Российские законы

Постановление Государственного Собрания Республики Марий Эл от 23.12.1994 N 153-III “Об Основных положениях Программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Республики Марий Эл после 1 июля 1994 года“

Утратил силу в связи с принятием Закона РМЭ от 17.06.2002 N 13-З.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 декабря 1994 г. N 153-III

ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ ПРОГРАММЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ПОСЛЕ 1 ИЮЛЯ 1994 ГОДА

Государственное Собрание Республики Марий Эл постановляет:

1. Утвердить Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Республики Марий Эл после 1 июля 1994 года.

2. Госкомимуществу Республики Марий Эл, Фонду имущества Республики Марий Эл, администрациям городов и районов Республики Марий Эл обеспечить выполнение Основных положений программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Республики Марий Эл после 1 июля 1994 года.

Подготовить и внести в рабочем порядке предложения, необходимые дополнения и
изменения в Основные положения.

3. Службе госсекретаря Республики Марий Эл, Госкомимущества Республики Марий Эл обеспечить опубликование в средствах массовой информации Основных положений программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Республики Марий Эл после 1 июля 1994 года.

4. Предложить правительству Республики Марий Эл сохранить комиссию, созданную постановлением правительства Республики Марий Эл N 299 от 21.09.94, и возложить на нее функцию контроля за ходом приватизации в Республике Марий Эл.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Госкомимущество Республики Марий Эл и на депутатскую комиссию по осуществлению контроля за реализацией Закона и Программы приватизации.

Председатель

Государственного Собрания

Республики Марий Эл

А.СМИРНОВ

Утверждены

Государственным Собранием

Республики Марий Эл

от 23 декабря 1994 г. N 153-III

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

1. ВВЕДЕНИЕ

Основные положения Программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Республике Марий Эл после 1 июля 1994 года (в дальнейшем именуются - Основные положения) разработаны в соответствии с Законом Республики Марий Эл “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Марийской ССР“ с внесенными изменениями и дополнениями, Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 1994 года N 1535 “Об Основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года“ и с учетом опыта и результатов проведения приватизации в 1992-1994 годах.

Основные положения устанавливают цели и порядок применения положения Программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Республике Марий Эл, утвержденной Постановлением Государственного Собрания Республики Марий Эл от 16 февраля 1994 г. N 32-III (далее именуется - Программа), после завершения срока действия приватизационных чеков.

1.1. Главными целями приватизации государственных и муниципальных предприятий после завершения срока действия приватизационных чеков являются:

повышение эффективности
экономики в Республике Марий Эл в целом и деятельности отдельных предприятий;

формирование широкого слоя частных собственников и содействие процессу образования стратегических частных собственников;

привлечение в производство инвестиций, в том числе иностранных;

содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения, а также защите прав частных собственников (акционеров).

1.2. Не подлежат приватизации государственные и муниципальные образовательные учреждения, закрепленные за ними объекты социальной инфраструктуры (в том числе жилые помещения), расположенные в зданиях учебного, производственного, социального и культурного назначения), клинические базы учреждений медицинского образования, а также учреждения и организации здравоохранения до принятия соответствующего федерального закона и закона Республики Марий Эл.

1.3. Приобретение земельных участков в собственность осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Марий Эл, земельным законодательством и разделом 4 Основных положений Программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Республики Марий Эл после 1 июля 1994 года. Конкретный порядок будет установлен Конституцией Республики Марий Эл и земельным законодательством после внесения в них изменений.

1.4. Принятые до 1 июля решения о приватизации государственных (муниципальных) предприятий подлежат обязательному выполнению, при отсутствии противоречий Основным положениям.

1.5. Продажа государственных (муниципальных) предприятий, акций акционерных обществ открытого типа, созданных путем преобразования государственных (муниципальных) предприятий, планы приватизации которых были утверждены до 1 июля 1994 г., осуществляются в соответствии с утвержденными планами приватизации и порядком оплаты, установленным Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1994 г. N 1374 “О мерах по защите интересов граждан на этапе перехода от чековой к денежной приватизации“.

Акции акционерных обществ, созданных в порядке преобразования государственных предприятий до утверждения Основных положений, за исключением закрепленных в установленном порядке в государственной собственности, подлежат продаже до 1 апреля 1995 года.

Акции акционерных
обществ, подлежащие в соответствии с утвержденными до 1 июля 1994 г. планами приватизации продаже на специализированных чековых аукционах и не проданные до принятия Основных положений, продаются на аукционах или по конкурсу за деньги.

1.6. Способы приватизации, требования и льготы, предоставляемые при приватизации, установленные Основными положениями, обязательны для исполнения органами государственной власти Республики Марий Эл и органами местного самоуправления. Не допускается введение указанными органами ограничений на приватизацию предприятий и иного имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, не предусмотренных Программой и Основными положениями.

2. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ В АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА И ПОРЯДОК

ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ ОБ ИХ ПРИВАТИЗАЦИИ

2.1. Государственные и муниципальные предприятия с балансовой стоимостью основных фондов на 1 января 1994 г. 20 млн. руб. и более подлежат преобразованию в акционерные общества открытого типа с единовременным предоставлением льгот членам трудовых коллективов и лицам, приравненным к ним, в соответствии с требованиями Основных положений, за исключением предприятий:

- отнесенных к разделу 2.1. и 2.4.1. Программы;

- на базе которых созданы либо создаются казенные заводы (казенные фабрики, казенные хозяйства) в соответствии с пунктом 5.14.1. Программы;

- с участием иностранных инвестиций;

- не подлежащих приватизации и отнесенных дополнительно к разделу 2.1 Программы. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства до 1 января 1996 года;

- предприятия министерства геологии;

- рыбоводческие хозяйства;

- завод мясокостной муки;

- предприятие “Фармация“, “Медтехника“, “Автобаза Министерства здравоохранения“;

- дома культуры, клубы, библиотеки, парки культуры и отдыха, театры, музеи, детские музыкальные и художественные школы, киноконцертные и выставочные залы;

- хлебопекарные предприятия и макаронная фабрика, за исключением хлебозавода N 1;

- Марийская республиканская коммерческо-посредническая фирма “Марий Эл“;

г. Йошкар-Ола:

- розничные торговые предприятия по продаже продовольственных товаров: магазин “Кондитерский“, супермаркет “Центральный“, магазин
“Универсальный“, универсам “Заречье“, магазин “Диета“, универсам “Ласточка“, универсам “Юбилейный“, универсам “Офелия“, универсам “Зухра“, универсам “Крыловский“, торговый центр совхоза им. 60-летия СССР, магазин “Океан“;

- розничные торговые предприятия по продаже плодоовощей: магазин “Заводской“, магазин “Овощи-фрукты“, магазин “Надежда“, магазин “Рябинушка“, магазин “Конкурент“, магазин “Малинка“, магазин “Витаминка“, магазин “Снеге“, магазин “Амагер“, магазин “Заречный“, Йошкар-Олинское ОРП;

- розничные торговые предприятия по продаже непродовольственных товаров: магазин “Юбилейный“, магазин “Мебель“, универсам “Детский мир“, Дом торговли, магазин “Хозяюшка“, магазин “Олимп“, магазин “Улыбка“, магазин “Спутник“, магазин “Тысяча мелочей“, универмаг “Восход“.

- предприятия бытового обслуживания: учебно-производственный комбинат бытового обслуживания ТОО, “АТП бытсервис“, Дом быта (ул. Красноармейская), пункты проката, парикмахерская “Шарм“, парикмахерская “Салон красоты“, парикмахерская “Содружество“, парикмахерская “Фотоника“, муниципальное предприятие “Рынок“, комбинат питания “Школьник“.

г. Волжск:

кафе “Пирожное“, “Отдых“, “Времена года“, “Славянка“, “Русь“, “Блинная“, “Гриль-бар“, “Диетическая столовая“, комбинат питания “Школьник“.

2.2. Учредителями создаваемых акционерных открытого типа являются соответствующие комитеты по управлению имуществом.

2.3. Преобразование государственных предприятий в акционерные общества открытого типа осуществляется в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. N 721 “Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений предприятий в акционерные общества“, с учетом Основных положений.

Рабочая комиссия, создаваемая на каждом предприятии, подлежащем преобразованию в акционерное общество открытого типа, разрабатывает и представляет для утверждения в соответствующий комитет по управлению имуществом следующие документы (далее именуются - документы):

план приватизации;

акты оценки имущества;

устав акционерного общества, подготовленный в соответствии с типовым уставом акционерного общества открытого типа, созданного в порядке преобразования государственного, муниципального предприятия;

экспресс-оценку экологической опасности.

Типовая форма плана приватизации предприятия, преобразуемого в акционерное общество открытого типа, утверждается Госкомимуществом России.

Утвержденный план приватизации является одновременно заявкой на государственную регистрацию
акционерного общества открытого типа, созданного в процессе преобразования государственного, муниципального предприятия.

Если в установленные комитетом по управлению государственным имуществом сроки документы не представлены, подготовка документов осуществляется комиссией по приватизации, созданной комитетом и действующей в соответствии с Указом Президента Республики Марий Эл от 14.02.92 N 71 “Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий“, на основании баланса предприятия, представленного им в налоговую инспекцию по месту нахождения предприятия.

Директор и главный бухгалтер предприятия несут ответственность за достоверность актов оценки имущества в соответствии с действующим законодательством.

2.4. Решения о приватизации объектов и предприятий, относящихся к разделам 2.4.2 и 2.4.3 Программы, принимаются на основании федеральных законов и актов Президента Российской Федерации, законов Республики Марий Эл и актов Президента Республики Марий Эл соответственно Правительством Республики Марий Эл, Госкомимуществом Республики Марий Эл.

Приватизация объектов и предприятий, на которые распространяются ограничения, установленные Программой и Основными положениями, без разрешения соответствующих органов не допускается.

2.5. Для принятия решения о приватизации предприятий, находящихся в государственной собственности Республики Марий Эл и относящихся к разделам 2.4.2 или 2.4.3 Программы, Госкомимущество Республики Марий Эл обязан в 3-дневный срок направить разработанные рабочей комиссией документы:

по предприятиям раздела 2.4.2 - в соответствующее отраслевое министерство или ведомство Республики Марий Эл, а копии в финансовый орган по месту нахождения предприятия;

по предприятиям раздела 2.4.3 - в финансовый орган по месту расположения или регистрации предприятия, а копии документов и проект решения о приватизации - в соответствующее отраслевое министерство или ведомство Республики Марий Эл;

Копии документов направляются также:

в соответствующий орган местного самоуправления по месту нахождения предприятия;

в Марийское территориальное управление по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в
случаях, требующих их заключения.

Соответствующее министерство или ведомство, Марийское территориальное управление по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, а также соответствующий орган местного самоуправления в 2-недельный срок с момента получения документов направляют свои мотивированные заключения о наличии основания для отказа в приватизации предприятия либо о применении одного из ограничений на приватизацию, предусмотренных в настоящем разделе, в Госкомимущество Республики Марий Эл.

По предприятиям, относящимся к разделу 2.4.3 Программы, решение о приватизации принимает с учетом заключения соответствующего министерства или ведомства, управления по антимонопольной политике (по объектам, требующим их заключения), соответствующего органа местного самоуправления председатель Госкомимущества Республики Марий Эл в течение месяца после направления документов в соответствующее министерство или ведомство.

По истечении срока, установленного для представления заключений о невозможности приватизации, а также при отсутствии таких заключений председатель Госкомимущества Республики Марий Эл обязан принять решение о приватизации.

По решению Правительства Республики Марий Эл на предприятиях, относящихся к разделу 2.4.1 Программы, может быть разрешена приватизация отдельных производств, не связанных с выпуском специальной продукции.

По объектам и предприятиям, относящимся к разделу 2.4.2 Программы, Госкомимущество Республики Марий Эл вносит в Правительство Республики Марий Эл проект соответствующего постановления (с приложением заключений соответствующих органов исполнительной власти).

Правительство Республики Марий Эл в течение шести недель с момента внесения в рассматривает внесенный проект и принимает соответствующее решение. В необходимых случаях общий срок рассмотрения документов Правительством Республики Марий Эл может быть по его решению продлен, но не более чем до трех месяцев.

2.6. При рассмотрении вопроса о приватизации объектов и предприятий, относящихся к разделам 2.4.2 и 2.4.3 Программы, Правительством Республики Марий Эл и Госкомимущество Республики Марий Эл определяют
цели, условия и сроки закрепления пакетов акций, “Золотой акции“ в собственности Республики Марий Эл с учетом мнения соответствующих республиканских органов исполнительной власти на срок не более 3 лет.

Закрепляемый в государственной собственности Республики Марий Эл на срок до 3 лет пакет акций приватизируемых предприятий состоит из обыкновенных акций, которые до истечения указанного в плане приватизации срока или принятия решения о досрочной их продаже передаются комитетом по управлению имуществом принимается Правительством Республики Марий Эл.

2.7. Правительству Республики Марий Эл предоставляется исключительное право принимать решения о закреплении в государственной собственности Республики Марий Эл пакета акций, составляющего 51 процент обыкновенных акций.

В случае истечения срока закрепления акций в государственной собственности Правительство Республики Марий Эл или Госкомимущество (в соответствии с их компетенцией) вправе принимать решения о продлении закрепления указанных акций или их части в государственной собственности Республики Марий Эл на срок до 3 лет.

Правительство Республики Марий Эл по предложению Госкомимущества имеют право принять решение о досрочной продаже пакетов акций, закрепленных в республиканской собственности.

Решения о замене пакетов акций, закрепленных по их решениям в республиканской собственности, на “Золотую акцию“ принимаются Правительством Республики Марий Эл с учетом мнения Госкомимущества Республики Марий Эл, государственных органов, которым передано право управления государственной долей собственности.

Одновременное закрепление в государственной собственности “Золотой акции“ и каких-либо иных пакетов акций не допускается.

“Золотая акция“ дает право ее владельцу на созыв внеочередного собрания акционеров.

2.8. Наличие у предприятия оборонного заказа, не превышающего 30 процентов общего объема реализуемой предприятием продукции, а также здания по мобилизационной подготовке, обязанностей по охране государственных тайн, обеспечению безопасного ведения работ не является основанием для закрепления в государственной
собственности каких-либо пакетов акций при его преобразовании в акционерное общество.

Госкомимущество Республики Марий Эл обеспечивает включение перечисленных в настоящем пункте обязанностей в уставы акционерных обществ открытого типа, создаваемых в порядке преобразования указанных предприятий и организаций.

2.9. До принятия соответствующего закона Республики Марий Эл передача акций, закрепленных в государственной собственности, в доверительную собственность (траст) осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2296 “О доверительной собственности (трасте)“.

2.10. Нормативные акты органов местного самоуправления по вопросам, регулируемым Программой и Основными положениями, не могут противоречить законодательству Республики Марий Эл о приватизации, в том числе изменять или дополнять предусмотренные им способы приватизации. Указанными нормативными актами не могут изменяться порядок и сроки осуществления приватизации, предусматриваться иной порядок согласования, разрешения, утверждения документов, а также осуществление прочих действий, не предусмотренных законодательством Республики Марий Эл. Перечень указанных действий, предусмотренный законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл о приватизации, считается исчерпывающим.

2.11. Органы местного самоуправления Республики Марий Эл имеют право принимать решения:

1) в отношении предприятий, относящихся к разделу 2.6. Программы и соответствующему виду собственности:

о запрещении осуществлять приватизацию;

о величине и сроках закрепления в муниципальной собственности пакета акций и о выпуске “Золотой акции“ при эмиссии акций предприятий, в соответствии с пунктом 2.7. Основных положений;

о досрочной продаже акций, закрепленных в муниципальной собственности;

о преобразовании муниципальных предприятий в акционерные общества открытого типа независимо от стоимости основных фондов;

о выборе способа продажи пакетов акций в соответствии с Основными положениями;

об исключении из состава имущества, учитываемого при определении уставного капитала приватизируемого предприятия, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения (домов культуры, стадионов, спортивных сооружений, котельных и других), обслуживающих
население и передача правопреемникам этих предприятий в полное хозяйственное ведение или ведение местного самоуправления в установленном порядке.

Распределение компетенции между исполнительными и представительными органами государственной власти Республики Марий Эл и органами местного самоуправления в процессе приватизации определяется в соответствии с законодательством Республики Марий Эл.

2.12. По решению органов государственной власти Республики Марий Эл и органов местного самоуправления деятельность органов, осуществляющих приватизацию, может финансироваться дополнительно за счет средств соответствующего бюджета.

3. СПОСОБЫ ПРИВАТИЗАЦИИ И ЛЬГОТЫ,

ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ПРИ ПРИВАТИЗАЦИИ

3.1. Конкретный способ приватизации предприятия определяется рабочей комиссией по приватизации или комиссией по приватизации соответствующего комитета по управлению имуществом в соответствии с Законом Республики Марий Эл “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Марийской ССР с внесенными изменениями и дополнениями“, Программой, Основными положениями, а также местными программами приватизации и иными нормативными актами, не противоречащими вышеуказанным актам законодательства Республики Марий Эл.

3.2. Предусматривается использование в порядке, установленном Основными положениями, следующих способов приватизации:

3.2.1. Безвозмездная передача акций акционерных обществ открытого типа, созданных в процессе приватизации работникам указанных предприятий и приравненных к ним лицам в соответствии со льготами, предоставленными Основными положениями.

3.2.2. Продажа акций акционерных обществ открытого типа, созданных в процессе приватизации:

работникам предприятий и приравненным к ним лицам по закрытой подписке в соответствии со льготами, предоставленными им Основными положениями;

по инвестиционному конкурсу;

по коммерческому конкурсу;

на аукционе, в том числе проводимом с использованием институтов фондового рынка (включая фондовые биржи);

на специализированном аукционе по продаже акций.

3.2.3. Продажа предприятий, не являющихся акционерными обществами:

на аукционах;

по коммерческому конкурсу, в том числе с ограничением состава его участников;

по инвестиционному конкурсу.

3.2.4. Выкуп арендованного имущества.

3.2.5. Продажа предприятий товариществам в соответствии с дополнительными льготами, предусмотренными пунктом 5.14.1. Программы.

3.3. Все государственные (муниципальные) предприятия по отношению к используемым способам приватизации разделяются на две группы:

первая группа включает в себя мелкие предприятия с балансовой стоимостью основных фондов по состоянию на 1 января 1994 г. не более 20 млн. рублей, подлежащие продаже по коммерческому и инвестиционному конкурсу, на аукционе;

вторая группа включает в себя все остальные предприятия, преобразуемые в акционерные общества открытого типа, акции которых могут быть реализованы любым из предусмотренных Основными положениями способов.

3.4. Продажа акций акционерного общества открытого типа.

Продажа акций акционерного общества открытого типа, созданного в порядке преобразования государственного (муниципального) предприятия, осуществляется в следующей последовательности:

продажа (безвозмездная передача) акций работникам приватизируемого предприятия и приравненным к ним лицам в соответствии с выбранным вариантом льгот;

продажа пакетов акций, составляющих не менее 15-25 процентов уставного капитала каждый, по инвестиционному конкурсу или по коммерческому конкурсу, или (и) на аукционе (за исключением специализированного аукциона по продаже акций);

продажа оставшихся акций на специализированных аукционах по продаже акций, в том числе межрегиональных и всероссийских специализированных аукционах по продаже акций.

Акции акционерных обществ, созданных в порядке преобразования государственных (муниципальных) предприятий, должны быть проданы в течение года с момента утверждения плана приватизации.

Внесение в планы приватизации вытекающих из основных положений изменений сроков и способов продажи акций осуществляется постоянно действующей комиссией по внесению изменений в планы приватизации, создаваемой совместно соответствующим комитетом по управлению имуществом и фондом имущества.

Положение о комиссии по внесению изменений в планы приватизации утверждается совместными решениями Госкомимущества России и Российского фонда федерального имущества, Госкомимущества Республики Марий Эл и Республиканского фонда имущества.

Иные изменения и дополнения в ранее утвержденные планы приватизации вносятся комитетами по управлению имуществом с обязательным уведомлением соответствующих финансовых органов и приватизируемых предприятий.

Акции, приобретаемые физическими или юридическими лицами, за исключением акций, приобретенных сельскими товаропроизводителями (юридическими лицами) по закрытой подписке продаются собственниками без ограничений.

Продажа инвестору 35 или более процентов акций, паев или долей участия в уставном капитале эмитента или акций, обеспечивающих более 50 процентов голосов акционеров, осуществляется с соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации.

3.4.1. Льготы членам трудового коллектива при продаже акций акционерных обществ открытого типа

При продаже (безвозмездной передаче) акций акционерных обществ открытого типа, созданных путем преобразования государственных и муниципальных предприятий, по решению трудового коллектива предприятия применяется один из предусмотренных Основными положениями вариантов предоставления льгот членам трудового коллектива приватизируемого предприятия, причем эти льготы распространяются также на:

работников, для которых данное предприятие является основным местом работы;

бывших работников, имеющих стаж работы на приватизируемом предприятии не менее десяти лет для мужчин и семи лет и шести месяцев для женщин и уволенных по собственному желанию, в том числе в порядке перевода на другую работу, по сокращению численности или штата, по инвалидности, а также при реорганизации предприятия;

лиц, имеющих право в соответствии с законодательством Российской Федерации вернуться на прежнее место работы на этом предприятии, включая лиц, призванных на военную службу во время работы на государственном (муниципальном) предприятии до преобразования его в акционерное общество, при условии возвращения их на прежнее место работы в течение трех месяцев после демобилизации;

пенсионеров, оформивших пенсию или вышедших на пенсию (в том числе по инвалидности) на данном предприятии;

лиц, уволенных с этого предприятия по сокращению численности или штата после 1 января 1992 г. и зарегистрированных в качестве безработных;

членов семей, являющихся наследниками работников данного предприятия, погибших на нем.

Членам трудового коллектива приватизируемого предприятия и приравненных к ним лицам предоставляется право получения льгот по одному из следующих вариантов:

Вариант 1

Всем членам трудового коллектива приватизируемого предприятия и приравненным к ним лицам, имеющим право на льготы:

передаются именные привилегированные акции, составляющие 25 процентов уставного капитала, но не более 20-кратного размера установленной законодательством Российской Федерации минимальной оплаты труда в расчете на одного работника, единовременно и безвозмездно;

обыкновенные акции (с правом голоса), составляющие до 10 процентов уставного капитала, но на сумму не более 6-кратного размера установленной законодательством Российской Федерации минимальной оплаты труда в расчете на одного работника на дату подписания плана приватизации, продаются по закрытой подписке со скидкой 30 процентов от их стоимости с предоставлением рассрочки до трех месяцев, при этом величина первоначального взноса не может быть менее 50 процентов стоимости акций.

Администрации приватизируемого предприятия - руководителю, его заместителям, главному инженеру, главному бухгалтеру, руководителям обособленных структурных подразделений или филиалов на условиях контрактов, заключенных с ними, предоставляется право на приобретение обыкновенных акций на общую сумму, составляющую до 5 процентов от уставного капитала, но не более 2000-кратного размера установленной законодательством Российской Федерации минимальной оплаты труда в расчете на одно лицо.

На предприятиях со среднесписочной численностью более 10 тыс. человек, имеющих обособленные структурные подразделения, а также в случаях, если планом приватизации предусматривается реконструирование предприятия с образованием дочерних предприятий, по решению трудового коллектива перечень должностных лиц администрации, имеющих право на такую льготу, может быть расширен.

Вариант 2

Всем членам трудового коллектива приватизируемого предприятия и приравненным к ним лицам, имеющим право на льготы, предоставляется право приобретения обыкновенных (с правом голоса) акций, составляющих до 51 процента уставного капитала. В этом случае безвозмездная передача и продажа акций на льготных условиях не осуществляется.

Вариант 3

Если группа работников предприятия или любые физические и юридические лица, признаваемые покупателями в соответствии со статьей 9 Закона Республики Марий Эл “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Марийской ССР“ с внесенными изменениями и дополнениями, берут на себя ответственность за выполнение плана приватизации, недопущение его банкротства и получают согласие общего собрания трудового коллектива на заключение соответствующего договора, срок действия которого не может быть более одного года (без права продления), то членам такой группы, а также указанным физическим и юридическим лицам предоставляется право на приобретение по истечении указанного срока и при выполнении условий упомянутого договора 30 процентов уставного капитала в виде обыкновенных (с правом голоса) акций предприятия.

Порядок заключения договора определен положением, утвержденным Госкомимуществом России.

На период действия договора указанной группе передается право на голосование всеми обыкновенными акциями, принадлежащими соответствующему фонду имущества.

В план приватизации включаются условия договора, заключение которого с указанной группой учредителем акционерного общества является обязательным. В договоре определяются обязанности членов группы и пределы их материальной ответственности имуществом, принадлежащим им на праве частной собственности и вносимым в виде залога, на сумму не менее 200-кратного размера установленного законодательством Российской Федерации минимальной оплаты труда на момент внесения залога в расчете на каждого члена группы.

При данном варианте всем работникам предприятия (включая членов группы) продаются обыкновенные (с правом голоса) акции на сумму, составляющую 20 процентов уставного капитала, но не более 20-кратного размера установленной законодательством Российской Федерации минимальной месячной оплаты труда в расчете на одного работника, со скидкой 30 процентов от их стоимости и с предоставлением рассрочки на три месяца. При этом величина первоначального взноса не может быть менее 25 процентов стоимости акций. В случае невыполнения группой условий договора акции, подлежащие продаже членам этой группы, реализуются населению на аукционах.

Порядок распределения безвозмездно передаваемых акций (при выборе первого варианта) определяется решением общего собрания (конференции) трудового коллектива, принятым простым большинством голосов.

Продажа акции членам трудового коллектива и приравненным к ним лицам в пределах льгот, установленных Основными положениями, осуществляется по закрытой подписке в соответствии с положением, утвержденным Госкомимуществом России.

Комитеты по управлению имуществом имеют право продлевать до трех месяцев сроки проведения закрытой подписки на акции среди работников предприятия, исходя из специфики производственной деятельности конкретных предприятий. При этом продажа акций фондом имущества может осуществляться до окончания закрытой подписки.

Решение о выборе варианта льгот принимается общим собранием (конференцией) трудового коллектива либо удостоверяется подписными листами его членов. Решение считается принятым, если за него проголосовало (подписалось) не менее двух третей списочной численности работников предприятия. При отсутствии указанного решения льготы предоставляются в соответствии с первым вариантом.

Сельским товаропроизводителям, признаваемым покупателями в соответствии с законодательством Республики Марий Эл о приватизации, и созданным ими кооперативам предоставляется в порядке, установленном Правительством Республики Марий Эл, преимущественное право приобретения акций предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, производственно-техническому обслуживанию и материально-техническому обеспечению агропромышленного комплекса.

Запрещается их реализация юридическими лицами на вторичном рынке ценных бумаг в течение 3-х лет с момента принятия Основных положений. В исключительных случаях продажа акций производится фондом имущества по предложениям Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл.

Творческим работникам редакций газет и журналов предоставляется право “а получение безвозмездно передаваемых акций и участие в закрытой подписке на продаваемые на льготных условиях обыкновенные акции акционерных обществ, создаваемых в порядке преобразования издательско-полиграфических предприятий, в состав которых ранее входили эти редакции.

В случае закрепления пакета акций в государственной (муниципальной) собственности льготы работникам предприятия предоставляются в следующем порядке:

если пакет акций составляет 51% обыкновенных акций, то всем членам трудового коллектива и приравненным к ним лицам единовременно и безвозмездно передаются именные привилегированные акции, составляющие 25 процентов уставного капитала, но не более 20-кратного размера установленной законодательством Российской Федерации минимальной оплаты труда в расчете на одного работника. При этом другие льготы не предоставляются;

если пакет акций составляет менее 51% обыкновенных акций, то льготы членам трудового коллектива и приравненным к ним лицам предоставляются в соответствии с вариантом 1, предусмотренным Основными положениями.

Работникам предприятий, входящих в единый технологический комплекс с приватизированным предприятием, независимо от выбранного варианта льгот по решению трудового коллектива предоставляется право участия в закрытой подписке на акции, проводимой среди работников приватизируемого предприятия на равных с ним условиях.

Приватизация предприятий смешанного и пассажирского автотранспорта осуществляется в соответствии с рекомендациями Госкомимущества Российской Федерации от 06.08.94 N АП 2/8-515.

3.4.2. Продажа акций акционерных обществ по инвестиционному курсу

По инвестиционному курсу продаются пакеты акций акционерных обществ, принадлежащих государству, когда от покупателей требуется осуществление инвестиций.

Продажа пакетов акций акционерных обществ по инвестиционному конкурсу осуществляется в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Марий Эл.

3.4.3. Продажа акций акционерных обществ по коммерческому конкурсу

По коммерческому конкурсу продаются акции акционерных обществ, принадлежащие государству, когда от покупателей требуется выполнение каких-либо условий по отношению к приватизируемому предприятию. Победителем конкурса является участник, предложения которого полностью отвечают условиям конкурса и наилучшим образом соответствуют критерию выявления победителя, то есть предложивший максимальную цену. Продажа пакетов акций акционерных обществ по коммерческому конкурсу осуществляется в соответствии с положением, утверждаемым Госкомимуществом России, Госкомимуществом Республики Марий Эл.

3.4.4. Продажа акций акционерных обществ на аукционе

Продажу акций акционерных обществ на аукционах, в том числе с использованием институтов фондового рынка (включая фондовые биржи), осуществляет соответствующий фонд имущества в соответствии с положением, утвержденным Госкомимуществом России, Госкомимуществом Республики Марий Эл.

3.4.5. Продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе по продаже акций

Порядок продажи акций на специализированном аукционе по продаже акций определяется Госкомимуществом России.

К участию в специализированном аукционе по продаже акций допускаются все физические и юридические лица, признаваемые покупателями в соответствии с законодательством Республики Марий Эл о приватизации с учетом внесенных в него изменений.

Специализированный аукцион по продаже акций - это способ продажи акций на открытых торгах, при котором:

все победители аукциона получают акции по единой цене;

участие в аукционе определяется путем подачи заявок с указанием общей суммы платежа и количества приобретаемых акций.

Порядок проведения межрегиональных и всероссийских специализированных аукционов по продаже акций определяется Правительством Российской Федерации.

3.5. Определение начальной цены государственных (муниципальных) предприятий

3.5.1. Величина уставного капитала при преобразовании государственных (муниципальных) предприятий в акционерные общества открытого типа, оценка стоимости имущества государственных (муниципальных) предприятий при продаже их на аукционе, по коммерческому или инвестиционному конкурсу определяются по данным баланса предприятия на 01.01.94 с учетом результатов переоценки основных фондов, произведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.92 N 595 “О переоценке основных фондов (средств) в Российской Федерации“, в порядке, установленном Временными методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденными Указом Президента Республики Марий Эл от 14.01.92 N 71 “Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий“ (с последующими изменениями, внесенными в установленном порядке), в части, не противоречащей Основным положениям.

Оценка валютных средств проводится по курсу, устанавливаемому Банком России на момент оценки имущества предприятия.

3.5.2. По решению Правительства Республики Марий Эл и органов местного самоуправления начальная цена при продаже государственных (муниципальных) предприятий, а также акций акционерных обществ открытого типа, созданных в процессе преобразования государственных (муниципальных) предприятий, по конкурсу, на аукционе может устанавливаться в пределах не более 2-кратной величины номинальной стоимости объекта приватизации, определенной в пункте 3.5.1 Основных положений.

3.5.3. Начальная цена государственных (муниципальных) предприятий, а также акций акционерных обществ, созданных в процессе преобразования государственных (муниципальных) предприятий, установленная планом приватизации, который был утвержден до принятия Основных положений, может быть при их продаже по конкурсу или на аукционе увеличена решением соответствующего фонда имущества, но не более чем в 20 раз.

3.5.4. В случае, когда всем категориям работников приватизируемого предприятия и приравненным к ним лицам в соответствии с избранным вариантом льгот продается в совокупности более 10 процентов обыкновенных (с правом голоса) акций или осуществляется безвозмездная передача им привилегированных акций, стоимость продаваемых акций определяется по данным баланса предприятия за отчетный квартал, предшествующий утверждению плана его приватизации, в соответствии с положением, утверждаемым Госкомимуществом Республики Марий Эл. В остальных случаях указанная стоимость устанавливается равной номинальной стоимости акций.

3.5.5. Все изменения состава и стоимости имущества предприятия после даты составления баланса, используемого в соответствии с утвержденным планом приватизации для определения величины уставного капитала (соответственно 01.07.92 и 01.01.94) относятся к изменениям состава и стоимости имущества, находящегося в собственности акционерного общества, и не влияют на размеры его уставного капитала, определенные при утверждении плана приватизации.

3.6. Продажа имущества (активов) действующих, ликвидируемых и ликвидированных предприятий, а также не завершенных строительством объектов

3.6.1. Продажа имущества (активов) ликвидируемых и ликвидированных предприятий проводится исключительно на аукционе соответствующими фондами имущества (комитетами по управлению имуществом) с учетом антимонопольного и природоохранного законодательства Российской Федерации и в соответствии с положением, утвержденным Правительством Республики Марий Эл.

3.6.2. Порядок продажи имущества (активов) действующих государственных предприятий определяется Госкомимуществом Республики Марий Эл. При этом 70 процентов средств, полученных от продажи имущества, остаются в распоряжении предприятия и должны быть направлены в фонд развития производства, а не на оплату труда, 30 процентов распределяются в соответствии с нормативами, установленными в приложении 1 к Основным положениям.

3.6.3. Высвобождающийся автотранспорт, морские, речные и воздушные суда предприятий, организаций, учреждений и предприятий транспорта (в том числе находящихся в процессе приватизации) реализуются на аукционе.

При износе автомобильного транспорта более 40 процентов комитеты по управлению имуществом, фонды имущества имеют право по решению трудовых коллективов или профсоюзных комитетов продавать его любым физическим и юридическим лицам по рыночной цене. При этом 70 процентов средств, полученных от продажи автотранспорта, остаются в распоряжении предприятия и не могут быть направлены на оплату труда и 30 процентов средств направляются на финансирование деятельности комитетов по управлению имуществом и фондов имущества.

3.6.4. Приватизация не завершенных строительством объектов осуществляется по решению соответствующего комитета по управлению имуществом (в том числе по предложению предприятия) с учетом мнения отраслевого министерства или ведомства:

путем продажи активов этих объектов на аукционах или по конкурсу;

путем учреждения открытого акционерного общества с 100-процентным государственным капиталом с последующей продажей акций.

Выбор одного из указанных выше способов приватизации объектов, не завершенных строительством, осуществляется предприятием в месячный срок с момента принятия решения об их приватизации. Если способ приватизации не определен предприятием в указанный срок, он определяется соответствующим комитетом по управлению имуществом.

Средства, полученные от продажи имущества, распределяются в соответствии с пунктом 3.6.2 Основных положений.

3.6.5. Приватизируемое государственное (муниципальное) предприятие вправе принять решение об исключении объектов, не завершенных строительством, из состава своих активов. Составление разделительного баланса возлагается на соответствующий комитет по управлению имуществом. В этом случае объекты, не завершенные строительством, приватизируются соответствующим комитетом по управлению имуществом независимо от указанного предприятия.

3.7. Продажа предприятий-должников

Продажа государственных (муниципальных) предприятий-должников, а также их имущества (активов) и находящихся в государственной (муниципальной) собственности долей участия (паев, акций) в таких предприятиях осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.06.94 N 1114 “О продаже государственных предприятий-должников“ и постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.94 N 498 “О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий“.

3.8. Приватизация государственного и муниципального имущества, сданного в аренду (кроме нежилых помещений)

3.8.1. Выкуп государственного и муниципального имущества, сданного в аренду, осуществляется предприятиями-арендаторами, организационно-правовая форма которых приведена в соответствие со статьями 9 - 12 Закона РФ “О предприятиях и предпринимательской деятельности“.

3.8.2. Оценка стоимости государственного и муниципального имущества, переданного в аренду, осуществляется на момент заключения договора аренды с учетом переоценки основных фондов, произведенной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.08.92 N 595 “О переоценке основных фондов (средств) в Российской Федерации“.

3.8.3. Государственное и муниципальное имущество, переданное в аренду, может выкупаться трудовыми коллективами одним из следующих способов:

- прямой выкуп товариществом, открытым или закрытым акционерным обществом с коэффициентом 10;

- создание открытого акционерного общества с двумя учредителями;

трудовым коллективом и соответствующим комитетом по управлению имуществом. При этом общий уставных капитал акционерного общества определяется по балансу на 01.01.94, доля государства - на момент заключения договора аренды с учетом переоценки основных средств на 01.01.94. Трудовому коллективу предоставляется первоочередное право приобретения акций государственной доли собственности с коэффициентом 2.

3.8.4. Выкуп государственного имущества по договорам аренды без права выкупа осуществляется путем преобразования арендного предприятия в акционерное общество открытого типа (товарищество). При этом акции, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, реализуются на аукционах, конкурсах, инвестиционных конкурсах и приобретаются арендаторами на общих основаниях.

4. ПРИВАТИЗАЦИЯ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

4.1. Основными положениями регламентируется приватизация следующих объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной и муниципальной собственности:

сданных в аренду объектов нежилого фонда: зданий, строений, сооружений, помещений, в том числе встроенно-пристроенных нежилых помещений в жилых домах;

земельных участков (кроме не подлежащих приватизации в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл), на которых расположены приватизируемые предприятия, иные объекты недвижимости, находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц, а также вышеуказанные объекты недвижимости, сданные в аренду;

незанятых (неиспользуемых) зданий, строений, сооружений, помещений, в том числе встроенно-пристроенных нежилых помещений в жилых домах, вместе с земельными участками (долями земельных участков, на которых они расположены после принятия соответствующего законодательства Республики Марий Эл);

земельных участков, в том числе с находящимися на них объектами недвижимости, предоставленных гражданами и их объединениями для ведения предпринимательской деятельности после принятия соответствующего законодательства Республики Марий Эл.

4.2. Не допускается отказ в продаже арендаторам сданных в аренду объектов нежилого фонда, за исключением зданий и строений, являющихся объектами исторического и культурного значения, объектов, на которые распространяются ограничения, установленные разделом 2.4.1 Программы, а также зданий и сооружений, занимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления и судами.

Отказ в продаже находящегося в государственной (муниципальной) собственности земельного участка (за исключением земельных участков морских, речных и воздушных портов) собственнику здания, строения, сооружения, нежилого помещения, расположенного на этом земельном участке, допускается исключительно в случаях, предусмотренных федеральным законом и законодательством Республики Марий Эл.

Продаже не подлежат находящиеся в государственной (муниципальной) собственности незастроенные земельные участки:

сельскохозяйственного назначения, лесного и водного фонда, особо охраняемых земель, для которых законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл установлен особый режим приватизации;

зараженные опасными веществами и подвергшиеся биогенному заражению;

общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, бульвары, водоемы, пляжи и иные участки, отнесенные в соответствии с законодательством к землям общего пользования);

расположенные в речных и воздушных портах федерального и республиканского значения либо отведенные (зарезервированные) для их перспективного развития.

4.3. Продажа незанятых (неиспользуемых) объектов нежилого фонда, в том числе предназначенных для реконструкции, осуществляется исключительно на открытых аукционах (конкурсах) в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл. Продажа иных объектов нежилого фонда на аукционе, конкурсе не допускается.

4.4. Продавцом земельного участка, занятого приватизируемым государственным предприятием, являются фонды имущества (при их отсутствии - комитеты по управлению имуществом), осуществляющие продажу указанного предприятия, либо акций акционерного общества, созданного при его приватизации.

Рекомендовать органам государственной власти (органам местного самоуправления) уполномочить соответствующие фонды имущества (при их отсутствии - комитеты по управлению имуществом или иные органы) на осуществление продажи земельных участков. (Продавцом земельного участка, занятого приватизируемым государственным (муниципальным) предприятием, являются фонды имущества, осуществившие продажу указанного предприятия либо акций акционерного общества, созданного при его приватизации).

4.5. Право на приобретение в собственность сданных в аренду зданий, строений, сооружений, помещений, в том числе встроенно-пристроенных нежилых помещений в жилых домах, а также земельных участков под приватизированными предприятиями, находящимися в аренде или фактическом владении, пользовании этих предприятий в процессе их уставной деятельности, предоставляется:

физическим и юридическим лицам, ставшим собственниками приватизированных государственных (муниципальных) предприятий или государственного (муниципального) имущества, ранее сданного в аренду, в результате выкупа последнего;

акционерным обществам открытого типа, созданным путем преобразования государственных и муниципальных предприятий в процессе приватизации, после продажи в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл о приватизации, не менее 75 процентов их акций;

гражданам и их объединениям, осуществляющим предпринимательскую деятельность, предприятиям (в том числе товариществам, акционерным обществам, созданным в порядке приведения организационно-правовой формы добровольных объединений государственных и муниципальных предприятий в соответствии с разделом 11 Указа Президента Российской Федерации тот 01.07.92 N 721 “Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества“), не более 25 процентов уставного капитала которых находится в государственной и (или) муниципальной собственности, в случае если договор аренды был заключен ими на основании конкурса или аукциона объектов нежилого фонда.

4.6. Собственники приватизированных государственных (муниципальных) предприятий, иные собственники отдельно стоящих зданий, сооружений, помещений имеют исключительное право по своему выбору приобрести в собственность занимаемые отдельно стоящими объектами нежилого фонда земельные участки (доли земельных участков) либо взять их в долгосрочную аренду.

4.7. Право приобретения в собственность на конкурсной, аукционной основе находящихся в государственной, муниципальной собственности, незанятых (неиспользуемых) зданий, сооружений, а также незанятых (неиспользуемых) встроенно-пристроенных нежилых помещений в жилых домах имеют физические и юридические лица, признаваемые покупателями в соответствии со статьей 9 Закона Республики Марий Эл “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Республике Марий Эл“.

4.8. Порядок продажи недвижимого имущества (за исключением земельных участков)

Продажа сданных в аренду объектов недвижимого имущества осуществляется на основании заявления арендатора. Порядок приобретения арендатором здания, строения, сооружения, нежилого помещения, включая встроенно-пристроенное, утверждается Правительством Республики Марий Эл.

При нарушении прав граждан на приобретение в соответствии с законодательством Республики Марий Эл арендуемого недвижимого имущества со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления или отдельных должностных лиц, защита этих прав осуществляется в судебном порядке.

Приватизация недвижимого имущества, являющегося памятниками истории и архитектуры, осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации “О приватизации в Российской Федерации недвижимых памятников истории и культуры местного значения“ N 2121 от 26.11.94, за исключением объектов исторического и культурного наследия народов Республики Марий Эл по перечню, утвержденному Правительством Республики Марий Эл в соответствии с пунктом 2.4.1.5 Программы приватизации.

4.9. Порядок продажи земельных участков

Если иное не установлено федеральным законом и соответствующим законодательством Республики Марий Эл, незастроенными земельными участками в городах и населенных пунктах признаются участки, на которых или под которыми не расположены здания, строения, сооружения, делающие невозможной застройку таких участков.

Застроенными земельными участками в городах и населенных пунктах считаются участки, на которых или под которыми расположены предприятия, здания, строения, сооружения.

Застроенным земельным участком приватизированного предприятия считается вся территория предприятия, за исключением пустующих незастроенных (в том числе зарезервированных в соответствии с проектной документацией) земельных участков. Застроенные земельные участки в городах и населенных пунктах продаются по цене, которая не может быть меньше нормативной цены на землю и больше ее трехкратной величины после принятия Закона Республики Марий Эл о земле. Соответствующий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) в месячный срок с момента принятия законодательства о земле обязан принять решение о цене на застроенные земельные участки (в установленных выше пределах) в границах административно-территориального образования мили существующих на его территории функциональных зон. При отсутствии такого решения продажа осуществляется по цене, равной нормативной цене земельного участка.

Пустующие незастроенные земельные участки (участок), землепользователем которых является приватизируемое предприятие, могут быть по решению предприятия:

а) сохранены в муниципальной (государственной) собственности с передачей в аренду данному предприятию или без таковой;

б) выкуплены предприятием вместе с застроенным участком и по такой же цене при условии, что предприятие осуществит в установленном порядке их застройку в течение 3 лет с момента вступления в права собственности (если иной период не установлен законодательством) в соответствии с пунктом 1.3. Основных положений.

При выполнении предприятием последнего условия оно обязано продать его в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл для продажи незастроенных участков, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.

В этом случае, а также в случае продажи незастроенного участка до истечения 3 лет с момента вступления в права собственности, с продавца взимается разовый сбор в местный бюджет в размере 30 процентов от суммы, на которую стоимость продажи участка превысила стоимость его приобретения.

Продаже не подлежат земельные участки, указанные в пункте 4.2. Основных положений, и иные земли, не подлежащие приватизации в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл.

При приватизации земельных участков порядок использования недр определяется в соответствии с Законом Российской Федерации “О недрах“ и соответствующим законом Республики Марий Эл.

При продаже застроенного земельного участка в границах городов и иных населенных пунктов в соответствии с пунктом 1.3 Основных положений право собственника на земельный участок включает право на любое разрешенное его использование, под которым впредь до введения в действие законодательства о территориальном зонировании понимается право использовать участок вместе с расположенными на нем зданиями, строениями, сооружениями всеми способами, не противоречащими ограничениям, установленным соответствующими органами власти (органами местного самоуправления) в соответствии с действующим законодательством и утвержденными строительными, санитарными, природоохранными, противопожарными нормами. При этом не допускается установление целевого (единовременного) способа использования объекта недвижимости, в том числе земельного участка, а также установление ограничений на использование отдельного участка.

Такие ограничения могут устанавливаться только для всех участков в пределах данной функциональной зоны в соответствии с законодательством Российской Федерации и в Республике Марий Эл. Собственник вправе использовать застроенный земельный участок с расположенными на нем зданиями, сооружениями, строениями, помещениями теми способами и в тех целях, которые не запрещены в пределах данной функциональной зоны этого города (населенного пункта) или в радиусе 100 метров от границ данного участка.

Для продаваемых, в соответствии с пунктом 1.3. Основных положений, застроенных земельных участков устанавливаются следующие публичные сервитуты, в соответствии с которыми собственники указанных земельных участков обязаны обеспечить:

а) безвозмездное и беспрепятственное использование объектов общего пользования (пешеходные и автомобильные дороги, объекты инженерной инфраструктуры), которые существовали на момент передачи земельного участка в собственность;

б) возможность размещения на участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

в) возможность доступа на участок соответствующих муниципальных служб для ремонта объектов инфраструктуры. Изменение указанных и введение новых публичных сервитутов может осуществляться лишь федеральным законом или принятыми в соответствии с федеральным законом нормативно-правовыми актами.

Собственники земельных участков имеют право на оформление в собственность безвозмездно той части объектов инженерной инфраструктуры, которая используется исключительно для обеспечения объекта (объектов) недвижимости данного собственника (до границы участка или - для кабелей и трубопроводов - до соединения с соответствующими магистралями) по договору с соответствующим органом. Строительство на участке новых объектов инфраструктуры, в том числе прокладка электрических и телефонных кабелей, водопровода, газопроводов, канализации, размещение которых может нанести ущерб собственнику, осуществляется на компенсационной основе в соответствии с договором между собственником участка и соответствующим государственным (муниципальным) органом. Действительными являются ограничения на использование застроенного земельного участка, существовавшие на момент приватизации (продажи) предприятия или иного объекта недвижимости.

Не может являться основанием для отказа в регистрации договора купли-продажи в соответствии с пунктом 1.3. Основных положений застроенного земельного участка и в выдаче соответствующего свидетельства о собственности на землю отсутствие надлежаще оформленных документов:

о границах земельного участка (для всех категорий земель в границах населенного пункта, кроме земель сельскохозяйственного назначения, кроме земель водного и лесного фондов и особо охраняемых земель);

о характеристике участка для официальной публикации;

об ограничениях на использование земли.

Изъятие объектов недвижимости допускается только в случаях, установленных федеральными законами и законами Республики Марий Эл, и осуществляется в судебном порядке.

При приобретении в собственность земельного участка в соответствии с пунктом 1.3. Основных положений собственник расположенного на нем приватизированного предприятия, здания, сооружения, помещения представляет продавцу следующие документы:

выписку из реестра акционеров (учредительного договора), подтверждающую, что не менее 75 процентов капитала юридического лица находится в частной собственности;

договор купли-продажи или иной документ о праве собственности на здание, сооружение, помещение, приватизированное предприятие или копию утвержденного плана приватизации;

заявку произвольной формы на приобретение в собственность земельного участка, а также план земельного участка либо сведения о его расположении и размерах, а также о величине нормативной цены земельного участка.

В недельный срок с момента поступления заявки продавец выдает собственнику приватизированного предприятия платежное поручение на оплату стоимости земельного участка в установленном размере и заключает договор купли-продажи. Одновременно продавец направляет по одной копии этого договора в соответствующий комитет по земельным ресурсам и землеустройству и орган архитектуры и градостроительства.

Выдача и направление указанных договоров регистрируются продавцом в соответствующем реестре (Книге регистрации договоров купли-продажи земельных участков для собственников помещений, зданий, сооружений).

Соответствующие комитет по земельным ресурсам и землеустройству и орган архитектуры и градостроительства обязаны в 2-месячный срок представить для ознакомления заявителю подлежащие регистрации сведения об ограничении прав на использование земельного участка, в том числе о публичных сервитутах, существовавших на дату продажи здания, строения, сооружения, предприятия, а также о таких сервитутах, установление которых было предусмотрено решениями правомочных органов государственной власти (органов местного самоуправления), принятыми на указанную дату.

Оплаченное платежное поручение на оплату стоимости земельного участка и договор купли-продажи являются основанием для регистрации в установленном законодательством порядке права собственности на землю.

Регистрация прав на недвижимое имущество, включая описание прав по использованию земельного участка и характеристики участка, осуществляется органами, уполномоченными на это в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Споры о правомочности установления ограничений на использование земельного участка, в том числе о характеристике участка, подлежат разрешению в судебном порядке.

5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРИВАТИЗИРОВАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

5.1. Руководствуясь законодательными и нормативными материалами, регламентирующими деятельность акционерных обществ, а также Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года N 1769 “О мерах по обеспечению прав акционеров“ и Положением о реестре акционеров, утвержденным распоряжением Госкомимущества России от 18 апреля 1994 года N 840-р, ввести, как одну из основных функций деятельности Госкомимущества Республики Марий Эл и комитетов по управлению государственной и муниципальной собственностью, регулирование деятельности акционерных обществ по следующим направлениям:

- ведение реестра акционерных обществ;

- контроль:

за динамикой чистых активов, в том числе основных фондов и оборотных средств;

за исполнением уставных требований в части соблюдения действующих норм в деятельности акционерных обществ, прежде всего за вторичными эмиссиями акций, за сделками, превышающими размеры, установленные уставом и действующими нормативными актами, обоснованностью создания дочерних предприятий и филиалов, скупкой собственных акций, соблюдением условий купли-продажи имущества, договоров аренды и хозяйственного ведения, своевременным предоставлением отчетности;

за соблюдением прав акционеров;

за деятельностью доверенных лиц, в доверительное управление которым переданы пакеты акций государственной доли или “Золотая акция“;

за надлежащим использованием государственного имущества;

за изменениями в учредительных документах;

- подготовка для Правительства и Государственного Собрания Республики Марий Эл информационных сообщений о состоянии дел в акционерных обществах;

- отчеты о деятельности акционерных обществ на заседаниях Коллегии Госкомимущества Республики Марий Эл;

- контроль за соблюдением оплаты труда руководителей и выполнением условий контракта (при наличии в фонде имущества непроданных акций).

Организовать аналогичный контроль за деятельностью товариществ с ограниченной ответственностью и совместных предприятий на балансе которых имеется государственная доля собственности.

5.2. Управление государственными пакетами акций акционерных обществ осуществляется Госкомимуществом Республики Марий Эл и комитетами по управлению муниципальным имуществом:

1. Путем передачи этих пакетов доверенным лицам на основании договора поручения, заключаемого между доверенным лицом и комитетом по управлению имуществом в соответствии со статьей 6 Закона Республики Марий Эл “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Республике Марий Эл“ и Указа Президента РФ от 01.07.92 N 721 “Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества“. При этом в качестве доверенных лиц могут выступать физические лица, в том числе должностные лица органов государственного управления, и юридические лица, в уставном капитале которых совокупная доля государства и общественных организаций не превышает 25%. Доверенными лицами не вправе выступать министерства, ведомства, холдинговые компании, созданные на базе государственных концернов и ассоциаций.

Представитель государств“ входит в состав Совета директоров независимо от количества акций, закрепленных в государственной собственности.

Представитель государства может быть включен в Совет директоров акционерного общества независимо от наличия государственной доли по решению собрания акционеров.

Доверенные лица по управлению государственными пакетами акций должны быть рекомендованы Госкомимуществом по соглашению с отраслевыми министерствами к назначению и избранию в состав Совета директоров общества в пределах численности, принятой на собрании акционеров.

В случае назначения и избрания в Совет директоров оплата труда доверенных лиц осуществляется по решению собрания акционеров на основании договора поручения, заключенного между доверенным лицом и Госкомимуществом Республики Марий Эл или соответствующим комитетом по управлению муниципальной собственностью. При этом размер годового вознаграждения не может превышать общего годового заработка по основному месту работы.

2. Путем передачи государственных пакетов акций в трастовое управление в соответствии с Указом Президента РФ от 24.12.93 N 2296 “О доверительной собственности“.

Доверительным собственником может выступать любое физическое или юридическое лицо, за исключением органов государственного управления, государственных предприятий и организаций, а также должностных лиц органов государственного управления.

Доверительный собственник получает вознаграждение в соответствии с договором траста между Госкомимуществом Республики Марий Эл (соответствующим комитетом по управлению муниципальной собственностью) на основании приказа генерального директора (президента) акционерного общества. Размер вознаграждения может быть выражен либо в процентах от получаемого от траста дохода (дивидендов на госпакет акций) либо в твердой сумме, либо в виде права на приобретение акций данного акционерного общества (опциона).

Руководители АО и доверенные лица обязаны предоставлять соответствующему комитету письменный отчет о состоянии дел в АО в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1994 года N 1112 и аналогичного постановления Правительства Республики Марий Эл.

5.3. Для финансирования деятельности доверительных собственников на основе договоров траста создать фонд целевого финансирования управления акционерными обществами с государственными долями за счет 10% дивидендов, начисляемых на государственные доли (паи, акции), на основании распоряжения Госкомимущества Российской Федерации N 343-р от 15 февраля 1994 г.

Учет средств фонда, начисленного по объектам все форм собственности на счете 96 “Целевое финансирование“ поручить Госкомимуществу Республики Марий Эл.

5.4. Представители государства в акционерных обществах подотчетны Госкомимуществу по условиям договора и находятся в оперативном подчинении отраслевых органов управления.

5.5. Каждое доверенное физическое лицо имеет право заключать договоры на доверительное управление не более чем на 2 объекта.

6. ПОДДЕРЖКА РЕКОНСТРУКЦИИ ПРИВАТИЗИРОВАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

6.1. Поддержка реконструкции приватизированных предприятий осуществляется за счет средств республиканского бюджета и внебюджетных фондов в соответствии с разрабатываемыми Правительством Республики Марий Эл программами постприватизационной поддержки, при условии выполнения предприятиями следующих требований:

доля участия государства в приватизированном предприятии составляет не более 25 процентов;

выполнение всех требований законодательства Российской Федерации и Республики Марий Эл по регулированию деятельности акционерных обществ;

отсутствие ограничений на куплю-продажу акций данного предприятия;

наличие независимого регистратора, ведущего реестр акционеров данного предприятия.

6.2. Эмиссию дополнительных акций могут осуществлять акционерные общества, созданные в процессе приватизации государственных (муниципальных) предприятий, менее 25 процентов уставного капитала которых находится в государственной (муниципальной) собственности.

7. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ ОТ ПРИВАТИЗАЦИИ

7.1. Распределение средств, полученных от приватизации, осуществляется по нормативам согласно приложению 1 к Основным положениям.

Средства, поступающие в бюджеты соответствующих уровней, направляются исключительно:

на содержание объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не вошедших в имущественный комплекс приватизируемых предприятий и переданных в ведение соответствующих органов государственной власти (органов местного самоуправления);

на финансирование мероприятий по социальной защите населения;

на реализацию программы демонополизации и соответствующих инвестиционных программ.

7.2. Дивиденды по акциям, закрепленным в государственной (муниципальной) собственности, могут направляться на содержание объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых при преобразовании предприятия в акционерное общество соответствующим органам государственной власти (органам местного самоуправления) или в хозяйственное ведение приватизированных предприятий, а при отсутствии таких объектов направляются в соответствующий бюджет.

7.3. Контроль за целевым назначением вышеуказанных средств осуществляется соответствующими финансовыми органами.

8. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ЧЛЕНАМ ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ

ПРИВАТИЗИРУЕМЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

8.1. В целях защиты интересов работников приватизируемых предприятий с момента принятия решения трудовым коллективом о подаче заявки на приватизацию государственного (муниципального) предприятия, подразделения, либо с момента подачи заявки другим физическим или юридическим лицом и до момента возникновения права собственности у покупателя, либо до назначения Совета директоров акционерного общества, учреждаемого комитетом по управлению имуществом, запрещается без согласия соответствующего комитета по управлению имуществом и без учета мнения соответствующего комитета по управлению имуществом и без учета мнения соответствующего отраслевого министерства и ведомства:

осуществлять реорганизацию, ликвидацию и изменение структуры предприятия;

изменять и прекращать в порядке действующего законодательства действие заключенных ранее договоров аренды, занимаемых приватизируемыми предприятиями, нежилых помещений, зданий, строений;

изменять штатное расписание предприятия, сокращать численность его работников без решения трудового коллектива предприятия (подразделения), либо уполномоченного им органа, увольнять и переводить на другую работу работников и должностных лиц администрации предприятия (подразделения), являющихся членами рабочих комиссий по приватизации, за исключением случаев увольнения по собственному желанию.

8.2. При преобразовании предприятий в акционерные общества открытого типа в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.92 N 721 датой принятия решения трудового коллектива о приватизации является дата издания приказа руководителя предприятия или решения общего собрания трудового коллектива об образовании рабочей комиссии по приватизации этого предприятия.

8.3. С момента принятия решения трудовым коллективом о подаче заявки на приватизацию и до момента продажи более 75 процентов акций приватизируемого предприятия запрещается продажа имущества, в том числе недвижимого, и передача его с баланса приватизируемого предприятия без согласия соответствующего комитета по управлению имуществом.

Работники приватизируемого предприятия - акционеры, при продаже принадлежащих им акций освобождаются от уплаты налогов.

8.4. Социальные гарантии работникам приватизируемых государственных и муниципальных предприятий регулируются статьей 26 Закона Республики Марий Эл “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Республике Марий Эл“:

- предприятия, приобретенные покупателями по конкурсу или на аукционе, а также акционерные общества и товарищества отвечают по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, определенным действовавшим до приватизации, коллективным договором;

- не позднее шести месяцев с момента оформления прав собственника на приватизируемое государственное или муниципальное предприятие или преобразование его в акционерное общество (товарищество) его руководитель обязан заключить коллективный договор с трудовым коллективом, если последним будет принято такое решение;

- высвобождение работников приватизированных предприятий и их трудоустройство регулируется законодательством Республики Марий Эл о труде и занятости;

8.5. Каждый член трудового коллектива имеет право принять участие в приобретении акций акционерных обществ, создаваемых в процессе приватизации, или стать учредителем акционерного общества (товарищества) с целью приобретения имущества государственного предприятия при продаже его на конкурсе или аукционе.