Российские законы

Постановление Правительства Республики Марий Эл от 05.09.2005 N 215 (ред. от 05.04.2010) “О территориальной подсистеме Республики Марий Эл единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций“ (вместе с “Положением о территориальной подсистеме Республики Марий Эл единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций“)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 сентября 2005 г. N 215

О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

(в ред. Постановлений Правительства Республики Марий Эл

от 02.10.2006 N 201, от 26.12.2006 N 279,

от 18.05.2007 N 134, от 05.04.2010 N 82)

Во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“, постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций“ и в целях совершенствования территориальной подсистемы Республики Марий Эл единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительство
Республики Марий Эл постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о территориальной подсистеме Республики Марий Эл единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

2. Предложить органам исполнительной власти, органам местного самоуправления Республики Марий Эл привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

3. Внести в постановление Правительства Республики Марий Эл от 15 июля 2005 г. N 184 “О внесении изменений в некоторые решения Правительства Республики Марий Эл“ следующее изменение:

в абзаце шестом пункта 2 слово “исключить“ заменить словами “признать утратившим силу“.

4. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Республики Марий Эл от 5 апреля 1996 г. N 131 “О территориальной подсистеме Республики Марий Эл единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций“ (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 1996, N 5, ст. 82), кроме пункта 10;

постановление Правительства Республики Марий Эл от 28 апреля 1997 г. N 162 “О внесении изменений в постановление Правительства Республики Марий Эл от 5 апреля 1996 г. N 131“ (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 1997, N 6, ст. 262);

постановление Правительства Республики Марий Эл от 1 июля 2002 г. N 210 “О внесении изменений в постановления Правительства Республики Марий Эл от 5 апреля 1996 г. N 131 и от 28 апреля 1997 г. N 162“ (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2002, N 8, ст. 307);

подпункт “а“ пункта 6 постановления Правительства Республики Марий Эл от 18 августа 2003 г. N 256 “О Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Республики Марий Эл“ (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2003, N 9, ст. 319).

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого
заместителя Главы Правительства Республики Марий Эл Куклина Н.И.

(в ред. Постановления Правительства Республики Марий Эл от 02.10.2006 N 201)

Глава Правительства

Республики Марий Эл

Л.МАРКЕЛОВ

Утверждено

постановлением Правительства

Республики Марий Эл

от 5 сентября 2005 г. N 215

ПОЛОЖЕНИЕ

О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

(в ред. Постановлений Правительства Республики Марий Эл

от 02.10.2006 N 201, от 26.12.2006 N 279,

от 18.05.2007 N 134, от 05.04.2010 N 82)

1. Настоящее Положение определяет порядок организации и функционирования территориальной подсистемы Республики Марий Эл единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ТП РСЧС Республики Марий Эл) (далее - территориальная подсистема).

2. Территориальная подсистема объединяет органы управления, силы и средства органов исполнительной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления и организаций, в компетенцию которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“.

3. Территориальная подсистема создана для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Республики Марий Эл, состоит из территориальных звеньев, соответствующих административно-территориальному делению Республики Марий Эл, и действует на региональном (в пределах территории Республики Марий Эл), муниципальном (в пределах территории муниципального образования) и объектовом уровнях (в пределах организаций).

4. Координация работ по совершенствованию и функционированию территориальной подсистемы возложена на Правительственную комиссию Республики Марий Эл по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

(в ред. Постановления Правительства Республики Марий Эл от 18.05.2007 N 134)

5. Территориальные звенья территориальной подсистемы создаются в муниципальных образованиях Республики Марий Эл для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий.

Абзац утратил
силу. - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 02.10.2006 N 201.

6. Объектовые звенья территориальной подсистемы создаются в организациях для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий.

Абзац утратил силу. - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 02.10.2006 N 201.

7. На каждом уровне территориальной подсистемы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения, осуществляющие свою деятельность в соответствии с действующим законодательством.

(в ред. Постановления Правительства Республики Марий Эл от 02.10.2006 N 201)

8. Координационными органами территориальной подсистемы являются:

на республиканском уровне - Правительственная комиссия Республики Марий Эл по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

(в ред. Постановления Правительства Республики Марий Эл от 18.05.2007 N 134)

на муниципальном уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

на объектовом уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

9. Создание, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, назначение руководителей, утверждение персонального состава и определение их компетенции осуществляются соответственно Правительством Республики Марий Эл, органами местного самоуправления и организациями.

Компетенция и полномочия комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности определяются положениями о них или в решении об их создании.

Правительственную комиссию Республики Марий Эл по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности возглавляет Первый заместитель Главы Правительства Республики Марий Эл (в соответствии с распределением обязанностей).

(в ред. Постановления Правительства Республики Марий Эл от 18.05.2007 N 134)

Комиссии по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями органов местного самоуправления и организаций или их заместителями.

10. Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в соответствии с их компетенцией являются:

разработка предложений по реализации единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

координация деятельности органов управления и сил территориальной подсистемы;

обеспечение согласованности действий заинтересованных органов исполнительной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления и организаций при решении вопросов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, а также восстановления и строительства жилых домов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы, производственной и инженерной инфраструктуры, поврежденных и разрушенных в результате чрезвычайных ситуаций;

рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном федеральным законом.

На соответствующие комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности могут быть возложены иные задачи Правительством Республики Марий Эл, органами местного самоуправления и организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Марий Эл и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

11. Реализация полномочий Республики Марий Эл в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в рамках территориальной подсистемы возлагается на Департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл.

(в ред. Постановлений Правительства Республики Марий Эл от 02.10.2006 N 201, от 05.04.2010 N 82)

12. Утратил силу. - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 26.12.2006 N 279.

13. Размещение органов повседневного управления территориальной подсистемы в зависимости от обстановки
осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

14. К силам и средствам территориальной подсистемы относятся специально подготовленные силы и средства органов исполнительной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенных и привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Состав сил и средств территориальной подсистемы определяется Правительством Республики Марий Эл.

15. В состав сил и средств каждого уровня территориальной подсистемы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности).

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

Перечень сил постоянной готовности территориальной подсистемы утверждается Правительством Республики Марий Эл по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Состав и структуру сил постоянной готовности территориальной подсистемы определяют создающие их органы исполнительной власти Республики Марий Эл, органы местного самоуправления и организации.

16. Полномочия по подготовке и содержанию в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также по организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и республиканского характера осуществляет Департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл.

(в ред. Постановлений Правительства Республики Марий Эл от 02.10.2006 N 201, от 05.04.2010 N 82)

Координацию деятельности аварийно-спасательных
служб и аварийно-спасательных формирований на территориях муниципальных образований осуществляют управления и отделы по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий органов местного самоуправления.

17. Привлечение аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется по решению Правительства Республики Марий Эл и органов местного самоуправления в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и планами взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях.

18. Специально подготовленные силы и средства Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны, привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Республики Марий Эл в соответствии с соглашениями, заключенными между Департаментом экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл и указанными организациями в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства Республики Марий Эл от 05.04.2010 N 82)

Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с функциями, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Марий Эл.

19. Подготовка работников органов исполнительной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченных решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенных в состав органов управления территориальной подсистемы, организуется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

20. Готовность аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации определяется в ходе аттестации, а также во время проверок, осуществляемых в
пределах своих полномочий Департаментом экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл, органами государственного надзора, а также органами исполнительной власти Республики Марий Эл, создающими указанные службы и формирования.

(в ред. Постановления Правительства Республики Марий Эл от 05.04.2010 N 82)

21. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются:

резервы финансовых и материальных ресурсов органов местного самоуправления;

резервы финансовых и материальных ресурсов организаций.

Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Марий Эл и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и организациями.

Номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.

22. Управление территориальной подсистемой осуществляется с использованием системы связи и оповещения, представляющей собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил территориальной подсистемы и населения.

23. Информационное обеспечение в территориальной подсистеме осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.

Для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 01.

Сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности осуществляется органами исполнительной власти Республики Марий Эл, органами местного самоуправления и организациями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

24. Проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках
территориальной подсистемы осуществляется в соответствии с Планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Республики Марий Эл, а также планами действий органов местного самоуправления и организаций.

Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках территориальной подсистемы осуществляет Департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл.

(в ред. Постановления Правительства Республики Марий Эл от 05.04.2010 N 82)

25. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах и территории Республики Марий Эл органы управления и силы территориальной подсистемы функционируют в режиме повседневной деятельности.

Правительством Республики Марий Эл, органами местного самоуправления и организациями, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, для соответствующих органов управления и сил территориальной подсистемы может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:

режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;

режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

26. Решениями Правительства Республики Марий Эл, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил территориальной подсистемы режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются:

обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;

границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации;

силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;

перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации;

должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Правительство Республики Марий Эл, руководители органов местного самоуправления и организаций информируют население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной
территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил территориальной подсистемы, а также о мерах по обеспечению безопасности населения.

27. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, Правительство Республики Марий Эл, органы местного самоуправления и организации отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил территориальной подсистемы.

28. При угрозе возникновения или возникновении территориальной чрезвычайной ситуации режим функционирования органов управления и сил территориальной подсистемы может устанавливаться Правительственной комиссией Республики Марий Эл по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

(в ред. Постановления Правительства Республики Марий Эл от 18.05.2007 N 134)

29. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами территориальной подсистемы, являются:

а) в режиме повседневной деятельности:

изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

планирование действий органов управления и сил территориальной подсистемы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;

подготовка населения Республики Марий Эл к действиям в чрезвычайных ситуациях;

пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;

проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;

ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;

б) в режиме повышенной готовности:

усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;

введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил территориальной подсистемы на стационарных пунктах управления;

непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам территориальной подсистемы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них;

принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;

уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;

приведение при необходимости сил и средств территориальной подсистемы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;

восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;

в) в режиме чрезвычайной ситуации:

непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникшей чрезвычайной ситуации и ее последствий;

оповещение руководителей органов исполнительной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникшей чрезвычайной ситуации;

проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации;

организация работ по ликвидации чрезвычайной ситуации и всестороннему обеспечению действий сил и средств территориальной подсистемы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации;

непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации в ходе проведения работ по ее ликвидации;

организация и поддержание непрерывного взаимодействия сил и средств территориальной подсистемы при ликвидации чрезвычайной ситуации и ее последствий;

проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в зоне чрезвычайной ситуации.

30. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии с установленной Правительством Российской Федерации классификацией чрезвычайных ситуаций:

локальной - силами и средствами организации;

муниципальной - силами и средствами органа местного самоуправления;

межмуниципальной и региональной - силами и средствами территориальной подсистемы.

При недостаточности сил и средств организаций и органов местного самоуправления привлекаются в установленном порядке силы и средства территориальной подсистемы.

31. Руководство силами и средствами, привлеченными к ликвидации чрезвычайной ситуации, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.

Руководители работ по ликвидации чрезвычайной ситуации устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Решения руководителей работ по ликвидации чрезвычайной ситуации являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Марий Эл.

32. Финансовое обеспечение территориальной подсистемы осуществляется на каждом уровне за счет средств соответствующего бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на соответствующий год, а также за счет средств организаций.

Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Марий Эл.

Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, бюджетов органов местного самоуправления, республиканского бюджета Республики Марий Эл, страховых фондов и других источников.

При недостаточности финансовых средств организации и органы местного самоуправления могут обращаться в Правительство Республики Марий Эл с просьбой о выделении средств из резервного фонда Правительства Республики Марий Эл в порядке, установленном Правительством Республики Марий Эл.