Российские законы

Приказ Министерства образования Марийской ССР от 03.10.1993 N 345 “Об утверждении “Положения о порядке аттестации педагогических, методических, научных и руководящих работников государственных и муниципальных учреждений и организаций образования Республики Марий Эл“ (Зарегистрировано в Минюсте РМЭ 02.02.1994 N 7)

Утратил силу в связи с изданием Приказа Министерства образования Республики Марий Эл от 12.11.2007 N 1048.

Положение, утвержденное данным документом, введено в действие с 1 сентября 1993 года.

Зарегистрировано в Минюсте РМЭ 2 февраля 1994 г. N 7

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ ССР

3 октября 1993 г. N 345

ПРИКАЗ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ “ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ АТТЕСТАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ, МЕТОДИЧЕСКИХ, НАУЧНЫХ И РУКОВОДЯЩИХ

РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

И ОРГАНИЗАЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ“

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.92 N 785 “О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе ЕТС“ и от 08.11.92 N 855 “О повышении уровня оплаты труда работников учреждений, организаций и предприятий бюджетной сферы“, в
целях стимулирования роста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогического и управленческого труда, развития творческой инициативы, обеспечения социальной защищенности работников образования в условиях рыночных отношений, приказываю:

1. Утвердить “Положение о порядке аттестации педагогических, методических, научных и руководящих работников государственных и муниципальных учреждений и организаций образования Республики Марий Эл“, “Объемные показатели и порядок отнесения учреждений образования Республики Марий Эл к группам по оплате труда руководящих работников для установления разрядов оплаты труда по Единой тарифной сетке“.

2. Ввести в действие “Положение о порядке аттестации педагогических, методических, научных и руководящих работников государственных и муниципальных учреждений и организаций образования Республики Марий Эл“ с 1 сентября 1993 года.

3. Сохранить присвоенные категории и установленные разряды по результатам проведенной в республике внеочередной аттестации работникам, принимавшим участие в марийском эксперименте по дифференцированной оплаты труда, на пятилетний срок с момента их утверждения.

4. Разряды оплаты труда на ЕТС с 12 по 14, установленные при внеочередной аттестации педагогическим работникам, за исключением названных в п. 3 настоящего приказа, сохранить до 01.09.94, а в случаях, перечисленных в п. 3.12 “Положения о порядке аттестации“ на указанные в нем сроки.

По истечении указанных в нем сроков педагогическим работникам, не изъявившим желания проходить аттестацию на присвоение квалификационной категории, размеры оплаты труда по ЕТС устанавливаются в зависимости от образования и стажа педагогической работы (стажа работы по специальности).

5. Начальникам управлений и отделам образования, руководителям подведомственных учреждений:

- создать в каждом педагогическом коллективе необходимые условия и провести в срок до 1 июля 1994 года очередную аттестацию педагогических и руководящих работников республики;

- в своей работе по очередной аттестации работников строго руководствоваться “Положением о порядке аттестации педагогических, методических,
научных и руководящих работников государственных и муниципальных учреждений и организаций образования Республики Марий Эл“, “Объемными показателями и порядком отнесения учреждений образования Республики Марий Эл к группам по оплате труда руководящих работников“.

6. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя министра образования Петухова В.А.

Зам. Минобразования

Республики Марий Эл

Г.МУСТАЕВ

Утверждено

Приказом

Министерства образования

Республики Марий Эл

от 3 октября 1993 г. N 345

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ, МЕТОДИЧЕСКИХ,

НАУЧНЫХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

I. Общие положения

1.1. Аттестация - это комплексная оценка продуктивности деятельности работника, уровня квалификации, профессионализма, его престижности и творческой деятельности, его вклада в развитие системы образования.

Целью аттестации является стимулирование роста квалификации, профессионализма, продуктивности педагогического и управленческого труда, развитие творческой инициативы, обеспечение социальной защищенности работников отрасли в условиях рыночных отношений путем дифференциации оплаты их труда.

Задачами аттестации являются: целенаправленное, непрерывное повышение профессионального уровня педагогических и руководящих работников; установление соответствия между качеством и оплатой труда; управление качеством образования для создания оптимальных условий развития личности.

1.2. Основными принципами аттестации являются: добровольность, открытость, коллегиальность, обеспечивающие объективное, гуманное и доброжелательное отношение к педагогическим и руководящим работникам.

1.3. Нормативной основой для проведения аттестации являются данное положение, квалификационные характеристики, утверждаемые Министерством образования Российской Федерации в установленном порядке, содержащие критерии соответствующих квалификационных категорий и определяющие их количество, Единая тарифная сетка по оплате труда работников сферы и другие нормативные акты, регламентирующие уровень оплаты труда педагогических и руководящих работников учреждений образования.

Квалификационная категория - соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического и управленческого труда, обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.

Квалификационные категории педагогическим и руководящим работникам присваиваются на пять лет.

1.4. Аттестация для
вновь назначаемых на должность руководителей образовательных учреждений является обязательной в соответствии с пунктом 3 статьи 35 Закона Российской Федерации “Об образовании“.

1.5. Аттестацию проходят изъявившие желание получить квалификационную категорию, подтвердить или повысить имеющуюся квалификационную категорию педагогические и руководящие работники, квалификационные характеристики которых предусматривают наличие квалификационных категорий.

Аттестуются следующие работники:

Первая группа, руководители образовательных учреждений, организаций и предприятий образования:

- ректоры, директора, заведующие, включая заведующих методическими кабинетами и центрами всех уровней, медико-психолого-педагогическими консультациями;

- заместители руководителей образовательных учреждений, организаций и предприятий образования, включая старших воспитателей;

- руководители структурных подразделений образовательных учреждений, организаций и предприятий образования, включая руководителей физического воспитания и начальной военной подготовки.

Вторая группа, педагогические, инженерно-педагогические работники, работники кафедр и лабораторий института образования;

- научные сотрудники института образования;

- сотрудники медико-психолого-педагогических консультаций;

- учителя, преподаватели, педагоги-дефектологи, педагоги-психологи, социальные педагоги, инженеры-педагоги;

- мастера производственного обучения;

- старшие вожатые;

- методисты;

- воспитатели всех типов образовательных учреждений, включая воспитателей общежитий;

- педагоги образовательных учреждений, осуществляющих дополнительную образовательную деятельность по интересам и склонностям детей и учащихся, организующих их досуг (руководители кружков, секций, клубов, студий, организаторы, тренеры, педагоги-хормейстеры, педагоги-хореографы, педагоги-художники).

Третья группа, дополнительный педагогический персонал (инструкторы по труду, физической культуре, по вождению, слуховых кабинетов, инструкторы-методисты, музыкальные руководители, культорганизаторы, концертмейстеры, библиотекари).

1.6. В процессе аттестации выявляются:

- продуктивность и качество труда работника;

- его престижность;

- соответствие определенному уровню квалификации и профессионализма, умение решать профессиональные задачи определенной сложности;

- его вклад в развитие образования;

1.7. Педагогическим и руководящим работникам учреждений образования, не изъявившим желания проходить аттестацию на присвоение квалификационной категории, разряды оплаты труда по ЕТС устанавливаются:

- педагогическим работникам - в зависимости от образования и стажа педагогической работы (стажа работы по специальности);

- руководящим работникам - по начальному разряду
в диапазоне разрядов, соответствующем группе по оплате труда руководящих работников, к которой отнесено учреждение образования.

1.8. Аттестация педагогических и руководящих работников в исключительных случаях может быть проведена по инициативе администрации, совета (педагогического совета) учреждения образования, органа управления образованием с целью определения уровня квалификации работника и его соответствия занимаемой должности.

1.9. Контроль за соблюдением порядка проведения аттестации, правовой и социальной защищенности педагогических и руководящих работников учреждений образования республики осуществляет Министерство образования Республики Марий Эл, отделы/управления образования районных и городских администраций.

II. Аттестационная комиссия, ее состав

2.1. Задачами аттестационной комиссии являются обобщение итогов деятельности педагогических и руководящих работников, обеспечение объективности экспертных оценок, соблюдение основных принципов аттестации.

Аттестационные комиссии, руководствуясь настоящим положением, квалификационными требованиями и другими нормативными документами, распределяют формы и процедуры проведения аттестации, выносят решения по итогам аттестации.

2.2. Для проведения аттестации создаются:

- Главная аттестационная комиссия;

- Районная (муниципальная), городская аттестационная комиссия;

- Аттестационная комиссия учреждения образования.

2.2.1. Главная аттестационная комиссия создается коллегией Министерства образования Республики Марий Эл.

2.2.2. Районная (муниципальная), городская аттестационная комиссия создается соответствующим органом управления образованием.

2.2.3. Аттестационная комиссия учреждения образования создается его Советом (педагогическим советом).

2.2.4. Для аттестации педагогических работников малокомплектных и малочисленных образовательных учреждений аттестационные комиссии могут создаваться при органе управления образованием по подчиненности образовательного учреждения или на базе одного из образовательных учреждений.

2.3. Персональный состав аттестационной комиссии, сроки полномочий и сроки проведения аттестации определяются приказом соответствующего органа управления образованием или руководителем учреждения образования.

2.4. В состав аттестационной комиссии входят:

председатель аттестационной комиссии - руководитель (или первый заместитель руководителя) органа управления образованием, учреждения образования;

заместитель председателя, секретарь и члены комиссии.

В состав комиссии включаются работники образовательных, научных методических учреждений и представители профсоюзов. В ее
состав могут входить представители родительской общественности, Советов народных депутатов, а также организаций, предприятий, органов исполнительной власти и управления.

При аттестационных комиссиях для подготовки и проведения аттестации создаются экспертные и другие группы, комиссии с целью изучения, оценки различных направлений деятельности аттестуемого и его профессионального уровня.

Участие в работе аттестационной комиссии не должно наносить ущерб основной деятельности ее членов.

За работниками образовательных учреждений, привлекаемыми к подготовке и проведению аттестации, на период их непосредственной деятельности, связанной с этим, сохраняется заработная плата, установленная при тарификации.

Командировочные расходы лиц, участвующих в подготовке, проведении аттестации, а также аттестуемых, связанные с аттестацией, оплачиваются соответствующими органами управления и учреждениями образования.

Расходы по аттестации работников, проводимой по инициативе администраций учреждений образования, оплачиваются органами управления и учреждениями образования.

III. Порядок проведения аттестации

3.1. Аттестация проводится на основе обобщения итогов деятельности педагогических и руководящих работников, экспертной оценки уровня квалификации, профессиональной компетенции, продуктивности и качества педагогической и управленческой деятельности работника.

3.2. Основанием для включения в списки аттестуемых является личное заявление работника с обоснованным указанием квалификационной категории, на которую он претендует.

Работник, не имеющий необходимого стажа работы и уровня образования, заложенных в квалификационных характеристиках, может претендовать на любую квалификационную категорию и получить ее при успешном прохождении аттестации. Аттестуемый вправе обратиться в аттестационную комиссию соответствующего уровня с просьбой об отводе любого члена аттестационной или экспертной комиссии, которые принимают окончательное решение по этому поводу.

3.3. Результаты аттестации определяются открытым (тайным) голосовании на итоговом заседанием комиссии.

По результатам проведенной аттестации комиссии выносит по каждому работнику одно из решений:

а) о соответствии заявленной квалификационной категории;

б) о несоответствии заявленной квалификационной категории;

Решение считается действительным, если в голосовании участвовало не менее 2/3
членов утвержденного состава комиссии и оно было было принято большинством голосов. При равенстве голосов аттестационная комиссия принимает решение в пользу аттестуемого работника. В бесспорных случаях допускается как исключение заочное рассмотрение материалов на аттестуемого без его приглашения на заседание аттестационной комиссии.

Аттестационная комиссия вправе ставить вопрос перед вышестоящей аттестационной комиссией об аттестации педагогического или руководящего работника на более высокую квалификационную категорию.

В случае признания работника не соответствующим заявленной квалификационной категории, повторная аттестация на ту же квалификационную категорию по заявлению работника может производиться не ранее, чем через год.

Результаты аттестации оформляются протоколом и заносятся в аттестационный лист, который составляется в двух экземплярах (форма аттестационного листа прилагается) и сообщаются аттестуемому по расписку сразу же после голосования. Один экземпляр аттестационного листа после завершения аттестации хранится в личном деле работника, другой выдается аттестуемому.

Протокол и аттестационный лист подписываются председателем, заместителем председателя, секретарем, членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.

3.4. Решение о соответствии педагогических и руководящих работников заявленной квалификационной категории выносят:

высшей категории - Главная аттестационная комиссия;

первой категории - Районная (муниципальная), городская аттестационная комиссия;

второй категории - Аттестационная комиссия учреждения образования.

Главная аттестационная комиссия выносит решение о соответствии высшей и первой квалификационной категориям педагогических и руководящих работников учреждений образования, находящихся в непосредственном подчинении Министерства образования Республики Марий Эл.

При необходимости право принятия решения о соответствии педагогических и руководящих работников первой и высшей квалификационным категориям может быть делегировано Районным (муниципальным), городским аттестационным комиссиям.

3.5. Руководители учреждений образования аттестуются Главной, районной (муниципальной), городской аттестационными комиссиями как руководители и как педагогические работники.

3.6. Полученную квалификационную категорию работник должен подтверждать через каждые пять лет; аттестационная комиссия соответствующего уровня не менее
чем за год до окончания этого срока, в соответствии с желанием работника подтвердить имеющуюся категорию, должна организовать изучение его деятельности и по итогам изучения принять соответствующее решение. Решение должно быть принято не позднее начала, последующего за этим сроком, учебного года.

3.7. Присвоение каждой последующей квалификационной категории может осуществляться не ранее, чем через два года работы по профилю присвоенной ранее категории.

3.8. За педагогическими и руководящими работниками, вышедшими на аттестацию по собственному желанию до истечения срока установленной ранее квалификационной категории и не получившими положительного решения аттестационной комиссии, сохраняется имеющаяся квалификационная категория до истечения срока ее действия.

3.9. Работнику, не подтвердившему своевременно или в ходе аттестации имеющейся у него квалификационной категории, решением соответствующей аттестационной комиссии категория понижается или снимается.

3.10. Основанием для проведения аттестации работника без инициативы с его стороны, в соответствии с п. 1.8 настоящего положения, служит ходатайство руководителей органов, учреждений и организаций образования перед соответствующей аттестационной комиссией. Мотивами ходатайства могут быть:

либо значительные успехи в деятельности работника,

либо серьезные недостатки в его работе.

Соответствующая аттестационная комиссия организует изучение деятельности проходящего такую аттестацию и по результатам решает вопрос об установлении квалификационной категории, в первом случае, и о соответствии присвоенной категории (если она ранее была присвоена) или соответствии занимаемой должности, во втором случае.

3.11. При переходе на новое место работы, в том числе в связи с переездом в другой регион, за педагогическими и руководящими работниками сохраняется присвоенная по прежнему месту работы квалификационная категория и устанавливается соответствующий ей уровень оплаты труда, применяемый в данном регионе на срок, определенный территориальным (ведомственным) положением. При переходе на другую работу, присвоенная категория сохраняется при условии
сохранения профиля деятельности: руководящая, учительская, преподавательская, воспитательская и т.д.

3.12. В случае истечения срока действия квалификационной категории педагогических и руководящих работников во время:

- длительной нетрудоспособности;

- отпуска по уходу за ребенком;

- длительной командировки на работу по специальности в российские образовательные учреждения за рубежом;

- отпуска до одного года в соответствии с пунктом 5 ст. 55 Закона Российской Федерации “Об образовании“;

по выходе на работу срок действия имевшейся у них квалификационной категории продлевается в индивидуальном порядке не более, чем на один год.

Педагогическим и руководящим работникам, прекратившим педагогическую деятельность в связи с ликвидацией учреждения образования или уходом на пенсию, независимо от ее вида, в случае возобновления или педагогической деятельности сохраняется имевшаяся квалификационная категория до окончания срока ее действия или (в случае истечения срока действия) продлевается не более, чем на один год. В случае истечения срока действия квалификационная категория у педагогических и руководящих работников, которым до пенсии по старости (по возрасту) осталось менее трех лет, имеющаяся у них квалификационная категория сохраняется до наступления пенсионного возраста.

Заработная плата, соответствующая установленным по результатам аттестаций категории и разряду ЕТС, выплачивается работнику с момента вынесения аттестационной комиссией соответствующего решения и написания приказа руководителем учреждения.

IV. Реализация решений аттестационной комиссии.

Рассмотрение трудовых споров, связанных с аттестацией

4.1. Руководитель органа управления образованием, учреждения образования на основании решения соответствующей аттестационной комиссии в течение двух недель издает в соответствии с трудовым законодательством приказ о присвоении (снятии) работникам квалификационных категорий и установлении уровней оплаты труда по соответствующим их разрядам; увольнении (переводе с согласия работника на другую работу) педагогических и руководящих работников в случае несоответствия их занимаемой должности.

Решение об увольнении (переводе)
по результатам аттестации руководителей муниципальных образовательных учреждений принимают органы местного самоуправления.

4.2. Педагогическим и руководящим работникам, которым по результатам аттестации присвоены квалификационные категории, делается соответствующая запись в трудовой книжке.

4.3. Трудовые споры, связанные с аттестацией, рассматриваются в соответствии с действующим законодательством о порядке рассмотрения трудовых споров.