Лесной кодекс Республики Марий Эл от 26.07.1991 N 187-III (ред. от 01.07.1993)
Утратил силу в связи с принятием Закона РМЭ от 09.10.1997 N 39-З.26 июля 1991 года N 187-III
РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ
ЛЕСНОЙ КОДЕКС
(в ред. Закона Республики Марий Эл от 01.07.1993 N 461-III)
Настоящий Кодекс регулирует лесные отношения в целях создания условий для рационального использования лесных ресурсов, их воспроизводства, охраны и защиты лесов.
Регулирование лесных отношений осуществляется исходя из того, что леса являются одним из важнейших компонентов биосферы, имеющим глобальное экологическое, социальное и экономическое значение, состояние которого в значительной мере определяет условия жизни на Земле.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Лесное законодательство Республики Марий Эл
Лесные отношения в Республике Марий Эл регулируются Конституцией Республики Марий Эл, настоящим Кодексом, иными законодательными актами Республики Марий Эл и Российской Федерации.
Земельные, водные и горные отношения, отношения по использованию и охране растительного (кроме лесов) и животного мира, атмосферного воздуха регулируются соответствующим законодательством Республики Марий Эл и Российской Федерации.
Статья 2. Леса - национальное богатство народов Республики Марий Эл
Леса - земли, покрытые лесной растительностью и предоставленные для ведения лесного хозяйства.
Леса, произрастающие на территории Республики Марий Эл, являются национальным богатством народов Республики Марий Эл и выступают в форме государственной собственности Республики Марий Эл, являясь составной частью лесного фонда Российской Федерации.
Статья 3. Лесной фонд Республики Марий Эл
Все леса, а также не покрытые лесной растительностью земли, предоставленные для нужд лесного хозяйства, образуют лесной фонд Республики Марий Эл.
В составе лесного фонда выделяются:
лесные земли:
а) покрытые лесной растительностью;
б) не покрытые лесной растительностью, но предназначенные под облесение (необлесившиеся вырубки, гари, редины, прогалины и т.п.); нелесные земли - это земли, не покрытые лесной растительностью и не предназначенные под облесение (дороги, квартальные просеки, трассы линий электропередачи и связи, сенокосы, пашни и т.п.).
Границы лесного фонда определяются в порядке, устанавливаемом законодательством Республики Марий Эл.
Статья 4. Древесная и кустарниковая растительность, не входящая в лесной фонд
В лесной фонд не входят:
древесная и кустарниковая растительность на землях сельскохозяйственного назначения;
защитные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов;
озеленительные насаждения и группы деревьев в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не занятых городскими лесами и лесами иных населенных пунктов;
деревья и группы деревьев на приусадебных, дачных и садовых участках.
Создание указанных насаждений, уход за ними, их использование и охрана осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Марий Эл и Российской Федерации.
Статья 5. Владение лесным фондом
Лесной фонд находится во владении государственных органов лесного хозяйства Республики Марий Эл, заповедников, национальных природных парков, колхозов и других сельскохозяйственных предприятий, производящих сельскохозяйственную продукцию.
Правительство Республики Марий Эл без согласия Верховного Совета Республики Марий Эл вправе передавать в залог лес на корню до 10 процентов расчетной лесосеки.
(в ред. Закона Республики Марий Эл от 01.07.1993 N 461-III)
Статья 6. Права владельцев лесного фонда
Владельцы лесного фонда в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, иным законодательством Республики Марий Эл и Российской Федерации, имеют право:
осуществлять лесные пользования и пользоваться правами лесопользователей;
предоставлять право осуществления лесных пользований предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам;
заключать договоры на осуществление лесных пользований (включая аренду);
производить строительство противопожарных дорог, пожарно-химических станций, шишкосушилок, складов для хранения семян и других объектов, необходимых для ведения лесного хозяйства;
вести охотничье хозяйство;
привлекать к осуществлению мер по борьбе с лесными пожарами, вредителями и болезнями леса специализированные службы, а также в соответствии с решениями местных Советов народных депутатов возлагать обязанности по этим вопросам на пользователей лесными ресурсами, включая арендаторов;
ограничивать права лесопользователей в случаях, предусмотренных законодательством Республики Марий Эл и Российской Федерации в государственных интересах, а также в интересах других лесопользователей.
Статья 7. Обязанности владельцев лесного фонда
Владельцы лесного фонда обязаны:
обеспечивать воспроизводство лесов и уход за ними, рациональное пользование лесными ресурсами, повышение продуктивности лесов и плодородия лесных почв, организацию лесных пользований и учет лесов;
проводить противопожарное и санитарное обустройство территории лесного фонда, предупреждать, выявлять и пресекать нарушения требований пожарной безопасности в лесах, обеспечивать профилактику и своевременную борьбу с лесными пожарами, вредителями и болезнями леса;
предупреждать, своевременно обнаруживать и пресекать нарушение правил осуществления лесных пользований, а также производства в лесном фонде работ, не связанных с лесными пользованиями, незаконные порубки, уничтожение и повреждение деревьев и кустарников, молодняков и лесных культур, загрязнение леса химическими, радиоактивными веществами, сточными водами, коммунально-бытовыми отходами и отбросами и прочие нарушения лесного законодательства;
определять площади, на которых должны осуществляться различные виды лесных пользований, проводиться мероприятия по охране, воспроизводству лесов и уходу за ними;
предоставлять участки лесного фонда для осуществления лесных пользований с выдачей лесорубочных билетов (ордеров), лесных билетов, лицензий и прочих разрешений. Определять размеры и осуществлять контроль за ведением охотничьего хозяйства;
выделять участки для организации питомников, плантаций и т.п.;
организовывать использование по целевому назначению и обеспечивать охрану земель лесного фонда;
выполнять обязанности лесопользователей при осуществлении лесных пользований;
выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, законодательством Республики Марий Эл и Российской Федерации, а также установленные правилами и наставлениями.
Статья 8. Основания прекращения права владения лесным фондом
Право владения лесным фондом прекращается в следующих случаях:
1) добровольного отказа от владения лесным фондом;
2) прекращения деятельности предприятия, учреждения, организации, во владении которых находится лесной фонд;
3) использования лесного фонда не по целевому назначению, для которого он предоставлен во владение;
4) изъятия в установленном порядке участков лесного фонда для государственных и общественных нужд;
5) при нерациональном ведении лесного хозяйства, обусловившем снижение экологического потенциала, ухудшение состояния и качества лесов, неудовлетворительном осуществлении их охраны, воспроизводства, а также неудовлетворительной организации лесных пользований.
Законодательством Республики Марий Эл и Российской Федерации могут быть предусмотрены и другие случаи прекращения права владения лесным фондом.
Статья 9. Основные требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства
Ведение лесного хозяйства должно обеспечивать:
сохранение и усиление водоохранных, защитных, климаторегулирующих, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов в интересах охраны здоровья людей;
непрерывное, неистощительное и рациональное пользование лесом для наиболее полного удовлетворения потребностей народного хозяйства и граждан в древесине и другой лесной продукции;
воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, сбережение, охрану и защиту лесов;
рациональное использование земель лесного фонда;
повышение эффективности лесного хозяйства на основе единой технической политики, достижений науки, техники и передового опыта, охрану и воспроизводство животного мира.
лесохозяйственные мероприятия и лесные пользования должны осуществляться способами, не наносящими вреда человеку и природной среде.
Статья 10. Совместная компетенция Российской Федерации и Республики Марий Эл в области регулирования лесных отношений
Российская Федерация в области регулирования лесных отношений решает вопросы, которые добровольно ей передаются Республикой Марий Эл в соответствии с Федеративным договором.
Статья 11. Компетенция Республики Марий Эл в области регулирования лесных отношений
Ведению Республики Марий Эл в области регулирования лесных отношений подлежат:
1) распоряжение лесным фондом на территории Республики Марий Эл;
2) разработка и совершенствование лесного законодательства;
3) организация ведения государственного лесного кадастра и государственного учета лесного фонда;
4) обеспечение установленного порядка и размеров взимания платы за лесные пользования и льгот по платежам, а также образования и расходования республиканских и местных фондов воспроизводства, охраны и защиты лесов;
5) организация выполнения совместно с местными Советами народных депутатов республиканских программ по рациональному использованию лесов, повышению их продуктивности, воспроизводству, охране и защите лесов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями;
6) осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов;
7) установление, по согласованию с соответствующими местными Советами народных депутатов, в местах проживания и хозяйственной деятельности этнографических групп, границ территорий лесного фонда с особым режимом ведения лесного хозяйства и лесоэксплуатации, а также порядка лесопользования на этих территориях;
8) организация и ведение охотничьего хозяйства;
9) деление лесов по лесотаксовым разрядам и разрядам цен;
10) регулирование лесных отношений по другим вопросам, если они не отнесены к компетенции Российской Федерации;
11) в ведение Республики Марий Эл относятся и иные полномочия.
Статья 12. Компетенция местных советов народных депутатов в области регулирования лесных отношений
Ведению районных, городских Советов народных депутатов в области регулирования лесных отношений подлежат:
1) участие в организации выполнения программ развития лесного хозяйства и осуществления лесных пользований;
2) подготовка предложений по делению лесов по лесотаксовым разрядам и разрядам цен;
3) организация привлечения рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, колхозников и населения, противопожарной техники, транспортных средств предприятий, учреждений и организаций для проведения работ по лесовосстановлению и тушению лесных пожаров;
4) обеспечение установленного порядка по использованию лесов в культурно-оздоровительных целях;
5) обеспечение соблюдения правил пастьбы скота в лесном фонде и других видов побочных лесных пользований;
6) регулирование лесных отношений по другим вопросам, если они не отнесены к компетенции Правительства Республики Марий Эл.
Ведению сельских, поселковых Советов народных депутатов в области регулирования лесных отношений подлежат:
1) организация привлечения местного населения к участию в проведении работ по восстановлению и борьбе с лесными пожарами;
2) обеспечение соблюдения правил пастьбы скота в лесном фонде;
3) участие в контроле за использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов.
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ВОСПРОИЗВОДСТВА, ОХРАНЫ И
ЗАЩИТЫ ЛЕСОВ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ
Статья 13. Государственное управление в области воспроизводства, охраны и защиты лесов, использования лесных ресурсов
Государственное управление в области воспроизводства, охраны и защиты лесов и использования лесных ресурсов на территории Республики Марий Эл осуществляется Правительством Республики Марий Эл и государственными органами лесного хозяйства.
Правила, инструкции и указания государственных органов лесного хозяйства в пределах прав, устанавливаемых законодательством Республики Марий Эл и Российской Федерации, обязательны для всех владельцев лесного фонда и пользователей лесными ресурсами, а также для предприятий, организаций, учреждений и граждан, проводящих в лесном фонде работы, не связанные с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований.
Статья 14. Задачи государственного контроля за состоянием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, использованием лесных ресурсов
Государственный контроль за состоянием, воспроизводством, охраной, защитой лесов и использованием лесных ресурсов имеет своей задачей обеспечить соблюдение всеми государственными и общественными органами, государственными, кооперативными и иными общественными предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами требований настоящего Кодекса, а также иных правил и норм, предусмотренных лесным законодательством.
Государственный контроль за состоянием, воспроизводством, охраной, защитой лесов и использованием лесных ресурсов осуществляется Правительством Республики Марий Эл, исполнительными органами местных Советов народных депутатов, государственными органами лесного хозяйства.
Порядок осуществления государственного контроля за состоянием, воспроизводством, охраной, защитой лесов и использованием лесных ресурсов устанавливается законодательством Республики Марий Эл и Российской Федерации.
Раздел II. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Глава 3. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
Статья 15. Основы организации лесного хозяйства
Организация лесного хозяйства должна обеспечивать правовую и техническую регламентацию его ведения и пользования лесными ресурсами и включать:
деление лесов на группы и категории защитности, предусмотренные Статьями 16-20 настоящего Кодекса;
образование хозяйств (хвойных, твердолиственных, мягколиственных, кустарниковых и других);
образование хозяйственных секций (высокопродуктивных, среднепродуктивных, низкопродуктивных и других);
установление возрастов и оборотов рубок леса;
установление норм пользования лесными ресурсами;
установление систем рубок леса и воспроизводства лесных ресурсов;
установление систем мер по охране и защите лесов и земель лесного фонда;
установление норм и порядка ведения охотничьего хозяйства;
создание системы заказников;
Иные организационно-технические и правовые мероприятия, регламентирующие основные требования по ведению лесного хозяйства и использованию лесных ресурсов определяются законодательством Республики Марий Эл и Российской Федерации.
Глава 4. ДЕЛЕНИЕ ЛЕСНОГО ФОНДА НА ГРУППЫ ЛЕСОВ
Статья 16. Деление лесного фонда на группы лесов и категории защитности
В соответствии с народнохозяйственным значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми функциями устанавливается деление лесного фонда на группы лесов и категории защитности. Лесной фонд в Республике Марий Эл Разделяется на первую и вторую группы лесов.
Статья 17. Леса первой группы
К первой группе относятся леса следующих категорий защитности, выполняющие преимущественно функции:
водоохранные (запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов, включая запретные полосы лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб);
защитные (противоэрозийные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог, автомобильных дорог общегосударственного, республиканского и областного значения);
санитарно-гигиенические и оздоровительные (городские леса и лесопарки, леса зеленых зон вокруг городов, других населенных пунктов и промышленных предприятий, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса округов санитарной охраны курортов);
леса особо охраняемых территорий (заповедников и заповедных лесных участков, национальных природных парков, особо ценные лесные массивы, леса, имеющие научное, историческое значение, включая генетические резерваты и памятники природы), леса орехопромысловых зон, лесоплодовые насаждения.
Статья 18. Леса второй группы
Ко второй группе относятся леса в районах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, имеющие защитное и ограниченное эксплуатационное значение, а также леса с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения защитных функций которых требуется ограниченный режим лесопользования.
Статья 19. Определение границ, занятых лесами каждой группы и категории защитности
При отнесении лесов к соответствующим группам и категориям защитности одновременно определяются границы земель, занятых лесами каждой группы и категории защитности.
В лесах всех групп могут быть выделены особо защитные участники с ограниченным режимом пользования.
Статья 20. Порядок отнесения лесов к группам и категориям защитности, перевода лесов из одной группы или категории защитности в другую группу или категорию защитности, а также выделения особо защитных участков
Отнесение лесов к группам и категориям защитности, а также выделение особо защитных участков производится исходя из народнохозяйственного значения лесов, их местоположения, выполняемых функций и экономического обоснования.
Отнесение лесов к группам и категориям защитности, а также перевод лесов из одной группы или категории защитности в другую группу или категорию защитности производится Правительством Республики Марий Эл.
Особо защитные участки леса с ограниченным режимом лесопользования выделяются государственными органами лесного хозяйства Республики Марий Эл на основании материалов лесоустройства или специальных обследований, согласованных с государственными органами охраны природы, и утверждаются Правительством Республики Марий Эл.
В зависимости от группы и категории защитности лесов устанавливается порядок ведения хозяйства в них, использования лесов и соответствующих земель, а также порядок изъятия этих земель для государственных и общественных нужд.
Глава 5. ВОЗРАСТЫ И ОБОРОТЫ РУБОК. РАСЧЕТНАЯ ЛЕСОСЕКА
Статья 21. Порядок установления возрастов и оборотов рубок леса
Возрасты и обороты рубок леса определяются исходя из основного целевого назначения лесов и выполняемых ими экологических, экономических и социальных функций, продуктивности насаждений и биологических особенностей произрастающих древесных пород, а также сроков восстановления леса на вырубках.
Обоснование возрастов и оборотов рубок производится при лесоустройстве или специальных научных исследованиях.
Установление возрастов и оборотов рубок леса осуществляется Правительством Республики Марий Эл по представлению Государственного органа лесного хозяйства Республики Марий Эл.
Статья 22. Расчетная лесосека и порядок ее утверждения
Ежегодная норма заготовки древесины в порядке рубок главного пользования - расчетная лесосека - устанавливается при лесоустройстве по каждому предприятию, учреждению и организации, во владении которых находится лесной фонд, Раздельно по хозяйствам в пределах групп лесов, исходя из принципов непрерывности и неистощительности лесопользования.
Утверждается расчетная лесосека Правительством Республики Марий Эл по представлению государственного органа лесного хозяйства Республики Марий Эл.
Расчетная лесосека вводится в действие с 1 января года, следующего за годом окончания лесоустроительных работ.
В тех случаях, когда лесной фонд предприятия, учреждения и организации, во владении которого находится лесной фонд, расположен на территории двух или нескольких административных районов, расчетная лесосека устанавливается и утверждается по каждому району.
Статья 23. О порядке внесения корректив в расчетную лесосеку по предприятию, во владении которого находится лесной фонд
При изменении границ лесного фонда, возрастов рубок, групп лесов и категорий защитности и других изменений, происшедших в лесном фонде, в расчетную лесосеку могут вноситься коррективы. Установление и утверждение откорректированной расчетной лесосеки производится в порядке, изложенном в статье 22 настоящего Кодекса.
Статья 24. О расчетной лесосеке в Республике Марий Эл
Расчетная лесосека по Республике Марий Эл определяется как сумма утвержденных в установленном порядке расчетных лесосек, по предприятиям, во владении которых находится лесной фонд.
Глава 6. ПЕРЕВОД ЛЕСНЫХ ЗЕМЕЛЬ В НЕЛЕСНЫЕ И ПОРЯДОК
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСА ПРИ ИЗЪЯТИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
Статья 25. Порядок перевода лесных земель в нелесные
Порядок перевода лесных земель в нелесные для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, и осуществлением лесных пользований, устанавливается Правительством Республики Марий Эл.
Статья 26. Порядок использования леса при изъятии земельных участков, занятых лесами, для государственных или общественных нужд
При изъятии земельных участков, занятых лесами, для государственных или общественных нужд государственные органы, принимающие решение об изъятии, одновременно решают вопрос о сохранении или вырубке леса и о порядке использования получаемой при этом древесины.
Если в дальнейшем возникает необходимость вырубки леса, вопрос о вырубке леса и порядке использования получаемой при этом древесины решается государственным органом, принявшим решение об изъятии земельного участка, с зачетом вырубленных объемов древесины в расчетную лесосеку предприятия.
Предприятия, учреждения и организации, которым предоставляются земельные участки без права вырубки леса, обязаны обеспечить сохранность леса и уход за ним.
Статья 27. Перевод лесных земель в нелесные, связанный с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований
Правительство Республики Марий Эл может переводить лесные земли в нелесные для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований, по представлению государственного органа лесного хозяйства Республики Марий Эл.
Глава 7. РАЗМЕЩЕНИЕ, ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО
И ВВОД В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЙ, СООРУЖЕНИЙ
И ДРУГИХ ОБЪЕКТОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СОСТОЯНИЕ И
ВОСПРОИЗВОДСТВО ЛЕСОВ
Статья 28. Условия размещения, проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов
При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, а также при внедрении новых технологических процессов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, должны предусматриваться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие охрану лесов от отрицательного воздействия на них сточных вод, химических веществ, промышленных и коммунально-бытовых выбросов, отходов и отбросов.
Статья 29. Согласование мест и проектов строительства предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов
Определение мест строительства предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние и воспроизводство лесов, должно производиться на основе заключений государственной экологической экспертизы, согласовываться с Правительством Республики Марий Эл, государственными органами лесного хозяйства и другими заинтересованными организациями. Проекты строительства указанных предприятий, сооружений и других объектов подлежат согласованию с государственными органами лесного хозяйства и другими органами в случаях и порядке, устанавливаемых законодательством Республики Марий Эл и Российской Федерации.
Статья 30. Порядок производства в лесах работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований
Строительные и взрывные работы, добыча полезных ископаемых, прокладка кабелей, трубопроводов и иных коммуникаций, буровые и другие работы в лесном фонде, не связанные с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных пользований, производятся по согласованию с исполнительными комитетами районных, городских Советов народных депутатов, государственными органами лесного хозяйства и другими органами в соответствии с законодательством Республики Марий Эл.
Указанные работы должны осуществляться способами, не вызывающими ухудшения противопожарного и санитарного состояния лесов и условий их воспроизводства.
Глава 8. ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ,
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЛЕСОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
Статья 31. Лесные ресурсы и лесные пользования
Древесные, технические, кормовые, лекарственные, пищевые продукты, защитные и рекреационные полезности леса, составляют лесные ресурсы, пользование которыми (лесопользование) осуществляется на договорных условиях или по разовому разрешению владельцев лесного фонда в порядке, установленном в Разделе III настоящего Кодекса.
Статья 32. Лесопользователи
Право осуществления лесных пользований, предусмотренных статьей 38 настоящего Кодекса, предоставляется государственным, кооперативным, общественным предприятиям, учреждениям и организациям, гражданам, религиозным организациям, совместным предприятиям, международным объединениям и организациям с участием советских и иностранных юридических лиц.
В случаях, предусмотренных законодательством Республики Марий Эл и Российской Федерации, право осуществления лесных пользований может предоставляться иным организациям и лицам.
Статья 33. Аренда лесных ресурсов
Передача лесных ресурсов в аренду владельцами лесного фонда производится в соответствии с законодательством об аренде лесных ресурсов, утверждаемом в установленном порядке.
Арендаторы лесных ресурсов пользуются всеми правами лесопользователей, должны соблюдать порядок осуществления лесных пользований и выполнять возложенные на лесопользователей обязанности, предусмотренные Статьями 34, 35 и Разделом III настоящего Кодекса.
Статья 34. Права лесопользователей
Лесопользователи (включая арендаторов) имеют право:
на получение участков для заготовки древесины, живицы и второстепенных лесных материалов, для сенокошения, пастьбы скота и других побочных пользований;
осуществлять только те лесные пользования, которые им разрешены;
строить дороги, оборудовать площадки для складирования лесной продукции, возводить временные производственные и хозяйственные постройки, устраивать стоянки автотранспорта, устанавливать оборудование, приспособления и т.п. для осуществления лесных пользований.
Нарушение права лесопользователей подлежат восстановлению, а причиненные им убытки - возмещению в порядке, устанавливаемом настоящим Кодексом и другими законами.
Статья 35. Обязанности лесопользователей
Лесопользователи (включая арендаторов) обязаны:
вести работы способами, не допускающими возникновения эрозии почв, исключающими или ограничивающими отрицательное воздействие лесных пользований на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водоемов и других природных объектов;
соблюдать пожарную безопасность и осуществлять в местах проведения работ противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесных пожаров осуществлять их тушение;
полно и рационально использовать переданный им лесосечный фонд и насаждения, отведенные под подсочку, а также участки сенокосов и других лесных пользований;
не оставлять недорубов (начатых рубкой лесосек) и заготовленной древесины в местах рубок и в лесу после истечения сроков ее заготовки и вывозки. Не допускать потерь древесины, перевода деловой древесины в дрова, а также расходования деловой древесины не по назначению;
производить очистку лесосек от порубочных остатков;
приводить за свой счет участки лесного фонда, нарушенные ими в результате лесных пользований, в состояние, пригодное для использования их по назначению;
осуществлять на вырубках, а также землях, где в результате их деятельности был уничтожен или погиб лес, лесовосстановительные мероприятия на условиях, предусмотренных в договоре;
выполнять другие требования, установленные правилами, регулирующими порядок лесопользования.
Статья 36. Основания прекращения права лесопользования
Право лесопользования предприятий, учреждений и организаций, а также граждан подлежит прекращению полностью или частично в случаях:
1) минования надобности и добровольного отказа в лесопользовании предприятий, учреждений, организаций и граждан от лесопользования;
2) истечения срока лесопользования;
3) ликвидации или реорганизации предприятия, учреждения или организации.
Право лесопользования предприятий, учреждений, организаций и граждан может быть прекращено также в случае изъятия земель лесного фонда для других государственных или общественных нужд, либо в случае осуществления лесных пользований не в соответствии с целями и требованиями, предусмотренными в лесорубочном билете (ордере), лесном билете или договоре, а также нарушения правил и существующих норм лесного пользования.
Законодательством Республики Марий Эл и Российской Федерации могут быть предусмотрены и другие основания прекращения права лесопользования предприятий, учреждений, организаций и граждан.
Статья 37. Порядок прекращения права лесопользования
Право лесопользования предприятий, учреждений и организаций, а также граждан, в случаях, предусмотренных статьей 36 настоящего Кодекса (кроме пункта 2 части первой этой статьи) прекращается путем аннулирования лесорубочного билета (ордера), лесного билета и расторжения договора владельцем лесного фонда. Споры, возникающие при этом, разрешаются в установленном законом порядке.
Раздел III. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЛЕСНЫХ ПОЛЬЗОВАНИЙ
Глава 9. ВИДЫ И СРОКИ ЛЕСНЫХ ПОЛЬЗОВАНИЙ
Статья 38. Виды лесных пользований
В лесном фонде, при соблюдении предусмотренных законодательством требований и условий, могут осуществляться следующие виды лесных пользований:
1) заготовка древесины;
2) заготовка живицы;
3) заготовка второстепенных лесных материалов (пней, луба, коры, бересты, пихтовой, сосновой и еловой лапки);
4) побочные лесные пользования - сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, подстилки и опавшего листа, камыша, куги и рогоза. Сенокошение и пастьба скота на сельскохозяйственных угодьях, входящих в состав земель лесного фонда, осуществляются в соответствии с требованиями земельного законодательства Республики Марий Эл с учетом интересов лесного хозяйства. Законодательством могут предусматриваться и другие побочные лесные пользования;
5) пользование лесным фондом в научно-исследовательских целях;
6) пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных целях;
7) пользование лесом для нужд охотничьего хозяйства и рыболовства.
Статья 39. Сроки осуществления лесных пользований
Сроки осуществления лесных пользований устанавливаются:
для заготовки древесины и живицы - законодательством Республики Марий Эл;
для заготовки пней, луба, коры, бересты, пихтовой, сосновой и еловой лапки - Статьями 49-53 настоящего Кодекса;
для осуществления побочных лесных пользований - Правительством Республики Марий Эл.
Глава 10. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРАВА НА
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЛЕСНЫХ ПОЛЬЗОВАНИЙ
Статья 40. Предоставление лесопользователям участков для осуществления лесных пользований
Предприятия, учреждения и организации, во владении которых находится лесной фонд, предоставляют в установленном порядке лесопользователям в натуре участки для заготовки древесины, живицы и второстепенных лесных материалов, для сенокошения, пастьбы скота и других лесных пользований. Переуступка прав на лесопользование не допускается.
Статья 41. Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет
Осуществление лесных пользований, за исключением предусмотренных статьей 69 наст“ящего Кодекса, допускается только по специальному разрешению - лесорубочному билету (ордеру) или лесному билету, формы которых утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. На соответствующих участках лесного фонда могут осуществляться только те лесные пользования, на которые выдан лесорубочный билет (ордер) или лесной билет.
Лесные билеты на заготовку второстепенных лесных материалов и побочные лесные пользования, при наличии заключенного договора, независимо от его срока, выписываются ежегодно на один сезон.
Выдача лесного билета на последующий год производится при условии соблюдения пользователем в предшествующем году правил пользования и выполнения принятых на себя обязательств.
Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет выдаются государственными органами лесного хозяйства.
Предприятия, учреждения и организации, во владении которых находится лесной фонд, при осуществлении ими лесных пользований обязаны оформлять право пользования на общих основаниях.
Глава 11. ПОРЯДОК ЗАГОТОВКИ ДРЕВЕСИНЫ,
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗМЕРА ЗАГОТОВКИ ДРЕВЕСИНЫ
Статья 42. Виды рубок леса при заготовке древесины
Заготовка древесины в лесах осуществляется в порядке рубок главного пользования, проводимых в спелых древостоях.
Древесина заготавливается также при проведении рубок промежуточного пользования (рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки, связанные с реконструкцией малоценных лесных насаждений) и прочих рубок (расчистка лесных площадей в связи со строительством гидроузлов, трубопроводов, дорог, а также при прокладке просек, создании противопожарных разрывов и т.д.).
Статья 43. Способы и виды рубок в зависимости от группы лесов
В лесах второй группы рубки главного пользования проводятся способами, направленными на восстановление лесов хозяйственно ценными древесными породами, сохранение экологических условий, защитных и водоохранных свойств лесов, а также позволяющими при этом вести их эффективную эксплуатацию.
В лесах первой группы проводятся рубки главного пользования, направленные на улучшение состояния древостоев, водоохранных, защитных и других полезных природных свойств лесов, а также на своевременное и рациональное использование запасов спелой древесины.
В лесах заповедников, национальных и природных парков, заповедных лесных участках, лесах, имеющих научное или историческое значение, природных памятниках, лесах ореховопромысловых зон, лесопарках, лесоплодовых насаждениях, городских лесах, лесопарковых частях зеленых зон, в лесах первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и лесах первой и второй зон округов санитарной охраны курортов, противоэрозийных, в особо ценных лесных массивах и запретных полосах лесов, защищающих нерестилища ценных промысловых рыб, допускаются только рубки ухода за лесом, санитарные рубки и рубки, связанные с реконструкцией хозяйственно малоценных и теряющих защитные, водоохранные и другие экологические функции, насаждений, а также прочие рубки.
В особо защитных участках леса полностью запрещается применение сплошнолесосечных рубок.
Статья 44. Установление порядка заготовки древесины. Правила рубок леса
Порядок заготовки древесины устанавливается Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Заготовка древесины в порядке рубок главного пользования осуществляется в соответствии с региональными правилами рубок и планами рубок, а при рубках ухода - в соответствии с зональными наставлениями по рубкам ухода. Порядок составления региональных правил рубок главного пользования и зональных наставлений по рубкам ухода определяется государственным органом лесного хозяйства Республики Марий Эл.
Статья 45. Определение размера заготовки древесины в порядке рубок главного пользования. Лесосечный фонд
Заготовка древесины в порядке рубок главного пользования осуществляется исходя из необходимости более полного удовлетворения потребностей народного хозяйства в древесине в пределах расчетной лесосеки по каждому предприятию, во владении которого находится лесной фонд. Заготовка древесины в порядке рубок главного пользования в размерах, превышающих расчетную лесосеку, запрещается. Порядок установления и утверждения расчетной лесосеки определен статьей 22 настоящего Кодекса.
Лесосечный фонд образуется из запасов спелых древостоев, предназначенных для заготовки древесины по главному пользованию, а также прочих рубок.
Порядок отвода и передачи лесосечного фонда лесопользователям устанавливается Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации.
Статья 46. Определение размера заготовки древесины при проведении рубок промежуточного пользования и прочих рубок
Размер заготовки древесины при проведении рубок промежуточного пользования определяется по материалам лесоустройства исходя из установленных норм рубок ухода за лесом, санитарных рубок и рубок, связанных с реконструкцией хозяйственно малоценных лесных насаждений, а размер заготовки древесины при проведении прочих рубок - объемом работ по расчистке лесных площадей под строительные объекты, прокладке просек и т.п.
Глава 12. ПОРЯДОК ЗАГОТОВКИ ЖИВИЦЫ
Статья 47. Порядок заготовки живицы
Заготовка живицы производится в спелых насаждениях, которые после окончания сроков подсочки планируются в рубку, а также в приспевающих насаждениях, которые к сроку окончания подсочки достигнут возраста рубки и будут назначены в рубку.
Порядок и правила заготовки живицы, а также зона обязательной подсочки насаждений определяются лесоустройством.
Проведение рубок главного пользования запрещается до окончания сроков подсочки в тех хвойных насаждениях, которые в установленном порядке предназначены для заготовки живицы. Рубка указанных насаждений до их подсочки, а также досрочное изъятие насаждений из подсочки, в виде исключения, могут разрешаться органами лесного хозяйства Республики Марий Эл.
Не допускается передача насаждений в подсочку без утвержденных в установленном порядке планов рубок леса и подсочки насаждений.
Глава 13. ПОРЯДОК ЗАГОТОВКИ ВТОРОСТЕПЕННЫХ
ЛЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Статья 48. Общие требования к заготовке второстепенных лесных материалов
Заготовка второстепенных лесных материалов лесопользователями для промышленной переработки, развития лесных промыслов и удовлетворения нужд населения должна осуществляться без причинения вреда лесу. Рубка деревьев с целью заготовки луба, коры, бересты, пихтовой, сосновой и еловой лапки и повреждение луба при заготовке бересты запрещается.
Порядок заготовки второстепенных лесных материалов устанавливается Статьями 45-53 настоящего Кодекса.
Статья 49. Заготовка пней
Заготовка пней производится в течение всего года на невозобновившихся вырубках и в молодых насаждениях. Способы заготовки и возраст насаждений, в которых допускается заготовка пней, устанавливаются государственными органами лесного хозяйства Республики Марий Эл.
Запрещается заготовка пней на участках, где это может вызвать эрозионные процессы или причинить вред насаждениям.
Статья 50. Заготовка луба
Заготовка луба производится только со срубленных деревьев в период сокодвижения.
Статья 51. Заготовка коры
Заготовка коры производится в течение всего года со срубленных деревьев.
Статья 52. Заготовка бересты
Заготовка бересты производится в весенне-летний и осенний периоды с растущих деревьев березы на лесосеках за один-два года до их рубки, за исключением деревьев, предназначенных для заготовки фанерного сырья и специальных сортиментов древесины.
Заготовка бересты с сухостойных и валежных деревьев допускается в течение всего года как на лесосеках, так и вне лесосек.
Статья 53. Заготовка пихтовой, сосновой и еловой лапки
Заготовка пихтовой, сосновой и еловой лапки для нужд предприятий, организаций и учреждений производится в течение всего года.
Заготовка сосновой, еловой и пихтовой лапки разрешается только со срубленных деревьев.
Глава 14. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ПОБОЧНЫХ ЛЕСНЫХ ПОЛЬЗОВАНИЙ
Статья 54. Общие условия осуществления побочных лесных пользований
Заготовка и сбор дикорастущих лесных плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных растений и технического сырья, заготовка древесных соков, размещение ульев и пасек, сенокошение и пастьба скота на землях лесного фонда должны осуществляться без причинения вреда лесу. Вырубка леса, расчистка площади для возведения строений, устройства пасек и других нужд, а также распашка земель и возведение построек капитального типа на участках, предоставленных для осуществления побочных лесных пользований, запрещается.
Порядок и условия осуществления побочных лесных пользований устанавливаются Статьями 55-63 настоящего Кодекса.
Статья 55. Сенокошение и пастьба скота
Площади, на которых разрешается сенокошение и пастьба скота, устанавливаются органами лесного хозяйства.
Пастьба скота без пастуха на предоставленных в лесном фонде пастбищах допускается в исключительных случаях в отдельных отдаленных районах по решениям исполнительных органов районных Советов народных депутатов.
Статья 56. Предоставление в пользование сенокосов и пастбищ в лесном фонде
Сенокосы и пастбища, находящиеся в лесном фонде, не используемые для нужд лесного хозяйства, лесозаготовительных предприятий и арендаторов, предоставляются по решениям исполнительных органов районных Советов народных депутатов колхозам, совхозам, другим предприятиям, организациям, учреждениям, крестьянским (фермерским) хозяйствам и гражданам во временное пользование, если такое пользование совместимо с интересами лесного хозяйства.
Статья 57. Размещение ульев и пасек в лесном фонде
Колхозам, совхозам, другим предприятиям, учреждениям и организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам владельцами лесного фонда в установленном порядке на договорных условиях могут предоставляться участки для размещения пасек и ульев.
Статья 58. Промысловая заготовка древесных соков
Промысловая заготовка древесных соков производится предприятиями, учреждениями и организациями, во владении которых находится лесной фонд, а также другими ведомствами на договорных условиях, на участках спелого леса, подлежащего рубке главного пользования, не ранее, чем за пять лет до рубки.
Статья 59. Промысловая заготовка дикорастущих плодов и орехов
Участки дикорастущих плодовых и орехоносных насаждений в лесном фонде для промысловой заготовки дикорастущих плодов и орехов предоставляются владельцами лесного фонда по договору предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам.
Такое разрешение не требуется для лесохозяйственных предприятий, государственных органов лесного хозяйства при заготовке ими дикорастущих плодов и орехов на семена.
Статья 60. Промысловая заготовка лекарственных растений и технического сырья
Для промысловой заготовки грибов, ягод, лекарственных растений и технического сырья государственным, кооперативным и другим предприятиям, учреждениям и организациям владельцами лесного фонда предоставляются соответствующие участки лесного фонда на договорных условиях.
Статья 61. Сбор мха, подстилки и опавшего листа, камыша, куги и рогоза
Сбор мха, подстилки и опавшего листа, камыша, куги и рогоза для нужд предприятий, учреждений, организаций и граждан разрешается владельцами лесного фонда в соответствии с требованиями статьи 41 настоящего Кодекса.
Статья 62. Договор на осуществление побочных лесных пользований
При предоставлении в пользование предприятиям, учреждениям и организациям участков лесного фонда для осуществления побочных лесных пользований владельцы лесного фонда заключают с лесопользователями договоры. Форма договора утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Марий Эл.
Лесные билеты на осуществление побочных лесных пользований при заключении указанных в части первой настоящей статьи договоров выписываются на каждый сезон.
Статья 63. Порядок и условия осуществления других побочных лесных пользований
Порядок и условия осуществления побочных лесных пользований, а также охоты и рыболовства, не установленные Статьями 54-62 настоящего Кодекса, определяются Правительством Республики Марий Эл.
Глава 15. ПОРЯДОК ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ В МЕСТАХ ПРОЖИВАНИЯ
И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ
ГРУПП И КУЛЬТОВЫХ ЗОНАХ
Статья 64. Порядок лесопользования в местах проживания и хозяйственной деятельности этнографических групп
В местах проживания и хозяйственной деятельности этнографических групп законодательством Республики Марий Эл и Российской Федерации устанавливается особый порядок лесных пользований, обеспечивающий сохранение и поддержание необходимых условий для жизни и традиционной хозяйственной деятельности этих этнографических групп.
Статья 65. Порядок лесопользования в культовых зонах
Культовыми зонами по просьбе верующих объявляются изъятые из хозяйственной эксплуатации лесные участки, традиционно используемые местным населением в целях удовлетворения религиозных потребностей. На территории культовых зон запрещается хозяйственная или иная деятельность, противоречащая характеру объекта (заготовка древесины, строительство зданий, сооружений, дорог, изыскательские и иные виды работ, нарушающие природную среду).
Порядок объявления природных территорий культовыми, режим их охраны определяется Правительством Республики Марий Эл.
Глава 16. ПОРЯДОК ПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕСНЫМ ФОНДОМ
В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ, КУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ
ЦЕЛЯХ И ДЛЯ НУЖД ОХОТНИЧЬЕГО ХОЗЯЙСТВА
Статья 66. Порядок пользования лесным фондом в научно-исследовательских целях
Для проведения научно-исследовательских работ в лесном фонде предприятиям, учреждениям и организациям, в задачи которых согласно их уставам и положениям входят проведение указанных работ, владельцами лесного фонда могут выделяться специальные участки.
Порядок и условия пользования лесным фондом в научно-исследовательских целях устанавливаются Правительством Республики Марий Эл и Министерством лесного хозяйства Российской Федерации.
Статья 67. Порядок пользования лесным фондом в культурно-оздоровительных целях
В целях организации отдыха населения местные Советы народных депутатов, владельцы лесного фонда, а также по согласованию с ними иные предприятия, организации и учреждения в зеленых зонах и других территориях, используемых для отдыха населения, проводят мероприятия по благоустройству лесных участков и культурно-бытовому обслуживанию населения с учетом необходимости сохранения лесной среды и природных ландшафтов, с соблюдением архитектурной планировки пригородных зон и санитарных требований.
Порядок и условия пользования лесным фондом в культурно-оздоровительных целях устанавливаются Правительством Республики Марий Эл.
Статья 68. Порядок пользования лесом для нужд охотничьего хозяйства
Пользование лесом для нужд охотничьего хозяйства предоставляется государственным, кооперативным и общественным предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам. В этих целях за указанными предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами закрепляются охотничьи угодья в порядке, установленном законодательством Республики Марий Эл и Российской Федерации.
Лесные пользования и лесохозяйственные мероприятия в лесах должны осуществляться с учетом необходимости сохранения благоприятных условий для обитания диких животных.
Численность животных в лесном фонде регулируется в пределах допустимой для лесных угодий плотности с тем, чтобы животные не наносили ущерба лесному и сельскому хозяйству.
Регулирование численности животных в лесном фонде осуществляется в соответствии с законодательством.
Глава 17. ПРЕБЫВАНИЕ ГРАЖДАН В ЛЕСАХ
Статья 69. Право граждан на пребывание в лесах
Граждане имеют право свободно пребывать в лесах для проведения отдыха, сбора дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пищевых продуктов леса, кроме улучшенных или искусственно созданных участков (плантаций).
Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломок и порубок деревьев и кустарников, повреждений лесных культур, засорения лесов, разорения муравейников, гнездовий птиц и т.п.
Пребывание граждан в лесах, сбор дикорастущих плодов, орехов, ягод и т.п. могут быть ограничены в порядке, определяемом Правительством Республики Марий Эл в интересах пожарной безопасности, ведения ореховопромыслового, лесоплодового или лесосеменного хозяйства, а в лесах заповедников и других особо охраняемых территориях - в связи с установленным в них режимом пользования.
Глава 18. ОСОБЕННОСТИ ЛЕСНЫХ ПОЛЬЗОВАНИЙ НА ОСОБО
ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЯХ И В ГОРОДСКИХ ЛЕСАХ
Статья 70. Ограничение лесных пользований в лесах заповедников, национальных и природных парков, памятниках природы и других особо охраняемых территориях
В лесах заповедников, национальных и природных парков, памятниках природы и других особо охраняемых территориях запрещаются лесные пользования, не совместимые с их целевым назначением.
Порядок осуществления лесных пользований в заповедниках, национальных и природных парках, памятниках природы определяется законодательством.
Статья 71. Особенности лесопользования в городских лесах
Городские леса используются прежде всего в культурно-оздоровительных целях и для отдыха населения.
Заготовка древесины в порядке проведения рубок главного пользования, заготовка живицы, второстепенных лесных материалов, древесных соков, а также промысловая заготовка дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных растений, технического сырья и пастьба скота в городских лесах запрещается.
Исполнительными органами городских Советов народных депутатов в городских лесах могут быть запрещены и другие виды лесных пользований, если они несовместимы с проведением культурно-оздоровительных мероприятий и организацией отдыха населения.
Положение настоящей статьи распространяется также на леса населенных пунктов, отнесенных в соответствии с законодательством к категории рабочих, курортных и дачных поселков.
Раздел IV. ВОСПРОИЗВОДСТВО И ПОВЫШЕНИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ
ЛЕСОВ. ОХРАНА И ЗАЩИТА ЛЕСОВ
Глава 19. ВОССТАНОВЛЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ
ЛЕСОВ. ЛЕСОРАЗВЕДЕНИЕ
Статья 72. Порядок восстановления лесов и лесоразведения
На вырубках, и иных бывших под лесом площадях осуществляется восстановление лесов, а на других землях, предназначенных для создания новых лесов, проводится лесоразведение.
Объемы и способы работ по лесовосстановлению определяются по материалам лесоустройства с учетом фактических изменений, происходящих в лесном фонде.
Восстановление и разведение лесов, заготовка лесных семян и выращивание посадочного материала осуществляется владельцами лесного фонда. Выполнение указанных работ может производиться другими предприятиями, учреждениями и организациями по договорам с органами лесного хозяйства.
Статья 73. Обязанности лесозаготовителей по соблюдению требований, направленных на сохранение благоприятных условий для восстановления лесов на вырубках
Лесозаготовители обязаны соблюдать требования, направленные на сохранение благоприятных условий для восстановления лесов на вырубках. Эти требования должны учитываться также при разработке новой техники для заготовки и трелевки древесины.
Лесозаготовители обязаны в полном объеме использовать древесную биомассу в интересах народного хозяйства.
Статья 74. Порядок проведения работ по лесоразведению
Защитное лесоразведение на землях колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий проводится по договорам в целях повышения лесистости территории, предотвращения эрозионных процессов и улучшения экологической обстановки.
Работы по защитному лесоразведению осуществляются землевладельцами по специальным программам и проектам, утвержденным исполнительными органами районных Советов народных депутатов по согласованию с государственными органами по охране природы. К выполнению указанных работ могут привлекаться и землепользователи, в порядке, устанавливаемом местными Советами народных депутатов.
Порядок выделения земельных участков для защитного лесоразведения определяется местными Советами народных депутатов.
Статья 75. Обязанности владельцев лесного фонда по повышению продуктивности лесов
Предприятия, учреждения и организации, во владении которых находится лесной фонд, в целях улучшения качественного состава лесов, повышения их продуктивности, обязаны:
проводить уход за лесом, работы по селекции, лесному семеноводству и сортоиспытанию наиболее ценных в хозяйственном отношении древесных пород, мероприятия по повышению плодородия почв, гидролесомелиорация избыточно-увлажненных земель, предотвращение водной и ветровой эрозии почв, заболачивания и других процессов, ухудшающих состояние почв, а также осуществлять иные мероприятия, направленные на улучшение породного состава, качества лесов, повышение их продуктивности и защитных свойств.
При этом должны быть обеспечены сохранность и своевременное воспроизводство хозяйственно ценных древесных пород;
принимать меры к наиболее полному и эффективному использованию земель государственного лесного фонда для восстановления и создания новых лесов на предназначенных для этого площадях.
Глава 20. ОХРАНА И ЗАЩИТА ЛЕСОВ
Статья 76. Цели и задачи охраны и защиты лесов
Все леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесу, а также защите от вредителей и болезней.
Охрана и защита лесов включает комплекс организационных, экономических, правовых и других мер, направленных на рациональное использование лесного фонда, сохранение лесов от разрушения, уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иного вредного воздействия, осуществляемых с учетом их биологических и региональных особенностей.
Охрана и защита лесов проводится на основе региональных и местных программ в соответствии с правилами и другими нормативными актами, утверждаемыми Советами народных депутатов или по их уполномочию государственными органами лесного хозяйства.
Статья 77. Порядок осуществления мероприятий по охране и защите леса возлагается на владельцев лесного фонда и государственный орган лесного хозяйства Республики Марий Эл
Правительство Республики Марий Эл обеспечивает осуществление мероприятий по охране и защите лесов, по борьбе с лесными пожарами, привлекает для их тушения население, противопожарную технику и транспортные средства, запрещает на период высокой пожарной опасности в необходимых случаях посещение населением лесов и въезд в них транспортных средств. Охрана лесов от пожаров является обязанностью всех предприятий, учреждений, организаций и лесных лесопользователей, а также граждан.
Статья 78. Компетенция Правительства Республики Марий Эл по борьбе с лесными пожарами
Правительство Республики Марий Эл в целях предотвращения возникновения лесных пожаров и борьбы с ними:
ежегодно организует разработку и выполнение предприятиями, учреждениями, организациями, на которые возложена охрана лесов, и лесопользователями мероприятий по противопожарной профилактике и подготовке к противопожарному сезону в лесах; утверждает до начала пожароопасного сезона оперативные планы борьбы с лесными пожарами, предусматривающие конкретные противопожарные мероприятия;
устанавливает порядок привлечения рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, колхозников и населения, противопожарной техники, транспортных и других средств предприятий, учреждений и организаций для тушения лесных пожаров, обеспечивают лиц, привлеченных к тушению лесных пожаров, средствами передвижения, питанием и медицинской помощью; предусматривает на периоды особо высокой опасности пожаров в лесах создание из привлекаемых сил и средств пожарных подРазделений и обеспечивает их в готовности к немедленному выезду в случае возникновения лесного пожара;
оказывает содействие в строительстве дорог противопожарного назначения, аэродромов и посадочных площадок для самолетов и вертолетов, используемых для авиационной охраны лесов, в завозе горючего и смазочных материалов в районы действия подРазделений авиационной охраны лесов, а также выделяет на пожароопасный сезон в распоряжение государственных органов лесного хозяйства в качестве дежурного транспорта необходимое количество автомобилей, катеров и других транспортных средств с запасом горючего;
организует широкое проведение противопожарной пропаганды, регулярное освещение в печати, по радио и телевидению вопросов сбережения лесов, соблюдения правил пожарной безопасности в лесах;
обеспечивает координацию всех мероприятий по борьбе с лесными пожарами на территории республики, создавая в необходимых случаях специальные комиссии для этой цели.
Статья 79. Порядок охраны и защиты полезащитных лесных полос и иных защитных насаждений, не входящих в лесной фонд
Охрана и защита полезащитных лесных полос и иных защитных или озеленительных древесно-кустарниковых насаждений на землях колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, не входящих в соответствие со статьей 4 настоящего Кодекса в лесной фонд, обеспечиваются землевладельцами, землепользователями и исполнительными органами местных Советов народных депутатов.
Статья 80. Обязанности предприятий, учреждений и организаций, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов
Предприятия, учреждения и организации, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов, обязаны проводить согласованные с государственными органами лесного хозяйства, государственными органами по экологии и природопользованию, исполнительными органами местных Советов народных депутатов, в соответствии с существующим законодательством санитарные и другие мероприятия, направленные на охрану и защиту лесов.
Глава 21. ЛЕСНАЯ ОХРАНА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
Статья 81. Органы лесной охраны
Охрану и защиту лесов на территории Республики Марий Эл осуществляет орган государственной лесной охраны Республики Марий Эл.
Государственная лесная охрана Республики Марий Эл наделяется правами по пресечению и предупреждению нарушений правил охраны и защиты лесов, осуществления лесных пользований, использования земель лесного фонда в соответствии с их целевым назначением, а также по пресечению и предупреждению других действий, причиняющих вред лесу;
(в ред. Закона Республики Марий Эл от 01.07.1993 N 461-III)
Работники государственной лесной охраны Республики Марий Эл имеют право налагать штрафы за нарушения лесного законодательства в соответствии со статьей 95 настоящего Кодекса.
(в ред. Закона Республики Марий Эл от 01.07.1993 N 461-III)
Раздел V. ПЛАТА ЗА ЛЕСНЫЕ ПОЛЬЗОВАНИЯ, ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
СТИМУЛИРОВАНИЕ ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
Статья 82. Порядок платы за лесные пользования
Порядок платы за лесные пользования устанавливается:
за древесину, отпускаемую на корню, и заготовку живицы - законодательством Республики Марий Эл и Российской Федерации;
за осуществление лесных пользований - законодательством Республики Марий Эл.
Владельцы лесного фонда, лесохозяйственная деятельность которых финансируется из средств бюджета, освобождаются от платы за древесину, получаемую при уходе за лесом, и проведении других лесохозяйственных мероприятий, а также заготовку второстепенных лесных материалов и осуществление побочных лесных пользований.
Статья 83. Экономическое стимулирование рационального ведения лесного хозяйства
Экономическое стимулирование рационального ведения лесного хозяйства направлено на повышение заинтересованности владельцев лесного фонда и пользователей лесными ресурсами, включая арендаторов, в соблюдении требований, предъявляемых к воспроизводству, охране, защите лесов и осуществлению лесных пользований настоящим Кодексом включает:
целевое выделение через государственные органы лесного хозяйства для реализации республиканских, региональных и местных программ развития лесного хозяйства за счет соответствующих бюджетов или других источников, определяемых законодательством Республики Марий Эл и Российской Федерации;
оплату лесохозяйственных мероприятий по нормативам (ценам), дифференцированным по качеству получаемых результатов и включающим средства на производственное и социальное развитие, а также материальное стимулирование владельцев лесного фонда;
поощрение лиц, обнаруживших нарушения лесного законодательства, выявивших нарушителей, обеспечивающих взыскание штрафов, возмещение неустоек и материального ущерба, причиненного лесному хозяйству;
предоставление налоговых льгот владельцам лесного фонда и пользователям лесными ресурсами при внедрении ресурсосберегающих технологий и машин, а также обеспечивающим повышение эффективности лесовосстановления, улучшение породного состава и качества лесов, более полное использование лесных ресурсов. Порядок осуществления мер по экономическому стимулированию рационального ведения лесного хозяйства устанавливается законодательством Республики Марий Эл и Российской Федерации.
Статья 84. Возмещение убытков владельцам лесного фонда за счет передачи лесных земель и потерь лесохозяйственного производства
Убытки, причиненные временным занятием земель лесного фонда, а также ограничением прав владельцев лесного фонда и пользователей лесными ресурсами, включая арендаторов, или ухудшением качественного состояния лесов в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций и граждан, подлежат возмещению в полном объеме (включая упущенную выгоду) владельцам лесного фонда и пользователям лесными ресурсами, включая арендаторов, понесшим эти убытки.
Возмещение убытков производится предприятиями, учреждениями и организациями, деятельность которых влечет ограничение прав владельцев лесного фонда и пользователей лесными ресурсами или ухудшение качества лесов в порядке, устанавливаемом настоящим Кодексом, законодательством Республики Марий Эл и Российской Федерации.
Споры, связанные с возмещением убытков и определением их размеров, разрешаются судом или государственным арбитражем в соответствии с их компетенцией.
Статья 85. Возмещение потерь лесохозяйственного производства владельцам лесного фонда и пользователям лесными ресурсами
Потери лесохозяйственного производства, вызываемые ограничением прав владельцев лесного фонда и пользователей лесными ресурсами, включая арендаторов, или ухудшением качества лесов в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений и организаций, подлежат возмещению.
Указанные потери возмещаются предприятиями, учреждениями и организациями, которыми временно заняты земли лесного фонда для нужд, не связанных с ведением лесного хозяйства, а также предприятиями, учреждениями и организациями, вокруг объектов которых устанавливаются охранные, санитарные и защитные зоны с исключением их из лесных пользований или ограничением этих пользований.
Средства, поступающие в порядке возмещения потерь, используются для повышения продуктивности лесов, их воспроизводства и охраны.
Порядок определения подлежащих возмещению потерь устанавливается законодательством Республики Марий Эл и Российской Федерации.
Статья 86. Платность лесных пользований. Экономическое стимулирование лесохозяйственного производства
Лесные пользования за исключением их видов, предусмотренных настоящим Кодексом, осуществляются за плату.
Порядок платы за лесные пользования устанавливается законодательством Республики Марий Эл и Российской Федерации.
Раздел VI. ФОНДЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА, ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ ЛЕСОВ
Статья 87. Фонды воспроизводства, охраны и защиты лесов
Порядок формирования бюджета и механизм финансирования лесного хозяйства за счет средств лесного дохода определяется законодательством Республики Марий Эл и Российской Федерации.
Средства, выделяемые для финансирования программ развития лесного хозяйства образуют соответствующие фонды воспроизводства, охраны и защиты лесов и включают в себя лесной доход, арендную плату за пользование лесными ресурсами, штрафы, а также целевое “юджетное финансирование.
Платежи за пользование лесными ресурсами, суммы от возмещения убытков за передачу лесных земель, аренда лесов, штрафы и недостатки за лесонарушения поступают на счета государственной лесной службы и идут на финансирование лесного хозяйства, повышения продуктивности лесов, развития социальной сферы.
Раздел VII. ЛЕСОУСТРОЙСТВО. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСНОЙ
КАДАСТР И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ЛЕСНОГО ФОНДА
ЛЕСНОЙ МОНИТОРИНГ
Глава 22. ЛЕСОУСТРОЙСТВО
Статья 88. Содержание лесоустройства
Лесоустройство включает систему мероприятий, направленных на обеспечение рационального ведения лесного хозяйства и лесных пользований, эффективного воспроизводства, охраны и защиты лесов, осуществление единой научно-технической политики в лесном хозяйстве.
При лесоустройстве осуществляется:
определение границ и внутрихозяйственная организация территории лесного фонда, находящегося во владении предприятий, учреждений и организаций;
выполнение топографо-геодезических работ и специального картографирования лесов;
инвентаризация лесного фонда с определением породного и возрастного состава насаждений, их состояния, качественных и количественных характеристик лесных ресурсов;
выявление участком лесного фонда, нуждающихся в проведении рубок ухода, санитарных рубок и рубок, связанных с реконструкцией хозяйственно малочисленных лесных насаждений, мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению, мелиорации, охране и защите лесов и других хозяйственных мероприятий, а также определение порядка и способов их проведения;
обоснование деления лесов на группы и категории защитности и подготовка предложений по переводу лесов из одной группы или категории защитности в другую;
исчисление расчетных лесосек по главному пользованию древесины, размеров рубок ухода, рубок, связанных с реконструкцией малоценных лесных насаждений, санитарных рубок и других видов лесных пользований;
определение объемов мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению, охране лесов от пожаров, защите их от вредителей и болезней, а также объемов других лесохозяйственных работ;
лесобиологические и другие обследования и изыскания;
авторский надзор за осуществлением разработанных при лесоустройстве проектов, а также иные лесоустроительные действия.
Статья 89. Проекты, составляемые по материалам лесоустройства
При лесоустройстве для государственных лесохозяйственных предприятий, колхозов, совхозов6 других сельскохозяйственных и иных предприятий, во владении которых находится лесной фонд, составляются соответствующие проекты, в которых дается комплексная оценка ведения лесного хозяйства и лесных пользований за прошедший период, разрабатываются основные положения организации и развития лесного хозяйства. Указанные проекты и другие материалы лесоустройства после их согласования с государственными органами по экологии и природопользованию и утверждения государственными органами лесного хозяйства, а для лесов колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий - государственными органами сельского хозяйства, являются основными и обязательными нормативно-техническими документами для ведения лесного хозяйства и осуществления лесных пользований, текущего и перспективного планирования и прогнозирования.
Статья 90. Система проведения лесоустройства
Лесоустройство на всей территории лесного фонда Республики Марий Эл проводится специализированными лесоустроительными организациями по единой для Российской Федерации системе в порядке, устанавливаемом Министерством лесного хозяйства Российской Федерации.
Глава 23. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСНОЙ КАДАСТР И
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ЛЕСНОГО ФОНДА.
ЛЕСНОЙ МОНИТОРИНГ
Статья 91. Государственный лесной кадастр. Государственный учет лесного лесного фонда
Государственный лесной кадастр и государственный учет лесного фонда ведутся для организации рационального пользования лесным фондом, воспроизводства лесов, их охраны и защиты, систематического контроля за количественными и качественными изменениями и обеспечения местных Советов народных депутатов, заинтересованных предприятий, организаций, учреждений и граждан сведениями о лесном фонде.
Государственный лесной кадастр содержит систему сведений о правовом режиме лесного фонда, распределении его по владельцам, количественном и качественном состоянии лесного фонда, делении лесов на группы и категории защитности, их экономической оценке и другие данные, необходимые для ведения лесного хозяйства и оценки результатов хозяйственной деятельности в лесном фонде.
Государственный лесной кадастр и государственный учет лесного фонда ведутся на основе материалов лесоустройства, инвентаризации и обследований. Документация государственного лесного кадастра и государственного учета лесного фонда ведется всеми предприятиями, учреждениями и организациями, во владении которых находится лесной фонд.
Статья 92. Лесной мониторинг
Лесной мониторинг представляет собой систему наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда эффективного управления в области использования, воспроизводства, охраны, защиты лесов и повышения их экологических функций. Структура, содержание и порядок осуществления лесного мониторинга устанавливаются Министерством лесного хозяйства Российской Федерации.
Раздел VIII. РАЗРЕШЕНИЕ ЛЕСНЫХ СПОРОВ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗА НАРУШЕНИЕ ЛЕСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Статья 93. Порядок разрешения лесных споров
Споры между предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами о владении лесным фондом, осуществлении лесных пользований, включая аренду лесных ресурсов и производство работ, связанных с лесными пользованиями, разрешаются органами суда и арбитража в порядке, устанавливаемом законодательством.
Споры предприятий, учреждений и организаций одной республики по вопросам лесопользования на территории другой республики рассматриваются комиссиями, образуемыми на паритетных началах из представителей заинтересованных республик. Если комиссия не пришла к согласованному решению, споры по данным вопросам подлежат рассмотрению в порядке, устанавливаемом законодательством.
Статья 94. Недействительность сделок, нарушающих права собственности на леса
Купля-продажа, дарение, самовольный обмен участков лесного фонда, а также самовольная переуступка права владения лесным фондом и осуществления лесных пользований, недействительны.
(в ред. Закона Республики Марий Эл от 01.07.1993 N 461-III)
Статья 95. Ответственность за нарушение лесного законодательства
За совершение на землях лесного фонда, в том числе переданных в аренду, нарушений лесного законодательства, выразившихся:
в незаконной порубке и повреждении деревьев и кустарников;
уничтожении или повреждении леса в результате поджога, небрежного обращения с огнем;
нарушении требований пожарной безопасности и санитарных правил в лесах;
загрязнении лесного фонда химическими и радиоактивными веществами, повреждении леса производственными отходами и сточными водами, промышленными, коммунально-бытовыми выбросами, отходами и отбросами, влекущими усыхание или заболевание древесно-кустарниковой растительности;
нарушении сроков возврата временно занимаемых участков лесного фонда или невыполнении обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению;
уничтожении или повреждении лесных культур, сеянцев либо саженцев в лесных питомниках и на плантациях, а также молодняков естественного происхождения, подроста, а также самосева на площадях, предназначенных под лесовосстановление;
нарушении порядка и сроков облесения вырубок и других категорий лесных земель, не покрытых древесной и кустарниковой растительностью;
использовании участков лесного фонда для раскорчевки, возведения построек, переработки древесины, устройства складов и т.п. без надлежащего разрешения на использование этих участков;
самовольном сенокошении и пастьбе скота на территории лесного фонда;
осуществлении лесных пользований не в соответствии с целями или требованиями, предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или лесном билете;
уничтожении или повреждении лесоосушительных канав, дренажных систем и дорог на землях лесного фонда;
самовольном сборе дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и т.п. на участках, где это запрещено или допускается только по лесным билетам. Сборе дикорастущих плодов, орехов, ягод и т.п. с нарушением установленных сроков их сбора;
нарушении установленного порядка использования лесосечного фонда, заготовки и вывозки древесины, добычи живицы и древесных соков;
уничтожении и повреждении ограничительных, лесоустроительных и лесохозяйственных знаков в лесном фонде;
уничтожении лесной фауны без надлежащего разрешения;
налагаются штрафы на граждан в размере до пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - до десяти минимальных размеров оплаты труда.
Штрафы за нарушения, предусмотренные настоящей статьей кодекса, налагаются в следующем порядке:
Председателем и главным лесничим Комитета по лесному хозяйству Министерства экологии и природопользования Республики Марий Эл - на граждан в размере до пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - до десяти минимальных размеров оплаты труда;
начальниками отделов лесного хозяйства и охраны и защиты леса Комитета по лесному хозяйству Министерства экологии и природопользования Республики Марий Эл, руководителями и главными лесничими лесхозов и других государственных лесохозяйственных предприятий - на граждан в размере до трех минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - до пяти минимальных размеров оплаты труда;
главными специалистами, ведущими инженерами отделов лесного хозяйства и охраны и защиты леса Комитета по лесному хозяйству Министерства экологии и природопользования Республики Марий Эл, ведущими инженерами и инженерами лесного хозяйства и охраны и защиты леса лесхозов, других государственных лесохозяйственных предприятий, старшими летчиками-наблюдателями и летчиками-наблюдателями без авиационной охраны лесов, лесничими - на граждан в размере до одного минимального размера оплаты труда, на должностных лиц - до трех минимальных размеров оплаты труда.
Законодательством Республики Марий Эл, Российской Федерации может быть установлена ответственность и за другие нарушения лесного законодательства.
(в ред. Закона Республики Марий Эл от 01.07.1993 N 461-III)
Статья 96. Ответственность за самовольное занятие участков лесного фонда
Самовольно занятые участки лесного фонда возвращаются по их принадлежности без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования, а также затрат по сносу незаконно возведенных строений и сооружений.
Статья 97. Ответственность за неисполнение обязанностей по договору аренды лесных ресурсов
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору аренды лесных ресурсов стороны несут ответственность, устанавливаемую законодательством Республики Марий Эл и Российской Федерации.
Статья 98. Ответственность за вред, причиненный нарушением лесного законодательства
Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить ущерб за вред, причиненный ими в результате нарушения лесного законодательства, в размерах и порядке, устанавливаемых законодательством Республики Марий Эл и Российской Федерации.
Статья 99. Приостановление работ, представляющих опасность для состояния и воспроизводства лесов
Государственные органы лесного хозяйства и иные уполномоченные на то государственные органы запрещают или приостанавливают проводимые предприятиями, учреждениями, организациями работы, если они представляют опасность для состояния и воспроизводства лесов в связи с невыполнением при проведении этих работ технологических, санитарных и других мероприятий, обеспечивающих охрану лесов от пожаров и устранение вредного воздействия на состояние и воспроизводство лесов, в случаях и порядке, устанавливаемых законодательством Республики Марий Эл и Российской Федерации.
Статья 100. Ответственность за уничтожение или повреждение защитных и озеленительных древесно-кустарниковых насаждений, не входящих в лесной фонд
Лица, виновные в незаконном уничтожении или повреждении полезащитных лесных полос, либо иных защитных или озеленительных древесно-кустарниковых насаждений, не входящих в лесной фонд, несут ответственность, установленную законодательством за уничтожение или повреждение на особо охраняемых территориях лесов первой группы, если законодательством Республики Марий Эл и Российской Федерации не установлена более строгая ответственность за указанные действия.
Раздел IX. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ
Статья 101. Международные договоры
Если международным договором Республики Марий Эл или международным договором Российской Федерации, заключенным в пределах его компетенции в соответствии с федеративным договором, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в лесном законодательстве Республики Марий Эл, то применяются правила международного договора.
(в ред. Закона Республики Марий Эл от 01.07.1993 N 461-III)
Президент
Республики Марий Эл
В.ЗОТИН
г. Йошкар-Ола
26 июля 1991 года
N 187-III