Российские законы

Информационный бюллетень Марийского территориального управления ГКАП РФ N 2 “Осуществление антимонопольной политики и контроля на товарных и финансовых рынках“

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ

НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР

МАРИЙСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ N 2

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И КОНТРОЛЯ НА

ТОВАРНЫХ И ФИНАНСОВЫХ РЫНКАХ

Марийское территориальное управление ГКАП Российской Федерации продолжает ознакомление органов власти и управления республики с основными направлениями работы по демонополизации экономики и развитию конкуренции на товарных рынках, защитой прав потребителей. Хронологически предлагаемый бюллетень охватывает вторую половины 1993 г. и содержит краткий обзор основных мероприятий, предпринятых Антимонопольным управлением.

1. Развитие нормативной базы

В течение второго полугодия 1993 г. приняты следующие документы, регулирующие проведение антимонопольной политики:

1. Постановление Верховного Совета РФ от 17.07.93 N 5207-1 “О толковании отдельных положений статьи 4 Закона РСФСР “О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“. Данное в Постановлении толкование понятий “республиканский товарный рынок“ и “местный товарный рынок“ позволяет определять доминирующее положение хозяйствующих субъектов не только в пределах Республики Марий Эл, но и в более “мелких“ географических и территориальных границах - административный район, город, район города и т.п.

2. Методические рекомендации по определению границ и объемов товарных рынков. Утверждены Приказом ГКАП РФ от 26.10.93. Рекомендации разработаны в порядке методического обеспечения реализации антимонопольного законодательства.

3. О порядке взаимодействия Госкомимущества России, комитетов по управлению имуществом и государственных антимонопольных органов России в процессе приватизации государственных предприятий и создании холдинговых компаний. Совместное письмо Госкомимущества и ГКАП РФ от 30.04-05.05. 1993 N АЧ-19/3009-ЛБ/1869.

2. Анализ товарных рынков и разработка предложений по формированию конкурентной экономики

Антимонопольным управлением был сделан анализ местного товарного рынка молочной продукции. В результате изучения были получены данные, свидетельствующие о его монополизированной структуре и потенциальных возможностях развития конкуренции между различными предприятиями молочной промышленности. Управлением были разработаны и предложены в Правительство республики меры, сочетающие ограничение монополизма местных поставщиков и создание условий для развития конкуренции между ними.

3. Ограничение монополистической деятельности

Основным инструментом ограничения монополизма являлся Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов, действующих на товарных рынках. По состоянию на 01.01.94 в Реестр было внесено 23 хозяйствующих субъекта, расположенных на территории Республики Марий Эл, 7 из них находятся в республиканском разделе, остальные - в региональном (Республики Марий Эл) (приложение 1). Предприятия-монополисты регионального раздела включены в Реестр как по факту доминирования на местном рынке (12 предприятий), так и по нарушениям антимонопольного законодательства (4 предприятия).

В соответствии с действующим законодательством, для предприятий-монополистов, включенных в
Реестр, в течение 1992-93 гг. был введен порядок контроля и регулирования ценообразования на монопольную продукцию. Начиная с 1994 г. названные предприятия осуществляют реализацию своей продукции по свободным ценам (тарифам).

Во втором полугодии 1993 г. из регионального раздела Реестра в связи с существенным сокращением доли на рынке исключены - Товарищество с ограниченной ответственностью “Кондитер“ (кондитерские изделия) и Акционерное общество “Марийскмолпром“ (посреднические услуги по поставке сыра твердого). Дополнительно в Реестр было включено Издательство “Периодика Марий Эл“ (выпуск периодических изданий).

4. Пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции

Во втором полугодии 1993 г. Марийским антимонопольным управлением получено 16 заявлений, в которых указывались признаки нарушения Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“; по собственной инициативе были проведены проверки соблюдения антимонопольного законодательства местными органами самоуправления в 6 районах и городах республики, а также на 4 предприятиях-монополистах. (Сводные данные о возбужденных делах по нарушению антимонопольного законодательства и законодательства о защите прав потребителей за 1992 - 93 гг. представлены в приложении 2).

Почти все рассмотренные заявления были связаны с нарушением ст. 5 Закона (злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке), в том числе:

- изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке либо повышения цен (4 инициативных проверки);

- навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него (2 заявления);

- создание препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам (1 заявление);

- нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования (11 заявлений и 1 инициативная проверка);

- прочие злоупотребления доминирующим положением (2 заявления).

По результатам проведенных проверок трем заявителям (и 4 инициативных) отказано в возбуждении дела за отсутствием состава нарушений антимонопольного законодательства, по
трем заявлениям (и 1 инициативное) возбуждены дела, из них - 2 прекращены в процессе рассмотрения, и 10 заявлений (и 1 инициативная проверка) перешли на рассмотрение на 1994.

По признакам нарушения Закона РСФСР “О конкуренции...“ были возбуждены дела против газетно-журнального издательства “Периодика Марий Эл“, Йошкар-Олинской ТЭЦ-1, АО “Волжскпродмаш“, Администрации Горномарийского района.

Газетно-журнальное издательство “Периодика Марий Эл“, злоупотребляя своим доминирующим положением по выпуску периодических изданий, создало дискриминирующие условия в виде завышения договорных цен на дотируемую продукцию, которые поставили предприятие “Грань“ в неравное положение со своим конкурентом ГПСИ “Россвязьинформ“. Управление выдало Издательству предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и включило его в региональный раздел Государственного реестра объединений и предприятий-монополистов.

Йошкар-Олинская ТЭЦ-1, занимая доминирующее положение на рынке теплоэнергии, создала условия, препятствующие АО “Лорд“ в установке приборов по учету энергоносителей на молочном комбинате. Антимонопольное управление выдало ТЭЦ-1 предписание, обязывающее его принять необходимые и исчерпывающие меры для согласования технической документации с акционерными обществами “Лорд“ и “Йошкар-Олинский молочный комбинат“ и установки расходомеров пара на молкомбинате. Однако Высший арбитражный суд Республики Марий Эл признал недействительным предписание Марийского теруправления ГКАП России, оценив взаимоотношения между ТЭЦ-1 и АО “Лорд“, заключившим договор с АО “ЙМК“ об установке расходомеров пара как не входящие в данном конкретном случае в сферу применения ст. 5 Закона о конкуренции.

АО “Волжскпродмаш“, являясь поставщиком сжатого воздуха и электроэнергии для АО “Волжского литейно-механического завода“ препятствовало его выходу на рынок сжатого воздуха, а именно - отказало в выдаче технических условий на энергоснабжение компрессоров литейно-механического завода, мотивируя свой отказ имеющимися избыточными мощностями собственного компрессорного хозяйства. В ходе рассмотрения дела вопрос решен в пользу Волжского
ЛМЗ.

По результатам проверки Антимонопольным управлением возбуждено дело в отношении Администрации Горномарийского района. Ею было издано Постановление N 40 от 31.03.93 “О назначении представителей от администрации района в Советы директоров акционерных обществ района“, которое противоречило ст. 9 Закона о конкуренции, запрещающей должностным лицам органов власти и государственного управления занимать должности в органах управления хозяйствующих субъектов и ряду других нормативных актов России и Республики Марий Эл. Постановление Администрации N 90 от 28.07.93 “О порядке реализации продукции Козмодемьянского маслозавода“ подпадала под действие ст. 7 Закона о конкуренции. Данная статья запрещает органам власти и управления принимать акты, ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов, создающие дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты могут иметь своим результатом существенное ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе устанавливать запреты или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров. В ходе рассмотрения дела Постановлением N 106 от 07.09.93 Администрация Горномарийского района отменила ранее принятые нормативные акты, противоречащие антимонопольному законодательству.

В конце 1993 г. были начаты и перешли на 1994 г. дела по проверке установленного порядка ценообразования в ряде предприятий жилищно-коммунального хозяйства и АО “Марийтелерадиобыттехника“.

5. Контроль за созданием, слиянием, преобразованием и ликвидацией хозяйствующих субъектов

В целях предупреждения монополизации производства и обращения товаров Управление осуществляло государственный контроль за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием и ликвидацией хозяйствующих субъектов. Были осуществлены проверки органов управления, регистрирующих предприятия, в г. Козьмодемьянске, Горнормарийском, Килемарском, Новоторьяльском, Медведевском и Юринском районах. Нарушений ст. 17 Закона о конкуренции выявлено не было.

Управлением рассмотрены учредительные документы и ходатайства о даче согласия на создание
12 хозяйствующих субъектов (ассоциаций, концерна, совместных предприятий, акционерных обществ, товарищества с ограниченной ответственностью) и увеличение уставного фонда.

В соответствии с действующими нормативными актами осуществлялся государственный контроль за исполнением антимонопольных требований в деятельности финансовых институтов (коммерческих банков). Так, были рассмотрены ходатайства и даны согласия на преобразование коммерческого банка “Акпарс“ из паевого в акционерный и увеличение его уставного капитала, а также на увеличение уставных фондов акционерных коммерческих банков “Аяр“ и “Марпромбанк“.

В учредительных документах акционерных обществ “Сити Эл“ и “Ладога“, ассоциаций “Мелиорация“, “Монтажспецстрой“, мясоперерабатывающих предприятий республики были выявлены нарушения антимонопольного законодательства и Закона РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности“, которые в процессе рассмотрения были устранены.

По инициативе Антимонопольного управления были внесены изменения в учредительные документы АО “Марийскмелиорация“, зарегистрированного Администрацией г. Йошкар-Олы в нарушение ст. 17 Закона о конкуренции. Управлением был дан отказ на создание ассоциации “Строительная“, зарегистрированной администрацией города в нарушение Закона.

6. Арбитражная практика

В 1993 г. Марийское антимонопольное управление принимало участие в рассмотрении дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, в Высшем арбитражном суде Республики Марий Эл.

Управлением было подано исковое заявление в Высший арбитражный суд о признании недействительным Постановления Главы администрации г. Йошкар-Олы от 28.04.93 N 578 п-1 о регистрации товарищества с ограниченной ответственностью “Итиль-Пульс“ с уставным капиталом, превышающим 50 млн. руб. как принятого с нарушением ст. 17 Закона о конкуренции. Арбитражный суд своим определением производство по делу прекратил в связи с тем, что обжалуемый акт был полностью отменен после получения копии иска Постановлением Главы администрации от 17.09.93.

По иску Йошкар-Олинской ТЭЦ-1 Высшим арбитражным судом было возбуждено дело по отношению к Антимонопольному управлению о признании недействительным его
предписания от 03.11.93. Решением суда от 22-24.12.93 предписание Антимонопольного управления в адрес ТЭЦ-1 было признано недействительным полностью. В качестве основного аргумента Суд выдвинул следующий: предметом правового регулирования антимонопольного законодательства являются отношения, в которых участвуют хозяйствующие субъекты в процессе деятельности на республиканском и местном товарном рынках. Применительно к данному случаю предметом рассмотрения дела должны быть обстоятельства взаимоотношений между поставщиком теплоэнергии и потребителем (АО “Йошкар-Олинский молочный комбинат“). АО “Лорд“ договорных отношений с ТЭЦ-1 не имеет, потребителем теплоэнергии не является, нормативных актов, дающих ему право предъявлять требования к ТЭЦ-1 об исполнении обязательств по поставке тепла, не имеется. Следовательно, предписание от 03.11.93 дало правовую оценку отношениям между ТЭЦ-1 и АО “Лорд“, невходящих в сферу регулирования антимонопольного законодательства с превышением своей властной компетенции.

ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ

В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ

В начале 1992 г. Антимонопольным управлением был сделан экономический анализ структуры местного рынка на предмет выявления монополизированных сфер народного хозяйства. Информация о степени монополизации экономики республики была представлена в Правительство. В апреле и мае 1992 г. Правительство Республики Марий Эл приняло Постановления “О Концепции демонополизации и развития конкуренции в экономике Марийской ССР“ и “О Программе демонополизации управленческих структур Марийской ССР“.

В соответствии с названными нормативными актами, демонополизация экономики республики определена частью комплекса мер по развитию рыночных отношений. Она направлена на формирование рыночной инфраструктуры и устранение монополизма предприятий, а также государственных и хозяйственных структур как органов управления, ограничивающих самостоятельность предприятий и сдерживающих развитие конкуренции. Демонополизация тесно связана с программой приватизации государственной и муниципальной собственности, а также с процессом структурной перестройки народного хозяйства, однако не ограничивается последними, представляя собой вполне самостоятельный
комплекс мероприятий.

Демонополизация направлена на достижение следующих стратегических целей:

- структурная перестройка хозяйственного комплекса республики и создание эффективной структуры собственности, основанной на частной заинтересованности участников производственного процесса;

- предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на местном товарном рынке;

- развитие конкуренции как основного принципа организации хозяйственной жизни;

- поэтапное уменьшение сферы непосредственного государственного регулирования, переход к косвенным методам управления экономикой;

- поддержание социально-экономической стабильности в республики.

Для достижения поставленных целей предполагалось задействовать систему мер, включающих:

- демонополизацию предприятий и объединений в процессе приватизации;

- вывод хозяйствующих субъектов из ведомственного подчинения;

- коммерциализацию государственных и муниципальных предприятий;

- выделение структурных подразделений предприятий в самостоятельные хозяйствующие субъекты и наделение их статусом юридического лица;

- поддержку малого и среднего предпринимательства.

Контроль за выполнением вышеназванных документов был возложен на соответствующие министерства и ведомства, Марийское антимонопольное управление, а также на администрации городов и районов республики.

За период со времени принятия названных документов в отраслях экономики обозначились следующие тенденции в направлении создания условий для развития конкуренции.

ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. В настоящее время промпредприятия переживают серьезные трудности, вызванные спадом производства, сокращением госзаказов, ростом цен, финансовыми проблемами и проч. С точки зрения перспектив развития конкуренции, промпредприятия республики не представляют в настоящее время существенного влияния: их продукция не имеет значительного хождения на местном рынке и носит узкоспециализированное назначение. Перспективы развития конкуренции в этом комплексе увязываются с проведением мероприятий по конверсии и диверсификации производства, переключением производственных потенциалов на выпуск продукции, конкурентоспособной на внешнем рынке.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО специализируется на животноводстве и растениеводстве, продукция которых поступает главным образом на внутренний товарный рынок. По данным Госкомстата за 1991 г., в республике действовали 100 колхозов и 91
совхоз. В течение 1992 г. количество колхозов и совхозов практически не изменилось. Подавляющее большинство хозяйств было реорганизовано в коллективно-долевые предприятия, акционерные общества. Вместе с тем в аграрном секторе появляются новые хозяйственные формы. На конец 1993 г. в республике действовало 1270 крестьянских фермерских хозяйств.

По своей структуре рынки сельскохозяйственного сырья представляют собой достаточно перспективную сферу для развития конкуренции между сельскими товаропроизводителями. Здесь наблюдается большое количество самостоятельных хозяйствующих субъектов, занимающихся производством аналогичной продукции. Конкуренции способствует наличие достаточно развитой сети автомобильных дорог и транспортного обслуживания, позволяющих товарам свободно передвигаться в пределах местного рынка.

Фактором, сдерживающим развитие конкуренции в аграрном секторе, является отсутствие свободного ценообразования на сельскохозяйственное сырье. Условия обращения подавляющей части производимых сельскими товаропроизводителями продуктов регулируются Правительством республики через систему закупочных цен, устанавливаемых путем согласования между соответствующими органами власти и управления, хозяйствующими субъектами (Минсельхоза, Крестьянского союза, АККОР, предприятиями перерабатывающей промышленности).

Поставки продукции (товары, услуги, работы) ОТРАСЛЕЙ, ОБСЛУЖИВАЮЩИХ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО (ремонт сельхозтехники, материально-техническое снабжение, обеспечение удобрениями, семенным материалом и проч.), распространяются в границах местного (Республики Марий Эл, районов, городов) товарного рынка. Предприятия и организации, действующие в этих сферах отнесены к объектам муниципальной собственности, приватизируются в соответствии с Программой приватизации.

Перспективы развития конкуренции в этой зоне агропромышленного комплекса весьма ограничены вследствие сохранения прежних хозяйственных связей и структуры местных (районных) товарных рынков. Высокие цены и низкий уровень доходности сельских товаропроизводителей создают ограничения для инвестиций в обслуживающие АПК отрасли и появления альтернативных хозяйствующих субъектов.

ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ решает задачи первичной переработки сельскохозяйственного сырья и выпуска готовой продукции, которая поступает на местный рынок продовольствия (а также частично за пределы республики).

Предприятия молочной и мясоперерабатывающей отраслей
промышленности приватизируются в порядке выкупа арендованного имущества, а также в соответствии с Указом Президента России N 721 от 01.07.92 Большинство предприятий перерабатывающей промышленности выведено из ведомственного подчинения. В результате приватизации и организационных преобразований предприятия получили больше самостоятельности и прав. Вследствие этого на целом ряде товарных рынков потребительского комплекса (продукты питания) создаются условия для конкуренции.

Ограничение конкуренции на соответствующих товарных рынках определялось политикой ценового регулирования предприятий молочной и мясоперерабатывающей, а также хлебопекарной отраслей промышленности. При этом цены на продукты регулируются путем установления закупочных цен, предельного уровня рентабельности на предприятиях перерабатывающей промышленности. Политика государственного ценового регулирования создает ограничение на входе новых хозяйствующих субъектов (характерно то, что новые коммерческие структуры выходят на названные рынки весьма неохотно, здесь действуют, как правило, “старые“ хозяйствующие субъекты), а также ликвидирует стимулы к миграции товаров в пределах республики. Как следствие, рынки молока, мяса, хлеба остаются локализированными в границах районов, городов, в которых действует, как правило, один поставщик. Несмотря на то, что условия для развития конкуренции на этих рынках имеются, ценовое регулирование ограничивает конкуренцию и сохраняет их монополизированную структуру.

ТОРГОВЛЯ. Значительная часть торговой сети коммерциализирована и приватизирована, в том числе предприятия оптовой торговли, исключение составляет ведомственная сфера торговли и система потребительской кооперации. Следствием преобразований в этой сфере стало снижение роли государственной торговли и усиление положительного влияния на рынок альтернативных структур, мобильно реагирующих на изменение спроса и играющих определенную положительную роль в насыщении потребительского рынка. Сфера торговли стала одним из наиболее важных факторов демонополизации и развития конкуренции в экономике. В результате развития торговой функции предприятий-производителей, предоставления большей хозрасчетной самостоятельности муниципальной сфере торговли, укрепления положения частной торговли и коммерческих структур фактически преодолевается монопольное положение ряда предприятий-монополистов, действующих на местном товарном рынке (трикотажные изделия, книжная продукция, кондитерские изделия, ликеро-водочные изделия, майонез, мебель и др.).

Фактором, ограничивающим конкуренцию в торговле, является ее ценовое регулирование. В соответствии с Постановлением Правительства для предприятий оптовой и розничной торговли установлены предельные уровни рентабельности.

Кроме того, в 1992 и 1993 гг. Указами Президента республики введено лицензирование вывоза продукции, производимой перерабатывающими предприятиями республики (практически вся номенклатура товаров, которые производятся в республике, может составить конкуренцию на внешних рынках.

ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНАЯ И ДЕРЕВООБРАБАТЫВАЮЩАЯ промышленность представлена рядом хозяйствующих субъектов (предприятий, объединений), в задачи которых входит обеспечение поставок лесопродукции (деловой древесины, дров, пиломатериалов) на местный и федеральный рынки. На товарных рынках лесопродукции действует свыше 40 хозяйствующих субъектов: 23 предприятия входят в систему Комитета по лесному хозяйству Минэкологии Республики Марий Эл, 12 - в объединение Мариймежхозлескорм, 7 - в ассоциацию Марийсклестоппром, 1 является самостоятельным хозяйствующим субъектом. Сведения о концентрации производства в лесном комплексе и долях на соответствующих товарных рынках показывают наличие условий для развития конкуренции.

Постановлением Верховного Совета республики реорганизацию управления лесным комплексом планируется провести в 1995 г. В настоящее время Постановлениями Правительства все основные рычаги управления деятельностью предприятий (распределение лимитов по лесопользованию участков гослесфонда, выдача лицензий и квот на вывоз леса за пределы республики, управление подведомственными лесохозяйственными предприятиями) находятся в распоряжении Комитета по лесному хозяйству Минэкологии республики. В силу значительного сохранения административного управления отраслью конкурентный механизм на товарных рынках лесопродукции практически не реализуется, несмотря на формальные признаки самостоятельности хозяйствующих субъектов (наличие статуса юридического лица).

СТРОИТЕЛЬНЫЙ и ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКСЫ (предприятия, объединения) обслуживают главным образом потребителей (граждан, предприятия, организации) на внутриреспубликанских товарных рынках. В процессе приватизации предприятий осуществляется демонополизация управленческих структур. Несмотря на сильное давление со стороны руководства крупных транспортных и строительных монополий, большинство предприятий (организаций), входящих в систему соответствующих объединений, приватизировано самостоятельно. Аналогичные процессы затронули предприятия отрасли промышленности строительных материалов. В результате в строительном и транспортном комплексах создаются условия для формирования новых товарных рынков (транспортные услуги, материально-техническое обеспечение и др.) и “запуска“ конкурентного механизма.

Объективным фактором, сдерживающим конкуренцию в строительном и транспортном комплексах, являются ограниченные инвестиционные возможности заказчиков.

Таким образом, несмотря на некоторые позитивные сдвиги, демонополизация в республике носит явно половинчатый характер. Она затрагивает главным образом организационный монополизм, вытекающий из монополии хозяйственных органов управления: последние теряют права по управлению самостоятельными предприятиями и наделяются специфическими функциями, реализация которых не выходит за рамки антимонопольного законодательства; в свою очередь, предприятия получают большую самостоятельность в приобретении опыта рыночного поведения.

Характерно то обстоятельство, что имеющиеся результаты рыночных преобразований являются следствием реализации главным образом законодательства о приватизации, но не результатом целенаправленной политики демонополизации и развития конкуренции на товарных рынках. Некоторые сферы народного хозяйства остались практически незатронутыми экономическими преобразованиями и сохраняют монополизированную структуру (например, лесное хозяйство). Цены и механизм продвижения товаров на некоторых товарных рынках (преимущественно потребительского комплекса) находятся под прямым государственным регулированием, сдерживающим развитие конкуренции.

Вместе с тем преодоление экономического монополизма предприятий (концентрация производства) остается трудно разрешимой задачей. Демонополизация экономики, связанная с изменением структуры товарных рынков (создание условий для развития конкуренции и свободного перемещения товаров, разделение хозяйствующих субъектов, выделение структурных подразделений в самостоятельные предприятия, а также поддержка малого и среднего предпринимательства) практически не были задействованы в ходе осуществления экономических реформ. Изменение структуры собственности не дополняется адекватными изменениями в экономической структуре товарных рынков, ограничивает возможности для их насыщения и может создать в перспективе дополнительные трудности для стабилизации рынка и цен.

Антимонопольное управление неоднократно ставило перед Правительством вопрос о неудовлетворительном ходе и ограниченном характере мер по демонополизации экономики в республике, недостаточном внимании министерств и ведомств, органов местного самоуправления к положениям Концепции и Программы демонополизации.

Таким образом, особую актуальность в республике приобретает принятие специального нормативного акта (или ряда актов), “выводящего“ политику демонополизации и развития конкуренции из узких рамок процесса приватизации в качестве самостоятельной политики. В настоящее время в Правительстве РФ завершается разработка Программы демонополизации и развития конкуренции, принятие которой ожидается в ближайшее время. С учетом имеющегося в республике опыта и в развитие Концепции демонополизации представляются необходимыми разработка и принятие соответствующей Программы демонополизации и развития конкуренции.

ПОДДЕРЖКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И НОВЫХ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР

Одной из форм целенаправленной работы по поддержке новых экономических структур является работа Республиканского фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции, являющегося также территориальным агентом Российского фонда. Во втором полугодии 1993 г. Фонду пришлось решать значительный объем организационных вопросов. Основными функциями фонда являются:

- изучение вопросов формирования и развития малого и среднего бизнеса в Республике Марий Эл, других регионах России, за рубежом;

- подготовка, издание аналитических и прогнозных материалов по вопросам предпринимательства и развития конкуренции по заказу органов государственного управления, предпринимательских структур;

- участие в разработке и реализации государственных программ демонополизации экономики, поддержки предпринимательства, защиты прав потребителей, обеспечения занятости молодежи, создания новых рабочих мест;

- оказание информационно-консультационных и экспертных услуг предпринимателям малого и среднего бизнеса;

- установление попечительства над малым и средним бизнесом;

- оказание финансовой помощи малому бизнесу, действующему на приоритетных направлениях на возмездной и безвозмездной основах, помощь материальными и другими финансовыми ресурсами в пределах сумм и объемов выделенных на эти цели Правительствами Российской Федерации и Марий Эл;

- предоставление гарантий по банковским кредитам предприятиям и предпринимателям, впервые вступающим на рынок;

- поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства новых видов продукции, освоение новых технологий и ноу-хау, лицензий и т.д.

Постановлением Государственного комитета Республики Марий Эл по управлению государственным имуществом в июне 1993 г. был образован Наблюдательный совет Фонда, возглавляемый начальником Марийского антимонопольного управления. В состав Совета входят представители Министерства финансов, Министерства экономики, Центра анализа и прогноза социально-экономического развития республики, Комитета занятости населения, Министерства труда и занятости населения, Госкомимущества. В ноябре Совет рассмотрел смету расходов и доходов Фонда, утвердил нормативы распределения прибыли и примерную структуру подразделений.

Антимонопольное управление осуществляло взаимодействие с другими государственными структурами, в задачи которых входит поддержка предпринимательства - Министерством экономики (участвует в создании и реализации целевых программ поддержки новых экономических структур), Министерством финансов (обеспечивает разработку о льготном кредитовании и налогообложении предпринимательских структур), Министерством торговли (проводит работу по лицензированию внешнеторговых операций, в том числе предпринимательскими структурами), Министерством труда и занятости (осуществляет работу по созданию новых рабочих мест), Государственной налоговой инспекцией (контролирует правильность уплаты налогов).

В вопросе о поддержке предпринимательства Антимонопольное управление взаимодействует с хозяйствующими субъектами, учебными заведениями - Марийской универсальной биржей, Центром управленческой подготовки, Марийским государственным университетом, Марийским государственным педагогическим институтом, филиалом Московского открытого социального университета.

ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

За второе полугодие 1993 г. Управлением было рассмотрено 19 заявлений по признакам нарушения Закона. Без возбуждения дел устранено 10 нарушений. По результатам возбужденных дел выдано 9 предписаний, из них 8 - исполнено.

По всем рассмотренным делам отмечены нарушения ст. 8 Закона. Так, при проверке работы СТПО “Стромпроект“ установлено, что предприятие оказывает услуги населению по остеклению лоджий и балконов из материала исполнителя. Заказчиком оплачивается аванс без письменного согласования предварительной сметы, по прошествии некоторого времени составляется увеличенная калькуляция на исполнение работы, согласовывается с заказчиком, производится окончательный расчет. После этого проводятся все работы по остеклению и подписывается акт приемки работ. В действиях СТПО усматривались нарушения следующих статей Закона:

- ст. 27 “Правила бытового и иных видов обслуживания“ (пп. 4, 5, 7 Правил, утвержденных Постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 08.06.93 N 536):

- ст. 33 “Смета на выполняемые работы“: на выполнение остекления лоджий (балконов) не составлялась смета. Ориентировочная стоимость услуги сообщалась заказчику в устной форме, об увеличении стоимости услуги заказчик не информировался;

- ст. 34 “Выполнение работ из материалов исполнителя“: в оформляемых документах не оговаривался порядок оплаты стоимости материала исполнителя. Требование исполнителя о повышении оплаты за услуги по причине удорожания материалов с момента получения заказа до момента его исполнения необоснованно.

Комиссия при Упр“влении вынесла предписание руководителю СТПО “Стромпроект“ о нарушении соответствующих статей законодательства о защите прав потребителей, назначила срок их исполнения. Результаты рассмотрения дела были доведены до населения через республиканскую радиопередачу “Бизнес клуб“. В коллективе была проведена учеба по Закону “О защите прав потребителей“ с приглашением специалистов управления. Предписание было исполнено в срок.

На комиссии рассматривались материалы о нарушениях Закона со стороны коллектива магазина N 62 (ст. 8), предприятия “Марирембыттехника“ (ст. 8, 19, 33), коллектива многоотраслевого предприятия коммунального хозяйства администрации г. Йошкар-Олы (ст. 8).

В Управлении регистрируются все устные обращения потребителей. Во втором полугодии таких обращений поступило 123. Например, в коммерческо-сервисной фирме “Санда“ в декабре при продаже аудиокассет “Сони“ не выдавали кассовый (товарный) чек; выездная торговля фирмы “Элар“ при продаже сапог женских по цене 120 тыс. рублей не выдавала покупателям товарные чеки. Одна пара сапог оказалась некачественной. При содействии Антимонопольного управления фирма возвратила потребителю стоимость сапог и индексацию в размере 20 тыс. рублей.

В практику работы входит судебная защита прав потребителей. Народными судами рассмотрено 15 дел, в 11 из них Управление принимало непосредственное участие, оказывая помощь при составлении исковых заявлений. Так, было составлено исковое заявление от Милюшина Л.И. к предприятию “Марийрембыттехника“ о бесплатной замене морозильного агрегата к холодильнику “Юрюзань-207“. В исковом заявлении было указано, что в сентябре 1992 г. у него сломался холодильник. Заявка была оформлена 3О сентября и 19 октября агрегат был заменен. 4 ноября была произведена замена рамки испарителя, а уплотнительную резинку нижней камеры заменили только в январе 1993 г. С момента поломки и до начала января холодильник не эксплуатировался. В феврале холодильник вновь вышел из строя. В бесплатном ремонте ему было отказано в виду истечения гарантийного срока.

В соответствии со ст. 19 Закона РФ “О защите прав потребителей“ в случае устранения недостатков в товаре гарантийный срок продлевается на время, в течение которого товар не использовался. Указанное время исчисляется со дня обращения потребителей с требованием об устранении недостатков. В данном случае холодильник истцом приобретен 3 января 1990 г. с гарантийным сроком 3 года. Гарантийный срок истекал 3 января 1993 г. По результатам рассмотрения дела в Суд продлил гарантийный срок и обязал предприятие произвести бесплатный ремонт.

Совместно с Марийским центром стандартизации и метрологии Антимонопольным управлением проведена проверка работы муниципального предприятия Йошкар-Олинского управления троллейбусного транспорта (УТТ). В ходе проверки были выявлены нарушения статей 5, 6, 8 Закона РФ “О защите прав потребителей“ и Правил технической эксплуатации троллейбуса (п. 2, 3, 6, 7, 8, 9, 12 - отсутствие информации полностью или частично, случаи утечки тока после возвращения троллейбусов в депо, неудовлетворительное метрологическое обеспечение работы троллейбуса). Материалы проверки рассмотрены на комиссии управления, УТТ выдано предписание о прекращении нарушений.

Аналогичная проверка была проведена и в пассажирском автотранспортном предприятии N 1. Все замечания, выявленные в ходе проверки, были письменно доведены до руководства предприятия и взяты на контроль.

По поручению Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур проведена проверка предприятий сферы бытового обслуживания республики. Изучено положение с ремонтом радиотелевизионной аппаратуры, бытовых машин, приборов. Резкое ухудшение обеспечения населения гарантийным ремонтом радиотелевизионной аппаратуры, бытовых машин, приборов связано с тенденцией разрыва договорных отношений между производителями и ремонтными предприятиями сферы бытового обслуживания. В настоящее время в республике гарантийным ремонтом радиотелевизионной аппаратуры занимается практически одна фирма - техноторговый центр “Гарант“, им заключены договоры с 8 предприятиями-изготовителями (из 26 предприятий) на гарантийное обслуживание телевизоров. Ремонтом радиотелевизионной аппаратуры занимается также Марийское республиканское предприятие “Марийтелерадиобыттехника“, которое имеет свои филиалы во всех городах и районах республики. Услуги, оказываемые им населению по ремонту радиотелевизионной аппаратуры, платные, так как ни одного договора с заводами изготовителями на гарантийное обслуживание не имеет.

Аналогичное положение сложилось и с ремонтом бытовых машин, приборов, особенно холодильного оборудования. Хотя предприятием “Марийрембыттехника“ заключены договоры с предприятиями-изготовителями на поставку запасных частей для гарантийного обслуживания выпускаемой ими сложной бытовой техники, их поступление не значительно. В результате в республике очень высокая очередность на ремонт холодильников с заменой агрегата.

Материалы проверки предприятий сферы обслуживания рассмотрены на Межведомственном координационном совете по делам потребителей. Предложения по улучшению работы сферы бытового обслуживания населения представлены в Правительство и в Верховный Совет Республики Марий Эл. Результатом явилось принятие Постановления Правительства Республики Марий Эл “О мерах по улучшению бытового обслуживания населения в республике“.

Управлением изучена практика лицензирования видов деятельности на территории Республики Марий Эл по следующим направлениям:

- порядок выдачи лицензий на занятие отдельными видами деятельности;

- перечень подлежащих лицензированию видов деятельности;

- расчет размеров лицензионного сбора;

- условия лицензирования по видам деятельности;

- разграничение полномочий на лицензирование в зависимости от видов деятельности между ведомствами и их органами на местах;

- порядок наложения штрафов за нарушение лицензионных условий.

Анализ показал, что лицензионная деятельность в настоящее время развивается как по линии отраслевых министерств (ведомств), так и по линии исполнительных органов городов и районов республики. Полномочия на лицензирование видов деятельности представлены ряду министерств нормативными актами различного уровня. Для реализации представленных полномочий некоторыми министерствами разработаны положения о лицензировании отдельных видов деятельности в соответствующих отраслях.

Отсутствие отлаженного государственного регулирования лицензионной работы приводит к тому, что создаваемые в министерствах и ведомствах системы лицензирования деятельности основаны на различных подходах к формированию органов лицензирования, выработке требований к лицензиату, порядке взимания сбора за выдачу лицензии, условий прекращения действия лицензии и т.д. В каждом ведомстве и районе республики установлена своя система взимания пошлины за выдачу лицензии. Так, по лицензированию транспортной деятельности расчет стоимости лицензии производится исходя из затрат на содержание транспортной инспекции и количества транспортных единиц, подлежащих платному лицензированию в расчетном году, а в лицензионном центре Минстроя республики расчет производится по видам деятельности в зависимости от объема работ, причем в прейскуранте стоимости лицензирования строительной деятельности с 01.09.93 размер платы за лицензирование проектных работ заметно превышает размер платы за выдачу лицензии по другим видам строительной деятельности. Ставки сбора по лицензированию продажи подакцизных товаров в районах подвержены существенным колебаниям. Например, по легковым автомобилям они составляют для юридических лиц в Волжском районе - 100 минимальных окладов, а в Килемарском - 10 минимальных окладов. Для физических лиц, в Волжском районе - 50 минимальных окладов, а в Килемарском - 10, в Юринском районе они вообще исключены из перечня товаров, подлежащих лицензированию.

Проведенный анализ показал, что в различных ведомствах выработаны свои критерии санкций за нарушение лицензионной дисциплины. Отсутствие единых требований к лицензионной деятельности на территории республики создает условия соответствующим органам государственного управления использовать лицензирование в качестве средства для извлечения прибыли и ущемления интересов предпринимательства и развития конкуренции. Рассматривая лицензирование видов деятельности как один из механизмов государственного регулирования рыночной экономики и защиты потребителей товаров (услуг, работ), Антимонопольное управление считает, что лицензирование не должно превращаться в административный барьер для развития предпринимательства. В целях отлаживания лицензионной деятельности Управление внесло следующие предложения в Правительство республики.

1. Разработать и принять нормативный акт, определяющий в республике систему лицензирования, основанную на единых концептуальном подходе и требованиях. В документе необходимо отразить допустимые лицензионные требования, определить порядок сбора за выдачу лицензий, условия прекращения действия лицензий, наложения штрафных санкций на хозяйствующие субъекты, предусмотреть заявительные и разрешительные формы получения лицензий.

2. Выработать порядок лицензионного сбора, исходя из принципа бесприбыльности лицензионной деятельности. Для хозяйствующих субъектов в сфере торговли и бытового обслуживания желательны льготные тарифы лицензионного сбора.

3. Произвести разграничение полномочий на выдачу лицензий, определить структуру органов лицензирования на всех уровнях и порядок их взаимодействия между собой, образовать центральный орган лицензионной деятельности или лицензионную комиссию на правах структурного подразделения при Минэкономике республики, наделить его соответствующими правами (общая координация лицензионной работы, выработка идеологии государственного регулирования в этой области, методическое руководство, участие в работе органов представителей государственных структур и общественных организаций).

4. Выработать единые нормы, регламентирующие условия прекращения действия лицензий.

Управление оказывало методическую помощь службам защиты прав потребителей при администрации городов и районов республики. Подготовлены и разосланы: перечень нормативных актов по вопросам защиты прав потребителей, взаимоотношений продавца (изготовителя) с потребителем после покупки товара; форма учета и отчетности о проделанной работе по исполнению законодательства о защите прав потребителей.

В Правительство республики для согласования выслан проект рекомендаций по организации работы уполномоченного по защите прав потребителей при поселковой и сельской администрации с целью последующей рассылки главам администраций городов и районов.

Управлением проводится разъяснительная работа и пропаганда среди населения республики Закона РФ “О защите прав потребителей“. Проведены семинары с работниками торговли, сферы быта, предпринимательских структур. Организованы систематические выступления на радио, в республиканской газете “Марийская правда“, городской “Йошкар-Ола“. Внедрена такая форма пропаганды, как встречи и выступления перед потребителями и т.д.

В целях дальнейшей координации действий по выполнению Закона РФ “О защите прав потребителей“ в декабре 1993 г. подписано соглашение между Антимонопольным управлением, Прокуратурой и Верховным судом республики, Комитетом цен, Госторгинспекцией, МВД, Госсанэпиднадзором и Центром стандартизации и метрологии о создании единого межведомственного банка данных об административных правонарушениях в сфере потребительского рынка на базе существующей в МВД системы “Фильтр“. Это позволит при повторном административном нарушении вопрос об ответственности решать в соответствии с законодательствами Российской Федерации и Республики Марий Эл.

Приложение N 1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБЪЕДИНЕНИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ-МОНОПОЛИСТОВ,

ДЕЙСТВУЮЩИХ НА ТОВАРНЫХ РЫНКАХ ПО СОСТОЯНИЮ НА 10.01.94

---T------------T-----------T------------T-------T---T------------

N ¦Наименование¦Юридический¦Перечень вы-¦Единица¦Код¦Решение ГКАП

п п¦предприятия ¦ адрес ¦пускаемой ¦измере-¦ОКП¦России о за-

¦ код по ОКПО¦ ¦продукции, ¦ния ¦ ¦несении в

¦ ¦ ¦по которой ¦ ¦ ¦реестр по

¦ ¦ ¦предприятие ¦ ¦ ¦фактам злоу-

¦ ¦ ¦является мо-¦ ¦ ¦потреблений

¦ ¦ ¦нополистом ¦ ¦ ¦доминирующим

¦ ¦ ¦ код ОКОНХ ¦ ¦ ¦положением

---+------------+-----------+------------+-------+---+------------

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ РАЗДЕЛ

1 АО фирма “ИЗЛ“ 424000 машины валочные 485113

00239994 г. Йошкар-Ола и валочно-паке-

Суворова, 7 тирующие штук 29.12.91

145335

2 ПО “Марбиофарм“ 424000 сорбит пищевой 932517

0048069 г. Йошкар-Ола 193102

ул. К.Маркса, тонн 29.12.91

121

3 Марийский цел- 425000 бумага для ге- 543350

люлозно бумаж- г. Волжск тинакса

ный комбинат ул. К.Маркса, 153101 тонн 29.12.91

00279410 10

4 Акционерное 424025 оборудование 515110

научно-произ- г. Йошкар-Ола торгово-холо-

водственное ул. Соловьева, дильное и

объединение 3 запчасти к

“Марихолодмаш“ нему

07536761 146301 штук 29.12.91

5 Йошкар-Олин- 424005 оборудование

ский ремонтный г. Йошкар-Ола для кур несу-

завод ул. Мира, 30 шек

0086264 144301 штук 29.12.91

6 ПО “Волжск- 425000 гидрораспре- 414000

продмаш“ г. Волжск, делители

07536666 ул. Строи- У-4690

тельная, 146301 штук 29.12.91

19

7 ПО “Изотоп“ 424003 выпрямитель

07553044 г. Йошкар-Ола ВСА-5К тыс.

ул. Суворова, 424003 штук 29.12.91

РЕГИОНАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

1 Фокинский 425400 водка и лике- 918100

ликероводочный п. Советский роводочные из-

завод делия пр. N 3 от

00339448 18142 т.дал 11.02.92

2 Сернурский 425450 сыр твердый 922038

сырзавод МССР п. Сер- 18221

00434523 нур пр. N 3 от

Заводская,8 тонн 11.02.92

3 АО “Марийск- 424007 сыр плавлен- 922074

молпром“ г. Йошкар-Ола ный

00434537 ул. Машинострои- 18221 пр. N 3 от

телей, 131 тонн 11.02.92

4 АО “Йошкар- 424007 молоко тонн 922003

Олинский мо- г. Йошкар-Ола 18221 пр. N 3 от

лочный комби- ул. Машинострои- мороженое 11.02.92

нат“ телей, 131 18221 тонн 922800

00434454

5 Завод пивобез- 424026 майонез

алкогольных г. Йошкар-Ола 18144 914310

напитков Пролетарская, пр. N 3 от

00357360 14 тонн 11.02.92

6 Волжский мясо- 425000 мясные кон- пр. N 3 от

комбминат МССР г. Волжск сервы 11.02.92

00612677 Помарское шоссе 18211 туб 921600

7 АО “Йошкар- 424006

Олинский мясо- г. Йошкар-Ола колбасные пр. N 3 от

комбинат“ Кокшайский пр., изделия 11.02.92

05285639 44 18211 тонн 921300

8 Арендное пред- 424007 макаронные

приятие г. Йошкар-Ола изделия

“Макаронная ул. Машинострои- 18115 пр. N 9 от

фабрика“ телей, 128 13.05.92

12902914 тонн 914900

9 АО “Силикат“ 424560 кирпич пр. N 20 от

05292651 г. Йошкар-Ола силикатный млн. 16.10.92

п. Силикатный 16152 шт. 574124

10 Промышленно- 424011 кирпич

строительный г. Йошкар-Ола керамичес-

кооператив ул. Героев Ста- кий пр. N 20 от

“Стройкера- линградской 16152 млн. 16.10.92

мика“ битвы, 27 шт. 574121

05307737

11 Йошкар-Олин- 424016 комбикорм

ский комбинат г. Йошкар-Ола для птицы 929600

хлебопродук- пер. Элеватор- 19211 тыс. пр. N 20 от

тов ный, 5 тонн 16.10.92

00933507

12 Помарский 425010 комбикорм 92960

комбикормовый Волжский рай- для птицы тыс. пр. N 20 от

завод он, п. Привол- 19220 тонн 16.10.92

02802927 жский

13 АО “Марийское 424004 услуги реа- тыс.

трансагентство“ г. Йошкар-Ола лизации руб.

03096220 ул. Волкова, льготных

60 проездных пр. N 6 от

билетов и 12.02.93

пригородных

проездных

билетов

71211

14 Производствен- 424000 услуги водо- куб.м

ное управление г. Йошкар-Ола провода и ка- пр. N 12 от

“Водоканал“ ул. Водопро- нализации 05.03.93

03315387 водная, 446 90211

15 ПО “Волжск- 425000 услуги по куб.м

продмаш“ г. Волжск подъему и пр. N 23 от

07526666 реализации воды 24.05.93

услуги по про- куб.м

пуску сточных

вод

выработка хими-

чески очищенной

воды куб.м

переработка обо-

ротной воды куб.м

выработка теп-

лоэнергии квт/час

выработка сжа-

того воздуха куб.м

посреднические

услуги поста- квт/час

вок эл/энергии

16 Издательство 424000 периодические

“Периодика Марий г. Йошкар-Ола издания пр. N 36 от

Эл“ ул. 70 лет 03.09.93

Вооруженных

сил СССР, 20

Приложение N 2

СВЕДЕНИЯ О РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЗА 1992-93 ГОДЫ

-------------------T--------T-------------T-------T---------------

Нарушения Закона РФ¦Прове- ¦ из них ¦Возбуж-¦ из них

“О конкуренции ...“¦дено +------T------+дено +------T--------

¦прове- ¦устра-¦после ¦дел ¦нару- ¦ выда-

¦рок (в ¦нено ¦рас- ¦ ¦шение ¦ но

¦т.ч. по ¦без ¦смот- ¦ ¦прек- ¦ пред-

¦заявле- ¦воз- ¦рения ¦ ¦ращено¦ писа-

¦ниям и ¦буж- ¦отка- ¦ ¦в ходе¦ ний

¦инициат.¦дения ¦зано ¦ ¦рас- ¦ или

¦всего ¦дела ¦в воз-¦ ¦смотр.¦ нап-

¦ ¦ ¦бужде-¦ ¦возб. ¦ рав-

¦ ¦ ¦нии ¦ ¦дела ¦ лено

¦ ¦ ¦дела ¦ ¦ ¦ реком.

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (по ст.

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 7,8)

-------------------+--------+------+------+-------+------+--------

1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7

-------------------+--------+------+------+-------+------+--------

ст. 5 Злоупотребле- 43 1 20 11 1 10

ние доминирующим

положением в том

числе:

- изъятие товара 4 4

с целью поддержания

дефицита

- навязывание невы- 5 4 1 1

годных условий

контраген.

- препятствие дос- 1 1 1

тупу на рынок

- нарушение цено- 31 1 11 8 8

образ.

- прочие нарушения 2 1 1 1

ст. 6 (п. 2) Соглаше- 2 1 1 1

ния конкурирующих

хозяйствующих

субъектов

ст. 7 Акты органов 14 3 1 1 10

госуд. власти и

управления, направ-

ленные на ограниче-

ние конкуренции

ст. 8 Соглашения ор- 1 1 1

ганов власти и уп-

равления, ограничи-

вающие конкур.

ст. 9 Участие в пред- 4 2 2 2

принимательской дея-

тельности должност-

ных лиц органов

власти

ст. 10 Недобросовест- 2 1 1 1

ная конкуренция

ст. 1 Непредставление 1 1 1

информации

---------T---------T----------¬

¦Обжало- ¦Отменено ¦Исполнено ¦

¦вано ре-¦решений ¦предписа- ¦

¦шений ¦управлен.¦ний управ-¦

¦управ- ¦Высшим ¦ления ¦

¦лен. в ¦арбитр. ¦ ¦

¦Высший ¦судом ¦ ¦

¦арбит- ¦ ¦ ¦

¦ражный ¦ ¦ ¦

¦суд ¦ ¦ ¦

¦респ. ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦

+--------+---------+----------+

¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦

+--------+---------+----------+

3 1 9 ¦

¦

¦

¦

¦

¦

¦

1 1 ¦

¦

¦

¦

¦

1 8 ¦

¦

1 1 ¦

¦

1 1 ¦

¦

¦

¦

¦

¦

¦

¦

¦

¦

¦

¦

¦

¦

¦

¦

¦

¦

¦

¦

¦

¦

1 ¦

¦

-------------------------------

ИТОГИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ВОЗБУЖДЕННЫХ ПО СОБСТВЕННОЙ

ИНИЦИАТИВЕ В 1992 - 1993 ГОДАХ

----------------------T-----T------------T---------------T--------

Выявленные нарушения ¦ Год ¦ Возбуждено ¦ в том числе ¦Исполне-

антимонопольного за- ¦ ¦ дел всего +-------T-------+но пос-

конодательства и ¦ ¦ ¦прекра-¦закон- ¦тановле-

Кодекса РСФСР об ¦ ¦ ¦щено ¦чено с ¦ний

административной ¦ ¦ ¦ ¦вынес. ¦

ответственности ¦ ¦ ¦ ¦предупр¦

----------------------+-----+------------+-------+-------+--------

1

ст. 14, ст. 157

Непредставление све- 16 7 9 9

дений Антимонополь-

ному управлению 1992

1

ст. 5, ст. 157

Неисполнение пред- 1 - 1 1

писаний Антимоно-

польного управления 1993

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОЗДАНИЕМ,

СЛИЯНИЕМ, ПРИСОЕДИНЕНИЕМ, ПРЕОБРАЗОВАНИЕМ

ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 17

ЗАКОНА О КОНКУРЕНЦИИ

-----T------------------------T--------------------T--------------

Год ¦ Принято к рассмотрению ¦ После рассмотрения ¦ Дано

¦ ходатайств ¦ отказано ¦ согласий

-----+------------------------+--------------------+--------------

1992 40 - 40

1993 36 6 30

Начальник управления

И.А.САЛИХОВ