Российские законы

Постановление Совета Министров Республики Марий Эл от 25.02.1991 N 60 “О введении платы за природопользование и загрязнение природной среды, образовании и использовании фондов охраны природы в Марийской ССР“ (вместе с “Порядком ввода нового экономического механизма природопользования и охраны природы в Марийской ССР“, “Порядком взимания платы за загрязнение природной среды на территории Марийской ССР“)

Утратил силу в связи с изданием постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.01.1993 N 25.

СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 февраля 1991 г. N 60

О ВВЕДЕНИИ ПЛАТЫ ЗА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ЗАГРЯЗНЕНИЕ

ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ, ОБРАЗОВАНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФОНДОВ

ОХРАНЫ ПРИРОДЫ В МАРИЙСКОЙ ССР

В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 09.01.91 N 13 “Об утверждении на 1991 год нормативов платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду и порядка их применения“ и в целях перехода к экономическим методам управления природопользованием, защиты природного комплекса от неблагоприятных последствий хозяйственной деятельности Совет Министров Марийской ССР постановляет:

1. Утвердить: Порядок ввода нового экономического механизма природопользования и охраны природы в
Марийской ССР согласно приложению N 1;

Порядок взимания платы за загрязнение природной среды на территории Марийской ССР согласно приложению N 2;

Положение об образовании и использовании фондов охраны природы в Марийской ССР согласно приложению N 3;

Договор (разрешение на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и пользование природными ресурсами) согласно приложению N 4.

2. Порядок взимания платы за загрязнение природной среды, Положение об образовании и использовании фондов охраны природы в Марийской ССР ввести в действие с 01.01.91.

3. Государственному комитету Марийской ССР по охране природы заключить до 01.07.91 с основными природопользователями в республике договора на природопользование и оформить разрешения на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ по установленной форме.

4. Государственному комитету Марийской ССР по охране природы совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработать с учетом перехода к рыночным отношениям и до 01.11.91 представить в Совет Министров Марийской ССР постоянные нормативы платы за загрязнение природной среды и порядок их применения.

5. Городским и районным Советам народных депутатов в срок до 1 апреля текущего года открыть в отделениях Главного управления Центрального банка РСФСР по Марийской ССР внебюджетные счета природоохранного назначения для формирования фонда охраны природы с зачислением на него всех средств, поступающих от природопользователей, на основании Положения об образовании и использовании фондов охраны природы в Марийской ССР.

Председатель Совета Министров

Марийской ССР

Г.ПЕТРОВ

Управляющий Делами

Совета Министров

Марийской ССР

Г.МИНИН

Приложение N 1

к постановлению Совета

Министров Марийской ССР

от 25 февраля 1991 г. N 60

ПОРЯДОК

ВВОДА НОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ПРИРОДЫ В МАРИЙСКОЙ ССР

Порядок ввода нового экономического механизма природопользования и охраны природы в Марийской ССР разработан в соответствии с общими принципами платного природопользования в условиях перехода к
рыночной экономике, разработанными Госкомприродой СССР.

Формирование экономического механизма природопользования исходит из признания включения природно-ресурсного потенциала (земли, вод, растительных ресурсов, атмосферного воздуха, животного мира) на территории Марийской ССР в народнохозяйственный механизм.

Экономический механизм природопользования реализуется через систему учета и социально-экономической, экологической оценки природных ресурсов, планирования природопользования и охраны окружающей природной среды, материально-технического обеспечения и финансирования природоохранных мероприятий, платности природопользования, образования и использования фондов охраны окружающей природной среды, мер морального и материального поощрения.

В целях стимулирования рационального и комплексного использования природных ресурсов и охраны природной среды и в соответствии с действующим законодательством с 1991 года поэтапно вводится система платежей за природопользование и налогообложения.

В системы входят:

а) платежи за природные ресурсы;

б) компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого использования или ухудшение их качества, вызванное деятельностью предприятий;

в) платежи за выбросы (сбросы, размещение) загрязняющих веществ в природную среду;

г) дополнительный налог с прибыли предприятий, выпускающих экологически опасную продукцию, применяющих экологически опасные технологии;

д) штрафы и другие экономические санкции за нарушение правил и норм рационального природопользования;

е) льготы по налогообложению прибыли предприятий.

Ввод в действие элементов системы будет происходить по мере их подготовки соответствующими министерствами, ведомствами и организациями республики и последующего утверждения Советом Министров Марийской ССР.

Нормативы платы устанавливаются на основе единой методологии и дифференцируются с учетом местных условий, вида природных ресурсов, состава и свойства выбрасываемых загрязняющих веществ.

Условия пользования природными ресурсами и требования охраны окружающей среды определяются разрешением на природопользование, договором, актом, лицензией, содержащими соответствующие лимиты и нормативы, нормы и правила.

Для каждого природопользователя устанавливаются предельно допустимые нормативы использования (изъятия и т.п.) природных ресурсов и выбросов загрязняющих веществ в природную среду с учетом экологической обстановки,
технического уровня производства и природоохранного оборудования.

На период достижения предельно допустимых нормативов устанавливаются лимиты природопользования.

1. Платежи за природные ресурсы подразделяются на:

платы за право пользования природными ресурсами;

плату на воспроизводство и охрану природных ресурсов в пределах установленных лимитов.

1.1. Плата за право пользования природными ресурсами является формой реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов с их пользователями и взимается в составе арендной платы или в иных формах, предусмотренных законодательством.

Нормативы платы за право пользования природными ресурсами устанавливаются государственными органами управления в пределах своей компетенции на основе кадастровых оценок соответствующих видов природных ресурсов. При отсутствии кадастровых оценок указанные нормативы устанавливаются с учетом различий в качестве, естественной продуктивности, местонахождения и условий использования этих природных ресурсов.

1.2. Плата на воспроизводство и охрану природных ресурсов является формой возмещения бюджетных ассигнований и затрат специализированных хозрасчетных организаций на осуществление указанной деятельности.

Данная плата взимается путем установления ставок, тарифов, такс и других нормативов платы.

Нормативы платы на воспроизводство и охрану природных ресурсов определяются:

по возобновляемым природным ресурсам исходя из затрат на их восстановление и охрану;

по невозобновляемым природным ресурсам исходя из затрат на их выявление, оценку и подготовку к использованию.

2. Плата за выбросы загрязняющих веществ в природную среду является формой компенсации ущерба, наносимого загрязнением окружающей среды и подразделяется на:

плату за выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов;

плату за выбросы загрязняющих веществ сверх установленных лимитов.

2.1. Плата за выбросы загрязняющих веществ в природную среду в пределах установленных лимитов рассматривается как плата за использование природных ресурсов (ассимиляционной способности природной среды к разбавлению и нейтрализации вредных веществ).

Нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов определяются исходя из затрат региона
на предотвращение и компенсацию ущерба, наносимого загрязнением окружающей среде, предусмотренных в общесоюзных, республиканский и региональных природоохранных программах или иных плановых документах (без учета затрат предприятий).

2.2. Плата за выбросы загрязняющих веществ в природную среду сверх установленных лимитов применяется в случаях невыполнения предприятиями обязательств по соблюдению лимитов выбросов.

Нормативы платы за превышение лимитов выбросов загрязняющих веществ определяется в кратном размере к нормативной плате.

3. Плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов включается в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия.

Платежи за выбросы загрязняющих веществ, а также платежи за сверхлимитной использование природных ресурсов, взимаются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

4. Платежи за право пользования природными ресурсами поступают в местные и республиканские бюджеты по стабильным нормативам, а по предприятиям, входящим в состав местного хозяйства, полностью зачисляются в бюджет. Данные платежи направляются на расширенное воспроизводство и повышение продуктивности природных ресурсов, проведение мероприятий, компенсирующих населению ущерб, причиняемый в результате использования природных ресурсов, а также на социальное развитие соответствующей территории.

5. Платежи на воспроизводство и охрану природных ресурсов поступают в бюджеты органов местного самоуправления на специальные счета.

6. Платежи за выбросы загрязняющих в природную среду направляются в местные фонды охраны природы и образуют внебюджетные средства органов местного самоуправления.

7. Местные фонды охраны природы в Марийской ССР создаются на уровне городов, районов и республики в целом с целью накопления и эффективного использования средств на финансирование природоохранных и оздоровительных мероприятий. Средства фондов находятся на специальных счетах в учреждениях банков, изъятию не подлежат и расходуются строго по целевому назначению.

8. В соответствии с настоящим порядком разработаны Договор (разрешение на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов
и пользование природными ресурсами), Порядок взимания платы за загрязнение природной среды на территории Марийской ССР и Положение об образовании и использовании фондов охраны природы в Марийской ССР.

Управляющий Делами

Совета Министров

Марийской ССР

Г.МИНИН

Приложение N 2

к постановлению Совета

Министров Марийской ССР

от 25 февраля 1991 г. N 60

ПОРЯДОК

ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

НА ТЕРРИТОРИИ МАРИЙСКОЙ ССР

1. В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 16.03.90 N 93 “О неотложных мерах по оздоровлению экологической обстановки в РСФСР в 1990-1995 годах и основных направлениях охраны природы в тринадцатой пятилетке и на период до 2005 года“ с 1991 года повсеместно на территории РСФСР устанавливается плата за загрязнение природной среды.

2. Настоящий порядок предусматривает взимание платы по нормативам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 09.01.91 N 13, с колхозов, совхозов, предприятий, учреждений и организаций независимо от их ведомственной подчиненности, акционерных, совместных, малых, кооперативных, общественных предприятий и организаций, расположенных на территории Марийской ССР, граждан, иностранных юридических и физических лиц (в дальнейшем природопользователи) за:

выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;

выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников;

сброс в водные объекты или на рельеф местности загрязняющих веществ, в том числе осуществляемый предприятиями и организациями через системы коммунальной канализации;

размещение отходов.

3. Устанавливаются два вида нормативов платы:

за предельно допустимые выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ в природную среду;

за превышение предельно допустимых выбросов (сбросов, размещение отходов) загрязняющих веществ в природную среду.

4. Плата за выбросы загрязняющих веществ представляет собой компенсацию за экономический ущерб от загрязнения окружающей среды и производится за счет прибыли (дохода), остающейся в распоряжении природопользователей.

При отсутствии прибыли (дохода), а также в случае убыточности природопользователя плата за
загрязнение природной среды производится за счет всех имеющихся в распоряжении природопользователей средств, на которые в соответствии с действующим законодательством может быть обращено взыскание.

5. Плата природопользователей за допустимые загрязнения природной среды определяется как произведение соответствующих нормативов платы на фактическую массу предельно допустимых выбросов (сбросов, размещения отходов) загрязняющих веществ.

6. Плата природопользователей за превышение допустимых загрязнений природной среды определяется как произведение соответствующих нормативов платы на величину превышения фактической массы выбросов (сбросов, размещения отходов) над установленными предельно допустимыми выбросами (сбросами, размещения отходов).

7. В случае загрязнения природной среды без оформленного в установленном порядке разрешения на выброс (сброс, размещение отходов) вся масса загрязняющих веществ рассматривается как сверхдопустимая и плата определяется по нормативам платы за превышение допустимых выбросов (сбросов, размещения отходов) загрязняющих веществ.

8. Плата природопользователей за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников определяется в зависимости от используемого передвижным источником вида топлива как произведение соответствующих нормативов платы на количество израсходованного топлива.

Плата за сверхнормативный выброс загрязняющих веществ от эксплуатации передвижных источников, не соответствующих действующим стандартам на токсичность, определяется в соответствии с приложением 2 настоящего порядка.

9. В период проведения согласованных с местными контролирующими органами природоохранных мероприятий, плата природопользователей за превышение допустимых загрязнений природной среды определяется этими органами по нормативу платы за предельно допустимые выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ.

10. Общий размер платы природопользователей за загрязнение природной среды равен суммам платы за допустимые и превышение допустимых загрязнений природной среды, а также за выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников.

11. Средства, взыскиваемые за загрязнение природной среды, перечисляются природопользователями в соответствующие учреждения банков на счета фондов охраны природы, используемых на проведение природоохранных
мероприятий.

Перечисление средств осуществляется ежеквартально не позднее 20 числа следующего за кварталом месяца исходя из фактической массы выбросов (сбросов, размещения отходов) загрязняющих веществ.

В случае несвоевременного перечисления средств взимается пеня в размере 0,1 процента от суммы платежа за каждый просроченный день.

При уклонении природопользователей от внесения платы местные природоохранные контролирующие органы вправе потребовать взыскание соответствующей суммы платежа и пени в принудительном порядке через органы арбитража или суда.

12. Плата, взимаемая с предприятий и организаций, отводящих производственные сточные воды через системы коммунальной канализации, поступает на счет предприятий водопроводно-канализационного хозяйства и направляется на совершенствование техники и технологии городских систем водоотведения.

13. Внесение платы за выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ не освобождает природопользователей от выполнения планов и мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов и соблюдения природоохранительного законодательства.

14. В случаях аварийных выбросов (сбросов, размещения отходов) загрязняющих веществ в атмосферу, водные объекты и на рельеф местности по вине природопользователей, размещения промышленных и бытовых отходов на неотведенной для этой цели территории, устанавливается 10-кратный тариф к нормативам платы за допустимые выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ. Масса загрязняющих веществ определяется расчетно или инструментальным замером с момента возникновения нарушения до его ликвидации.

Управляющий Делами

Совета Министров

Марийской ССР

Г.МИНИН