Российские законы

Закон Республики Марий Эл от 08.07.1992 N 337-III “О пожарной безопасности“

Утратил силу в связи с принятием Закона РМЭ от 27.04.1995 N 236-III.

8 июля 1992 года N 337-III

РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ

ЗАКОН

О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Пожарная безопасность и основы ее обеспечения

1. Под пожарной безопасностью понимается такое состояние, при котором с установленной вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействия на людей и его опасных факторов, а также обеспечивается защита материальных ценностей.

2. Пожарная безопасность обеспечивается:

1) регулированием общественных отношений в этой области в целях эффективного функционирования систем пожарной безопасности, противопожарной защиты народнохозяйственного комплекса, сохранения жизни и здоровья людей, а также укрепления законности в борьбе с пожарами;

2) внедрением научно-технических достижений в противопожарную защиту
объектов народного хозяйства, включая оборудование средствами пожарной автоматики промышленных предприятий, объектов аграрного комплекса и социально-бытового обеспечения, культурно-зрелищных учреждений и мест сосредоточения материальных ценностей;

3) проведением государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйственными субъектами, организациями и учреждениями независимо от их подчиненности форм собственности, должностными лицами и гражданами противопожарных мер в своих подведомственных структурах, а также соблюдением ими противопожарных правил и норм;

4) определением общих правил и основных положений в области пожарной безопасности, порядка организации пожарной охраны, осуществления государственного пожарного надзора, привлечения населения к борьбе с пожарами, утверждения республиканских правил и норм пожарной безопасности, установления системы учета и отчетности о пожарах;

5) сочетанием экономической заинтересованности юридических лиц и граждан в соблюдении законодательства о пожарной безопасности с их ответственностью за пожарные правонарушения;

6) широкой информированностью населения о противопожарной обстановке и проводимых надзорных пожарно-профилактических мероприятий в городах и населенных пунктах;

7) системой государственного и ведомственного пожарного надзора, производственного и общественного контроля.

Статья 2. Законодательство Республики Марий Эл о пожарной безопасности

1. Законодательство о пожарной безопасности состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов органов государственной власти и управления в пределах их полномочий.

2. Законодательство о пожарной безопасности регулирует общественные отношения в области надзорно-профилактических мер и действий при ликвидации пожаров как необходимого условия реализации на территории республики прав и интересов граждан и общества в сохранении материальных и духовных ценностей от уничтожения огнем.

Статья 3. Нормы и правила пожарной безопасности

1. Нормы и правила пожарной безопасности (далее - пожарные правила) - нормативные акты, устанавливающие критерии пожарной безопасности и требования к их обеспечению.

2. Пожарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами
и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами.

3. На территории республики действуют федеральные пожарные правила. В отдельных случаях на территории республики могут вводиться соответственно временные республиканские пожарные правила.

4. Порядок разработки, утверждения, издания, введения в действие и пересмотра республиканских пожарных правил, а также порядок действия на территории республики федеральных пожарных правил устанавливается Верховным Советом республики.

5. Пожарные правила подлежат обязательному изданию и свободному распространению.

Статья 4. Государственное управление и контроль в области обеспечения пожарной безопасности

1. Государственное управление и контроль в области обеспечения пожарной безопасности осуществляется Правительством Республики Марий Эл, главами администраций районов, городов, сельсоветов и поселков, министерствами и ведомствами.

2. Координирует деятельность министерств и ведомств по решению межотраслевых проблем противопожарной защиты Президент Республики Марий Эл и штаб по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

3. В компетенцию государственного управления и контроля в области обеспечения пожарной безопасности входит:

1) формирование и проведение на территории республики единой государственной политики в области обеспечения противопожарной защиты;

2) совершенствование законодательства о пожарной безопасности;

3) разработка, утверждение и контроль за реализацией долгосрочных планов совершенствования пожарной службы, ее эффективности и основных пожарно-технических мероприятий по повышению противопожарной устойчивости населенных пунктов и отраслей народного хозяйства, внедрения научно-технических достижений в этой области;

4) обеспечение эффективной деятельности государственного пожарного надзора;

5) установление и отмена на территории республики особых условий и чрезвычайных положений в связи с пожароопасной обстановкой;

6) принятие нормативно-правовых актов по усилению пожарной безопасности и осуществление государственного управления по этим вопросам на территории республики;

7) координация деятельности предприятий, организаций и граждан по проведению ими комплексных
противопожарных мероприятий;

Статья 5. Участие трудовых коллективов, общественных организаций и граждан в осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности

Трудовые коллективы, профессиональные союзы, добровольные пожарные и научные общества и другие общественные организации, а также граждане оказывают содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Раздел 2. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ

И КОМИТЕТОВ, МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ, КОЛХОЗОВ,

ПРЕДПРИЯТИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ, КОММЕРЧЕСКИХ

И КООПЕРАТИВНЫХ СТРУКТУР, ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И ГРАЖДАН

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 6. Обязанности администраций районов, городов, сельсоветов и поселков в области пожарной безопасности

Администрации районов, городов, сельсоветов и поселков, в соответствии с их компетенции обязаны:

1) организовать осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на территории Совета; решать вопросы организации и осуществлять общее руководство пожарной охраной, создавать совместно с государственными органами для нее необходимую материально-техническую базу;

2) определять основные направления работы по обеспечению пожарной безопасности на территории Совета предприятий, объединений, организаций, учреждений, колхозов, совхозов, коммерческих и кооперативных структур и граждан;

3) регулярно рассматривать состояние пожарной безопасности на территории Совета с разработкой сезонных противопожарных мероприятий;

4) обеспечивать активное участие населения в борьбе с пожарами, создавая в этих целях добровольные пожарные общества, особое внимание уделяя боеспособности пожарных дружин, имеющих выездную пожарную технику и вооружение, ежегодно формируя денежные средства на их содержание и материально-техническое обеспечение;

5) организовать обучение населения по месту жительства мерам пожарной безопасности в быту.

Статья 7. Обязанности должностных лиц комитетов, министерств и ведомств, колхозов, предприятий, организаций и учреждений коммерческих и кооперативных структур в области пожарной безопасности

Руководители комитетов, министерств и ведомств, колхозов, предприятий, организаций и учреждений, коммерческих и кооперативных структур обязаны:

1) обеспечить пожарную безопасность отраслей народного хозяйства, предприятий, организаций, учреждений, колхозов, коммерческих и
кооперативных структур, а также соответствие выпускаемой ими продукции нормативными документами;

2) разрабатывать организационные и инженерно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, предусматривая выделение денежных средств на их реализацию;

3) внедрить научно-технические достижения, направленные на снижение пожарной опасности технологических процессов, выпускаемой продукции, обеспечение безопасности людей при пожаре;

4) использовать технологическую автоматику для предотвращения и тушения пожаров;

5) осуществлять проверку отраслевыми институтами и лабораториями пожаро- и взрывоопасных свойств разрабатываемых веществ, материалов, приборов и оборудования по единым стандартам;

6) включать необходимые требования пожарной безопасности в разрабатываемые стандарты, паспорта, нормы, правила и инструкции и контролировать их выполнение при проектировании, строительстве, эксплуатации и реконструкции объектов;

7) своевременно информировать органы Государственного пожарного надзора об аварийных ситуациях, нарушениях технологических процессов, создающих угрозу возникновения пожара или взрыва;

8) выполнять заключения, постановления, распоряжения и предписания должностных лиц органов Государственного пожарного надзора, в том числе их представления о приостановлении или прекращении эксплуатации объектов, допускающих нарушения пожарных правил или работающих в пожароугрожаемом состоянии;

9) осуществлять обучение рабочих, инженерно-технических работников, служащих и колхозников мерам пожарной безопасности, вовлекать членов трудовых коллективов в предупреждение и тушение пожаров;

10) создавать и направлять работу пожарно-технических комиссий, добровольных пожарных дружин, команд, подразделений пожарной охраны, материально-техническую базу для их функционирования;

11) содержать в исправном состоянии пожарную технику, оборудование и инвентарь, не допускать их использования не по прямому назначению;

12) применять меры материального стимулирования, направленные на повышение заинтересованности трудовых коллективов и отдельных работников в деле предупреждения и тушения пожаров.

Статья 8. Обязанности граждан

Граждане республики обязаны:

1) соблюдать действующие пожарные правила и нормы;

2) исключать в своей деятельности возможность создания условий для возникновения и развития пожаров;

3) вызывать пожарную помощь в случае обнаружения пожара, до ее
прибытия принимать меры к спасению людей, материальных ценностей и ликвидации загорания;

4) выполнять заключения, постановления, распоряжения и предписания должностных лиц органов Государственного пожарного надзора по вопросам пожарной безопасности;

5) воспитывать у детей и подростков бережное отношение к народному достоянию, чувство опасности игр с огнем и их последствий.

Статья 9. Права граждан, предприятий и организаций в области обеспечения пожарной безопасности

1. Граждане имеют право:

1) на благоприятную в пожарном отношении среду обитания (окружающую природную среду, условия труда, проживания, быта, отдыха);

2) на своевременное возмещение в полном объеме ущерба от вреда, причиненного пожарами в результате нарушения пожарных правил. Возмещение ущерба производится предприятиями, организациями и гражданами, допустившими нарушения пожарных правил, добровольно либо по решению суда.

2. Предприятия и организации имеют право:

1) при обращении в органы государственной власти и управления получать от них на договорной основе информацию о противопожарной обстановке и действующих пожарных правилах и нормах;

2) участвовать в разработке проводимых органами государственной власти и управления решений и программ по обеспечению пожарной безопасности;

3) устанавливать повышенные цены на продукцию народного потребления, показатели качества которых по заключению органов Государственного пожарного надзора свидетельствуют о полной пожарной безопасности их.

Статья 10. Права и обязанности граждан других республик, иностранных граждан и лиц без гражданства

Граждане других республик, иностранные граждане и лица без гражданства на территории Республики Марий Эл пользуются теми же правами и несут те же обязанности в области обеспечения пожарной безопасности, как и граждане республики.

Статья 11. Защита прав граждан и других субъектов правовых отношений

Решение органов государственной власти и управления, должностных лиц, как коллегиальные, так и единоличные, а также их действия, ущемляющие права юридических лиц и граждан, предусмотренные статьей
9 настоящего Закона, могут быть обжалованы в месячный срок в вышестоящие по подчиненности организации. При несогласии с принятым решением эти действия могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл.

Подача жалобы не приостанавливает обжалуемого решения и действия.

Раздел 3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ

ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 12. Планировка и застройка населенных пунктов

1. Планировка и застройка населенных пунктов должна отвечать созданию наиболее благоприятных в пожарном отношении условий для жизни и деятельности людей, предусматривать комплексное решение технических вопросов противопожарной защиты жилого сектора и объектов соцкультбыта.

2. При разработке генеральных планов городов, проектов планировки и застройки населенных пунктов, проектов районной планировки, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции и модернизации объектов (пусковых комплексов), сооружений, транспортных средств и инженерных сетей должны выполняться действующие пожарные правила и нормы.

3. Предоставление земельных участков под строительство, утверждение проектной и нормативно-технической документации на строительство (реконструкцию, модернизацию) и застройку, ввод в эксплуатацию жилых домов, зданий и сооружений культурно-бытового, жилищно-коммунального назначения, промышленных , транспортных и других предприятий (пусковых комплексов) и сооружений, а также объектов, принадлежащих коммерческим и кооперативным структурам, допускается только при наличии заключения органов Государственного пожарного надзора о их соответствии пожарным правилам и нормам.

4. Предприятия, организации, коммерческие и кооперативные структуры и граждане, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, зданий и сооружений, в случае несоблюдения пожарных правил и норм или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение этих работ и их финансирование по постановлению главного государственного инспектора Республики Марий Эл по
пожарному надзору или его заместителей.

Статья 13. Содержание территорий, зданий и помещений

1. Территории населенных пунктов, организаций и предприятий должны содержаться в соответствии с действующими пожарными правилами.

2. Порядок и условия обеспечения надлежащего противопожарного состояния территорий населенных пунктов устанавливаются местной администрацией.

3. Планировочные решения зданий и помещений должны соответствовать проектной документации, разработанной на основе действующих строительных норм и правил технологического проектирования. Проектная документация должна быть согласована и утверждена органами Государственного пожарного надзора.

Статья 14. Жилые помещения

1. Помещения, предназначенные для временного и постоянного проживания граждан, по своему составу, по площади, расположению и оборудованию должны отвечать планировочным и конструктивным решениям, обеспечивающим безопасность путей эвакуации , постоянной готовностью к работе и содержанием в надлежащем состоянии технических средств, предотвращающих распространение огня и продуктов горения (противопожарные преграды, системы противопожарной и противодымной защиты, установки пожаротушения и т.п.).

2. Установление в жилых зданиях и помещениях со стороны администрации и квартиросъемщиков контроля за правильностью хранения пожароопасных веществ и материалов, соблюдением мер пожарной безопасности при проведении пожароопасных работ, правильной эксплуатацией оборудования и электроприборов.

3. Предприятия, организации и граждане обязаны не допускать заселение и проживание в жилых помещениях, не отвечающих пожарным правилам.

Статья 15. Эксплуатация производственных, общественных, кооперативных и коммерческих объектов, зданий, помещений, сооружений и оборудования

1. При эксплуатации производственных, общественных, кооперативных и коммерческих объектов, зданий, помещений, сооружений и оборудования должны обеспечиваться благоприятные в пожарном отношении условия труда, быта и отдыха, осуществляться мероприятия по предупреждению возникновения и развития пожаров.

2. Предприятия, организации, коммерческие и кооперативные структуры и граждане обязаны приостанавливать, либо полностью прекращать свою деятельность, или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, выполнение и оказание отдельных
видов работ и услуг в случае несоблюдения установленных пожарных правил по постановлению главного государственного инспектора по пожарному надзору или его заместителей.

Статья 16. Материалы, вещества, изделия и другая продукция народного хозяйства, технология их изготовления

1. Продукция народного хозяйства, производство, транспортировка по своим показателям и свойствам должна отвечать действующим пожарным нормам.

2. Новые технологии, материалы, вещества и изделия, предназначенные для использования в народном хозяйстве и быту, допускаются к постановке на производство к внедрению и применению только на основании заключений органов Государственного пожарного надзора об их соответствии пожарным правилам.

3. Предприятия, организации, коммерческие и кооперативные структуры и граждане, ответственные за выпуск продукции, не соответствующей действующим пожарным правилам, обязаны приостановить ее производство или реализацию по постановлению главного государственного инспектора по пожарному надзору и его заместителей.

Статья 17. Специальные экспертизы и консультации по вопросам обеспечения пожарной безопасности

1. Научно-исследовательские учреждения и организации, высшие учебные заведения обязаны в пределах своей компетенции проводить по поручению органов государственной власти и управления, а также по запросам предприятий, учреждений, организаций и граждан специальные экспертизы и консультации по оценке пожарной опасности вновь вводимых технологий, материалов, веществ и изделий.

2. Учреждения, организации и специалисты, проводящие экспертизу и консультацию, несут ответственность за качество, объективность и полноту с учетом современного уровня научно-технического прогресса.

Статья 18. Пожарно-техническая подготовка населения по месту работы и жительства

1. Пожарно-техническая подготовка населения осуществляется в процессе:

1) воспитания в детских дошкольных учреждениях, обучения в школах и профессионально-технических училищах, высших и средних учебных заведениях, при подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов отраслей народного хозяйства путем включения курса пожарной безопасности в программы обучения;

2) профессионально-технической подготовки и аттестации руководителей, специалистов и других
работников предприятий и организаций, характер деятельности которых связан со взрывопожароопасным производством, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием людей;

3) проведения противопожарных бесед, лекций инструктажей по месту жительства граждан.

2. Программы, методики обучения и профессионально-технической подготовки утверждаются только при наличии заключения органов Государственного пожарного надзора об их соответствии действующим пожарным правилам.

Раздел 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 19. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности

Ответственность за обеспечение пожарной безопасности отраслей народного хозяйства, предприятий, объединений, учреждений, коммерческих и кооперативных структур, колхозов и общественных организаций и осуществление мероприятий по профилактике пожаров несут персонально их руководители.

Ответственность за противопожарной состояние жилых домов, надворных построек, дач и садовых домиков несут их владельцы.

Статья 20. Ответственность за нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности

За нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности либо невыполнение предписаний, постановлений Государственного пожарного надзора о приостановлении работы предприятия, производственного участка, агрегата или о запрещении эксплуатации здания, сооружения, помещения должностные лица предприятий, объединений, организаций , учреждений, коммерческих и кооперативных структур, колхозов и общественных организаций, а также граждане несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность за нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности в жилых помещениях государственного, общественного фонда, а также жилищно-строительных кооперативов возлагается на квартиросъемщиков, в жилых домах, надворных постройках, дачах, садовых домиках, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, - на их владельцев.

Статья 21. Дисциплинарная ответственность

1. За нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности должностные лица и работники предприятий и организаций подвергаются дисциплинарным взысканиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, вплоть до отстранения от работы, освобождения от занимаемой области и увольнения.

2. Руководители предприятий и организаций обязаны налагать дисциплинарные взыскания на должностных лиц и работников этих предприятий и организаций, совершивших нарушения или невыполнение правил пожарной безопасности, по представлению главного государственного инспектора по пожарному надзору или его заместителей.

Статья 22. Административная ответственность

1. За нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности к должностным лицам и гражданам могут быть применены административные взыскания в виде предупреждения и штрафа.

2. Предупреждение выносится государственными инспекторами по пожарному надзору в письменной или устной форме.

3. Штраф налагается постановлением главного государственного инспектора или его заместителями в размере:

на должностных лиц - не более суммы трехмесячного дохода;

на работающих граждан - не более суммы месячного дохода;

на неработающих граждан - не более 200 рублей.

Наложение и взыскание штрафа, обжалование постановлений о наложении штрафов производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. 30 процентов от суммы взысканных штрафов идут на специальный счет Противопожарной и аварийно спасательной службы для развития ее материальной базы в сельских районах республики.

Статья 23. Уголовная ответственность

За нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности, повлекшие за собой возникновение пожара, в результате которого произошла гибель людей или был нанесен вред их здоровью, причинен крупный ущерб или наступили иные тяжкие последствия, должностные лица и граждане подлежат уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Возмещение вреда, причиненного в результате нарушения законодательства о пожарной безопасности

Предприятия, объединения, учреждения, организации, коммерческие и кооперативные структуры, колхозы и общественные организации, а также граждане обязаны возместить вред, причиненный нарушением законодательства о пожарной безопасности, в размерах и порядке, установленном Российской Федерацией. Должностные лица и другие работники, по вине которых предприятия, учреждения и организации понесли расходы, связанные с возмещением вреда, несут материальную ответственность в установленном порядке.

Раздел 5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ ПОЖАРОВ

Статья 25. Порядок осуществления государственного учета пожаров

1. Государственный учет пожаров в республике осуществляется согласно порядку, установленному Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.

2. Предприятия, учреждения, организации, объединения, кооперативно-коммерческие структуры, страховые компании и фирмы, другие юридические лица и граждане обязаны по требованию органов Государственного пожарного надзора представлять им сведения о фактах происшедших пожаров, прямом и косвенном ущербе от них и других последствиях.

3. Правила (инструкции) государственного учета пожаров, порядок предоставления сведений о пожарах и их последствиях утверждаются и согласовываются согласно порядку, установленному Госкомстатом Российской Федерации.

Статья 26. Использование данных государственного учета пожаров

Учет пожаров и последствий от них производится с целью анализа обстоятельств их возникновения и принятия решения в соответствии с законодательством, прогнозирования кризисных явлений, разработки упреждающих мероприятий и своевременного реагирования на складывающуюся обстановку и проведения профилактической работы, направленных на обеспечение безопасности людей, сохранности от огня материальных ценностей и созданию условий для успешного тушения пожаров.

Статья 27. Ответственность за достоверность государственного учета пожаров

Ответственность за полноту учета пожаров, пострадавших при этом лиц и причиненного убытка, а также своевременность и достоверность представляемых отчетных данных несут предприятия (объединения), общества, другие юридические лица, представившие статистические данные, в соответствии с действующим законодательством.

Раздел 6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СТРАХОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

ПО ВОПРОСАМ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПОЖАРОВ

Статья 28. О заключении договоров по страхованию

Страховые фирмы, акционерные страховые компании и другие имеют права заключать договора страхования с юридическими и физическими лицами, независимо от форм собственности, без представления официального заключения органов Государственного пожарного надзора по соответствию правилам пожарной безопасности основных средств и технологий. В случае грубого нарушения или несоответствия требованиям пожарной безопасности основных средств и технологий. В случае грубого нарушения или несоответствия требованиям пожарной безопасности по представлению пожарной службы они обязаны незамедлительно приостановить действие заключенных страховых договоров.

Статья 29. Об отчислении страховых средств на осуществление предупредительных противопожарных мероприятий

Для осуществления предупредительных противопожарных мероприятий страховые фирмы, акционерные страховые компании и другие страховые структуры обязаны производить отчисления от страховых платежей по всем видам страхований в порядке и размерах, установленных постановлением Правительства.

Статья 30. О предъявлении регрессных исков

Страховые фирмы, акционерные страховые компании и другие страховые структуры обязаны предъявлять регрессные иски к виновникам происшедших пожаров в размере выплаченных страховых сумм.

Раздел 7. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ВЕДОМСТВЕННЫЙ

ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР

Статья 31. Государственный пожарный надзор

1. Государственный пожарный надзор осуществляется в целях поддержания в республике высокого уровня пожарной безопасности, соблюдения ведомствами, организациями, учреждениями, кооперативными и коммерческими структурами, колхозами, гражданами настоящего Закона и нормативных актов по пожарной безопасности.

Государственный пожарный надзор осуществляется Противопожарной и аварийно-спасательной службой МВД Республики Марий Эл, действующей в соответствии с Положением, утверждаемом Правительством Республики Марий Эл.

2. В соответствии с поставленными перед ним задачами органы Государственного пожарного надзора:

1) осуществляют надзор за соблюдением ведомствами, организациями, учреждениями, предприятиями, кооперативными и коммерческими структурами, колхозами и гражданами нормативных актов по пожарной безопасности, направленных на предупреждение пожаров, обеспечение безопасности людей при их возникновении;

2) анализируют состояние пожарной безопасности в республике и на его основе вносят предложения в Правительство Республики Марий Эл, самоуправлениям, ведомствам, организациям, учреждениям, кооперативным и коммерческим структурам;

3) разрабатывают с заинтересованными органами и организациями временные республиканские правила пожарной безопасности;

4) осуществляют выборочный контроль за выполнением проектными и строительными организациями противопожарных требований, предусмотренных нормами и правилами, при проектировании, строительстве и реконструкции предприятий, зданий и сооружений;

5) участвуют в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов;

6) проводят дознание по делам о пожарах и о нарушении правил пожарной безопасности, а также проводят работу по совершенствованию форм их взаимодействия со следственно-оперативными и другими службами органов внутренних дел при расследовании пожаров и поджогов и их профилактике;

7) содействуют укреплению добровольного пожарного общества (ДПО) и добровольных пожарных формирований, включая дружины юных пожарных, с республиканским советом ДПО с привлечением спонсоров, осуществляют централизованные (в республике) мероприятия по противопожарной пропаганде и агитации, организуют в установленном порядке издание пожарно-технической литературы, плакатов, памяток, выпуск кинофильмов на противопожарные темы, телерадиопередачи, публикации в средствах массовой информации по вопросам предупреждения и тушения пожаров, взаимодействуют с творческими, общественными организациями кинематографистов, журналистов, художников, композиторов в организации проведения конкурсов, создании художественных и публицистических произведений по противопожарной тематике;

8) проводят абонементно-консультационное и справочно-информационное обслуживание на предприятиях, организациях и учреждениях по вопросам пожарной безопасности;

9) координируют деятельность испытательных пожарных лабораторий по вопросам исследования пожаров и проведенных испытательных работ;

10) разрабатывают совместно с республиканскими органами народного образования, заинтересованными министерствами и ведомствами рекомендации по улучшению обучения учащихся и студентов правилам пожарной безопасности, изучению этих вопросов в системе подготовки рабочих и служащих массовых профессий, повышению квалификации и переподготовки руководящих кадров;

11) обобщают материалы и анализируют работу смонтированных установок пожарной автоматики, разрабатывают материалы по повышению надежности и эффективности технических средств, готовят предложения по вопросам улучшения эксплуатации средств противопожарной защиты, повышения эффективности и развития систем охранно-пожарной сигнализации;

12) совместно с органами страхования определяют размеры и порядок предоставления льгот по страховым платежам, страхового возмещения в зависимости от обеспечения и состояния пожарной безопасности застрахованной собственности;

13) определяют по согласованию с заинтересованными организациями порядок привлечения подразделений пожарной охраны, независимо от их ведомственной подчиненности, и добровольных пожарных дружин (команд) для тушения пожаров, ликвидации последствий стихийных бедствий, а также порядок их взаимодействия.

Статья 32. Должностные лица государственного пожарного надзора и их компетенция

1. Начальник Противопожарной и аварийно-спасательной службы МВД одновременно является главным государственным инспектором по пожарному надзору. Начальники отделов, подотделов, отделений, инженерно-инспекторский состав управления противопожарной и аварийно-спасательной службы, начальник ПАСО, отрядов и частей военизированной пожарной охраны и их заместители являются по должности одновременно старшими государственными инспекторами по пожарному над“ору.

Старшие инженеры, старшие инспектора, инженеры и инспектора всех органов Государственного пожарного надзора, осуществляющие контроль за соблюдением правил пожарной безопасности, являются одновременно по должности государственными инспекторами по пожарному надзору.

2. Главный государственный инспектор по пожарному надзору и его заместители имеют право:

1) выдавать заключения в части отклонений от действующих противопожарных норм и правил, а также по проектным решениям строительства объектов, на которые отсутствуют нормы и правила;

2) приостанавливать или запрещать работу предприятий, находящихся в пожароугрожающем состоянии, запрещать производство продукции, не отвечающей требованиям стандартов пожарной безопасности;

3) согласовывать стандарты, технические условия в части вопросов пожарной безопасности;

4) привлекать к административной ответственности должностных лиц и граждан согласно статьи 22 настоящего Закона.

3. Старший государственный инспектор по пожарному надзору и его заместители имеют право:

1) приостанавливать частично работу предприятий, запрещать эксплуатацию зданий, сооружений, находящихся в пожароугрожаемом состоянии;

2) выдавать заключения в части отклонения от действующих норм и правил при разработке проектов местными проектными организациями;

3) выносить постановления на привлечение должностных лиц и граждан к административной ответственности за нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности в размере:

на должностных лиц - не более суммы месячного дохода;

на работающих граждан - не более 500 рублей;

на неработающих граждан не более 100 рублей.

4. Государственный инспектор по пожарному надзору имеет право:

1) запрещать эксплуатацию отдельного помещения, приостанавливать работу производственного участка или установки, если это не влечет за собой прекращение функционирования предприятия в целом;

2) выносить постановления на привлечение должностных лиц и граждан к административной ответственности за нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности в размере:

на должностных лиц - не более суммы месячного дохода;

на работающих граждан - не более 300 рублей;

на неработающих граждан - не более 50 рублей.

5. Все должностные лица Государственного пожарного надзора имеют право:

1) проводить в любое время пожарно-технические обследования поднадзорных объектов, выдавать по их результатам представления, предписания на устранение нарушений нормативных актов по пожарной безопасности, которые являются обязательными для исполнения организациями, учреждениями, предприятиями, кооперативами и коммерческими структурами, колхозами и гражданами;

2) проводить проверки деятельности ведомственных пожарных подразделений (кроме указанных в статье 35 настоящего Закона) и добровольных пожарных формирований, давать по результатам проверки представления и акты об устранении имеющихся в их деятельности недостатков и являющихся обязательными к исполнению;

3) требовать от организаций, учреждений, предприятий, кооперативов и коммерческих структур, колхозов и граждан сведения и документы, характеризующие состояние пожарной безопасности. Привлекать специалистов для участия в разработке нормативных документов, мероприятий по пожарной безопасности, выдаче пожарно-технических заключений;

4) при нарушении нормативных актов по пожарной безопасности, а также в случае препятствования выполнению прав органов Госпожнадзора, привлекать виновных лиц к ответственности, применять экономические санкции к предпринимателям, организациям и учреждениям в соответствии с законодательством.

Статья 33. Обязанности и ответственность должностных лиц и специалистов Государственного пожарного надзора

1. Должностные лица и специалисты Государственного пожарного надзора, в пределах своей компетенции, обязаны:

1) использовать своевременно и в полной мере предоставленные им полномочия по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений правил пожарной безопасности;

2) координировать свою деятельность с органами государственной власти и управления, общественными объединениями и гражданами, заинтересованными в деле защиты объектов народного хозяйства и жилого фонда от уничтожения огнем;

3) сохранять государственную и коммерческую тайну в отношении информации, которая может стать им известна при выполнении своих функциональных обязанностей.

2. Должностные лица и специалисты Государственного пожарного надзора за ненадлежащее исполнение своих функциональных обязанностей несут ответственность в порядке, установленном законодательством республики.

Статья 34. Обжалование действий должностных лиц и специалистов Государственного пожарного надзора

1. Действие (бездействие) старших государственных инспекторов по пожарному надзору, других должностных лиц и специалистов Государственного пожарного надзора по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений правил пожарной безопасности могут быть обжалованы в течение месяца вышестоящему по подчиненности - главному государственному инспектору по пожарному надзору.

2. Рассмотрение жалоб и принятие по ним решений производится не позднее 30 дней с момента поступления жалобы. При несогласии с принятым решением действия должностных лиц и специалистов могут быть обжалованы в суд.

Подача жалобы не приостанавливает обжалуемого действия.

Статья 35. Ведомственный пожарный надзор

Контрольные и надзорные функции за выполнением правил пожарной безопасности в лесах, на речных и воздушных судах, находящихся в пути следования и на временных стоянках, объектах министерств безопасности и обороны Российской Федерации, расположенных на территории республики, проводят специальные службы ведомственного пожарного надзора соответствующих министерств и ведомств.

Раздел 8. ПРОТИВОПОЖАРНАЯ И

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

Статья 36. Задачи противопожарной и аварийно-спасательной службы

Противопожарная и аварийно-спасательная служба является структурным подразделением Министерства внутренних дел Республики Марий Эл. Деятельность службы определена наставлением, утвержденным Правительством Республики Марий Эл.

Противопожарная и аварийно-спасательная служба является совокупностью сил и средств, создаваемых в целях защиты от пожаров жизни и здоровья людей, национального богатства, проведения первоочередных спасательных работ в условиях аварий, стихийных бедствий, катастроф.

В ее задачи входят:

1) осуществление мер по предупреждению пожаров, обеспечению безопасности людей на пожарах;

2) ликвидация пожаров и участие в проведении первоочередных спасательных работ;

3) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров службы и специалистов по пожарной безопасности;

4) организация оснащения подведомственных подразделений специализированной техникой, оборудованием, инструментом, боевой одеждой и снаряжением;

5) осуществление государственного пожарного надзора в республике, взаимодействие в этой работе с заинтересованными министерствами, ведомствами, предприятиями, кооперативами и коммерческими структурами;

6) создание и обеспечение высокой боевой готовности подведомственных подразделений и органов управления службы как составной части системы гражданской обороны, руководство работой ее штаба, разработка и осуществление соответствующих мобилизационных мероприятий;

7) организация противопожарной пропаганды.

Статья 37. Основные функции противопожарной и аварийно-спасательной службы

1. В области организации работ:

1) анализирует пожары, причины и условия, способствующие их возникновению, разрабатывает на основе прогнозирования общие рекомендации по улучшению борьбы с пожарами;

2) осуществляет организационно-методическое руководство деятельности противопожарных и аварийно-спасательных отрядов (ПАСО).

Подготавливает материалы о состоянии и мерах улучшения организации службы в республике, по укрупнению ее материально-технической базы;

3) в установленном порядке проводит республиканские совещания, семинары, конференции, учебные сборы по вопросам усиления пожарной безопасности, обобщает, издает информационно-аналитические материалы по результатам этой работы;

4) осуществляет взаимодействие с другими службами МВД Республики Марий Эл, организациями и общественностью по вопросам обеспечения пожарной безопасности населенных пунктов и объектов народного хозяйства, а также в особых условиях;

5) рассматривает поступающие письма, жалобы и заявления граждан, обеспечивает правильное разрешение поставленных в них вопросов. Контролирует эту работу в ПАСА, обобщает критические замечания и предложения, содержащиеся в письмах и заявлениях, разрабатывает и реализует меры по устранению характерных недостатков.

2. В области осуществления государственного пожарного надзора:

Выполняет функции республиканского органа Государственного пожарного надзора (деятельность Госпож надзора отражена в Разделе 7 настоящего Закона).

3. В области организации службы, подготовки пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ:

1) осуществляет общее руководство работой по организации тушения пожаров и проведению первоочередных аварийно-спасательных работ, обеспечению высокой боевой готовности подРазделений службы;

2) контролирует организацию гарнизонной и караульной службы, выполнение требований нормативных документов, регламентирующих действия личного состава ПАСА при несении службы и боевой работе по тушению пожаров, ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий. Оказывает организационно-методическую помощь ПАСА в совершенствовании системы управления подРазделениями, внедрения эффективных приемов и способов тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

3) исследует крупные пожары, аварии, и на этой основе разрабатывает меры, направленные на создание условий для успешной их ликвидации, оснащения подРазделений соответствующей техникой, оборудованием и средствами. Определяет порядок привлечения сил и средств Службы, руководит их действиями при тушении крупных пожаров, ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф;

4) руководит работой специализированных частей военизированной пожарной охраны по проведению первоочередных аварийно-спасательных работ, а также сети опорных пунктов крупных пожаров;

5) организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации личного состава ПАСА. Контролирует выполнение программ боевой, служебной и физической подготовки в гарнизонах противопожарной и аварийно-спасательной службы;

6) организует воспитательную работу в подРазделениях ПАСА, проводит мероприятия по укреплению дисциплины личного состава и соблюдению техники безопасности;

8) осуществляет мероприятия по мобилизационной подготовке и выполнению задач, возложенных на Службу, как составную часть системы гражданской обороны.

Организует работу по созданию спецформирований Службы, ее материально-техническому и кадровому обеспечению, формирует соответствующие планы, отвечает за их выполнение;

9) контролирует работу подразделений пожарной охраны на объектах народного хозяйства, обобщает опыт работы по организации противопожарной защиты на этих объектах.

4. В области пожарной и специальной техники и материально-технического обеспечения:

1) выполняет функции заказчика на пожарную и специальную технику, идущую на оснащение подведомственных подразделений Службы;

2) определяет потребность и распределяет ресурсы на пожарную и специальную технику, средства связи и пожаротушения, а также капитальные вложения на нужды ПАСС, осуществляет взаимодействие по этим вопросам с заинтересованными службами;

3) организует проведение мероприятий по надлежащей эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту, учету и хранению пожарной и специальной техники, подготавливает рекомендации и другие методические документы по совершенствованию этой работы;

4) проводит строительство и реконструкцию, капитальный ремонт объектов ПАСС;

5) организует внедрение и дальнейшее развитие автоматизированных систем связи и оперативного управления;

6) организует снабжение подведомственных подразделений службы, охраняющих города и другие населенные пункты, пожарной и специальной техникой, оборудованием, снаряжением, боевой одеждой, средствами связи и другим имуществом, необходимым для выполнения стоящих перед службой задач.

5. В области организации пожарной охраны и работы с кадрами:

1) ведет учет лимитной и штатной численности личного состава Службы;

2) контролирует соблюдение штатно-финансовой дисциплины и правильность применения Типовых штатов и штатных нормативов в ПАСС;

3) поддерживает связь с Минтрудом Республики Марий Эл, профсоюзами, другими заинтересованными организациями по вопросам правового обеспечения невоенизированных подразделений службы. Контролирует соблюдение законодательства о труде в указанных подразделениях;

4) рассматривает ходатайства о представлении к государственным наградам работников службы за смелость, отвагу и самоотверженность, проявленные при тушении пожаров, ликвидации последствий аварий, катастроф и других стихийных бедствий, при спасении людей, готовит соответствующие заключения.

6. В области финансово-плановой работы:

1) составляет проекты смет расходов и планов по труду в целом по Службе.

Оказывает практическую помощь ПАСА в обеспечении правильного планирования и расходования ассигнований на содержание;

2) осуществляет финансирование расходов на закупку пожарной и специализированной техники, оборудования, снаряжения и другого имущества для подразделений подведомственной службы, охраняющих населенные пункты;

3) осуществляет финансирование мероприятий по противопожарной агитации и пропаганде за счет целевых средств страховых организаций;

4) организует бухгалтерский и статистический учет и отчетность, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью подразделений службы.

Статья 38. Ликвидация пожаров и аварий

1. Работники противопожарной и аварийно-спасательной службы при тушении пожара и проведении первоочередных аварийно-спасательных работ имеют право:

1) беспрепятственно входить и проникать в любое время суток во все производственные, жилые и иные помещения граждан, куда распространился или может распространиться огонь и продукты горения, вскрывать в необходимых случаях закрытые двери и окна, а также ограждающие конструкции для спасения людей, тушения пожара, либо при наличии достаточных оснований полагать, что там происходит пожар;

2) временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, а также доступ граждан на отдельные участки местности или объекты, обязать их покинуть определенное место для проведения работ по тушению пожара, ликвидации его последствий, проведению аварийно-спасательных работ, обеспечению личной и общественной безопасности;

3) пользоваться в неотложных случаях беспрепятственно и безвозмездно средствами связи, принадлежавшими государственным, кооперативным, общественным и иным предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам, а также пользоваться по согласованию с ними и на условиях, установленных законодательными актами, иным имуществом для проведения аварийно-спасательных работ, обеспечения тушения пожара и ликвидации его последствий;

4) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства для сбора личного состава, доставления в лечебные учреждения лиц, нуждающихся в неотложной медицинской помощи;

5) пользоваться при следовании к месту пожара, аварии, катастрофы и стихийного бедствия правом внеочередного приобретения проездных документов на все виды транспорта, а также на внеочередное размещение в гостинице по служебному командировочному удостоверению.

2. Для участия в ликвидации пожаров, проведения аварийно-спасательных работ предприятия (объединения), организации и учреждения по требованию руководителя тушения пожара или проведения аварийно-спасательных работ обязаны выделять имеющуюся в их распоряжении пожарную, водо-подвозную, строительную и другую технику, оборудование, огнетушащие вещества и материалы. Общий порядок привлечения указанной техники и оборудования регулируется местной администрацией.

3. Руководитель тушения пожара и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ является единоначальником, ему подчиняются все силы и средства, находящиеся на месте пожара и аварии. Никто из должностных лиц не вправе вмешиваться в его действия или отменять его распоряжения по управлению силами и средствами при тушении пожара или проведению первоочередных аварийно-спасательных работ.

4. Требования руководителя тушения пожара и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ в пределах его компетенции обязательны для исполнения всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами, которым они адресованы. Он также вправе давать обязательные для исполнения распоряжения о приостановке работы объектов, отдельных производств, участков, агрегатов и отключении оборудования в зоне пожара, аварии; получать от должностных лиц объекта, где возникли пожар или авария, данные (материалы) о его планировке, особенностях, имеющихся опасных веществах и материалах.

5. Основные положения по организации и ведению работ при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ определяются Боевым уставом противопожарной и аварийно-спасательной службы.

Статья 39. Виды пожарной охраны, входящие в противопожарную аварийно-спасательную службу

В противопожарную аварийно-спасательную службу входит профессиональная и добровольная пожарная охрана.

1. К профессиональной пожарной охране относятся:

1) государственная военизированная и невоенизированная пожарная охрана Министерства внутренних дел Российской Федерации;

2) ведомственная пожарная охрана отраслевых министерств и ведомств;

2. К добровольной пожарной охране относятся:

1) добровольные пожарные команды и добровольные пожарные дружины предприятий, объединений, организаций, учреждений и местных администраций;

2) районные, городские, республиканские советы добровольного пожарного общества;

3) производственные предприятия и участки добровольного пожарного общества, осуществляющие профильную деятельность в интересах пожарной безопасности.

Статья 40. Источники содержания пожарной охраны

Источниками содержания пожарной охраны являются:

1) государственной профессиональной военизированной охраны городов - средства Российского бюджета, государственной профессиональной невоенизированной пожарной охраны городов, поселков городского типа и райцентров - средства республиканского и местного бюджетов, и отчисления от страховых платежей независимо от форм собственности;

2) государственной профессиональной пожарной охраны на объектах народного хозяйства - средства предприятий, объединений, организаций и учреждений (по договорам);

3) ведомственной профессиональной пожарной охраны - средства министерств и ведомств;

4) добровольного пожарного общества - вступительные и членские взносы членов общества; доходы, получаемые в результате собственной производственной деятельности.

К источникам содержания государственной профессиональной пожарной охраны относится и дифференцированная плата, взимаемая с объектов народного хозяйства, кооперативных и предпринимательских структур, для покрытия расходов на приобретение пожарной техники, оборудования, средств связи, строительство зданий пожарных депо, в размерах и порядке, установленном постановлением Правительства республики.

Статья 41. Гарантия личному составу противопожарной и аварийно-спасательной службы

1. Личный состав противопожарной и аварийно-спасательной службы при получении приказов и распоряжений, противоречащих законодательству, соблюдает законы Республики Марий Эл.

2. Не признается правонарушением действие личного состава противопожарной и аварийно-спасательной службы, произведенное в состоянии крайней необходимости и оправданного профессионального риска, хотя действия имеет признаки деяния, за которое определена дисциплинарная, административная, уголовная или иная ответственность. Риск признается оправданным, если работник противопожарной и аварийно-спасательной службы, предприняв все возможное для предотвращения причиненного вреда, действовал в соответствии с имеющейся у него информацией о фактах и обстоятельствах, но законную цель невозможно было достигнуть без рискованных действий.

3. Работники противопожарной и аварийно-спасательной службы имеют право обжаловать в суд незаконные действия своих начальников и других должностных лиц, если они ущемляют их права и достоинство.

4. Виды и размеры денежного довольствия, условия налогообложения работникам противопожарной и аварийно-спасательной службы устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации “О милиции“ и должны учитывать степень риска и напряженность труда.

5. За сверхурочную, а также за работу в ночное время, выходные и праздничные дни работникам противопожарной и аварийно-спасательной службы производится компенсация в соответствии с законодательством.

6. Личный состав противопожарной и аварийно-спасательной службы пользуется преимущественным правом при распределении жилой площади, установке телефонов, предоставлении мест в детских дошкольных и санаторно-курортных учреждениях, бесплатном медицинском обслуживании.

7. Не позднее шести месяцев после вступления в должность начальника противопожарной и аварийно-спасательной службы и их заместителей, государственных инспекторов по пожарному надзору, органы самоуправления обеспечивают их служебной жилой площадью на территории обслуживаемых ими зон. Этим должностным лицам в квартирах устанавливаются служебные телефоны. При непредставлении служебной жилой площади им возмещаются расходы, связанные с арендой жилой площади и коммунальными услугами.

8. Для работников противопожарной и аварийно-спасательной службы и членов их семей устанавливается пятидесяти процентная скидка по оплате жилой площади и коммунальных услуг, а также топлива.

9. Аттестованный младший, средний и старший командный состав противопожарной и аварийно-спасательной службы в форменной одежде и при предъявлении служебного удостоверения имеет право бесплатного проезда на городском (пригородном) общественном транспорте (кроме такси) на всей территории Республики Марий Эл.

Статья 42. Страхование работников пожарной охраны и возмещение ущерба в случае гибели или увечья

1. Работники пожарной охраны подлежат обязательному государственному личному страхованию из средств соответствующих бюджетов, а также средств предприятий (объединений), учреждений и организаций.

2. В случае увечья, полученного работником пожарной охраны при исполнении служебных обязанностей, исключающем занятия профессиональной деятельностью либо инвалидностью, которая наступила в период прохождения службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы, либо позднее этого срока, но вследствие заболевания, имевшего место в период прохождения службы, указанный работник получает необлагаемое налогом единовременное пособие в размере от одноголового до пятилетнего денежного содержания в зависимости от степени утраты трудоспособности.

3. В случае гибели работники пожарной охраны при исполнении служебных обязанностей семье погибшего выплачивается необлагаемое налогом денежное пособие в размере десятилетнего денежного содержания. За семьей погибшего сохраняется право на получение благоустроенной квартиры или улучшения жилищных условий на тех основаниях, которые имели место на момент гибели работника. Выделение благоустроенной квартиры или улучшение жилищных условий должно быть произведено органами местного самоуправления не позднее шести месяцев со дня гибели работника пожарной охраны.

Раздел 9. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ

Статья 43. Международные договоры

Если международным договором, заключенным Республикой Марий Эл с другим государством установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Республики Марий Эл в сфере пожарной безопасности, то они применяются в той мере, в которой не могут представлять опасность для жизни и здоровья граждан, национального богатства и устойчивого функционирования экономики республики.

Президент

Республики Марий Эл

В.ЗОТИН

г. Йошкар-Ола

8 июля 1992 года

N 337-III