетнего при непосредственной угрозе жизни несовершеннолетнего или его здоровью, а также об отстранении опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей либо о досрочном расторжении договора с приемными родителями о передаче несовершеннолетнего на воспитание в семью;
обращение в суд с заявлением об ограничении или о лишении родительских прав;
обращение в установленном законом порядке в суд с заявлением о выселении родителей (одного из них), если их совместное проживание на жилой площади с несовершеннолетним, в отношении которого они лишены родительских прав, признано невозможным.
3. К должностным лицам и иным лицам за нарушение прав несовершеннолетних при рассмотрении дел, отнесенных к компетенции комиссии в муниципальном образовании, комиссия применяет меры административного наказания, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
(п. 3 в ред. Закона Республики Марий Эл от 29.04.2008 N 21-З)
Статья 12. Меры, принимаемые комиссиями в муниципальных образованиях, по социальной адаптации несовершеннолетних
1. Социальная адаптация несовершеннолетних осуществляется в рамках правовых, социально-экономических, психолого-педагогических, организационных и иных мер, направленных на защиту несовершеннолетних, оказание им содействия в трудовом и бытовом устройстве.
(в ред. Закона Республики Марий Эл от 29.04.2008 N 21-З)
2. Меры по социальной адаптации осуществляются в отношении:
безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних;
несовершеннолетних, вернувшихся из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа, из воспитательной колонии;
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
других категорий несовершеннолетних, утративших социально-общественные связи.
Порядок учета и предоставления информации о выявленных и нуждающихся в устройстве несовершеннолетних устанавливается нормативными правовыми актами правительства Республики Марий Эл.
Статья 12.1 введена в действие в 2011 году Законом Республики Марий Эл от 13.12.2010 N 58-З.
Статья 12.1 введена в действие в 2010 году Законом Республики Марий Эл от 27.11.2009 N 58-З.
Статья 12.1 введена в действие в 2009 году Законом Республики Марий Эл от 01.12.2008 N 61-З.
Статья 12.1 введена в действие в 2008 году Законом Республики Марий Эл от 20.11.2007 N 64-З.
Статья 12.1 введена в действие в 2007 году Законом Республики Марий Эл от 01.12.2006 N 70-З.
Статья 12.1 введена в действие в 2006 году Законом Республики Марий Эл от 01.12.2005 N 50-З.
Статья 12.1. Наделение органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов республики государственными полномочиями по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании
(в ред. Закона Республики Марий Эл от 29.04.2008 N 21-З)
(введена Законом Республики Марий Эл от 01.03.2006 N 5-З)
1. Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов республики наделяются на неограниченный срок полномочиями по образованию и организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальном образовании.
Контроль за осуществлением переданных государственных полномочий осуществляется Правительством Республики Марий Эл в формах: анализа деятельности органов местного самоуправления по реализации переданных государственных полномочий, запросов необходимых сведений о реализации переданных полномочий, выдачи предписании об устранении выявленных нарушений при реализации переданных государственных полномочий.
(в ред. Закона Республики Марий Эл от 02.03.2010 N 7-З)
2. Финансовые средства на реализацию переданных государственных полномочий, в том числе на расходы по оплате услуг телефонной связи, электронной почты, транспорта, канцелярских товаров, необходимых для осуществления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в республиканском бюджете Республики Марий Эл в виде субвенций. Субвенции рассчитываются согласно методике, являющейся приложением к настоящему Закону.
Материальные ресурсы, необходимые для осуществления государственных полномочий, передаются органам местного самоуправления в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность Правительством Республики Марий Эл.
Органы местного самоуправления представляют в Министерство финансов Республики Марий Эл отчетность об использовании выделенных финансовых средств на осуществление государственных полномочий по установленной форме и в сроки, предусмотренные для представления отчетов об исполнении консолидированного бюджета Республики Марий Эл.
(п. 2 в ред. Закона Республики Марий Эл от 02.03.2010 N 7-З)
3. Права органов местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий:
получать от Правительства Республики Марий Эл консультативную и методическую помощь;
(в ред. Закона Республики Марий Эл от 02.03.2010 N 7-З)
дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и в порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны в соответствии с требованиями федерального закона:
(в ред. Закона Республики Марий Эл от 29.04.2008 N 21-З)
исполнять письменные предписания органов государственной власти Республики Марий Эл по устранению нарушений;
представлять в Правительство Республики Марий Эл ежеквартальный отчет не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным;
(в ред. Закона Республики Марий Эл от 02.03.2010 N 7-З)
абзац утратил силу. - Закон Республики Марий Эл от 02.03.2010 N 7-З.
4. Права и обязанности Правительства Республики Марий Эл в отношении органов местного самоуправления при осуществлении ими государственных полномочий:
(в ред. Закона Республики Марий Эл от 02.03.2010 N 7-З)
оказывать консультативную и методическую помощь;
осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных полномочий;
проводить комплексные проверки и принимать необходимые меры по устранению выявленных нарушений.
5. Осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий прекращается в случае вступления в силу федерального закона, который не предусматривает реализацию данных государственных полномочий Республикой Марий Эл или возможность их передачи органам местного самоуправления.
Осуществление государственных полномочий может быть прекращено законом Республики Марий Эл в отношении одного или нескольких органов местного самоуправления в случае:
выявления фактов нарушений органами местного самоуправления требований настоящего Закона;
принятия решения о самостоятельном осуществлении государственных полномочий органом (органами) государственной власти Республики Марий Эл.
Порядок возврата республиканских средств, переданных органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, определяется законом Республики Марий Эл о прекращении осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий.
(п. 5 в ред. Закона Республики Марий Эл от 02.03.2010 N 7-З)
Глава 3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 13. Утратила силу. - Закон Республики Марий Эл от 01.03.2006 N 5-З.
Статья 14. Вступление в силу настоящего закона
1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования. Положения настоящего Закона, предусматривающие наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно при предоставлении субвенций на осуществление переданных государственных полномочий.
(п. 1 в ред. Закона Республики Марий Эл от 01.03.2006 N 5-З)
2. Нормативные правовые акты Республики Марий Эл и органов местного самоуправления подлежат приведению в соответствие с настоящим законом в срок до 1 августа 2005 года.
Президент
Республики Марий Эл
Л.МАРКЕЛОВ
г. Йошкар-Ола
3 марта 2005 года
N 2-З
Приложение
к Закону Республики Марий Эл
“О комиссиях по делам
несовершеннолетних
и защите их прав“
МЕТОДИКА
РАСЧЕТА НОРМАТИВОВ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕГО ОБЪЕМА СУБВЕНЦИЙ,
ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ МЕСТНЫМ БЮДЖЕТАМ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ
ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИЙ
ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ
(введена Законом Республики Марий Эл
от 01.03.2006 N 5-З)
1. Общие положения
Норматив (в целях настоящей методики) - расчетный показатель потребности органов местного самоуправления, осуществляющих государственные полномочия по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в городских округах и муниципальных районах республики, в бюджетных средствах в расчете на одного работника.
2. Определение нормативов расходов
по организации деятельности комиссий
по делам несовершеннолетних и защите их прав
в расчете на одного работника
Расчет расходов на одного работника органа местного самоуправления i-го муниципального образования, осуществляющего государственные полномочия по организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (Нрi), производится по формуле:
Нрi = Hcni / Чpi,
где:
Hcni - затраты на осуществление государственных полномочий по организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в органе местного самоуправления i-го муниципального образования на расчетный период, в том числе включающие затраты на расходы по оплате услуг телефонной связи, электронной почты, транспорта, канцелярских товаров и другие;
Чpi - численность муниципальных служащих, выполняющих функции ответственных секретарей комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в i-м муниципальном образовании.
3. Расчет затрат органов местного самоуправления,
осуществляющих государственные полномочия
по организации деятельности комиссий
по делам несовершеннолетних и защите их прав
Расчет затрат органов местного самоуправления, осуществляющих государственные полномочия по организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (Нcni), осуществляется по формуле:
Hcni = Зотi + Нзi,
где:
Зотi - расходы на оплату труда на расчетный период;
Нзi - начисления на заработную плату на расчетный период.
3.1. Расчет расходов на оплату труда одного работника органа местного самоуправления, осуществляющего государственные полномочия по организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Заработная плата рассчитывается согласно действующим нормативным правовым актам Российской Федерации и Республики Марий Эл как произведение фонда оплаты труда муниципального служащего, осуществляющего государственные полномочия по организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, за период, предшествующий расчетному, и индекса увеличения заработной платы на расчетный период.
3.2. Расчет расходов на начисления на заработную плату в органе местного самоуправления, осуществляющем государственные полномочия по организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
К данным расходам относятся начисления на заработную плату, перечисляемые работодателем в федеральный бюджет, бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (за исключением взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), бюджеты Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расчет расходов на начисления на заработную плату (Нзi) производится по следующей формуле:
Нзi = Зотi х Снз,
где:
Зотi - расходы на оплату труда на расчетный период;
Снз - ставка начислений на заработную плату.
4. Расчет общего объема субвенций, предоставляемых
местным бюджетам для осуществления органами
местного самоуправления государственных полномочий
по образованию и организации деятельности комиссий
по делам несовершеннолетних и защите их прав
Расчет размера субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних (Sмбi) производится на год при формировании республиканского бюджета Республики Марий Эл по следующей формуле:
Sмбi = Hpi x Чpi,
где:
Hpi - затраты на одного работника органа местного самоуправления i-го муниципального образования, выполняющего функции ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в i-м муниципальном образовании, в том числе включающие затраты на расходы по оплате услуг телефонной связи, электронной почты, транспорта, канцелярских товаров и другие;
Чpi - планируемая численность муниципальных служащих, выполняющих функции ответственных секретарей комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в i-м муниципальном образовании.