Бюллетень МТУ ГКАП РФ о проделанной работе за 1992 - 1 половину 1993 гг.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ
НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР
МАРИЙСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
БЮЛЛЕТЕНЬ
О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ЗА 1992 - 1 ПОЛОВИНУ 1993 ГГ.
Издание предлагаемого бюллетеня имеет своей целью ознакомление органов власти и управления республики с работой Марийского территориального управления Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.
Марийское антимонопольное управление было создано в конце 1991 г. как территориальный орган Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политики и поддержке новых экономических структур. В соответствии с Указом Президента России от 24.08.92, на антимонопольные органы было возложено решение следующих задач:
- содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства,
- предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции,
- государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и законодательства по защите прав потребителей.
В целях осуществления контроля за соблюдением Законов РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ и “О защите прав потребителей“ Антимонопольное управление наделено широкими полномочиями.
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБЪЕДИНЕНИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ-МОНОПОЛИСТОВ,
ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ
С 1992 г. в целях установления государственного контроля и регулирования деятельности предприятий-монополистов в условиях либерализации экономической жизни начал формироваться Государственный реестр Российской Федерации объединений и предприятий-монополистов, действующих на товарных рынках. Он состоит из двух разделов. Федеральный раздел включает хозяйствующие субъекты, действующие на республиканском (Российской Федерации) товарном рынке; в региональный раздел заносятся объединения и предприятия, действующие на местном (в пределах Республики Марий Эл) товарном рынке. Ведение регионального раздела Реестра осуществляется Марийским антимонопольным управлением.
В Реестр включаются хозяйствующие субъекты (ХС), которые: - занимают доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, т.е. доля на рынке которых превышает установленную антимонопольным законодательством предельную величину (35 процентов);
- нарушают антимонопольное законодательство. Для хозяйствующих субъектов, внесенных в Реестр вводится:
1) постоянный государственный контроль за деятельностью со стороны Антимонопольного управления на основании статистической отчетности и иной информации по показателям -
- объема производства в натуральном измерении,
- удовлетворения потребности (спроса) на рынке сбыта,
- качества выпускаемой продукции. В случае изъятия продукции из обращения, либо неоправданного снижения объемов производства в натуральном выражении при наличии спроса, а также снижения качества продукции при непропорциональном изменении цены к предприятиям-монополистам применяются санкции, в соответствии с антимонопольным законодательством;
2) постоянный государственный контроль и регулирование ценообразования со стороны соответствующих органов ценообразования. Постановлением Правительства Российской Федерации N 576 от 11.08.92 введено применение по отношению к предприятиям-монополистам, внесенным в Реестр, государственное регулирование цен (тарифов) путем установления предельных цен, фиксированных цен, предельных коэффициентов изменения цен, предельных уровней рентабельности, декларирования повышения свободных цен;
3) государственная ежемесячная статистическая отчетность по статформе N 1-мон, представляемая в органы госстатистики и Антимонопольное управление.
Решение о занесении ХС в Реестр принимается Комиссией по ведению Госреестра на основании статистических данных, сведений предприятий и организаций, по заявлению государственных органов власти и управления и проводится соответствующим приказом по Управлению.
Антимонопольным управлением проведено 15 заседаний Комиссии по ведению регионального раздела Реестра. В ходе работы Комиссии рассмотрены материалы по включению в Реестр 34 предприятий. В целом за период работы Управления в результате оценки информации, полученной от Госстатистики, а также с учетом мнения предприятий и организаций-потребителей исключено из Реестра 24 предприятия.
По состоянию на 01.06.93 Реестр включал 23 хозяйствующих субъекта, при этом 7 из них - монополисты федерального уровня.
Предприятия, включенные в региональный раздел Госреестра:
а) по доминированию на соответствующем товарном рынке -
- Фокинский ликеро-водочный завод (водка и ликеро-водочные изделия),
- Арендное предприятие “Макаронная фабрика“ (макаронные изделия),
- Йошкар-Олинская маслосырбаза (сыр плавленный),
- Йошкар-Олинская кондитерская фабрика (кондитерские изделия),
- АО “Йошкар-Олинский молочный комбинат (молоко пищевое, мороженое),
- АО “Йошкар-Олинский мясокомбинат (колбасные изделия),
- Сернурский сырзавод (сыр твердый),
- Волжский мясокомбинат (мясные консервы),
- Йошкар-Олинский завод пивобезалкогольных напитков (майонез),
- Марийский завод силикатного кирпича (кирпич силикатный),
- Промышленно-строительный кооператив “Стройкерамика“ (кирпич керамический),
- Йошкар-Олинский комбинат хлебопродуктов (комбикорма для птицы),
- Помарский комбикормовый завод (комбикорма для птицы);
б) по фактам нарушения антимонопольного законодательства
- АО “Марийское трансагентство“,
- Производственное управление “Водоканал“ г. Йошкар-Олы,
- Производственное объединение “Волжскпродмаш“.
Предприятия, исключенные из регионального раздела Реестра:
а) в связи со снижением доли на соответствующем рынке -
- АО “Март“ (трикотажные изделия),
- Арендное предприятие “Марийкнига“ (реализация книжной продукции),
- Йошкар-Олинская мебельная фабрика (мягкая мебель),
- АО “Волжский древкомбинат“ (мягкая и корпусная мебель);
б) по отсутствию фактов нарушения антимонопольного законодательства и нецелесообразности государственного антимонопольного регулирования.
В связи с отсутствием фактов нарушения антимонопольного законодательства из регионального раздела Реестра были выведены оптовые предприятия торговли, а также некоторые промышленные предприятия -
- Марийский хладокомбинат “Росмясомолторга“ (мясомолочная продукция),
- Марийское предприятие “Галантерея“ (галантерейные товары),
- АО “Бакалея“ (продовольственные товары),
- ТОО Марийское предприятие “Хозторг“ (хозяйственные товары),
- ТОО “Культовары“ (культспорттовары),
- ТОО Торговая фирма “Йолчием“ (обувь),
- ТОО Фирма “Одежда“ (одежда),
- Советский мебельно-деревообрабатывающий комбинат (кухонная мебель).
Однако, учитывая то, что данные хозяйствующие субъекты по-прежнему занимают доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, Антимонопольное управление заключило с ними Соглашения о соблюдении антимонопольного законодательства и законодательства о защите прав потребителей. В них предусматривается выполнение данными предприятиями определенных обязательств -
- не снижать объемов поставок на местный рынок,
- предоставлять равный доступ покупателям продукции,
- обеспечивать качество поставляемых товаров,
- не нарушать установленный порядок ценообразования.
Некоторые промышленные предприятия были исключены из Реестра в связи с тем, что удельный вес поставок на местный рынок составляет незначительную величину в общем объеме выпуска, т.е. их хозяйствование определяется в значительной степени условиями, складывающимися на федеральном рынке (ОЭДК “Заря“ - лыжи, Йошкар-Олинский механический завод - велосипеды, Юринский валяльно-войлочный комбинат - валянная обувь, СП “Маритал“ - овчинно-шубные изделия), Йошкар-Олинский мебельно-зеркальный комбинат - зеркальные изделия).
Наконец, в связи с отсутствием фактов монополистической деятельности из Реестра были выведены -
- Совхоз “Тепличный“ (овощи закрытого грунта),
- Совхоз “Овощевод“ (овощи открытого грунта),
- Птицефабрика “Марийская“ (мясо птицы),
- Волжская птицефабрика (яйцо),
- колхоз “Путь Ленина“ Волжского района (пушнина);
в) в связи с уточнением товарной группы мебели -
- Марийский завод холодильного оборудования ПО “Марихолодмаш“,
- Волжский мебельно-деревообрабатывающий комбинат,
- Красногорский комбинат автофургонов,
- Йошкар-Олинский мебельно-зеркальный комбинат,
- Йошкар-Олинский леспромхоз.
В 1992 г. индекс оптовых цен промышленных предприятий республики составил в среднем 1482 процента, в том числе по предприятиям-монополистам - 2085. Эти “издержки“ реформы стали очевидными из-за недостаточного осознания степени монополизации нашей экономики и возможных отрицательных последствий включения монополизированного хозяйства в рынок.
Столь высокий рост цен потребовал принятия особых корректирующих мер, с одной стороны, сдерживающих инфляцию, с другой - связывающих борьбу с инфляцией с антимонопольной политикой. Такие меры были предложены в Постановлении Правительства России N 576 от 11.08.92, в котором определялись условия и способы ценового регулирования предприятий-монополистов. Это стало своеобразным сдерживающим фактором роста цен: индекс оптовых цен в январе 1993 г. к соответствующему периоду прошлого года по промышленности республики составил 777.8 процента, в том числе по предприятиям-монополистам - 674.4 процента.
В этом смысле Реестр сыграл определенную положительную роль в сдерживании инфляционных процессов, поддержании социальной стабильности и адаптации общества к рыночным условиям.
2. ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ
НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ
а) разработка и принятие нормативных документов по демонополизации управленческих и хозяйственных структур.
В 1992 г. Правительством Республики Марий Эл по представлению Антимонопольного управления были приняты Постановления N 179 от 17.04.92 “О Концепции демонополизации и развития конкуренции в экономике Марийской ССР“ и N 230 от 28.05.92 “О Программе демонополизации управленческих структур Марийской ССР“. Эти документы являются частью комплекса мер по развитию рыночных отношений и направлены на преодоление монополизма в экономике республики и формирование конкурентной среды на товарных рынках.
Антимонопольным управлением проведена проверка исполнения положений указанных документов. В ходе нее обнаружилось, что министерства и ведомства уделяют крайне незначительное внимание разработке и реализации антимонопольных мер в соответствующих отраслях. Многие положения постановлений остались нереализованными. Результаты проверки были представлены в Правительство;
б) участие в приватизации предприятий-монополистов и хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на соответствующих товарных рынках.
В соответствии с действующими нормативными актами для хозяйствующих субъектов, подпадающих под действие антимонопольного законодательства, установлен особый режим приватизации: план приватизации указанных предприятий должен быть согласован в Антимонопольном управлении и скорректирован с учетом возможностей демонополизации хозяйственной структуры. Под последним понимается:
- раздельная приватизация предприятий, входящих в состав ассоциаций, акционерных обществ и др. форм объединений,
- разделение хозяйствующего субъекта - выделение из его состава структурных подразделений (звеньев, цехов и проч.) и предоставление им прав юридического лица. В дальнейшем осуществляется их раздельная приватизация. Результатом разделения должно быть появление на товарном рынке новых юридических лиц, осуществляющих производство (поставку) аналогичной или взаимозаменяемой продукции. Осуществление демонополизации путем разделения доминирующей фирмы является результативным тогда, когда такое разделение определяется возможностями территориального, организационного и технологического обособления;
- предоставление прав юридического лица структурным подразделениям доминирующего предприятия, их последующая приватизация и создание на базе приватизированных структур (по желанию собственника) объединений типа ассоциаций, акционерных обществ.
За период своей работы Антимонопольным управлением:
- рассмотрено документов по приватизации - 30,
- согласовано планов приватизации ХС - 20,
- несогласовано планов приватизации (“Марийхимчистка“, “Марийскмелиорация“) - 2
- выработано предложений по демонополизации ХС - 8, в том числе по предприятиям-объединения “Марагрострой“, объединения “Маристрой“, Марийнефтепродукт, Горшвейбыт и др;
в) поддержка предпринимательства, малого и среднего бизнеса.
В августе 1992 г. по представлению Антимонопольного управления Указом Президента был создан Совет по поддержке предпринимательской деятельности. В его задачи входит обеспечение интеграции возможностей министерств и ведомств, а такжке хозяйствующих субъектов по реализации программы поддержки предпринимательства в республике, обеспечение выработки предложений по налоговой, материально-технической политики, по совершенствованию системы государственного регулирования мелкого и среднего бизнеса.
В этом же году Антимонопольным управлением были разработаны и предложены в Правительство проект Программы поддержки предпринимательства, а также меры по созданию Фонда поддержки предпринимательства. В настоящее время Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции создан.
3. ПРЕСЕЧЕНИЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
В 1992 г. Управлением принято к рассмотрению 14 заявлений о нарушении Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, в том числе:
ст. 5 “Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке“ - 9 дел (1 - инициативное);
ст. 6 “Соглашения хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию“ - 2 дела;
ст. 9 “Недопустимость участия в предпринимательской деятельности должностных лиц органов государственной власти и государственного управления“ - 2 дела (инициативные);
ст. 10 “Недобросовестная конкуренция“ - 1 дело. Отказано в возбуждении дел 7 заявителям. Устранено нарушений в процесс рассмотрения - 2. Возбуждено 5 дел, из них одно прекращено, по остальным выданы предписания, которые были исполнены. Нарушение ст. 5 Закона о конкуренции было допущено объединением “Мариэнерго“ и станцией Йошкар-Ола Казанского отделения Горьковской железной дороги.
- Объединением “Мариэнерго“ был нарушен установленный нормативными актами порядок ценообразования, а именно: Положение о государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию и Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции. В результате себестоимость производства электроэнергии была завышена более чем на 200 млн. руб.
Марийское территориальное управление выдало ПОЭиЭ “Мариэнерго“ предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и предложило Комитету цен изъять в бюджет суммы, незаконно полученные объединением. Предписание выполнено. Суммы завышения тарифов на электроэнергию были учтены при утверждении новых повышающих коэффициентов для снижения тарифов.
- Станция Йошкар-Ола Казанского отделения Горьковской железной дороги навязывала условия договора, невыгодные заказчику (нарушение ст. 5 Закона) и ограничила конкуренцию на страховом поле, заключив соглашение в форме договора со страховым товариществом “Глория - Марий-Эл“ (нарушение ст. 6).
Решением комиссии Управления Станции Йошкар-Ола было выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и расторжении договоров с товариществом “Глория - Марий Эл“. Предписание было выполнено.
По факту нарушения ст. 9 Закона о конкуренции по инициативе Антимонопольного управления было возбуждено 2 дела. Одно из них прекращено в процессе рассмотрения, по другому выдано предписание.
Это нарушение было совершено Торговым представителем Марийской ССР в г. Москве, который, являясь должностным лицом органа государственного управления, выступил учредителем товарищества с ограниченной ответственностью “Концерн Мари“.
После вмешательства Антимонопольного управления, это нарушение было устранено Указом Президента Республики Марий Эл от 14.07.92 N 174.
За 5 месяцев 1993 г. Управлением было рассмотрено 15 заявлений, в том числе:
ст. 5 “Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке“ из 11 заявлений по 6 вынесены определения об отказе в возбуждении дела за отсутствием нарушений антимонопольного законодательства, по 5-ти возбуждены дела и вынесены предписания;
ст. 8 “Соглашения (согласованные действия) органов власти и управления, ограничивающие конкуренцию“ - 1 заявление;
ст. 10 “Недобросовестная конкуренция“ - 1 дело (инициативное);
ст. 14 “Обязанности хозяйствующих субъектов и органов управления в отношении предоставления информации Антимонопольному комитету“ - 1 дело (инициативное);
ст. 17 “Государственный контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов“ - 1 заявление об отсутствии согласия Антимонопольного управления на слияние муниципальных учреждений культуры при появлении одного учреждения, занимающего доминирующее положение.
Всего с начала года возбуждено 7 дел, в том числе 3 по инициативе Управления, одно дело прекращено, так как конфликт был урегулирован, по шести - вынесены предписания.
Из 8 отказанных дел два формально подпадали под действие антимонопольного законодательства. Постановление Главы администрации г. Козьмодемьянска от 25.09.92 N 248, которое было принято в нарушение действующего законодательства и ст. 8 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.
Постановление Главы администрации г. Йошкар-Олы от 28.12.92, которое усиливало степень монополизации услуг культурно-досуговой деятельности и было принято с нарушением ст. 17 названного закона.
Одно из дел, рассмотренных Комиссией Марийского антимонопольного управления, было о недобросовестной конкуренции.
В коммерческой рубрике республиканского радио “Марпромбанк информирует“ прозвучало некорректное сравнение работы двух конкурирующих банков по услугам, оказываемым населению. А так как эта рубрика является коммерческой и все материалы для нее готовились “Марпромбанком“ с целью рекламы услуг, оказываемых сберкассами “Марпромбанка“, то такое сравнение подпадает под действие ст. 10 Закона о конкуренции. “Марпромбанку“ выдано предписание о принесении публичного извинения “Марсбербанку“ в ближайшем выпуске коммерческого радиоканала. Предписание выполнено, извинение принесено.
Остальные 5 дел были о нарушении ст. 5 Закона “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, а именно о нарушении установленного нормативными актами порядка ценообразования хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение.
Такие нарушения допустили:
- Йошкар-Олинский “Водоканал“. Заложив в тарифы количество коагулянта (хлорного железа), превышающее норму расхода, объединение “Водоканал“ завысило тарифы на услуги канализации, оказываемые промпредприятиям. При этом незаконно получило свыше 7 млн. рублей.
Производственному управлению “Водоканал“ г. Йошкар-Олы выдано предписание о возмещении потребителям ущерба в сумме 7098.8 тыс. рублей. Предписание выполнено, ущерб возмещен. ПУ “Водоканал“ внесено в региональный раздел Реестра предприятий-монополистов, цены на его услуги регулируются;
- Акционерное общество “Йошкар-Олинский мясокомбинат“, уже находясь в Реестре предприятий-монополистов, не осуществил декларирование цен на колбасные изделия. Комиссия Антимонопольного управления выдала АО “Йошкар-Олинский мясокомбинат“ предписание об обязательном декларировании цен на колбасные изделия, а Комитету цен было предложено удержать разницу между декларированными и непродекларированными ценами. Предписание мясокомбинатом выполнено. В бюджет перечислен 1 млн. рублей;
- Марийское предприятие транспортно-экспедиционного обслуживания населения нарушило Рекомендации по установлению и применению тарифов на перевозки пассажиров автомобильным транспортом, разработанные в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР N 102 от 19.02.91 и Распоряжения Президента Республики Марий Эл N 326-рп от 10.06.92, N 595-рп от 18.10.92.
Реализуя проездные билеты, Трансагентство завысило цены на них (в том числе на ученические и студенческие) путем взимания комиссионного сбора, незаконно получив при этом свыше 238 тыс. рублей. Предприятию выдано предписание о прекращении взимания комиссионного сбора с проездных билетов. Комитету цен предложено удержать незаконно полученную прибыль. Предписание выполнено. В бюджет перечислено 238,1 тыс. руб. МПТЭОН занесено в региональный раздел Реестра предприятий-монополистов по реализации льготных проездных билетов;
- Управление железнодорожных и водных перевозок (УЖВП) концерна “Маристрой“, занимая доминирующее положение и имея длительные хозяйственные связи с заводом КПД того же концерна, нарушало порядок ценообразования и не заключало договор с заводом на 1993 г. УЖВП применяло отмененный ведомственный прейскурант и взимало с потребителей без их согласия 10 процентов от общей стоимости услуг на развитие базы, ссылаясь при этом на постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 14.08.86 N 971.
Управлению выдано предписание, обязывающее его прекратить нарушение пятой статьи Закона о конкуренции, заключить с заводом КПД договор на 1993 г. в соответствии с действующим законодательством и установленным нормативными актами порядком ценообразования, не предъявлять к оплате счета за не оговоренные договором или не согласованные с клиентом услуги и возместить ущерб, причиненный потребителям в виде незаконно применяемых наценок.
На 3 июня 1993 г. управлением ЖВП заводу КПД направлены договор и калькуляции на согласование. Комитет цен удержал в бюджет 1114,5 тыс. рублей и наложил штраф в том же размере на УЖВП за нарушение дисциплины цен;
- Производственное объединение “Волжскпродмаш“ нарушило Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции. Объединением включены в себестоимость всех видов энергии, воды, а также кислорода и услуг электроцеха добровольное страхование имущества, отчисления профсоюзу; завышен размер отчислений от заработной платы. Не оформляются протоколы согласования договорных цен (тарифов), что также является нарушением установленного нормативными актами порядка ценообразования.
Объединению “Волжскпродмаш“ выдано предписание о прекращении нарушения ст. 5 Закона о конкуренции, заключении договоров с потребителями на все виды оказываемых услуг.
Комитету цен предложено определить размер незаконно полученных объединением сумм за счет завышения тарифов и в соответствии с действующим законодательством изъять их.
ПО “Волжскпродмаш“ занесено в региональный раздел Государственного реестра предприятий-монополистов по позициям: подъем и реализация воды, пропуск сточных вод, посреднические услуги поставок электроэнергии, выработка теплоэнергии, химводы, сжатого воздуха, переработка оборотной воды. Тарифы на эти услуги будут регулироваться.
4. Административные правонарушения
В 1992 г. Марийским территориальным управлением было рассмотрено 15 административных дел, из них 7 прекращено, 8 закончено. Все эти дела о нарушении ст. 14 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, то есть непредставление информации по требованию Антимонопольного управления.
Это нарушение совершили должностные лица таких предприятий города Йошкар-Олы, как ОКБА, ГАКТ “Йошкар-Оластрой“, Йошкар-Олинское арендное предприятие ПСО, ПО “Инструментальное“, АО “Маригражданстрой“, АО “Йошкар-Олинский молочный комбинат“, ТОО “Кондитер“, а также администрация Куженерского района. В соответствии со ст. 157 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях на них наложено административное взыскание в виде предупреждения.
За 5 месяцев этого года возбуждено одно административное дело с привлечением к административной ответственности в виде предупреждения в соответствии со ст. 157 КоАП.
Это взыскание наложено на директора Управления железнодорожных и водных перевозок СПТК “Маристрой“, невыполнившего предписание Марийского территориального управления ГКАП России, тем самым нарушевшего п. 1 ст. 29 Закона РСФСР “О конкуренции...“
5. КОНТРОЛЬ ЗА СОЗДАНИЕМ, СЛИЯНИЕМ, ПРЕОБРАЗОВАНИЕМ
И ЛИКВИДАЦИЕЙ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
В 1992 году управлением рассмотрены учредительные документы 33 хозяйствующих субъектов.
В соответствии со ст. 17 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ осуществлялся государственный контроль:
- за преобразованием банков “Аяр“ и “Марпромбанк“ из паевых в акционерные и увеличением их уставного капитала;
- за созданием объединений предприятий, в том числе концерна “Маристрой“, ассоциаций “Ладья“ и “Марийбытсервис“, многоотраслевого производственно-коммерческого объединения “Марлестоппром“;
Изучались учредительные документы, зарегистрированных в нарушение ст. 17 Закона “О конкуренции...“, без согласия Антимонопольного управления, ассоциации “Бекон“ и концернов “Алмаз“ и “Мари“.
В учредительных документах последнего было выявлено несоответствие фактической организационно-правовой формы и зарегистрированной. Являясь товариществом с ограниченной ответственностью, концерн “Мари“ был зарегистрирован как объединение предприятий. После вмешательства Марийского антимонопольного управления в учредительные документы предприятия были внесены изменения и предприятие приведено в соответствие со своей организационно-правовой формой.
За 5 месяцев 1993 года Управлением в порядке государственного контроля рассмотрены учредительные документы восьми хозяйствующих субъектов и проспекты третьей эмиссии ценных бумаг АКБ “Марпромбанк“ и четвертой эмиссии ценных бумаг АКБ “Аяр“.
Дано согласие Антимонопольного управления на регистрацию таких объединений предприятий, как:
- Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Республики Марий Эл;
- Союз потребительских обществ и предпринимателей Республики Марий Эл “Марпотребсоюз“;
- Союз потребительских обществ Горномарийского района;
- Ассоциация “Горфоторазнобыт“; товариществ с ограниченной ответственностью с уставным капиталом свыше 50 млн. рублей
- Совместное российско-турецкое предприятие “Мартур индастри трейд“;
- Совместное российско-швейцарское предприятие “Лина“. В нарушение пунктов 4,5 ст. 17 Закона России “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ зарегистрировано акционерное общество открытого типа “Марийскмелиорация“, имеющее уставной фонд свыше 50 млн. рублей, без согласия антимонопольного управления (постановление главы администрации г. Йошкар-Олы от 22.04.93 N 555).
6. РАБОТА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Марийское территориальное управление ГКАП Российской Федерации после вступления в силу Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей“ осуществило ряд мер, направленных на его реализацию в Республике Марий Эл. Проведена учеба с работниками торговли, службы быта, предпринимателями в городах Йошкар-Оле, Волжске, Козьмодемьянске, в Волжском, Горномарийском, Звениговском, Оршанском, Параньгинском, Новоторьяльском районах. Разработаны и разосланы в администрации городов и районов республики методические рекомендации по проверке и выявлению фактов нарушения прав потребителей.
В целях обеспечения соблюдения законодательства о защите прав потребителей, проведена рабочая встреча с руководителями контролирующих органов, в результате которой было подписано соглашение о совместных действиях на 1993 год. При антимонопольном управлении создан и действует Межведомственный координационный совет по делам потребителей. Проведено два заседания Совета, на которых рассмотрены вопросы: “О состоянии дел по внедрению обязательной сертификации по номенклатуре товаров и услуг на 1993 год“; “О сертификации продовольственного сырья и пищевых продуктов в республике“. Утверждено Положение “О Межведомственном координационном совете по делам потребителей“.
Установлено тесное взаимодействие со средствами массовой информации по разъяснению Закона “О защите прав потребителей“ среди населения. Публикуются наши материалы в республиканских газетах: “Марийская правда“, “Республика“, “Йошкар-Ола“, “Шанс“ и др. Выступления по республиканскому радио звучат в передачах “Бизнес-клуб“, “Субботняя панорама“, и информационных выпусках “Вчера, сегодня, завтра“.
Осуществляя контроль за соблюдением Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей“, работниками управления проведены проверки хозяйствующих субъектов в пяти районах и трех городах республики. Всего изучено, с выходом на места, по заявлениям органов управления, потребителей и собственной инициативе 120 хозяйствующих субъекта.
В связи с поступившими жалобами на высокую цену сахара нами совместно с работниками Комитета по ценам Министерства экономики в августе 1992 года проведена проверка предприятия “Росоптпродторг“. Установлено, что с учетом остатка сахара на 01.07.92 и поступившего в течении июля (577,3 т., в том числе 372 т. - кубинский) средняя цена за килограмм составила 23 рубля. Вместе с тем сахар был реализован населению по цене 55 рублей за килограмм. Таким образом, был завышен расчет средневзвешенной цены за килограмм сахара, от реализации которого предприятие “Росоптпродторг“ получило свыше 18 млн. рублей прибыли, которая после вмешательства Антимонопольного управления была перечислена в фонд дополнительных финансовых ресурсов Правительства Республики Марий Эл.
Для рассмотрения дел о нарушениях законодательства о защите прав потребителей при управлении образована постоянная Комиссия. По полученным материалам возбуждены и рассмотрены на Комиссии 5 дел по нарушению законодательства о защите прав потребителей. В большинстве случаев нарушались статьи 4, 6, 7, 8, 9, 14, 17 и 18 данного Закона. Так, в магазине “Ивушка“, принадлежащем товариществу с ограниченной ответственностью “Ива“ г. Йошкар-Олы продавались магнитофоны “Санда-401 С“ без штампа магазина и отметки о дате продажи в техническом паспорте, что явилось нарушением ст. 17 Закона. В муниципальном предприятии - магазине N 30 “Сделай сам“, установлены факты нарушения статей 5 и 8 Закона, выразившиеся в реализации блоков дистанционного управления к телевизорам без необходимой и достоверной информации, обеспечивающей возможность их компетентного выбора и без информации о сертификации блоков.
По письму Комитета цен при Министерстве экономики Республики Марий Эл были проверены 22 парикмахерских г. Йошкар-Олы, в 8 из которых, выявлены нарушения статьи 8 п. 1 и 2 Закона “О защите прав потребителей“ и нарушения ценообразования.
В Управлении регистрируются все обращения потребителей, по которым принимаются необходимые меры. Более всего жалоб поступило на качество продукции. В первом квартале текущего года в магазинах г. Йошкар-Олы появился цейлонский чай по цене 220 рублей за 100 граммовую упаковку, который, по мнению покупателей, не соответствовал по качеству обычно предъявляемым требованиям, т.е. перемолот в пыль, при заварке не имел аромата, цвет чая светло-желтый. Лаборатория по контролю за качеством пищевых продуктов Республиканского санэпидемнадзора признала чай пригодным к употреблению, так как он не имел вредных для здоровья примесей. Однако гражданам, обратившимся в отдел защиты прав потребителей по поводу некачественности чая, товар был заменен.
По заявлениям потребителей проверена работа объединения по ремонту и изготовлению мебели “Интерьер“, магазина N 10 “Культтовары“, 773 отдела торговли, Марийского предприятия транспортно-экспедиционного обслуживания населения. Так как в собранных материалах отсутствовали признаки нарушения Закона Росс“йской Федерации “О защите прав потребителей“ и иски заявителей удовлетворены, в отношении этих хозяйствующих субъектов Комиссией в возбуждении производства по делу было отказано.
Следует отметить, что при проверке Марийского предприятия транспортно-экспедиционного обслуживания населения выявлено нарушение порядка ценообразования на сжиженный газ для реализации населению в пятилитровых баллонах. Комитетом цен при Министерстве экономики республики применены штрафные санкции, а реализацией сжиженного газа стало заниматься объединение “Марийсгаз“.
Немаловажную роль в сфере защиты прав потребителей имеет и содружество и соединение усилий ряда государственных органов. Так, в рамках совместных действий, предусмотренных соглашением, совместно с Марийским управлением госторгинспекции, Республиканским санэпидемнадзором, проведена комплексная проверка предприятий торговли на предмет недопустимого товарного соседства отдельных ассортиментных групп. В магазине Акционерного общества “Бакалея“ было зафиксировано нарушение товарного соседства, т.е. в отделе с кондитерскими и бакалейными товарами продавался стиральный порошок, обувь, табачные изделия. По результатам проверки был составлен акт. Выявленные недостатки были устранены.
По заданию Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур проведена проверка работы Марийского центра стандартизации и метрологии по подтверждению безопасности товаров (работ, услуг), в ходе которой установлено, что в течение текущего года из 617 заявок на подтверждение заявлений деклараций изготовителей выдано всего 101 подтверждение. Это является следствием того, что по состоянию на 01.05.93 аккредитована только одна лаборатория испытательного центра Марийского проектно-конструкторского технологического института холодильного оборудования и скороморозильных агрегатов. Анализ проверки показал, что работа Марийского центра стандартизации и метрологии по подтверждению безопасности товаров (работ, услуг) соответствует Рекомендациям Госстандарта.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл N 519 21.12.92 “О мерах по обеспечению населения продуктами питания, гарантинованного качества в условиях свободной торговли и частного предпринимательства“ утверждены Правила торговли продовольственными товарами, затрагивающие отношения между продавцами и потребителями. К сожалению, проекты вышеуказанных нормативных актов не были согласованы с нашим управлением. В результате ряд положений Правил торговли продовольственными товарами сузили сферу применения Закона “О защите прав потребителей“ и тем самым ограничили права потребителей. Управлением было внесено представление в Правительство республики о внесении изменений в ряд разделов данных Правил. Предложение было рассмотрено, и Правительство внесло изменение в данное постановление.
Работниками антимонопольного управления принимались меры по организации создания служб защиты прав потребителей при администрации городов и районов республики. Проводилась учеба по Закону “О защите прав потребителей“ с работниками аппарата администрации городов и районов республики, депутатами и активом городских и районных Советов.
7. ПУБЛИКАЦИИ В ПЕЧАТИ
- Алмазов Б.М. От монополии к рыночным отношениям /Марийская правда. 28 апреля 1992 г. - с. 1
- Алмазов Б.М. Монополизм - тормоз реформ / Республика. 7 января 1993 г. - с. 3
- Зубарев В.В. Узда для монополистов /Республика. 30 апреля 1992 г. - с. 3
- Яковлев В. Монополизм уходит в прошлое/Республика. 27 февраля 1992 г. - с. 3.
- Яковлев В. И все-таки - монополист/ Республика. - 26 августа 1992 г. - с. 2 - 3.
- Коробов В.О. Занесены в Реестр/ Марийская правда. 21 февраля 1992 г. - с. 2.
- Коробов В.О. Оглядываясь на прошлое, мы теряем время /Республика. 15 апреля 1992 г. - с. 1, 4.
- Кондрашина О.П. Цены в монопольной упряжке /Марийская правда. 10 марта 1993 г.
- Поляков В.Д. Знание закона освобождает от доверчивости
- Грудачева Н.В. Честь дороже сапог /Марийская правда. 15 января 1993 г.
- Грудачева Н.В. Играть по-честному /Шанс. 25 декабря 1992 г.
- Козырев П. О черством хлебе, фальшивом коньяке и кислом молоке//Подготовил А.Никольский/Йошкар-Ола. 22 января 1993 г.
- Потребитель всегда прав. Если не будет молчаливым большинством//Подготовил А.Никольский/Йошкар-Ола. 18 декабря 1992 г.
Начальник
Марийского территориального управления
ГКАП РФ
Б.М.АЛМАЗОВ