Российские законы

Закон Республики Марий Эл от 22.12.1994 N 174-III (ред. от 22.06.2004) “Об охране труда в Республике Марий Эл“ (Принят Госсобранием РМЭ 23.12.1994)

Утратил силу в связи с принятием Закона Республики Марий Эл от 09.11.2005 N 39-З.

Изменения, внесенные Законом РМЭ от 22.06.2004 N 21-З, вступили в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

Изменения, внесенные Законами РМЭ от 15.07.2003 N 28-З, от 03.03.2004 N 2-З вступили в силу со дня их официального опубликования.

22 декабря 1994 года N 174-III

РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ

ЗАКОН

ОБ ОХРАНЕ ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ

(в ред. Законов Республики Марий Эл от 28.09.1998 N 91-З,

от 20.11.2000 N 47-З, от 19.09.2001 N 35-З,

от 07.03.2003 N 10-З, от 15.07.2003 N 28-З,

от 03.03.2004 N 2-З, от 22.06.2004 N 21-З)

Принят

Государственным Собранием

Республики Марий Эл

23 декабря 1994 года

Настоящий
Закон устанавливает гарантии осуществления права работающих на охрану труда и обеспечивает единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и направлен на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие охраны труда

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Для целей настоящего Закона понятие предприятия означает организацию, юридическое лицо, либо предпринимателя - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником.

(статья 1 в ред. Закона Республики Марий Эл от 07.03.2003 N 10-З)

Статья 2. Законодательство Республики Марий Эл об охране труда и сфера его действия

Законодательство Республики Марий Эл об охране труда состоит из настоящего Закона, иных законодательных и нормативных актов Республики Марий Эл.

Законодательство Республики Марий Эл об охране труда не может противоречить законодательным актам Российской Федерации.

Действие законодательства об охране труда распространяется на:

предприятия, учреждения и организации (в дальнейшем предприятия) всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности;

собственников (учредителей);

работодателей;

администрацию и другие органы хозяйственного управления;

работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;

работников кооперативов;

студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования;

военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятиях;

лиц, отбывающих наказание по приговору суда в период их работы в исправительно-трудовых учреждениях или на предприятиях, определенных органами, ведающими исполнением приговоров;

на участников
других видов трудовой деятельности, организуемой в интересах общества и государства.

Настоящий Закон применяется на всей территории Республики Марий Эл и распространяется также на работающих граждан иностранных государств, лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

(в ред. Закона Республики Марий Эл от 19.09.2001 N 35-З)

(в ред. Закона Республики Марий Эл от 03.03.2004 N 2-З)

(в ред. Закона Республики Марий Эл от 22.06.2004 N 21-З)

Статья 3. Основные принципы государственной политики в области охраны труда

Государственная политика Республики Марий Эл в области охраны труда предусматривает единство действий законодательных органов, органов государственного и хозяйственного управления, надзора и контроля, представительных организаций работников и предпринимателей, общественных объединений, органов местного самоуправления и предприятий по улучшению условий охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и основывается на следующих принципах:

приоритета жизни и здоровья работника по отношению к результатам производственной деятельности;

защиты конституционных прав работников на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, гарантирующих сохранение их жизни и здоровья в процессе труда;

координации деятельности в области охраны труда с экономической и социальной политикой;

обеспечения единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности;

государственного управления охраной труда, включая государственную экспертизу условий труда, надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда;

общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда на производстве, осуществляемого работниками через профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы;

взаимодействия и сотрудничества государственных органов управления, надзора и контроля с работодателями, профсоюзами, другими представительными организациями работников и предпринимателей,
заинтересованными в разработке и практической реализации государственной политики в области охраны труда;

проведения эффективной налоговой и кредитной политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасной техники и технологий, средств коллективной и индивидуальной защиты работников;

применения экономических санкций в целях соблюдения предприятиями и работниками нормативных требований по охране труда;

обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно-профилактическим питанием, необходимыми профилактическими средствами за счет средств работодателей;

обязательности расследования и учета каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве;

установления льгот и компенсаций за работу, осуществляемую при наличии опасных и вредных производственных факторов, не поддающихся при современном технологическом уровне развития производства и организации труда полному устранению или ограничению до установленных норм безопасности и гигиены труда;

участия государства в финансировании охраны труда;

установления порядка обязательного заключения на уровне предприятий ежегодных соглашений по охране труда (коллективных договоров) между представительными организациями работников и собственниками уполномоченными органами управления;

включения раздела охраны труда в трехсторонние соглашения между Правительством, объединениями работодателей и профсоюзов и в отраслевые тарифные соглашения;

защиты интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей;

широкого использования и пропаганды достижений науки, техники и передового отечественного и зарубежного опыта по охране труда;

подготовки и переподготовки специалистов в области охраны труда, в том числе в учреждениях высшего и среднего профессионального образования;

всемерной поддержки деятельности представительных организаций работников (профсоюзов) и предпринимателей, предприятий и отдельных лиц, направленной на обеспечение охраны труда;

установления государственной статистической отчетности об условиях труда, о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

информирования работников и населения о действующих законодательных и нормативных актах в области
охраны труда и о ее состоянии на предприятиях;

международного сотрудничества при решении проблем охраны труда.

Республика Марий Эл в лице органов законодательной и исполнительной власти с учетом консультаций с объединениями работодателей, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками представительных органов разрабатывает, осуществляет и периодически пересматривает согласованную политику в области охраны труда.

Статья 4. Участие общественных организаций (объединений) в разработке и принятии решений по проблемам охраны труда

Общественные организации (объединения), в том числе профсоюзные объединения, принимают участие в разработке законодательных и иных нормативных актов, а также при принятии решений по проблемам охраны труда.

Работодатели, специалисты, граждане для решения проблем охраны труда могут объединяться в общественные организации (объединения), которые действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл об общественных организациях (объединениях).

Органы государственного и хозяйственного управления, надзора и контроля, предприятия оказывают помощь и поддержку таким общественным организациям и учитывают разработанные ими предложения, рекомендации при выработке и принятии решений по вопросам охраны труда.

Статья 5. Охрана труда при выполнении международных договоров или соглашений

При выполнении предприятиями и гражданами Республики Марий Эл работ за рубежом на основе международных договоров или соглашений применяются предусмотренные в них требования по охране труда, если не оговорено иное.

Особенности регулирования отношений в области охраны труда для иностранных граждан, работающих на территории Республики Марий Эл, устанавливаются соглашениями заинтересованных сторон в соответствии с федеральным законодательством об охране труда.

(в ред. Закона Республики Марий Эл от 03.03.2004 N 2-З)

Глава II. ГАРАНТИИ ПРАВА РАБОТНИКА НА ОХРАНУ ТРУДА

Статья 6. Гарантии права работника на охрану труда

Республика Марий Эл в лице законодательных, исполнительных и судебных органов гарантирует право на
охрану труда всем участникам трудового процесса на ее территории.

Допуск к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил техники безопасности, норм и инструкций по охране труда, медицинский осмотр, запрещается.

Категории работников, имеющие право на компенсации и льготы за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, характер и объемы таких компенсаций и льгот определяются соответствующими законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и Республики Марий Эл, коллективными договорами (соглашениями) и индивидуальными трудовыми контрактами.

Статья 7. Гарантии права на охрану труда при приеме на работу

Условия трудового договора, контракта, соглашения (в дальнейшем - трудовой договор) должны соответствовать требованиям настоящего Закона, действующего законодательства и иных нормативных актов по охране труда. В трудовом договоре должна быть указана достоверная характеристика рабочего места, включены опасные и вредные производственные факторы, а также размеры компенсационных доплат и льгот на особые условия труда.

В случае нарушения администрацией, собственником либо уполномоченным им органом управления (в дальнейшем - администрация) условий трудового договора в области охраны труда последний может быть расторгнут по заявлению работника с выплатой ему выходного пособия, если это предусмотрено трудовым или коллективным договором.

(в ред. Закона Республики Марий Эл от 03.03.2004 N 2-З)

При приеме на работу с заведомо высоким уровнем потенциального риска возникновения профессионального заболевания администрация предприятия обязана предупредить работника о вероятности возникновения заболевания и гарантировать ему предоставление в дальнейшем другой работы.

Статья 8. Запрещение допуска лиц к работе, которая противопоказана им по состоянию здоровья

Органы здравоохранения определяют перечень производств, видов работ и профессий, имеющих медицинские противопоказания для лиц с физическими недостатками или соответствующими отклонениями состояния здоровья.

Запрещается прием,
привлечение или допуск работников, в том числе с их согласия, к работе, которая по заключению медицинских органов противопоказана им по состоянию здоровья.

Статья 9. Право работника на компенсации по условиям труда

Каждый работник имеет право на компенсации, установленные законодательством Российской Федерации, коллективным или трудовым договором, если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.

При переводе работника в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с работой, на другую постоянную нижеоплачиваемую работу в данной организации за ним сохраняется его прежний средний заработок до установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности либо до выздоровления работника.

(статья 9 в ред. Закона Республики Марий Эл от 07.03.2003 N 10-З)

Статья 10. Гарантии прав на охрану труда в процессе трудовой деятельности

В случае несоответствия условий труда нормативным актам или необеспечения работника необходимыми средствами индивидуальной защиты он вправе отказаться от выполнения работы впредь до приведения рабочего места в соответствие с требованиями норм охраны труда. Отказ работника от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья или необеспечения безопасных условий труда, либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет для него каких-либо необоснованных последствий, дисциплинарных, правовых, экономических и других санкций.

За время вынужденного простоя при приостановлении работ органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда по вине предприятия за работником сохраняется место работы (должность) и не менее двух третей средней заработной платы работника.

(в ред. Закона Республики Марий Эл от 03.03.2004 N 2-З)

(в ред. Закона Республики Марий Эл от 22.06.2004 N
21-З)

В случае причинения вреда здоровью или частичной утраты трудоспособности вследствие работы во вредных и опасных условиях труда администрация обязана возместить работнику вред, причиненный здоровью, в соответствии с настоящим Законом и (или) иными нормативными актами.

(в ред. Закона Республики Марий Эл от 28.09.1998 N 91-З)

На время приостановки работ на предприятии (рабочих мест, производственных участков и т.д.) вследствие нарушения законодательства об охране труда, требований правил и норм безопасности, гигиены труда за работником сохраняется рабочее место.

При ликвидации рабочего места вследствие технической невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда, подтвержденной органами государственного надзора и контроля, администрация предприятия обязана предоставить работнику новое рабочее место, соответствующее его квалификации, или обеспечить за счет предприятия переподготовку работника для использования его на других рабочих местах с сохранением на время переподготовки средней заработной платы.

В случае закрытия предприятия вследствие необеспечения здоровых и безопасных условий труда органы государственного и хозяйственного управления, собственник (учредитель) предприятия обязаны принять меры по обеспечению работников рабочими местами на других предприятиях, соответствующими их квалификации, или организовать их переподготовку. На период вынужденного простоя и переподготовки за работником сохраняется заработная плата в соответствии с законодательством.

При обнаружении у работника соматического заболевания или признаков профессионального заболевания, связанного с условиями труда, администрация на основании медицинского заключения обязана перевести его на другую работу.

Трудовой договор, снижающий права работника в области охраны труда по сравнению с законодательными и нормативными актами, является недействительным, подлежит приведению в соответствие с законодательными и нормативными актами по требованию работника и органов государственного надзора и контроля.

Статья 11. Особенности регулирования отношений в области охраны труда для отдельных категорий работников

Ограничивается применение труда женщин на тяжелых
работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением не физических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию.

Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания, либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе.

Работы, поручаемые надомникам, не могут быть противопоказаны им по состоянию здоровья и должны выполняться в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

(статья 11 в ред. Закона Республики Марий Эл от 07.03.2003 N 10-З)

Статья 12. Страхование работников предприятий от несчастных случаев и профессиональных заболеваний

Работники предприятий подлежат социальному страхованию в порядке и на условиях, определяемых законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл.

Категории работников, занятых в условиях производств повышенного риска, подлежат обязательному личному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве работодателем. Размеры страховых сумм в этом случае определяются коллективным договором (соглашением) или индивидуальным трудовым контрактом между работодателем и профсоюзным комитетом, работником. Перечень производств повышенного риска устанавливается Министерством социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл по согласованию с республиканским советом профсоюзов и республиканским центром госсанэпиднадзора.

(в ред. Закона Республики Марий Эл от 28.09.1998 N 91-З)

Глава III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ И РАБОТОДАТЕЛЕЙ

В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

Статья 13. Права работника на охрану труда

Работник имеет право:

на рабочее место, защищенное от воздействия опасных и вредных производственных факторов, способных вызвать несчастный случай, ухудшение состояния здоровья, заболевание или снижение трудоспособности;

на достоверную информацию от работодателя, от государственных и общественных органов о состоянии условий его труда, о существующем риске повреждения здоровья, о
принимаемых работодателем мерах защиты от опасных и вредных производственных факторов и его ответственности за отступление от требований норм и правил охраны труда;

на информацию об оценке состояния его здоровья по результатам предварительного, при поступлении на работу, и последующих периодических медицинских осмотров;

на ознакомление и (или) предоставление ему возможности принимать участие в рассмотрении вопросов по условиям труда на его рабочем месте, инспектировании и расследовании несчастных случаев и аварий на производстве;

на обеспечение средствами коллективной или индивидуальной защиты в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных актов об охране труда за счет средств работодателя;

на проведение по его просьбе инспектирования условий труда на своем рабочем месте соответствующими службами государственного или общественного надзора и контроля;

на отказ от выполнения работ в условиях реальной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности, кроме случаев, когда реальная опасность является частью выполняемой работы и оговорена сторонами в трудовом соглашении (контракте);

на обращение с жалобой в соответствующие органы государственной власти, а также в профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы в связи с неудовлетворительными условиями и охраной труда;

на возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей;

на обучение безопасным методам и приемам труда за счет работодателя;

на профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае приостановки деятельности или закрытия предприятия, цеха, участка либо ликвидации рабочего места вследствие неудовлетворительных условий труда, а также в случае потери трудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием;

на проведение за счет средств работодателя внеочередного медицинского осмотра при предположении лечебного учреждения, что ухудшение состояния его здоровья связано с условиями труда.

Статья 14. Обязанности работников в области охраны труда

Работник обязан:

соблюдать нормы и правила, инструкции и приказы по охране и гигиене труда, с которыми он ознакомлен;

выполнять медицинские рекомендации по результатам проведенных обследований состояния здоровья;

не перемещать, не демонтировать, не разрушать, не удалять, не отключать средства безопасности и гигиены труда и не совершать другие действия, создающие угрозу жизни и здоровью на своем рабочем месте и для окружающих людей;

извещать своего непосредственного руководителя о любой ситуации, способной, по его мнению, создать прямую угрозу жизни или здоровью людей;

немедленно сообщать непосредственному руководителю о любом несчастном случае или случае повреждения здоровья, происшедшем в процессе работы или в связи с ней;

проходить медицинское обследование и тесты, предусмотренные нормативными актами;

правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты;

соблюдать трудовую, производственную и технологическую дисциплину.

Статья 15. Права работодателя в области охраны труда

Работодатель имеет право:

входить с предложением в органы управления охраной труда о разработке или изменении стандартов, правил и норм по безопасности и гигиене труда;

на сопровождение официальных лиц при инспектировании, участие в совещаниях в органах управления и надзора при рассмотрении жалоб на условия труда и его действий в вопросах охраны труда;

на информацию от органов управления и надзора по нормативам в области охраны труда и по результатам инспекции и расследования;

на проведение инспекции или экспертизы службами государственного управления, контроля и надзора, установленного оборудования или применения технологических процессов для выявления возможных источников производственной опасности и поисков способов их устранения;

на проведение совещаний и консультаций с органами государственного управления и надзора по результатам инспекции или расследования;

на апелляцию и обжалование решений соответствующих государственных органов управления, надзора и контроля;

(в ред. Закона Республики Марий Эл от 19.09.2001 N 35-З)

на наложение дисциплинарного взыскания на работника за нарушение Правил техники безопасности вплоть до его увольнения согласно действующему законодательству, условий коллективного договора или трудового договора (контракта);

на получение услуг и содействие государственных органов в области обучения и пропаганды безопасных методов и приемов труда.

Статья 16. Обязанности работодателя в области охраны труда

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организации возлагаются на работодателя.

(в ред. Закона Республики Марий Эл от 07.03.2003 N 10-З)

Работодатель обязан:

обеспечить безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов и применяемых в производстве сырья и материалов, а также эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты;

принимать незамедлительные меры при возникновении аварийных ситуаций, несчастных случаев и заболеваний на производстве, а также надлежащие меры по оказанию помощи пострадавшим;

соблюдать настоящий Закон, нормы, правила и стандарты по охране труда;

выдавать всем работникам, в том числе занятым в производствах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, проводимых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, моющие и дезинфицирующие материалы, спецпитание, молоко в соответствии с установленными нормами за счет предприятия;

обеспечить организацию профилактических медицинских осмотров (обследований);

предоставлять льготы и компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда в порядке, установленном настоящим Законом;

информировать работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся им средствах индивидуальной защиты;

предоставлять органам надзора и контроля необходимую информацию о состоянии условий и охраны труда на предприятии, выполнении их предписаний, а также о всех несчастных случаях, заболеваниях и повреждениях здоровья работников;

принимать все научно обоснованные и практически осуществимые меры для снятия физической и психической усталости работников в процессе труда;

обеспечивать проведение необходимых инструктажей, проверку знаний и надлежащую подготовку работников в области безопасности и охраны труда;

не препятствовать работнику или его представителю в возможности посещать совещания и собрания, касающиеся рассмотрения его жалоб по вопросам охраны труда;

беспрепятственно допускать работников государственных и общественных органов управления, надзора и контроля на рабочие места для проверок состояния условий и охраны труда на предприятии, соблюдения законодательства об охране труда, проведения инспекций, экспертизы, контрольных замеров и расследований по вопросам охраны труда;

запрещать работнику выполнять операции, создающие угрозу жизни и здоровью работника и окружающих;

организовать надлежащее санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников;

установить режим труда и отдыха работников в соответствии с действующим законодательством;

осуществлять эффективный контроль за уровнем воздействия вредных или опасных производственных факторов на здоровье работника;

возмещать вред, причиненный работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;

доводить до сведения работников решения государственных и общественных органов управления, надзора и контроля;

нести ответственность за нарушение законодательства по охране труда;

вести по установленной форме документацию, учет, связанные с профессиональным заболеванием, заболеванием с временной утратой трудоспособности, производственным травматизмом, воздействием вредных и опасных производственных факторов;

извещать соответствующие органы о несчастных случаях, профессиональных заболеваниях и авариях на производстве, организовать их расследование в соответствии с законом (положением);

сотрудничать с работниками или их представителями в деле выполнения возложенных на него обязанностей по обеспечению здоровых и безопасных условий труда;

соблюдать условия коллективных договоров и соглашений по охране труда;

вести учет расходов по охране труда;

своевременно представлять государственную статистическую отчетность по условиям и охране труда;

в установленные сроки проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации;

(в ред. Закона Республики Марий Эл от 07.03.2003 N 10-З)

обеспечить соответствующие требованиям законодательства об охране труда условия труда на каждом рабочем месте.

Глава IV. УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА

Статья 17. Государственное управление охраной труда

Государственное управление охраной труда заключается в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, разработке законодательных и иных нормативных актов в этой области, а также требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующим работникам здоровые и безопасные условия труда.

Государственное управление охраной труда в Республике Марий Эл осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Республики Марий Эл в области охраны труда в пределах их полномочий.

(в ред. Закона Республики Марий Эл от 07.03.2003 N 10-З)

Нормы и правила по охране труда, утвержденные государственными органами управления охраной труда Российской Федерации или Республики Марий Эл, обязательны для исполнения на территории Республики Марий Эл всеми министерствами и ведомствами Республики Марий Эл, предприятиями всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и работниками.

Должностные лица государственных органов управления охраной труда имеют право беспрепятственного посещения предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и доступа к необходимой информации.

Для координации деятельности республиканских министерств, ведомств, органов управления, надзора и контроля по охране труда при Правительстве Республики Марий Эл создается межведомственная комиссия, действующая согласно Положению, утвержденному Правительством.

(в ред. Закона Республики Марий Эл от 03.03.2004 N 2-З)

Часть 6 исключена. - Закон Республики Марий Эл от 19.09.2001 N 35-З

Статья 18. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны труда

Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий, а также полномочий, переданных им органами государственной власти Республики Марий Эл в установленном порядке.

(в ред. Закона Республики Марий Эл от 19.09.2001 N 35-З)

Органам местного самоуправления в установленном порядке передаются следующие полномочия:

участие в разработке и реализации республиканской программы улучшения условий и охраны труда;

разработка и утверждение территориальных (районных, городских) целевых программ улучшения условий и охраны труда, контроль за их выполнением;

разработка и осуществление мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда;

участие в организации обучения специалистов по охране труда, проверки знаний требований охраны труда лицами, ответственными за обеспечение безопасности труда;

другие полномочия, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, Республики Марий Эл в области охраны труда;

участие в системе социального партнерства, проведение уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений на территории муниципального образования.

(в ред. Закона Республики Марий Эл от 07.03.2003 N 10-З)

Статья 19. Управление охраной труда в министерствах, ведомствах, концернах, ассоциациях и объединениях и их полномочия в этой области

Отраслевые министерства, ведомства, концерны, ассоциации и другие объединения независимо от форм собственности обязаны иметь службы охраны труда.

В целях управления охраной труда они:

определяют при участии представительных организаций работников и предпринимателей, общественных объединений основные направления деятельности по проведению государственной политики в области охраны труда на отраслевом уровне и реализуют на практике намеченные меры;

осуществляют или принимают участие в разработке отраслевых правил, норм, типовых инструкций, проводят экспертизу проектов строительства и реконструкции объектов (кроме жилья), новых технологических процессов и оборудования на соответствие требованиям безопасности и гигиены труда;

организуют обучение и проверку в установленном порядке знаний законодательства об охране труда, правил и норм безопасности и гигиены труда руководителями, главными специалистами предприятий;

осуществляют внутриведомственный контроль за состоянием охраны труда на предприятиях, для чего создают отделы или службы охраны труда;

оказывают помощь предприятиям в реализации мер по обеспечению работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной“защиты;

обеспечивают подведомственные предприятия, организации и учреждения нормативно-технической документацией по охране труда.

Статья 20. Управление охраной труда на предприятиях и в объединениях

Управление системой охраны труда и здоровья работников на предприятиях осуществляет собственник, работодатель (учредитель) предприятия и уполномоченные им лица, которые создают службы охраны труда или на основе договоров нанимают специалистов по охране труда, организующих и контролирующих выполнение требований законодательства по охране труда. Предприятие обязано обеспечить материально-техническую базу службы охраны труда.

Службы охраны труда предприятий организуют работу по охране труда, обеспечению безопасности труда и осуществляют контроль за исполнением должностными лицами и работниками предприятия требований законодательных и иных нормативных актов по охране труда.

Статья 21. Служба охраны труда предприятия

Структура и численность служб охраны труда (из штатных или привлекаемых специалистов) определяется собственником, работодателем (учредителем) предприятия с учетом рекомендаций государственного органа управления охраной труда. На предприятиях с численностью до 100 работающих функции специалистов по охране труда могут выполнять лица, уполномоченные на это работодателем, собственником (учредителем) или принятые на работу с его согласия. На предприятиях с численностью работающих 100 и более человек вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области, либо создается служба охраны труда.

(в ред. Закона Республики Марий Эл от 20.11.2000 N 47-З)

Абзац 2 исключен. - Закон Республики Марий Эл от 20.11.2000 N 47-З.

Руководитель службы охраны труда (специалист по охране труда), являющийся членом профессионального союза, освобождается от работы по инициативе собственника, работодателя (учредителя) с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа.

(в ред. Закона Республики Марий Эл от 03.03.2004 N 2-З)

Собственник, работодатель (учредитель) или уполномоченные им лица обязаны обеспечить материально-техническую базу служб охраны труда предприятий.

Статья 22. Права работников служб охраны труда

Часть 1 исключена. - Закон Республики Марий Эл от 03.03.2004 N 2-З.

Специалисты служб охраны труда расследуют все виды несчастных случаев, связанных с производством и работой с участием уполномоченных представителей профсоюзного органа.

(в ред. Закона Республики Марий Эл от 03.03.2004 N 2-З)

Глава V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

Статья 23. Обеспечение охраны труда на предприятии

Условия труда на каждом рабочем месте предприятия должны соответствовать требованиям стандартов, правил и норм по охране труда.

Администрация, работники предприятия и (или) их представители сотрудничают в деле обеспечения охраны труда. Взаимные обязательства администрации и работников по обеспечению работникам здоровых и безопасных условий труда на предприятии предусматриваются коллективными договорами (соглашениями по охране труда), контрактами.

Охрана труда на предприятиях обеспечивается:

безопасностью зданий, сооружений, производственных процессов и оборудования;

приведением условий труда на каждом рабочем месте в соответствие с требованиями безопасности гигиены труда;

организацией надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работающих;

оптимальным режимом труда и отдыха и осуществления практических мер для снятия физической и психической усталости работающих;

бесплатной выдачей работающим в производствах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, спецодежды, спецобуви, молока, спецпитания, газированной воды, средств индивидуальной защиты, моющих и дезинфицирующих материалов в соответствии с установленными нормативами;

обучением и переобучением, инструктированием и проверкой знаний работниками правил и норм, инструкций по безопасности и гигиене труда;

организацией контроля за опасными и вредными производственными факторами и своевременным информированием работников о результатах контроля.

Статья 24. Нормативное обеспечение охраны труда

Нормативное обеспечение охраны труда включает в себя:

законы Российской Федерации и Республики Марий Эл, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, Президента Республики Марий Эл, постановления Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Марий Эл;

стандарты безопасности труда (ССБТ);

социально-экономические нормативы;

инструкции, нормы и правила;

сертификат безопасности предприятия;

другие нормативные акты в области охраны труда.

Стандарты, нормы, инструкции и правила разрабатываются и утверждаются в порядке, устанавливаемом органом по охране труда Российской Федерации и Республики Марий Эл и являются обязательными для всех должностных лиц и работников предприятий.

Нормативные акты по охране труда систематически пересматриваются (полностью или частично) с периодичностью не более 5 лет, если иное не диктуется требованиями научно-технического прогресса или практикой производства.

Статья 25. Обеспечение требований охраны труда при проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий и объектов

Проектирование, строительство и реконструкция зданий и сооружений (без жилья), разработка и выпуск средств производства, внедрение технологий, в том числе приобретенных за рубежом средств коллективной и индивидуальной защиты, не отвечающих требованиям стандартов санитарных норм и правил по охране труда, запрещается.

Проекты объектов и средств производства подлежат обязательной экспертизе государственной экспертизой условий труда, а при необходимости - независимой экспертизе общественных организаций, опытные образцы - государственным испытаниям на соответствие их нормам и правилам по охране труда.

Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и осуществления государственной экспертизы условий труда на рабочих местах.

(в ред. Закона Республики Марий Эл от 07.03.2003 N 10-З)

Все предприятия, расположенные на территории Республики Марий Эл, в том числе и вновь вводимые и реконструируемые, должны провести сертификацию работ по охране труда.

(в ред. Закона Республики Марий Эл от 07.03.2003 N 10-З)

Все вновь вводимые и реконструируемые объекты и средства производства подлежат приемке рабочими и государственными комиссиями в соответствии с правилами, утверждаемыми Правительством Республики Марий Эл.

Не допускается применение новых веществ, сырья и материалов, не прошедших специальную экспертизу в части их влияния на организм и здоровье человека и окружающую среду.

Работа отдельных технологических процессов или эксплуатация средств производства, не отвечающих требованиям правил охраны труда и создающих угрозу жизни или здоровью человека, подлежат приостановке решением Государственной инспекции труда или иными полномочными органами в порядке, установленном законодательством по охране труда Республики Марий Эл, до приведения их в соответствие с требованиями норм и правил по охране труда.

(в ред. Закона Республики Марий Эл от 07.03.2003 N 10-З)

Статья 26. Профессиональная подготовка, обучение и инструктирование работников предприятий по вопросам охраны труда

Все работники предприятий, включая руководителей, обязаны проходить обучение, инструктаж, проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда в объеме, необходимом для выполнения служебных обязанностей, аттестацию и переаттестацию в порядке и сроки, установленные для их профессий и видов работ.

Запрещается допуск к работе лиц, не имеющих необходимой профессиональной подготовки, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктирование, проверку знаний по охране труда.

Вновь принимаемые, а также переводимые на другую работу работники должны проходить инструктаж по безопасности и гигиене труда, обучение безопасным приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим от несчастных случаев.

Для работников, поступающих на работу с повышенной опасностью или работу, где требуется профессиональный отбор, проводится предварительное обучение по безопасности и гигиене труда со сдачей экзаменов и с последующей периодической аттестацией.

Вновь поступающие на работу должны быть ознакомлены с основами правового обеспечения и социальной защиты работников в области охраны труда.

Вопросы охраны труда должны включаться в программы образования и профессиональной подготовки на всех уровнях.

Государство обеспечивает с участием предприятий и контролирует подготовку специалистов по охране труда в высших и средних специальных учебных заведениях.

Статья 27. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется в рамках федеральных, отраслевых, республиканских и муниципальных целевых программ улучшения условий и охраны труда за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Марий Эл, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Марий Эл и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется также за счет:

средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и законодательства Российской Федерации об охране труда, распределяемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовых форм (за исключением федеральных казенных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, в размере не менее 0,7 процента суммы эксплуатационных расходов.

В Республике Марий Эл, а также в организациях могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Марий Эл.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

(в ред. Закона Республики Марий Эл от 19.09.2001 N 35-З)

Статья 28 исключена. - Закон Республики Марий Эл от 19.09.2001 N 35-З.

Статья 29. Обеспечение экономической заинтересованности предприятий в создании здоровых и безопасных условий труда

Экономический механизм обеспечения охраны труда включает:

планирование и финансирование мероприятий по охране труда;

обеспечение экономической заинтересованности работодателя во внедрении более совершенных средств охраны труда;

обеспечение материальной ответственности работодателя за опасные или вредные условия труда на предприятии, за выпуск и сбыт средств производства, не отвечающих требованиям по охране труда, за вред, причиненный работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;

предоставление работникам компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда.

Предприятиям, обеспечивающим работникам здоровые и безопасные условия труда, могут предоставляться налоговые, кредитные и иные льготы в порядке, установленном законами Республики Марий Эл в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Закона Республики Марий Эл от 15.07.2003 N 28-З)

Часть 3. Исключена. - Закон Республики Марий Эл от 15.07.2003 N 28-З.

Часть 4. Исключена. - Закон Республики Марий Эл от 15.07.2003 N 28-З.

Часть 5. Исключена. - Закон Республики Марий Эл от 15.07.2003 N 28-З.

Статья 30. Обеспечение безопасности работников при производстве и применении вредных веществ

Не допускается применение новых материалов, сырья, не прошедших специальную экспертизу их влияния на организм и здоровье человека.

Для производств, деятельность которых связана с изготовлением, применением, хранением, упаковкой и транспортировкой вредных, взрывоопасных, химических, радиоактивных и биологически опасных веществ, разрабатывается нормативно-техническая документация и проводятся необходимые исследования, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и другие мероприятия, предотвращающие воздействие вредных веществ на работников.

Глава VI. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ НАДЗОР

И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ

И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Статья 31. Утратила силу. - Закон Республики Марий Эл от 03.03.2004 N 2-З

Статья 32. Общественный контроль за соблюдением охраны труда на предприятии

Общественный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда осуществляют:

профессиональные союзы в соответствии с установленными законом правами и гарантиями деятельности профессиональных союзов и их уставами;

специализированные в области охраны труда общественные организации в соответствии с законодательством об общественных организациях и их уставами;

трудовые коллективы в лице избираемых ими общественных уполномоченных по охране труда.

Профессиональные союзы, специализированные общественные организации, участвующие в осуществлении контроля за соблюдением администрацией законодательства об охране труда, могут создавать собственные инспекции или группы экспертов с правами, соответствующими законодательству о профессиональных союзах, общественных организациях и настоящим Законом.

Статья 33. Права профессиональных союзов по осуществлению общественного контроля за соблюдением охраны труда

Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива действуют в соответствии с Положением, утверждаемом в установленном порядке.

Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов об охране труда;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия;

принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий о состоянии условий и охраны труда, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве;

предъявлять требования о приостановке работ в случае непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда;

осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда;

обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, изменением условий труда.

Статья 34. Организация общественного контроля на предприятии

В целях организации действенного общественного контроля за соблюдением законодательных и других нормативных актов по охране труда на предприятиях с численностью более 10 работников создаются комитеты (комиссии) по охране труда, состоящие из представителей собственника, администрации (предпринимателя), работников профсоюза, специалистов по безопасности, гигиене труда и социальному страхованию и уполномоченных (доверенных) лиц. Комитеты (комиссии) по охране труда на предприятиях действуют в соответствии с Положением, Типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда утверждается в порядке, установленном федеральным законодательством.

(в ред. Законов Республики Марий Эл от 20.11.2000 N 47-З, 07.03.2003 N 10-З)

Трудовые коллективы и (или) их профессиональные организации избирают общественных уполномоченных по охране труда, которые осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда на конкретных рабочих местах и на производственных участках.

Для выполнения своих обязанностей общественному уполномоченному по охране труда специально предоставляется рабочее время не менее двух часов в неделю с оплатой в размере среднего заработка, если это предусмотрено трудовым договором или соглашением.

(в ред. Закона Республики Марий Эл от 03.03.2004 N 2-З)

Органы государственной власти республики, органы местного самоуправления муниципальных образований при взаимодействии с профсоюзными и иными органами в рамках социального партнерства оказывают помощь и поддержку деятельности общественных уполномоченных по охране труда, направленной на защиту прав работников предприятий.

(в ред. Закона Республики Марий Эл от 03.03.2004 N 2-З)

Статья 35. Обеспечение условий для функционирования органов надзора и контроля

Администрация предприятий обязана обеспечить представителям государственного и общественного надзора и контроля за соблюдением законодательных и нормативных актов по охране труда необходимые условия для исполнения ими возложенных на них задач и функций.

Вмешательство в деятельность по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда со стороны любых государственных и административных органов запрещается.

Воздействие в какой бы то ни было форме на должностных лиц, осуществляющих государственный надзор по охране труда, со стороны государственных органов управления, предприятий, общественных и политических объединений или их должностных лиц с целью воспрепятствования их законной деятельности влечет дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность.

Статья 36. Ликвидация организации или прекращение деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда

(в ред. Закона Республики Марий Эл от 07.03.2003 N 10-З)

В случаях, когда производственная деятельность предприятий или их структурных подразделений представляет опасность для жизни и здоровья работников и населения, эта деятельность может быть приостановлена по предписанию руководителя государственной инспекции труда, государственных инспекторов труда и Главного государственного эксперта условий труда на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений.

Решение о закрытии указанных предприятий или их структурных подразделений принимается судом по требованию органа исполнительной власти по труду на основании представления Главного государственного инспектора труда Российской Федерации либо Главного государственного инспектора труда по Республике Марий Эл при наличии заключения отдела государственной экспертизы условий труда Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл.

(в ред. Законов Республики Марий Эл от 28.09.1998 N 91-З, от 07.03.2003 N 10-З)

Статья 37. Расследование и учет несчастных случаев и аварий на производстве

Все несчастные случаи и случаи профессиональных заболеваний и аварий на производстве подлежат расследованию и учету работодателем в установленном порядке.

Государственные инспекторы по охране труда расследуют групповые несчастные случаи и со смертельным исходом на производстве согласно Положению.

Администрация предприятий обязана сохранить обстановку на месте происшествия несчастных случаев (если это не угрожает жизни окружающих), обеспечить условия для расследования, предоставить необходимую информацию, транспорт, средства связи, печатание и размножение материалов расследования, проведение необходимых экспертиз, исследований и экспериментов, фотографирования и других услуг за счет предприятия.

Глава VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Статья 38. Утратила силу. - Закон Республики Марий Эл от 07.03.2003 N 10-З.

Статья 39. Материальная ответственность научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций за разработку проектов средств производства и технологий, не отвечающих требованиям правил и норм охраны труда

Научно-исследовательские, технологические и проектно-конструкторские организации, разработавшие или внедрившие проекты средств производства и новые технологии, не отвечающие требованиям статьи 25 настоящего Закона, обязаны возместить заказчику причиненный ущерб по устранению этих отступлений. Ущерб возмещается по требованию заказчика (покупателя) или по решению судебных органов.

Статья 40. Ответственность предприятий за выпуск и сбыт продукции производственного назначения, не отвечающей безопасности труда

Предприятия, выпускающие и поставляющие продукцию производственно-технического назначения, не отвечающую требованиям охраны труда, возмещают потребителям нанесенный ущерб и несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Потребитель вправе возвратить такого рода продукцию поставщику с оплатой за его счет транспортных расходов либо взыскать в добровольном или судебном порядке с предприятия-изготовителя денежную компенсацию в размерах, связанных с устранением выявленных отступлений.

Статья 41. Ответственность за нарушение требований охраны труда

Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными и трудовыми договорами, или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(статья 41 в ред. Закона Республики Марий Эл от 07.03.2003 N 10-З)

Статья 42. Ответственность работников предприятий за нарушение нормативных актов по охране труда

За нарушение требований законодательства об охране труда работники предприятий привлекаются к дисциплинарной (вплоть до увольнения), материальной и уголовной ответственности в установленном законодательством порядке.

Статья 43. Материальная ответственность работодателей за вред, причиненный здоровью работников

Вред, причиненный здоровью работника, возмещается в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“ и другими федеральными законами.

(статья 43 в ред. Закона Республики Марий Эл от 07.03.2003 N 10-З)

Статья 44. Утратила силу. - Закон Республики Марий Эл от 03.03.2004 N 2-З

Статья 45. Утратила силу. - Закон Республики Марий Эл от 07.03.2003 N 10-З.

Президент

Республики Марий Эл

В.ЗОТИН

г. Йошкар-Ола

22 декабря 1994 года

N 174-III